Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Для удобства сгруппируем эвристические методы обучения. Для этого воспользуемся следующим основанием. Познавая реальную действительность, ученик выпо...полностью>>
'Рассказ'
30 сентября в бильярдном клубе "НЕО" состоялась пресс-конференция чемпионата мира по «Динамичной Пирамиде». На вопросы журналистов ответили...полностью>>
'Программа дисциплины'
Дать теоретические знания и практические умения в области географии рынка труда, подготовить будущего специалиста-географа к научной и практической д...полностью>>
'Публичный отчет'
Производственная практика проводится с целью развития и закрепления у студентов навыков самостоятельной работы по исследованию заданной темы, связанн...полностью>>

Конкурс как развивающая среда Пашолок Л. Б., методист структурного подразделения гоу мц суо

Главная > Конкурс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования города Москвы

Северное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение Методический центр

Структурное подразделение по сопровождению деятельности педагогов,

работающих с одаренными детьми

Конкурсы как форма сопровождения развития одаренности школьников: опыт Северного округа города Москвы

Москва 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Конкурс как развивающая среда

Пашолок Л.Б., методист структурного подразделения ГОУ МЦ СУО

Раздел 1.

Анализ результатов участия учащихся образовательных учреждений округа в конкурсных мероприятиях различного уровня по направлению «Одаренные дети».

Сопровождение участия образовательных учреждений в конкурсных мероприятиях различного уровня

Пашолок Л.Б., методист структурного подразделения ГОУ МЦ СУО,

Гордон М.М., методист структурного подразделения ГОУ МЦ СУО

Результаты участия образовательных учреждений округа в конкурсных мероприятиях различного уровня в 2009 – 2010 учебном году

Список ответственных за работу с одаренными детьми в образовательных учреждениях округа в 2009 – 2010 учебном году

Раздел 2.

Конкурсные мероприятия в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Перечень конкурсных мероприятий в рамках ПНПО

Конкурсные мероприятия Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»

Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России»

Предметные и межпредметные олимпиады учащейся молодежи в рамках Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее». Всероссийский конкурс научно-технического творчества молодежи «НТТМ-2009»

Всероссийский конкурс образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами»

Результаты участия учащихся образовательных учреждений в конкурсных мероприятиях в рамках ПНПО

Раздел 3

Конкурсные мероприятия городского уровня.

Московский Интеллектуальный Марафон

Открытый смотр-конкурс творчества учащихся «От замысла к изобретению» в рамках основного этапа Фестиваля научно-технического творчества и молодежных инициатив

Творческий конкурс учащейся молодежи «Если бы я был главой Управы»

Московский городской конкурс проектных разработок и творческих работ детей и молодежи «Нет фашизму!»

Московский городской турнир памяти В.В. Давыдова. Секция для старших классов «Знатоки чтения»

Результаты участия учащихся образовательных учреждений в конкурсных мероприятиях городского уровня

Раздел 4.

Конкурсные мероприятия окружного уровня.

Фестиваль «Межпредметная ассамблея социокультурных исследований» («МАСКИ»)

Браславский Д.Ю., зам. директора по НМР и ЭР ГОУ гимназия № 201.

Фестиваль «Портфолио как способ самореализации личности школьников».

Гордон М.М., методист структурного подразделения ГОУ МЦ СУО, Баржак Н.С., педагог – психолог ГОУ КШИ №1 "Первый Московский кадетский корпус"

Лингвистический конкурс «Мы – будущее России» в рамках сетевой экспериментальной площадки «Единая языковая политика школы»

Громовая И.Н., директор ГОУ ЦО №1296

Степанова Н.В., заместитель директора по УВР ГОУ ЦО №1296,

Шалякина И.В., ответственная за ГЭП – 2 «Единая языковая политика школы ГОУ ЦО №1296

Ручкан Н.А., учитель английского языка ГОУ ЦО №1296,

Иванова Е.А., учитель английского языка ГОУ ЦО №1296,

Бондарева Н.А., Подлипная И.В., Маркович Н.М., учителя гуманитарного цикла, ГОУ ЦО №1296,

Лебедева Е.А., учитель английского языка ГОУ ЦО №1296,

Степанов В.Л., учитель истории и обществознания ГОУ ЦО №1296

Составители:

Суходимцева А.П., руководитель структурного подразделения по сопровождению деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми ГОУ МЦ СУО

Пашолок Л.Б., методист структурного подразделения по сопровождению деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми ГОУ МЦ СУО

Гордон М.М., методист структурного подразделения по сопровождению деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми ГОУ МЦ СУО

В сборнике представлены материалы по результатам участия школ округа в конкурсных мероприятиях в рамках ПНПО и др. различного уровня в 2009 - 2010 уч. году. Результаты отражают также динамику результативности за три года.

Настоящий сборник адресуется администрации образовательных учреждений, педагогам психологам, специалистам школ округа, учащимся, родителям, представителям общественности и другим лицам, заинтересованным в данной тематике

Конкурс как развивающая среда

Пашолок Л.Б.,

методист структурного подразделения ГОУ МЦ СУО

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.
Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. Для поведения одаренного ребенка характерно новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности а также сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

Не секрет, что способы выявления одаренных детей осуществляются в подавляющем большинстве через организованную систему олимпиад, конкурсов, других конкурсных мероприятий. Идентификация одаренного ребенка осуществляется на основе количественных показателей. Самый общепринятый критерий определения одаренности - успехи детей на различных конкурсах и олимпиадах.

Правильно организованный конкурс, к которому ребенка подготовили взрослые может послужить тем местом, той средой, в которой ребенок проявит свои способности. Это, конечно, далеко не единственный и, зачастую, травматичный для ребенка способ выявления одаренности.

Отслеживание результатов деятельности подразделения осуществлялось на основании индикаторов, разработанных в рамках проекта «Окружная система сопровождения развития одаренных детей» с учетом индикаторов по направлению работы с одаренными детьми, указанными в Городской целевой программе развития образования «Столичное образование – 5" и Окружной целевой программе «Через качество образования – к развитию человеческого потенциала » на 2009 – 2011 годы:

- рост доли обучающихся образовательных учреждений округа, участвующих в конкурсах и олимпиадах окружного, городского и регионального уровня, включая детей с ограниченными возможностями;

- рост доли образовательных учреждений округа, участвующих в научных и творческих лагерях и школах, экспедициях, включая детей с ограниченными возможностями;

- рост доли обучающихся образовательных учреждений округа, осваивающих образовательные программы для одаренных и талантливых детей;

- рост доли обучающихся образовательных учреждений округа, получивших консультационное сопровождение научных и других специалистов округа в очно - заочном и дистанционном режиме;

- наличие системы раннего выявления и последующего сопровождения развития, а также профессиональной ориентации и становления и медико-психологической поддержки развития одаренных детей и талантливой молодежи;

- рост доли обучающихся образовательных учреждений округа, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

- наличие окружной системы планирования сопровождения развития одаренных детей и талантливой молодежи на межведомственной основе,

- наличие информационно-коммуникативной системы сопровождения развития одаренных детей и талантливой молодежи на основе Интернет-ресурса;

- рост количества победителей из числа детей школьного возраста, занявших призовые места на всероссийских олимпиадах, конкурсах и иных конкурсных мероприятиях, включенных в федеральный Перечень мероприятий, по итогам которых организуется награждение премиями для поддержки талантливой молодежи.

Одним из направлений работы структурного подразделения является сопровождение участия учащихся общеобразовательных учреждений в конкурсных мероприятиях, которые дают возможность детям проявить в наибольшей мере свои способности на разных уровнях и в различных направлениях.

Вашему вниманию представлена полная информация о тех конкурсах, которые вызывают особый интерес у образовательных учреждений и в которых отмечается наибольшая активность одаренных учащихся:

Особый интерес, на наш взгляд, представляют конкурсные мероприятия, инициированные педагогами округа: Фестиваль «Межпредметная ассамблея социо-культурных исследований «МАСКИ», Фестиваль «Портфолио как способ самореализации личности школьников» и лингвистический конкурс «Мы – будущее России» в рамках сетевой экспериментальной площадки «Единая языковая политика школы», так как они в полной мере являются той развивающей средой, в которой дети могут проявить свои способности.

Сборник содержит 4 раздела. В 1 разделе «Анализ результатов участия учащихся образовательных учреждений округа в конкурсных мероприятиях различного уровня по направлению «Одаренные дети» представлен аналитический материал, в котором подводятся итоги участия образовательных учреждений в конкурсных мероприятиях в 2009 – 2010 учебном году. В разделе 2 «Конкурсные мероприятия в рамках ПНПО» приводятся положения о конкурсных мероприятиях в рамках ПНПО, результаты участия образовательных учреждений в конкурсных мероприятиях в рамках ПНПО. В разделе 3 «Конкурсные мероприятия городского уровня» приводятся положения о конкурсных мероприятиях городского уровня и результаты участия образовательных учреждений в конкурсных мероприятиях городского уровня и анализ некоторых из них. В разделе 4 «Конкурсные мероприятия окружного уровня» рассказывается о мероприятиях, которые курирует структурное подразделение, приводятся методические рекомендации к подготовке и проведению лингвистического конкурса «Мы – будущее России» в рамках сетевой экспериментальной площадки «Единая языковая политика школы» на базе ГОУ ЦО №1296, которые, мы надеемся, будут полезны педагогам и ответственным за работу с одаренными детьми в образовательных учреждениях округа.

Раздел 1.

Анализ результатов участия учащихся образовательных учреждений округа в конкурсных мероприятиях по направлению «Одаренные дети» различного уровня

Сопровождение участия образовательных учреждений в конкурсных мероприятиях различного уровня

Пашолок Л.Б., методист структурного подразделения ГОУ МЦ СУО

Гордон М.М., методист структурного подразделения ГОУ МЦ СУО

Структурное подразделение по сопровождению деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми в 2009 – 2010 учебном году курировало следующие конкурсные мероприятия:

- в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование» - 24 конкурса. Из них:

Международные – 1 конкурс

Всероссийские – 20 конкурсов

Городские – 3 конкурса

- иные конкурсные мероприятия – 8 конкурсов. Из них:

Всероссийские – 2 конкурса

Городские – 6 конкурсов.

Окружные:

- Фестиваль учащихся «Портфолио как способ самореализации личности» (приняли участие 39 ОУ, 132 участника).

- Окружной Интернет-фестиваль «От идеи до проекта» (приняли участие 6 ОУ, 16 проектов, 23 участника).

- 2-й Фестиваль «Межпредметная ассамблея социокультурных исследований» («МАСКИ-2010») – окружной тур Московской городской конференции учащихся «Открытие» (приняли участие 21 ОУ, 62 проекта, 156 участников).

.

Выявлен список конкурсных интеллектуальных мероприятий, которые вызывают особый интерес у образовательных учреждений и в которых отмечается наибольшая активность одаренных учащихся:

1. Форум юношеских талантов: соревнование молодых исследователей «Шаг в будущее» и Московская открытая конференция школьников «НТТМ: Москва-2009» - приняли участие 18 ОУ.

2. «Московский интеллектуальный марафон для учащихся 5 -11 классов» - приняли участие 114 ОУ.

3. Городской Турнир способностей «Знатоки чтения» для учащихся 9-11 классов - приняли участие 20 ОУ.

4. Творческий конкурс учащейся молодежи «Если бы я был главой управы» - приняли участие 12 ОУ.

5. Московский городской конкурс проектных разработок и творческих работ «Нет фашизму» - приняли участие 38 ОУ.

6. Конкурсные мероприятия в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование», по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи – приняли участие 9 ОУ.

7. Открытый смотр-конкурс «От замысла к изобретению» - приняли участие 27 ОУ.

Относительно индикаторов выполнения городской целевой программы «Столичное образование – 5» и Окружной целевой программы «Через качества образования – к развитию человеческого потенциала » на 2009 – 2011 годы отмечается:

1. Рост доли обучающихся образовательных учреждений округа, участвующих в конкурсах и олимпиадах окружного, городского и регионального уровня, включая детей с ограниченными возможностями (по сравнению с предыдущим учебным годом):

Форум юношеских талантов: соревнование молодых исследователей «Шаг в будущее» и Московская открытая конференция школьников «НТТМ: Москва-2009» в 1,5 раза: 2008-2009 учебный год - 12 ОУ; 2009-2010 учебный год – 18 ОУ.

Творческий конкурс учащейся молодежи «Если бы я был главой управы» в 1,3 раза: 2008-2009 учебный год - 29 ОУ; 2009-2010 учебный год – 38 ОУ.

Городской турнир способностей «Знатоки чтения» в 1,1 раза: 2008-2009 учебный год - 18 ОУ; 2009-2010 учебный год – 20 ОУ.

Московский городской конкурс проектных разработок и творческих работ «Нет фашизму» 3,1 раза: 2008-2009 учебный год - 12 ОУ; 2009-2010 учебный год – 38 ОУ.

2. Рост числа победителей интеллектуальных и творческих состязаний на российском и международном уровнях (по сравнению с предыдущим учебным годом):

Форум юношеских талантов: соревнование молодых исследователей «Шаг в будущее» и Московская открытая конференция школьников «НТТМ: Москва-2009» в 3 раза:

2008-2009 учебный год из ОУ №: 651,706, 1244, 1296, 1575;

2009-2010 учебный год из ОУ №: 1865, 1678, 1592, 1575, 1296, 1244, 1164, 1125, 739, 725, 706, 692, 669, 651, 425, 183, 163, 157

Творческий конкурс учащейся молодежи «Если бы я был главой управы» в 1,4 раза:

2008-2009 учебный год финалисты из ОУ №:1251, 220, 1288, 651, 185, 596, 1112, 1223, 186;

2009-2010 учебный год из ОУ №: 207, 223, 662, 185, 692, 184, 739, 1029, 651, 1575, 1601, 656, интернат № 42.

Городской турнир способностей «Знатоки чтения» в 1,2 раза:

2008-2009 учебный год из ОУ: №597, 601, 1474, 1601, НГШ

2009-2010 учебный год из ОУ №: 648, 1409 (2), 849 (2), 597, 1474, 1678, 1583, 1224, 1125, 771, 698, 597

Московский городской конкурс проектных разработок и творческих работ «Нет фашизму» в 1,6 раза:

2008-2009 учебный год из ОУ №: 692, 706 (2), 706, 1583, 683 (2)

2009-2010 учебный год из ОУ №: 1223, 1288, 1384, 167, 212, 597, 706, 1291, 1454, 1702, 2020.

3. Отработаны основные формы работы с одаренными детьми, принимающие участие в конкурсных мероприятиях:

Как средство формирования интеллектуальных способностей обучающихся школами округа чаще всего используются следующие формы:

- подготовка к конкурсам и олимпиадам (все ОУ),

- специальные курсы:

- Курсы «Интеллектуальные игры и сильное мышление для начинающих», (ГОУ ЦО №1474, А.А. Трубин)

- семинары:

- Семинары в рамках подготовки к интеллектуальному марафону, (ГОУ гимназия №201)

- Семинары «Интеллектуально-творческие игры как форма работы с одарёнными детьми», (ГОУ ЦО №1474, А.А. Трубин)

- Семинары цикла по развитию творческих способностей учащихся по теме «Обсуждение тематики сочинений/ эссе на ИЯ и подходов к работе над ними», (ГОУ гимназия № 141)

- обобщение имеющихся материалов по результативности олимпиадной и творческой деятельности детей разных уровней обученности по возрастным группам (1,2,3 ступени обучения), (ГОУ СОШ «Школа здоровья» №149).

Результатами этой работы стали более высокие показатели участия обучающихся в интеллектуальных и творческих конкурсах:

Годы

Количество конкурсных мероприятий Всероссийского и городского уровней

Количество ОУ, принимавших участие

Количество обучающихся, принимавших участие

Количество победителей

2008 - 2009

13

48

284

124

2009 - 2010

15

87

398

158


Образовательные учреждения, проявляющие наибольшую активность в участии в конкурсных мероприятиях различного уровня:

Гимназии №№ 201, 1583.

ЦО №№ 1296, 1409, 1487, 1592.

Лицей №1575.

ГОУ СОШ №№ 152, 183, 185, 244, 692, 706, 849, 1164, 1244, 1249, 1454, 1474, 1631, 1678.

Образовательные учреждения, не проявляющие активность в конкурсных мероприятиях различного уровня:

ОУ №: 141, 148, 153, 155, 213, 215, 216, 218, 223, 272, 526, 643, 668, 674, 686, 717, 740, 847, 1594, 1884, 2043, 96 инт.

Осуществляют опережающее планирование своей деятельности и планируют участие в конкурсах ПНПО по следующим направлениям ОУ (по результатам анкетирования):

- Международные и всероссийские мероприятия в сфере научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности (ОУ гимназия №1583, 1570, 1576, ГОУ лицей №1550, 1575, ГОУ ЦО №1865, ГОУ СОШ № 213, 185, 1224, 1211, 1213, 1289)

- Международные и всероссийские конкурсные мероприятия в сфере социально-значимой и общественной деятельности (ОУ гимназия №1583, 1570, ГОУ ЦО №1865, ГОУ лицей №1550, 1575, ГОУ СОШ №185, 1224, 1211, 1213)

- Международные и всероссийские конкурсные мероприятия в сфере развития художественного творчества (ГОУ лицей №1550, ОУ гимназия №1583, 1570, ГОУ ЦО №1865, ГОУ СОШ № 185, 1213, 1289).

Проблемы:

1. Насыщенный график проводимых конкурсных мероприятий.

2. Неупорядоченность деятельности заместителей руководителей ОУ, отвечающих за участие в конкурсных мероприятиях, проблемы самоопределения заместителей руководителей ОУ в административной системе школы.

3. Отсутствие единой системы своевременного информирования администраций ОУ о сроках подачи заявок на участие в конкурсе или конференции, сроках представления работ, их рассмотрения и отбора, последующей защиты.

4. Нечёткость критериев оценки работ, не всегда высокий уровень такой оценки, оставляемые нормативными документами возможности для субъективности жюри и экспертов, которые приводят к снижению мотивации к участию в конкурсных мероприятиях.

5. Формы и способы работы педагогов ориентированы на работу со способностями детей, а не на развитие личности одаренного ребенка. Это означает, что педагоги готовят детей к олимпиадам и различным конкурсам через решение олимпиадных, конкурсных заданий и деятельности по определенному алгоритму, стереотипу, определенной основе деятельности.

Перспективы развития системы сопровождения участия учащихся образовательных учреждений округа в конкурсных мероприятиях:

1. Разработка проектов «Единая окружная система конкурсов проектных и исследовательских работ учащихся», «Начало», «Окружная система конкурсов для одаренных детей в рамках ПНПО:

2. Создание системы «базовая школа конкурса».

3. Создание базы данных по конкурсным мероприятиям, которая будет обладать следующими характеристиками:

- удобная для использования всеми ОУ САО;

- постоянно обновляемая, актуальная на момент обращения;

- включающая: все данные по конкурсному мероприятию, методическую и общественную экспертизу (аналитическая часть).

4. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. И. Ситникова Художник: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Мищенко Библиотека как развивающая среда нового поколения: материалы V межрегиональных библиотечных юниор чтений, Сыктывкар, 19-20 ноября 2009 г

    Документ
    Библиотека как развивающая среда нового поколения: материалы V Межрегиональных библиотечных юниор чтений, Сыктывкар, 19-20 ноября 2009 г. / сост. Н.Г.
  2. Конкурс педагогических идей "Методист-новатор-2010″ Конкурс "

    Конкурс
    Тематика конкурса 2010 года1. Публичное право: понятие, система и источники.2. Публичное право и антикризисное регулирование.3. Концепция злоупотребления правом в публично-правовой доктрине.
  3. Тема: «Управление художественно- эстетическим развитием дошкольников на основе создания эстетической развивающей среды»

    Документ
    Гуманистическая педагогика рассматривает определенные условия, при которых обеспечивается самоценность дошкольного детства, проявление потенциальных возможностей творческого развития личности.
  4. Конкурс общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы регистрационный №

    Конкурс
    В 2006-2007 учебном году педагогическим коллективом гимназии №94 была разработана и апробирована программа создания мобильного педагогического пространства гимназии на основе проектно-сетевого взаимодействия клубного типа.
  5. «Комфортная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении, как ресурс обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкольника»

    Доклад
    1. Название доклада: «Комфортная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении, как ресурс обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкольника».

Другие похожие документы..