Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Дослідники економічного чи господарського механізму зав­жди приділяли значну увагу механізму функціонування і роз­витку1 економіки, оскільки це найбі...полностью>>
'Документ'
В соответствии с протоколом заседания Рабочей группы технической поддержки проекта создания Единой системы продажи билетов на автобусные маршруты в м...полностью>>
'Документ'
ИНФОРМАЦИЯ о результатах деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы территориальных органов МВД России Челябинской области в 2011 г...полностью>>
'Методические указания'
Методическое пособие знакомит студентов с технологией обучения в Современной гуманитарной академии (СГА), дает представление об основных приемах и ср...полностью>>

Концепция долгосрочного социально экономического развития российской федерации москва (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

создание системы общественных рейтингов образовательных организаций, программ непрерывного профессионального образования.

К 2020 году:

формирование не менее 18 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов в рамках территориально-производственных кластеров;

формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей;

увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР (не менее 25%);

создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50% граждан трудоспособного возраста ежегодно;

создание не менее чем по 20% направлений подготовки программ «прикладного бакалавриата», обеспечивающих современную квалификацию специалистов массовых профессий, наиболее востребованных инновационной экономикой;

введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками всех уровней образования итоговой аттестации во внешних независимых аттестационных центрах;

внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образования;

внедрение новых организационно-правовых форм организаций образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью;

наличие квалификационных сертификатов не менее, чем у 50% мигрантов трудоспособного возраста;

обеспечение каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения;

расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях, создание и нормативное закрепление системы «инклюзивного» обучения;

институциональное обеспечение во всех муниципальных образованиях поддержки семейного воспитания детей;

усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах не менее 10% от объема финансирования системы образования);

обеспечение условий, в которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в верхней трети рейтинг-листа по результатам международных сопоставительных исследований;

наличие не менее 10-12 современных студенческих городков и центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научно-образовательных центрах;

увеличение доли средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, не менее чем до 30%;

обеспечение значения показателей среднего возраста профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран ОЭСР;

предоставление возможностей всем обучающимся старшей школы осваивать индивидуальные образовательные программы, включая профильное обучение и профессиональную подготовку;

создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

наличие программ развития персонала, включающих финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников не менее, чем у 60 процентов предприятий и организаций;

аккредитация не менее 15 процентов программ профессионального образования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации;

получение услуг непрерывного образования не менее 50% граждан ежегодно;

получение услуг дополнительного образования не менее 60% детей в возрасте от 5 до 18 лет;

использование образовательных кредитов не менее, чем 12% студентов;

обеспечение каждому учащемуся возможности получать образование в современных условиях;

увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, не менее чем до 5% от общего числа студентов, создание условий для подготовки в образовательных учреждениях обучающихся из стран СНГ.

Повышение конкурентоспособности российского образования послужит достоверным критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

По мере реализации концепции долгосрочного развития, осуществления институциональных преобразований, обеспечивающих повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере образования, текущие расходы на образование возрастут. Это потребует обеспечить рост доли расходов на образование в ВВП.

Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8% ВВП (в 2007-2008 годах) до 6-7% ВВП в 2020 году, в том числе, расходов бюджетной системы – с 4,1% до 5-5,5% ВВП.

3.4. Развитие культуры

Повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят и к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономических процессах. В этих условиях сфере культуры отводится особая роль, вызванная следующими обстоятельствами:

переход к инновационному типу развития экономики обуславливает повышение профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития;

по мере развития общества меняется структура потребностей людей. Рост уровня обеспеченности приводит и к увеличению доли личностных потребностей, прежде всего в культурно-творческом самовыражении, в общей иерархии потребностей. Необходимость в удовлетворении этой растущей группы потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.

Культура как самостоятельная отрасль по своей структуре неоднородна. В этой связи возникает необходимость новых технологических решений в таких разнородных сферах, как библиотечное дело, музейное дело, архивы и театры, кинематограф.

Сохранение и развитие культурного пространства является одним из базовых элементов, обеспечивающих существование России как единого государства. Формирование единого культурного пространства является способом преодоления сложившихся диспропорций, вызванных различной степенью обеспеченности населения услугами в сфере культуры, исходя из географических особенностей территорий внутри страны.

Многонациональное устройство российского государства определяет необходимость формирования условий для сосуществования и взаимодействия различных культур как фактора социальной стабильности и целостности страны. В этой связи необходимо создание эффективных механизмов, обеспечивающих сохранение основ традиционной народной культуры, Музейного и Архивного фондов страны, памятников истории и культуры.

Позиционирование страны в мировых политических и экономических процессах объективно обусловлено взаимным проникновением культур. Интеграция в мировой культурный процесс – важное условие признания России как мировой, экономически развитой державы.

Цель государственной политики в сфере культуры – развитие и реализация культурного и духовного потенциала нации как основы целостности и устойчивого, динамичного развития России.

Максимальной эффективности культурная политика России может достичь при реализации ее по следующим наиболее значимым направлениям.

Первое - создание условий для равного доступа граждан к культурным благам и услугам, образованию в сфере культуры и искусства:

выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания;

модернизация системы публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе республиканских и муниципальных библиотек;

оптимизация и модернизация действующей сети государственных и муниципальных учреждений культуры путем создания интегрированных, универсальных, многопрофильных, многофункциональных комплексов, центров и учреждений, модернизация универсальных передвижных систем обслуживания (автоклубы, библиобусы);

создание и развитие системы непрерывного образования в сфере культуры и искусства;

реализация программ, направленных на формирование ценностей, благоприятствующих инновациям и поощряющих реализацию творческой, предпринимательской и общественной активности граждан, а также стимулирование интереса граждан к чтению, литературному, историческому и научному наследию, популяризация традиций народной культуры Российской Федерации.

Второе - повышение качества и доступности услуг в сфере культуры:

разработка стандартов качества услуг в сфере культуры, обеспечивающих конституционные гарантии граждан Российской Федерации;

модернизация и обеспечение инновационного развития сети музеев и библиотек за счет масштабного инвестирования в технологическое обновление, повсеместное внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий, реализация механизмов поддержки; разработка и внедрение современных систем кодировки музейных предметов;

обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов;

развитие механизмов поддержки стимулирования творчества музыкальных, театральных и других творческих коллективов, в том числе традиционной народной культуры.

Третье - сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России:

обеспечение условий для сохранения библиотечного, музейного, архивного, кино, фото- и иных аналогичных фондов;

создание системы общероссийского мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия, памятников истории и культуры, включая их инвентаризацию и оцифровку, обеспечение эффективного использования имущественных прав на объекты культурного наследия;

разработка и ведение каталогов и единых реестров в области историко-культурного наследия, в том числе и в электронном виде;

обеспечение необходимых масштабов реставрационных работ, улучшение технического состояния объектов культурного наследия, позволяющее, вернуть их в хозяйственный и культурный оборот;

формирование законодательной базы, позволяющей передавать права на использование объектов культурного наследия с соблюдением специальных режимов управления и обременений (сервитутов) по их реставрации и сохранению.

Четвертое - интеграция России в мировой культурный процесс с формированием положительного имиджа российской культуры, государства и общества:

развитие экспортного потенциала культуры России за счет демонстрации многонационального культурного наследия и современных достижений культуры и искусства за рубежом, масштабного привлечения туристов в Россию с культурными целями;

содействие реализации проектов двухстороннего и многостороннего культурного сотрудничества, включая предоставление конкурсной поддержки таких проектов.

Пятое - формирование организационно-экономических и правовых механизмов, направленных на адаптацию сферы культуры к рыночным условиям:

обеспечение поддержки и стимулирования творческих проектов в области культуры и искусства, в том числе кинематографии;

укрепление партнерства организаций и учреждений культуры и туристского бизнеса в целях обеспечения комплексного подхода к сохранению культурного наследия, развития народных промыслов и культурных традиций, решения проблем устойчивого развития городских и сельских территорий, улучшения архитектурного облика городской среды, развития культурного туризма;

развитие механизмов партнерства государства, бизнеса и организаций культуры, включая переход в форму автономных учреждений, внедрение проектно-ориентированного финансирования культурной деятельности, в т.ч. распространение концессионных соглашений в сфере культуры;

содействие развитию благотворительности, меценатства, добровольчества в сфере культуры, а также формированию фондов целевых капиталов некоммерческих организаций культуры и искусств, реализация профильных программ благотворительных фондов.

Принципиальной особенностью культурной политики Российской Федерации при ее реализации по обозначенным направлениям до 2020 года становится децентрализация управления сферой культуры. В этих условиях проектно-ориентированное финансирование как организационно-управленческая форма будет способствовать организациям и учреждениям культуры адаптироваться к рыночным отношениям, позволит традиционным и инновационным направлениям культуры приспособиться к системе новых экономических отношений. Развитие института частно-государственного партнерства в сфере культуры будет способствовать переносу акцента с количественного аспекта государственного влияния на качественный, с размера объема его вмешательства на результативность его деятельности, осуществлению смешанного финансирования учреждений культуры.

Реализация приоритетных задач государственной политики в сфере культуры к 2020 году позволит оптимизировать и модернизировать существующие сети государственных и муниципальных учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и качественных услуг в сфере культуры, раскрыть творческий потенциал каждого россиянина, добиться кардинальных изменений в экономике, дальнейшей интеграции России в мировой культурный процесс и укрепления ее позитивного образа за рубежом.

Реализация инновационного варианта развития экономики приведет к увеличению расходов бюджетной системы с 0,5% от ВВП в 2006 году до 1-1,5% ВВП в 2020 году.

3.5. Развитие рынка труда

Формирование эффективно функционирующего рынка труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. Для появления, развития и внедрения инноваций в таком объеме и такого качества, чтобы экономика действительно начала становиться инновационной, необходим гибкий рынок труда, высокая профессиональная и территориальная мобильность населения.

Развитие рынка труда в долгосрочной перспективе будет формироваться под воздействием сокращения совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте за период 2007-2020 гг. более чем на 10%. Серьезное значение в рамках развития интеграции российской экономики в мировое хозяйство будет иметь конкуренция за работников, прежде всего наиболее квалифицированных, со стороны стран - экономических лидеров. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований данной части работников к рабочим местам в российской экономике (в области заработной платы, социального пакета, условий труда и т.д.), так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения на рынке труда.

Одновременно, высокие темпы роста экономики будут устойчиво способствовать росту спроса на труд, и, следовательно, увеличению стоимости труда. Свой вклад в развитие данной тенденции вносит также высокий уровень образования российских работников.

Удорожание трудовых ресурсов и конкуренция за их наиболее квалифицированную часть предъявляют новые требования к поиску механизмов поддержки конкурентоспособности как отдельных предприятий и отраслей, так и российской экономики в целом. В то же время инновационная экономика невозможна без внятных и прозрачных правил функционирования рынка труда, за исполнением которых должна быть налажена действенная система контроля и надзора.

В этих условиях основными источниками компенсации сокращения предложения труда будут выступать повышение трудовой мобильности населения, повышение уровня производительности труда (на 7% в год в 2011-2015 годах и на 7,2% в 2016-2020 годах), а также привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.

Целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитие эффективной, ориентированной на конечный результат, инфраструктуры рынка труда.

Выявлению положительных и отрицательных сторон отдельных составляющих рынка труда на долгосрочную перспективу, повышению обоснованности выбора наиболее эффективных мер, будет способствовать внедрение прогнозирования ситуации на рынке труда, в том числе величины и профессионально-квалификационной структуры предложения трудовых ресурсов с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования, а также определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в кадрах.

Достижение поставленных целей будет осуществляться посредством решения следующих задач.

Первая - повышение гибкости рынка труда и баланса между спросом и предложением рабочей силы:

поиск и внедрение инструментов, направленных на достижение баланса между увеличением стоимости труда, прежде всего в секторах с быстро меняющейся структурой производства товаров и услуг, мерами социальной защиты работников и необходимостью обеспечения конкурентоспособности и динамичного развития организаций. Такие инструменты, в том числе, должны быть направлены на формирование партнерств бизнеса, местных и региональных органов власти по решению проблем социальной адаптации, переобучения работников, высвобождаемых с рабочих мест в рамках повышения предприятиями производительности труда, перевооружения, внедрения трудосберегающих технологий;

использование территориального планирования размещения объектов инфраструктуры в целях первоочередного совершенствования инфраструктуры ведения бизнеса (транспорт, связь) в трудоизбыточных регионах в целях стимулирования «миграции бизнеса» в данные регионы;

повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной увязки заработной платы с особенностями территориальных рынков труда и улучшения качества рабочих мест. Высвобождение части трудовых ресурсов из бюджетной сферы будет сопровождаться предоставлением дополнительных возможностей для обеспечения профессиональной мобильности с помощью механизмов повышения квалификации, обучения и переобучения, что позволит данным работникам реализовать свой трудовой потенциал в других, прежде всего наиболее динамично развивающихся, секторах экономики;

стимулирование активного использования современных форм занятости, не требующих постоянного присутствия на рабочем месте;

предоставление более широких возможностей для трудоустройства молодежи, внедрение практики стажировок молодых специалистов;

эффективное использование потенциала пожилых людей, желающих продолжить трудовую деятельность;

стимулирование занятости женщин, имеющих детей, в том числе на основе использования гибких форм занятости, не требующих постоянного присутствия на рабочем месте, а также развития услуг по дошкольному воспитанию детей;

создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями и инвалидов.

Вторая - развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечивающее рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов:

повышение эффективности работы органов службы занятости населения. Инновационная экономика предъявляет новые требования к работе государственной службы занятости:

во-первых, помощь безработным в поиске рабочего места должна строиться на основе новых информационных возможностей, которые возникнут у службы занятости в связи с формированием и поддержкой единой общероссийской информационной базы данных о работниках и рабочих местах;

во-вторых, вопросы трудоустройства должны решаться органами государственной службы занятости при более активном взаимодействии с негосударственными службами занятости для повышения эффективности процессов трудоустройства работников;

в-третьих, все большее значение будут иметь активные программы на рынке труда, включая программы профессиональной подготовки и переподготовки, в том числе осуществляемые во взаимодействии с негосударственными организациями;

создание конкурентного рынка оказания услуг безработным гражданам и гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также работодателям по подбору кадров;

развитие информационных ресурсов в сфере занятости населения, в том числе обеспечивающих прямой доступ пользователей, создание действенного механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации, прежде всего в рамках крупных инвестиционных проектов в рамках частно-государственного партнерства;

повышение трудовой мобильности рабочей силы, в том числе в результате сокращения административных барьеров, связанных с регистрацией по месту пребывания, повышения доступности жилья, включая съемное жилье, а также транспортной и социальной инфраструктуры;

усиление значения программ профессиональной подготовки и переподготовки, осуществляемых образовательными учреждениями, отбираемыми на конкурсной основе, негосударственными организациями.

Третья - создание условий труда, позволяющих обеспечить сохранение трудоспособности работающих на всем протяжении профессиональной карьеры:

разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижение рисков смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;

развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека.

Четвертая – формирование прозрачных правил функционирования рынка труда, регулирования трудовых отношений и эффективности контроля их исполнения:

развитие правовой базы регулирования трудовых отношений и рынка труда в условиях усиления конкуренции на рынке труда и ускорения обновления производства;

обеспечение соблюдения установленных норм и правил, повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением;

координация политики на рынке труда, включая такие сферы как заработная плата и социальная защита работников, на основе механизмов социального партнерства.

Такая координация должна быть ориентирована, прежде всего, на защиту интересов и подержание конкурентоспособности наиболее конкурентоспособных в мировой экономике секторов. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений должна стать реальным органом, способствующим развитию механизмов социального партнерства и координации политики на рынке труда.

Пятая – создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.

обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы, в том числе отмена (или расширение объемов) квот для отдельных квалификационных категорий, создание балльной системы при получении российского гражданства и разрешения на работу;

формирование в обществе толерантного отношения к трудовой миграции и мигрантам, создание системы социализации мигрантов, их адаптации в местных сообществах, обеспечения минимальных стандартов социальной защиты;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция долгосрочного социально экономического развития российской федерации москва (2)

    Документ
    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации
  2. Концепция долгосрочного социально экономического развития российской федерации москва (3)

    Документ
    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации
  3. Концепция долгосрочного социально экономического развития российской федерации москва (4)

    Документ
    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации
  4. Концепция долгосрочного социально экономического развития российской федерации москва (5)

    Документ
    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена

    Документ
    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации,

Другие похожие документы..