Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
18. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли 19-20 веков. Сост. Н.Федоровский. М.,19...полностью>>
'Документ'
Ч.Т.Айтматов «И дольше века длится день», «Плаха». В.П.Астафьев «Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты». В.Г.Распутин «Прощание с Матерой», «Живи и п...полностью>>
'Документ'
Человек — великое чудо природы. Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточност...полностью>>
'Документ'
РАЗРАБОТАНЫ Союздорнии Минстроя (канд. техн. наук В.М. Юмашев - руководитель темы; О.Н. Яковлев, кандидаты техн. наук Н.А. Рябиков, Н.Ф. Хорошилов; д...полностью>>

Методические указания по выполнению домашних заданий и контрольных работ по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» для студентов специальности

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 5. Метод опроса

Контрольные вопросы.

    1. Дайте общую характеристику методу опроса как методу сбора первичной социологической информации.

    2. Чем отличается метод опроса в социологии от применения опроса в других науках?

5.3. На каких методологических принципах основывается применение опроса в социологии?

    1. На какие виды подразделяется метод социологического опроса? В чем их основные различия?

    2. Какие формы опроса наиболее распространены в социологии?

5.6. Какие задачи в социологическом исследовании решаются с помощью ме­тода опроса?

5.7. Чем отличаются методы массового и экспертного опросов?

5.8. Чем определяется универсальность метода опроса в прикладной социологии­ ?

5.9. В комплексе с какими методами сбора социологической информации ме­тод опроса применяется наиболее эффективно?

5.10. В каких исследованиях метод массового опроса является дополнитель­ным к методу анализа документов, наблюдению, экспертному опросу?

5.11. В чем проявляется различие в использовании метода опроса в теоре­тических и прикладных социологических исследованиях?

5.12. Дайте определение инструментарию социологического исследования.

5.13. Какие основные этапы составляют процедуру проектирования инстру­ментария исследования?

5.14. Определите состав, назначение и особенности использования инстру­ментария в социологическом исследовании в зависимости от его вида.

5.15. Что представляет собой общая блок-схема инструментария исследования?

5.16. Каково назначение структурных частей анкеты?

5.17. Что представляют собой «контактные», «основные» и «разгрузочные» вопросы?

5.18. Как разделяются вопросы по своему содержанию?

5.16. Какие функции выполняют вопросы в социологических исследованиях?

5.19. В чем проявляется различие между операциональными понятиями и индикаторами в социологической анкете? Что является выражением индикатора?

5.20. Как разделяются вопросы по своей форме?

5.21. Какую функцию выполняют в анкете открытые вопросы? Как проводится их обработка?

5.22. Какие психологические требования предъявляются к построению индикаторов?

5.23. Какие блоки входят в структуру опросного листа?

5.24. Каким логическим требованиям должны отвечать индикаторы?

5.25. Как составляется проект бланка социологического инструментария?

5.26. Каким методическим требованиям должны соответствовать вопросы, используемые при проведении социологического исследования?

5.27. Каково назначение социально-демографического блока в проведении исследования и логическом анализе его результатов?

5.28. Какова роль обращения и инструкции для опрашиваемого в установлении доверительных отношений между респондентом и социологом?

5.29. Какие качества, знания и умения необходимы исполнителю для эффективной работы с респондентом получения достоверной и полной информации?

5.30. Чем отличаются методы анкетирования и интервью?

5.31. В чем проявляются преимущества метода интервью по сравнению с анкетированием?

5.32. Какие факторы определяют преимущества метода анкетирования?

5.33. Что представляет собой анкета как основной инструмент сбора социологической информации?

    1. В чем проявляется различие анкеты и бланка интервью?

5.35. Какие объективные факторы влияют на качество информации, получаемой методом анкетного опроса?

5.36. Какие субъективные факторы влияют на качество информации, получаемой методом анкетного опроса?

5.37. Какие вопросы, входящие в социально-демографический блок, влияют на достоверность информации?

5.38. В чем состоит проблема «деликатного вопроса»?

    1. Назовите способы проверки качества заполнения анкеты.

5.40. В чем состоит основное отличие метода интервью от метода анкетирования?

5.41. Определите основные методы интервью.

5.42. Каковы основные различия в инструментарии, применяемом при опросах методами анкетирования и интервью?

5.43. Каким методологическим требованиям должны отвечать вопросы бланка интервью?

5.44. В чем состоят преимущества метода интервью?

5.45. Для решения каких задач применяется метод экспресс-интервью?

5.46. Какими качествами должен обладать интервьюер? Какие приемы он должен использовать для повышения качества и достоверности получаемой информации?

5.47. Что входить в понятие «эффект интервьюера»?

5.48. Что представляет собой контакт интервьюера и респондента?

5.49. Какие факторы влияют на репрезентативность данных, полученных методом интервью?

5.50. Чем отличается групповая и индивидуальная формы проведения интервью?

5.51. Каким методом можно повысить качество информации, полученной методом интервью?

5.52. Дайте определение методу экспертного опроса.

5.53. В чем состоит отличие экспертного опроса от методов массового оп­роса?

5.54. Каким требованиям должны отвечать респонденты, включенные в группу экспертов?

5.55. По каким критериям формируется группа экспертов?

5.56. В каких случаях экспертный опрос является наиболее эффективным ме­тодом сбора социологической информации?

5.57. При проведении каких исследований этот метод не дает объективной информации?

5.58. В сочетании с какими методами сбора социологической информации использование экспертного метода наиболее оптимально?

5.59. Каким образом эксперты оценивают достоверность проведенных массовых опросов?

5.60. Какие субъективные факторы могут повлиять на достоверность экспертной оценки?

5.61. Как используется метод экспертной оценки при аттестации организаций?

5.62. Какую информацию позволяет получить метод экспертного опроса в разведывательных и пилотажных исследованиях?

5.63. Какие типичные ошибки возможны при интерпретации результатов экспертного опроса?

5.64. Какие характерные особенности отличают информацию, полученную с пользованием метода экспертного опроса?

5.65. В чем заключаются достоинства и недостатки экспертного метода?

5.66. Какой из методов сбора социологической информации имеет наибольшее сходство с методом экспертного опроса?

Тема 6. Метод фокус-групп

    1. Какие методы используются в социологии для сбора качественной информации?

6.2. В чем состоит основное отличие качественных методов сбора информации от количественных?

6.3. какие ограничения соблюдаются социологом при использовании результатов качественных исследований?

6.4. Когда и кем впервые был применен метод фокус-группового исследования?

6.5. какие социальные проблемы можно изучать с помощью метода фокус-групп?

6.6. Почему метод фокус-группового исследования не применяется в массовых опросах?

6.7. Какой социологический метод сбора информации наиболее близок к методу фокус-групп?

6.8. Как сочетаются методы глубинного интервью и фокус-групп при получении маркетинговой информации?

6.9. Почему метод фокус-групп считается наиболее эффективным при проведении исследований потребительского спроса?

6.10. Какие методы социологического исследования применяются при проведении фокус-группового интервью?

6.11. Какие социологические методы могут сочетаться с фокус-групповыми при комплексном изучении социальных проблем?

6.12. Как используется метод фокус-групп при проведении политических исследований?

6.13. Как применяется метод фокус-групп при изучении динамических процессов в малой группе? Почему он не может считаться основным преследованием групповой динамики?

6.14. Назовите основные этапы проведения фокус-группового исследования.

6.15. Какие задачи решаются на подготовительном этапе?

6.16. Каков оптимальный размер группы, в которой проводится исследование? От каких факторов зависит численность участников фокус-группы?

6.17. Какова продолжительность группового обсуждения темы?

6.18. какие процессы происходят в группе участников в процессе обсуждения темы исследования?

6.19. В какой обстановке должно происходить фокус-групповое исследование? Какие факторы могут стать отвлекающими и снизить результат работы группы?

6.20.Какие задачи решаются на основном этапе исследования?

6.21. Чем отличается обсуждение проблемы участниками фокус-группы от экспертного опроса? Почему единое мнение в первом случае не считается показателем хорошей работы группы?

6.22. Что входит в содержание заключительного этапа фокус-группового исследования?

6.23. Каковы основные виды отчетов о результатов работы фокус-группы?

6.24. Какую информацию получает заказчик фокус-группового исследования? Каково ее практическое применение?

6.25. Как осуществляется отбор респондентов в фокус-группы? Какие социально-демографические характеристики учитываются при формировании группы?

6.26. Что означает понятие «гомогенность группы». Как соблюдается эта характеристика при проведении фокус-групп?

6.27. Какое значение имеют статусные и возрастные отличия участников фокус-групп при выработке группового решения?

6.28. Как часто один и тот же респондент может быть участником фокус-группового исследования? Почему в одной фокус-группе не могут участвовать друзья или родственники?

6.29. Каковы функции модератора в проведении фокус-группы? Какими качествами он должен обладать (профессиональными и личностными)?

6.30. каковы варианты поведения модератора в процессе фокус-группового исследования? Почему он не должен играть роль лидера или руководителя?

6.31. Каковы функции ассистента в фокус-групповом исследовании?

6.32. Как осуществляется наблюдение за работой фокус-группы?

6.33. Какие факторы влияют на выделение лидера в группе? Какими объективными качествами он должен обладать?

6.34. В каких случаях групповое решение принимается единогласно? Почему такая ситуация не является типичной для работы фокус-группы?

6.35. Какое количество тем может обсуждаться в оптимально организованным исследовании?

6.36. Каким должен быть результатом работы фокус-группы?

6.37. Что представляет собой вербальное и невербальное взаимодействие участников фокус-группы? Какими способами оно фиксируется в ходе исследования?

6.38. Как осуществляется расшифровка и анализ невербального взаимодействия членов группы? Какие технические средства для этого используются?

6.39. Почему невербальное взаимодействие является основным источником информации при анализе результатов работы фокус-групп?

6.40. Какую роль играет метод наблюдения при анализе данных о работе фокус-группы? Как используется информация , полученная с его помощью?

6.41. Каково содержание информации, обобщаемой исследователем при анализе результатов работы фокус-группы?

6.42. Каковы три основные варианта описания итогов фокус-группового исследования? Чем различается в них позиция исследователя? В каком случае каждый из этих вариантов является наиболее эффективным?

6.43. Какими способами можно повысить репрезентативность результатов фокус-групповых исследований?

Тема 7. Анализ документов

Контрольные вопросы

7.1. Дайте общую характеристику анализа документов как метода сбора первичной социологической информации.

7.2. Сравните метод анализа документов с другими методами сбора социологической информации (методом опроса, социальным экспериментом, наблюдением и т. д.)

7.3. Проведите анализ особенностей метода и укажите его достоинства и недостатки.

7.4. В каких областях научно-исследовательской деятельности этот метод является основным? При исследовании каких проблем он является дополнительным?

7.5. В каких социальных и естественных науках информация получается исключительно этим методом? Почему в социологии анализ документов используется преимущественно в комплексе с другими методами?

7.6. При проведении каких исследований метод анализа документов оказывается недостаточно эффективным?

7.7. В сочетании с какими методами сбора информации метод анализа документов может использоваться наиболее эффективно?

7.81. В чем отличие понятия «документ» в социологии от общепринятого?

7.9. На какие виды делятся документы, используемые в социологических исследованиях?

7.10. Что представляют собой специальные документы исследования?

7.11. Как проводится отбор документов для изучения?

7.12. С чем связана проблема достоверности документальной информации? По каким критериям определяют степень достоверности данной информа­ции?

7.13. Какими методами сбора социологической информации можно дополнить

анализ документов для получения более достоверных сведений?

7.14. Дайте определение традиционному методу анализа документов.

7.15. Чем отличается количественный анализ документов от качественного метода?

7.16. В каких исследованиях преимущественно применяется традиционный (качественный) анализ документов?

7.17. Какую информацию получает при этом исследователь?

7.18. В каких исследованиях преимущественно применяется количественный анализ документов (контент-анализ)?

7.19. Что представляет собой программа исследования методом анализа документов?

7.20. Что представляет собой бланк кодирования, применяемый при контент-анализе?

7.21. Какие смысловые единицы и единицы счета выделяются при использова­нии метода анализа документов?

7.22. Каким способом осуществляется контент-анализ информации, содержащейся в периодических изданиях?

7.23. Как используются результаты контент-анализа в маркетинговых исследованиях и рекламе?

Тема 8. Метод наблюдения

Контрольные вопросы

8.1. Дайте определение методу научного наблюдения.

8.2. Какие особенности имеет метод наблюдения в социологии?

8.3. В каких областях исследования социальных явлений и процессов при­меняется метод наблюдения?

8.4. Каковы разновидности метода наблюдения?

8.5. Как различаются виды наблюдения в зависимости от степени участия в нем наблюдателя?

8.6. В чем состоят основные достоинства метода наблюдения?

8.7. Какие субъективные и объективные факторы определяют недостатки ме­тода наблюдения?

8.8. В сочетании с какими методами сбора социологической информации метод наблюдения может использоваться с наибольшим эффектом?

8.9. Определите основные этапы проведения научного наблюдения.

8.10. Чем отличаются программы включенного невключенного наблюдения?

8.11.Каким условиям должна отвечать программа наблюдения?

8.12. Каковы основные элементы программы наблюдения?

8.13. Как осуществляется выбор признаков и единиц наблюдения?

8.14. В чем проявляется отличие полевого наблюдения от лабораторного?

8.15. Какими способами проводится фиксация результатов наблюдения?

8.16. Каким методологическим принципам должна соответствовать карта наблюдения?

8.17. Каким требованиям должен отвечать наблюдатель? Каковы его функции?

8.18. Как осуществляется анализ результатов наблюдения?

Тема 9. Социометрия

Контрольные вопросы

9.1. Дайте определение методу структурного анализа малых групп в социо­логии.

9.2. Для изучения каких социальных явлений и процессов применяется метод социометрии?

9.3. Чем обусловлены ограничения в использовании социометрического метода?

9.4. Какие процессы в малых группах исследуются с помощью метода социометрии?

9.5. Какие основные единицы измерения используются в социометрии?

9.6. Чем отличается социометрический опрос от методов массового опроса?

9.7. Чем отличаются методы социометрического и экспертного опросов?

9.8. Какие элементы метода социального эксперимента присутствуют в социометрическом опросе?

9.9. Почему в социометрическом опросе должна участвовать вся группа, в которой проводится исследование?

9.10. Что представляет собой социометрический критерий?

9.11. Какие требования предъявляются к построению социометрических критериев?

9.12. Какие факторы влияют на достоверность информации, получаемой мето­дом социометрии?

9.13. Какие подготовительные процедуры необходимо провести в малой группе при подготовке ее к социометрическому опросу?

9.14. В каком виде представляется социометрическая информация?

9.15. Что такое «социометрическая матрица»?

9.16. Какие связи внутри малой группы отражает социограмма?

9.17. В сочетании с какими методами сбора социологической информации метод социометрии может использоваться наиболее эффективно?

Тема 10. Тестовые методы

Контрольные вопросы

10.1. Дайте определение понятию «тест».

10.2. Чем различаются психологические и социологические тесты?

    1. Почему тестовый подход в традиционном виде не может использоваться в социологии?

    2. Что представляет собой социологический индекс?

    3. В чем состоит специфика построения индексов для номинальных переменных?

    4. Каковы основные процедуры социологического исследования с использованием тестового метода?

    5. Как осуществляется количественное отображение изучаемых качественных характеристик объекта тестирования?

    6. Какое научное и практическое значение имеет использование проективных тестовых методик?

    7. Какие социальные характеристики измеряются с помощью шкалы Лайкерта?

    8. В каких целях в социологических исследованиях применяется шкала Гуттмана?

    9. Для решения каких практических задач служит метод семантического дифференциала?

    10. Почему метод семантического дифференциала относится к проективным тестовым методам?

    11. Какие тестовые методики используются для оценки ценностных ориентаций личности и ценностных установок группы?

Тема 11. Социологический эксперимент

Контрольные вопросы

    1. Дайте определение методу научного эксперимента.

    2. Чем отличается метод эксперимента в социологии от эксперимента естествознании?

    3. Какая концепция является методологическим основанием эксперимента в социологическом исследовании?

    4. Какие основные вопросы решаются при подготовке и проведении социального эксперимента?

    5. В чем проявляются основные отличия методов наблюдения и социального эксперимента?

    6. Каким требованиям должна отвечать процедура проведения эксперимента?

    7. Как различаются эксперименты по логической структуре доказательства гипотез?

    8. Дайте определение контрольным, нейтральным и зависимым переменным. В чем состоит их роль в социальном эксперименте?

    9. Дайте определение объекту и предмету экспериментального исследования.

11.10. Как различаются эксперименты по характеру экспериментальной ситуации?

11.11. Как осуществляется измерение и контроль переменных в ходе эксперимента?

11.12. В чем заключаются основные различия научного и практического эксперимента?

11.13. Сравните метод социального эксперимента с другими методами сбора социологической информации. Выделите сходства и различия.

11.14. Дайте классификацию каждого вида социального эксперимента, отметив содержание каждого вида и область его преимущественного примене­ния.

11.15. В чем заключается основное различие реального и мыслительного эксперимента? Каковы специфические особенности проведения мыслительного эксперимента?

11.16. Дайте определение понятию «экспериментальная модель»?

11.17. Каковы основные принципы построения моделей в экономико-социологических исследованиях?

11.18. По каким принципам формируются экспериментальные группы в лабораторных экспериментах?

11.19. Чем отличаются контрольная и экспериментальная группы в линейном эксперименте?

11.20. Какова формальная структура параллельного эксперимента?

11.21. Дайте определение и раскройте содержание метода попарного отбора?

11.22. Как в экспериментальном исследовании осуществляется метод структурной идентификации?

11.23. В каких видах экспериментов применяется метод случайного отбора?

11.24. Дайте определение многомерного экспериментального исследования. Какие цели преследуют такие эксперименты?

11.25. какие исследовательские задачи решаются с помощью факторных экспериментов?

11.26. Каким образом в процесс параллельного эксперимента реализуется модель «единственного сходства»?

11.27. Как в процесс параллельного эксперимента реализуется модель «единственного различия»?

11.28. Какую роль в ходе эксперимента выполняют факторные характеристики?

11.29. Какими факторами определяются надежность и достоверность социальных прогнозов?

11.30. В каких областях социальной практики применяется метод эксперимента?

11.31. Чем объясняется сложность применения данного метода получения социальной информации?

11.32. С чем связаны ограничения, накладываемые на области использования результатов экспериментальных исследований?

11.33. В сочетании с какими методами сбора социологической информации метод социального эксперимента может использоваться с наибольшим эффектом?

11.34. Какую роль играет постановка эксперимента в комплексном социологическом исследовании?

11.35. Какие факторы определяют уникальность информации, полученной в результате социального эксперимента?

11.36. Какое влияние на практическое использование экспериментально полученных данных оказывает пространственно-временной интервал постановки эксперимента?

Тема 12. Обобщение данных и представление результатов

Контрольные вопросы

12.1. Назовите типические статистические методы группировки и анализа социологической информации.

12.2. Какие математические операции и статистические методы группировки и анализа социологической информации можно использовать в случае применения:

- неупорядоченных шкал наименований;

- полностью упорядоченных (ранговых) шкал;

- идеальных метрических шкал.

12.3. Сформулируйте основные принципы группировки в социологическом исследовании. Определите основные характеристики рядов распределений, применяемых в социологии.

12.4. Что представляет собой 5%-ный доверительный интервал, учитываемый при обработке данных?

12.5. Какое значение имеет социально-демографический блок при составлении программы обработки данных?

12.6. Что представляет собой статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования?

12.7. Как осуществляется логический анализ полученных данных?

12.8. Что входит в практические рекомендации по итогам исследования?

12.9. Как составляется итоговый отчет по результатам исследования?

12.10. Как осуществляется согласование отчета с заказчиком?

12.11. Какие элементы может содержать графическое и иллюстративное оформление инструментария? Какова их роль в исследовании?

12.12. Какие этапы входят в подготовку исполнителей-анкетеров, интервьюеров, наблюдателей?

12.13. Какие типичные ошибки встречаются при презентации отчета о социо­логическом исследовании? Какие факторы определяют возможность их появления?

12.14. В чем состоит первичная проверка заполнения методических документов? Как проводится коррекция записей в методических документах?

12.15. Как проводится экспертиза и экспериментальная проверка практических рекомендаций социологов? Кто проводит эту экспертизу?

12.16. Какие ошибки может допустить исследователь при составлении отчета? Как можно это избежать?

12.17. Какие виды цифровой кодировки используются в бланках опроса?

12.18. Какие вопросы, на ваш взгляд, являются логически взаимосвязанным? Приведите два-три примера логически взаимосвязанных вопросов.

12.19. Дайте сравнительную характеристику видам графического представления результатов обработки информации.

12.20. Какой документ может считаться отчетом о социологическом исследо­вании?

12.21. В чем отличие отчета о научном исследовании от программы исследо­вания?

12.22. В чем состоит отличие научного отчета от монографии, статьи?

12.23. К какому виду документов относятся научные отчеты об исследованиях?

12.24. В чем отличие содержания научного отчета о социологическом исследовании от отчетов о научных исследованиях в естественных науках?

12.25. Какие элементы составляют структуру отчета о социологическом исследовании?

12.26. Какие аспекты исследования отражает каждый из выделенных элементов структуры отчета?

12.27. Какие требования при составлении отчета являются обязательными?

12.28. Какие виды отчетов о социологическом исследовании применяются в социологии? Чем обусловлено разнообразие этих видов?

12.29. В каких формах происходит в основном использование результатов, содержащихся в отчетах о социологических исследованиях?

12.30. Как в зависимости от вида изменяется структура отчета о социологическом исследовании?

12.31. Как сочетаются различные виды социологических отчетов?

12.32. Какие сочетания различных видов социологических отчетов представляются Вам наиболее информативными?

12.33. Как связано составление отчета с другими процедурами и видами работ в социологическом исследовании?

12.34. Каковы основные предпосылки выполнения требований составления отчета о социологическом исследовании?

12.35. Какие задачи решаются посредством результатов экономико-социологического исследования?

12.36. Какие методы используются при анализе количественных данных, полученных в ходе исследования?

12.37. Как проводится качественный анализ результатов исследования?

12.38. Как осуществляется перевод количественных данных, полученных в результате исследования, в качественную форму их представления?

12.39. Дайте определение основным статистическим характеристикам линейного распределения. Что представляют собой средние величины одномерного распределения?

12.40. Какие способы применяются при проведении факторного анализа данных исследований?

12.41. Какова роль социологической теории в обобщении результатов практического исследования?

12.42. Определите взаимосвязь уровня социологической информации с целями и задачами исследования.

12.43. Как осуществляется подготовка материалов исследования для презентации отчета заказчику?

12.44. Как осуществляется контроль социолога за опытным внедрением результатов исследования?

12.45. Каким образом производится практическая корректировка рекомендаций социологов при их внедрении?

12.46. Какова примерная структура использования результатов социологического исследования в деятельности фирмы по работе с персоналом?

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО КУРСУ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

  1. Основные современные социологические теории.

  2. Парадигмальный статус социологической науки

  3. Объект и предмет социологии.

  4. Структура и уровни социологического знания. Макро- и микросоциология.

  5. Предмет методологии социологического исследования

  6. Структура научного познания

  7. Приемы и методы научного мышления

  8. . Объект и предмет прикладной социологии.

  9. Виды социологических исследований.

  10. Теоретические и прикладные исследования.

  11. . Развитие прикладной социологии в США и странах Западной Европы.

  12. Развитие прикладных социологических исследований в России.

  13. Место прикладной социологии в научном познании, общественной практике и управлении.

  14. Профессиональный кодекс социолога.

  15. Структура программы социологического исследования.

  16. Проблема, цель и задачи, объект и предмет исследования.

  17. Понятие гипотезы и ее роль в социологическом исследовании.

  18. Классификация, формулировка и проверка гипотез.

  19. Принципиальный (стратегический) план исследования.

  20. Определение основных понятий исследования.

  21. Предварительный системный анализ объекта исследования.

  22. Теоретическая интерпретация и эмпирическая операционализация основных понятий.

  23. Логическая структура инструментария исследования.

  24. Процедурная часть программы прикладного социологического исследования и ее основные элементы.

  25. Организация прикладного социологического исследования.

  26. Рабочий план программы прикладного социологического исследования.

  27. Сетевой график разработки и реализации программы прикладного социологического исследования.

  28. Проблемы обеспечения качества информации в социологическом исследовании.

  29. Общая характеристика выборочного метода.

  30. Генеральная и выборочная совокупности.

  31. Представительность (репрезентативность) данных.

  32. Ошибки выборки.

  33. Методы ремонта выборки.

  34. . Вероятностные методы выборки и их применение в социологии.

  35. Неслучайные методы отбора в социологических исследованиях.

  36. Многоступенчатая выборка и ее применение в прикладных исследованиях.

  37. Технология организации переписи населения.

  38. Измерение в социологии.

  39. Переход от|качественного анализа к количественному.

  40. Конструирование эталона измерения.

  41. Обеспечение надежности измерения в социологическом исследовании.

  42. Методические требования к построению и формулировке индикаторов измерительных шкал.

  43. Классификация измерительных шкал, используемых в социологическом исследовании.

  44. Специальные методы построения измерительных шкал:

  45. Шкалы Лайкерта, Гуттмена, Терстоуна, Богардуса.

  46. Проблемы стандартизации измерительных шкал в социологических исследованиях.

  47. Стандартные шкалы для измерения возраста и стажа работы респондентов.

  48. Общая характеристика опроса как метода сбора первичной информации.

  49. Классификация вопросов, используемых в прикладных социологических исследованиях.

  50. Логика построения, основные этапы разработки и компоновка бланка опросного листа.

  51. Методические требования к формулировке вопросов и к бланку опросного листа.

  52. Методы доработки бланка опроса.

  53. Анкетный опрос и его разновидности.

  54. Проблемы повышения качества информации, получаемой при анкетном опросе.

  55. Классификация интервью.

  56. Организация и проведение опроса методом интервью.

  57. Проблемы повышения качества информации, получаемой методом интервью.

  58. Тесты в социологическом исследовании.

  59. Формирование группы экспертов.

  60. Организация опроса экспертов.

  61. Области применения метода опроса экспертов в

социологическом исследовании.

62.Становление и основные характеристики метода фокус - групп как способа сбора.качественной социологической информации.

63.. Метод фокус - групп в системе социологических и маркетинговых исследований.

64. Разработка и реализация сценария фокус – группового исследования.

65. Методы анализа и обобщения результатов фокус - группового исследования.

66. Общая характеристика анализа документов как метода сбора первичной информации.

67 Классификация документов. Проблема надежности содержащейся в документах информации.

68.. Основные методы анализа документов.

69. Метод контент – анализа документов

70. Метод информативно-целевого анализа документов..

71. Общая характеристика наблюдения как метода сбора первичной информации.

72. Разработка программы научного наблюдения.

73.. Классификация наблюдения.

74. Особенности, достоинства и недостатки различных видов наблюдения.

75. Статистические методы группировки и анализа социологической информации.

76. Основные функции и структура отчета о научном исследовании. 77. Оформление отчета о научном исследовании.

78. Анализ и обобщение результатов прикладного экономико-социологического исследования.

79. Внедрение результатов, выводов и рекомендаций исследования в практику.

80. Эксперимент как метод экономико-социологического анализа и управления.

81. Логическая структура эксперимента.

82. Типы экспериментов и их особенности.

83. Многомерные и факторные эксперименты.

84. Экспериментальные исследования в практике прикладной социологии. Эксперименты Ф. Тейлора, Э. Мэйо, М. Шерифа, К. Левина и других исследователей.

85. Проектирование и моделирование как методы экономике - социологического анализа и управления.

86. Методы прогнозирования и их применение в экономике - социологических исследованиях.

87. Игровые методы и их применение в социологической практике и управленческом консультировании.

88. Управленческое консультирование.

89. Использование экономике - социологической информации в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

90. Социальная инженерия: предмет, методы и технологии.

91. Основные направления эмпирических социологических исследований в области социального управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основная дитература

  1. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. 2 изд.- Минск: ТетраСистемс, 2001

  2. Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М.: Магистр, 2003.

  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И.. Методы социологического исследования.- М.:МГУ, 2004

  4. Прикладная социология: Учеб. Пособие/Под ред. Ю.Н. Колесникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001

  5. Тихонова Е.В. Методология исследований в социальных и поведенческих науках; Учеб. пособие. – М.: ГУУ, 2006

2. Дополнительная литература

  1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании.- М.: Наука, 1982.

  2. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы.- М.: Наука, 1987.

  3. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом.- М.: Высшая школа, 1989.

  4. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально -психологического исследования. - М.: Изд-во «Магистр», 1997.

  5. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М.: Высшая школа, 1984.

  6. Дудченко В.С. Инновационные технологии. - М.: Союз, 1995.

  7. Лекции по методологии социальных исследований/Под ред. Г.М.Андреевой.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972.

  8. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М.: Патент, 1996.

  9. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: Теория и алгоритмы. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994.

  10. Основы прикладной социологии. Том 1-2/ Под ред. Ф.Э.Шереги. – М.,2002.

  11. Практикум по социологии. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.

  12. Процесс социального исследования: Пер. с нем.- М.: Прогресс, 1975.

  13. Саганенко Г.И. Социологическая информация. - Л-д.: Наука, 1979.

  14. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса/ Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.Д. Папвловой. –С.-Пб., Алетейя, 2000.

  15. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение): Учебное пособие для вузов. - М.: Стратегия, 2001.

  16. Толстова Ю.Н. Математика в социологии: элементарное введение в круг основных понятий. - М.:

  17. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 1998.

  18. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации.- М.: Научный мир, 20001.

  19. Шляпентох В.Э. Проблемы достоверности социологической информации. - М.: Статистика, 1976.

  20. Энциклопедический социологический словарь/ Под ред. Г.В.Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995.

  21. Экспертные оценки в социологических исследованиях. - Киев, Наукова думка, 1990.

  22. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. - Самара, 1995.

Словари

63. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь: Пер. с англ. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. - 420 с.

64. Альбом схем по социологии и политологии. - М.: МЮИ МВД России, Изд-во ЩИТ-М., 1998.-120 с.

65. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А-0). Том 2 (П-Я):Пер. с англ. - М.: Вече, ACT, 1999. - 544 с., 528 с.

66. Кравченко А.И. Социология: Словарь. - М.: Академия, 1997. - 240 с.

67. Краткий словарь по социологии. - М.: Политиздат, 1989. - 479 с.

68. Российская социологическая энциклопедия/Под ред. Г.В. Осипова. - М.- ИНФРА - 1998.-672 с.

69. Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 432 с.

70. Социальное управление: Словарь. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 208 с.

71. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. - М.: ИНФРА - М., 1998. - 488 с.

72. Энциклопедический социологический словарь/Под ред. Г.В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995.-939 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа учебной дисциплины «методология и методика социологического исследования» для студентов специальности 040201 «Социология»

    Программа
    Основной задачей курса «Методология и методика социологического исследования» является подготовка высококвалифицированных специалистов-социологов, имеющих теоретические знания и практические навыки проведения социологических и маркетинговых
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине методология и методика социологического исследования

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» дисциплин специализации цикла СДМ – специальных дисциплин магистерской подготовки – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая
  3. Учебный комплекс для студентов специальности 271200 "Технология продуктов общественного питания" заочной формы обучения Кемерово 2003

    Учебный комплекс
    Настоящий учебный комплекс состоит из учебного пособия “Патентоведение и основы научных исследований”; методических указаний по выполнению практических работ; методических указаний по выполнению контрольной работы и вопросов к зачёту.
  4. Рабочая программа дисциплины Для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология» Профиль «Экономическая социология»

    Рабочая программа
    Силласте Г.Г., Дудина О.М. Киселёва Н.И. Методология и методика социологического исследования: Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы маркетинга» Учебное пособие

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы маркетинга»: учебное пособие по изучению курса для студентов специальности 080 Маркетинг. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.

Другие похожие документы..