Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конспект'
- Тогда сейчас мы узнаем, так ли хорошо вы их помните. Перед вами отрывки из нескольких русских народных сказок. Вам надо их прочитать и вставить про...полностью>>
'Документ'
Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804 года в городе Ландсгуте в Баварии. Его семья была достаточно передовой для того времени и придерживалась прогрес...полностью>>
'Урок'
В качестве домашнего задания учащимся было предложено прочитать рассказ «Срезал» и статью Шукшина «Как я понимаю рассказ», записать её основные полож...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится « » 2007 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 14.50.11 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора истори...полностью>>

Методическая разработка на тему «Особенности литературного развития младших школьников в специальной (коррекционной) школе II вида»

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«ГС(К)ОУ школа – интернат №5» г. Калуги

Научно – методическая разработка на тему «Особенности литературного развития младших школьников в специальной (коррекционной) школе II вида».

Выполнила:

Седякина Елена Анатольевна

Калуга – 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………. .3
Глава 1

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха………………4 -7

Глава 2

Литературное развитие в структуре целостного развития школьника………………….8-9

Глава 3

Структура семантического поля словаря…………………………………………….........10

Глава 4

Речевое развитие младших слабослышащих школьников и его влияние на изучение литературы…………………………………………………………………………………..11-14

Глава 5

Литературное развитие слабослышащих младших школьников в условиях современной концепции обучения………………………………………………………………………...15-23

Заключение………………………………………………………………………………….24

Приложения………………………………………………………………………………25-35

Литература………………………………………………………………………………….36

Введение

Актуальность исследования: цель современного образования - формирование культуры личности, ее духовное и нравственное развитие. Литературное образование решает эту задачу путем подготовки квалифицированного читателя. Современный «квалифицированный читатель» - это читатель, который владеет всем набором необходимых навыков для продуктивного чтения: глубоко и полно воспринимает прочитанное произведение, осмысливает и оценивает идейно-тематическое содержание и эмоционально-эстетическое своеобразие произведения в их единстве.

Слабослышащие люди, вступающие в самостоятельную жизнь, имеют недостаточное литературное и эстетическое развитие. Они испытывают значительные трудности в эстетическом восприятии читаемого, не владеют умениями работать с художественным текстом, не отличают высокохудожественные произведения от малохудожественных. Недостатки литературного образования слабослышащих объясняются не только особенностями их общего и речевого развития, но и отсутствием преемственности в литературном образовании начального и последующих этапов обучения. Уроки чтения в специальной школе рассматриваются лишь как пропедевтические к изучению литературы в средней школе. Поэтому понимание произведения как системного целого у школьников выпускных классов начальной школы находится на репродуктивном уровне. Потеря восприятия элементарных эстетических качеств художественных произведений к концу обучения в начальной школе наводит на мысль, что причину этого процесса следует искать в самом обучении.

Цель исследования: определение особенностей литературного развития слабослышащих младших школьников в условиях современной концепции обучения.

Задачи исследования:

Изучить психологическую, социально – педагогическую литературу по теме.

Дать характеристику психолого – педагогических особенностей детей с нарушениями слуха.

Экспериментальное изучение словаря детей, обработка данных, характеризующих особенности лексики детей.

Раскрыть особенности речевого развития слабослышащих младших школьников и его влияние на изучение литературы.

Гипотеза: литературное образование в начальной школе может стать фактором развития учащихся как читателей.

Методы исследования: метод теоретического анализа и обобщения научной литературы, метод наблюдения за педагогической практикой обучения слабослышащих младших школьников, метод беседы с учителями, метод изучения школьной документации, анкетирование, психолингвистический эксперимент.

Глава 1

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха

Нормальный слух ребенка может быть поврежден до рождения, в младенческом возрасте и в детстве под воздействием различных факторов. Среди всего многообразия проявлений нарушений слуха специалисты различают кондуктивные и сенсоневральные нарушения слуха. При таком типе нарушений слуха внутреннее ухо функционирует нормально. Таким образом, причина нарушений заключается в передаче звуков и локализована либо во внешнем, либо в среднем ухе. Когда проблема возникает в среднем ухе, она чаще всего носит временный характер и излечима. Кондуктивные нарушения слуха можно смоделировать, если заткнуть пальцами уши. Звуки извне будут тише, в то время как ваш собственный голос будет звучать громче. Далее приведены наиболее типичные причины кондуктивных нарушений слуха у детей.

Сера. Так как у детей наружный слуховой проход достаточно узкий, иногда щелевидный, то в результате повышенного серообразования в ухе может образоваться серная пробка и блокировать путь звуку к барабанной перепонке. Излишки серы размягчаются специальными каплями и вымываются из уха врачом-отоларингологом. Когда сера находится в глубине наружного ушного прохода ребенка, нельзя использовать ватные тампоны, так как есть риск протолкнуть серу к барабанной перепонке и повредить ее.

Инородные тела. Инородные тела в ухе, обычно округлой формы, например, бусинки, кусочки еды, могут блокировать передачу звуковых волн или повредить барабанную перепонку. При этом необходимо обязательно обратиться к врачу-отоларингологу с целью извлечения инородных предметов из уха, так как существует опасность повреждения ушного канала и барабанной перепонки.

Воспаление после купания. Это болезненное бактериальное воспаление может быть причиной припухлости слухового прохода и временной потери слуха. Она может наступить, если слуховой проход остается влажным после купания или плавания.

Воспаление среднего уха. Воспаление среднего уха это понятие, распространяющееся на целый ряд заболеваний среднего уха, и является наиболее частой причиной возникновения нарушения слуха у детей (25-40% всех заболеваний органа слуха). Наиболее часто болеют дети в возрасте до 3-х лет, что составляет 71-75% всех детей, перенесших средний отит.

Письменная речь. Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов. В самостоятельной письменной речи глухих отмечаются и недостатки в логичности и последовательности изложения событий. У глухих детей затруднено планирование излагаемого материала. При изложении они иногда дают описание частностей, упуская главное.

Дактильная речь. Глухие ученики, овладевшие дактилологией, лучше осваивают звуковой состав слова. У них образуются условные связи между звуковым и дактильным образом слова. Но в тех случаях, когда произношение слова расходится с его написанием, дактилология может оказывать отрицательное влияние на усвоение звукового состава речи.

Дактилология, как и устная речь глухих, строится на основе кинестетических ощущений. При мыслительных операциях у глухих возникали импульсы не только в артикуляторном аппарате, но и в мышцах рук, пальцев.

При хорошем овладении самой техникой дактилирования дактилология незначительно влияет на темп устной речи и слитность произношения. При плохом владении техникой дактилирования слитность произношения, внятность речи существенно страдают.

Дактильная речь является вспомогательным средством при овладении письменной речью, при чтении с губ речи окружающих глухими.

Мимико-жестовая речь. Первые мимические жесты, которыми пользуется глухой ребенок, очень примитивны, естественны (например, он указывает на предмет, если хочет что-то попросить), Постепенно они усложняются, принимают условный характер, начиная выполнять функцию общения. Мимико-жестовая речь возникает на основе ощущений зрительных и двигательных.

Мимико-жестовая речь служит средством общения и познания окружающего мира.

Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности глухих детей, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания. Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. Так, глухие дошкольники, имеющие глухих родителей, не отличаются от слышащих сверстников по эмоциональным проявлениям, по числу интеллектуальных эмоций, тогда как в поведении глухих детей, имеющих слышащих родителей, наблюдается бедность эмоциональных проявлений — меньшее их количество и разнообразие. В младшем школьном возрасте глухие дети глухих родителей более общительны со сверстниками, более любознательны, у них наблюдается стремление доминировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению.

В подростковом возрасте, у глухих детей глухих родителей наблюдается более точное представление о самих себе, своих возможностях и способностях, более адекватная самооценка по сравнению с глухими детьми слышащих родителей. Эти особенности могут объясняться тем, что на начальных этапах развития слышащие родители не могут вызвать своих глухих детей на эмоциональное общение, хуже понимают их желания и потребности, часто опекают своего ребенка, неохотно предоставляя ему свободу и самостоятельность. Все это усиливает зависимость глухих детей от взрослых, формирует такие личностные черты, как ригидность, импульсивность, эгоцентричность, внушаемость. У глухих детей возникают трудности с развитием внутреннего контроля за своими эмоциями и поведением, у них замедлено формирование социальной зрелости.

В младшем и старшем подростковом возрасте большое влияние на развитие личности глухих детей оказывают условия обучения и взрослые, осуществляющие это обучение. На самооценку детей с нарушением слуха влияют мнения учителей. Черты личности, которые они оценивают как положительные, часто связаны с учебной ситуацией: это внимательность на уроках, умение решать задачи, аккуратность, трудолюбие, успеваемость. К ним добавляются собственно человеческие качества: чуткость, умение прийти на помощь.

У глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий.

Глава 2

Литературное развитие в структуре целостного развития школьника

Целостное развитие ребенка – многогранный процесс, который определяется следующими показателями, соответствующими возрастной норме: психофизическое развитие, самостоятельность и определенный уровень сформированности ценностных ориентаций, а также адекватные полу ребенка интересы и способы поведения (М. В. Крулехт, 1996).

Научное рассмотрение проблемы литературного развития школьников – одна из ключевых проблем методики обучения чтению. Литературное развитие трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный процесс «развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями». (Д. Н. Молдавская 1976)

Психолого – педагогические исследования показывают, что литературное развитие детей с нарушениями слуха в начальной школе может быть эффективным лишь в условиях специально организованного коррекционно – развивающего обучения. При этом и сам процесс обучения, и формирование слабослышащих как читателей отличается своеобразием.

С точки зрения авторов О. А. Красильниковой, М. И. Никитиной, нарушение словесного общения частично изолирует ребенка с нарушениями слуха от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на сознании своих и чужих эмоциональных состояний. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний ребенка с нарушениями слуха, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.

Психологами второй половины XX века выявлены значительно большие возможности детей младшего школьного возраста, по сравнению с теми, которые были известны и считались незыблемыми. Стало очевидно, что прежние нормы, прежние стандарты развития детей устаревают. Сейчас для психологической периодизации ученые ориентируются не только на уровень созревания, но и на характер воспитания и деятельности ребенка. Им приходится учитывать не только то, что есть в ребенке, но и то, чем он может овладеть с помощью конкретного влияния воздействия педагога.

Данные психологов Л.С. Выготского (1983), А. Н. Леоньева (1965), А. Р. Лурии (1975, 1979), Д. Б. Эльконина (2001), В. В. Давыдова (1976, 1996) подтверждают принципиально оптимистический взгляд на способности ребенка. Расширение учебных возможностей в педагогическом процессе обучения – одна из основных психолого – педагогических проблем. Сегодня в науке наблюдаются тенденции, направленные на необходимость формирования иной модели развития. Это можно отметить в разработанной П. Я. Гальпериным теории поэтапного формирования умственных действий. Поскольку ребенок не приобретает мыслительной деятельности в готовом виде, а лишь учится мыслить, усваивать мыслительные операции в результате выполнения определенных действий, то задача педагогов научиться управлять этим процессом, т.е. не только контролировать результат, но и формировать его: «Такая идея открывает реальную возможность управления процессом формирования умственной деятельности человека» (П. Я. Гальперин 1979).

В психолого – педагогической литературе особая роль отводится проблемному обучению. Возможности его рассматриваются и в сурдопедагогике. Так, М. И. Никитина вводит проблемно – эвристический, или исследователький, метод в методику обучения литературному чтению. В ходе анализа литературного произведения перед учениками ставится проблемная задача. Слабослышащие ученики подбирают эпизоды из художественного произведения, анализируют их, рассуждают и доказывают, что вызывает активную мыслительную деятельность.

Итак, изучение педагогического опыта свидетельствует о выявлении зависимости восприятия и осмысления литературного произведения от особенностей психического развития слабослышащих школьников. Поэтому одним из направлений литературного развития является изучение резервов познавательной (внимания, памяти, воображения) и эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха.

Глава 3

Структура семантического поля словаря

СЛ Норма

Глава 4

Речевое развитие младших слабослышащих школьников и его влияние на изучение литературы

Речь рассматривают и как деятельность, и как результат деятельности и характеризуют ее обычно через сопоставление с языком: язык (код) – средство общения, речь – производимый с помощью языка вид общения. (Л. С. Выготский. 1983; А. А. Леонтьев 1969.).

В отличие от нормально слышащих детей слабослышащие дети из-за крайних затруднений в восприятии речи окружающих не могут в достаточной мере овладевать речью в раннем возрасте. Неполноценное восприятие речи окружающих лишает детей возможности расслышать звуковой состав слов. Речь звучит для этих детей как неясные, нечленораздельные, искаженные и притом неконстантные (непостоянные) звуковые комплексы. В этих условиях оказывается невозможным или в очень малой мере возможным подражание речи окружающих и усвоение значений слов, фраз, выражений.

В зависимости от степени нарушения слуха, от педагогических условий развития ребенка, от времени возникновения слухового дефекта слабослышащие дети поступают в школу с нарушенной в различной степени речью.

Специальная школа для слабослышащих детей – это своеобразная школа речи, в которой ученики учатся не только говорить, но и понимать обращенную к ним речь. Почти полное отсутствие у них речи создает условия, при которых возможно лишь наглядно-образное отражение действительности. Перед специальной школой стоит задача обучать речи так, чтобы у слабослышащих учащихся развивалась способность отражать действительность при помощи словесной речи. Это значит , что в корригирующем процессе эти дети должны усваивать те обобщения, которые заключены в нашей речи и которые отличаются от обобщений, свойственных наглядно-образному мышлению. Этим особенно усложняется отбор языкового материала, предлагаемого слабослышащим детям для усвоения. Требуется также особая методика и последовательность его преподнесения с таким расчетом, чтобы помочь учащимся постепенно переходить к более отвлеченному и обобщенному отражению окружающих предметов и явлений.

Перед учителем стоит задача обеспечить не только усвоение значений слов, обозначающих конкретные предметы , действия, признаки предметов, но и постоянные накопления слов с абстрактными значениями. Именно поэтому, работа над речью органично входит в каждый урок не только языку, но и по всем другим учебным предметам.

Сурдопедагогами выявлены отклонения в развитии речи слабослышащих:

нарушение произношения, своеобразное развитие словарного запаса и грамматического строя языка, ограниченное понимание речи окружающих и затрудненное восприятие смысла читаемого текста.

    1. Проблемы методики обучения чтению слабослышащих младших школьников

Изучение опыта работы учите­лей, наблюдения за учениками на уроках чтения и литературы в специальной (коррекционной) школе 2 вида выявляют серьез­ные проблемы в подготовке учащихся. Перечислим эти проблемы:

  • В соответствии с про­граммными требованиями на этапах ра­боты с текстом художественного произ­ведения учителя больше внимания уде­ляют изучению фактической стороны произведения, меньше — эмоционально­ целостному восприятию художествен­ного текста. Однако этого недостаточно для полноценного осмысления прочи­танного, с одной стороны, а с другой, такого рода деятельность не работает на развитие читателя, поскольку опирается на уже созревшие функции, не затраги­вая зону ближайшего развития ребенка. Вследствие этого слабослышащие школьники при переходе в среднюю школу испытывают большие трудности при чтении и изучении художественной литературы.

  • В сурдопедагогике изу­чены лишь отдельные направления ме­тодики обучения чтению слабослыша­щих школьников. Учеными выявлена специфика речевого развития слабо­слышащих, отмечены трудности осмыс­ления читаемого произведения, опреде­лены пути и средства коррекционной работы на уроках чтения (Р. М. Боскис, К. В. Комаров, Л. В. Назарова, Л. В. Ни­колаева). Значительных успехов достиг­ла методика, в которой сочетаются ме­тоды работы при изучении художест­венных текстов (М. И. Никитина). Сур­допедагогами выявлены уровни воспри­ятия литературных произведений слабо­слышащими учащимися (М. И. Никити­на). Исследованы речевые высказывания слабослышащих школьников на уроках чтения (А. А. Штойко). Однако в сурдо­педагогике отсутствует единый подход к формированию целенаправленной чита­тельской деятельности младших слабо­слышащих школьников. Недостаточная теоретическая разработанность и отсут­ствие необходимого методического ос­нащения делает чрезвычайно сложным для учителя специальной школы реше­ние задачи формирования квалифициро­ванного читателя.

  • В последние годы в педа­гогике начальной школы все настойчи­вее звучит мысль о необходимости единой системы литературного образо­вания учащихся с первого по одинна­дцатый класс. Учеными-педагогами соз­даны разнообразные программы литера­турного образования младших школь­ников, объединенные общей идеей раз­вития личности и воспитания читателя (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, З. И. Ро­мановская, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, М. П. Воюшина и др.). Учителя-сурдо­педагоги, работая по программе специ­альных (коррекционных) образователь­ных учреждений, стремятся внести но­ваторские идеи и коррективы в про­грамму специального обучения; само­стоятельно решают вопросы, касающие­ся содержания обучения на уроках чте­ния, выбора разных подходов к обуче­нию чтению, использования учебников.

Необоснованные поиски учителей­ сурдопедагогов не приводят к положи­тельным результатам в развитии млад­ших слабослышащих школьников. Пе­ренос систем обучения чтению из мето­дики общеобразовательных школ в практику коррекционных учреждений осуществляется стихийно, без научного переосмысления.

  • Тревожным сигналом свидетельствующим о неблагополучии в области литературного образования сла­бослышащих школьников, является снижение их интереса к чтению литера­туры. В исследованиях сурдопедагогов последнего десятилетия (М. И. Никити­на, Е. Л. Гончарова, Е. А. Горбунова, О. А. Красильникова) отмечается, что круг интересов большинства слабослы­шащих учащихся младших классов ос­тается ограниченным. Они читают лишь программные произведения. Исследова­ния показывают, что многие младшие слабослышащие школьники неохотно и мало читают по ряду причин. К ним можно отнести спад интереса к чтению в обществе; наличие других источников информации, помимо чтения (телевиде­ние, компьютер, и др.); к сожалению, в специальной школе уроки внеклассного чтения часто заменяются другими уро­ками (уроками развития речи, уроками валеологии, краеведения). Существуют и специфические причины, характерные только для данной категории учащихся. Это снижение слуховой функции, рече­вое недоразвитие слабослышащих, осо­бенности развития их мыслительных процессов и особенности осмысления ими читаемых текстов.

Итак, можно отметить, что на уроках литературного чтения в системе начального образования не предусматривается формирование способности воспринимать литературу как искусство слова. Внимание сосредотачивается главным образом на объяснении прочитанного. Литературный персонаж воспринимается наивно – реалистически, причем анализ поведения героя и качеств его характера оказывается весьма упрощенным и поверхностным. Вопросы, направленные на выяснение настроения героя, вызывают у школьников затруднения и даже недоумение. Отмечается тяготение к дословному воспроизведению текста при ответе на вопрос о смысле произведения.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости модернизации литературного развития слабослышащих школьников в системе начального обучения.

Глава 5

Литературное развитие слабослышащих младших школьников в условиях современной концепции обучения

Изучение педагогического опыта свидетельствует о необходимости построения системы литературного развития младших слабослышащих школьников. Изучая передовой опыт, я обращаю внимание на специальные задания, ситуации, условия, при которых эффективно происходит литературное развитие школьников. В практической деятельности использую элементы концепции литературного развития младших слабослы­шащих школьников, созданной О. А. Красильниковой.

5.1 Цель, задачи и принципы начального этапа литературного развития

Литературное развитие рассматрива­ется как возрастной и одновремен­но учебный процесс развития способно­сти к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений со­знательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями, а также как процесс развития собственного ли­тературного творчества.

Ведущими целями обучения должны стать: введение слабослышащего ребен­ка в мир художественной словесности и формирование соответствующих возрас­ту полноценных читательских позиций школьников. Достижение поставленных целей требует решения следующих об­разовательных задач:

  • формирование навыка чтения (бег­лого, правильного, осознанного, вырази­тельного);

  • обогащение активного и пассивно­го словаря и развитие связной речи уча­щихся;

  • коррекция произношения, развитие мышления, воображения, эмоций;

  • формирование читательской дея­тельности;

  • формирование читательских уме­ний;

  • развитие читательских позиций школьников;

  • формирование литературно-твор­ческих умений;

  • формирование читательских уме­ний и интереса к чтению.

Специфика начального этапа лите­ратурного образования при изучении литературного текста заключается в том, что слабослышащих школьников надо не только учить чувствовать текст и по­нимать литературное произведение, но и совершенствовать их навык чтения. По­этому анализ произведения опирается на навык чтения и вторичное прочтение текста, предшествующего его анализу. Формирование навыка чтения предпо­лагается в актуальных для читательской деятельности аспектах: техническом и смысловом. Техническая сторона охва­тывает такие компоненты навыка чте­ния, как способ чтения, правильность чтения, беглость или темп.

В современной методике обучения грамоте слабослышащих школьников принят принцип слогового (позиционно­го) чтения, то есть с самого начала школьники ориентируются на слог как единицу чтения. Продуктивными спосо­бами чтения считаются: плавное слого­вое; плавное слоговое с целостным про­чтением отдельных слов; чтение целыми словами и группами слов. Детей надо побуждать к естественному переходу от плавного слогового чтения к чтению це­лыми словами и группами слов.

Под правильностью чтения понима­ется воспроизведение слов (и текста) без искажений — точная передача слого­буквенного состава, его грамматической формы, отсутствие пропусков и пере­становок слов в предложении. Важной характеристикой технической стороны является беглость чтения — соблюде­ние определенного темпа, то есть опре­деленного количества слов, произноси­мых в минуту.

Смысловая сторона навыка чтения включает понимание прочитанного (со­знательность) и выразительность про­изнесения текста. Выразительность — чтение с соблюдением грамматических и логических пауз, с выделением логи­ческих ударений, с изменением темпа и ритма в зависимости от смысла читае­мого. Выразительность чтения как каче­ство формируется в процессе анализа содержания произведения. Работе над выразительным чтением предшествует тщательный анализ художественного произведения, а потому ее лучше прово­дить на заключительном этапе урока, когда уже завершен анализ формы и со­держания произведения.

К смысловой стороне навыка чтения относится сознательность чтения. Со­знательность чтения обусловлена мно­гими факторами — пониманием млад­шими школьниками содержания читае­мого текста, его образов и роли исполь­зованных художественных средств, а также правильным собственным отно­шением ученика к изображаемому авто­ром событию или явлению. Сознатель­ное чтение текста основывается на том, что учащиеся уже овладели техникой чтения, и сам процесс не вызывает у них затруднений и протекает довольно бы­стро. Для того чтобы текст был воспри­нят сознательно, проводится анализ его содержания и художественных средств изображения в ходе читательской дея­тельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ii всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по экологической проблематике

    Конкурс
    Биологические основы лесного хозяйства: практикум для подготовки дипломированных специалистов по специальности 250401 «Лесоинженерное дело» (очная форма обучения)
  2. Пояснительная записка Вданном сборнике представлены программы по общеобразовательным предметам для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида (для умственно отсталых детей)

    Пояснительная записка
    В данном сборнике представлены программы по общеобразовательным предметам для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида (для умственно отсталых детей).
  3. Библиографический указатель литературы на русском языке за 1994-2000 годы

    Библиографический указатель
    Наше библиографическое пособие — попытка информации о литературе, освещающей проблемы чтения детей и подростков в разных аспектах: с точки зрения философии и культурологии, литературоведения и книгоиздания, психологии и социологии,
  4. В. В. Шмидт, В. Р. Шмидт диагностико коррекционная работа с младшими школьниками москва 2005

    Книга
    Диагностические и развивающие программы, включенные в книгу, помогают как можно раньше выявить школьные трудности ребенка и подобрать наилучший путь их преодоления.
  5. Понкин И. В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации // Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв ред и сост д. ю н., проф. М. Н

    Документ
    Понкин И.В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв.

Другие похожие документы..