Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
С начала XVIII века западноевропейский театр вступает в новую эпоху, называемую в историческ'ой науке эпохой Просве­щения. Основным содержанием этой ...полностью>>
'Урок'
1. познакомить учащихся с опознавательными признаками однородных членов предложения, постановкой знаков препинания и правильным чтением предложений с ...полностью>>
'Документ'
Навчальний посібник є одним з перших видань, що підготовле- но для вітчизняною читача і присвячено розгляду та аналізу міжнародного інвестиційного ри...полностью>>
'Доклад'
Среди разнообразных факторов формирования социально-экономический проблем мы выделяем два, с нашей точки зрения, наиболее важных и объективных. Первы...полностью>>

Тема: Красная книга. Твоя Красная книга. Невидимые нити. Цели

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: Красная книга. Твоя Красная книга. Невидимые нити.
Цели:

  • Познакомить детей с Красной книгой Российской Федерации, некоторыми растениями и животными, внесенными в нее.

  • Раскрыть основные причины сокращения численности видов растений и животных, рассказать о мерах, необходимых для их охраны.

  • Систематизировать и расширить представления учащихся об экологических связях (между живой и неживой природой, внутри живой природы, между живой природой и человеком).

  • Развивать речь, внимание и память детей.

  • Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.

Ход урока

  1. Организация класса

  2. Проверка домашнего задания

  3. Изучение нового материала

    1. Цель

    2. Знакомство с новым материалом

Мы знаем достаточно много о планетах солнечной системы, чтобы сравнить Землю с замороженным Марсом, мертвой Луной и кипящей Венерой. Что же делает Родину — Землю такой исключительной, такой прекрасной среди планет Солнечной системы?

Конечно, жизнь, растительность и животный мир — основа существования самого человека.


“ Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых -
Просто диву даешься.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем.
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим.
А гордимся природой
И отечество любим.”

Человек неразумно использовал богатства природы, ее сокровища. Человек повинен в том, что исчезли многие виды растений и животных.


Дровосек реликтовый

Идея о необходимости создания Красной книги возникла в конце 50-х годов. Она зародилась среди ведущих ученых разных стран, объединенных в Международный союз охраны природы и природных ресурсов.

Вначале ее представляли как книгу учета видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения. Ученые считали крайне важным привлечь внимание международного сообщества и руководителей отдельных государств к бедственному состоянию природы.

Международная Красная книга, впервые изданная в 1996 году, включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и примерно 25 тысяч видов растений.

Взяв за основу это издание, многие государства начали создавать свои национальные Красные книги.

Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году и называлась она Красная книга СССР. Спустя 6 лет появилось второе издание, более полное. Был значительно расширен круг животных, нуждающихся в охране.

В третьем издании Красной книги выделено 5 категорий охраняемых видов:

      1. — вид нельзя спасти без специальных мер;

      2. — численность еще высока, но катастрофически сокращается;

      3. — исчезновение еще не грозит, но вид встречается на ограниченной территории;

      4. — вид требует дополнительного изучения;

      5. — виды, спасенные от вымирания.

Основная цель Красной книги — выявление и учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть и для сохранения которых нужны специальные меры защиты. В Красной книге систематизированы материалы по характеристике состояния указанного вида. Описаны распространение, численность, факторы, определяющие условия выживания. Специально выделены конкретные меры, необходимые для спасения вида.

Вслед за изданием национальных Красных книг во многих крупных государствах были изданы региональные, описывающие состояние популяций того или иного вида в различных регионах страны.

Кроме Красной книги существует и Черная книга. В ней описываются те животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виновен человек.

      • Какую книгу называют Красной?

      • Какие растения записаны в Красную книгу России?

      • Какие животные записаны в Красную книгу России?

    1. Знакомство с Красной книгой Ленинградской области.

    2. Раскрытие связи между растениями и животными.

    3. Просмотр видеофильма о жизни растений и животных.

    4. Беды леса.

    5. Итог.

  1. Закрепление материала.

  2. Работа в тетради.

  3. Самостоятельная работа.

  4. Выставление оценок. Домашнее задание.

  5. Подведение итогов.

Урок природоведения во 2 классе

Алексеева Е.Г.


Тема: Что такое экология?
Цели:

  • Дать детям представление об экологии как науке.

  • Познакомить учеников со связями между живой и неживой природой, между растениями и животными, между человеком и природой.

  • Развивать логическое мышление, речь, память.

  • Воспитывать в детях любовь к природе.

  • Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.


Оборудование: Записи на доске, карточки со схемами.

Ход урока

  1. Организация класса.

  2. Изучение нового материала.

    1. Сообщение цели урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием “экология”, раскроем связи между живой и неживой природой, между растениями и животными, между человеком и природой.

    1. Знакомство с понятием “экология”

Воздух, вода и вся другая неживая природа, в которой обитают сообщества растений и животных, называется окружающей средой. В лесу своя окружающая среда, в пустыне — своя, в озере и море — тоже своя. Растения и животные на протяжении тысячелетий привыкли жить именно в своей окружающей среде. Это их дом. У зайца свой дом — лиственный или смешанный лес, у обезьяны — тропический лес, у белого медведя — тундра или полярная пустыня, а у льва и жирафа — саванна. Привыкли они к врагам и соседям: зайцы к волкам, антилопы ко львам и гепардам.

Сообщества растений и животных вместе с окружающей их средой называют экологической системой. Экологические системы везде свои - в лесу своя, в озере своя, в океане тоже своя. А наука, которая изучает, как сообщества растений и животных взаимодействуют между собой и окружающей средой, называется экологией (хором)

Экология — наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.

Кто готов повторить определение экологии?(Учитель спрашивает 3-х учеников).

Само же слово “экология” образовалось из двух греческих слов: “экос”, что значит “дом”, и “логос”, что значит “наука”. Экология — наука о природном доме.

Экология — сложная наука. Она использует знания из многих других наук: географии, геологии, климатологии и, конечно, биологии.

Что же изучает экология?

    1. Чтение статьи “История с комарами и кошками”

Откройте учебники на стр.146. ...прочитайте статью “История с комарами и кошками”. (Ученица выразительно читает статью.)

Как можно назвать катастрофу, которая произошла на острове Калимантан? (экологич.)

Какими были последствия химической борьбы с малярийными комарами? (с помощью ядохимикатов ДДТ уничтожали малярийных комаров. Однако яд, передаваясь по пищевой цепочке “тараканы — ящерицы — кошки”, вызвал гибель кошек, что привело к появлению множества крыс. Для восстановления равновесия пришлось завозить на остров кошек).

    1. Раскрытие связи между живой и неживой природой

Откройте учебник на стр. 150. Что вы увидите на 3-х рисунках стр 150? (Поле подсолнухов и солнце.) Что относится к неживой природе?

Какую связь между живой и неживой природой изобразил художник?

Рассмотрим вторую картинку. Какие деревья на ней изображены? Какую связь между живой и неживой природой вы заметили? (семена деревьев распространяются при помощи ветра).

А теперь приведите другие примеры, доказывающие, что неживая и живая природа неразрывно связаны между собой. (5 чел.)

Итак, как же между собой связаны живая и неживая природа?

    1. Раскрытие связи между растениями и животными

Как вы думаете, как связаны между собой растения и животные?

В живой природе все устроено удивительно разумно и правильно. Проживающие вместе сообщества растений и животных образуют экологические цепочки. И в каждом месте на Земле, в каждой экологической системе экологические цепочки свои. Посмотрим, как они устроены.

Все внимание на доску! Посмотрим, как выглядит экологическая цепочка нашего леса. Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зеленых листочков — травоядные животные.

Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники — волки, лисы и рыси. Кстати, летом лиса в течение дня большую часть времени тратит на строительство норы, изучение окрестности и воспитание лисят. И только четыре часа — на добывание пищи. Но и этих четырех часов оказывается достаточно. Чуть замешкался заяц — и пиши пропало! Но ведь и волк, и лиса, и рысь тоже не бессмертны. Проживут свое и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.

Поэтому бактерии играют в жизни великую роль, перерабатывая органические вещества в минеральные. Не даром же выдающийся французский ученый Луи Пастер назвал бактерии “великими могильщиками природы”. А уж растения опять займутся переработкой минеральных веществ, превращая их в свои клетки. Вот это и есть экологическая цепочка или экологическая система, в которой каждое растение или животное как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить. Именно поэтому многие дикие животные чувствуют себя так неуютно в зоопарке — им не хватает их окружения и они чувствуют себя оторванными от своих экологических систем.

И вот что удивительно. Стоит только кого-нибудь убрать из этой цепочки, как вся экологическая система начинает разрушаться. Что бы произошло, если бы вдруг в лесу не осталось хищников? (Тогда бы травоядным было раздолье.) Но рано радоваться. Когда у зайцев и лосей не останется врагов, они съедят всю траву, все деревья и все кустарники в лесу — и лес погибнет! Кроме того, волки выполняют санитарную функцию, потому что питаются, в основном, больными и слабыми животными — ведь их легче поймать! И если бы не волки — больные зайцы и лоси заражали бы здоровых и, тем самым, способствовали распространению опасных болезней.

Кто еще в лесу играет роль санитаров?

Раньше, когда люди не знали об экологических цепочках и системах, они делили всех животных на полезных и вредных. Волки и хищные птицы, мол, вредные, а травоядные животные и птицы полезные. А оказывается, все полезны, и каждый вносит свой вклад в сохранение экологической системы.

Открой учебник на стр.152. Как связаны между собой растения и животные, составьте экологические цепочки.

Какая же связь существует между растениями и животными?

Физкультминутка

    1. Раскрытие связи между природой и человеком

Как человек влияет на природу?

Как природа влияет на человека?

Три ученика выступают с докладами

1 ученик:“Первые древние люди появились на Земле в результате эволюции 60 млн. лет назад, и до этого природа жила сама по себе. А разве 60 млн. лет большой срок? Если принять возраст Земли за 24 часа, то история человека составит всего 9 секунд! Конечно, древние люди охотились на животных, собирали травы, плоды и ягоды. Но в то время людей было совсем мало, вооружены они были плохо, да и никакой промышленности и сельского хозяйства тогда не было. Поэтому в древности люди не причиняли природе большого вреда.

Но время шло. Человечество развивалось, придумывало все новые и новые орудия и приспособления для того, чтобы использовать природу в своих целях. Постепенно появились современная промышленность и сельское хозяйство. Да и жителей планеты становилось все больше. Ведь сейчас, как вы уже знаете, нас почти 6 миллиардов! Поэтому влияние человечества на природу сейчас многократно возросло и зачастую приносит живой природе непоправимый вред. Человек стал слишком много брать от природы и слишком много выбрасывать в нее своих отходов”.

2 ученик: “Людям нужны энергия и тепло, и они сжигают колоссальные количества природного топлива — нефти и газа. А в атмосферу выбрасываются несметные облака вредных и ядовитых газов. Промышленность развивается, и миллионы тонн неочищенных вредных отходов выливаются в океаны, моря, реки и озера. После этого уже не искупаешься, да и чистой воды не попьешь. Сейчас только каждый третий житель Земли пьет чистую воду. А каково несчастным водорослям и рыбам?

Людям нужен лес, ведь из него делают бумагу и мебель, и человек нещадно вырубает леса. А несчастные лесные жители лишаются своего привычного дома и погибают”.

3 ученик: “Одним словом, человек нарушает природные круговороты, рвет экологические цепочки и рушит экологические системы. С тех пор, как человек начал свое наступление на природу, многие сотни и тысячи видов растений и животных исчезли с лица Земли. Уже к 1900 году на Земле совершенно исчезли 65 видов млекопитающих животных и 140 видов птиц. А в наши дни около 600 видов позвоночных животных находятся на грани полного истребления. Это — киты, морские черепахи, носороги, журавли и многие другие. В угрожающем положении находится сейчас каждый десятый вид высших растений. Ученые-экологи считают, что каждый день на планете бесследно исчезают несколько десятков видов растений и животных”.

Следы наступления человека заметны уже по всей Земле.” (комментарии, оценка)

Как же человек влияет на природу?

Какие связи между человеком и природой вы увидели?

    1. Просмотр кинофильма “Болота 2000 года” (отрывок продолжительностью 10 мин.)

Какие связи вы увидели между живой и неживой природой?

Какие связи увидели между растениями и животными?

Как человек влияет на природу?

Что вас особенно поразило, удивило в фильме?

    1. Итог

  1. Закрепление

  2. Выставление оценок. Домашнее задание

Домашнее задание — стр.146-152, пересказ; составить 3 цепи питания.

  1. Итог урока

Что такое экология?

Какие связи мы рассматривали на уроке?

Урок окончен!

Уроки природоведения в 3 классе

Алексеева Е.Г.


Тема: Луг— природное сообщество. Разнообразие обитателей луга.
Луг и человек


Цели:

  • Сформировать у детей представление о природном сообществе— луг: растениях и животных луга, их взаимосвязи.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

  • Развивать мышление, память, речь детей.


Оборудование: Индивидуальные карточки, картинки с изображением луга, гербарии растений луга, рисунки с изображением растений и животных луга, учебник А. Плешакова “Природоведение”, 4 кл.

Ход урока

  1. Организация класса

  2. Проверка домашнего задания

    • Урок начнем с проверки домашнего задания.

    • С какой темой вы познакомились на прошлом уроке природоведения? “Луг— природное сообщество”.

    • По карточкам будут работать 4 человека.

Образец карточек:

Карточка N 1:
Запиши, что дает нам лес

лес -- (ответ: 1. лекарственные растения, грибы, ягоды; 2. кислород; 3. фильтр (защита от пыли;4. строительство; 5. отдых; 6. круговорот воды;7. защита от выдувания).

Карточка N 2:
Напиши памятку “Как собирать грибы”.

ответ:

      1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

      2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

      3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые.

      4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

      5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу.

Остальные работают со мной, отвечают на вопросы.

    • Какие ярусы в лесу?

    • Почему растения нижних ярусов могут жить в тени деревьев?

    • Как разные животные леса поделили между собой лесные этажи?

    • Какую роль в жизни леса играют грибы?

    • Что такое лесная подстилка?

    • Какое значение для леса имеет лесная подстилка?

    • Почему лес называют природным сообществом?

Молодцы! Я, вижу, что к уроку вы готовились тщательно, подготовили подробные ответы на вопросы.

Оценка за ответы.

Карточки сдать, оценки я скажу в конце урока.

  1. Изучение нового материала

    1. Введение в тему.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, какая же тема нашего урока?


“Нынче удались цветы повсюду,
Вволю им дано покрасоваться
Я смотрю на землю, как на чудо,
Просто не могу налюбоваться.
Вот раскрылся лютик милый, милый,
А на холм, где расцвела ромашка,
Где калина руки заломила,
Вышел клевер в розовой рубашке!”

О чем это стихотворение?
Ребята, а что такое луг в вашем представлении?
Итак, тема нашего урока “Луг — природное сообщество”.

    1. Особенности природного сообщества— луг.

Луг — это участок, покрытый травянистой растительностью.

Вот посмотрите на картинку, на ней изображен луг.

Чем отличается луг от леса?

В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют — лужайками, большие— лугами.

Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются — заливные.

Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчелы, гудят шмели.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Книга учителей cодержание

    Книга
    Когда я встал на путь, жизнь моя превратилась в море возможностей, и с каждым годом его берега ещё больше расходятся Скоро их не будет видно совсем - они исчезнут, и тогда это море превратится в океан.
  2. Книга скачана с сайта: www darksign ru

    Книга
    Эта книга, рассказывающая о различных обычаях и преданиях кельтов, существенно расширит представления читателя о народе, жизнь и история которого и сегодня в значительной мере окутаны покровом тайны.
  3. Книга вторая "Учиться, учиться и еще раз учиться!"

    Книга
    Вчера я фактически закончил доработку второй книги под новую цель, в соответствии с новыми знаниями, которые мне стали доступны со времени написания первой книги, т.
  4. Книга взята с сайта Увеличенные иллюстрации можно посмотреть на сайте Роберт Э. Свобода "Агхора II: Кундалини" Перевод с английского

    Книга
    Inner Traditions International за разрешение воспроизвести несколько иллюстраций, изображающих сиддхов, из "Мастеров чародейства" К. Даумэна и Р.
  5. Книга взята с сайта Роберт Э. Свобода "Агхора III: Закон кармы"

    Книга
    Если быть религиозным означает жаждать воды из могучей реки истинной реальности, то следование духовному пути есть нацеленность на её неистощимый родник.

Другие похожие документы..