Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Мета: ознайомити учнів із окремими фактами творчого та життєвого шляху Марка Вовчка; сприяти створенню образу письменниці – талановитої виразниці тра...полностью>>
'Документ'
За время своего существования муниципальное общеобразовательное учреждение «Левженская средняя общеобразовательная школа» прошла интересный путь стан...полностью>>
'Документ'
После завершения I мировой войны сложилась сложная и напряженная международная обстановка. В большей степени это было обусловлено Версальско-Вашингтон...полностью>>
'Классный час'
Челябинск – миллионный мегаполис, один из крупнейших индустриальных, научных, культурных и спортивных центров России, город – хранитель исторического...полностью>>

Различием требований со стороны учителей-предметников; изменением стиля общения учителей с детьми

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа

преемственности

между основной и начальной школой

ГОУ школа – интернат

основного общего

образования № 95

2011 год

Пояснительная записка

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы к проблемам адаптации школьников постоянно растет.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

  • сменой социальной обстановки;

  • увеличением учебной нагрузки;

  • изменением режима дня;

  • отличием систем и форм обучения;

  • различием требований со стороны учителей-предметников;

  • изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику их впервые предъявляется так много и от разных людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним негативные факторы помогает нашему коллективу специально разработанная Программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся – выпускников начальной школы при переходе их в среднее звено.

Цель Программы: создание условий для адаптации учащихся I ступени обучения при переходе на II ступень обучения и успешного продолжения образования в 5-м классе.

Основные задачи Программы:

  • сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей;

  • создание психолого-педагогических условий, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сформированный в начальной школе "инструмент" (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к рефлексии, планированию и анализу) в разных учебных ситуациях;

  • создание в совместной деятельности учащихся и учителя возможных образовательных пространств для решения личностных задач младших подростков;

  • повышение учебной мотивации учащихся.

Принципы реализации Программы

Реализация Программы базируется на следующих принципах:

  • программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение коррективов в планы;

  • обеспеченность участников образовательного процесса информацией о ходе реализации Программы;

  • включение в решение задач Программы всех субъектов образовательного процесса.

Тематический план

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1. Организационная работа

Собеседование зам. директора по УВР и школьного психолога с педагогами и классным руководителем 5-го класса.

Август

Зам. директора по УВР

Уточнение и корректировка списков учащихся 5-го класса. Работа с личными делами учащихся

Август, сентябрь

Зам. директора по УВР

Знакомство с семьей и условиями быта учащихся. Составление социального паспорта класса

Сентябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классный руководитель 5-го класса

Составление учителями начальной школы и педагогом-психологом школы характеристик (психолого-педагогических карт) на учащихся 4-го класса

Август

Зам. директора по УВР, учителя начальной школы

Изучение медицинских карт учащихся 5 класса. Оценка состояния здоровья и физического развития обучающихся.

Сентябрь

Медицинский работник, учителя физической культуры, классный руководитель 5-го класса

Организация взаимопосещения уроков учителей 4–5-х классов по вопросу преемственности

Сентябрь

Зам. директора по УВР

Организация занятий в специальных медицинских группах. Комплексная диагностика учащихся 5-го класса

Сентябрь – декабрь, февраль, апрель

Зам. директора по УВР, медицинский работник, учителя физической культуры

Медицинский осмотр обучающихся 5-го класса специалистами детской поликлиники № 1

Март

Медицинский работник

Экскурсии выпускного класса начальной школы по территории средней школы

2-я неделя мая

Зам. директора по ВР, классный руководитель 4 класса

Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся 5 класса

В течение года

Зам. директора по УВР, классные руководители 5-х классов

Формирование групп дезадаптированных пятиклассников. Организация факультативных занятий "Я и Мы"

В течение года

Зам. директора по ВР,

педагог-психолог

Предварительная расстановка педагогических кадров в будущем 5 классе

Январь

Зам. директора по УВР

Знакомство учащихся 4-го класса с учебным процессом в среднем звене

Январь – май

Классный руководитель 4-го класса

Собеседование с классным руководителем 5-го класса по итогам четверти

Ноябрь, декабрь, март, май

Зам. директора по УВР, ВР

Обобщение аналитико-диагностических материалов

Сентябрь, ноябрь, апрель

Зам. директора по УВР

2. Информационно-методическое обеспечение

Заседание методического совета школы. Коррекция и утверждение плана работы по преемственности между начальным и основным общим образованием на учебный год

Август

Зам. директора по УВР

Изучение нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса в 5-ом классе

Август, сентябрь

Зам. директора по УВР, ВР, классный руководитель 5-го
класса

Совещание при завуче по итогам четверти

Ноябрь, декабрь, март, май

Зам. директора по УВР

Составление материалов для проведения административных контрольных работ, подбор текстов для проверки техники чтения

Сентябрь, декабрь, май

Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников

Разработка рекомендаций для родителей по теме лекториев

Сентябрь, январь

Зам. директора по ВР,

педагог-психолог

Составление материалов для проведения контрольных срезов, подбор текстов для проверки техники чтения

Ноябрь

Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников

Классно-обобщающий контроль 5 класса

Ноябрь

Зам. директора по УВР, ВР,

Психолого-педагогический консилиум по 5 классу

Ноябрь

Зам. директора по УВР, ВР

Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5-го класса

Октябрь,

апрель

Зам. директора по УВР, педагог-психолог

Разработка методических рекомендаций по проблеме преемственности

Ноябрь

Зам. директора по УВР

Малый педсовет "Создание условий успешной адаптации учащихся 5 класса" с учителями начальной школы и учителями-предметниками, работающими в 5 классе, специалистами службы ППМС сопровождения. Подведение итогов классно-обоб-щающего контроля 5 класса по результатам I четверти.

Ноябрь

Зам. директора по УВР

Изучение динамики успешности обучения и развития учащихся 5 класса

В течение года

Зам. директора по УВР, классный руководитель 5 класса

Формирование портфолио учащихся 5-го класса

В течение года

Классный руководитель 5 класса

Совместное заседание МО учителей выпускного 4 класса, классного руководителя будущего 5 класса, учителей-предметни-ков "Преемственность УМК и единые подходы к уровню требований по предметам в начальной школе и среднем звене"

Декабрь

Зам. директора по УВР, ВР, классный руководитель 4 класса, учителя-предметники

Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского языка и литературы. Определение соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускных классов начальной школы, требованиям, предъявляемым учителями средней школы

В течение года

Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников, классные руководители 4-х классов, учителя-предметники

Посещение уроков в 4-ом классе

Декабрь, апрель

Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников, учителя-предметники

Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено

Март, апрель

Зам. директора по УВР

Психолого-педагогический консилиум по 4 классу. Готовность учащихся выпускного класса начальной школы к переходу в среднее звено

1-я неделя мая

Зам. директора по УВР, ВР, руководитель МО

Совещание при директоре "Создание условий для успешной адаптации учащихся в 5 классе. Уровень образовательной деятельности педагогов".

Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за год.

2-я неделя мая

Директор школы

Совещание при директоре. Комплектование 5-го класса

4-я неделя мая

Директор школы

3. Работа с учащимися

"Здравствуй, школа!" – линейка, посвященная Дню знаний

1 сентября

Классный руководитель 5 класса

Помощь учащимся в ориентировании по расположению учебных кабинетов, столовой, раздевалок.

Сентябрь

Зам. директора по УВР, классный руководитель 5-го класса

Линейка для учащихся по вопросу соблюдения правил поведения

Октябрь

Зам. директора по ВР, классный руководитель 5 класса

Анкетирование пятиклассников по вопросу адаптации к новым условиям учебы. Определение уровня комфортности уч-ся при переходе из начальной школы в основную. Изучение эмоционально-психоло-гического климата в классном коллективе

Октябрь

Зам. директора по УВР, ВР

Торжественное посвящение в пятиклассники

Октябрь

Зам. директора по УВР, классный руководитель 5 кл.

Наблюдение за учащимися на переменах, уроках, во время подвижных игр. Регистрация данных наблюдений в протоколе (карте)

В течение года

Классный руководитель 5 класса, учителя-предметники

Вовлечение пятиклассников в дополнительное образование

I четверть

Зам. директора по ВР, классный руководитель 5 класса

Диагностика особенностей школьной адаптации пятиклассников

Ноябрь

Зам. директора по УВР

Групповые и индивидуальные занятия с учащимися "группы риска", выявленными в начальной школе

В течение года

Классный руководитель 5 класса, зам. директора по УВР

Линейки по итогам успеваемости за четверть

Ноябрь, декабрь, март, май

Классный руководитель 5 класса, зам. директора по УВР

Собеседование со слабоуспевающими учащимися 5-го класса

В течение года

Зам. директора по УВР, классный руководитель 5 класса

Рейд по сохранности учебников

Январь

Зав. библиотекой, классный руководитель 5 класса

Индивидуальная работа с учащимися, склонными к нарушению дисциплины

В течение года

Социальный педагог

Индивидуальные беседы с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации

В течение года

Классный руководитель 5 классов,

учителя-предметники

Диагностика готовности учащихся 4-го классов к переходу в среднее звено

Март – апрель

Специалисты службы ППМС сопровождения

Классное собрания учащихся выпускного 4-го класса с участием педагогов и классного руководителя будущего 5 класса "Нам пора в 5-й класс!"

Май

Заместители директора по УВР, ВР

Праздник выпускного вечера для учащихся 4-го класса "Прощание с начальной школой"

Май

Зам. директора по УВР, ВР, учителя начальных классов

4. Работа с родителями

Индивидуальное собеседование с родителями педагогически запущенных учащихся и детей с неадекватными формами межличностных отношений

Сентябрь

Зам. директора по УВР

День открытых дверей. Родительский лекторий "Особенности обучения в 5-м классе. Адаптация пятиклассников к предметному обучению"

2-я неделя сентября

Зам. директора по УВР, классные руководители 5-х классов, учителя-предметники

Консультации для родителей пятиклассников по вопросу адаптации

Ноябрь

Зам. директора по УВР

Родительские собрания по итогам успеваемости за четверть

Ноябрь, декабрь, март, май

Зам. директора по УВР, классный руководитель 5-го класса.

Родительский лекторий "Создание в семье оптимальных условий для развития ребенка"

Январь

Зам. директора по УВР, ВР, классные руководители 5-х классов

Индивидуальное собеседование с родителями "трудных" учащихся

В течение года

Зам. директора по УВР, социальный педагог

Родительские собрания "Итоги комплексной диагностики адаптации учащихся 5-го класса"

Ноябрь, март

Зам. директора по УВР, ВР

Родительские собрания "Зона ближайшего развития". Анкетирование родителей

Апрель

Зам. директора по УВР, ВР

Родительское собрание 4 класса с участием учителей средней школы

Апрель

Зам. директора по УВР, ВР, учитель 4 класса

Индивидуальные беседы с родителями учащихся 4 класса

IV четверть

Зам. директора по УВР

5. Контроль

Контроль планов воспитательной работы

Сентябрь

Зам. директора по ВР

Посещение внеклассных мероприятий. Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период

Сентябрь, октябрь

Зам. директора по ВР,

педагог-психолог,

социальный педагог

Изучение организации домашней работы. Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием

Сентябрь, октябрь

Зам. директора по УВР, ВР

Административный контроль. Проверка качества усвоения учебного материала учащимися 5 класса (мониторинг)

Сентябрь, декабрь, май

Зам. директора по УВР

Анализ входного контроля

Октябрь

Методический совет школы

Проверка классных журналов. Учет успеваемости и посещаемости учебных занятий, учащихся 5 класса

В течение года

Зам. директора по УВР

Проверка ведения дневников учащихся 5 класса

В течение года

Зам. директора по ВР

Смотр кабинетов. Контроль наличия материалов для организации самостоятельной работы учащихся

Март

Зам. директора по УВР, ВР, руководители МО учителей-предметников

Посещение уроков и мероприятий с целью изучения межличностных отношений

В течение года

Зам. директора по УВР, ВР

Анализ учебной и воспитательной деятельности: выводы и результаты за учебный год, планирование на новый уч. год

Май

Классные руководители 5-х классов

Контроль выполнения учебных программ

В течение года

Зам. директора по УВР

  Важное значение в решении проблемы преемственности играет расстановка кадров. Необходимо учитывать психологическую характеристику класса, детей, стиль работы, личностные характеристики учителя начальной школы и учителей-предметников. Если не учитывать эти особенности, то возможно породить конфликты между педагогами и детьми, педагогами и родителями, между самими педагогами. Выпускные начальные классы желательно обследовать психологом школы при активной помощи учителей. Делается социометрия, изучается мотивация, интерес к предмету. Соотнести все это с материалами первого класса.

Качество знаний и умений учащихся проверяются различными формами:

  • тестирование;

  • зачеты;

  • письменные контрольные работы

Литература:

  1. Л.П. Барылкина, Н.А. Королева «Завуч начальной школы», Москва «ВАКО», 2006.

  2. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №1, 2001.

  3. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №3, 2001.

  4. Журнал «Начальная школа» №2, 1999.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Различие требований со стороны учителей-предметников; изменение стиля общения учителей с детьми

    Программа
    Постоянство внимания педагогического коллектива нашего лицея к проблемам адаптации школьников объясняется тем, что количество «новичков» в лицее ежегодно составляет примерно 1/6 всех учащихся, и дети приходят к нам из разных школ
  2. Книга для учителя Москва «Школа-Пресс» 1994 Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог ф-тов пед ин-тов

    Книга
    Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994.
  3. «Внеурочная деятельность как средство реализации фгос»

    Документ
    В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.
  4. Программа по преемственности перехода «из начальной школы в основную»

    Программа
    Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения.
  5. «Учитель года- 2003»

    Диплом
    Благодарность за участие в качестве докладчика на межрегиональной научно-практической конференции «40-е Евсевьевские чтения» в МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2003г.

Другие похожие документы..