Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Расписание'
Введение в предмет «челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология». История развития челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии....полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основе ГОС № 433 гум/бак по направлению 080100 Экономика, утвержденного 25.04.2 г., и ОС ТПУ по направлению 080100 Эко...полностью>>
'Документ'
- В современных условиях содержание самого понятия «образование» существенно меняется. Если раньше его понимали как результат обучения, затем как про...полностью>>
'Лекция'
Эти лекции посвящены разбору доказательств бытия бога. Внешним поводом к чтению этого курса была необходимость читать в теперешнем летнем семестре то...полностью>>

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства Специальность: 051000 Вокальное искусство (по видам вокального искусства)

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Исполнительская практика 5 недель.

Цикл общепрофессиональных дисциплин и цикл специальных дисциплин для вида

02 – народное пение

ОПД.00

Цикл общепрофессиональных дисциплин

2250

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

2150

ОПД.Ф.01

Музыкальная информатика

Изучение средств и методов специальной информатики для музыкантов – современной технологической базы для всех видов профессиональной музыкальной деятельности. Изучение основ MIDI-технологии как общепринятого стандарта и формата музыкальных данных. Связь с традиционными дисциплинами – сольфеджио, гармонией, полифонией, инструментовкой, чтением партитур. Музыкальные файлы в интернет-технологии. Освоение музыкально-интеллектуального инструментария: компьютерный нотный набор и редактирование, инструментовка и аранжировка с помощью программных секвенсоров, конвертирование файлов из секвенсора в нотный редактор и обратно.

ОПДФ.02

Эстетика

Сущность эстетического; основные категории эстетики, их роль в интеллектуально-практической деятельности людей; эстетическое сознание и его структура; основные сферы эстетической деятельности (бытовая, производственная, профессионально-художественная); эстетические основы искусства и его отдельных видов; художественный образ как интегральная структура искусства; проблема художественного восприятия; эстетическая культура общества и личности.

ОПДФ.03

История искусства

Искусство Древнего мира, Средневековья, Ренессанса и Нового времени; мировое искусство XIX-XX века: направления и стили; тенденции и перспективы развития современной художественной культуры.

ОПДФ.04

Музыкальная психология

Психологические проблемы профессиональной музыкальной деятельности : основы психологии музыкального слуха и особенности слуха музыканта; психологические факторы развития музыкальной памяти, воображения и мышления; психология музыкального творчества и восприятия музыки; основы психологии индивидуальности и личности; эмоциональный мир человека и эмоциональное воздействие музыки, психологические факторы Профессионального обучения; психологические особенности возрастного, личностного и профессионального развития.

ОПДФ.05

Сольфеджио

Всестороннее развитие слуха на основе освоения музыки различных стилей в устных и письменных формах работы: полифонии свободного письма, венского классицизма, западноевропейского романтизма, русской музыкальной классики ХIХ – начала ХХ века, современных композиторов; освоение комплекса средств музыкальной выразительности в их взаимосвязи: мелодика, гармония, фактура, голосоведение; изучение сольной вокальной и хоровой музыки различной звуковысотной организации и уровня метроритмической сложности во всех формах работы по сольфеджио: слуховой анализ гармонических последовательностей, интонационные упражнения, диктант, сольфеджирование (в том числе чтение с листа, в транспорте, в записи различными ключами).

ОПДФ.06

Гармония

«Гармония» как категория эстетики и как музыкальный термин; принципы звуковысотной организации музыкальной ткани; взаимодействие временных и пространственных факторов в музыке: гармония и ритм, гармония и форма; исторические типы звуковысотной организации: модальность, тональность, полярность. Функциональная система мажора и минора. Системы звуковысотной организации в музыке ХХ века.

Анализ гармонии и специфики связей гармонии с метроритмом в музыкальных произведениях различных стилей и жанров.

Практические упражнения на гармонизацию заданного голоса; сочинение аккомпанемента к мелодии и самостоятельных периодов; построение на фортепиано всех изучаемых элементов гармонического языка; игра на фортепиано построений с предписанным модуляционным планом. Творческие задания.

ОПДФ.07

Анализ музыкальных произведений

Знакомство с основами теории музыкального формообразования и главными этапами истории музыкальных форм; представления о закономерностях развития музыкального языка. Тема и принципы тематического развития; функции частей в музыкальной форме. Классификация форм: полифонические формы; строфические и сквозные формы; сложные и контрастно-составные формы; рондо и рондообразные формы; сонатная форма; циклические и оперные формы. Фонический, синтаксический и композиционный уровни организации музыкальной формы. Жанровая система музыки. Синтетические и синкретические формы взаимодействия музыки и слова: музыкальная и речевая интонация; музыка и поэтический текст. Изучение типовых музыкальных форм XVIII-XIX веков. Новые принципы формообразования в музыке ХХ века. Анализ примеров из музыкальной литературы в виде целостных произведений и их фрагментов.

ОПДФ.08

История музыки (зарубежной, отечественной)

Народное музыкальное творчество и его историческое развитие: фольклор как сфера духовной культуры народа, музыкальный фольклор и национальные традиции.

История отечественной и зарубежной музыки: музыкальное искусство древности (Египет, Китай, Греция); античность и музыка, музыкальный эпос, борьба идей в музыке и вокруг нее; музыка Средневековья (музыка и церковь, светские жанры, музыка и средневековый театр); музыка в эпоху Возрождения, главные тенденции – разнообразие в отражении мира, гармоничность элементов музыкальной речи, начало нотопечатания; Новое время и музыка (ХVII – первая половина XVIII вв.) – развитие музыкального театра, опера, музыкально-педагогические воззрения, концертная жизнь, музыкальные школы и музыкальное просвещение; музыка в эпоху Просвещения – философские идеи и музыка, музыка и общественно-политическое движение, музыкально-педагогические воззрения, теории, руководства, музыкальное образование накануне французской революции; ХIХ век – Западноевропейская музыка и музыкальная культура России, влияние французской революции на развитие музыкальной культуры, стилевые особенности музыки ХIХ века; ХХ век – противоречия эпохи и музыкальная культура, роль музыки в общественном движении, проблемы и тенденции развития музыкального искусства. Разнообразие музыкальных стилей ХХ века. Изучение творчества композиторов России и Запада области академической музыки второй половины ХХ

века со времени окончательного формирования «музыкального» авангардизма (на Западе – с 50-х, в России – с середины 60-х годов). Панорама музыки разных направлений: электронная музыка, постсерийность, полистилистика, сонорика, минимализм, инструментальный театр, неоромантизм и т.д. Знакомство с важнейшими трудами по истории музыки.

ОПДФ.10

Фортепиано

Развитие навыков игры на фортепиано; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Применение фортепиано в работе над произведениями по избранной специализации; приобретение навыков грамотного разбора нотного текста, свободного чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать данные навыки для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения.

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

200

ОПД.Р.01

Безопасность жизнедеятельности

100

ОПДВ.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

СД.00

Цикл специальных дисциплин

4450

СДФ.00

Федеральный компонент

4050

СД.Ф.01

Сольное народное пение

Освоение и преемственное развитие в профессиональном вокальном искусстве народных певческих традиций. Воспитание самобытной личности народного певца на основе развития его духовности, национального самосознания и вокально-образного мышления, музыкально-исполнительской культуры и художественного вкуса, профессиональных вокально-технических навыков и артистических способностей. Теоретическое и практическое усвоение профессиональной школы народного пения: изучение и использование комплекса вопросов, связанных со спецификой народной манеры пения (открытым способом звукообразования, речевым приемом звуковедения) и акустическими законами вокального искусства (резонативным пением в полном объеме диапазона голоса, на соединении регистров).

Овладение разнохарактерным репертуаром, требующим применения различных типов интонирования-артикулирования: в аутентичных образцах песеннного фольклора (на местных диалектах), обработках (различной степени стилизации) и в авторской музыке (как правило, наддиалектный стиль изложения).

СД.Ф.02

Основы сольной импровизации

Творчество по определенной модели в фольклорном певческом искусстве. Усвоение, комбинирование, ремоделирование песенной формулы. Вероятностное интонирование в процессе импровизационного распева. Мелодические, ритмические, тембровые, ладовые, гармонические, фактурные приемы варьирования народных песен. Основные стадии и этапы импровизации народно-песенных мелодий. Выстраивание формы в соответствии с поэтическим текстом, драматургией песни и исполнительским замыслом певца. Фиксация наиболее удачных вариантов напева. Создание концертного варианта импровизационного распева конкретной народной песни

СД.Ф.03

Вокальный ансамбль

Приобретение навыков ансамблевого пения в условиях различных исполнительских составов, импровизации по «закрепленному варианту». Практическое изучение различных певческих стилей путем имитации их в конкретных музыкальных диалектах. Закрепление навыков народного пения и коллективные формы его сценического воплощения, знаний закономерностей и особенностей народного песнетворчества (способы голосоведения, формообразования, природа интонационно-ладового мышления и пр.), развитие остроты вокального слуха и музыкальной памяти в народно-стилевом направлении.

СД.Ф.04

Народное музыкальное творчество

Овладение теоретическими знаниями русского народно-песенного творчества как самобытной целостной художественно-исполнительской системы с ее историей развития и общественным признанием, функциональной приуроченностью и фольклорно-этнографическими комплексами, набором песенных жанров, особенностями музыкально-поэтического языка, и народно-певческой речи, ладовой структуры, закономерностями формообразования, составом сопровождающих инструментов фольклорной традиции. Постижение темброво-интонационного и стилевого многообразия музыкального фольклора. Изучение этномузыковедческой литературы и фольклорных сборников.

СД.Ф.05

Народные певческие стили

Изучение народных песенных и певческих традиций (стилей) различных регионов России: историко-географический и этнокультурный анализ; рассмотрение музыкально-поэтических и исполнительских особенностей народных песен разных певческих областей, (а также обрядов и обычаев, наиболее распространенных фольклорно-этнографических комплексов и песенных жанров. Изучение и практическое освоение специфических приемов народного пения и его выразительных средств. Бытование обрядов и обычаев, наиболее распространенных фольклорно-этнографических комплексов и песенных жанров.

СД.Ф.06

Собирание и расшифровка записей народных песен

Организация и формы фольклорно-экспедиционной работы; запись поэтического, музыкального и сопутствующих материалов; запись обрядов; оформление собранного материала; специфика нотирования фольклорных записей; анализ исполнительской манеры носителей народных песенных традиций, отбор песен для исполнения.

СД.Ф.07

История народно-певческого исполнительства

Рассмотрение исторического процесса развития русского народно-певческого исполнительства: зарождение и развитие на Руси различных песенных жанров и типов интонирования, особенности исполнения календарных попевок, плачей и причетов, эпических произведений, протяжных песен и частоговорок. Творчество мастеров русского народного пения: представители династии Рябининых, Крюковы, Кривополенова, Федосова, Колобаева, Щеголёнок, Конарков, Оленичева, Медянцева, Лебедева и др. Художественно-обзорная основа русского народного пения. Зарождение и развитие эстрадных форм исполнения русских песен. Творческие биографии Шаляпина, Плевицкой, Руслановой, Ковалевой, Мордасовой, Яунзем, Зыкиной и других, современных исполнителей народных песен; выявление на примере их творчества основных тенденций в народно-певческом исполнительстве; определение понятий «певческая культура», «исполнительский фольклоризм», «эстрадный фольклоризм» и др.

СД.Ф.08

Современный репертуар народного певца

Ознакомление с авторскими произведениями для сольного народного пения. Ретроспективный анализ композиторских интерпретаций народного голоса в русской музыке ХХ столетия на примерах творчества Рахманинова, Стравинского, Прокофьева, Захарова, Мосолова, Пономаренко, Кузнецовой, Калистратова, Смирновой, Беляева и др. Выявление выразительных средств в вокальной музыке письменной традиции, созданной специально для народных голосов, анализ приемов передачи музыкальных образов и стилей интерпретации их. Сравнительный разбор вокальной литературы для народной и академической разновидностей певческого искусства с целью выяснения специфики народнопевческого письма.

СД.Ф.09

Народный танец

Освоение основных элементов народного танца и системы тренировочных упражнений для развития хореографических навыков и пластики танцевальных движений. Изучение областных (региональных) особенностей русских народных танцев; выработка умений импровизировать в рамках изучаемой традиции. Запись народных танцев. Развитие чувства ритма в процессе исполнения народных танцев; передача народной характерности и национального образа через осанку, сценическое поведение, индивидуальный ритмический рисунок танца.

СД.Ф.10

Сценическая подготовка

Овладение комплексом навыков, необходимых для драматического воплощения музыкальных произведений. Освоение техники и логики речи, правил орфоэпии, развитие подвижности артикуляционного аппарата и навыков выразительного речевого интонирования. Овладение мастерством актера (по системе К. С. Станиславского), умением составления концертной программы и ее сценического воплощения.

СД.Ф.11

Методика обучения народному пению

Приобретение знаний о механизме фонационного процесса, способах и приемах народного пения, свойствах народного голоса. Рассмотрение принципов и методов работы с народными голосами, их развития и постановки, причинно-следственных связей между механизмом действия голосообразующей системы и качеством звука. Вопросы фониатрии, методы устранения недостатков в пении, развития основополагающих певческих навыков (дыхания, высокой певческой позиции, единой манеры звукообразования, дикции, мягкой атаки, филировки и др.). Приобретение навыков самостоятельного диагностирования качества пения, слухового контроля, убедительного показа, четкой постановки педагогической задачи.

СД.Ф.12

Педагогическая практика

Обучение самостоятельности в поисках оптимального решения педагогических проблем, контакта с учениками; пониманию педагогической науки как образовательной системы обучения народно-певческому искусству; индивидуального подхода к певцу как личности. Формирование умений планировать и организовывать учебные занятия, искать и подбирать концертно-педагогический репертуар.

СД.Ф.13

Музыкальное исполнительство и педагогика

Систематизация знаний в области теории и истории народного вокального исполнительства и методики преподавания народного пения.

Подготовка теоретической работы (реферата), включающей вопросы исполнительства, педагогики, знание специальной литературы в соответствии с профилем подготовки.

СД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

300

СД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

100

ФТД.00

Факультативы

450

Всего часов теоретического и практического обучения, включая практику 9450 часов.

Исполнительская практика – 8 недель.

Фольклорно - экспедиционная практика – 2 недели.

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 051000 ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (ПО ВИДАМ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА)

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

01 теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, экзаменационные сессии и практику – 202 недели (теоретическое обучение, включая практику – 175 недель,– 27 недель). Исполнительская практика 8 недель;

итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту теоретической работы и исполнение концертной программы – не менее 8 недель

каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) – до 50 недель

02 теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, экзаменационные сессии и практику – 202 недели (теоретическое обучение – 175 недель, сессии – 27 недель). Практика 6 недель (исполнительская практика – 4 недели; фольклорно - экспедиционная практика – 2 недели);

итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту теоретической работы и исполнение концертной программы – не менее 8 недель

каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) – до 48 недель

5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться вузом на срок до одного года относительно нормативного, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий студента при очной форме обучения должен быть не более 30 часов в неделю в среднем за весь период обучения. При этом в указанный объем не входят обязательные занятия по дисциплине «Физическая культура» и занятия по факультативным дисциплинам.

5.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.5. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

051000 ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (ПО ВИДАМ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА)

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки специалиста

с присвоением квалификаций, указанных в п. 1. 2

. 6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу для подготовки выпускников по специальности 051000 Вокальное искусство (по видам вокального искусства) с присвоением квалификаций, указанных в п.1.2. на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачтено», «не зачтено»).

В течение указанного нормативного срока обучения выпускник получает следующие квалификации в соответствии с видом подготовки:

01 – оперный певец, концертно-камерный певец, преподаватель;

02 – исполнитель народных песен, преподаватель;

По итогам государственной аттестации выпускников государственная аттестационная комиссия имеет право присваивать не все из профилей комплексной квалификации.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;

- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который включает в качестве обязательных дисциплин «Иностранный язык» (в объеме не менее 340 часов), «Физическую культуру» (в объеме не менее 408 часов), «Отечественную историю», «Философию». Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспреде­ляться в рамках цикла ГСЭ. Содержание дисциплин цикла должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;

- предусматривать реализацию дисциплины «Физическая культура» в форме лекционных и практических занятий по курсу «Физическая культура» (в объеме 128 часов) и практических занятий по дисциплинам специального цикла

01- «Танец» и «Сценическое движение» (в объеме 280 часов);

02 - «Народный танец» (в объеме 140 часов);

остальные часы, выделенные на изучение дисциплины «Физическая культура, могут перераспределяться на другие дисциплины в рамках цикла ГСЭ;

- предусматривать занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения с учетом пожелания студентов;

- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических дисциплин в соответствии с профилем специальности;

- решением ученого совета высшее учебное заведение может сокращать срок обучения в высшем учебном заведении лиц, имеющих высшее профессиональное образование различных ступеней, а также лиц, имеющих среднее профессиональное музыкальное образование и способных освоить в полном объеме основную образовательную программу высшего профессионального образования за более короткий срок. Условия освоения указанными лицами основной образовательной программы высшего профессионального образования в сокращенные сроки определяет федеральный орган управления образованием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса по специальности

051000 Вокальное искусство» (по видам вокального искусства) с присвоением квалификаций, указанных в п. 1. 2

6.2.1. Реализация основной образовательной программы подготовки специалиста должна обеспечиваться квалифицированными педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, творческие достижения в области исполнительства, педагогики, научно-исследовательской, научно-методической работы.

6.2.2. В целях обеспечения учебного процесса кафедра, осуществляющая подготовку и выпуск студентов по дисциплинам специального цикла, объединяет специалистов по конкретной основной образовательной программе (виду), имеющих стаж работы в вузе, ученые степени и звания, почетные звания в области искусства, звания лауреатов конкурсов музыкантов-исполнителей. В состав кафедры могут входить солисты концертных организаций, ведущие артисты музыкальных театров, режиссеры музыкальных театров, концертмейстеры. Кафедру возглавляет специалист, имеющий ученую степень и (или) ученое (почетное) звание. Кафедра не может состоять из совместителей: наличие штатных педагогов обязательно. Во вновь открываемых вузах (факультетах) функции такой кафедры может временно выполнять кафедра, объединяющая преподавателей специальных дисциплин по нескольким основным образовательным программам.

6.3. Требования к учебно-методическому и организационному обеспечению учебного процесса по специальности

051000 «Вокальное искусство» (по видам вокального искусства) с присвоением квалификаций, указанных в п. 1. 2

6.3.1. Реализация основной образовательной программы подготовки специалиста должна обеспечиваться наличием основной учебной и учебно-методической литературы, методических пособий, справочно-библиографической и научной литературы, периодических изданий, информационных баз данных, необходимых для ведения образовательного процесса по профилю образовательной программы, в соответствии с действующими нормативами обеспеченности вузов учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов.

Необходимо наличие программ учебных дисциплин и учебных практик.

6.3.2. Для реализации образовательной программы подготовки специалиста и содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин высшее учебное заведение должно располагать специальной монографической и нотной литературой (учебно-педагогической, инструктивной, изданиями музыкальных произведений), фондами аудио- и видеоматериалов. Количество имеющихся изданий должно обеспечивать осуществление оптимального учебного процесса.

6.3.3. Реализация основной образовательной программы подготовки специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и информационным базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, к методическим пособиям, фондам учебной литературы, наглядным пособиям, аудио- видео- и мультимедийным материалам.

6.3.4. Занятия в классах по дисциплинам специального цикла должны быть обеспечены высококвалифицирован­ными концертмейстерами.

6.3.5. Высшее учебное заведение должно обеспечивать музыкально-сценическую подготовку оперного певца на базе оперного класса, оперной студии, в учебном или профессиональном театральном коллективах или на условиях договора с профессиональным театром. При необходимости учебные коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса по специальности

051000 «Вокальное искусство» (по видам вокального искусства) с присвоением квалификаций, указанных в п. 1. 2

6.4.1. Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов аудиторных занятий, предусмотренных примерным учебным планом, творческой и научно-исследовательской работой студентов.

Вуз должен иметь концертный зал (залы) и специализированные аудитории, в том числе для занятий по оперной подготовке (01).

6.4.2. Вуз должен располагать библиотекой, фонотекой с фондом аудио- и видеозаписей для обеспечения дисциплин циклов ОПД и СД, отделом звукозаписи и воспроизведения с необходимым звукотехническим оборудованием (магнитофоны, проигрыватели пластинок и CD); кабинетом народной музыки с фондов записей песенно-хореографического фольклора (02).

6.4.3. Вуз должен иметь следующий инструментарий:

- рояли и пианино в количестве, достаточном для проведения занятий по дисциплинам циклов ОПД и СД с имеющимся контингентом;

- концертные рояли (не менее двух) в зале (залах) для проведения экзаменов и академических концертов;

- комплект традиционных народных инструментов для работы в спецклассе и на вокальном ансамбле (02).

В вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

6.4.4. Вуз должен иметь:

-зеркала, маты, коврики, хореографические станки; пульты, метрономы, реквизиты для проведения дисциплин сценической подготовки.

6.4.5. Для проведения занятий по музыкальной информатике вуз должен располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами и MIDI- клавиатурами, соответствующим программным обеспечением

6.5. Требования к организации практик

6.5.1. Вуз должен располагать базами для всех видов учебной практики.

6.5.2. Практика преподавания специальных дисциплин проводится как активная (студент самостоятельно, под наблюдением педагога-консультанта ведет занятия с прикрепленным к нему учеником в рамках отделения, сектора, студии педпрактики), пассивная (практика наблюдения в классах опытных педагогов музыкальных школ или училищ), ассистентская (на старших курсах в классах педагогов по специальности). Также могут использоваться другие формы практики, в том числе в виде педагогической работы в музыкальном учебном заведении. Практика осуществляется под руководством опытного педагога- консультанта. По всем формам педагогической практики студентом ведется необходимая документация. Аудиторная и самостоятельная работа студента по всем формам педагогической практики подтверждается отчетом в объеме часов, указанных в учебном плане.

6.5.3. Исполнительская практика включает разные виды (в том числе, открытые уроки и мастер классы, контрольные уроки, академические, кафедральные, факультетские публичные концертные выступления, выездные просветительские концерты и др.) и выполняется в рамках часов самостоятельной работы по индивидуальным дисциплинам специального цикла.

6.5.4. Фольклорно-экспедиционная практика проводится в полевых условиях и включает в себя ауди-, видеозапись выявленного традиционного народно-песенного материала с письменной фиксацией поэтического текста, проведение анкетного опроса исполнителей, подготовку отчета. Практика проводится в течение двух недель один раз за весь период обучения под руководством педагога-консультанта и выполняется в рамках часов самостоятельной работы по индивидуальным дисциплинам специального цикла. На руководство практикой педагогу отводится не более 70 часов (02).

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

051000 Вокальное искусство (по видам вокального искусства)

7.1. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника по специальности

051000 Вокальное искусство (по видам вокального искусства)

Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу – исполнение программы и государственный экзамен «Музыкальное исполнительство и педагогика», позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

7.1.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста:

Выпускная квалификационная работа проводится в следующих формах:

01 Исполнение сольной концертной программы.

Выступление в оперном спектакле или Исполнение концертно-камерной программы

Квалификация «оперный певец» присваивается выпускнику, участвующему в оперном спектакле.

Выпускная квалификационная работа представляет собой:

Исполнение сольной концертной программы - публичное выступление на концертной эстраде с репертуаром из

8 произведений:

  1. Старинная ария

  2. Ария из оперы зарубежного композитора

  3. Ария из оперы русского композитора

  4. Ария композитора ХХ века

  5. Русский романс

  6. Зарубежный романс

  7. Романс композитора ХХ века

  8. Народная песня

Время выступления — 30-35 минут;

Выступление в оперном спектакле - исполнение одной из ведущих партий в опере зарубежного или отечественного композитора.

Исполнение концертно-камерной программы - публичное выступление на концертной эстраде с репертуаром из

8-10 произведений:

  1. Кантатно-ораториальные произведения (2 - 3 номера)

  2. Старинные арии (2 – 3 произведения)

  3. Романс русского композитора

  4. Романс зарубежного композитора

  5. Романс композитора ХХ века

  6. Народная песня

Время выступления — 30-35 минут;

  1. Исполнение сольной концертной программы

Выпускная квалификационная работа представляет собой публичное выступление на концертной эстраде с программой из 12-14 произведений, включающих народные песни, их обработки и авторские сочинения.

7.1.3. Требования к государственному экзамену «Музыкальное исполнительство и педагогика»

Государственный экзамен «Музыкальное исполнительство и педагогика» представляет собой защиту теоретической работы (реферата), включающей вопросы исполнительства, педагогики, знание специальной литературы в соответствии с профилем подготовки), этнокультуры (02).

7.2. Требования к профессиональной подготовленности выпускника

Выпускники по специальности 051000 «Вокальное искусство» (по видам вокального искусства) должны уметь решать задачи, соответствующие их квалификации, указанной в п.1.2. настоящего государственного образовательного стандарта:

- адаптироваться к требованиям условий работы в конкретной концертной организации, в соответствии с требованиями руководителя, исполнять сольные партии на стационаре, на гастролях и выездах;

- знать методические и практические основы вокального исполнительского искусства, историю вокального исполнительства, особенности становления различных вокальных, педагогических школ, основы музыкальной педагогики, основы устройства голосового аппарата, гигиены голоса; знать специальную литературу по профессии, включая труды по теории, истории исполнительства, методике преподавания, а также учебные пособия, периодику и др.;

- владеть профессиональными методами педагогической работы в начальном и среднем звеньях профессионального музыкального образования; уметь анализировать и изучать произведения, предназначенные для ознакомления, для исполнения на уровне педагогического показа; иметь знания в области педагогического репертуара, позволяющие грамотно планировать развитие профессиональных навыков и умений у учащегося;

- знать основные положения законодательных актов, уметь использовать правовые и нормативные документы, относящиеся к сфере профессиональной деятельности:

01 – Академическое пение

- иметь сольный репертуар, включающий 1-2 оперные партии, 2 сольные концертные программы, сольные партии произведений кантатно-ораториального жанра, арии, романсы разных эпох, разных жанров и стилей, народные песни, произведения современных отечественных и зарубежных композиторов;

- обладать развитыми навыками ансамблевого пения, читать с листа и транспонировать; иметь достаточно обширный репертуар, включающий различные ансамбли;

- владеть основами актерского мастерства, сценического движения, танца, техникой сценической речи, навыками анализа текста, владеть знаниями по истории музыкального театра, сценического костюма;

- иметь навыки репетиционной работы с концертмейстером, дирижером и оркестром;

02 – Народное пение

- иметь сольный репертуар в объеме не менее 60 произведений (народных песен, их обработок и авторских сочинений для народного голоса);

- знать историю, теорию и методику преподавания народного пения, основы народно-песенного творчества, народно-певческие региональные стили; уметь претворять их в исполнительской и педагогической практике;

- обладать развитыми навыками пения в ансамбле, импровизации, чтения нот с листа и транспонирования;

- владеть основами актерского мастерства, сценического движения, народного танца, культуры речи, аналитической работы с текстами исполняемых произведений, создания сценического костюма;

- иметь навыки репетиционной работы в качестве педагога - режиссера-постановщика.

СОСТАВИТЕЛИ:

Учебно-методическое объединение по образованию в области

музыкального искусства

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического объединения в области музыкального искусства 17 декабря 2002 года (Протокол № 4 ).

Сопредседатель Совета УМО,

ректор Российской академии музыки имени

Гнесиных Саямов М.Н.

Сопредседатель Совета УМО,

ректор Московской государственной консерватории

имени П.И.Чайковского Соколов А.С.

Заместитель председателя Совета УМО Казурова А.С.

Согласовано:

Руководитель Департамента

образовательных программ и стандартов

профессионального образования В.И. Кружалин

Начальник отдела гуманитарного,

экономического и юридического

образования В.Е. Иноземцева

Главный специалист отдела

гуманитарного, экономического

и юридического образования М.Л.Чураева

1 Дисциплина «оперная студия» предусмотрена для студентов, получающих квалификацию «оперный певец, преподаватель».

2 Дисциплина «концертно-камерное пение» предусмотрена для студентов, получающих квалификацию «концертно-камерный певец, преподаватель».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тюменская государственная академия культуры, искусств (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства для специальностей: 050900 - «Инструментальное исполнительство» (от 22.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2009 г. N 442 "Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования" Обзор документа

    Обзор
    Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2009 г. N 442 "Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования"
  3. Публичный доклад федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Доклад
    Публичный доклад Федерального государственного бюджетного об­разовательного учреждения высшего профессионального образования «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.
  4. Семешко Наталья Анатольевна, преподаватель высшей категории фгоу впо тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Составитель: Семешко Наталья Анатольевна, преподаватель высшей категории ФГОУ ВПО Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.
  5. Во исполнение решения коллегии Минобразования России от 01. 02. 2000 №2/2 и приказа Минобразования России от 02. 03

    Документ
    Об утверждении указателей соответствия между Перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования и Классификатором направлений и специальностей высшего профессионального образования и их использовании

Другие похожие документы..