Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Работа выполнена на кафедре международного права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская акаде...полностью>>
'Документ'
В течение учебного года аттестовалась на 1 квалификационную категорию 13 разряд. Были проведены открытые уроки для логопедов города в начальных класс...полностью>>
'Документ'
На врученнi iй Державної премiї України iмeнi Т. Г. Шев­ченка Лiна Костенко сказала: «Нагороду, освячену iмeнeм Шевченка, розглядаю так, щоб витримат...полностью>>
'Документ'
В пособии в краткой форме изложены теоретические вопросы психологии управления. Внимание обращено на неоднозначное понимание многих общетеоретических...полностью>>

Тема урока: «Обличение пороков в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Подготовила Майко С.А., учитель русского языка и литературы МОУ РСОШ.

Тема урока: «Обличение пороков в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина».

Цели урока:

  1. Найти новые смыслы в старых щедринских сказках;

  2. Выявить факты биографии и творчества Салтыкова-Щедрина, дающие возможность сделать вывод (или опровергнуть его) о том, что обличение пороков общества сатириком – урок и нашим дням;

Задачи урока:

  1. Организовать работу в деятельном режиме;

  2. Исследовать и раскрыть учащимися смысл темы урока, обосновать выводы.

Воспитательная цель:

  1. Воспитывать толерантность (терпимость) к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Развивающая цель:

  1. Развивать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, применять их в презентациях, расширять кругозор, умение предъявить свою работу другим.

Ход урока:

  1. Определение проблемы урока;

  2. Постановка целей урока; выявление задач.

  3. М. Е. Салтыков-Щедрин - великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некра­сова. Своим оружием против общественного зла и социаль­ной несправедливости он избрал сатиру, продолжив и развив в новых исторических условиях традиции Фонвизина и Гоголя.

Разные стороны русской действительности подвергает са­тирик осуждению и осмеянию: в "Истории одного города" — это обличение тупой и самодовольной администрации, вплоть до самих самодержцев; в "Господах Головлевых" — сатири­ческое изображение "дворянских гнезд", порождающих хищ­ничество и пустомыслие, эгоизм и предательство; в очер­ках — раскрытие паразитической сущности чиновничьего аппарата, бесчеловечности героев "денежного мешка", осуждение лести, лицемерия, подлости.

Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе шестидесятых-восьмидесятых годов девятнадцатого века больше, чем историки тех лет.

Чернышевский утверждал: "Ни у кого из предшествую­щих Щедрину писателей картины нашего быта не рисова­лись красками более мрачными. Никто не карал наших соб­ственных язв с большей беспощадностью".

Салтыков-Щедрин пишет "сказки" "для детей изрядного возраста", то есть для взрослого читателя, которому надо от­крыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы дос­тупна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому осо­бенно опасна для "верхов". Недаром цензор Лебедев доно­сил: "Намерение г. С. издать некоторые свои сказки отдель­ными брошюрами более чем странно. То, что г. С. называет сказками, вовсе не соответствует своему названию; его сказ­ки — это та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политиче­ского нашего устройства".

Политическая направленность сатиры Салтыкова-Щедри­на потребовала новых художественных форм. Чтобы обойти цензурные препятствия, сатирик должен был обратиться к иносказаниям, намекам, к "эзопову языку"

  1. Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина вы выявили?

Сказки Салтыкова-Щедрина

Сказки русского народа

Общие черты

Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка

Отличительные черты

Сатира
Сарказм
Смешение категорий добра и зла
Нет положительного героя
Уподобление человека животному

Юмор
Гипербола
Победа добра над злом
Положительный герой
Очеловечивание животных

  1. Проектные работы учащихся

  1. Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина?

Правительственные круги и господствующее сословие;

обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;

бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность;

бездуховность.

  1. Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. Разные способы смеха:

а) ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

б)  иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

в)  гипербола — чрезмерное преувеличение.

  1. Домашнее задание Написать сатирическую сказку по подобию сказок М.Е.Салтыкова – Щедрина.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок 1 Тема урока. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сведения о писателе

    Урок
    Цель урока. Дать понимание основных этапов жизненного и творческого пути писателя; раскрыть своеобразие его личности; развивать логическое мышление; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
  2. Н. Н. Ковалева сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина Программа

    Программа
    Главная цель данного факультатива заключается в том, чтобы через расширение, углубление, обогащение знаний и представлений учащихся о творчестве Салтыкова-Щедрина показать роль сатиры «в сохранении идеалов человечества», во имя чего
  3. Тема урока. Основное содержание

    Урок
    Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. Киевский и Новгородский циклы былин. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.
  4. Тема урока Кол-во часов (12)

    Урок
    Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы.
  5. Урок исследование по сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» ( 10 класс)

    Урок
    Вступительное слово учителя. Сатира издревле считалась наиболее трудным видом искусства. «Блажен незлобивый поэт,» писал Н.Некрасов. Но совершенно другую участь пророчил он сатирику.

Другие похожие документы..