Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
In the report questions of construction predictive models of ecological state evolution of an environment with use of materials of aircraft and space...полностью>>
'Реферат'
Микроэкономика. Учебная программа и методические рекомендации. Для студентов Института экономики Московской академии экономики и права. М.: МАЭП - 20...полностью>>
'Документ'
"Основная цель кирлиан-диагностики - выявление по возможности скрытой причины заболевания, чтобы добраться до её источника. Другая цель – подавл...полностью>>
'Документ'
В целях рационального использования финансовых средств, выделенных из городского бюджета для реализации мероприятий целевой программы «Профилактика и...полностью>>

Методические указания по выполнению домашних заданий и контрольных работ по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» для студентов специальности

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

,

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт социологии и управления персоналом

Кафедра социологии и психологии управления

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению домашних заданий и контрольных работ

по дисциплине

«Методология и методика социологического исследования»

для студентов специальности

Социология – 040201

Москва 2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт социологии и управления персоналом

Кафедра социологии и психологии управления

Утверждено

проректором ГУУ

проф. В.М. Свистуновым

«_______»________ 2007 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению домашних заданий и контрольных работ

по дисциплине

«Методология и методика социологического исследования»

для студентов специальности

Социология – 040201

Москва 2007

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Практические занятия студентов в процессе изучения курса «Методология и методика социологического исследования» направлены на закрепление знаний, полученных на лекциях, их систематизацию и формирование практических навыков в работе с социологической информацией при решении конкретных социальных проблем, связанных с их специализацией. При проведении контрольных работ и проверке домашних заданий производится индивидуальная оценка преподавателем знаний каждого студента, корректировка допущенных ошибок и ликвидация теоретических и практических пробелов в усвоении курса.

С этой целью применяется метод оперативного контроля качества усвоения знаний, заключающийся в установление тесного взаимодействия преподавателя и студента по тематике изучаемого материала.

Оперативный контроль качества знаний студентов выполняет следующие функции:

-оценочную, определяя степень и глубину усвоения лекционного материала и допущенные при этом ошибки;

-установочную, выделяя эталонный уровень знаний, который определяется преподавателем в ходе практических занятий и служит для студентов ориентиром при подготовке к зачету и/или экзамену;

-корректировочную, выделяя наиболее сложные для студентов темы и вопросы в курсе, требующие дополнительного разъяснения на практических занятиях, коллоквиумах и консультациях, а также для дополнительной проработки в самостоятельной внеаудиторной работе.

Устанавливая контакт со студенческой группой, преподаватель выясняет уровень подготовленности группы в целом и определяет темы и вопросы, нуждающиеся в дополнительном обсуждении.

Контрольные задания выполняются на практических занятиях и проверяются преподавателем в присутствии студентов. Отмеченные преподавателем недостатки и недоработки исправляются студентами в процессе внеаудиторной подготовки к занятиям. В частности, к такого рода подготовке следует отнести написание докладов по изучаемым темам, участие в групповых дискуссиях, детальную разработку подготовительных материалов для написания курсовых работ. Методические указания являются структурным элементом учебно-методического комплекса по курсу «Методология и методика социологического исследования» и тесно взаимосвязаны с другими его частями: Программой учебной дисциплины и Фондом тестовых и контрольных заданий, а также с Методическими указаниями по выполнению курсового проекта. Структура Методических указаний полностью соответствует рабочей программе по изучаемому курсу.

Основная цель выполнения контрольных работ и домашних заданий – проверка качества знаний студентов на практических занятиях и повышение уровня усвоения материала курса.

Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:

-организация совместной работы студентов и преподавателя в рамках семинаров, коллоквиумов, дискуссий и консультаций;

- организация самостоятельной работы студентов в процессе подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам.

Организация практических занятий по курсу «Методология и методика социологического исследования» имеет ряд специфических особенностей. Так, контрольные работы выполняются на практических занятиях в традиционной форме и диалоговом режиме вида «вопрос – ответ». Тестовые задания выполняются в виде совместных практических работ по структуре курса. Содержание домашних заданий включает теоретическую подготовку к написанию курсовой работы. Такой подход к организации работы студентов определяется содержанием учебного курса и позволяет существенно повысить качество усвоения материала и сформировать комплекс практических навыков, необходимых в работе будущего специалиста. Каждый раздел Методических указаний соответствует программе учебного курса «Методология и методика социологического исследования», что позволяет организовать работу студентов как на семинарах, консультациях, коллоквиумах, так и при других формах аудиторных и внеаудиторных занятий.

«Методические указания по выполнению контрольных работ» разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального обучения к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки специалиста-социолога.

Контрольные вопросы для проверки качества знаний студентов объединены по разделам в соответствии с программой учебного курса «Методология и методика социологического исследования» и непосредственно связанные с содержанием курсовой работы. Тестовые задания представлены в «Фонде тестовых заданий и контрольных работ», выступающем структурным элементом Учебно-методического комплекса, и в настоящих Указаниях не приводятся. Такая структура Методических указаний позволяет организовать работу студентов на семинарах, консультациях, коллоквиумах, а также при внеаудиторных формах проведения занятий.

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Цель выполнения :

- письменные контрольные работы, включают теоретические и прак­тические вопросы и задания, позволяющие оценить уровень знаний и под­готовки студентов;

- коллоквиумы по наиболее важным и сложным темам курса направлены на выяснение не только уровня теоретической подготовки студента, но и степени его самостоятельности и зрелости в оценке социальных проблем;

- контрольные вопросы для самоподготовки студентов помогают студентам самостоятельно определить область необходимых консультаций с преподавателем в процессе выполнения курсовых работ, для разъяснения затруднений, которые испытывают студенты в работе с литературой, социологической информацией и конспектами лекций.

В зависимости от специфики каждого из выделенных элементов структура организации контроля качества знаний студентов также имеет свои особенности.

Структура контроля качества знаний студентов.

Обсуждение лекционного материала проводится с использованием контрольных вопросов, которые задаются преподавателем для оценки усвоения знаний, отраженных в конспективных записях студента. Использование дополнительной литературы при подготовке к занятиям является не обязательным, но высоко оценивается как показатель стремления студента глубже понять изучаемый курс и применять эти знания в практических целях. Мерой контроля качества знаний студента выступает оценка в виде балла, проставляемого преподавателем.

Выполнение домашних заданий соотносится с темами лекционного курса и осуществляется после теоретического рассмотрения вопросов, являющихся центральными.

Структура контрольной работы может быть разнообразной. Наиболее информативным и широко распространенным методом контроля знаний остается диалоговый метод в форме "вопрос-ответ", на котором строится большинство занятий. Этот метод позволяет максимально оперативно получать информацию о состоянии уровня знаний каждого конкретного студента и определять средний уровень подготовленности всей группы. Диалоговый метод контроля может осуществляться в виде прямого контакта преподавателя с одним студентом (вопрос преподавателя - ответ студента), дискуссии с группой (вопрос преподавателя - выяснение позиции нескольких студентов по данному вопросу), а также в опосредованной форме – в виде письменных ответов на вопросы теста или варианта контрольной работы. Такое разнообразие возможностей использования диалогового контакта делает общение студентов и преподавателя более интересным и информационно насыщенным, позволяет провести контрольную работу в скрытой форме, не акцентируя внимание группы на ее проверочной функции, или наоборот, привлечь внимание к выполняемой письменной работе, указывая на важность изучаемой темы, что предоставляет преподавателю максимум свободы выбора форм и видов контроля в зависимости от потребностей учебного процесса.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕМ И КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема1. Социологическое исследование как отрасль социологической науки

    1. Дайте определения предмета методологии социологического исследования.

    2. Когда социология начала формироваться в качестве особой науки?

    3. Особенности развития социологии в России в конце ХIХ – начале ХХ веков.

    4. Развитие эмпирической социологии в России в советский и послесоветский период:

    5. Какие основные проблемы являлись предметом эмпирической социологии в России в 60-80-е годы?

    6. Как применяется социологическое знание в практике социального строительства в современных условиях?

    7. Каковы основные задачи эмпирической социологии в современных условиях?

    8. Назовите основных представителей современных ведущих социологических школ и направлений.

    9. Каковы основные парадигмы социологии конца XX века?

    10. Чем отличается социологический взгляд на общество от изучения общества другими социальными науками?

    11. Что является общей методологической социологической теорией?

    12. Как происходит формирование общих социологических законов?

    13. Дайте характеристику основным уровням социологического знания.

    14. Что является предметом макросоциологии?

    15. Что является предметом микросоциологии?

    16. Что представляют собой специальные социологические дисциплины?

    17. Как происходит информационное взаимодействие социологических наук 1-го, 2-го и 3-го уровней?

    18. Какие основные методы используются в социологии?

    19. Что представляет собой процедура социологического исследования? Дайте определение понятия “техника социологического исследования”

Тема 2. Программа социологического исследования

Контрольные вопросы

2.1. Чем различаются методы теоретического и прикладного исследований социальных проблем общества?

2.2. Какие проблемы решаются социологами на теоретическом уровне?

2.3. Как осуществляется взаимосвязь прикладной и теоретической социологии?

2.4. Какие проблемы являются предметом исследования прикладной социологии?

2.5. Чем отличается объект прикладного социологического исследования от объекта теоретического исследования?

2.6. В чем заключается необходимость расширения сфер использования результатов прикладных социологических исследований?

2.7. Назовите основные виды социологических исследований.

    1. Какой вид исследований называется «пилотажным»? Какие задачи решаются в ходе таких исследований?

    2. Чем стратегическое исследование отличается от пилотажного?

    3. Какой уровень знаний о проблеме и объекте позволяет социологу проводить аналитическое исследование?

    4. Как происходит теоретическое обобщение результатов прикладного социологического исследований?

    5. Какие задачи решаются в ходе современных прикладных исследований в США и Западной Европе?

    6. Чем различаются американский и европейский подходы и изучению социальных отношений?

    7. Почему в 30-е годы в США социологию называют «религией молодежи»? В чем причина популярности этой науки?

    8. Какие социальные науки первоначально были частью социологии и сформировались в результате развития прикладных исследований?

    9. В каких областях социальной сферы проводятся прикладные социологические исследования?

    10. Какие задачи решаются социологами при проведении опросов общественного мнения?

    11. Что представляет собой электорат как объект социологического исследования?

    12. Какие задачи решаются в ходе социологических исследований российского рынка?

    13. Какие задачи стоят перед российскими социологами, работающими в практической области?

    14. Чем различаются обыденное и научное сознание?

    15. Какое значение для формирования научного знания об обществе имеют прикладные социологические исследования?

    16. Как применяются результаты прикладных социологических исследований в общественной практике?

    17. Какими знаниями в области социологии должен обладать руководитель? Как они применяются в управленческой деятельности?

    18. В чем заключается необходимость составления программы научного исследования?

    19. Чем отличается процедура составления программы социологического исследования от составления программы в естественных науках?

    20. Какие основные функции выполняет программа социологического иссле­дования?

    21. Каким требованиям должна отвечать программа социологического исследования?

    22. Какие вопросы описываются в методологической части программы?

    23. Какие вопросы раскрываются в методической (процедурной) части программы?

    24. Какие основные элементы входят в состав программы?

    25. Каким требованиям должен отвечать рабочий план исследования?

    26. Какие вспомогательные документы используются при разработке про­граммы исследования?

    27. Какую роль в программе исследования играют эмпирические индикато­ры?

    28. Как соотносятся единицы и категории анализа с эмпирическими инди­каторами?

    29. Какие функции в программе исследования выполняют операционные по­нятия и эмпирические индикаторы?

    30. Какие элементы входят в концептуальную схему программы исследова­ния?

    31. Какие этапы включает интерпретация концептуальной схемы программы исследования?

    32. Дайте определение проблеме исследования.

    33. По каким характеристикам осуществляют классификацию проблем иссле­дования?

    34. Как определяется цель исследования?

    35. В чем заключаются задачи исследования?

2.43. Какие социальные группы и образования могут выступать как объект исследования?

2.44.Что представляет собой предмет социологического исследования?

2.45. Какую роль в социологическом исследовании играет идеализированный объект?

2.46. Как осуществляется системный анализ объекта исследования?

2.47. Какие методологические процедуры включает логический анализ основ­ных понятий?

2.48. Дайте определение понятию гипотезы. Чем различаются основные и дополнительные гипотезы в социологическом исследовании?

2.49. Какие способы проверки гипотез применяются в социологических исследованиях?

2.50. Какие требования к выдвижению гипотез предъявляются при построении программы социологического исследования?

2.51. Чем различаются гипотезы-основания и гипотезы следствия?

    1. Определите основные элементы стратегического плана исследования.

    2. Назовите основные этапы реализации стратегического плана исследования.

    3. Как проводится корректировка принципиального плана исследования?

    4. Почему на этапе разработки программы возможно составление лишь принципиального плана исследования?

2.56. Что включает в себя план организации экономико-социологического исследования?

2.57. Что входит в организационно-процедурный этап исследования?

2.58. Что понимается в социологии под "полевым исследованием"? Чем оно отличается от пилотажного исследования?

2.59. Как осуществляется контроль за ходом выполнения требований к методике исследования и за работой исполнителей?

2.60. Что отражают этапы рабочего плана исследования?

2.61. Как проводится составление сетевого графика? В чем его суть?

2.62. Какие трудности связаны с организацией прикладного исследования? Какие из них имеют объективный, а какие субъективный характер?

Тема 3. Выборка в социологическом исследовании

Контрольные вопросы

3.1. Дайте определение выборочному методу в социологии.

3.2. В каких случаях использование метода сплошного опроса имеет преимущество перед выборочным методом?

3.3. В каких темах социологического исследования использование выбороч­ного метода является единственно возможным?

3.4. Какие методологические принципы лежат в основе выборочного метода?

3.5.Чем отличается использование выборочного метода в социологии от применения этого метода в естественных науках?

3.6. Дайте определение понятию "генеральная совокупность".

3.7. Каким требованиям должна отвечать выборочная совокупность, чтобы исследование было репрезентативным?

3.8. Что составляет основу выборки?

3.9. Дайте определение единицам отбора и единицам анализа.

3.10. Как учитывается дисперсия признаков при построении выборочной совокупности?

3.11. Каковы основные этапы построения выборочной совокупности?

3.12. Дайте определение различным способам оценки параметров генеральной совокупности на основе анализа выборочной совокупности. Приведите сравнительный анализ этих способов?

3.14. Какие способы формирования выборочной совокупности являются в социологии основными?

3.15. Какие основные методы вероятностного отбора используются в прикладных социологических исследованиях?

3.16. Назовите основные виды вероятностных выборок.

3.17. Какие выборочные методы относятся к нестрого случайным методам отбора?

3.18. Что представляет собой метод «снежного кома»?

3.19. Какие факторы снижают репрезентативность выборочного метода? Каким образом можно снизить их влияние?

3.20. Как формируется квотная выборочная совокупность?

3.21. При решении каких задач используется многоступенчатая выборка?

3.22. Как формируется гнездовая выборка?

3.23. Какие социальные группы и общности могут быть объектом исследования методом многоступенчатой выборки?

3.24. В каких целях проводится перепись населения?

3.25. Чем отличается перепись населения от социологических исследований, проводящихся методом сплошного опроса?

    1. Какую подготовку должны пройти анкетеры, проводящие перепись?

    2. Какова периодичность проведения таких исследований?

    3. Какие социальные процессы фиксируются при помощи переписи населения?

Тема 4. Измерение в социологическом исследовании

4.1. Что является объектом измерения в социологическом исследовании?

4.2. Чем отличается подход к измерению процессов и явлений в социологии от аналогичного подхода в точных науках?

4.3. Дайте определение процедуре измерения.

4.4. Какая информация в социологии считается первичной? Каковы методы ее сбора?

4.5. Чем отличаются первичные и вторичные данные, используемые при ана­лизе социологической информации?

4.6. В чем отличие данных, полученных с применением и без применения социологического инструментария?

4.7. Какие статистические методы применяются в социологии?

4.8. На какие категории делятся способы измерений в социологии?

4.9. Что представляет собой статистические группировки как инструмент измерения социальных явлений?

4.10. Какова роль индексов в измерении социальных явлений?

4.11. Каким требованиям должен отвечать эталон измерения с позиции его надежности?

4.12. Как определяется валидность эталона измерения?

4.13. Что представляет собой эмпирический индикатор? Какие требования предъявляются при выборе индикаторов?

4.14. В каком виде выступает индикатор в анкете или в бланке интервью? Как распределяются его характеристики?

4.15. Какие виды шкал применяются в социологических исследованиях?

4.16. Каковы возможности и ограничения для различных видов шкал?

4.17. Каковы основные принципы построения шкал?

4.18. Какие свойства объекта измеряются ранговыми шкалами?

4.19. В чем специфика построения и использования шкал отношений?

4.20. Почему эти шкалы непригодны для измерения структурных свойств социальных процессов?

4.21. Раскройте взаимосвязь методов качественного и количественного (статистического) анализа при решении социальных проблем.

4.22. На каких основаниях проводится доказательство или опровержение выдвинутых гипотез?

4.23. Для чего необходим самоконтроль исполнителей в процессе проведения социологического исследования? Какими способами он осуществляется?

4.24. Какие побочные результаты могут быть выявлены в результате анализа полученной информации? Какую роль могут сыграть эти результаты в опровержении или доказательстве гипотез исследования?

4.25. Каковы основные проблемы обеспечения качества информации в социологическом исследовании?

Тема 5. Метод опроса

Контрольные вопросы.

    1. Дайте общую характеристику методу опроса как методу сбора первичной социологической информации.

    2. Чем отличается метод опроса в социологии от применения опроса в других науках?

5.3. На каких методологических принципах основывается применение опроса в социологии?

    1. На какие виды подразделяется метод социологического опроса? В чем их основные различия?

    2. Какие формы опроса наиболее распространены в социологии?

5.6. Какие задачи в социологическом исследовании решаются с помощью ме­тода опроса?

5.7. Чем отличаются методы массового и экспертного опросов?

5.8. Чем определяется универсальность метода опроса в прикладной социологии­ ?

5.9. В комплексе с какими методами сбора социологической информации ме­тод опроса применяется наиболее эффективно?

5.10. В каких исследованиях метод массового опроса является дополнитель­ным к методу анализа документов, наблюдению, экспертному опросу?

5.11. В чем проявляется различие в использовании метода опроса в теоре­тических и прикладных социологических исследованиях?

5.12. Дайте определение инструментарию социологического исследования.

5.13. Какие основные этапы составляют процедуру проектирования инстру­ментария исследования?

5.14. Определите состав, назначение и особенности использования инстру­ментария в социологическом исследовании в зависимости от его вида.

5.15. Что представляет собой общая блок-схема инструментария исследования?

5.16. Каково назначение структурных частей анкеты?

5.17. Что представляют собой «контактные», «основные» и «разгрузочные» вопросы?

5.18. Как разделяются вопросы по своему содержанию?

5.16. Какие функции выполняют вопросы в социологических исследованиях?

5.19. В чем проявляется различие между операциональными понятиями и индикаторами в социологической анкете? Что является выражением индикатора?

5.20. Как разделяются вопросы по своей форме?

5.21. Какую функцию выполняют в анкете открытые вопросы? Как проводится их обработка?

5.22. Какие психологические требования предъявляются к построению индикаторов?

5.23. Какие блоки входят в структуру опросного листа?

5.24. Каким логическим требованиям должны отвечать индикаторы?

5.25. Как составляется проект бланка социологического инструментария?

5.26. Каким методическим требованиям должны соответствовать вопросы, используемые при проведении социологического исследования?

5.27. Каково назначение социально-демографического блока в проведении исследования и логическом анализе его результатов?

5.28. Какова роль обращения и инструкции для опрашиваемого в установлении доверительных отношений между респондентом и социологом?

5.29. Какие качества, знания и умения необходимы исполнителю для эффективной работы с респондентом получения достоверной и полной информации?

5.30. Чем отличаются методы анкетирования и интервью?

5.31. В чем проявляются преимущества метода интервью по сравнению с анкетированием?

5.32. Какие факторы определяют преимущества метода анкетирования?

5.33. Что представляет собой анкета как основной инструмент сбора социологической информации?

    1. В чем проявляется различие анкеты и бланка интервью?

5.35. Какие объективные факторы влияют на качество информации, получаемой методом анкетного опроса?

5.36. Какие субъективные факторы влияют на качество информации, получаемой методом анкетного опроса?

5.37. Какие вопросы, входящие в социально-демографический блок, влияют на достоверность информации?

5.38. В чем состоит проблема «деликатного вопроса»?

    1. Назовите способы проверки качества заполнения анкеты.

5.40. В чем состоит основное отличие метода интервью от метода анкетирования?

5.41. Определите основные методы интервью.

5.42. Каковы основные различия в инструментарии, применяемом при опросах методами анкетирования и интервью?

5.43. Каким методологическим требованиям должны отвечать вопросы бланка интервью?

5.44. В чем состоят преимущества метода интервью?

5.45. Для решения каких задач применяется метод экспресс-интервью?

5.46. Какими качествами должен обладать интервьюер? Какие приемы он должен использовать для повышения качества и достоверности получаемой информации?

5.47. Что входить в понятие «эффект интервьюера»?

5.48. Что представляет собой контакт интервьюера и респондента?

5.49. Какие факторы влияют на репрезентативность данных, полученных методом интервью?

5.50. Чем отличается групповая и индивидуальная формы проведения интервью?

5.51. Каким методом можно повысить качество информации, полученной методом интервью?

5.52. Дайте определение методу экспертного опроса.

5.53. В чем состоит отличие экспертного опроса от методов массового оп­роса?

5.54. Каким требованиям должны отвечать респонденты, включенные в группу экспертов?

5.55. По каким критериям формируется группа экспертов?

5.56. В каких случаях экспертный опрос является наиболее эффективным ме­тодом сбора социологической информации?

5.57. При проведении каких исследований этот метод не дает объективной информации?

5.58. В сочетании с какими методами сбора социологической информации использование экспертного метода наиболее оптимально?

5.59. Каким образом эксперты оценивают достоверность проведенных массовых опросов?

5.60. Какие субъективные факторы могут повлиять на достоверность экспертной оценки?

5.61. Как используется метод экспертной оценки при аттестации организаций?

5.62. Какую информацию позволяет получить метод экспертного опроса в разведывательных и пилотажных исследованиях?

5.63. Какие типичные ошибки возможны при интерпретации результатов экспертного опроса?

5.64. Какие характерные особенности отличают информацию, полученную с пользованием метода экспертного опроса?

5.65. В чем заключаются достоинства и недостатки экспертного метода?

5.66. Какой из методов сбора социологической информации имеет наибольшее сходство с методом экспертного опроса?

Тема 6. Метод фокус-групп

    1. Какие методы используются в социологии для сбора качественной информации?

6.2. В чем состоит основное отличие качественных методов сбора информации от количественных?

6.3. какие ограничения соблюдаются социологом при использовании результатов качественных исследований?

6.4. Когда и кем впервые был применен метод фокус-группового исследования?

6.5. какие социальные проблемы можно изучать с помощью метода фокус-групп?

6.6. Почему метод фокус-группового исследования не применяется в массовых опросах?

6.7. Какой социологический метод сбора информации наиболее близок к методу фокус-групп?

6.8. Как сочетаются методы глубинного интервью и фокус-групп при получении маркетинговой информации?

6.9. Почему метод фокус-групп считается наиболее эффективным при проведении исследований потребительского спроса?

6.10. Какие методы социологического исследования применяются при проведении фокус-группового интервью?

6.11. Какие социологические методы могут сочетаться с фокус-групповыми при комплексном изучении социальных проблем?

6.12. Как используется метод фокус-групп при проведении политических исследований?

6.13. Как применяется метод фокус-групп при изучении динамических процессов в малой группе? Почему он не может считаться основным преследованием групповой динамики?

6.14. Назовите основные этапы проведения фокус-группового исследования.

6.15. Какие задачи решаются на подготовительном этапе?

6.16. Каков оптимальный размер группы, в которой проводится исследование? От каких факторов зависит численность участников фокус-группы?

6.17. Какова продолжительность группового обсуждения темы?

6.18. какие процессы происходят в группе участников в процессе обсуждения темы исследования?

6.19. В какой обстановке должно происходить фокус-групповое исследование? Какие факторы могут стать отвлекающими и снизить результат работы группы?

6.20.Какие задачи решаются на основном этапе исследования?

6.21. Чем отличается обсуждение проблемы участниками фокус-группы от экспертного опроса? Почему единое мнение в первом случае не считается показателем хорошей работы группы?

6.22. Что входит в содержание заключительного этапа фокус-группового исследования?

6.23. Каковы основные виды отчетов о результатов работы фокус-группы?

6.24. Какую информацию получает заказчик фокус-группового исследования? Каково ее практическое применение?

6.25. Как осуществляется отбор респондентов в фокус-группы? Какие социально-демографические характеристики учитываются при формировании группы?

6.26. Что означает понятие «гомогенность группы». Как соблюдается эта характеристика при проведении фокус-групп?

6.27. Какое значение имеют статусные и возрастные отличия участников фокус-групп при выработке группового решения?

6.28. Как часто один и тот же респондент может быть участником фокус-группового исследования? Почему в одной фокус-группе не могут участвовать друзья или родственники?

6.29. Каковы функции модератора в проведении фокус-группы? Какими качествами он должен обладать (профессиональными и личностными)?

6.30. каковы варианты поведения модератора в процессе фокус-группового исследования? Почему он не должен играть роль лидера или руководителя?

6.31. Каковы функции ассистента в фокус-групповом исследовании?

6.32. Как осуществляется наблюдение за работой фокус-группы?

6.33. Какие факторы влияют на выделение лидера в группе? Какими объективными качествами он должен обладать?

6.34. В каких случаях групповое решение принимается единогласно? Почему такая ситуация не является типичной для работы фокус-группы?

6.35. Какое количество тем может обсуждаться в оптимально организованным исследовании?

6.36. Каким должен быть результатом работы фокус-группы?

6.37. Что представляет собой вербальное и невербальное взаимодействие участников фокус-группы? Какими способами оно фиксируется в ходе исследования?

6.38. Как осуществляется расшифровка и анализ невербального взаимодействия членов группы? Какие технические средства для этого используются?

6.39. Почему невербальное взаимодействие является основным источником информации при анализе результатов работы фокус-групп?

6.40. Какую роль играет метод наблюдения при анализе данных о работе фокус-группы? Как используется информация , полученная с его помощью?

6.41. Каково содержание информации, обобщаемой исследователем при анализе результатов работы фокус-группы?

6.42. Каковы три основные варианта описания итогов фокус-группового исследования? Чем различается в них позиция исследователя? В каком случае каждый из этих вариантов является наиболее эффективным?

6.43. Какими способами можно повысить репрезентативность результатов фокус-групповых исследований?

Тема 7. Анализ документов

Контрольные вопросы

7.1. Дайте общую характеристику анализа документов как метода сбора первичной социологической информации.

7.2. Сравните метод анализа документов с другими методами сбора социологической информации (методом опроса, социальным экспериментом, наблюдением и т. д.)

7.3. Проведите анализ особенностей метода и укажите его достоинства и недостатки.

7.4. В каких областях научно-исследовательской деятельности этот метод является основным? При исследовании каких проблем он является дополнительным?

7.5. В каких социальных и естественных науках информация получается исключительно этим методом? Почему в социологии анализ документов используется преимущественно в комплексе с другими методами?

7.6. При проведении каких исследований метод анализа документов оказывается недостаточно эффективным?

7.7. В сочетании с какими методами сбора информации метод анализа документов может использоваться наиболее эффективно?

7.81. В чем отличие понятия «документ» в социологии от общепринятого?

7.9. На какие виды делятся документы, используемые в социологических исследованиях?

7.10. Что представляют собой специальные документы исследования?

7.11. Как проводится отбор документов для изучения?

7.12. С чем связана проблема достоверности документальной информации? По каким критериям определяют степень достоверности данной информа­ции?

7.13. Какими методами сбора социологической информации можно дополнить

анализ документов для получения более достоверных сведений?

7.14. Дайте определение традиционному методу анализа документов.

7.15. Чем отличается количественный анализ документов от качественного метода?

7.16. В каких исследованиях преимущественно применяется традиционный (качественный) анализ документов?

7.17. Какую информацию получает при этом исследователь?

7.18. В каких исследованиях преимущественно применяется количественный анализ документов (контент-анализ)?

7.19. Что представляет собой программа исследования методом анализа документов?

7.20. Что представляет собой бланк кодирования, применяемый при контент-анализе?

7.21. Какие смысловые единицы и единицы счета выделяются при использова­нии метода анализа документов?

7.22. Каким способом осуществляется контент-анализ информации, содержащейся в периодических изданиях?

7.23. Как используются результаты контент-анализа в маркетинговых исследованиях и рекламе?

Тема 8. Метод наблюдения

Контрольные вопросы

8.1. Дайте определение методу научного наблюдения.

8.2. Какие особенности имеет метод наблюдения в социологии?

8.3. В каких областях исследования социальных явлений и процессов при­меняется метод наблюдения?

8.4. Каковы разновидности метода наблюдения?

8.5. Как различаются виды наблюдения в зависимости от степени участия в нем наблюдателя?

8.6. В чем состоят основные достоинства метода наблюдения?

8.7. Какие субъективные и объективные факторы определяют недостатки ме­тода наблюдения?

8.8. В сочетании с какими методами сбора социологической информации метод наблюдения может использоваться с наибольшим эффектом?

8.9. Определите основные этапы проведения научного наблюдения.

8.10. Чем отличаются программы включенного невключенного наблюдения?

8.11.Каким условиям должна отвечать программа наблюдения?

8.12. Каковы основные элементы программы наблюдения?

8.13. Как осуществляется выбор признаков и единиц наблюдения?

8.14. В чем проявляется отличие полевого наблюдения от лабораторного?

8.15. Какими способами проводится фиксация результатов наблюдения?

8.16. Каким методологическим принципам должна соответствовать карта наблюдения?

8.17. Каким требованиям должен отвечать наблюдатель? Каковы его функции?

8.18. Как осуществляется анализ результатов наблюдения?

Тема 9. Социометрия

Контрольные вопросы

9.1. Дайте определение методу структурного анализа малых групп в социо­логии.

9.2. Для изучения каких социальных явлений и процессов применяется метод социометрии?

9.3. Чем обусловлены ограничения в использовании социометрического метода?

9.4. Какие процессы в малых группах исследуются с помощью метода социометрии?

9.5. Какие основные единицы измерения используются в социометрии?

9.6. Чем отличается социометрический опрос от методов массового опроса?

9.7. Чем отличаются методы социометрического и экспертного опросов?

9.8. Какие элементы метода социального эксперимента присутствуют в социометрическом опросе?

9.9. Почему в социометрическом опросе должна участвовать вся группа, в которой проводится исследование?

9.10. Что представляет собой социометрический критерий?

9.11. Какие требования предъявляются к построению социометрических критериев?

9.12. Какие факторы влияют на достоверность информации, получаемой мето­дом социометрии?

9.13. Какие подготовительные процедуры необходимо провести в малой группе при подготовке ее к социометрическому опросу?

9.14. В каком виде представляется социометрическая информация?

9.15. Что такое «социометрическая матрица»?

9.16. Какие связи внутри малой группы отражает социограмма?

9.17. В сочетании с какими методами сбора социологической информации метод социометрии может использоваться наиболее эффективно?

Тема 10. Тестовые методы

Контрольные вопросы

10.1. Дайте определение понятию «тест».

10.2. Чем различаются психологические и социологические тесты?

    1. Почему тестовый подход в традиционном виде не может использоваться в социологии?

    2. Что представляет собой социологический индекс?

    3. В чем состоит специфика построения индексов для номинальных переменных?

    4. Каковы основные процедуры социологического исследования с использованием тестового метода?

    5. Как осуществляется количественное отображение изучаемых качественных характеристик объекта тестирования?

    6. Какое научное и практическое значение имеет использование проективных тестовых методик?

    7. Какие социальные характеристики измеряются с помощью шкалы Лайкерта?

    8. В каких целях в социологических исследованиях применяется шкала Гуттмана?

    9. Для решения каких практических задач служит метод семантического дифференциала?

    10. Почему метод семантического дифференциала относится к проективным тестовым методам?

    11. Какие тестовые методики используются для оценки ценностных ориентаций личности и ценностных установок группы?

Тема 11. Социологический эксперимент

Контрольные вопросы

    1. Дайте определение методу научного эксперимента.

    2. Чем отличается метод эксперимента в социологии от эксперимента естествознании?

    3. Какая концепция является методологическим основанием эксперимента в социологическом исследовании?

    4. Какие основные вопросы решаются при подготовке и проведении социального эксперимента?

    5. В чем проявляются основные отличия методов наблюдения и социального эксперимента?

    6. Каким требованиям должна отвечать процедура проведения эксперимента?

    7. Как различаются эксперименты по логической структуре доказательства гипотез?

    8. Дайте определение контрольным, нейтральным и зависимым переменным. В чем состоит их роль в социальном эксперименте?

    9. Дайте определение объекту и предмету экспериментального исследования.

11.10. Как различаются эксперименты по характеру экспериментальной ситуации?

11.11. Как осуществляется измерение и контроль переменных в ходе эксперимента?

11.12. В чем заключаются основные различия научного и практического эксперимента?

11.13. Сравните метод социального эксперимента с другими методами сбора социологической информации. Выделите сходства и различия.

11.14. Дайте классификацию каждого вида социального эксперимента, отметив содержание каждого вида и область его преимущественного примене­ния.

11.15. В чем заключается основное различие реального и мыслительного эксперимента? Каковы специфические особенности проведения мыслительного эксперимента?

11.16. Дайте определение понятию «экспериментальная модель»?

11.17. Каковы основные принципы построения моделей в экономико-социологических исследованиях?

11.18. По каким принципам формируются экспериментальные группы в лабораторных экспериментах?

11.19. Чем отличаются контрольная и экспериментальная группы в линейном эксперименте?

11.20. Какова формальная структура параллельного эксперимента?

11.21. Дайте определение и раскройте содержание метода попарного отбора?

11.22. Как в экспериментальном исследовании осуществляется метод структурной идентификации?

11.23. В каких видах экспериментов применяется метод случайного отбора?

11.24. Дайте определение многомерного экспериментального исследования. Какие цели преследуют такие эксперименты?

11.25. какие исследовательские задачи решаются с помощью факторных экспериментов?

11.26. Каким образом в процесс параллельного эксперимента реализуется модель «единственного сходства»?

11.27. Как в процесс параллельного эксперимента реализуется модель «единственного различия»?

11.28. Какую роль в ходе эксперимента выполняют факторные характеристики?

11.29. Какими факторами определяются надежность и достоверность социальных прогнозов?

11.30. В каких областях социальной практики применяется метод эксперимента?

11.31. Чем объясняется сложность применения данного метода получения социальной информации?

11.32. С чем связаны ограничения, накладываемые на области использования результатов экспериментальных исследований?

11.33. В сочетании с какими методами сбора социологической информации метод социального эксперимента может использоваться с наибольшим эффектом?

11.34. Какую роль играет постановка эксперимента в комплексном социологическом исследовании?

11.35. Какие факторы определяют уникальность информации, полученной в результате социального эксперимента?

11.36. Какое влияние на практическое использование экспериментально полученных данных оказывает пространственно-временной интервал постановки эксперимента?

Тема 12. Обобщение данных и представление результатов

Контрольные вопросы

12.1. Назовите типические статистические методы группировки и анализа социологической информации.

12.2. Какие математические операции и статистические методы группировки и анализа социологической информации можно использовать в случае применения:

- неупорядоченных шкал наименований;

- полностью упорядоченных (ранговых) шкал;

- идеальных метрических шкал.

12.3. Сформулируйте основные принципы группировки в социологическом исследовании. Определите основные характеристики рядов распределений, применяемых в социологии.

12.4. Что представляет собой 5%-ный доверительный интервал, учитываемый при обработке данных?

12.5. Какое значение имеет социально-демографический блок при составлении программы обработки данных?

12.6. Что представляет собой статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования?

12.7. Как осуществляется логический анализ полученных данных?

12.8. Что входит в практические рекомендации по итогам исследования?

12.9. Как составляется итоговый отчет по результатам исследования?

12.10. Как осуществляется согласование отчета с заказчиком?

12.11. Какие элементы может содержать графическое и иллюстративное оформление инструментария? Какова их роль в исследовании?

12.12. Какие этапы входят в подготовку исполнителей-анкетеров, интервьюеров, наблюдателей?

12.13. Какие типичные ошибки встречаются при презентации отчета о социо­логическом исследовании? Какие факторы определяют возможность их появления?

12.14. В чем состоит первичная проверка заполнения методических документов? Как проводится коррекция записей в методических документах?

12.15. Как проводится экспертиза и экспериментальная проверка практических рекомендаций социологов? Кто проводит эту экспертизу?

12.16. Какие ошибки может допустить исследователь при составлении отчета? Как можно это избежать?

12.17. Какие виды цифровой кодировки используются в бланках опроса?

12.18. Какие вопросы, на ваш взгляд, являются логически взаимосвязанным? Приведите два-три примера логически взаимосвязанных вопросов.

12.19. Дайте сравнительную характеристику видам графического представления результатов обработки информации.

12.20. Какой документ может считаться отчетом о социологическом исследо­вании?

12.21. В чем отличие отчета о научном исследовании от программы исследо­вания?

12.22. В чем состоит отличие научного отчета от монографии, статьи?

12.23. К какому виду документов относятся научные отчеты об исследованиях?

12.24. В чем отличие содержания научного отчета о социологическом исследовании от отчетов о научных исследованиях в естественных науках?

12.25. Какие элементы составляют структуру отчета о социологическом исследовании?

12.26. Какие аспекты исследования отражает каждый из выделенных элементов структуры отчета?

12.27. Какие требования при составлении отчета являются обязательными?

12.28. Какие виды отчетов о социологическом исследовании применяются в социологии? Чем обусловлено разнообразие этих видов?

12.29. В каких формах происходит в основном использование результатов, содержащихся в отчетах о социологических исследованиях?

12.30. Как в зависимости от вида изменяется структура отчета о социологическом исследовании?

12.31. Как сочетаются различные виды социологических отчетов?

12.32. Какие сочетания различных видов социологических отчетов представляются Вам наиболее информативными?

12.33. Как связано составление отчета с другими процедурами и видами работ в социологическом исследовании?

12.34. Каковы основные предпосылки выполнения требований составления отчета о социологическом исследовании?

12.35. Какие задачи решаются посредством результатов экономико-социологического исследования?

12.36. Какие методы используются при анализе количественных данных, полученных в ходе исследования?

12.37. Как проводится качественный анализ результатов исследования?

12.38. Как осуществляется перевод количественных данных, полученных в результате исследования, в качественную форму их представления?

12.39. Дайте определение основным статистическим характеристикам линейного распределения. Что представляют собой средние величины одномерного распределения?

12.40. Какие способы применяются при проведении факторного анализа данных исследований?

12.41. Какова роль социологической теории в обобщении результатов практического исследования?

12.42. Определите взаимосвязь уровня социологической информации с целями и задачами исследования.

12.43. Как осуществляется подготовка материалов исследования для презентации отчета заказчику?

12.44. Как осуществляется контроль социолога за опытным внедрением результатов исследования?

12.45. Каким образом производится практическая корректировка рекомендаций социологов при их внедрении?

12.46. Какова примерная структура использования результатов социологического исследования в деятельности фирмы по работе с персоналом?

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО КУРСУ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

  1. Основные современные социологические теории.

  2. Парадигмальный статус социологической науки

  3. Объект и предмет социологии.

  4. Структура и уровни социологического знания. Макро- и микросоциология.

  5. Предмет методологии социологического исследования

  6. Структура научного познания

  7. Приемы и методы научного мышления

  8. . Объект и предмет прикладной социологии.

  9. Виды социологических исследований.

  10. Теоретические и прикладные исследования.

  11. . Развитие прикладной социологии в США и странах Западной Европы.

  12. Развитие прикладных социологических исследований в России.

  13. Место прикладной социологии в научном познании, общественной практике и управлении.

  14. Профессиональный кодекс социолога.

  15. Структура программы социологического исследования.

  16. Проблема, цель и задачи, объект и предмет исследования.

  17. Понятие гипотезы и ее роль в социологическом исследовании.

  18. Классификация, формулировка и проверка гипотез.

  19. Принципиальный (стратегический) план исследования.

  20. Определение основных понятий исследования.

  21. Предварительный системный анализ объекта исследования.

  22. Теоретическая интерпретация и эмпирическая операционализация основных понятий.

  23. Логическая структура инструментария исследования.

  24. Процедурная часть программы прикладного социологического исследования и ее основные элементы.

  25. Организация прикладного социологического исследования.

  26. Рабочий план программы прикладного социологического исследования.

  27. Сетевой график разработки и реализации программы прикладного социологического исследования.

  28. Проблемы обеспечения качества информации в социологическом исследовании.

  29. Общая характеристика выборочного метода.

  30. Генеральная и выборочная совокупности.

  31. Представительность (репрезентативность) данных.

  32. Ошибки выборки.

  33. Методы ремонта выборки.

  34. . Вероятностные методы выборки и их применение в социологии.

  35. Неслучайные методы отбора в социологических исследованиях.

  36. Многоступенчатая выборка и ее применение в прикладных исследованиях.

  37. Технология организации переписи населения.

  38. Измерение в социологии.

  39. Переход от|качественного анализа к количественному.

  40. Конструирование эталона измерения.

  41. Обеспечение надежности измерения в социологическом исследовании.

  42. Методические требования к построению и формулировке индикаторов измерительных шкал.

  43. Классификация измерительных шкал, используемых в социологическом исследовании.

  44. Специальные методы построения измерительных шкал:

  45. Шкалы Лайкерта, Гуттмена, Терстоуна, Богардуса.

  46. Проблемы стандартизации измерительных шкал в социологических исследованиях.

  47. Стандартные шкалы для измерения возраста и стажа работы респондентов.

  48. Общая характеристика опроса как метода сбора первичной информации.

  49. Классификация вопросов, используемых в прикладных социологических исследованиях.

  50. Логика построения, основные этапы разработки и компоновка бланка опросного листа.

  51. Методические требования к формулировке вопросов и к бланку опросного листа.

  52. Методы доработки бланка опроса.

  53. Анкетный опрос и его разновидности.

  54. Проблемы повышения качества информации, получаемой при анкетном опросе.

  55. Классификация интервью.

  56. Организация и проведение опроса методом интервью.

  57. Проблемы повышения качества информации, получаемой методом интервью.

  58. Тесты в социологическом исследовании.

  59. Формирование группы экспертов.

  60. Организация опроса экспертов.

  61. Области применения метода опроса экспертов в

социологическом исследовании.

62.Становление и основные характеристики метода фокус - групп как способа сбора.качественной социологической информации.

63.. Метод фокус - групп в системе социологических и маркетинговых исследований.

64. Разработка и реализация сценария фокус – группового исследования.

65. Методы анализа и обобщения результатов фокус - группового исследования.

66. Общая характеристика анализа документов как метода сбора первичной информации.

67 Классификация документов. Проблема надежности содержащейся в документах информации.

68.. Основные методы анализа документов.

69. Метод контент – анализа документов

70. Метод информативно-целевого анализа документов..

71. Общая характеристика наблюдения как метода сбора первичной информации.

72. Разработка программы научного наблюдения.

73.. Классификация наблюдения.

74. Особенности, достоинства и недостатки различных видов наблюдения.

75. Статистические методы группировки и анализа социологической информации.

76. Основные функции и структура отчета о научном исследовании. 77. Оформление отчета о научном исследовании.

78. Анализ и обобщение результатов прикладного экономико-социологического исследования.

79. Внедрение результатов, выводов и рекомендаций исследования в практику.

80. Эксперимент как метод экономико-социологического анализа и управления.

81. Логическая структура эксперимента.

82. Типы экспериментов и их особенности.

83. Многомерные и факторные эксперименты.

84. Экспериментальные исследования в практике прикладной социологии. Эксперименты Ф. Тейлора, Э. Мэйо, М. Шерифа, К. Левина и других исследователей.

85. Проектирование и моделирование как методы экономике - социологического анализа и управления.

86. Методы прогнозирования и их применение в экономике - социологических исследованиях.

87. Игровые методы и их применение в социологической практике и управленческом консультировании.

88. Управленческое консультирование.

89. Использование экономике - социологической информации в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

90. Социальная инженерия: предмет, методы и технологии.

91. Основные направления эмпирических социологических исследований в области социального управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основная дитература

  1. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. 2 изд.- Минск: ТетраСистемс, 2001

  2. Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М.: Магистр, 2003.

  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И.. Методы социологического исследования.- М.:МГУ, 2004

  4. Прикладная социология: Учеб. Пособие/Под ред. Ю.Н. Колесникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001

  5. Тихонова Е.В. Методология исследований в социальных и поведенческих науках; Учеб. пособие. – М.: ГУУ, 2006

2. Дополнительная литература

  1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании.- М.: Наука, 1982.

  2. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы.- М.: Наука, 1987.

  3. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом.- М.: Высшая школа, 1989.

  4. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально -психологического исследования. - М.: Изд-во «Магистр», 1997.

  5. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М.: Высшая школа, 1984.

  6. Дудченко В.С. Инновационные технологии. - М.: Союз, 1995.

  7. Лекции по методологии социальных исследований/Под ред. Г.М.Андреевой.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972.

  8. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М.: Патент, 1996.

  9. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: Теория и алгоритмы. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994.

  10. Основы прикладной социологии. Том 1-2/ Под ред. Ф.Э.Шереги. – М.,2002.

  11. Практикум по социологии. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.

  12. Процесс социального исследования: Пер. с нем.- М.: Прогресс, 1975.

  13. Саганенко Г.И. Социологическая информация. - Л-д.: Наука, 1979.

  14. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса/ Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.Д. Папвловой. –С.-Пб., Алетейя, 2000.

  15. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение): Учебное пособие для вузов. - М.: Стратегия, 2001.

  16. Толстова Ю.Н. Математика в социологии: элементарное введение в круг основных понятий. - М.:

  17. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 1998.

  18. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации.- М.: Научный мир, 20001.

  19. Шляпентох В.Э. Проблемы достоверности социологической информации. - М.: Статистика, 1976.

  20. Энциклопедический социологический словарь/ Под ред. Г.В.Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995.

  21. Экспертные оценки в социологических исследованиях. - Киев, Наукова думка, 1990.

  22. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. - Самара, 1995.

Словари

63. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь: Пер. с англ. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. - 420 с.

64. Альбом схем по социологии и политологии. - М.: МЮИ МВД России, Изд-во ЩИТ-М., 1998.-120 с.

65. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А-0). Том 2 (П-Я):Пер. с англ. - М.: Вече, ACT, 1999. - 544 с., 528 с.

66. Кравченко А.И. Социология: Словарь. - М.: Академия, 1997. - 240 с.

67. Краткий словарь по социологии. - М.: Политиздат, 1989. - 479 с.

68. Российская социологическая энциклопедия/Под ред. Г.В. Осипова. - М.- ИНФРА - 1998.-672 с.

69. Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 432 с.

70. Социальное управление: Словарь. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 208 с.

71. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. - М.: ИНФРА - М., 1998. - 488 с.

72. Энциклопедический социологический словарь/Под ред. Г.В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995.-939 с.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа учебной дисциплины «методология и методика социологического исследования» для студентов специальности 040201 «Социология»

    Программа
    Основной задачей курса «Методология и методика социологического исследования» является подготовка высококвалифицированных специалистов-социологов, имеющих теоретические знания и практические навыки проведения социологических и маркетинговых
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине методология и методика социологического исследования

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» дисциплин специализации цикла СДМ – специальных дисциплин магистерской подготовки – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая
  3. Учебный комплекс для студентов специальности 271200 "Технология продуктов общественного питания" заочной формы обучения Кемерово 2003

    Учебный комплекс
    Настоящий учебный комплекс состоит из учебного пособия “Патентоведение и основы научных исследований”; методических указаний по выполнению практических работ; методических указаний по выполнению контрольной работы и вопросов к зачёту.
  4. Рабочая программа дисциплины Для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология» Профиль «Экономическая социология»

    Рабочая программа
    Силласте Г.Г., Дудина О.М. Киселёва Н.И. Методология и методика социологического исследования: Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы маркетинга» Учебное пособие

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы маркетинга»: учебное пособие по изучению курса для студентов специальности 080 Маркетинг. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.

Другие похожие документы..