Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Обладатель мощнейшего промышленного потенциала (рост объемов промопроизводства здесь опережает среднероссийский), высококвалифицированных кадров и вы...полностью>>
'Публичный отчет'
Миркина Екатерина Петровна, аудитор, возглавляла аудиторскую проверку ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА "СТРОМКОМБАНК...полностью>>
'Документ'
Развитие социальной сферы характеризуется сохранением устойчивой ситуации на рынке труда, удержанием уровня безработицы в социально допустимых предела...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится " " 2009 года в часов на заседании диссертационного совета Д.208.008.03 при ГОУ ВПО Волгоградский государственный медицинс...полностью>>

В местном управлении и самоуправлении республики беларусь

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УДК 352:32.019.5:659.4 (476)

ТИШКЕВИЧ

Михаил Яковлевич

ТЕХНОЛОГИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

В МЕСТНОМ УПРАВЛЕНИИ И САМОУПРАВЛЕНИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

по специальности 23.00.02 – политические институты, процессы и технологии

Минск, 2011

Работа выполнена в Белорусском государственном университете

Научный руководитель -

КИШКЕВИЧ Адам Данилович

кандидат философских наук, доцент, декан факультета международного права и юридической психологии частного учреждения образования

«БИП – Институт правоведения»

Официальные оппоненты:

ВАТЫЛЬ Виктор Николаевич

доктор политических наук, профессор,

заведующий кафедрой политологии

УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы»

БЕЛЯВЦЕВА Дина Владимировна

кандидат политических наук, доцент

кафедры политологии

УО «Белорусский государственный

экономический университет»

Оппонирующая организация -

УО «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова»

Защита состоится «18» мая 2011 г. в 14.00 часов на заседании совета по защите диссертации Д 02.01.18 при Белорусском государственном университете по адресу: 220030 г. Минск, ул. Ленинградская 8, корпус юридического факультета БГУ, ауд. 407; телефон ученого секретаря: 209 55 58.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Белорусского государственного университета.

Автореферат разослан « » апреля 2011 г.

Ученый секретарь

совета по защите диссертаций Н.П. Денисюк

Подписано в печать 08.04.2011. Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л. 1,4.

Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 60 экз. Заказ № 151

Издатель и полиграфическое исполнение:

учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

ЛИ № 02330/0549481 от 14.05.2009.

ул. Советская, 104, 246019, Гомель

ВВЕДЕНИЕ

Белорусское общество переживает сегодня противоречивое и сложное состояние, вызванное многочисленными мировыми трансформационными процессами. В сложившихся условиях особую важность приобретает проблема выработки и построения новой стратегии развития политической системы, основывающейся на принципах консенсуса, открытого партнёрства власти и общества. В этой связи возрастает интерес к такому относительно новому виду деятельности в сфере политики и государственного управления – технологии связей с общественностью (англ. Public Relations), являющейся проводником взаимных интересов власти и общества.

Сегодня мы можем говорить о связях с общественностью как о политико-управленческой технологии, играющей важную роль в расширении границ управления, в работе правительств и государственных институтов. Особенно важно то, что связи с общественностью утверждаются и развиваются как направление деятельности и образ взаимодействий социальных субъектов в русле формирующейся демократической культуры общения в нашей стране. Сам факт возникновения и эволюции подобной деятельности предполагает ее изучение. При изучении процесса демократического развития белорусского общества уместно обратиться, прежде всего, к проблемам местной власти.

В послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчёркивает: «Главное, из чего мы исходим, – сделать власть на местах более ответственной перед людьми, приближённой к каждодневным проблемам и заботам конкретного человека»1. Исследование механизмов функционирования связей с общественностью в местном самоуправлении особенно актуально в свете развития в республике гражданского общества. Такой интерес обусловлен основными целями технологии связей с общественностью в местном управлении и самоуправлении – постоянно информировать общественность о политике органов местного управления и самоуправления, их повседневной деятельности; предоставлять общественности возможность высказать свое мнение о новых проектах до принятия окончательных решений; информировать общественность о работе системы местного управления и самоуправления, разъяснять гражданам их права и обязанности; развивать у людей чувство гражданской и социальной ответственности; способствовать гармонизации личных и общественных интересов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Связь работы с крупными научными программами (проектами) и темами

Диссертационное исследование выполнено в рамках научно-исследовательской работы, проводившейся в соответствии с основными направлениями государственной программы фундаментальных и прикладных научных исследований в области гуманитарных и социальных наук Республики Беларусь на 2006–2010 гг. Диссертация выполнена в процессе участия автора в научно-исследовательской работе кафедры политической социологии УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины» по темам: ГБ 06-22 «Научно-методическое обеспечение самостоятельной управляемой работы студентов (СУРС) по учебным курсам политологии и социологии» (срок выполнения 2006–2010 гг.), «Мнение населения Гомельской области о состоянии работы органов государственного управления и государственных учреждений по дебюрократизации государственного аппарата» (Договор № 3 от 21. 05. 2007) и «Мнение населения Гомельской области о работе органов исполнительной власти» (Договор № 1 от 18. 02. 2008).

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является определение сущности, содержания и главных характеристик технологии связей с общественностью в местном управлении и самоуправлении и обоснование предложений по совершенствованию деятельности по связям с общественностью на местном уровне управления и самоуправления Республики Беларусь.

В соответствии с указанной целью были поставлены и решены следующие задачи:

  • уточнить содержание понятия «технология связей с общественностью» в политической науке и дать его авторскую трактовку;

  • дать определение основных элементов технологии связей с общественностью и показать особенности её функционирования в политике и государственном управлении современного общества;

  • определить роль технологии связей с общественностью во взаимоотношениях граждан, социальных групп и государства на местном уровне управления и самоуправления;

  • выявить особенности функционирования технологии связей с общественностью в системе местного управления и самоуправления Республики Беларусь;

  • выработать и обосновать рекомендации по совершенствованию деятельности по связям с общественностью в местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь, включая анализ результативности взаимоотношений органов местной власти и граждан.

Объектом исследования являются связи с общественностью как политико-управленческая технология. Выбор объекта диссертационного исследования обусловлен необходимостью глубокого изучения проблем политического участия, политических процессов, институтов и технологий, исследованием различных аспектов взаимодействия гражданского общества и государства. Актуальной задачей представляется и обновление понятийного аппарата отечественной политической науки, преодоление односторонности подходов и трактовок связей с общественностью, сложившейся в отечественной политической науке.

Предмет исследования – деятельность по связям с общественностью в местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь. Данный аспект деятельности органов местного управления и самоуправления недостаточно изучен и представлен в отечественной политической науке.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

  • связи с общественностью – политико-управленческая технология, обеспечивающая процесс установления, развития и поддержания отношений с общественностью. Постоянные, долговременные, основанные на доверии и взаимопонимании, отношения с общественностью являются критически важным, необходимым элементом системы местного управления и самоуправления современного общества, поскольку противостояние со стороны общества или его отдельных групп целям и решениям органов местного управления и самоуправления выражается в кризисах управления;

  • связи с общественностью имеют системный характер, включая в себя ряд взаимосвязанных элементов: рекламирование, формирование имиджа, лоббирование, экспертные оценки, средства массовой информации, консультативную деятельность, выполняющих в системе связей с общественностью функции по разработке и реализации управленческих программ по связям с общественностью;

  • посредством формирования, поддержания и оценки долгосрочных взаимоотношений между органами местного управления и самоуправления, стратегическими целевыми группами населения, заинтересованной общественностью в целом расширяются возможности представительства интересов людей, социальных групп, генерируется контекст, в рамках которого становится возможным разрешение возникающих конфликтов на мирной, компромиссной основе;

  • в местном управлении и самоуправлении технология связей с общественностью – это деятельность по планированию, имплементации и оценке коммуникативных программ, способствующих развитию и поддержанию эффективного управления отношениями и коммуникациями между органами местного управления и самоуправления и членами локальной общности, интересы которой эти органы представляют;

  • деятельность по связям с общественностью органов местного управления и самоуправления Республики Беларусь организационно и функционально реализуется в информационно-идеологической работе структурных подразделений соответствующих органов власти, общественных объединений граждан и является составной частью процесса управления и самоуправления на местном уровне.

Личный вклад соискателя

Диссертация является целостным, завершённым исследованием, проведенным автором лично. Постановка проблемы, её изучение, научный анализ и полученные выводы – результат многолетней научной работы. В рамках практической реализации теоретических положений, изложенных в данной работе, автором были разработаны и, в составе творческого коллектива на базе Гомельского социологического центра «Оракул», осуществлены региональная программа по связям с общественностью и проведение цикла семинаров по применению методик связей с общественностью для налаживания деловых, социально-гуманитарных отношений между партнёрами в регионе.

Практической частью программы стал выпуск информационного бюллетеня «Чернобыль – общественные связи» (№ 1–6. – 1996), посвященного проблемам, связанным с преодолением последствий Чернобыльской аварии. Подготовлен и опубликован курс лекций по политологии для студентов заочной формы обучения с использованием материалов диссертационного исследования. По заданию Главного управления идеологической работы Гомельского облисполкома диссертантом, в составе ВНК, проведены конкретные социологические исследования «Мнение населения Гомельской области о состоянии работы органов государственного управления и государственных учреждений по дебюрократизации государственного аппарата» (2007) и «Мнение населения Гомельской области о работе органов исполнительной власти» (2008).

Диссертант принял участие в составлении анкет, руководстве полевыми исследованиями и интерпретации полученных статистических данных. В соавторстве с А.П. Касьяненко подготовлены и опубликованы два практических руководства по результатам конкретных социологических исследований «Мнение населения Гомельской области о состоянии работы органов госуправления и госучреждений по дебюрократизации государственного аппарата»: практическое руководство для студентов специальности 1-26.01.01 «Государственное управление» / А.П. Касьяненко, М.Я. Тишкевич ; Гомел. гос. ун-т. – Гомель, 2008. – 56 с., «Мнение населения Гомельской области о работе органов исполнительной власти»: практическое руководство для студентов специальности 1-26.01.01 «Государственное управление» / А.П. Касьяненко, М.Я. Тишкевич ; Гомел. гос. ун-т. – Гомель, 2008. – 52 с. По результатам конкретных социологических исследований автором выработаны предложения по совершенствованию деятельности по связям с общественностью в органах управления на местном уровне. Положения, выносимые на защиту, и выводы сформулированы автором самостоятельно.

Апробация результатов диссертации

Основные теоретические положения, а также выводы диссертационного исследования прошли апробацию на следующих международных и республиканских научных конференциях: 1) Международная научная конференция, посвящённая 5-ти летию образования ГомГМИ, (Гомель, 9–10 ноября 1995 г.). 2) Гомельская городская научно-методическая конференция «Актуальные вопросы научно-методической работы» (Гомель, 14–15 мая 1998 г.). 3) Международная научно-практическая конференция «Становление гражданского общества в Беларуси в контексте стратегии устойчивого развития» (Минск, 24–26 мая 1999 г.). 4) Международная научно-практическая конференция, посвящённая 80-летию БГУ, (Минск, 27–28 ноября 2001 г.). 5) Международная научно-практическая конференция «Феномен коммуникации в социально-гуманитарном знании и образовании» (Минск, 9–11 апреля, 2002.). 6) Научно-практическая конференция «Макроэкономические и институциональные проблемы общества с переходной экономикой» (Гомель, 4 февраля 2003 г.). 7) Гомельская городская научно-практическая конференция «Система демократического гражданского образования: сущность, проблемы, механизмы реализации» (Гомель, 13 февраля 2003 г.). 8) Гомельская городская научно-практическая конференция, посвящённая 60-летию освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков. (Гомель, 20 ноября 2003 г.). 9) Республиканская научно-практическая конференция «Правовое обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь в контексте интеграционных процессов» (Гомель, 6–7 апреля 2006 г.).

Опубликованность результатов диссертации

Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 17 научных работах, из них: 4 статьи в изданиях Республики Беларусь, входящих в Список научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований (2, 55 а. л.), 1 статья в сборнике и 6 материалов конференций, 3 тезисов, 3 публикации в учебно-методических материалах.

Структура и объём диссертации

Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, трёх глав, содержащих 7 разделов, заключения и библиографического списка. Полный объем диссертации составляет 125 страниц, в том числе, основной текст занимает 108 страниц, из них рисунки размещены на 2 страницах. Библиографический список состоит из 225 наименований, включая собственные публикации автора, и занимает 17 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе «Связи с общественностью как проблема политологического исследования» анализируются различные подходы к понятию «связи с общественностью», раскрывается его сущность, а также место политико-управленческой технологии связей с общественностью в политической системе общества.

Первый раздел «Обзор литературы по теме исследования» посвящён анализу различных трактовок понятия «связи с общественностью» в научной литературе, раскрытию его сущности и признаков. Связи с общественностью – многогранное явление, поэтому в научной литературе отсутствует единый подход к его пониманию. Первый теоретик и выдающийся практик в области связей с общественностью Э. Бернайс (Е. Berneys) отмечал стремительное усложнение общественной жизни в начале, первой трети ХХ века, как следствие нового этапа социально-экономического развития общества. Он предложил концепцию социальных отношений, способную в новых условиях оптимизировать отношения управляющих и управляемых. В более широком смысле, отношения различных общественных субъектов, реализующих свои интересы в окружающей их социальной среде. Совокупность таких отношений, средств и методов, способствующих представлению и продвижению в окружающей субъекта социальной среде, его интересов, а также соответствующую концепцию, Э. Бернайс определил как связи (отношения) с общественностью, (англ. Public Relations).

Современное понимание этого социально-политического феномена исходит из того, что связи с общественностью являются зонтичным или родовым термином для широкого диапазона наименований и видов деятельности. Связи с общественностью имеют много определений, представляющих различные аспекты понимания этого социально-политического феномена. В.А. Мельник рассматривает связи с общественностью (PR) в политике как рекламную кампанию, а «черный» PR – как использование информации, порочащей политических конкурентов. Н.А. Антанович относит связи с общественностью к политическому менеджменту. Американский специалист в области связей с общественностью Ж. Авад [J. Awad] полагает, что связи с общественностью – это функция управления, которая анализирует общественные точки зрения, определяет политику и процедуры отдельного человека или организации с учетом общественных интересов. Р. Симон [R. Simon] полагает, что связи с общественностью – это искусство и наука, которая анализирует тенденции развития, прогнозирует их последствия.

Коммуникационный аспект связей с общественностью представлен в работах М.Н. Грачёва, В. Моисеева, Ф.П. Сайтэла, Ф.И. Шаркова, С. Катлипа и А. Сентера (S. Cutlip, A. Center), О. Лербингера и А. Салливана (O. Lerbinger, A. Sullivan). Преимущественно функциональный подход к связям с общественностью представлен в работах Х.Д. Баркеро Кабреро, С. Блэка, Ф.А. Буари, М. Вилларда, С.К.Д. Джееманне, Н.Г. Зяблюка, Ж. Авада. Важный аспект связей с общественностью – создание образа (имиджа), рассматривается в работах Ж.П. Бодуана, С. Голдмена, Г.Г. Почепцова, И. Росса (I. Ross). М.Г. Анохин, Э.А. Капитонов, Е.Н. Пашенцев, О.Н. Савинова, Ч. Стейнберг (Ch. Steinberg) рассматривают организационную сторону деятельности по связям с общественностью внутри организации и работу таких подразделений как с «внутренней» общественностью организаций, так и с «внешней». Коммуникация в организациях рассматривается в работе Э. Роджерс и Э. Агарвала-Роджерс.

На обширном историческом материале и в более широком социально-культурном контексте рассматривают социальную коммуникацию французские авторы Ф. Брэтон и С. Пру, Ж. Жерстле (J. Gerstle). Использование средств массовой информации в политике и государственном управлении в контексте связей с общественностью, нашло свое отражение в работах авторов Я.Н. Засурского, Н.Г. Зяблюка, С.Г. Кара-Мурзы, А.Д. Кривоносова, Т. Ньюкома, Д. Ньюсома, П. Сандмана, Д. Рубина, Д. Сачсмена (P. Sandman, D. Rubin, D. Sachsman) и исследовании английского автора Д. Вильхельма (D. Wilhelm).

Рекламная деятельность как составная часть системы связей с общественностью анализируется в работах А. Дейяна, Ч. Сэндиджа, В. Фрайбургера, К. Ротцолла, В. Леисса, С. Клайна, С. Джалли (W. Leiss, S. Kline, S. Jhalli). Анализ научных подходов показывает, что концепции связей с общественностью в зависимости от их теоретических обоснований могут быть разделены на три группы:

  • исходящие из того, что закономерности функционирования связей с общественностью едины во всех сферах жизни общества. Данный подход характерен для Э. Бернайса (E. Bernays), Е.А. Блажнова, С. Блэка, Ф.А. Буари, И.Л. Викентьева, А. Лаптенка, Е.Н. Пашенцева, С. Оливер (S. Oliver);

  • отождествляющие связи с общественностью с руководством и управлением. М.Г. Анохин, Э.А. Капитонов, О.Н. Савинова, Ф.П. Сайтэл, Ж. Авад (J. Awad), Ч. Стейнберг (Ch. Steinberg). Специфика данного подхода состоит в осознании того факта, что организация не может действовать успешно, реализуя свои интересы, если в формулирование своей стратегии не включает интересы общества;

  • рассматривающие связи с общественностью как специфическое явление общественной жизни, не сводимое к экономическим, психологическим либо правовым принципам. Такой подход представлен в работах В. Г. Королько, Т.Ю. Лебедевой, Ю.М. Мурашко, Д. Ньюсома, Г.Г. Почепцова, М. Хейга, Ж. Шомели, Р. Симона (R. Simon). Для понимания специфики развития общества и политического процесса в условиях Беларуси большое значение имело обращение к работам Н. А. Антанович, А. Н. Данилова, И. В. Котлярова, С. В. Решетникова. Общие вопросы деятельности местных Советов их исполнительных и распорядительных органов нашли свое отражение в работах Е.А. Агеевой, И.А. Азовкина, Н.С. Березиной, А.А. Бержанина. Для понимания теоретических основ местного управления и самоуправления Республики Беларусь большое значение имело обращение к работам Н.Б. Антоновой, Г.А. Василевича, Н.Е. Лихачёва, Н.И. Лозовика, А.П. Мельникова, Е.П. Сапелкина, В.С. Селицкого, О.В. Сивогракова, Д.Е. Таргунова и Е.И. Мархотко, В.В. Шинкарёва.

Второй раздел «Становление и развитие системы связей с общественностью» раскрывает этапы развития, место и функции политико-управленческой технологии связей с общественностью в политике и государственном управлении. С момента своего возникновения в конце ХIХ начале ХХ века в развитии системы связей с общественностью выделяются несколько этапов.

На первом этапе (1895–1929) деятельность по связям с общественностью осуществлялась в основном журналистами, а этот период в развитии связей с общественностью получил название «пресс-посредничество». Своё развитие концепция связей с общественностью получает у Э. Бернайса. Э. Бернайс подчеркивает, что связи с общественностью имеют универсальный характер, общие методы представления и продвижения идей, услуг, товаров, людей и организаций как в сфере бизнеса, так и в политике. «Почти каждое событие нашей повседневной жизни, будь то политика или бизнес, общественные отношения или этические суждения управляются теми, кто понимает психические процессы и модели социального поведения масс»2, – пишет Бернайс.

На втором этапе развития технологии связей с общественностью (1930–1945) в США появилась необходимость подключения государства к регулированию экономических и социальных процессов. Связи с общественностью на данном этапе развиваются в соответствии с теорией «социальной ответственности» бизнеса. Деятельность по связям с общественностью в данном контексте выполняет двоякую задачу – регулировать взаимоотношения внутри корпорации и осуществлять связи с центральной и местной властью, общественностью в целом.

На третьем этапе, после окончания II мировой войны, использование связей с общественностью в политической жизни существенно расширилось. Развитие средств массовой информации сделало людей более восприимчивыми, открытыми для политической аргументации. Связи с общественностью выступают как часть механизма определения целей общества на основе изучения ожиданий избирателей, мобилизации ресурсов, интеграции и регулирования скрытых напряжений политической системы. Таким образом, связи с общественностью являются политико-управленческой технологией, имеют системный характер и в зависимости от целей субъекта, осуществляющего деятельность по связям с общественностью, могут включать в себя – рекламирование, лоббирование, средства массовой информации, публикации в прессе, экспертные оценки, консультативную деятельность. Связи с общественностью – это совокупность ресурсов, средств, методов, способствующих реализации интересов, проектов, программ людьми, социальными группами, институтами в конкурентной социально-политической среде.

Как функция управления связи с общественностью включают в себя следующие направления деятельности: прогнозирование, анализ и интерпретация общественного мнения, отношений и проблем, которые могут влиять положительно или отрицательно на деятельность и планы организации; консультирование руководителей организации всех уровней по принятию политических решений, развитию деятельности и общению, учитывая стратификацию общества, социальную и гражданскую ответственность организации; постоянное изучение и анализ результатов деятельности, чтобы добиться понимания со стороны общественности, определить общую заинтересованность в информации об организации; планирование и реализация действий организации по оказанию влияния или изменению общественной политики; управление ресурсами организации.

Во второй главе «Технология связей с общественностью, её функционирование в политике и государственном управлении современного общества» рассматриваются особенности деятельности по связям с общественностью в современном обществе.

В первом разделе «Связи с общественностью как политическая коммуникация» показано, что коммуникация, выступая важной частью связей с общественностью, отражает сущность данного социально-политического феномена. Одна из основных функций политики и государственного управления заключается в получении и переработке информации и принятии на основе этой информации решений, способных направлять и координировать усилия людей для достижения поставленных целей. Властные структуры нуждаются также в точной обратной информации об общественных реакциях на свои решения и о последствиях этих решений, с тем, чтобы в дальнейшем принимать решения, приближающие поставленные цели. Наличие обратной связи от общества в целом или целевых групп подтверждает управленческие эффекты технологии связей с общественностью.

Второй раздел «Рекламирование и создание имиджа в технологии связей с общественностью» раскрывает инструментальный характер рекламирования и создания имиджа в связях с общественностью. В связях с общественностью используются институциональная и политическая реклама. Функции институциональной рекламы определены уже в самом названии – представление общественности конкретных социальных институтов и тех идей, которые тот либо иной институт связывает со своей деятельностью. Такая реклама обычно посвящена обсуждению стабильности, надежности и этической стороне того или иного направления деятельности организации, её вклада в общественное благосостояние. Специфика политической рекламы как элемента системы связей с общественностью обусловлена в большей степени конкретной сферой обращения, а также временным характером деятельности, нежели средствами и методами, используемыми в рекламе коммерческой. Использование в связях с общественностью рекламирования обусловлено возрастающим значением символической политики, основанной на имиджах (образах) политических лидеров. Имидж является естественным продуктом обработки больших массивов информации, поэтому главной составляющей имиджа становится его коммуникативная составляющая. Формирование имиджа – целенаправленный, управляемый процесс, что особенно актуально для политика или государственного чиновника, особенно местного уровня, основным типом работы которого всегда была работа с людьми.

Третий раздел «Лоббистская деятельность как элемент технологии связей с общественностью» раскрывает особенности деятельности по представительству групповых интересов. Лоббирование как элемент технологии связей с общественностью способствует расширению гласности политического процесса, повышает степень предсказуемости политических действий, расширяет круг участников политического процесса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Академия управления при Президенте Республики Беларусь (5)

    Документ
    Цель учебного курса: вооружение студента современными методами анализа конституционных норм, привитие навыков системного подхода к решению вопросов политического и экономического характера, взаимоотношений высших и местных органов
  2. Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в целях установления единой правоприменительной практики рассмотрения хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных лиц, руководствуясь статья

    Статья
    Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в целях установления единой правоприменительной практики рассмотрения хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных лиц,
  3. Постановление правления Национального банка Республики Беларусь (2)

    Документ
    постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. N 173 «Об утверждении Правил регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций» (Национальный реестр правовых актов
  4. Выборы в местные советы депутатов как фактор повышения эффективности работы местного управления и самоуправления

    Документ
    Формирование эффективной системы местного управления и самоуправления – одна из важнейших задач развития государственности в Республике Беларусь. Местное самоуправление является неотъемлемым условием создания гражданского общества
  5. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года в ред закон

    Закон
    индивидуальный предприниматель - физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированное в установленном порядке;

Другие похожие документы..