Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре «Автоматизированные электроэнергетические системы» в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении выс...полностью>>
'Программа'
Регулирование финансовой отчетности на международном уровне (Введение в МСФО. Принципы подготовки и составления финансовой отчетности. Представление ...полностью>>
'Лекция'
МЭО проявляется на всех уровнях, например на микроуровнях в международные отношения вступают юридические и физические лица, которые проводят внешние ...полностью>>
'Документ'
31.011 Пальпация общетерапевтическая 1 1 А01.31.01 Аускультация общетерапевтическая 1 1 А01.31.01 Перкуссия общетерапевтическая 1 1 А0 ....полностью>>

Т. Н. Гольцова к п. н. Несколько советов учителю, руководителю методического объединения, завучу, директору школы. Внастоящее время в практике школы используются следующие виды (жанры) учебной книги по литературе: учебник

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Как выбрать учебник литературы для своих школьников?

Т.Н. Гольцова к.п.н.

Несколько советов учителю, руководителю методического объединения, завучу, директору школы.

В настоящее время в практике школы используются следующие виды (жанры) учебной книги по литературе:

*учебник - хрестоматия, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, программой, требованиями дидактики и методики и включены художественные тексты как основа изучения литературы (действует в 5 – 8 классах).

* Учебник, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, программой, требованиями дидактики и методики (действует в 9 –11 классах).

* Хрестоматия, в которой содержатся только художественные тексты в соответствии с программой (используется в старших классах в сочетании с учебником).

* Пособие для учащихся, в котором теоретические сведения сочетаются с упражнениями для развития видов деятельности, необходимых для освоения мира литературы, или разрабатывается конкретная тема (используется для всех классов).

* Сборники упражнений, дидактические материалы, тетради на печатной основе.

В идеале методический кабинет школы, библиотека должны иметь один экземпляр каждого учебника, выпускаемого в стране, чтобы учитель был в курсе всех новинок и мог выбирать, а значит, и ученик действительно имел право выбора при получении образования. Директор должен по мере возможности стремиться к этому.

С чего начать выбор учебника? Прежде нужно узнать, какие учебники существуют, нужно ознакомиться со всем, что предлагает нам рынок учебной литературы.

Таблица – каталог "Учебники литературы" (Приложение 1) объединяет в себе книги разных издательств, в этом ее отличие от издательских каталогов. Мы включили в нее по возможности все существующие на сегодня учебники литературы, в этом ее отличие от Перечня и Перечня – каталога учебных изданий для общего среднего образования.

Как видим из приведенной ниже таблицы – каталога "Учебники литературы", все учебники можно разделить на учебники для общеобразовательной школы и учебники для школ и классов гуманитарного типа, углубленного изучения литературы.

Итак, во-первых, Ваш выбор будет зависеть от типа образовательного учреждения, где Вы работаете или учится Ваш ребенок.

Во-вторых, уясните для себя, выбираете ли Вы единую концепцию литературного образования с 1 по 11 класс или только начального и основного (с 1 по 9 класс). Основного и среднего (с 5 по 11 класс), или только основного (с 5 по 9 класс). Посмотрите по таблице, какие программы являются "сквозными" и насколько.

Далее нужно выбрать программу литературного образования. Учебники в нашей таблице сгруппированы в соответствии с программами, которые они призваны реализовать.

В современной школе учитель – словесник может выбрать для себя и своих учеников один из возможных путей:

1. работа по одной из утвержденных и опубликованных школьных программ и созданным на основе ее учебникам;

2. разработка собственного варианта на основе известных программ, однако с учетом профиля школы или класса, требования стандартов литературного образования, а также имеющихся в школьной библиотеке учебных пособий;

3. создание оригинальной авторской программы, учитывающей требования стандартов литературного образования, и ее экспериментальная проверка.

Если вы выбрали первый путь, то нужно изучить существующие программы.

Выбирать программу можно с разных точек зрения, например:

а) насколько программа и учебники способствуют освоению школьниками государственного образовательного стандарта литературного образования;

б) какова концепция литературного образования, заложенная в программе;

в) интересны ли для школьников тексты, предлагаемые для изучения, насколько они приближены к их возрастным потребностям.

Допустим, Вы решили выбрать программу для основной школы.

Как выбрать программу для 5 – 9 классов?

1. Если подойти к выбору программ и учебников с точки зрения соответствия государственному образовательному стандарту литературного образования, то необходимо оценить, какие в них предлагается достигать цели, какие приобретать компетентности.

Позволим себе процитировать выдержки из обязательного минимума содержания образовательных программ основной школы. Цели изучения литературы традиционны, это:

"а) освоение системы знаний о литературе…;

б) воспитание средствами художественной литературы…;

в) овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений…;

г) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей…;

д) развитие устной и письменной речи…

Достижение данных целей способствует приобретению учащимися основ компетентности в литературной сфере:

а) общекультурная литературная компетентность – восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей;

б) ценностно – мировоззренческая компетентность – понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции;

в) читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог "автор – читатель", погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения;

г) речевая компетентность – знание норм русского литературного языка; владение основными видами речевой деятельности; способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех частей:

а) основные темы, проблемы и образы, к которым обращается литература;

б) основные теоретико – литературные понятия;

в) основные виды деятельности по освоению литературных произведений и ведущих теоретико – литературных понятий;

г) перечень литературных произведений, обязательных для изучения".

Итак, если вы выбираете программу с точки зрения концепции литературного образования, заложенного в ней, проанализируйте, какие цели изучения литературы ставят перед учителем авторы школьных программ, какие компетентности смогут приобрести школьники в процессе обучения?

Предлагаем Вам выдержки из программ литературного образования:

Программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (В.П. Полухина, В.Я. Коровина).

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений …постоянное внимание к эмоциональному восприятию текста, к раздумью над поставленными автором проблемами… акцентирование внимания на эстетических и нравственных ценностях, заложенных в художественных текстах.

Программа М.А. Снежневской.

Цель – приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественные вкусы, эстетические потребности, гражданскую идейно – нравственную позицию школьников. Задачи: чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы. Формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей. Формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества; развитие художественно – творческих способностей, воображения, эстетического чувства, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений; развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Программа А.Г. Кутузова.

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно – знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Задачи литературного образования связаны как с читательской деятельностью школьника, так и с эстетической функцией литературы: формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека. Осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции; Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико – эстетический компонент искусства; формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству; формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; основных эстетических и теоретико – литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно – художественных произведений. Средством достижения цели и задач является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Система теоретико – литературных понятий - неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя… именно она обеспечивает литературное образование.

Программа Г.Н. Кудиной.

Цель – воспитание эстетически развитого читателя. Основная задача обучения: не направлять детей на запоминание сюжетов и задаваемых учителем (учебником) трактовок "образов" положительных и отрицательных героев, равно как и на "анализ литературного произведения с точки зрения выявления в нем "художественных средств", пейзажа, портрета и т.д., а оснащать начинающих читателей теоретическими и методическими средствами, помогающими им самостоятельно строить адекватный, но не тождественный авторскому образ, постигать авторский принцип видения, порождать собственную оценку произведения и отраженных в нем жизненных явлений.

Программа под ред. М.Б. Ладыгина (углубленное изучение).

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства…Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет на новом уровне определить систему различных видов искусства, понять их эстетические связи и различия. Поскольку эстетическое переживание невозможно без установления авторского идеала и системы нравственных оценок, на уроках литературы неизбежно происходит процесс формирования нравственных принципов ученика, который естественно вытекает из специфики литературы как вида искусства и не нуждается в специальном акцентировании.

Цели и задачи литературного образования:

1. сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать его внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений "массовой культуры".

2. На основе понимания "языка" литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объективной художественной реальности.

3. Выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе.

4. Показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.

5. Определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.

6. Объяснить феномен "классики", позволяющий произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.

7. Выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества.

8. Воспитать устойчивый художественный вкус.

9. Выработать навыки грамотной устной и письменной речи.

10. Развить потенциальные творческие способности школьников.

Какая программа наиболее импонирует вам как учителю и как личности?

Какие задачи наиболее соответствуют достижению целей современного образования?

Какова ваша концепция литературного образования: "литература – учебник жизни", "литература – искусство слова" или…

Как видим, первые две компетентности (общекультурная литературная компетентность и ценностно – мировоззренческая компетентность) можно приобрести, обучаясь по любой из представленных программ. Читательская и речевая компетентности предполагают наличие в учебнике методической системы развития читательской самостоятельности (умение вступать в диалог "автор – читатель", понимание специфики языка художественного произведения) и развития речи. В программах А.Г. Кутузова и Г.Н. Кудиной, в их учебниках заложена наиболее полная и современная методика приобретения читательской и речевой компетентности.

На наш взгляд, наиболее современные методические идеи заложены в программах А.Г. Кутузова, Г.Н. Кудиной, М.Б. Ладыгина.

2. Необходимо оценить программу и с точки зрения наличия в ней литературных произведений, соответствующих перечню обязательных для изучения в соответствии со стандартом.

Поскольку большинство учебников создавалось раньше, чем был опубликован данный перечень, то любой из учебников придется дополнять. Например, если Вы выбираете программу и учебник Р.Н. и Е.В. Бунеевых, то Вам необходимо будет дополнить:

В 5 - 9 классах:

Мифы древних славян.

Фольклор (изучается в начальных классах).

Лермонтов М.Ю. Песня про купца Калашникова…

Гоголь Н.В. Тарас Бульба.

Тургенев И. С. Муму.

Толстой Л.Н. После бала. Лесков Н.С. Левша.

Пришвин М. М. Кладовая солнца

Твардовский А.Т. Василий Теркин.

Учебник А.Г. Кутузова в 5 - 9 классах также необходимо будет дополнить:

Ломоносов М.В. Ода на день восшествия…

Грибоедов А.С. Горе от ума

Пушкин А.С. Руслан и Людмила, Метель.

Лермонтов М.Ю. Мцыри

Островский А.Н. Свои люди – сочтемся

Тургенев И.С. Стихи в прозе.

Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. После бала.

Бунин И.А. Рассказы.

Пришвин М. М. Кладовая солнца

Твардовский А.Т. Василий Теркин.

Гомер. Одиссея

Учебник Т.Ф. Курдюмовой в 5 - 9 классах:

Героический эпос народов России.

Пушкин А.С. Дубровский.

Гоголь Н.В. Шинель.

Островский А.Н. Снегурочка. Свои люди – сочтемся

Толстой А.К. Стихи.

Достоевский Ф.М. Мальчик у Христа на елке.

Гомер. Одиссея.

Сервантес. Дон Кихот…

Учебник М.Б. Ладыгина в 5 - 9 классах:

Русские народные песни.

Пушкин А.С. Руслан и Людмила. Евгений Онегин. Дубровский.

Лермонтов М.Ю. Мцыри.

Гоголь Н.В. Шинель. Мертвые души.

Островский А.Н. Снегурочка. Свои люди – сочтемся

Тургенев И.С. Муму. Стихи в прозе.

Пришвин М. М. Кладовая солнца

Гомер. Одиссея.

Андерсен Х.К. Снежная королева.

Д. Лондон. Рассказы.

Другие учебники также требуют корректировки с этой точки зрения.

3. Если Вы выбираете учебник, в который включены наиболее интересные детям тексты, то можно посоветовать остановиться на учебниках Бунеевых. Там отобраны тексты, максимально приближенные к возрастным потребностям школьника, много новых имен и произведений, это, на наш взгляд, учебник нового века. Тексты будут читать и те дети, которые, обычно, в книги не заглядывают.

4. С точки зрения методики интересен учебник А.Г. Кутузова. В основе лежит современная концепция литературного образования, постигать которую предложено через систему творческой деятельности. "Закольцованность" работы по анализу текста и системы творческих работ по развитию речи снимает многие проблемы планирования, мотивации учащихся.

Привлекательно и то, что это "сквозной" учебник с 5 по 11 класс.

Учебник Бунеевых также привлекает единством концепции литературного образования на всем протяжении школьного возраста человека (1 - 11 классы).

5. Если Вы обеспокоены тем, как научить школьника не прибегать к шпаргалкам, самостоятельно анализировать текст, личностно воспринимать его и оригинально об этом высказываться, то Вам можно посоветовать освоить методику, которая разработана к программе Кудиной Г.Н. и Новлянской З.Н. "Литература как предмет эстетического цикла". Использовать ее можно как в системе углубленного изучения литературы, так и в обычных классах, в классах коррекции, поскольку она нацелена на то, что личностное восприятие ценно уже тем, что никто не видит мир так, как ты. Главное – научить ребенка основам эстетической грамоты, эта задача решается в начальных классах, если же время упущено, то можно его наверстать в 5 классе, изучив "Вводный курс". Теория изучается лишь для того, чтобы стать основой для освоения необходимых видов деятельности. Предлагается интересная система работы по развитию речи.

Освоив "Вводный курс", можно работать по любому учебнику.

На наш взгляд, эта методика идеальна для освоения читательской компетентности.

6. Если в вашей школе систематическое углубленное изучение литературы идет с начальной школы, то можно посоветовать "Программу литературного образования в гуманитарных классах и школах", составленную Л.Е. Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко. В ней намечены этапы литературного образования, соответствующие как периодам развития личности, так и эпохам словесного искусства. В средних классах преобладает мировая литература. Для старших классов предлагается три варианта обучения: общегуманитарный (общечеловеческие проблемы в литературе), филологически – гуманитарный (монографическое изучение творчества ряда писателей) и историко – филологический (изучение истории отечественной литературы с параллелями из европейской литературы).

Подойдет вам и программа Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла", где формируется представление о литературе как искусстве слова, об ее историческом развитии, практически осуществляется работа школьника как читателя, критика, автора, актера.

Как выбрать программу старшей школы?

Как известно, старшая школа выходит на профильное обучение, поэтому выбор программ упрощается. Выделяется базовый уровень и профильный уровень. Для каждого уровня разработаны программы и учебники, которые опробуются в 2001 – 2002 и 2002 – 2003 учебных годах на школах, вступивших в эксперимент по модернизации структуры и содержания общего образования.

В эксперименте участвуют учебники под редакцией В.П. Журавлева, Ю.И. Лыссого, А.Г. Кутузова, В.Г. Маранцмана, В.А. Чалмаева и С.А. Зинина.

Можно предположить, что на профильном уровне можно будет использовать все учебники для школ и классов гуманитарного типа, для углубленного изучения литературы.

Изучив все, что предлагает нам рынок программ и учебников, проанализируйте то, что есть в Вашей школе. В школах сегодня, в основном, действуют три вариативные системы учебников по литературе:

1. Учебники к программе Т.Ф. Курдюмовой;

2. Учебники к программе Г.И. Беленького;

3. Учебники к программе А.Г. Кутузова.

Выдерживается ли в Вашей школе концепция от 5 до 11 класса?

Не однообразно ли то литературное образование, которое Вы даете?

Итак, о чем не следует забывать, выбирая учебник, так это о том, чтобы он максимально соответствовал стандартам литературного образования.

Литература:

1. Калганова Т. Школьные учебники по литературе. Аналитическая справка. / Литература. № 29, 1999г.

2. Практикум по методике преподавания литературы: Учеб. Пособие для студ. вузов / О.Ю. Богданова и др. М.; Академия, 1999 г.

3. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч 1. Начальная школа. Основная школа. / Под ред. Э.Д. Днепрова и В.Д. Шадрикова. Временный научный коллектив "Образовательный стандарт" Министерства образования РФ. – М.; 2002.– 305 с.

4. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч 2. Старшая школа. / Под ред. Э.Д. Днепрова и В.Д. Шадрикова. Временный научный коллектив "Образовательный стандарт" Министерства образования РФ. – М.; 2002. – 296 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вшколе работало 11 классов-комплектов, 5 детей занималось по программе коррекционной школы

    Документ
    В Ромашкинской средней школе в течение 2009-2010 учебного года обучалось 126 учащихся, из них на начальной ступени обучения – 48 учащихся, в основной школе – 65 учащихся,
  2. Программа развития моу «Средняя общеобразовательная школа №5» города Каменска-Уральского Свердловской области полное название образовательного учреждения Формирование жизнеспособной личности ученика как условие социализации

    Программа
    Раздел V. Ресурсное обеспечение реализации Программы развития школы (нормативно-правовое, управленческое, кадровое, материально-техническое, финансово-экономическое) 44
  3. План учебно-воспитательной работы на 2011-2012 учебный год моу«Шеморданский лицей Сабинского муниципального района рт»

    Документ
    МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» расположен в поселении Шемордан Сабинского муниципального района РТ, что находится в 23 км от районного центра.
  4. Справка по итогам самообследования учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средней общеобразовательной школы №21 за 2009-2011 г г

    Документ
    по итогам самообследования учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средней общеобразовательной школы № 21 за 2009-2011 г.
  5. История развития народного просвещения и жизни семьи сельского учителя в с. Новополтавка Григорьевской волости Минусинского уезда Енисейской губернии

    Документ
    В 1893 году в 25 километрах от с.Ермаковского, к югу в березовом лесу 20 семей украинских переселенцев из деревень Пронозовки, Васьковка, Шуиваливка, Городяны Музулиевской волости Кременчугского уезда Полтавской губернии образовали село Новополтавка.

Другие похожие документы..