Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования су...полностью>>
'Пояснительная записка'
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 11 классов (профильный уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента гос...полностью>>
'Реферат'
Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования. Но существует еще...полностью>>
'Реферат'
Успішне розв’язання проблеми ефективного використання земельних ресурсів і забезпечення стійкості агроландшафтів значною мірою залежать від стану ліс...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (1)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

возрастная анатомия

и физиология

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2008

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

возрастная анатомия

и физиология

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2008

ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

док. биологических наук, профессор Н.К Гайнанова

Рецензент:

канд. биологических наук, доцент О.И. Пятунина

Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 72 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 03.24.00. «Биология»

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008.

 Сост.: Беликова Р.М., 2008.

Утверждаю

Декан факультета

_______________

«_____» ________




Рабочая программа

Кафедра _________________Биологии и химии______________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование

дисциплины _____________ОПД. Ф. 05. Возрастная анатомия и физиология_________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус _______________________________обязательная___________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления)______________________03.24.00. «Биология»_______________________

(коды специальностей (направлений)

Формы обучения_________________________________заочная________________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины ____________________72 часа_______________________________

(общий объем дисциплины, час.)



Распределение по семестрам

Номер семестра

Учебные занятия

Число курсовых проектов

Форма итоговой аттестации

Общий объем

в том числе:

самостоят. работа

аудиторные

всего:

из них:

лекции

практич

лаборат

6

72

10

8

2

-

62

-

зачет



Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ОПД. Ф. 05. Возрастная анатомия и физиология.

Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности энергетического обмена и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

Разработчик доцент Р.М. Беликова

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

биологии и химии

Заведующий кафедрой _____________________ А.М. Псарев

Одобрена Ученым советом филологического факультета

«_______»_____________________ Председатель ______________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В курсе рассматриваются закономерности роста и развития детского организма, возрастные морфофункциональные особенности деятельности его различных органов и систем.

Цель курса – формирование у студентов такого подхода к педагогическому процессу, который способствует сохранению, укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни учащихся в процессе их обучения в школе.

Базой для освоения дисциплины «Возрастная анатомия» являются цитология, гистология, анатомия и физиология человека, валеология в объеме вузовской программы.

Задачи курса состоят в том, чтобы познакомить студентов с особенностями развития детского организма, физиологическими процессами, сопровождающими определенные этапы онтогенеза; сформировать навыки проведения антропометрических исследований; мотивировать студентов на осуществление мероприятий по сохранению и укреплению не только своего здоровья, но и здоровья их будущих учеников.

В ходе изучения материала курса, студенты знакомятся с закономерностями развития детского организма, с основными функциональными изменениями на различных этапах онтогенеза; условиями нормального роста и развития детского организма в современной социальной среде.

При чтении курса широко используются материалы предыдущих курсов таких дисциплин, как анатомии и физиологии человека, основ медицинских знаний, возрастной психологии, валеологии. Данные этих дисциплин позволяют в полной мере раскрыть возрастные особенности онтогенеза детей и подростков.

Ожидаемыми результатами обучения по курсу являются:

- умение студентов применять полученные знания в области анатомии и физиологии при организации учебно-воспитательной работы в школе;

- умение студентов применять разнообразные методы и формы обучения учащихся основам анатомии и физиологии с обязательным использованием технических средств обучения;

- овладение студентами техникой простейших экспериментальных исследований по возрастной анатомии и физиологии;

- умение студентов осуществлять дифференцированный подход в решении педагогических и учебно-воспитательных задач в зависимости от индивидуальных особенностей детского организма, степени школьной зрелости, наличия отклонений в состоянии здоровья;

- умение студентов самостоятельно работать с литературой;

- навык работы с измерительными приборами.

Итогом курса является зачет. Зачет проводится в форме итогового тестирования. Вопросы теста должны быть из различных разделов курса возрастной анатомии и физиологии. Кроме того, предполагается проведение зачет в традиционной форме – по билетам. Вопросы билета также должны быть из разных разделов дисциплины.

Результирующая оценка складывается из многих компонентов. В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется текущий контроль, который включает ответы на семинарских занятиях, написание конспектов, ведение терминологического словаря, результаты промежуточных тестов, посещаемость лекционных и практических занятий. На основании этого выводится оценка. При условии согласия студента с оценкой студент освобождается от зачета, если же студент претендует на более высокую оценку – он сдает зачет.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

(рабочая модульная программа)

1.1.1. Цели и задачи дисциплины

В курсе рассматриваются закономерности роста и развития детского организма, возрастные морфофункциональные особенности деятельности его различных органов и систем.

Цель курса – формирование у студентов такого подхода к педагогическому процессу, который способствует сохранению, укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни учащихся в процессе их обучения в школе.

Задачи курса состоят в том, чтобы познакомить студентов с особенностями развития детского организма, физиологическими процессами, сопровождающими определенные этапы онтогенеза; сформировать навыки проведения антропометрических исследований; мотивировать студентов на осуществление мероприятий по сохранению и укреплению не только своего здоровья, но и здоровья их будущих учеников.

Структура курса предусматривает лекционные и семинарские занятия.

Задачи лекционных занятий: ознакомить студентов с закономерностями развития детского организма, с основными функциональными изменениями на различных этапах онтогенеза; условиями нормального роста и развития детского организма в современной социальной среде.

Задачи семинарских занятий: проверка умений студентов работать с измерительными приборами и дополнительной литературой; умений анализировать и обобщать полученные на лекционных занятиях знания; развитие навыков самостоятельной работы.

Работа над разделом начинается с актуализации знаний из прошлых курсов и обсуждения вопросов, уже знакомых по содержанию студентам.

Другая составная часть работы над разделом представляет собой ряд проверочных вопросов, которые призваны помочь студентам акцентировать своё внимание на узловых аспектах изучаемой темы.

1.1.2. Содержание дисциплины

ОПД. Ф. 05."Возрастная анатомия и физиология"

Предметом изучения учебного курса ботаники является: основные закономерности и процессы, протекающие на различных этапах онтогенеза детей и подростков. В предмет курса входит также рассмотрение условий нормального развития детского организма в современной социо-культурной среде.

Требования ГОС к содержанию курса

ОПД. Ф. 05."Возрастная анатомия и физиология"

Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности энергетического обмена и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

Тематическое содержание курса

Введение

Предмет возрастной анатомии и физиологии, ее основные задачи, разделы и связь с другими науками. Основные методы исследований в возрастной анатомии и физиологии. Основные закономерности развития детского организма. Гомеостаз. Возрастная периодизация. Понятие о биологическом и календарном возрасте. Критерии определения биологического возраста на разных возрастных этапах онтогенеза. Понятие о сенситивных и критических периодах.

1. Регуляторные системы

1.1 Нервная система

Развитие нервной системы в онтогенезе. Особенности нервной системы в детском возрасте. Анатомо-физиологические особенности мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная оценка уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

1.2. Гуморальная система.

Развитие гуморальной системы в онтогенезе. Понятие о гормонах. Действие гормонов на функциональные системы растущего организма.

2. Опорно-двигательная система

Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Возрастные особенности состава костей. Рост скелета в длину, окостенение скелета. Череп. Морфологические изменения костей черепа на разных этапах онтогенеза. Мышцы. Развитие мышечной системы в детском и подростковом возрасте. Двигательная активность, статическое напряжение. Физическая работоспособность. Реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки в разные возрастные периоды.

1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

(требования к знаниям, умениям, навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины)

Студенты должны обобщить и углубить знания, полученные в курсе данной дисциплины; делать самостоятельные выводы; осуществлять анализ различных процессов и явлений; применять полученные знания в практике преподавания дисциплин в средней школе.

Требования к зачету

Зачет проводится в форме итогового тестирования или по билетам. Вопросы, входящие в билет и в тест, должны быть из разных разделов курса возрастной анатомии и физиологии. Зачет считается успешно сданным, если студент получил по результатам тестирования более 60 баллов.

1.1.4. Распределение по семестрам

Примечание: распределение по семестрам производится с учетом объема дисциплины в академических часах и в общей трудоемкости, а семестры и отчетность по дисциплине - указанием видов итогового контроля (контрольная работа, курсовая работа, реферат, экзамен, зачет).

Номер семестра

Учебные занятия

Число курсовых проектов

Форма итоговой аттестации

Общий объем

в том числе:

самостоят. работа

аудиторные

всего:

из них:

лекции

практич

лаборат

6

72

10

8

2

-

62

-

зачет

1.1.5. Учебно-методическая карта дисциплины

__Ф__│__Р__│_В Возрастная анатомия и физиология (72 часа)

для студентов образовательной профессиональной программы 03.24.00 «Биология» по заочной форме обучения

Модуль

Трудоемкость

№ раздела,

темы

Лекционный курс

Занятия (номера)

Индивидуальные занятия

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

В кредитах

В часах

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

Семинарские

Лабораторно-практические

Содержание

Часы

Содержание (или номера заданий)

Часы

№ 1

15

20

№1. Тема: Общие закономерности роста и развития детей и подростков

Предмет возрастной анатомии и физиологии, ее основные задачи, разделы и связь с другими науками. Основные закономерности развития детского организма. Возрастная периодизация. Понятие о биологическом и календарном возрасте. Критерии определения биологического возраста Понятие о сенситивных и критических периодах.

2

1 занятие

2

1. Самостоятельное изучение вопросов: Организм как единое целое. Единство организма и среды. Гомеостаз и регуляция функций в организме (саморегуляция, нервная и гуморальная регуляции). Физическое развитие, его оценка. Темпы физического развития (акселерация, ретардация). Основные показатели здоровья.

Основные персоналии (Амосов Н.М., Анохин П.К., Антропова М.В., Бехтерев В.М., Громбах С.М., Давыдовский И.В., Лесгафт П.Ф., Семашко Н.А., Эрисман Ф.Ф.).

2. Подготовка к семинарскому занятию 1. Тема: Антропометрические методы исследования.

16

1. Проверка конспектов

2. Поверка терминологических словарей

3. Опрос

4. Контроль присутствия на лекции и семинарском занятии

№2

15

18

№ 2. Тема: Тема: развитие регуляторных систем организма.

Развитие нервной системы в онтогенезе. Особенности нервной системы в детском возрасте. Анатомо-физиологические особенности мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная оценка уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению. Развитие гуморальной системы в онтогенезе. Понятие о гормонах. Действие гормонов на функциональные системы растущего организма.

2

1. Самостоятельное изучение вопросов: Типы ВНД. Значение работ российских и зарубежных ученых в изучении функции коры больших полушарий. Понятие о рефлексах. Условия, механизм образования и торможения условного рефлекса. Понятие о функциональной асимметрии мозга (ФАМ). Возрастные. Понятие адаптации и дезадаптации к систематическому обучению. Гигиена нервной системы. Мотивации и эмоции. Возрастные особенности сенсорных систем детского организма. Гигиена анализаторов, умственной и физической работоспособности учащихся в процессе учебной деятельности. Самостоятельные учебные занятия и подготовка уроков. Гигиенические требования к расписанию учебных занятий. Регуляция нейросекреции по принципу обратной связи.

2. Составление терминологического словаря

16

1. Проверка конспектов

2. Проверка терминологических словарей

3. Контроль присутствия на лекции.

№3

15

16

№3 Тема: Возрастные особенности развития опорно-двигательного аппарата.

Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Возрастные особенности состава костей. Рост скелета в длину, окостенение скелета. Череп. Морфологические изменения костей черепа на разных этапах онтогенеза. Мышцы. Развитие мышечной системы в детском и подростковом возрасте. Двигательная активность, статическое напряжение. Физическая работоспособность. Реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки в разные возрастные периоды.

2

1. Самостоятельное изучении вопросов:

Нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата. Двигательный режим и гиподинамия. Особенности мышечного компонента тела подростков.

2. Выполнение внеаудиторной практической работы.

3. Составление терминологического словаря.

14

1. Проверка конспектов

2. Проверка терминологических словарей

3. Контроль присутствия на лекции

№ 4

15

18

№4 Тема: Развитие в онтогенезе органов пищеварения. Возрастные особенности обмена веществ и энергии

Онтогенетическое развитие пищеварительной системы. Ротовая полост, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник. Возрастные особенности развитии печени и поджелудочной железы, их функциональные возможности в детском возрасте. Возрастные особенности обмена веществ. Основные питательные вещества и их значение для развития детского организма. Гигиена питания.

2

1. Самостоятельное изучение вопросов: Физиологические основы питания. Возрастные особенности обмена веществ и энергии. Режим питания детей и подростков.

Гигиена сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Микроклимат. Гигиенические требования к воздушному режиму школ. Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Принципы закаливания.

2. Выполнение внеаудиторной практической работы.

3. Составление терминологического словаря.

16

1. Проверка конспектов

2. Проверка терминологических словарей

3. Проверка выполнения внеаудиторной практической работы.

4. Контроль присутствия на лекции

1.1.6. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине

__Ф__│__Р__│_В Возрастная анатомия и физиология (72 часа)

для студентов образовательной профессиональной программы 03.24.00 «Биология» по заочной форме обучения

Модуль

Номер раздела, темы

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

Содержание работы, формы работы

Сроки выполнения

Общая трудоемкость

1

1

Содержание: 1. Самостоятельное изучение вопросов: Организм как единое целое. Единство организма и среды. Гомеостаз и регуляция функций в организме (саморегуляция, нервная и гуморальная регуляции). Физическое развитие, его оценка. Темпы физического развития (акселерация, ретардация). Основные показатели здоровья. Основные персоналии (Амосов Н.М., Анохин П.К., Антропова М.В., Бехтерев В.М., Громбах С.М., Давыдовский И.В., Лесгафт П.Ф., Семашко Н.А., Эрисман Ф.Ф.).

2. Подготовка к семинарскому занятию 1. Тема: Антропометрические методы исследования.

Вопросы: 1. Дайте определение физического развития. 2. Темпы физического развития. 3. Двигательная активность и ее составные компоненты. 4. Основные методы определение физического развития. 5. Дайте определение биологическому возрасту. 6. Какими методами определяется биологический возраст человека

Формы:

1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения в форме «Тройной дневник».

2. Подготовка к опросу.

3. Подготовка терминологического словаря по теме.

6 семестр

4 неделя мая

16

1. Проверка конспектов

2. Поверка терминологических словарей

3. Опрос

4. Контроль присутствия на лекции и семинарском занятии

2

2

Содержание: 1.Самостоятельное изучение вопросов: Типы ВНД. Значение работ российских и зарубежных ученых в изучении функции коры больших полушарий. Понятие о рефлексах. Условия, механизм образования и торможения условного рефлекса. Понятие о функциональной асимметрии мозга (ФАМ). Возрастные. Понятие адаптации и дезадаптации к систематическому обучению. Гигиена нервной системы. Мотивации и эмоции. Возрастные особенности сенсорных систем детского организма. Гигиена анализаторов, умственной и физической работоспособности учащихся в процессе учебной деятельности. Самостоятельные учебные занятия и подготовка уроков. Гигиенические требования к расписанию учебных занятий. Регуляция нейросекреции по принципу обратной связи.

Формы:

1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения в форме «Тройной дневник».

2. Подготовка терминологического словаря по теме.

6 семестр

1 неделя июня

16

1. Проверка конспектов

2. Проверка терминологических словарей

3. Контроль присутствия на лекции.

3

3

Содержание: 1. Самостоятельное изучении вопросов:

Нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата. Двигательный режим и гиподинамия. Особенности мышечного компонента тела подростков.

2. Выполнение внеаудиторной практической работы.

Тема: Развитие опорно-двигательного аппарата. Оценка гибкости тела. Степень развития мускулатуры. Пропорции телосложения. Определение правильности осанки. Сравнение статической и динамической работы.

Формы:

1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения, в форме «Тройной дневник».

2. Практическая работа в форме «Дневник самонаблюдения»

3. Подготовка терминологического словаря по теме

6 семестр

2 неделя июня

22

1. Проверка конспектов

2. Проверка терминологических словарей

3. Контроль присутствия на лекции

4

4

1. Самостоятельное изучение вопросов: Физиологические основы питания. Возрастные особенности обмена веществ и энергии. Режим питания детей и подростков.

Гигиена сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Микроклимат. Гигиенические требования к воздушному режиму школ. Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Принципы закаливания.

2. Выполнение внеаудиторной практической работы.

Тема: Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Влияние мышечной деятельности на венозные кровоток. Влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений. Развитие нервной системы. Исследование состояния вегетативной нервной системы. Функции продолговатого мозга. Анализаторы: определение остроты слуха.

Формы:

1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения, в форме «Тройной дневник».

2. Подготовка терминологического словаря по теме.

3. Практическая работа в форме «Дневник самонаблюдения»

6 семестр

3 неделя июня

16

1. Проверка конспектов

2. Проверка терминологических словарей

3. Проверка выполнения внеаудиторной практической работы.

4. Контроль присутствия на лекции

1.1.7. Карта согласования рабочей программы дисциплины

ОПД.Ф. 05. Возрастная анатомия и физиология

для студентов образовательной профессиональной программы 03.24.00 «Биология» по заочной форме обучения

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедры, обеспечивающие изучение этих дисциплин

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т. д.

Подпись заведующего кафедрой

  1. Цитология

  2. Гистология

  3. Анатомия человека

  4. Физиология человека и животных

  5. Валеология

  6. Основы медицинских знаний

Кафедра биологии и химии

Кафедра биологии и химии

Кафедра биологии и химии

Кафедра биологии и химии

Кафедра биологии и химии

Кафедра валеологии

Псарев А.М.

Псарев А.М.

Псарев А.М.

Псарев А.М.

Псарев А.М.

Гусев Ю.А.

1.2. КАРТЫ РЕСУРСОВ

1.2.1. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой по дисциплине



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (47)

    Учебно-методический комплекс
    Ш 58 Программирование [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Г.С. Шилинг; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (67)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..