Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного ...полностью>>
'Урок'
Цель урока - определить особенности и своеобразие русского Просвещения, проследить изменения в искусстве России XVIII – начала XIXв.в. через взаимосв...полностью>>
'Документ'
. Вирусные и пузырные дерматозы. 7. Зудящие дерматозы. 8. Коллагенозы: красная волчанка, склеродермия. 9. Грибковые заболевания кожи....полностью>>
'Реферат'
Бюджетная классификация 41 Тема . Бюджетное регулирование 44 Тема 7. Бюджетный контроль 5 Тема 8. Государственный и муниципальный долг 57 Тема 9....полностью>>

Положение Франции в нато и проблемы военно-политической интеграции в Западной Европе Германский вопрос и объединение Германии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

США, Франция и европейская безопасность

 

Политика Франции на российском направлении: сходство и отличия

Роль ядерной стратегии Франции в отношениях с США

Положение Франции в НАТО и проблемы военно-политической интеграции в Западной Европе

Германский вопрос и объединение Германии

Эволюция подхода США к СССР и европейская безопасность

 

 

Шарль де Голль вернулся к власти во Франции во второй половине 50-х годов. В это время в США президентом был Эйзенхауэр. Установка администрации Эйзенхауэра в отношениях с СССР была такой же, что и при Трумэне, который развернул “холодную войну” , но ещё была дополнена доктриной “освобождения” Восточной Европы.

Разоблачения культа личности Сталина в некоторой степени способствовали оздоровлению международного климата. США отдавали должное политическим преобразованиям в СССР. Тогдашний госсекретарь США Даллес надеялся, что СССР “эволюционизирует в направлении создания такой России, которую мы хотели бы видеть и с которой мы могли бы иметь хорошие отношения” .

Но вместе с тем американское руководство исходило из того, что основы тоталитарного режима в СССР остались неизменными, хотя массовые репрессии прекратились. Курс США базировался на программных установках 40-50-х годов, которые были сформулированы в секретном документе Совета национальной безопасности (CНБ-68) . СССР рассматривался как система, бросившая вызов США в бескомпромиссном желании их уничтожить и имеющая достаточную военную мощь, чтобы это желание осуществить.

США настораживал мессианский характер советской политики и идеологии, которые провозглашали тезис, что советская система неизбежно победит во всём мире, поэтому госсекретарь Даллес, который положительно оценивал хрущевские преобразования 1958 г., предупреждал, что несмотря на изменения в СССР, он всё равно остаётся таким же опасным, как и во времена Сталина.

Главные цели США, характерные для всей “холодной войны” , - военно-политическое давление - должно было привести к значительным переменам в советской системе. Также в США рассчитывали на перемены в результате действий внутренних сил в советском обществе.

Эйзенхауэр понял, что СССР вполне может расширить своё влияние (события в Восточной Европе подтвердили это, да и советско-китайский раскол тогда ещё не наступил) . В этом случае США надо было противодействовать этому расширению, а также расширить своё влияние в мире.

Де Голль, осмыслив эту ситуацию, выбрал свой политический курс, который был альтернативой доминированию двух сверхдержав, силовому сдерживанию коммунизма и поляризации мира, поскольку оставалась опасность ядерной войны в Европе.

Несмотря на некоторое потепление в отношениях СССР и США, Вашингтон наращивает ядерное вооружение. США подписывает военные договоры с рядом стран (до 1955 года существовал только Северо-Атлантический договор, после 1955 года - военные договоры с 20 странами) .

Хрущёв отказался от идеи войны с империалистами, был признан принцип мирного сосуществования двух систем. Но Хрущёв не признал ценностей, лежащих в основе государственного устройства США, конфронтация продолжалась, хотя и без ядерного апокалипсиса.

В свою концепцию сдерживания коммунизма руководящие круги США внесли помимо силовых методов и экономические средства борьбы. В основном же Вашингтон комбинировал силовые методы с элементами сотрудничества.

Главные характеристики подхода США к СССР в 50-е годы (администрации Эйзенхауэра) : идеологизация внешней политики, ставка на силовое давление на СССР, наступательные позиции на коммунизм, непризнание территориальных итогов Второй мировой войны, поддержка ФРГ(доктрина Хальштейна) , осторожность в отношениях с СССР после смерти Сталина.

Кеннеди выдвинул два постулата относительно СССР: в своём развитии США стали отставать от СССР и сдерживание коммунизма не должно сводиться к военным методам (об этом он заявил в своём первом воззвании Конгрессу “О положении страны” .) Кеннеди считал, что в Европе “всё в порядке” (исход Берлинского кризиса это подтвердил) , а в развивающихся странах лидировать начинает СССР (Куба) . Кеннеди считал, что мир стал разнообразней, не делил его уже на “коммунистов и капиталистов” , но вместе с тем признавал политику СССР экспансионистской.

Для укрепления позиций США Кеннеди выделил три способа действий: укрепление военного потенциала, улучшение экономики США, более эффективная дипломатическая деятельность.

Несмотря на свои прогрессивные взгляды, Кеннеди поставил на первое место укрепление военного потенциала. Для этого в период с 60 по 65 год стратегические силы были радикально модернизированы, увеличены ассигнования на новые виды вооружений. При Кеннеди также применили тактику изматывания СССР, поскольку ВНП у США был больше, чем у СССР.

При Кеннеди на 60 % увеличили ядерное вооружение в Европе, был взят курс на организацию ядерных сил НАТО и на допуск к ядерному оружию ФРГ.

В отношениях СССР и США в то время было много дестабилизирующих факторов: вторжение в 1961 году контрреволюционных формирований на Кубу, военная помощь противостоящим социальным силам в развивающихся странах, Берлинский кризис, Кубинский кризис, послевоенная неурегулированность в Европе.

Несмотря на всё это, идеологическая нетерпимость к Востоку при Кеннеди уменьшилась, ему были чужды взгляды Даллеса. Он рассматривал конфликт США и СССР не как войну идеологий, а как практическую проблему сосуществования с враждебным государством. Это способствовало улучшению отношений с СССР.

Несмотря на то, что всё шло к разрядке в отношениях СССР и США, позиции де Голля и Кеннеди относительно Европы различались: Франция выступала за разрядку в Европе, а США - за ослабление соперничества с СССР (в Европе Вашингтон стремился сохранить лидирующие позиции в НАТО, а с улучшением обстановки в Европе он потерял бы их) . Берлинский и Кубинский кризисы подтолкнули Кеннеди на шаги к улучшению взаимоотношений с СССР.

Были бы произведены изменения, если бы Кеннеди остался у власти(сокращение военных расходов) ? Ведь даже курс Никсона-Киссинджера на дозируемую разрядку в 70-х годах вызвал протесты. Кеннеди также намеревался (высказывание от 31 октября 1963 года) вывести часть военных советников из Южного Вьетнама.

Уже тогда, в 1963 году, зародилась идея разрядки как лучшего способа для сдерживания коммунизма. Главная причина этого - боязнь ядерной войны.

После убийства Кеннеди ряд вопросов, поставленных им, не были решены. Но потепление в отношениях с СССР были налицо. В 1963 году США, Англия и СССР подписали договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой. США и СССР проголосовали в ООН за запрет размещения ядерного оружия в космосе, была установлена прямая связь между Москвой и Вашингтоном, чтобы избежать случайного возникновения ядерной войны.

Администрация Джонсона идей Кеннеди не развивала. Гонка вооружений продолжалась, не признавали границы по Одеру-Нейсе, готовы были предоставить ФРГ ядерное оружие.

В это время американское руководство придерживалось концепции “ограниченных войн” (война во Вьетнаме, интервенция в Доминиканской республике) .

Арабо-израильская война 1967 года показала опасность втягивания США и СССР в региональный конфликт с непредсказуемыми последствиями.

Количество ядерного оружия у СССР и США постепенно сравнялось. В 1968 году (ещё до Никсона) велись переговоры по ограничению ядерного вооружения.

Ввод войск в Чехословакию (1968 г.) ненадолго ухудшил отношения между Москвой и Вашингтоном, и это не помешало переговорам по ОСВ в Хельсинки. Американцы поняли, что Чехословакия ближе к СССР, чем Вьетнам к США, да и “доктрина Монро” там господствовала 200 лет.

В 60-е годы Вашингтон старался сохранить военное превосходство над СССР, взять под контроль развивающиеся страны, но события во Вьетнаме и Доминиканской республике показали несостоятельность концепции “гибкого реагирования” .

Администрация Никсона-Киссинджера (60-70-е г. г.) негативно оценила внешнюю политику США в 60-е годы. Тогда же в правящих кругах ощутимей стала боязнь бесконтрольной гонки вооружений. Усугубляла ситуацию и плохая внутриполитическая обстановка в США (война во Вьетнаме) , экономика была перенапряжена, социальные программы сокращены, да и европейские страны стали стремиться к самостоятельным отношениям с СССР. Главная цель политики США не была достигнута - коммунизм не сдержан.

К выгоде Соединённых Штатов на этот период пришлось ухудшение взаимоотношений СССР и Китая и американская администрация этим пользовалась. Она стала комбинировать политические средства воздействия с военными, стараясь не давать западноевропейским странам улучшать отношения с СССР, укрепляя НАТО.

Между США и СССР было установлено соперничество, ограниченное определёнными рамками. Западные страны были этим довольны, так как соперничество двух сверхдержав перешло в “третий мир” . Были урегулированы территориальные проблемы ФРГ (Хельсинки-1975) , в 1973 году в Вене провели переговоры по сокращению вооружённых сил в Центральной Европе.

Администрация Никсона отказалась от противоборства социальных систем, внутренний порядок в СССР приобрёл второстепенное значение, Вашингтон надеялся, что из-за внешнего спокойствия в СССР начнётся внутренняя активная деятельность диссидентов, да и усиление Китая создавало для СССР проблемы у восточных границ.

В тот период в Америке существовала оппозиция курсу на разрядку. Консерваторы были за наращивание экономического потенциала и его трансформацию в военное превосходство, либералы - обвиняли правительство в невнимании к ущемлению прав человека в СССР. (Конгресс увязал вопрос предоставления кредитов с условиями эмиграции из СССР) .

Несмотря на то, что были найдены новые способы давления на СССР (“китайская карта” и “увязка” поведения его в мировой политике с двусторонним сотрудничеством) США были обеспокоены апрельской революцией в Португалии (в Западной Европе!) и левым режимом в Анголе. Роль силовых элементов в политике Вашингтона возрастает. Президент Форд сменил термин “развязка” на “мир через силу” . При Форде (1977 финансовый год) увеличились ассигнования на военные нужды.

В 70-х годах советско-американские отношения строились на основе “контролируемой” борьбы, но явных преимуществ никто не получал, что вылилось в конфронтацию и уменьшение сотрудничества.

Администрация Картера (вторая половина 70-х годов) проводила непоследовательную политику, что было следствием противоречивости американской концепции разрядки. В этот период создались неблагоприятные тенденции для США на глобальном направлении. Внутренние дела СССР стали объектом американской политики.

Первоначально Картер одобрил переговоры о запрещении ядерных испытаний, выступил за ограничение всех видов оружия, были предприняты усилия для укрепления режима нераспространения ядерного оружия, проводились переговоры с СССР об ограничении военной деятельности в зоне Индийского океана. Картер вновь ввёл термин “разрядка” . Соперничество продолжалось, но не по военной линии. Военный бюджет был уменьшен.

Отношения с СССР портились из-за позиции Картера по вопросу прав человека в Советском Союзе (Тем более, что активность Вашингтона была избирательной, Китай такой критике не подвергался) .

Во второй половине 70-х годов серьёзно ухудшились советско-американские отношения из-за намерений США разместить в Западной Европе нейтронное оружие. СССР, в свою очередь, наращивал тактическое ядерное оружие и обычное вооружение в Европе (колоссальные расходы СССР в этой области, а в США всего лишь 5-7 % ВНП) .

“Кодекс поведения” Никсона и Брежнева (документ “Основы взаимоотношений” ) был расплывчатым. В “третьем мире” Москва и Вашингтон активно помогают оппозиционным движениям. Ситуацию ухудшали такие события, как антишахская революция в Иране, революция в Никарагуа, Южном Йемене (“проигрыши” США) . Советские претензии к Западу: военные интервенции американских союзников проамериканских режимов.

Ввод советских войск в Афганистан вызвал санкции со стороны США: была приостановлена ратификация ОСВ-2, ограничен экспорт зерна в СССР, ужесточён контроль над передачей технологий, расширена помощь Пакистану и т.д. Резко активизировалось наращивание вооружений, появилась “доктрина Картера” , согласно которой регион Персидского залива объявлялся сферой жизненно-важных интересов США. В Европе усилился фактор послевоенного раскола, общеевропейский процесс укрепления безопасности замедлился.

Рейган (президент с 1981 года) считал, что политика разрядки ошибочна, придерживался взглядов периода “холодной войны” , мечтал о “сильной Америке” . Придерживаясь антисоветской риторики, оттенял ею американские ценности, оправдывая наращивание военных расходов. Он хотел завысить “цену” американского согласия на договорённости с СССР, осознавая, что состояние экономики в Советском Союзе сильно ухудшилось.

Ангола, Эфиопия, Кампучия, Афганистан в глазах Рейгана - доказательства экспансии СССР. В этот период чётко проявилась готовность Вашингтона оказывать помощь антисоветским режимам повсюду в мире. “Доктрина Рейгана” , или “доктрина неоглобализма” (в отличие от “доктрины Картера” , которая ставила задачу сдерживания СССР на Ближнем Востоке) предусматривала глобальное сдерживание.

В практической политике администрация Рейгана выделяла три цели: сдерживание СССР, поощрение демократических изменений в советском обществе и соглашения, соответствующие интересам США. Идеологическая непримиримость на практическую политику влияния не оказывала, рейгановская администрация действовала осторожно (при первом ударе по американским пехотинцам в Бейруте их эвакуировали) .

В Европе США старались увеличить своё лидерство в НАТО, был разработан “план Роджерса” (стратегия глубоко эшелонированных ударов по странам ОВД) . Был сделан ряд заявлений о возможности ядерной войны в Европе (давление на Западную Европу с целью ограничить её контакты с СССР) . Вашингтон хотел изменить политический климат в Европе, перенести центр противоречий из стран “третьего мира” в Европу, тем самым усиливая антисоветское силовое поле повсюду в мире.

К середине 80-х годов политика США в отношении СССР претерпевает некоторые изменения в лучшую сторону. Дело в том, что ни ФРГ, ни Англия, ни Франция не пожелали пожертвовать разрядкой в Европе. Да и многие влиятельные партии в Западной Европе противились американскому влиянию. Кроме того, хотя при Рейгане состояние экономики США улучшилось, внешний долг продолжал расти. И, наконец, последний фактор, смягчивший позицию США в отношениях с СССР, - приход к власти Горбачёва и демократические преобразования в стране.

Во время перестройки военная доктрина в СССР становится оборонительной, войска из Афганистана были выведены, начались преобразования в странах Восточной Европы. Следствием этого улучшения международной обстановки был договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ратификация в 1988 г.) .

Американцы не стали использовать внутренние трудности Советского Союза, не стали увеличивать военные расходы. Развивающиеся страны были выведены из зоны соперничества.

При администрации Буша отношения СССР и США продолжали улучшаться. СССР способствовал объединению Германии, выводил войска из Восточной Европы.

Неудовольствие США, правда, вызвала мирная инициатива СССР, который осудил агрессию Ирака против Кувейта перед самым наступлением сил коалиции.

Когда появилась опасность дезинтеграции в СССР, США всерьёз обеспокоились, боялись нестабильности в регионе, распространения ядерного оружия и поначалу воздерживались от дипломатических отношений с СССР на республиканском уровне, хотя осуждали использование военной силы в республиках.

После распада СССР в политике Вашингтона выявились новые приоритеты: стабильный переход всех независимых государств от тоталитаризма к демократии, безъядерный статус государств СНГ, нераспространение ядерного вооружения, содействие демилитаризации экономики стран СНГ. Критерии, по которым США строят отношения с государствами СНГ теперь: поддержка демократии и правопорядка, уважение прав человека и национальных меньшинств, признание существующих границ и их изменение только мирным путём, соблюдение норм международного права (Хельсинский Заключительный акт и Парижская хартия) .

Администрация Клинтона в отношениях с Россией за основу взяла принцип укрепления в последней демократии. Как кандидат от демократической партии он уделяет большое внимание (в отличии от республиканцев с их геополитикой) развитию демократических институтов в России.

Украина, Казахстан, Беларусь в 1992 году присоединились к СНВ. Ядерное оружие не распространяется (в 1992 году в июне во время визита Ельцина в США вообще оговаривали сокращение ядерного вооружения до 3000 - 3500 единиц) . Обычные же вооружения США контролирует из-за зависимости России от помощи Запада (рынки сбыта оружия) .

Нельзя обойти вниманием и такой пункт, как условия экономической помощи России: строгое дозирование ассигнований, чтобы иметь контроль над российским руководством и контролировать эффективность использования средств; ассигнования по системе Международного валютного фонда (в зависимости от уровня инфляции) ; отказ СССР от торговли оружием с Ираном и вывод войск из Прибалтики.

В октябре 1992 года в США вступил в силу закон о поддержке свободы, согласно которому в помощь России выделили 410 миллионов долларов и были увеличены взносы в Международный валютный фонд.

Главные факторы, определявшие отношения США к России к 1993 году: демократия в России, рыночная экономика, стабильное развитие событий, уменьшение влияния её в Восточной и Центральной Европе, Прибалтике, демократия и рыночная экономика в Восточной Европе, укрепление авторитета США в мире за счёт экономической зависимости России, получение НАТО мандата СБСЕ на миротворческие действия в “горячих точках” Европы.

Сложный клубок проблем с распадом СССР остался, но большинство причин, портивших отношения с США - исчезли. Не следует также идеализировать политику Вашингтона. Сильная Россия ему не нужна, как, впрочем, и нестабильная. Рано думать и о принятии России в НАТО.

Политика Франции на российском направлении: сходство и отличия

Де Голль осуждал СССР, его внутриполитический строй. Но в 60-е годы политика Франции в отношениях с СССР стала резко отличаться от политики США. В начале 60-х годов в Соединённых Штатах преобладала концепция силового сдерживания коммунизма, а во Франции - идея разрядки напряжённости.

У Франции не было никаких прямых споров с СССР. Де Голль считал, что “режимы уходят, а народы остаются” . Военного соперничества между Францией и СССР также не было. В развивающихся странах Париж имел свои интересы, часто отличные от интересов Вашингтона.

К идее развязки де Голля подвигли следующие соображения: восстановление французского величия, ослабление блокового противостояния, так как оно было инструментом влияния СССР и США в Европе; расширение французского влияния в Европе; снижение опасности войны, перемещение центра потенциального конфликта из Европы. Разрядка вызвала бы развитие демократии в СССР и Восточной Европе, помогла бы преодолеть послевоенный раскол в Европе, ослабление противостояния блоков было бы стабилизирующим фактором на случай конфликта с Германией.

В основе внешнеполитического курса Кеннеди было отставание США от СССР. Де Голль же считал, что темпы развития коммунистического движения утрачены, экономический рост в Западной Европе к тому времени способствовал политической стабильности, позиции коммунизма там были слабы. К тому времени проявилась децентрализованность в мировом коммунистическом движении.

Советско-французские отношения улучшились (особая позиция Франции в НАТО) . И Франция, и СССР были против создания многонациональных ядерных сил НАТО, к тому же был широко известен антиамериканизм де Голля, и Париж, и Москва были не согласны с предоставлением ФРГ ядерного оружия.

Среди причин, препятствовавших сближению Франции и СССР были: осуждение Парижем тоталитарной системы, принадлежность Франции к НАТО, политическое непризнание ГДР, неотказ её от блокового противостояния вообще (была за замену Североатлантического блока западноевропейским) , стремление её к снижению влияния СССР в Европе, оппозиция курсу СССР в развивающихся странах.

Вообще же в своей внешней политике де Голль опирался на СССР в борьбе с влиянием США и на США в борьбе с влиянием СССР.

В отношениях Парижа и Москвы было много конфликтных ситуаций. Например: признание СССР Временного правительства Алжирской республики до референдума, назначенного де Голлем.

В 1965 году де Голль объявил о новом политическом курсе в отношениях с социалистическими странами, в 1966 - посетил Москву, где высказал пожелание строить новые отношения со странами Восточной Европы и не противопоставлять связи с Восточной Европой связям с СССР. В том же 1966 году состоялся ответный визит Косыгина во Францию, развивавший идеи разрядки.

У де Голля не было такой оппозиции его внешней политики, как в США. В 60-е годы был подписан ряд соглашений между СССР и Францией о научно-техническом и экономическом сотрудничестве, космическом сотрудничестве. Возрос французский экспорт в СССР.

Сотрудничая с СССР и выходя из ОВК НАТО, Франция всё же подчёркивала важность Североатлантического договора. В 1963 году Париж не подписал договора о частичном запрете ядерных испытаний. Франция стремилась иметь свои войска в ФРГ, не спешила с уходом США из Западной Европы.

Несмотря на то, что отношения Франции и СССР были лучше, чем отношения США и СССР, сохранялись разногласия по некоторым вопросам.

В 1968 году из-за внутриполитических проблем во Франции де Голль ушёл в отставку. В том же 1968 году СССР и страны ОВД ввели войска в Чехословакию, что послужило дестабилизирующим фактором в европейском политическом климате. Франция и США, осудив ввод войск, не отказались от разрядки (Париж понял, что конфронтация окончательно разделит Европу на сферы влияния США и СССР) . В 19968 году были подписаны новые советско-французские соглашения о сотрудничестве.

Сравнивая курсы на разрядку Франции и США, надо сказать, что обе страны видели в разрядке путь быстрых демократических преобразований в Восточной Европе и в СССР, снижение угрозы ядерной войны. США, как и Франция, заключили ряд договоров о научно-техническом сотрудничестве с СССР.

В отличии от США, Франция, придерживаясь курса на разрядку, не подключалась к американскому “сдерживанию” СССР в развивающихся странах. В курсе на разрядку Парижа и Вашингтона просматривались противоречия между атлантизмом и европеизмом. Франция не выступала за сдерживание СССР на глобальном направлении, но и опасалась снижения решимости США отстаивать общие интересы Запада. Ещё одно различие в подходе к разрядке Франции и США - отсутствие соперничества между Францией и СССР в сфере ВПК.

США придерживались концепции дозирования политического, силового давления и сотрудничества, а Франция полагала, что сближение Востока и Запада последует вследствие роста взаимосвязей в мире и повсеместной демократизации. Ж. Помпиду 6 октября 1970 года заявил, что “все народы стремятся к установлению дружественных и мирных отношений <... >, каковы бы ни были различия экономических систем” . Французский подход к развязке был более рациональным.

Американский курс на разрядку в силу ряда причин (много спорных вопросов с СССР) был неустойчив, французский курс на разрядку был стабильным и в некотором смысле сдерживал США. Это отличие усугублялось по мере антиразрядочной кампании в США (при Никсоне, Форде, Картере были сделаны некоторые позитивные шаги, но в целом разрядка не достигла желаемого эффекта) .

22 июня 1977 года Франция и СССР подписали “Совместное заявление о разрядке международной напряжённости” . Основная мысль этого документа - отказ от политики недоверия - блоковой политики.

В 70-х годах в Европе возникли военно-политические проблемы, из-за размещения в Восточной Европе советских ракет СС-20 и стремления США развернуть в Европе нейтронное оружие. Развёртывание в Европе (ФРГ) американских ядерных ракет средней дальности Франция приветствовала, так как это восстанавливало ядерный баланс сил. В то же время Париж призывал к демилитаризации мира в целом.

Что касается прав человека, то Франция, как и США, стояла за их защиту, но администрацию д’Эстена не устраивал мессианский стиль картеровской дипломатии. В отличии от США, Париж продолжал вести тесный политический диалог и сотрудничать с Советским Союзом в различных областях. Ярким примером тому является скандал с фирмой “Контрол дата” (отказ Вашингтона продать СССР ЭВМ “Снайбер-76” из-за боязни использования её в военных целях) . По этой причине СССР стал сотрудничать в технической сфере с Францией.

На отношение Франции к СССР ввод войск в Афганистан не сильно повлиял, хотя Франция с её политикой отсутствия напряжённости была против каких-либо военно-политических катаклизмов. Когда Картер объявил о санкциях против СССР, последовавшая за этим встреча министров иностранных дел в 1980 году ведущих стран Европы была отменена, так как Франция в ней участия не приняла, очевидно стремясь сохранить Общеевропейский мирный процесс. Более того, состоялась встреча д’ Эстена с Брежневым в Варшаве. Париж хотел сохранить разрядку, поскольку успех его внешней политики зависел от этого.

В начале 80-х годов последовало некоторое ухудшение отношений Франции и СССР (только в 1984 году состоялся первый визит Миттерана в Москву) . Всё-таки в большей степени разрядка зависела от СССР и США. СССР ввёл 100000 солдат в Афганистан (опять силовые методы) . Французские расчёты на демократизацию в Восточной Европе были опровергнуты введением в 1981 году военного положения в Польше. Ко всему вышеперечисленному надо ещё и добавить превосходство в тот период стран ОВД в танках, артиллерии, боевых самолётах, ядерных ракетах средней и меньшей дальности, то есть превосходство в наступательных видах оружия.

Неудивительно, что Франция поддержала развёртывание американских ядерных ракет в Европе, создала “силы быстрых действий” (СБД) для обороны НАТО и защиты интересов Франции в развивающихся странах. Несмотря на участие коммунистов во Французском правительстве, Париж был в целом солидарен с США. В довершение ко всему в апреле 1983 года ряд работников советских учреждений во Франции был выслан по обвинению в шпионаже.

В то же время, Париж не разделял позиции администрации Рейгана в его идеологизации, превращении конфликта в битву добра со злом. Франция не стала вводить экономические санкции против СССР. Общеевропейский процесс против СССР не использовала, но процентные ставки по кредитам для СССР Миттеран повысил, усилил контроль за передачей технологий. Торговлю же с СССР Франция не прекращала, так как своими закупками он обеспечивал триста тысяч рабочих мест во Франции.

В 1982 году Франция отказалась от экономических санкций против СССР (санкции из-за военного положения в Польше) .

В развивающихся странах администрация Миттерана поддерживала США там, где интересы американцев и французов совпадали: вторжение в Гренаду, бомбардировку Триполи Франция резко осудила) .

Позиция Франции в отношении ядерного оружия в 80-е годы оставалась неизменной - независимые французские ядерные арсеналы, которые, впрочем, всё равно увеличивали мощь НАТО.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вопросы к гэ

    Диплом
    М/о–совокупн. эк-х, полит., идеалогич., правов., дипломатич. и иных связей м/д гос-ми и сист. гос-в, м/д основн. классами, соц., эк., полит. силами, орг-ми и общест.
  2. Политика италии в нато (цели, задачи, основные направления) Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук

    Диссертация
    Актуальность темы исследования. Адаптация государства к вызовам меняющегося мира является одной из важных тем в изучении современных международных отношений.
  3. Е. Ф. Язькова Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник

    Учебник
    Кафедра новой и новейшей истории и методологии Московского педа­гогического университета (заведующий кафедрой профессор Н.И.Смоленский), академик Г.Н.
  4. Программа дисциплины политическая история зарубежных стран для направления 030700. 62 «Международные отношения» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Распространение капиталистических отношений на новые регионы и утверждение государственно-монополистического капитализма. Эшелоны мирового капитализма.
  5. Пособие может быть рекомендовано студентам специальностей «История», «Политология», «Регионоведение», а также тем, кто интересуется вопросами внешней политики. Удк 327 (574)

    Учебное пособие
    Внешняя политика как фактор укрепления национальной безопасности Республики Казахстан. Павлодар: Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова, 2004, 97с.

Другие похожие документы..