Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Одно из важнейших ответвлений неоинституционализма составляет экономическая теория прав собственности У ее истоков стояли два известных экономиста – ...полностью>>
'Методические указания'
Методические указания и индивидуальные задания для студентов ИДО, обучающихся по направлению220700 «Автоматизация технологических процессов и произво...полностью>>
'Автореферат'
Диссертация выполнена в отделе лучевой диагностики и рентгенохирургических методов лечения (руководитель – член-корреспондент РАМН, профессор Б.И. До...полностью>>
'Закон'
Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов органов местного самоуправления Андроповского муниципального района Ставропольского края и...полностью>>

Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер щ В. Я. Романова. М

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Психология

внимания

"ЧеРо"

НОУ Московский

психол ого-соци ал ьн ы и

институт

Москва 2001

ББК 88.3-я 7

СОДЕРЖАНИЕ

Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер щ В. Я. Романова.- М.:

ЧеРо, 2001.- 858 с. - (Серия: Хрестоматия пс

психологии).

18ВЫ 5-88711-149-6

Данная хрестоматия представляет собой учебное пособие по курсу об-';; щей

психологии психологических факультетов университетов. Хрестоматия^ позволяет

составить представление как об истории, так и о современном со-; стоянии проблем

и исследований в области психологии внимания. Она мо-; жет быть полезна также

аспирантам и исследователям, работающим в облас-| ти психологии. ./ '5

15ВН 5-88711-149-6

(c) Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов, 2000 (c) ЧнРо, 2000 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................... 10

Раздел первый. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ВИДЫ И СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

франк С. Л.

СТИХИЯ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ .................................. 10

Ланге Н. Н.

ВНИМАНИЕ .................................................. 18

Кравков С. В.

ВНИМАНИЕ .................................................. 22

Признаки внимания ................................ 22

Виды внимания ................................... 25

Причины внимания ................................. 26

Свойства внимания................................. 29

Действия внимания. ................................ 34

Рубинштейн С. Л.

ВНИМАНИЕ .................................................. 39

Основные свойства внимания .......................... 41

Развитие внимания ................................. 49

Выготский Л. С.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВНИМАНИЯ ...................... 53

Психологическая природа внимания..................... 53

Характеристика установки............................ 55

Внутренняя и внешняя установка ....................... 56

Внимание и рассеянность ............................ 59

Биологическое значение установки ...................... 60

Педагогическое значение установки ...................... 61

Развитие внимания ................................. 62

Психологическое значение ожидания .................... 64

Педагогические выводы. ............................. 67

Внимание и привычка .............................. 70

Физиологический коррелят внимания .................... 71

Работа внимания в целом .............................. 74

Внимание и апперцепция ............................. 75

Лазурский А. Ф.

НАКЛОННОСТИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ВНИМАНИЮ .................. 77

Легкость привлечения (возбудимость) внимания ............. 79

Сила сосредоточения внимания ........................ 84

Произвольность внимания ............................ 90

Устойчивость или неустойчивость внимания. ............... 95

Объем внимания (широта или узость его) ................. 99

3

Вудвортс Р. \

ВНИМАНИЕ ....................... \. .................... 103

Объем внимания. ...............:,.................. 104

Сдвиги и колебания внимания ......................... 115

Отвлечение внимания ............................... 126

Выполнение двух действий одновременно ................. 131

Раздел второй. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ВНИМАНИЯ. ТЕОРИИ И МОДЕЛИ

Вундт В.

СОЗНАНИЕ И ВНИМАНИЕ .................................. 137

Вундт В.

ЛЕКЦИИ О ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ ................... 155

Шестнадцатая лекция ............................... 155

Понятие сознания. Состояние представлений в сознании.Перцепция и апперцепция.

Ясность и отчетливость представлений. Явления, сопровождающие апперцепцию.

Внимание. Самосознание. Семнадцатая лекция ................................

170

Развитие внимания. Пассивная и активная апперцепция. Внимание и воля. Колебания

внимания. Объем сознания. Образование п расчленение рядов тактов.

Титчепер Э. Б.

ВНИМАНИЕ ............................................. 182

Переживание процессов внимания ...................... 182

Развитие внимания ................................. 184

Два уровня сознания ................................ 192

Кинестетические и аффективные факторы в переживании процессов внимания

....................................... 195

Экспериментальные исследования внимания ............... 198

Объем внимания................................... 200

Длительность внимания.............................. 203

Степень внимания.................................. 206

Аккомодация и инерция внимания ...................... 208

Физиологические условия, определяющие внимание .......... 211

Джемс У.

ПОТОК СОЗНАНИЯ ....................................... 213

Джемс У.

ВНИМАНИЕ ............................................. 235

Джемс У.

ВОЛЯ .................................................. 255

Рибо Т.

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ ................................. 297

Введение ........................................ 297

Внимание непроизвольное ............................ 301

Внимание произвольное ............................. 316

Болезненные состояния внимания ........................ 344

Заключение ................................ '.,. а. . . 365

Ланге Н. Н.

ТЕОРИЯ ВОЛЕВОГО ВНИМАНИЯ ............................ 373

Исторический очерк теорий внимания .................... 373

Биологическое определение и разновидности внимания ......... 381

Первичный эффект волевого внимания ................... 394

Колебания внимания ................................ 400

Роль движения в процессе волевого внимания .............. 409

О действии гашиша ................................ 420

Рубин Э.

НЕСУЩЕСТВОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ........................... 430

Коффка К.

О ВНИМАНИИ ........................................... 432

Кёлер В" Адаме П.

ВОСПРИЯТИЕ И ВНИМАНИЕ ................................ 436

Расчленение и внимание ............................. 436

Насыщение и внимание .............................. 444

Мерло-Понти М.

"ВНИМАНИЕ* И "СУЖДЕНИЕ" .............................. 454

Рево д' Аллон Г.

ВНИМАНИЕ: СХЕМЫ . . .

Классификация схем

Выготский Л. С.

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ФОРМ ВНИМАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ .... 467

Узнадзе Д. Н.

УСТАНОВКА У ЧЕЛОВЕКА ................................. 507

Добрынин Н. Ф.

О ТЕОРИИ И ВОСПИТАНИИ ВНИМАНИЯ ...................... 518

Упразднение внимания ............................. 518

Многозначность понятия внимания ...................... 521

Характер активности внимания ........................ 527

Определение и форма проявления внимания ............... 532

Гальперин П. Я.

К ПРОБЛЕМЕ ВНИМАНИЯ........

Гиппенрейтер Ю. Б. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВНИМАНИЕ ....

Романов В. Я., Дормашев Ю. Б.

ПОСТАНОВКА И РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ С ПОЗИЦИЙ

ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ................................... 559

Черри К.

ЗАГАДКА ЗАСТОЛЬНОЙ БЕСЕДЫ ............................ 573

•••••••••--....................... 460

внимания ..................... 462

534

543

Бродбентп Д.

ВНИМАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ ........................... 577

Солсо Р. Л.

ВНИМАНИЕ ............................................. 590

Сознание .........................•-.••••••,•••••• 594

Пропускная способность и избирательность внимания......... 599

Модели избирательного внимания ...................... 604

Возбуждение и внимание в контексте деятельности .......... 620

Управление и внимание. ............................. 624

Краткое содержание ................................ 627

Найссер У.

СЕЛЕКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ: МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО

ВНИМАНИЯ............................................. 629

Найссер У.

ТЕОРИИ ВОСПРИЯТИЯ .................................... 640

/Перцептивный цикл ................................ 640

/ Гаптическое восприятие .............................. 643

/ Слушание ........................................ 646

Объединение информации разных модальностей ............ 648

Найссер У.

/ ВНИМАНИЕ И ПРОБЛЕМА ЕМКОСТИ ......................... 650

Избирательное слушание и теории внимания ............... 652

Избирательное смотрение.......................-••••• 654

Двойное внимание как приобретенный навык. .............. 657

Автоматическая переработка информации ................. 662

Пределы емкости ..................-......•..•••••• 665

Сознание.............-.......-.--......-.---•--- 670

Раздел третий. ВНИМАНИЕ В ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Кони А. Ф.

ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ.................................... 672

Станиславский К. С.

СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ ................................ 717

Чехов М. А.

ВООБРАЖЕНИЕ И ВНИМАНИЕ .............................. 752

Найдиффер Р.

ВНИМАНИЕ В СПОРТЕ..................................... 761

Цзен Я. В., Пахомов Ю. В.

ВНИМАНИЕ И САМОКОНТРОЛЬ ............................. 801

Атватер И.

Я ВАС СЛУШАЮ ......................................... 825

Неумение слушать ......................-..•••••••• #25

От слышать к слушать .............................. 833

Научиться слушать лучше может каждый! ................. 844

Предисловие

Настоящая книга продолжает серию новых хрестоматий по общей психологии, в основу

которых положена углубленная и обновленная программа преподавания

фундаментального курса общей психологии на психологическом факультете

Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова1. Она посвящена

одному из самых сложных и интересных разделов науки -психологии внимания.

Внимание в своих субъективных и объективных проявлениях ярко демонстрирует

системность психической деятельности человека. Любая форма такой деятельности-

будь то активное восприятие, углубленное размышление, сосредоточение на образах

памяти или на качественном выполнении сложных двигательных координации -

предполагает, требует, а то и является прямым выражением работы внимания. Более

того, внимание всегда связывалось с такими фундаментальными понятиями

психологии, как сознание и воля. Отсюда понятно, что судьба проблемы внимания и

история его обсуждения были неразрывно связаны с историей психологии, ее

поворотами, зигзагами и кризисами. Было даже время, когда понятие внимания

устранялось из научной психологии, объявлялось фикцией и источником

псевдопроблем.

Вместе с тем прикладные аспекты внимания продолжали занимать умы, беспокоить

представителей разных профессий: педагогов, актеров, юристов, врачей, операторов

технических систем, космонавтов и др. Благодаря этому шло непрерывное обогащение

фактологической базы психологии внимания, стимулирование экспериментальных

исследований внимания. Конечно, параллельно происходило создание новых теорий,

объяснительных схем и моделей этого "загадочного" процесса.

Отвлекаясь от исторических деталей, отметим три крупных массива работ,

посвященных обсуждению проблем внимания: это--классическая психология сознания;

психология деятельности; наконец, когнитивная психология. В настоящей

хрестоматии мы попытались собрать работы наиболее известных представителей

каждого из обозначенных направлений. Кроме того, мы сочли интересным и важным

поместить некоторые тексты прикладного характера, в которых даются жизненные

описания функционирования внимания в отдельных видах человеческой деятельности.

От предыдущего аналогичного издания (см.: "Хрестоматия по вниманию" под ред. А.

Н. Леонтьева, А. А. Пузырея и В. Я. Романова, МГУ, 3976 г.) настоящее пособие

отличается иной структурой, значительно большей полнотой и разнообразием текстов

из золотого фонда классиков психологии, наконец, новизной материала -включением

в пес исследований и теорий, появившихся за последнюю четверть века.

Психология памяти под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романопа В. Я. М., 1998, ^000;

Психология ощущении и восприятия пол ред. Гнппенрейтср Ю. Б., Любимова В. В.,

Михалевскон М. Б. М., 1999; Психология индивидуальных.различи/! под ред.

ГштепреГггер Ю. Б., Романова В. Я. М., 2000.

Хрестоматия состоит из трех частей.

Первая часть посвящена феноменологии внимания, его видам и свойствам. Статьи

этого раздела содержат базисные сведения о внимании, они предназначены для

первоначального ознакомления с этим разделом психологии. Поэтому сюда включены

прежде всего главы из учебников (С. В. Кравков, С. Л. Рубинштейн, Р. Вудвортс) и

статья Я. Я. Ланге о внимании, специально написанная для энциклопедии. Ярким

дополнением к этим базисным текстам являются работы С. Л. Франка, А. Ф. Ла-

зурского и Л. С. Выготского, в которых внимание связывается соответственно с

процессами душевной жизни, личностными особенностями человека, наконец,

педагогическими задачами.

Вторая, наиболее объемная, часть хрестоматии посвящена теоретическим проблемам и

экспериментальным исследованиям внимания. Она открывается текстами классиков

психологии сознания конца XIX- начала XX века (В. Вундт, Э. Б, Тшпченер, У.

Джемс, Т, Рибо, Н.Н. Ланге). Работы В. Вундта определили общую стратегию

исследований внимания в конце девятнадцатого и первых двух десятилетиях

двадцатого века. Э, Б. Тшпченер, являясь наиболее последовательным сторонником

вундтовской психологии, обсуждает внимание в связи с проблемой уров-[ ней

сознания, а также намечает генетические отношения между отдельны-! ми формами

внимания. У. Джемс, проводя функциональную точку зрения] на сознание, выделяет

специфические задачи, решаемые произвольным вниманием. Идея селективности

внимания, высказанная Джемсом, стала од-ной из отправных точек для многих

современных исследователей, в своих работах прибегающих к теоретико-

информационным представлениям. При-способительный характер! внимания,

его моторные механизмы* подчеркиваются в учении Т. Рибо. Здесь лее

впервые высказывается важ-< ная мысль о социальной природе высших форм внимания,

а также дается! классификация нарушений внимания. Работа Я. Я. Ланге знаменует

ре-1 шительный поворот в трактовке внимания, открывая, по сути, целую эпоху в

истории этой проблемы в психологии. Сразу же после своего появления работа Ланге

привлекла пристальное внимание самых крупных психологов того времени. Она

отличается поразительной меткостью оценок и характеристик основных направлений

психологии внимания, оригинальностью и глубиной идей, остротой постановки

проблем. Взгляды представи-' тслей гештальтпсихологии на проблему внимания,

которые формировались] в оппозиции к интроспективной психологии, даны в текстах

Э. Рубина щ К. Коффки. Работа В. Кслера и П. Адамса представляет собой

интерес-^ ную попытку экспериментального исследования внимания в рамках геш[

тальтпсихологии. Небольшой отрывок из работы французского исследч вателя

феноменологического направления М. Мерло-Понти в проблем внимания во многом

примыкает к гештальтпсихологии. В работе фра! цузского психолога Г. Рево

д'Аллона делается попытка указать на ос<| бую роль схем в организации внимания,

что вплотную подводит к нию о роли знака в организации внимания, т. е. к

одной из централ! ных идей Л. С. Выготского (см. его статью). В работе Д. Н.

Узнадзе пре|

ставлена оригинальная концепция внимания, сформулированная в рамках теории

установки. Целая серия следующих работ (Я. Ф. Добрынин, П. Я. Гальперин, Ю. Б.

Гиппенрептер, В. Я. Романов и Ю. Б. Дорма-шев) представляет собой различные

попытки объяснить внимание с позиции деятельностного подхода и, в частности, с

позиции психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева. Начиная со статьи

К. Черри, в хрестоматии публикуются наиболее известные работы представителей

когнитивной психологии, содержащие экспериментальные исследования и

теоретические модели внимания (К. Черри, Д. Бродбент, Р. Солсо, У Найссер).

Наконец, третья часть содержит примеры описаний участия внимания в жизни и

деятельности человека. Известный адвокат А. Ф. Кони извлекает из своего

многолетнего профессионального опыта исключительно ценные и редкие наблюдения о

зависимости точности показаний свидетелей от особенностей их внимания. Раскрытию

динамики внимания и описанию методов его тренировки у актеров посвящены отрывки

из книг К. С. Станиславского и М. А. Чехова. Сходные проблемы, но уже на

материале спортивной деятельности обсуждаются в текстах Р.Найдиффера, Н.В. Цзена

и Ю. В. Пахомова. Наконец, в отрывках из книги И. Атва-тера подробно рассмотрены

различные аспекты внимания и внимательности к собеседнику в процессе общения.

Для более полного ознакомления с современными исследованиями внимания в

зарубежной психологии, преимущественно когнитивного направления, мы отсылаем

читателя к книге Ю. Б. Дормашсва и В. Я. Романова "Психология внимания" (М.,

МПСИ, Тривола, 1999). Для специально интересующихся мы можем также

порекомендовать книгу Р. Наатанена "Внимание и функции мозга* (М., МГУ, 1998),

где дана достаточно полная информация относительно физиологических коррелятов

внимания.

31 декабря 2000 г. Ю. Б. Гиппенрептер и В.Я. Романов.

8

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ВИДЫ И СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

С. Л. Франк

СТИХИЯ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ1

Представим себе нашу душевную жизнь в состоянии полудремоты. Вообразим себе, что

после утомительных и беспокойных занятий дня мы в сумерках прилегли на диван и,

ни о чем не думая и не заботясь, не руководя целесообразно ходом нашего

сознания, безвольно отдались той неведомой и близко знакомой нам, всегда

присутствующей в нас стихии, которую мы зовем нашей душевной жизнью. Тогда, на

фоне общего душевного состояния, неопределимым и неразличным образом

слагающегося из ощущений нашего тела с ощущений дыхания, кровообращения,

пищеварения, положения нашего тела и его прикосновения к дивану, чувства

усталости и пр., - в нас начинается особая жизнь; мы теряем различие между нашим

"я" и внешним миром; для нас нет ни того, ни другого, нет и сознания

определенного пространства и времени, в которых мы обычно размещаем и нашу

жизнь, и предметы внешнего мира. Нет различия между "существующим" и

"воображаемым", "настоящим" и "прошедшим и будущим". Все течет, возникает и

исчезает, потому что мы не сознаем никакого постоянства и ни на чем не можем

остановиться, и вместе с тем ничего не совершается, потому что мы не замечаем ни

возникновения, ни уничтожения. Неуловимое в своей прихотливости и изменчивости

многообразие душевных движений, образов, настроений, мыслей без остановки

протекает в нас, как капли воды в текущей реке, и вместе с тем слито в одно

неразрывное, непреходящее бесформенное целое. Такое приблизительно душевное

состояние описано в прекрасных стихах Тютчева:

Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул, Жизнь, движенье разрешились В

сумрак зыбкий, в дальний гул.

1 Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб. "Наука" 1995, стр. 455

462.

Мотылька полет незримый Слышен в воздухе ночном. Час тоски невыразимой! Все во

мне, и я во всем.

Или вообразим себя в состоянии, в известном смысле совершенно противоположном

описанному, но имеющем с ним, несмотря на всю противоположность, некоторое общее

сходство. Представим себя в состоянии сильнейшего возбуждения - все равно, в чем

бы оно ни заключалось - в восторге ли любви, или в припадке яростного гнева, в

светлом ли молитвенном экстазе, или в кошмаре непобедимого, безысходного

отчаяния. Это состояние возбуждения во всех его многообразных формах имеет то

общее с описанным выше состоянием дремотного расслабления, что и в нем мы теряем

некоторые типичные черты нашего обычного "нормального" сознания: представление о

пространстве и времени, о внешнем мире, нашем "я" и различии между ними. Но если

в первом случае эти представления как бы затоплены мирным разлитием тихих вод

нашей душевной жизни, то тут они исчезли в бурном водовороте яростного,

неудержимо несущегося потока. Результат в известном смысле все же один и тот же:

все твердое, прочное, что обычно стесняет нашу душевную жизнь и противостоит ей,

как бы ограничивает и окаймляет ее, как высокие берега - воды реки, залито здесь

сплошной текучей стихией самой душевной жизни.

Теперь, быть может, ясно, почему для определения области душевной жизни мы

избрали такие редкие "ненормальные" состояния сознания: в этих ненормальных

состояниях, когда душевная жизнь выходит из своих обычных берегов и заливает все

поле нашего сознания, она яснее предстоит нам в своей собственной сущности, чем

там, где она трудно определимым образом ограничена со всех сторон чем-то иным,

чем она сама, и протекает на почве этого иного. Раз уловив в этом необычном,

гипертрофированном состоянии внутреннее содержание этой своеобразной стихии, мы

потом уже легко замечаем ее присутствие и там, где она стеснена и отодвинута на

задний план иными, более оформленными и знакомыми нам элементами бытия. Ибо

нетрудно подметить, что и там, где мы совсем не погружены в нашу душевную жизнь,

а заняты гораздо более разумными и трезвыми вещами, она продолжает

присутствовать. Мы грезим постоянно и наяву, и не только когда мы покорно и

безвольно отдаемся грезам, но и когда гоним их от себя или совсем не замечаем; и

точно так же бурные, волнующиеся силы нашей душевной жизни часто грозно плещутся

у своих берегов и тогда, когда их ропот еще

10

11

не перешел в открытый мятеж или когда этот мятеж, едва начавшись, подавляется

нами. Пусть наше внимание всецело и упорно сосредоточено на каком-либо предмете

- будет ли то что-либо конкретно предстоящее нашему взору или теоретический

вопрос, который мы хотим разрешить, или практическое дело, выполнение которого

мы обдумываем. Но как бы ни было напряжено наше внимание, оно не может быть

постоянным: оно ритмически усиливается и ослабляется и имеет также от времени до

времени более или менее длительные перерывы. Эти ослабления и перерывы суть

моменты, когда нас заливают волны знакомой нам душевной жизни, когда вместо

определенного предметного мира на сцену опять выступает хаос колеблющихся,

неоформленных, сменяющихся образов и настроений; но и вне этих промежутков этот

хаос, стесненный и задержанный в своем развитии, беспрерывно продолжает напирать

на наше сознание и есть неизменный молчаливый его спутник. На переднем плане

сознания, и притом'-в центре этого плана, стоит предмет нашего внимания, но

периферия переднего плана и весь задний план заняты игрой душевной жизни.

Так, уже в составе нашего зрительного ноля только центральная часть есть явно

различенные предметы', вся периферия принадлежит области неопознанного, где

образы, которые должны были бы быть образами предметов, пребывают в зачаточном

состоянии и, сливаясь с бесформенным целым душевной жизни, ведут в нем свою

фантастическую жизнь. Эти образы, как и действительно опознанные нами предметы,

окружены, далее, роем воспоминаний, грез, настроений и чувств; и сознательному

движению наших восприятий и мыслей приходится постоянно пробивать себе дорогу

через этот облепляющий его рой, который все время старается задержать его или

сбить с пути. То, что мы называем рассеянностью, и есть эта подчиненность

сознания стихии душевной жизни.. Рассеян не только вертопрах, внимание которого

ни на чем не может остановиться и с одного предмета тотчас же перескакивает на

другой, так что светлые точки предметного знания в нем еле просвечивают сквозь

туман бесформенной фантастики; рассеян и мыслитель или озабоченный чем-нибудь

человек, который слишком сосредоточен на одном, чтоб отдавать себе отчет в

другом. Но и тот, кого мы противопоставляем "рассеянным людям", - человек,

быстро ориентирующийся во всех положениях, осмысленно реагирующий на все

впечатления, -совсем не живет в состоянии полной и всеобъемлющей чуткости; его

внимание лишь настолько гибко, что, как зоркий страж, умеет вовремя усмирить или

разогнать капризную стихию "рассеянности" там, где ему это нужно.

Но и это изображение власти душевной стихии над разумным сознанием еще не полно.

Мы противопоставили безвольную игру переживаний содержаниям, на которые

направлено внимание. Однако сама эта сила внимания, открывающая нам предметный

мир и тем ограничивающая сферу душевной жизни, принадлежит к этой же жизни. Сама

устремленность на вещи - в восприятии или в мыс-пи в хотении или в чувстве -

переживается в большинстве случаев нами не как отчетливо воспринятая, в себе

самой сущая, внешняя душевной жизни инстанция, а как неоформленная, слитая со

всем остальным, хотя и противоборствующая ему, составная часть нашей душевной

жизни. Так называемое непроизвольное внимание, когда само внимание есть продукт

и выражение стихийных сил нашего существа, есть, конечно, преобладающая форма

внимания не только у ребенка, но и у взрослого. Внимание здесь обусловлено

"интересом", а интерес есть лишь непроизвольная реакция сил нашей душевной жизни

на впечатления среды. Таким образом, поскольку внимание, направляющее наше

сознание на предметный мир, есть сила, сдерживающая стихию душевной жизни, эта

стихия, по крайней мере в обычных, преобладающих условиях, сдерживается и

укрощается силой, принадлежащей ей же самой.

Интерес, управляющий нашим вниманием, есть лишь один из видов тех душевных

переживаний, из которых состоит наша волевая жизнь. Но часто ли мы отдаем себе

отчет в этих переживаниях? В огромном большинстве случаев они возникают в нас -

как бы это парадоксально ни звучало для лиц, неискушенных в тонких

психологических различениях, - помимо нашей воли; в лице их нами движут волны

темной, непослушной нам стихии нашей душевной жизни. Вспомним прежде всего

множество печальных случаев, когда, по слову древнего поэта, мы знали и одобряли

лучшее, но следовали худшему. Вспомним еще большее число случаев, когда мы

делаем что-нибудь, вообще не размышляя, просто потому, что "так хочется", т. е.

потому, что так двигалась неподвластная нам душевная стихия. В определенное

время нам "хочется" поесть, покурить, поболтать, вздремнуть - и в этих слепых,

необъяснимых "хочется", осуществляемых, поскольку им не препятствуют внешние

условия, проходит добрая половина нашей жизни, а у ребенка или капризной

женщины, пожалуй, и вся жизнь. Наряду с этими невинными, обыденными "хочется",

не выводящими нас из рамок размеренной, обывательской жизни, каждый из нас знает

по крайней мере отдельные случаи своей жизни, когда стихия душевной жизни

обнаруживает совсем иную силу и значительность и начинает действовать в нас как

грозная и непреоборимая сила. Что такое страсть, как не проявление этой могуще-

12

13

ственной душевной стихии в нас? Мирный, рассудительный человек, казалось,

навсегда определивший пути и формы своей жизни, неуклонно и спокойно идущий к

сознательно избранной цели, неожиданно для самого себя оказывается способным на

преступление, на безумство, опрокидывающее всю его жизнь, на открытое или

скрытое самоубийство. Но точно так же мелкое, эгоистическое, рассудочно-

корыстное существо под влиянием внезапной страсти, вроде истинной любви или

патриотического чувства, неожиданно оказывается способным на геройские подвиги

бескорыстия и самоотвержения. И не на наших ли глазах произошло под влиянием

исключительных условий, всколыхнувших национальные страсти, неожиданное, никем

не предвиденное превращение миллионов мирных "культурных" обывателей Европы и в

дикарей, и в героев? Под тонким слоем затвердевших форм рассудочной "культурной"

жизни тлеет часто незаметный, но неустанно действующий жар великих страстей -

темных и светлых, который и в жизни личности, и в-жизни целых народов при

благоприятных условиях ежемгновенно может перейти во всеполсирающее пламя. И

общеизвестный жизненный опыт говорит, что для того, чтобы человек вообще мог

вести спокойную, разумную жизнь, обыкновенно полезно, чтоб в молодости - в

период расцвета силы - он "перебесился", т. е. чтобы в надлежащее время были



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бакалаврская программа кафедра: Социальной и дифференциальной психологии Направление : Психология Дисциплина: Общая психология («Внимание и память») Статус дисциплины

    Программа
    Цель курса: знакомство с основными понятиями, основными проблемами и направлениями фундаментальных исследований в психологии внимания и памяти. Задача курса - приобретение студентами базовых знаний по психологии: усвоение основных
  2. Программа государственного экзамена часть I. общая психология

    Программа
    Общая характеристика психологии как науки. Предмет психологии. Описательная характеристика психических явлений, доступных психологическому изучению. Сравнительный анализ и основные отличия житейской и научной психологии.
  3. Московский городской психолого-педагогический университет факультет Психологии образования Кафедра возрастной психологии (2)

    Анализ
    Анализ значимости различий между данными разных лет на основании использования непараметрического критерия Краскела-Уоллеса, позволит нам проверить наличие статистически значимых различий в показателях воспроизведения между всеми тремя
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет федерального (6)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  5. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01

    Программа
    Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19.00.01- Общая психология, психология личности, история психологии состоит из трех разделов, которые включают в себя темы по истории психологии, общей психологии и психологии личности.

Другие похожие документы..