Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Материалы Ломоносовских чтений экономического факультета МГУ имени В.М. Ломоносова за 2005 – 2006 гг. Методология экономической науки и методика преп...полностью>>
'Документ'
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной той ролью, которую она играет в жизни человека. И...полностью>>
'Документ'
Нажаль, цей розділ дуже часто недооцінюється розробниками проекту. Хоча насправді, він є одним з найважливіших, бо може викликати (або ні) зацікавлені...полностью>>
'Семинар'
Привет! Ты удивлен? Или испуган? Нет, нет, только не надо кидаться в меня подушкой. И щипать себя не стоит – я никуда не денусь, а синяки останутся. ...полностью>>

Конспект урока по теме «Борьба русских земель с западными завоевателями»

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУООШ д. Чемоданово

Конспект урока по теме

«Борьба русских земель с западными завоевателями»

6 класс

Учитель истории

Верзилина Галина

Николаевна

2006 г.

Цели урока:

образовательные: показать героическую борьбу русского народа и народов Прибалтики с немецкими и шведскими феодалами; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского;

воспитательные: способствовать патриотическому воспитанию, воспитывая уважение к защитникам Родины;

развивающие: развивать умения учащихся работать с текстом учебника, историческими источниками, картой, анализировать причины агрессии со стороны западных стран, определять роль политического деятеля в истории государства.

Оборудование: карта «Русь в XIII в.», раздаточный материал, плакат «Александр Невский»

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Повторение.

Работа по карточке: Используя ключевые слова и выражения, назовите решающие факторы победы монголо-татар:

Внезапность; многочисленность; раздробленность; новая тактика ведения войны; передовое вооружение; железная дисциплина; храбрость воинов; порох и осадные орудия; жестокость кочевников.

Беседа с классом:

  • Кто такие монголо-татары?

  • Почему они напали на русские земли?

  • Покажите направления ударов монголо-татар?

  • Как вели себя в русских землях монголы?

  • Каковы последствия монголо-татарского ига?

Учитель подводит итог беседы и говорит: «В XIII в. врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси, были монголо-татары. Но они не были единственными врагами. На западе существовал ещё один коварный и опасный враг.

Сегодня нам на уроке предстоит ответить на вопросы:

  • Почему русские сумели победить рыцарей?

  • В чём заключалось полководческий талант Александра Невского?

III. Изучение нового материала.

План урока.

1. Агрессия с запада: шведы и крестоносцы.

2. Князь Александр Невский.

3. Невская битва.

4. Ледовое побоище.

1. Учитель рассказывает, используя карту, историю походов и немецких рыцарей на Новгород:

Восточно-европейские земли давно привлекали внимание шведских и датских феодалов своими богатствами. Эти земли интересовали и католическую церковь, которая стремилась распространить своё влияние на восток.

В 1201 г. немцы основали крепость Ригу, где в 1202 г. был основан Орден меченосцев. В 1237 г. возник Ливонский орден – главная опора Ватикана в Восточной Европе, датчане основали замок Ревель (Таллинн), шведы захватили остров Эзель.

2. Учитель даёт краткую биографическую справку об Александре Ярославиче. Учащиеся рассматривают портрет на с. 123 учебника.

3. а) Повторительная беседа:

  • Как были вооружены западно-европейские рыцари?

  • Какие доспехи имели?

  • Как велась подготовка рыцарей к военным походам?

б) Один из учеников, получивший предварительное задание, демонстрирует рисунки с изображением рыцарей и русских воинов и рассказывает о вооружении дружинников.

в) Затем учитель рассказывает о новгородском войске.

Войска Новгорода состояли из дружин князя – «передней» дружины, составленной из знатнейших людей (бояр с их отрядами), ополчения (ремесленников и крестьян, призывавшихся в войско в наиболее важных случаях). Иногда новгородские власти привлекали небольшие отряды наёмников. Основной частью войска была пехота, конница была малочисленной. Вооружение состояло из ударных метательных копий, мечей, топоров, самострелов. Для осады крепостей использовали стенобитные (тараны) и метательные приспособления (пороки).

Боевой порядок новгородцев состоял из центра (чела) и флангов (крыльев).

г) Беседа:

  • Кто лучше был подготовлен к войне – русские или западноевропейские рыцари?

Итог: русский дружинник был так же хорошо подготовлен, как и рыцарь. Но основная часть новгородского войска состояла не из профессиональных воинов, а из ополчения (ремесленников, крестьян, купцов), которое не обучалось специально военному искусству, было пешим, а оружием были топор и копьё. Таким образом, западноевропейские феодалы имели преимущество перед русским войском.

д) Учитель рассказывает о ходе Невской битвы. Учащиеся работают со схемой на с. 126.

  • Каково было боевое построение русских воинов?

  • Каков был план Александра Ярославича?

  • Что определило победу русских воинов?

  • Вспомните имена героев битвы.

4. а) Учащиеся получают задание: используя материал учебника (с. 124 – 127), расставьте в последовательности отрывки из документа.

1. … И немцы и чудь пробились клином сквозь полки. И была тут злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск от ломающихся копей и звук от ударов мечей, тк что и лёд на замерзшем озере подломился и не видно было льда, потому что он покрылся кровью…

2. … Услышав об этом, магистр пришёл против них со всеми своими епископами и со всем множеством их народа и силы их, какая только ни была в их области вместе с королевскою помощью; и сошли на озеро, именуемое Чудским…

3. …Пришёл великий князь Александр Ярославич в Новгород и скоро пошёл с новгородцами, ладожанами, с карелою и с ижорянами на город Копорье и разрушил крепость до основания, а самих немцев перебил…

4. … Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени у Воронья камня и, укрепившись силою крестною и приготовившись к бою, пошёл против них. (Войска) сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество…

5. …И обратились враги в бегство и гнали их с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать; и били их 7 вёрст по льду… и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна, а другие убежали тяжело раненными…

6. …Великий же князь Александр занял все пути ко Пскову и взял внезапно город, и захватил немцев и чудь и наместников немецких, и в оковах отправил в Новгород, а город Псков освободил от плена…

«Повесть о житии Александра Невского»

(Ответ: 3 – 6 – 2 – 4 – 1 – 5)

  • При наличии времени учащиеся получают задание рассказать о ледовом побоище, используя документ и плакат «Александр Невский»

б) Обсуждение вопросов, поставленных в начале урока.

IV. Контроль.

1. В начале XIII в. шведы стремились захватить:

а) Северо-Западную Русь;

б) Северо-Восточную Русь;

в) Юго-Западную Русь.

2. Новгородский князь Александр Ярославич получил прозвище Невский за битву, которая состоялась:

а) в 1234 г.;

б) в 1240 г.;

в) в 1242 г.

3. В 1242 г. состоялось сражение на:

а) р. Неве;

б) Чудском озере;

в) р. Сити.

V. Заключительный этап урока.

а) Подведение итогов.

б) Домашнее задание:

  • §15 – для всех учащихся.

  • Учебно-исследовательский уровень: задания с. 127 – 128.

Творческий уровень: изготовить рисунки, макеты, написать сочинение на тему «Борьба с иноземными захватчиками в XIII в.»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Уроков по теме «Куликовская битва. Великая победа русского народа Над татарским игом»

    Урок
    Урок способствует формированию глубокого уважения к истории Родины, имеет важное воспитательное значение, так как В.Н. Сухомлинский сказал: «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу отцов и дедов, зависит
  2. Тематическое планирование материала по истории 6 класс

    Тематическое планирование
    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта исторического образования в основной школе, утвержденных Министерством образования РФ и программы по истории для общеобразовательных учреждений.
  3. Календарно-тематическое планирование уроков интегрированного курса истории и москвоведения класс: 5

    Календарно-тематическое планирование
    С.И.Козленко, С.В.Бондарь, Д.А.Фадеева. История России и всеобщая история. Тематическое поурочное планирование. 5-11 классы. М.: Издательский дом «Новый учебник»,
  4. Конспекты лекций по истории Отечества профессора Кафедры истории Российского государства Московского государственного университета

    Конспект
    Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям
  5. Тематическое планирование учебного материала по истории 6 класс

    Тематическое планирование
    1.Тематическое планирование по курсу «История» для 6 класса общеобразовательных учреждений коррелирует с учебниками «История Средних веков» Е.В.Агибалов, М.

Другие похожие документы..