Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Тезисы'
21 апреля 2011 г. на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собрани...полностью>>
'Документ'
Планируют 6-7 апреля 2012 г. провести Международную научно-практическую конференцию «Стратегия экономического, политического, социокультурного развит...полностью>>
'Документ'
На выходные поехали с женой, ребенком и со знакомыми на рыбалку, взяли удочки, спиннинги, сеточку, ну и прочие рыболовные причиндалы. Багажник Нисана...полностью>>
'Документ'
В работе автором предлагаются новые технологии автоматизированного восстановления данных при повреждении управляющих логических структур файловых сис...полностью>>

Рабочая программа элективного курса по истории «Культура России 20 века»

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

МОУ Красноярская основная общеобразовательная школа

Рабочая программа элективного курса по истории

«Культура России 20 века»

9 класс

Выполнил:

учитель истории Моисеев А.В.

Красноярка 2005

Объяснительная записка к элективному курсу

«Культура России 20 века»

Программа курса разработана для учащихся 9 класса. Она рассчитана на 17 часов и имеет целью, заинтересовать учащихся особенностями своей родной культуры, пробудить интерес к искусству, к быту, традициям своего народа, расширить кругозор, способствовать формированию национального самосознания.

Данный курс предполагает последующую профильную ориентацию – выбор одного из направлений гуманитарного цикла, предлагаемых образовательным учреждение.

Выбор материала определяется его близостью и понятностью для каждого учащегося, каждого россиянина.

1. Цели и задачи.

    1. Цель курса – представить целостную картину изменения мировосприятия человека, которое воплощается в различных формах духовного творчества – философии, литературе, драматургии, музыке, архитектуре, живописи.

    2. Задачи курса:

1) знакомство учащихся с историей России 20 века и её культурой;

2) формирование гражданских, патриотических качеств, эстетическое воспитание личности;

3) развитие познавательных интересов учащихся, их эстетических вкусов и потребностей;

4) формирование «исторической» памяти (на даты).

  1. Требования к уровню освоения дисциплины:

    1. Ученик должен знать: пути формирования и развития отечественной культуры, изменения картины мира в общественно-политических, социально-экономических условиях и развитие научных знаний в каждую историческую эпоху (период).

    2. Ученик должен уметь: апеллировать различными понятиями, характерными для направлений реализма, символизма, акмеизма, футуризма и других направлений.

    3. Ученик должен обладать навыками: владения основными понятиями, жанрами, терминами.

  2. Количество часов и виды работ.

Виды работ

Часы

1. Всего часов

17

2. Аудиторные

12,5

3. Самостоятельная работа

1,5

4. Контрольные срезы знаний

2

5. Домашняя работа

1

Вид контроля: реферат, контрольный срез, тест.

4. Тематический план.

Тема

Часы.

1. Введение.

1

2. « Философия Серебряного века» русской культуры

(конец 1890-начало 1900 годов»);

3

3. Россия в поисках перспектив (1917-1927 годы):

духовная жизнь – достижения и потери;

1

4. Культура русского зарубежья послеоктябрьского периода.

1

5. Сталинская модернизация России (1928-1938 годы):

«Свет» и «тени» духовной жизни советского общества;

2

6. Литература, музыка, живопись военных лет

(1939-1945 годы);

1

Срез знаний периода начала 20 века и до

Великой отечественной войны (1941 – 1945 гг.);

1

8. Русская православная церковь в годы тоталитаризма (1930 – 1950-е гг.).

1

9. «Оттепель» в культурной жизни общества

(1953 – середина 60-х годов)

2

10. Отечественная культура в период кризиса системы

(середина 60-х – середина 80-х гг.)

2

11. Отечественная культура в годы «перестройки»

(1985 – 1991гг).

1

12. 90-е годы: проблемы переходного периода и отечественная культура.

1

13. Заключение. Срез знаний по изученному курсу.

1

Содержание разделов дисциплины.

Тема № 1 (1 час).

Введение.

Кратко описать курс, заинтересовать ребят историей и культурой России: Древней Русью, в период революции и годы Великой Отечественной войны, представить сокровищницу отечественной культуры: знаменитых скульпторов, поэтов, актёров, режиссёров, педагогов. Дать список литературы.

Тема № 2 (3 часа).

Знакомство с историей отечественной культуры «серебряного века», её философской составляющей. Литературные течения начала 20 века в России: символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм. Творчество А. Блока, А. Белого, Н.Гумилёва, С.Городецкого, О.Мандельштама, А.Ахматовой, В. Хлебникова. В. Маяковского, А. Кручёных, С. Есенина.

Основные понятия: «золотой век», «серебряный век», символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм, литературное направление, особенности стиля.

Тема № 3 (1 час).

Развитие отечественной культуры в годы становления советского государства (октябрь 1917 – 1920).

Охарактеризовать культурный ренессанс рубежного времени в России, рассказать об Октябрьской социалистической революции, которая привела к установлению диктатуры пролетариата; возможностях пролетариата в сфере культуры социал-демократов.

Литература: 9,11,17,35,6,10,24,14,33.

Основные понятия: «эсхатология», «текстология», «пролеткульт», «культурная революция», «гематология», «геронтология», «иконоборчество».

СРУ: назвать общие и отличные черты культуры ренессанса рубежного времени и октябрьской революции. Рассказать, что на деле происходило с культурным наследием.

Тема № 4 (1 час).

Культура русского зарубежья после октябрьского периода.

Познакомить учащихся с предысторией этого уникального явления, рассказать о завоевании Европы деятелями русской культуры, о волне эмиграции (1917 – 1939 гг.), о том, как сохраняли великую культуру в условиях эмиграции.

Смотр портретов деятелей русской культуры в эмиграции:

И.Ф. Стравинского, М.И. Цветаевой, Ф.И. Шаляпина, Л.Н. Андреева, С.В. Рахманинова и др.

Литература: 15,4,30,18, 6,25.

Основные понятия: «неокантианство», «теология», «гносеология».

СРУ: показать на конкретных примерах, как утверждали себя в западной культуре деятели русской культуры. Попробуйте ответить на вопрос: есть ли какая-то связь между русским культурным ренессансом XIX – XX вв. и культурой русского зарубежья послеоктябрьского периода?

Тема № 5 (2 часа).

Сталинская модернизация России: отечественная культура в условиях тоталитаризма (30 - 50-е гг.).

Дать оценку этого периода, рассказать о выдающихся достижениях культурного процесса, об итогах этого периода, создание пятилеток (1928/29 – 1932/33 гг.), вторая пятилетка (1933 –1937 гг.), о продолжении строительства заводов, фабрик, достижениях в области науки и техники, физики, литературы и т.д.

Смотр памятников: памятник воину - освободителю В.В. Вучетича, «Рабочий и колхозница» В.И. Мухина, группа «Победа» Ю.Й. Микенаса, кинофильмы: «Клятва» М. Чиаурели, «Трактористы» И. Пырьева, архитектуры: дома, здания в Москве, метро.

Литература: 19,20,5.

Основные понятия: «генетика», «шовинизм», «археология», «физиология».

СРУ: что объёктивно тормозило успешное развитие отечественной культуры в 30 – 50-е годы. Каковы характерные черты русской политики в условиях тоталитаризма?

Тема № 6 (1 час).

Литература, музыка, живопись военных лет(1939– 1945 гг.).

Рассказать о сталинском режиме, геноциде против собственного народа, интеллигенции, о репрессиях, военной доктрине, о достижениях в области литературы, кинематографа, графики, живописи, скульптуре, театра, науки.

Смотр памятников периода 1941 – 1945 гг.: А.А. Денейка «Окраина Москвы», «Оратория Севастополя», портреты полководцев, партизан и т.д.

Литература: 19,13,34,7.

Основные понятия: ГУЛАГ, ГОМЭЦ, ВГКО.

СРУ: дать краткую характеристику состояния отечественной культуры накануне Великой Отечественной войны. Какие жанры искусства и литературы оказались, прежде всего, востребованы, какие временно отошли на «второй план»? О каких характерных чертах отечественной культуры свидетельствует её история военных лет?

Тема № 7 (1 час).

Срез знаний периода от начала 20 века и до Победы (1941 – 1945 гг.).

Тема № 8 (1 час).

Русская Православная Церковь в годы тоталитаризма (30-50-е гг.).

Рассказать о церковно-приходских школах, о жёсткости, политике властей по отношению к Русской Православной Церкви.

Рассказать о закрытии духовных школ, храмов, церквей, молитвенных зданий. Рассказать о патриотической деятельности Иерархов Русской Церкви (патриарх Алексий I и др.).

Смотр памятников: монастыри, храмы, церкви, соборы, часовни.

Литература: 23,8,21,22.

Основные понятия: «религия», «мечеть», «синагога», «митрополит», «архиерей».

СРУ: можно ли рассматривать этот период как трагедию в истории церкви?

Тема № 9 (2 часа).

«Оттепель» в культурной жизни общества (1953 – середина 60-х гг.). Познакомить с историей времени хрущёвской «оттепели», рассказать о культе личности и его последствиях, о ХХ съёзде КПСС, о запуске первого в мире искусственного спутника Земли (12 апреля 1961 г.), о явлениях отечественного кино, литературы, театра, песни.

Смотр памятников: портреты Н.С. Хрущёва, Ю. Гагарина, Г. Титова,

В. Терешковой, различных памятников архитектуры.

Литература: 34,16.

Основные понятия: «Хрущёвская оттепель», МХАТ.

СРУ: как «оттепель» отразилась на развитии отечественной литературы? Какие факторы способствовали отступлению «оттепели»?

Тема № 10 (2 часа).

Отечественная культура в период кризиса политической системы (середина 60-х – середина 80-х гг.).

Рассказать о 20-тилетии, отделяющем одну перестройку (Н. Хрущёва) от другой (М. Горбачёва) – «застой», «кризис системы» называли его, о движении диссидентства, об объединении СМОТ, познакомить с направлениями и итогами развития культуры.

Памятники архитектуры, скульптуры, художественные фильмы.

Литература: 2,32,34,11.

Основные понятия: «застой», «диссидентство», «самиздат», «тамиздат», «ксенофобия», СМОТ, конвергенция, «нация».

СРУ: назовите наиболее значительные события литературной жизни. Определите важнейшие вехи в развитии народного образования с 1965 по 1985 годы? Какие основные веяния наблюдались в этой сфере?

Тема № 11 (1час).

Отечественная культура в годы «перестройки» (1985 – 1991 гг.).

Литература: 34,29,25.

Рассказать о проведении политики гласности, политика реформ с 1985 года М.С. Горбачёвым, о 1000-летнем крещении Руси, познакомить со знаменательными событиями в области литературы и искусства.

Основные понятия: «публицистика», «гласность», политика нового мышления.

СРУ: дать краткую характеристику состояния науки в 1985 – 1991 гг. Рассказать о любом деятеле этого периода (например, Лихачёве Д.С., Тяйченко С.С. и др.).

Тема 12 (1 час).

90-е годы: проблемы переходного периода и отечественная культура.

Познакомить с кризисом во всех сферах жизнедеятельности российского общества – науке, политике, экономике, образовании, культуре и искусстве. Рассказать о сложных современных условиях функционирования отечественной культуры.

Литература: 31,28, 12.

Тема 13 (1 час).

Заключение. Срез знаний по изученному курсу.

  1. Лабораторный практикум не предусмотрен.

5.Учебно-методическое обеспечение.

    1. Основная литература:

А.А.Аронов Мировая художественная культура//Россия конца XIX –

начала ХХ вв.// Учебное пособие, М., 1998.

    1. Дополнительная литература.

1. Агеева Л.И., Лавров В.А. Хранитель: документальное повествование

о С. С. Гяйченко. – Л.: Советский писатель, 1990.

2. Аксёнов Г.П. Вернадский. – М.: Соратник, 1994.

3. Алпатов М. В. Воспоминания. – М.: Искусство, 1994.

4. Бавин С.П., Семибратова И.В. Судьбы поэтов серебряного века: Библ. очерки. – М., 1993.

5. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства, – в 2 томах. – М., 1994.

6. Вессараб М.Я. Ландау. Страницы жизни. – М., 1990.

7. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. – М., 1995.

8. Жуков И.И. Рука судьбы: Правда и ложь о Михаиле Шолохове

и Александре Фадееве. – М., 1994.

9. Жуков Ю.Н. Сохранённые революцией. – М.,1985.

10. Зарницкий С.В., Сергеев А.Н. Чичерин. – М.,1975.

11. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. Учебник. – М., 1994.

12. Кедров Ф.Б., Капица С.С. Сергей Есенин. – М, 1995.

13. Куняев С.Ю., Куняев С.С. Сергей Есенин. – М.,1995.

14. Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. – М., 1983.

15. Медведев Р. Хрущёв: Политическая биография. – М.: 1986.

16. Миндлин Э.Л. Не дом, но Мир: повесть об Александре Коллонтай. – М., 1988.

17. Митрополит Евлоний. Путь моей жизни. – М., 1994.

18. Наше отечество: Опыт политической истории. Ч.2, М., 1991.

19. Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г. История России: учебник. – М., 1997.

20. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. – М., 1995.

21. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. – М., 1996.

22. Протоиерей Владислав Цыплин. История Русской Православной Церкви. 1917 – 1990. – М., 1991.

23. Романюк С.К. Москва. Утраты. – М., 1992.

24. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1980-х годов. – М., 1991.

25. Соловьёв С.М. Владимир Соловьёв: жизнь и творческая эволюция. – М., 1997.

26. Соловьёв В.С. О христианском единстве. – М., 1991.

27. Соловьёва И.А. Немирович – Данченко. – М., 1997.

28. Солоухин В.А. Время собирать камни. – М., 1990.

29. Струве Г.П. Русская литература в изгнании/Краткий библиографический словарь русского зарубежья. – М., 1996.

30. Творческие портреты композиторов: популярный справочник. – М., 1990.

31. Уртлинцева М.Г. Словарь русской литературы. Нижний Новгород, 1997.

32. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995

33. Щукин А.Н. Знаменитые россияне: Библиографический словарь – справочник. – М., 1996.

34. Яковлева Т.С. Луначарский. – М., 1991.

    1. Методическое обеспечение.

Слайды, альбомы с фотографиями, книги с иллюстрациями памятников культуры того или иного периода.

Программа составил учитель истории Моисеев А.В.

Программа обсуждена и принята за основу на заседании МО учителей истории, протокол № 1 от 15 января 2004 года.

Руководитель МО: Худобина Н.В.

Программа одобрена на заседании педагогического совета, протокол № 2 от 20 .01.2005 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа элективного курса по химии «строение и свойства кислородсодержащих органических соединений» 10 класс (18 часов)

    Программа
    В тему «Кислородсодержащие органические соединения» (по программе О.С. Габриеляна) не включена информация о роли кислородсодержащих органических веществ: спиртов, альдегидов, карбоновых кислот как загрязнителей окружающей среды, а
  2. Элективный курс по истории Экономическая модель сталинизма (1928 1940 гг.)

    Элективный курс
    Программа курса по выбору «Экономическая модель сталинизма 1928 – 1940 гг.» рассчитана на 10 часов. Ориентирована на привлечение внимания учащихся к более глубокому изучению развития российского государства в 1928 – 1940 гг.
  3. Рабочая программа элективного курса                           

    Рабочая программа
    Основной учебник для учащихся Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: учеб. Для 10-11 кл.шк. с углубленным изучением гуманитарных предметов.
  4. Программы элективных курсов по предметам технологического цикла саранск 2008

    Документ
    В настоящее время одной из самых актуальных проблем является переход полной (средней) школы на профессиональное обучение учащихся. Анализ зарубежного опыта показывает, что во всех развитых странах общее образование на старшей ступени
  5. Содержание других брошюр программы элективных курсов по образовательным областям «Естествознание», «Информатика»

    Документ
    ЭОО Элективные курсы в профильном обучении: Образователь­ная область «Информатика»/Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров. — М.

Другие похожие документы..