Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Європейський регіон знаходиться на крайньому заході материка Євразія. Тут розташовано 25 держав, які разом виробляють 1/4 продукції про­мисловості і ...полностью>>
'Доклад'
Бранил Гомера, Феокрита; зато читал Адама Смита, и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет, и чем живет и почему не ...полностью>>
'Закон'
Актуальность проблемы. Материаловедение органосиликатных композиций (ОСК) возникло в 1950–1960 гг. в Институте химии силикатов АН СССР в ответ на зап...полностью>>
'Доклад'
Кисунько Г.В.,  "Секретная зона. Исповедь генерального конструктора" (В 1961 году у нас был успешно испытан первый образец противоракетной ...полностью>>

Методические рекомендации включают программу, содержание и задания по педагогической практике. Данные материалы адресованы студентам химического факультета университета, получающим дополнительную квалификацию "Преподаватель".

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Химический факультет

ПОЛОЖЕННИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

(ПРОЕКТ)

Составитель: кандидат химических наук, доцент П.И.Сиянко

Методические рекомендации включают программу, содержание и задания по педагогической практике. Данные материалы адресованы студентам химического факультета университета, получающим дополнительную квалификацию "Преподаватель".

  1. Педагогическая практика в профессиональной подготовке выпускника университета

Выпускник университета получает фундаментальную подготовку в области естественных и гуманитарных наук, приобретая квалификацию специалиста в своей отрасли. Одновременно с этим университет предоставляет своим выпускникам возможность получения дополнительной квалификации «Преподаватель» на факультете педагогического образования.

Фундаментальные знания, профессиональная мобильность, педагогическая и личностная культура – вот основные характеристики выпускника университета, получившего вместе с основной специальностью дополнительную квалификацию «Преподаватель».

Цели организации педагогической практики:

  • развитие педагогического мышления, становление индивидуального педагогического стиля, формирование исследовательского подхода к работе;

  • подготовка к целостному выполнению функций учителя-предметника и классного руководителя, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися;

  • отработка педагогических умений целеполагания, диагностико-аналитических, коммуникативных и конструкгивных умений.

Задачи педагогической практики:

  • воспитание профессионально значимых качеств личности педагога, потребности в педагогическом самообразовании и самосовершенствовании;

  • формирование и развитие профессиональных умений и навыков;

  • формирование организационных навыков работы с детьми;

  • развитие навыков исследовательского и творческого подходов к педагогической деятельности;

  • закрепление, углубление и обогащение общекультурных, психолого-педагогических и специальных знаний в процессе использования их для анализа конкретных ситуаций, обнаружения в них и решения конкретных педагогических задач.

Принципы организации педагогической практики:

  • связь практики с изучением теоретических курсов;

  • единство целей, содержания, форм, методов практической подготовки будущего преподавателя для учебно-воспитательной деятельности в различных типах учебных заведений;

  • комплексный характер практики, предусматривающий осуществление межпредметных связей социальных, психолого-педагогических и специальных дисциплин, сочетание различных видов деятельности студентов в учебно-воспитательных учреждениях (школах, лицее, колледже, гимназии, Центре детского творчества и др.);

  • учет специфики факультета, индивидуальных особенностей студентов, конкретных условий вуза и учебно-воспитательных учреждений.

Программа педагогической практики

Программа педагогической практики в соответствии с требованиями профессиональной компетентности преподавателя и педагога-воспитателя предусматривает овладение студентами университета следующими педагогическими умениями:

1. Организационные умения

  • включение учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности;

  • использование разнообразных методов и приемов организации учебной деятельности школьников (стандартные и нестандартные формы работы педагога в учебном коллективе учащихся);

  • оптимальное включение индивидуальных и дифференцированных форм работы с учащимися (индивидуальные, парные, групповые формы).

2. Конструктивные умения

  • осуществление текущего и перспективного планирования педагогической деятельности (учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом, учебных планов и программ, учебной и внеклассной работы по предмету и т. д.);

  • демонстрация способностей отбора научной информации, учебного материала и оборудования (наглядных аудио-видео-технических средств) в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями школьников, дидактическими принципами при проведении классно-урочных и досуговых занятий с учащимися;

  • объяснение и изложение содержания нового материала в ясной, доступной и научной, а также логической форме с учетом жизненного опыта и знаний учащихся;

  • обеспечение последовательности и системности в изложении учебного материала с учетом межпредметных связей;

  • организация мыслительной деятельности учащихся;

  • анализ программ, учебников, методической литературы;

  • составление планов-конспектов уроков по предмету, системы уроков по теме, разделу в одном классе, в нескольких классных параллелях;

  • установление требований к уровню знаний учащихся и диагностика их качества для выявления сформированности соответствующих умений и навыков, а также коррекция затруднений учащихся в процессе обучения;

  • осуществление различных форм контроля знаний учащихся;

  • разработка и рациональное использование системы поощрений, побуждений и санкций, при организации учебной деятельности;

  • оптимальное использование методов и приемов обучения;

  • ведение учебно-методической, аналитической документации по предмету и учебно-воспитательному процессу в целом;

  • постановка целей и задач учебно-познавательного и воспитательного процесса с учетом концептуальных основ специального предмета и концепции образовательного учреждения в целом;

  • использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания предмета в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения.

3. Коммуникативные умения

  • создание мотивационной обстановки при организации учебно-познавательной и игровой деятельности учащихся;

  • обеспечение психологического комфорта урока, занятия (применение разнообразных методов и приемов, снижающих утомляе­мость, а также обеспечивающих рациональный темп и эффективное использование времени);

  • установление оптимального коммуникативного фона урока, занятия (деловое и дружеское взаимодействие педагога с учащимися, его стиль, лексика обращений, речи в целом);

  • обретение опыта взаимоотношений с коллегами и родителями школьников.

4. Исследовательские умения:

  • практическое использование эмпирических методов педагогического исследования (наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа и др.);

  • формулировка цели;

  • выдвижение гипотезы;

  • выбор объекта и предмета педагогического исследования;

  • выбор единиц наблюдения;

  • выбор средств педагогического изменения наличной ситуации;

  • составление плана исследования;

  • реализация плана исследования с его коррекцией;

  • фиксирование изменений, происходящих с предметом и условиями исследования;

  • анализ полученных эмпирических данных, их интерпретация (соотнесение с теоретическими представлениями, традициями, выдвинутой целью, гипотезой).

Содержание педагогической практики определяется требованиями государственного стандарта дополнительного профессионального образования (квалификации «Преподаватель»). В соответствии с этими требованиями преподаватель должен:

  • понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;

  • знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);

  • понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей и в школьном учебном плане;

  • учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;

  • обладать знаниями предмета, достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также – требованиям общества.

Преподаватель должен знать:

  • сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;

  • пути совершенствования мастерства учителя и их способы самосовершенствования;

  • методику преподавания своего предмета;

  • содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;

  • требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по предмету, устанавливаемые государственным образовательным стандартом;

  • вопросы частных методик школьных курсов по предмету;

  • различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения;

  • методы формирования навыков самостоятельной работы, развития творческих способностей и логического мышления учащихся;

  • научные основы отдельного курса предмета, историю и методологию соответствующей отрасли науки;

  • структуру и архитектуру ПЭВМ, основные операционные системы, компьютерные инструментальные средства, методы компьютерной обработки информации.

Преподаватель должен уметь:

  • проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;

  • планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;

  • обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами;

  • разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;

  • отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;

  • анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;

  • организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;

  • применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;

  • использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ПЭВМ для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;

  • создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;

  • развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

Преподаватель должен иметь представление о:

  • связях школьных разделов предмета с соответствующими вузовскими дисциплинами;

  • методических аспектах предмета в целом, отдельных тем и понятий;

  • методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным темам учебного курса;

  • возможностях применений компьютерной техники в учебном процессе;

  • принципах построения обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.

Педагогическая практика выполняет системообразующую роль в образовательно-профессиональной подготовке специалиста высшего звена, позволяет выпускнику университета успешно выполнять основные педагогические функции учителя современной школы (гимназии, лицея, колледжа и т.д.).

Педагогическая практика является одним из наиболее сложных и многоаспектных видов учебной работы студентов. Деятельность студентов в период практики является аналогом профессиональной деятельности педагога, так как адекватна ее содержанию и структуре и организуется в реальных условиях учебно-воспитательного учреждения.

Педагогическая практика является реальной основой для интеграции специальных, социальных и психолого-педагогических знаний. Целостность профессиональной подготовки будущего педагога предполагает сочетание трех основных областей знания:

  • комплекса гуманитарных дисциплин (философии, истории, социологии, культурологии и т.д.), т.е. знания о человеческой личности и ее развитии;

  • специально выделенных из этого комплекса отраслей знания психолого-педагогических дисциплин;

  • комплекса специальных предметов и методики их преподавания.

  1. Организация и управление педагогической практикой

Педагогическое руководство практикой студентов в университете осуществляется факультетом педагогического образования совместно с администрацией учебно-воспитательных учреж­дений. В период практики методическое руководство также обеспечивают преподаватели-методисты специальных и профильных кафедр университета.

Методисты кафедры педагогики

  1. Участвуют в выборе учебно-воспитательных учреждений, в создании организационных условий для эффективного прохождения педагогической практики, в работе установочных конференций факультетов, в работе педагогических советов образовательных учреждений, а также в подведении итогов практики.

  2. 0существляют консультативную и методическую помощь студентам-практикантам по общим проблемам преподавания предмета, по проблемам организации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, по проблемам нормализации взаимоотношений с дет­скими коллективами, а также выстраивания системы внеклассной ра­боты по предмету и в целом системы внеклассной воспитательной работы.

  3. Посещают и анализируют классно-урочные и культурно-досуговые формы работы с учащимися, проводимые практикантами.

  4. 0казывают методическую помощь в определении темы выпускной квалификационной работы, проведении психолого-педагогических исследований и в выполнении научно-исследовательских заданий.

  5. Консультируют практических работников образовательных учреждений, занятых в работе со студентами в период практики.

Организатор педагогической практики факультета

1. До установочной конференции прводит распределение студентов по учебно-воспитательным учреждениямпо согласованию с кафедрами педагогики, психологии и методистами.

2. Подготавливает и оформляет приказ о прохождении студентами педагогической практики в соответствии с учебным графиком с указанием сроков, места прохождения и руководства.

3. Подготавливает и проводит на факультете установочную конференцию.

4. Осуществляет совместно с методистами кафедр контроль за прохождением студентами педпрактики , курирует своевременную сдачу в учебный отдел документов для оплаты для педагогического персонала учебных заведений.

  1. Принимает отчетную документацию студентов по педпрактике и

подводит итоги совместно с преподавателями кафедр педагогики, психологии и методистами специальных кафедр, оформляет зачетную ведомость.

Методист факультета

1. Участвует в распределении студентов по учебно-воспитательным учреждениям и в работе установочной конференции по педпрактике.

2. Обеспечивает организованный выход студентов на педпрактику в учебно-воспитательные учреждения, определенные приказом, совместно с администрацией учреждений проводит оптимальное распределение студентов-практикантов по классам.

3. Осуществляет методическую помощь при подготовке и проведении студентами-практикантами уроков, а также помощь в организации внеклассной работы по предмету.

4. Проводит консультации по проблемам преподавания предмета, посещает и анализирует уроки проводимые практикантами.

  1. Участвует в работе итогового совещания по педпрактике в учебно-воспитательном учреждении.

  2. Проверяет отчетную документацию студентов и участвует в подведении итогов практики.

Администрация учебно-воспитательных учреждений

  1. Проводит распределение студентов-практикантов по классам совместно с факультетскими организаторами педпрактики, организует встречи-знакомства с учителями-предметниками и классными руководителями-кураторами, с психологической службой и социальным педагогом.

  2. 3накомит практикантов с традициями и концепцией развития учебного заведения, действующей образовательно-воспитательной системой, уставом, режимом и распорядком работы.

  3. Организует посещение студентами административно-управленческих форм работы (педсоветов, совещаний при директоре, педконсилиумов, родительских собраний и т.д.), классно-урочных форм в классах.

  4. Знакомит студентов-практикантов с педагогами, использующими новые технологии обучения и воспитания, организует сотрудничество педагогов учебного заведения и студентов-практикантов.

  5. Совместно с руководителем педагогической практики и студентами проводит итоговое совещание по результатам практики, в ходе которого студентам-практикантам определяется рекомендательная оценка.

Классный руководитель – куратор

  1. Представляет студента-практиканта классу, знакомит его с сис­темой воспитательной работы и развития ученического коллектива, учебно-методической документацией классного руко­водителя.

  2. Оказывает помощь в подготовке и проведении внеклассных, культурно-досуговых форм работы с учащимися, присутствует на воспитательных мероприятиях, проводимых студентом, дает их анализ и оценку.

  3. Оказывает помощь практиканту в составлении психолого-педагогической характеристики класса, отдельного ученика, в выполнении других исследовательских заданий.

  4. Подготавливает письменную характеристику о внеклассной деятельности студента-практиканта с предварительной оценкой его работы.

Учитель-предметник

  1. 3накомит с образовательной программой и учебным планом по предмету, включая стандартный и инновационный вариант, а также с оборудованием, учебно-методической литературой и дидактическими материалами, учебно-методической документацией учителя.

  2. Оказывает помощь в планировании системы занятий по теме, разделу курса в одном классе или в нескольких параллелях, а также подготовки и проведении пробных, зачетных занятий в традиционной и нетрадиционной форме.

  3. Знакомит практиканта с системой требований к уровню знаний по предмету, различными формами контроля и учета знаний учащихся в классах, а также с методами и приемами преподавания.

  4. Присутствует на проводимых занятиях, анализируя и оценивая их.

  5. Подготавливает письменную характеристику студента-практиканта как учителя предметника и дает предварительную оценку его педагогической деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Содержание педагогической практики включает следующие направления и виды деятельности студентов:

    • ознакомление с административно-управленческой и методической деятельностью учебно-воспитательных учреждений;

    • выполнение учебно-практических и научно-исследовательских заданий;

    • ознакомление с образовательно-воспитательной системой учебного заведения, основными направлениями его деятельности, концепцией развития;

    • проведение серии уроков по предмету и внеклассных занятий.

Наряду с исследовательской работой, а также учебной студент-практикант выполняет внеклассную воспитательную работу. План воспитательной работы классного руководителя, интересы и возможности учащихся - основа Вашей системы орга­низации и проведения внеклассных мероприятия.

Консультации с учителями-предметниками, классными руко­водителями и методистами помогут Вам выбрать оптимальную мо­дель классно-урочной и внеклассной формы организации учащихся. При выполнении исследовательских и учебно-практических заданий рекомендуем обратиться в раздел приложений дан­ного издания.

Продолжительность педагогической практики в соответствии с государственными требованиями на химическом факультете АлтГУ составляет:

2 недели на 4 курсе и 7 недель на 5 курсе.

Документы к зачету по педагогической практике

студентов 4 курса

По окончании практики студенты 4 курса представляют факультетскому руководителю для зачета следующую документацию:

  1. Дневник педагогической практики студента, в котором содержится следующая информация:

  • место и время прохождения практики;

  • ФИО администраторов школы, учителя-предметника и классного руководителя;

  • класс и список учащихся;

  • расписание занятий;

  • ежедневная работа в школе, классе

  • график посещения уроков уроков и внеклассных мероприятий.

Дата
посещения

Предмет и тема урока, внеклассного мероприятия

Подпись учителя

  1. Письменный отчет, содержащий краткую характеристику учебно-воспитательного учреждения.

  2. Приложения (анализ 3 уроков по химии, план-конспект проведенного урока по химии, психолого-педагогическую характеристику ученика, краткое описание кабинета химии и препараторской, содержащее схемы размещения оборудования, средств наглядности в кабинете и размещение оборудования и реактивов в препараторской в соответствии с требованиями по технике безопасности в кабинете химии средней школы.

  3. Отзывы-характеристики о выполненной работе учителя-предметника и классного руководителя, заверенные администрацией учебного учреждения.

  4. Трудовой договор на учителя, классного руководителя, заполненный в машинописном виде.

  5. Трудовой договор на директора и заместителей директора по учебной и внеклассной работе, заполненный в машинописном виде для городской школы (один для всех студентов школы).

  6. Для сельских школ заявления учителя и классного руководителя на перечисление денег по прилагаемой форме.

Бланки форм трудового договора и заявления на перечисление денег выставлены на сайте факультета в разделе «Методика преподавания хиии» «Документы для педагогической практики»

Критерии оценки педагогической практики студента 4 курса:

  1. Работа в учебном кабинете.

  2. Помощь в работе классному руководителю.

  3. Внеклассная работа по предмету.

  4. Отношение к учащимся.

  5. Аккуратность в оформлении отчетной документации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Материалы ii-й международной научно-практической конференции

    Документ
    Концептуальным основанием ФГОС ВПО нового поколения избран компетентностный подход. При этом компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечивающая его готовность
  2. Ануфриенко Сергей Сергеевич кандидат психологических наук; Чмыхова Екатерина Витальевна кандидат социологических наук; Усольцева Инесса Владимировна аспирант; Калинина Надежда Викторовна аспирант методические рекомендации

    Методические рекомендации
    Материалы курса "Психология и педагогика" составлены на основе программы, рекомендованной отделением психологии УМО университетов РФ, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для специалистов,
  3. Программы развития муниципального 32 образования «северодвинск» 32

    Документ
    Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупными организациями и субъектами среднего предпринимательства
  4. Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования

    Анализ
    Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования
  5. Факультет горных технологий и транспорта

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Другие похожие документы..