Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Бетонный завод М-1 состоит из 2х независимых друг от друга бетоносмесительных блоков, объединенных в одно целое в единым корпусе с общей системой уте...полностью>>
'Урок'
1 10.09.10 Могучий мир природы и юная героиня - Снегурочка. 1 1 .09.10 Т «Роль пейзажа в литературном произведении» Литература XIX века 47 В.А....полностью>>
'Памятка'
Вы почти достигли финишной прямой. Последний рывок – и Вы инженеры. Но и здесь, как и везде, нужно соблюдать правила игры. Иначе финиш может быть не ...полностью>>
'Документ'
У платника обсяг експортних операцій та інших операцій за "0" ставкою протягом попередніх 12 місяців не перевищує відсоток, визначений п.п. ...полностью>>

Методические рекомендации включают программу, содержание и задания по педагогической практике. Данные материалы адресованы студентам химического факультета университета, получающим дополнительную квалификацию "Преподаватель".

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Химический факультет

ПОЛОЖЕННИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

(ПРОЕКТ)

Составитель: кандидат химических наук, доцент П.И.Сиянко

Методические рекомендации включают программу, содержание и задания по педагогической практике. Данные материалы адресованы студентам химического факультета университета, получающим дополнительную квалификацию "Преподаватель".

  1. Педагогическая практика в профессиональной подготовке выпускника университета

Выпускник университета получает фундаментальную подготовку в области естественных и гуманитарных наук, приобретая квалификацию специалиста в своей отрасли. Одновременно с этим университет предоставляет своим выпускникам возможность получения дополнительной квалификации «Преподаватель» на факультете педагогического образования.

Фундаментальные знания, профессиональная мобильность, педагогическая и личностная культура – вот основные характеристики выпускника университета, получившего вместе с основной специальностью дополнительную квалификацию «Преподаватель».

Цели организации педагогической практики:

  • развитие педагогического мышления, становление индивидуального педагогического стиля, формирование исследовательского подхода к работе;

  • подготовка к целостному выполнению функций учителя-предметника и классного руководителя, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися;

  • отработка педагогических умений целеполагания, диагностико-аналитических, коммуникативных и конструкгивных умений.

Задачи педагогической практики:

  • воспитание профессионально значимых качеств личности педагога, потребности в педагогическом самообразовании и самосовершенствовании;

  • формирование и развитие профессиональных умений и навыков;

  • формирование организационных навыков работы с детьми;

  • развитие навыков исследовательского и творческого подходов к педагогической деятельности;

  • закрепление, углубление и обогащение общекультурных, психолого-педагогических и специальных знаний в процессе использования их для анализа конкретных ситуаций, обнаружения в них и решения конкретных педагогических задач.

Принципы организации педагогической практики:

  • связь практики с изучением теоретических курсов;

  • единство целей, содержания, форм, методов практической подготовки будущего преподавателя для учебно-воспитательной деятельности в различных типах учебных заведений;

  • комплексный характер практики, предусматривающий осуществление межпредметных связей социальных, психолого-педагогических и специальных дисциплин, сочетание различных видов деятельности студентов в учебно-воспитательных учреждениях (школах, лицее, колледже, гимназии, Центре детского творчества и др.);

  • учет специфики факультета, индивидуальных особенностей студентов, конкретных условий вуза и учебно-воспитательных учреждений.

Программа педагогической практики

Программа педагогической практики в соответствии с требованиями профессиональной компетентности преподавателя и педагога-воспитателя предусматривает овладение студентами университета следующими педагогическими умениями:

1. Организационные умения

  • включение учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности;

  • использование разнообразных методов и приемов организации учебной деятельности школьников (стандартные и нестандартные формы работы педагога в учебном коллективе учащихся);

  • оптимальное включение индивидуальных и дифференцированных форм работы с учащимися (индивидуальные, парные, групповые формы).

2. Конструктивные умения

  • осуществление текущего и перспективного планирования педагогической деятельности (учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом, учебных планов и программ, учебной и внеклассной работы по предмету и т. д.);

  • демонстрация способностей отбора научной информации, учебного материала и оборудования (наглядных аудио-видео-технических средств) в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями школьников, дидактическими принципами при проведении классно-урочных и досуговых занятий с учащимися;

  • объяснение и изложение содержания нового материала в ясной, доступной и научной, а также логической форме с учетом жизненного опыта и знаний учащихся;

  • обеспечение последовательности и системности в изложении учебного материала с учетом межпредметных связей;

  • организация мыслительной деятельности учащихся;

  • анализ программ, учебников, методической литературы;

  • составление планов-конспектов уроков по предмету, системы уроков по теме, разделу в одном классе, в нескольких классных параллелях;

  • установление требований к уровню знаний учащихся и диагностика их качества для выявления сформированности соответствующих умений и навыков, а также коррекция затруднений учащихся в процессе обучения;

  • осуществление различных форм контроля знаний учащихся;

  • разработка и рациональное использование системы поощрений, побуждений и санкций, при организации учебной деятельности;

  • оптимальное использование методов и приемов обучения;

  • ведение учебно-методической, аналитической документации по предмету и учебно-воспитательному процессу в целом;

  • постановка целей и задач учебно-познавательного и воспитательного процесса с учетом концептуальных основ специального предмета и концепции образовательного учреждения в целом;

  • использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания предмета в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения.

3. Коммуникативные умения

  • создание мотивационной обстановки при организации учебно-познавательной и игровой деятельности учащихся;

  • обеспечение психологического комфорта урока, занятия (применение разнообразных методов и приемов, снижающих утомляе­мость, а также обеспечивающих рациональный темп и эффективное использование времени);

  • установление оптимального коммуникативного фона урока, занятия (деловое и дружеское взаимодействие педагога с учащимися, его стиль, лексика обращений, речи в целом);

  • обретение опыта взаимоотношений с коллегами и родителями школьников.

4. Исследовательские умения:

  • практическое использование эмпирических методов педагогического исследования (наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа и др.);

  • формулировка цели;

  • выдвижение гипотезы;

  • выбор объекта и предмета педагогического исследования;

  • выбор единиц наблюдения;

  • выбор средств педагогического изменения наличной ситуации;

  • составление плана исследования;

  • реализация плана исследования с его коррекцией;

  • фиксирование изменений, происходящих с предметом и условиями исследования;

  • анализ полученных эмпирических данных, их интерпретация (соотнесение с теоретическими представлениями, традициями, выдвинутой целью, гипотезой).

Содержание педагогической практики определяется требованиями государственного стандарта дополнительного профессионального образования (квалификации «Преподаватель»). В соответствии с этими требованиями преподаватель должен:

  • понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;

  • знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);

  • понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей и в школьном учебном плане;

  • учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;

  • обладать знаниями предмета, достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также – требованиям общества.

Преподаватель должен знать:

  • сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;

  • пути совершенствования мастерства учителя и их способы самосовершенствования;

  • методику преподавания своего предмета;

  • содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;

  • требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по предмету, устанавливаемые государственным образовательным стандартом;

  • вопросы частных методик школьных курсов по предмету;

  • различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения;

  • методы формирования навыков самостоятельной работы, развития творческих способностей и логического мышления учащихся;

  • научные основы отдельного курса предмета, историю и методологию соответствующей отрасли науки;

  • структуру и архитектуру ПЭВМ, основные операционные системы, компьютерные инструментальные средства, методы компьютерной обработки информации.

Преподаватель должен уметь:

  • проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;

  • планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;

  • обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами;

  • разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;

  • отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;

  • анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;

  • организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;

  • применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;

  • использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ПЭВМ для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;

  • создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;

  • развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

Преподаватель должен иметь представление о:

  • связях школьных разделов предмета с соответствующими вузовскими дисциплинами;

  • методических аспектах предмета в целом, отдельных тем и понятий;

  • методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным темам учебного курса;

  • возможностях применений компьютерной техники в учебном процессе;

  • принципах построения обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.

Педагогическая практика выполняет системообразующую роль в образовательно-профессиональной подготовке специалиста высшего звена, позволяет выпускнику университета успешно выполнять основные педагогические функции учителя современной школы (гимназии, лицея, колледжа и т.д.).

Педагогическая практика является одним из наиболее сложных и многоаспектных видов учебной работы студентов. Деятельность студентов в период практики является аналогом профессиональной деятельности педагога, так как адекватна ее содержанию и структуре и организуется в реальных условиях учебно-воспитательного учреждения.

Педагогическая практика является реальной основой для интеграции специальных, социальных и психолого-педагогических знаний. Целостность профессиональной подготовки будущего педагога предполагает сочетание трех основных областей знания:

  • комплекса гуманитарных дисциплин (философии, истории, социологии, культурологии и т.д.), т.е. знания о человеческой личности и ее развитии;

  • специально выделенных из этого комплекса отраслей знания психолого-педагогических дисциплин;

  • комплекса специальных предметов и методики их преподавания.

  1. Организация и управление педагогической практикой

Педагогическое руководство практикой студентов в университете осуществляется факультетом педагогического образования совместно с администрацией учебно-воспитательных учреж­дений. В период практики методическое руководство также обеспечивают преподаватели-методисты специальных и профильных кафедр университета.

Методисты кафедры педагогики

  1. Участвуют в выборе учебно-воспитательных учреждений, в создании организационных условий для эффективного прохождения педагогической практики, в работе установочных конференций факультетов, в работе педагогических советов образовательных учреждений, а также в подведении итогов практики.

  2. 0существляют консультативную и методическую помощь студентам-практикантам по общим проблемам преподавания предмета, по проблемам организации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, по проблемам нормализации взаимоотношений с дет­скими коллективами, а также выстраивания системы внеклассной ра­боты по предмету и в целом системы внеклассной воспитательной работы.

  3. Посещают и анализируют классно-урочные и культурно-досуговые формы работы с учащимися, проводимые практикантами.

  4. 0казывают методическую помощь в определении темы выпускной квалификационной работы, проведении психолого-педагогических исследований и в выполнении научно-исследовательских заданий.

  5. Консультируют практических работников образовательных учреждений, занятых в работе со студентами в период практики.

Организатор педагогической практики факультета

1. До установочной конференции прводит распределение студентов по учебно-воспитательным учреждениямпо согласованию с кафедрами педагогики, психологии и методистами.

2. Подготавливает и оформляет приказ о прохождении студентами педагогической практики в соответствии с учебным графиком с указанием сроков, места прохождения и руководства.

3. Подготавливает и проводит на факультете установочную конференцию.

4. Осуществляет совместно с методистами кафедр контроль за прохождением студентами педпрактики , курирует своевременную сдачу в учебный отдел документов для оплаты для педагогического персонала учебных заведений.

  1. Принимает отчетную документацию студентов по педпрактике и

подводит итоги совместно с преподавателями кафедр педагогики, психологии и методистами специальных кафедр, оформляет зачетную ведомость.

Методист факультета

1. Участвует в распределении студентов по учебно-воспитательным учреждениям и в работе установочной конференции по педпрактике.

2. Обеспечивает организованный выход студентов на педпрактику в учебно-воспитательные учреждения, определенные приказом, совместно с администрацией учреждений проводит оптимальное распределение студентов-практикантов по классам.

3. Осуществляет методическую помощь при подготовке и проведении студентами-практикантами уроков, а также помощь в организации внеклассной работы по предмету.

4. Проводит консультации по проблемам преподавания предмета, посещает и анализирует уроки проводимые практикантами.

  1. Участвует в работе итогового совещания по педпрактике в учебно-воспитательном учреждении.

  2. Проверяет отчетную документацию студентов и участвует в подведении итогов практики.

Администрация учебно-воспитательных учреждений

  1. Проводит распределение студентов-практикантов по классам совместно с факультетскими организаторами педпрактики, организует встречи-знакомства с учителями-предметниками и классными руководителями-кураторами, с психологической службой и социальным педагогом.

  2. 3накомит практикантов с традициями и концепцией развития учебного заведения, действующей образовательно-воспитательной системой, уставом, режимом и распорядком работы.

  3. Организует посещение студентами административно-управленческих форм работы (педсоветов, совещаний при директоре, педконсилиумов, родительских собраний и т.д.), классно-урочных форм в классах.

  4. Знакомит студентов-практикантов с педагогами, использующими новые технологии обучения и воспитания, организует сотрудничество педагогов учебного заведения и студентов-практикантов.

  5. Совместно с руководителем педагогической практики и студентами проводит итоговое совещание по результатам практики, в ходе которого студентам-практикантам определяется рекомендательная оценка.

Классный руководитель – куратор

  1. Представляет студента-практиканта классу, знакомит его с сис­темой воспитательной работы и развития ученического коллектива, учебно-методической документацией классного руко­водителя.

  2. Оказывает помощь в подготовке и проведении внеклассных, культурно-досуговых форм работы с учащимися, присутствует на воспитательных мероприятиях, проводимых студентом, дает их анализ и оценку.

  3. Оказывает помощь практиканту в составлении психолого-педагогической характеристики класса, отдельного ученика, в выполнении других исследовательских заданий.

  4. Подготавливает письменную характеристику о внеклассной деятельности студента-практиканта с предварительной оценкой его работы.

Учитель-предметник

  1. 3накомит с образовательной программой и учебным планом по предмету, включая стандартный и инновационный вариант, а также с оборудованием, учебно-методической литературой и дидактическими материалами, учебно-методической документацией учителя.

  2. Оказывает помощь в планировании системы занятий по теме, разделу курса в одном классе или в нескольких параллелях, а также подготовки и проведении пробных, зачетных занятий в традиционной и нетрадиционной форме.

  3. Знакомит практиканта с системой требований к уровню знаний по предмету, различными формами контроля и учета знаний учащихся в классах, а также с методами и приемами преподавания.

  4. Присутствует на проводимых занятиях, анализируя и оценивая их.

  5. Подготавливает письменную характеристику студента-практиканта как учителя предметника и дает предварительную оценку его педагогической деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Содержание педагогической практики включает следующие направления и виды деятельности студентов:

    • ознакомление с административно-управленческой и методической деятельностью учебно-воспитательных учреждений;

    • выполнение учебно-практических и научно-исследовательских заданий;

    • ознакомление с образовательно-воспитательной системой учебного заведения, основными направлениями его деятельности, концепцией развития;

    • проведение серии уроков по предмету и внеклассных занятий.

Наряду с исследовательской работой, а также учебной студент-практикант выполняет внеклассную воспитательную работу. План воспитательной работы классного руководителя, интересы и возможности учащихся - основа Вашей системы орга­низации и проведения внеклассных мероприятия.

Консультации с учителями-предметниками, классными руко­водителями и методистами помогут Вам выбрать оптимальную мо­дель классно-урочной и внеклассной формы организации учащихся. При выполнении исследовательских и учебно-практических заданий рекомендуем обратиться в раздел приложений дан­ного издания.

Продолжительность педагогической практики в соответствии с государственными требованиями на химическом факультете АлтГУ составляет:

2 недели на 4 курсе и 7 недель на 5 курсе.

Документы к зачету по педагогической практике

студентов 4 курса

По окончании практики студенты 4 курса представляют факультетскому руководителю для зачета следующую документацию:

  1. Дневник педагогической практики студента, в котором содержится следующая информация:

  • место и время прохождения практики;

  • ФИО администраторов школы, учителя-предметника и классного руководителя;

  • класс и список учащихся;

  • расписание занятий;

  • ежедневная работа в школе, классе

  • график посещения уроков уроков и внеклассных мероприятий.

Дата
посещения

Предмет и тема урока, внеклассного мероприятия

Подпись учителя

  1. Письменный отчет, содержащий краткую характеристику учебно-воспитательного учреждения.

  2. Приложения (анализ 3 уроков по химии, план-конспект проведенного урока по химии, психолого-педагогическую характеристику ученика, краткое описание кабинета химии и препараторской, содержащее схемы размещения оборудования, средств наглядности в кабинете и размещение оборудования и реактивов в препараторской в соответствии с требованиями по технике безопасности в кабинете химии средней школы.

  3. Отзывы-характеристики о выполненной работе учителя-предметника и классного руководителя, заверенные администрацией учебного учреждения.

  4. Трудовой договор на учителя, классного руководителя, заполненный в машинописном виде.

  5. Трудовой договор на директора и заместителей директора по учебной и внеклассной работе, заполненный в машинописном виде для городской школы (один для всех студентов школы).

  6. Для сельских школ заявления учителя и классного руководителя на перечисление денег по прилагаемой форме.

Бланки форм трудового договора и заявления на перечисление денег выставлены на сайте факультета в разделе «Методика преподавания хиии» «Документы для педагогической практики»

Критерии оценки педагогической практики студента 4 курса:

  1. Работа в учебном кабинете.

  2. Помощь в работе классному руководителю.

  3. Внеклассная работа по предмету.

  4. Отношение к учащимся.

  5. Аккуратность в оформлении отчетной документации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа сд 01 Курса статистический практикум для государственных университетов Специальность: 012500 «География» Составитель: иванова светлана алексеевна

    Рабочая программа
    Специалист должен владеть статистическими методами обработки экспериментальных данных, применять статистические в социально-экономических исследованиях.
  2. Материалы ii-й международной научно-практической конференции

    Документ
    Концептуальным основанием ФГОС ВПО нового поколения избран компетентностный подход. При этом компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечивающая его готовность
  3. Ануфриенко Сергей Сергеевич кандидат психологических наук; Чмыхова Екатерина Витальевна кандидат социологических наук; Усольцева Инесса Владимировна аспирант; Калинина Надежда Викторовна аспирант методические рекомендации

    Методические рекомендации
    Материалы курса "Психология и педагогика" составлены на основе программы, рекомендованной отделением психологии УМО университетов РФ, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для специалистов,
  4. Сыктывкарский государственный университет Основные итоги

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41, 06.61, 06.01.45, 06.01.79, 06.03.07, 06.09.00, 06.43.00, 06.51.00, 06.51.51, 06.61.33, 06.75, 06.75.05, 06.75.55, 06.71.25, 06.81,06.
  5. Программы развития муниципального 32 образования «северодвинск» 32

    Документ
    Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупными организациями и субъектами среднего предпринимательства

Другие похожие документы..