Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1. Внести до закону України " Про збір на обов’язкове державне пенсійне страхування" (Відомості Верховної Ради України, 1997 р., №37, ст. 2...полностью>>
'Документ'
6. Особенности и механизмы развития инновационного процесса и направлений, стимулирующих создание усиленных научно- производственных бизнес - структу...полностью>>
'Документ'
Письмо заместителя Постоянного представителя Соединенных Штатов Америки при Организации Объединенных Наций от 27 ноября 2001 года на имя Председателя...полностью>>
'Биография'
Зато хорошо известна внеш- няя биография Сенеки: его имя часто встречается у историков, где он выс- тупает отнюдь не свидетелем, а участником важнейш...полностью>>

Источники и материалы для подготовки к интернет-тестированию по философии

Главная > Материалы для подготовки
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Источники и материалы для подготовки к интернет-тестированию по философии

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аблеев С.Р. История мировой философии: Учебник/С.Р.Аблеев.- М.: Астрель, 2002.-416 с.

Алексеев П.В. Социальная философия: Учеб. пособие/ П.В. Алексеев; Мос. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.. - М.: Проспект, 2003. - 256 с.

Введение в философию [Электронный ресурс]: Учебное пособие для вузов/ И. Т. Фролов [и др.]. - 3-е изд. перераб. и доп.. - Электрон. текстовые дан.. - Б.м.: б.и., Б.г.. - 623 с.

История философии [Электронный ресурс]: энциклопедия/ ред. А. А. Грицанов. - Электрон. текстовые дан.. - Б.м.: Книжный дом, 2002. - 1397 с.

Ермаков В.С. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный: сборник биографической информации/ В.С. Ермаков. - СПб.: Союз, 2003. - 448 с.

Звёздкина Э.Ф. Теория философии: учебное пособие/ Э.Ф. Звёздкина, В.Ф. Егоров; Под ред. Л.П. Буевой. - М.: Филол. о-во "Слово": Эксмо, 2004. - 448 с.

ЗенИстория русской философии: В 2-х т. Т.2/ В.В. Зеньковский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 544 с.

Ив Социальная философия: Учебное пособие/ А. А. Ивин. - М.: Гардарики, 2003. - 336 с.

КаОсновы философии: Учебник/ В. А. Канке. - М.: Логос, 2004. - 288 с.

Кириленко Г.Г. Основы современной философии: Учебник. - 4-е изд., доп. - СПб.: Лань, 2002. - 384 с

Новая философская энциклопедия: В 4-х т/ Пред. науч.-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль. – 2000 -2001. Т. I- IV

Радугин А.А. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие/ А.А. Радугин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 2003. - 272 с

Социальная философия: Учебник/ Мос. гос. ун-т. Философ. +фак.; Ред. И.А. Гобозов. - М.: Издатель Савин С.А., 2003. - 528 с

Спиркин А.Г. Философия: Учебник/ А. Г. Спиркин. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006.

Философия: учебное пособие/ Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. - М.: Филол. о-во "Слово": ЭКСМО, 2003. - 672 с. - (Высшее образование).

Философия: Конспект лекций. Словарь философских терминов. Вопросы для самоподготовки. Упражнения и задачи. Вопросы компьютерного контроля. Темы докладов и рефератов. Литература. Философские кроссворды./ Под ред. В.В. Трушкова. - М.: Былина, 2001. - 254 с

Философия: +Учебное пособие/ Отв. ред. В.П. Кохановский. - 8-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 576 с. - (Высшая школа)

Источники в сети Интернет:

Философ. портал (Ин-т фил-ии РАН):

http://iph.ras.ru/

/

Федер.фонд учеб. курсов (философия):

http:/ffec/index.html

Электрон. учебники по философии:

/db/msg/77985

/filos2.htm

/phylosophy.htm

Вопросы филос-ии. Науч.-теор.журнал РАН:

/Russian/vf/

Библиотека Гумер. Философия.

/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php

Факультет философии и политологии С–П. гос. университета:

/?name=news&pagenum=3

Тренировочные тесты по философии:

/index.php?menu=test_offline

/fil12.htm

/kopri/2KURS/filosofij/filosofij.html

Учебники в электронной библиотеке АГТУ

(/):

Алексеев П.В. Философия: учебник.

Габидулин Р. Философия. Новый курс

Гуревич П.С. Философия культуры.

А.Г.Деменев., О.В.Смирнова.  Философия. Тематика контр. работ и методические рекомендации для студентов заоч фак-та.

Крапивинский С.Э. Социальная философия.

Спиркин А.Г. Философия.

Фролов И.Т. Введение в философию.

Учебные пособия на сайте ИПП:

А.Г.Деменев. Соврем. философ. проблемы матем, естеств. и технич наук. Уч.-метод..пособ. для аспир. и соискателей.

А.Г.Деменев. О.В.Смирнова.  Философия. Тематика контр. работ и методические рекомендации для студентов заоч фак-та.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ по философии

Некоторые материалы для подготовки к интернет-тестированию по философии

Картина мира – понятие, обозначающее сформированную мировоззрением определенной эпохи систему знаний о мире, его причинах, структуре, порядке взаимодействия составных частей, взгляды на природу человека, его место и роль в целостной организации миропорядка.

К.Ясперс (философ 20 в.) «картину мира» определил как «совокупность предметного содержания, которым обладает человек в своем сознании». Можно сказать, что это совокупность знаний о мире, соответствующая конкретному мировоззрению: мифологическая картина мира, религиозная (христианская, мусульманская, буддистская и т.д.), философская (метафизическая, теологическая, космоцентричес­кая, антропоцентрическая, идеалистическая и т.д., в зависимости от того, какие установки положены в основание этой картины мира). Можно говорить о научной картине мира в целом и с точки зрения отдельных ее отраслей (физической, биологической, геохимической и т.д.).

Религиозная картина мира основана на вере в сверхестественное. Она догматична и мало меняется со временем.

Научная картина мира основана на опыте, доказательстве. Она постоянно меняется.

Философская картина мира, также как и научная, рационально обоснована, опирается на опыт. Но она отличается от научной картины мира большей обобщённостью и выражается как: идеалистическая, материалистическая, космоцентрическея и т.д. картина мира.

Восточная философия.

Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм (уважение к природе), альтруизм (противоположность эгоизма). Главный интерес – духовный мир человека. Основные школы и направления – ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм).

Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер (главный интерес – мораль, нормы поведения), опора на авторитет (учителя, родителей). Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм.

Античная философия

Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Эпикур – ученик Демокрита, атомист, призывал к удовольствиям, считал главной целью человека – счастье. Софисты – за деньги учили спорить, не искать истину, а доказывать свою правоту. Знаменитый софист – Протагор («Человек – есть мера всех вещей»). Эпикурейцы - оптимисты, стремились к удовольствиям. Стоики - пессимисты, призывали стойко переносить страдания и сохранять доброту души. Киники (циники) – отрицали общепринятые нормы. Знаменитый киник Диоген жил в бочке. Скептики (Пиррон) – сомневались в возможности истинных знаний (агностики).

Средневековая философия

Теоцентризм – принцип философии Средневековья. Креационизм – учение о сотворении мира и человека Богом. Провиденциализм – развитие мира предопределено Богом. Сотериологизм – главная цель человека – спасение души (попасть в рай). Эсхатологизм – предсказание конца света и Страшного суда.

Основные этапы средневековой философии: апологетика (II-III вв. Тертуллиан), патристика (IV-VI вв. Аврелий Августин – «Исповедь»), схоластика (XI-XIV вв. Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский).

Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение (судьба) и свобода человека, теодицея (оправдание Бога, допускающего в мире зло), разум и воля, душа и тело, пять доказательств существования Бога. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики. Спор о природе общих понятий (универсалий) – два подхода: 1) номинализм (общие понятия – лишь слова человеческого языка), 2) реализм (общие понятия существуют реально и объективно, в виде нематериальных идей).

Философия эпохи Возрождения

Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия (главный интерес – природа), пантеизм (Бог растворён в природе, Бог – это природа) – отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Шла секуляризация – освобождение от влияния религии. Эразм Роттердамский, Николай Кузанский, Ф.Петрарка, Л. да Винчи, Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей.

Реформация – реформа католической церкви, в результате которой появилось протестантство (М.Лютер, Ж.Кальвин). Н. Маккиавелли – автор книги «Государь» (или «Князь» – давал советы по управлению государством. Т.Мор, Т.Кампанелла – создатели утопических проектов социалистического общества.

Философия Нового времени (ХVII – ХVIII вв.)

Главный интерес - гносеология и методология. Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм.

Онтология: споры о субстанции. Сформировались три подхода: 1) монизм (в основе мира одна субстанция – материя или сознание), 2) дуализм (равноправие двух субстанций), 3) плюрализм (множественность субстанций).

Ф. Бэкон – первый философ Нового времени, родоначальник эмпиризма (сенсуализма), создал учение об идолах, или призраках – препятствиях, мешающих познанию.

Декарт – рационалист, дуалист, автор «Рассуждения о методе»

Спиноза – рационалист, пантеист (бог – это природа), гилозоист (вся материя обладает сознанием).

Лейбниц – рационалист, плюралист, автор «Монадологии» – учения о монадах – духовных субстанциях.

Современная западная философия

Позитивизм – философское направление, призывавшее сделать философию точной наукой, свести её к выводам из частных наук, изучать не общее и абстрактное, а частное и конкретное, проверяемое опытом или строгой математической логикой. Позитивистов не устраивала абстрактность классической философии, оторванность от жизни, необоснованные фантазии (Абсолютная идея Гегеля, Мировая воля Шопенгауэра и т.д.).

Этапы развития позитивизма (разновидности):

1) “первый” позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер) (30-40-е гг. XIX в.).

2) эмпириокритицизм – субъективно-идеалистическое учение, «мир – это мои ощущения» (Э.Мах, Р.Авенариус) (конец XIX в.).

3) Аналитический эмпиризм (логический позитивизм) – сводили философию к анализу языка, терминов, логики (Л.Витгенштейн, Б.Рассел) (начало ХХ в.).

4) Критический рационализм – философия науки, искали чёткие критерии, чтобы отделить научное от ненаучного (К.Поппер) (сер. ХХ в.).

5) постпозитивизм /историческая школа/ - изучали историю науки, как росло научное знание, как происходили научные революции (Т.Кун, И.Лакатос) (вторая половина ХХ в.).

Структурализм – направление, стремившееся превратить гуманитарные науки в точные, сделав акцент на изучении структуры исследуемого объекта и применении математических методов.

Прагматизм - направление в американской и английской философии, признававшее критерием истины полезность знания (Ч.Пирс, Д.Дьюи). Герменевтика – познание человека отличается от познания природы, познание человека - это понимание его мыслей, мотивов (В.Дильтей, Г.Х.Гадамер).

Феноменология – направление, призывавшее превратить философию в строгую науку, наподобие математики, убрав из неё всё непроверенное, оставив только ясное и самоочевидное (аксиомы), и дальше строить всё знание, опираясь на аксиомы (Э. Гуссерль).

“Философия жизни” – иррациональная философия (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон).

Экзистенциализм – пессимистическая философия. Главный интерес – экзистенция, т.е. существование человека (М. Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А. Камю).

Философия психоанализа - З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм («Иметь или быть»).

Томизм и неотомизм – религиозная философия последователей Фомы Аквинского (Фома – Thomas).

Персонализм – личность признаётся высшей ценностью.

Русская философия

На русскую философию повлияли языческие, античные, византийские традиции. Главные интересы – духовный мир человека, мораль (добро и зло, смысл жизни), социальные проблемы (проблема справедливого общества), роль и место России в мировой истории («Русская идея»).

Основные этапы и направления русской философии:

  1. Отдельные философские сочинения, в основном, религиозного характера /IХ – ХVII в.в./ (Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах, А.Курбский).

  2. Возникновение русской философии /ХVIII – I половина ХIХ в./ (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). Освобождение от влияния религии. Просвещение. Чаадаев в «Философических письмах» раскритиковал Россию, считал русских тупиковой ветвью. Дискуссия западников и славянофилов. Западники утверждали, что Россия должна развиваться по западному образцу (Кавелин, Грановский). Славянофилы утверждали, что у России свой путь развития (Хомяков, Аксаков, Киреевский).

  3. Революционные демократы считали, что надо совершить революцию и построить демократическое, социалистическое общество (Белинский, Герцен, Чернышевский – сторонник антропологического материализма Фейербаха).

  4. Народники – тоже стояли за социалистическое общество (Бакунин, Лавров, Ткачёв).

  5. Русские марксисты – Плеханов, Ленин.

  6. Русская религиозная философия. (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П. Флоренский). Главные темы – обновление религии, духовное очищение человека, и с помощью этого – улучшение общества. Толстой создал свою религию, за что был отлучён от церкви. Соловьёв создал философию Всеединства (единство Бога, мира, человечества). Бердяев писал о свободе и творчестве.

  7. Космизм – направление, представители которого мечтали о заселении людьми других планет и преобразовании Земли и космоса. Н.Ф. Фёдоров верил в возможность будущей науки воскрешать мёртвых. Циолковский создавал проекты ракетных двигателей.

Онтология

Разные формулировки основного вопроса философии: вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.

Субстанция – то, что существует само по себе, не завися ни от чего (causa sui – причина самой себя). Материалисты считают субстанцией материю, идеалисты – сознание, религиозные люди – Бога.

Атрибут – неотъемлемое свойство субстанции (для материи – это движение, пространство, время, отражение, системность).

Модус – единичное проявление субстанции (конкретные материальные предметы и процессы).

Монизм – принцип, согласно которому первичной является одна субстанция (частные случаи – материализм и идеализм).

Дуализм – принцип, согласно которому равноправны две субстанции (материя и сознание) (Декарт)

Плюрализм – принцип первичности множества субстанций (Лейбниц).

Принципы монизма, дуализма и плюрализма оформились в Новое время (17-18 вв.), когда философы много занимались проблемами субстанции.

Солипсизм – крайний вариант субъективного идеализма, сознание – единственная реальность, мир – это мои ощущения.

Эклектика – разновидность метафизики, механическое соединение несоединимых идей.

Субстанциальная концепция пространства и времени (первый подход) – П-В – независимые субстанции (Ньютон)

Реляционная концепция пространства и времени (второй подход) – П-В – это характеристики материи, они относительны (Эйнштейн).

Система – комплекс взаимодействующих элементов (определение Берталанфи – основоположника теории систем). Элемент – далее неразложимый компонент системы. Структура – это взаимосвязи элементов системы. Близкие понятия – часть и целое.

Типы систем: 1) Суммативные системы – это системы, качество которых равно сумме качеств элементов. Элементы автономны, связи между ними слабые, несущественные, случайные. Интегрированность элементов слабая. Например, поленница дров. 2) Целостные системы – это системы, в которых появляются новые качества, отсутствующие у элементов по отдельности. Элементы сильно интегрированы, внутренние связи сильнее внешних. Например, свойства молекулы воды не являются суммой свойств атомов водорода и кислорода.

Меризм (элементаризм) – принцип, согласно которому целое (система) – это сумма частей (элементов). Редукционизм – сведение сложного к простому, системы к сумме элементов.

Холизм – принцип, согласно которому целое больше, чем сумма частей. Потому что целое – это части + связи между частями. Благодаря связям у целого появляются новые качества, отсутствующие у частей.

Теизм – религиозное учение (бог создал мир и управляет им)

Деизм – бог создал мир, но дальше не управляет им

Пантеизм – бог – это природа, он растворён в природе, весь мир – это бог

Атеизм – бога нет

Философия науки

Цель науки – познание истины. Задачи: описание (явлений), объяснение (сущности), предсказание (прогностическая функция). Критерии научной рациональности (отличия науки): 1) объективность 2) обоснованность 3) существенность 4) систематичность

Уровни познания (этапы): эмпирический и теоретический.

Формы научного познания: факт (предложение, фиксирующее эмпирическое знание), проблема, гипотеза, принцип, закон, теория.

Метод познания – это совокупность приёмов и средств, используемых в изучении действительности. По широте применения методы бывают частнонаучные, общенаучные и всеобщие. 1) Частнонаучные методы применяются в узкой области, в одной или нескольких науках (метод спектрального анализа). 2) Общенаучные методы применяются в большинстве наук. Наблюдение – целенаправленное изучение внешних сторон и свойств объекта. Эксперимент – это метод изучения объектов в точно фиксированных условиях, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Сравнение – сопоставление предметов, выделение общих и различных признаков. Анализ – разделение объекта и изучение по частям. Синтез – соединение частей и изучение объекта как целого.

3) Всеобщим методом познания является философский, диалектический метод.

Развитие науки: периоды количественного накопления знаний сменяются периодами качественных скачков. Некоторое время наука развивается поступательно: новые знания присоединяются к старым, основные теории и принципы образуют научную картину мира, которая поддерживается большинством учёных (парадигма). Но постепенно накапливаются факты, которые не укладываются в старую картину мира, и под их давлением она разрушается. Начинается научная революция, в результате которой формируется принципиально новое представление о мире. И на основе новой картины мира наука опять начинает развиваться поступательно. Некоторые старые теории могут войти в новую картину мира в качестве частных случаев.

Т. Кун – автор книги «Структура научных революций». Он описал развитие науки, как смену парадигм, как переход количественных накоплений в качественные революции.

К. Поппер – принцип фальсификации. Научным является то знание, которое в принципе можно опровергнуть. Неопровергаемое знание – ненаучно.

Сциентизм – преувеличение положительных последствий развития науки и техники.

Антисциентизм – негативное отношение к науке и технике.

Философия техники

Основатели философии техники – Э. Капп (1877), П.К. Энгельмейер (1912).

Техника в переводе с греческого – искусство, мастерство. В настоящее время под техникой понимают, во-первых, совокупность средств человеческой деятельности, и, во-вторых, совокупность навыков и приёмов деятельности.

В развитии технических знаний выделяют четыре этапа. Первый этап – донаучный (с древнейших времён до эпохи Возрождения). Технические знания получались эмпирическим путём и были слабо связаны с наукой.

Второй этап – зарождение технических наук (сер. XV в. – 70-е гг. XIX). В этот же период зарождалось и набирало силу экспериментальное естествознание. Естественнонаучные теории проникали в прикладные технические знания и привели к возникновению технических наук. Т.е. технические науки возникли на стыке производства и естествознания.

Третий этап в развитии технический знаний – классический (70-е гг. XIX в. – сер. XX вв.).

Четвёртый этап развития технических знаний начался в сер. ХХ в. и получил название НТР.

Технологический детерминизм (технический детерминизм, техницизм, технократия) – преувеличение роли технического прогресса. Разновидности: концепция стадий экономического роста (Уолт Ростоу, США), теория единого индустриального общества (Реймон Арон Франция), теории постиндустриального, информационного общества (Джон Гэлбрейт, Даниэл Белл, Збигнев Бжезинский, Олвин Тоффлер).

Технический оптимизм – преувеличивает положительные последствия технического прогресса.

Технический пессимизм – преувеличивает отрицательные стороны прогресса (Бердяев, Булгаков).

Мораль – форма общественного сознания, система принципов и норм, регулирующих общественных отношения. Принципы морали: эгоизм и альтруизм, аскетизм (материальные ограничения) и гедонизм (главное – удовольствия), эвдемонизм (главное – счастье), гуманизм, коллективизм, индивидуализм. Этика - наука о морали. Категории этики – добро и зло, смысл жизни, счастье, справедливость, стыд.

Философия человека

Человек – существо био-психо-социальное. Фрейдисты преувеличивают биологическое начало в человеке (инстинкты, бессознательное). Марксисты доказывают социальную природу человека: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (Ленин).

Общество и история

Понятие «цивилизация» – 1) Синоним культуры (А. Тойнби); 2) Стадия в развитии локальных культур (О. Шпенглер, «Закат Европы», цивилизация как упадок культуры) 3) Стадия развития всего человечества, следующая за дикостью и варварством (Ф. Энгельс).

Глобальные проблемы современности.

(от лат. globus - шар) - главные, ключевые проблемы, отрешения которых зависит само существование, сохранение и развитие цивилизации.

Отличительная черта современной цивилизации - нарастание глобальных угроз и проблем. Речь идет об угрозе термоядерной войны, росте вооружений, неразумной трате природных ресурсов, болезнях, голоде, нищете и т.п.

Немаловажное значение в концепции глобальных проблем придают вопросу об их объективной "иерархии", т.е. о приоритетности одних из них по отношению к другим и их соподчиненности. Иерархия глобальных проблем не сводится к их формальной научной классификации, она диктует определенную последовательность как в их теоретическом анализе, так и в практическом решении.

Специалисты выстраивают глобальные проблемы в следующем порядке:

1. Сохранение мира и обеспечение необратимости процессов ограничения вооружений и разоружение; борьба с международным терроризмом.

2. Охрана окружающей среды;

3. Демографическая проблема человечества;

4. Проблемы обеспечения сырьем и энергией;

5. Использование ресурсов Мирового Океана;

6. Освоение космического пространства;

7. Устранение голода и болезней;

8. Преодоление отсталости.

Самые серьезные опасности для человечества не сопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и иными последствиями мировой войны, которая в потенции угрожает самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете. А.Эйнштейн, великий ученый, сказал по этому поводу: "Человек сначала должен обеспечить собственное выживание; только потом он может задать себе вопрос, какой вид существования он предпочитает".

Поэтому безъядерный, ненасильственный мир - не только высшая социальная ценность, но и необходимое предварительное условие для решения всех остальных глобальных проблем.

Конечно, ситуация в мире в 90-е годы изменилась, и в обществе растет понимание того, что в настоящее время мировые державы вряд ли прибегнут к помощи оружия, тем более ядерного, для решения тех или иных вопросов.

Вопросы обороны и "холодной войны", ужасов атомной войны уже меньше волнуют мир, на смену им пришла озабоченность разрушением среды обитания, другими формами кризиса цивилизации.

Центральной проблемой является гармонизация отношений общества и природы, поэтому экологическая безопасность рассматривается как одна из приоритетных задач.

Глобальная проблема кроется и в <завоевательском> отношении к природе. Отходы промышленного производства и применение химии в сельском хозяйстве чрезвычайно загрязнили окружающую среду. За последние 30-40 лет исчезли многие виды растений и животных, кислотные дожди уничтожили до половины лесов в ряде стран Западной Европы и Северной Америки. В России также наблюдаются все эти явления.

Весьма пессимистичны прогнозы ученых относительно возможности необратимых изменений в климате Земли в результате деятельности человека. Защита водных бассейнов и мирового океана является общепланетарной задачей.

Угроза кризиса цивилизации, вызванная глобальными проблемами - не только в системе международных отношений во всех ее параметрах, но и в региональных военных конфликтах, в хронической обездоленности двух третей человечества. Глобальная угроза - в воспроизводстве самого человека. Как урбанизация, технизация и другие аспекты современной цивилизации отразятся на самом человеке, его биологии и генетике, психофизиологических качествах - это вопросы фундаментальной важности, приобретшие глобальный характер.

Сложность и масштабность проблемы выживания человечества определяют острую необходимость в международном сотрудничестве. Актуализируется вывод Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) о том, что на пороге XXI века <человечество переживает решающий момент в своей истории>.

В Концепции устойчивого развития мира, принятой международным сообществом, нашли отражение три следующих положения:

1) признание того факта, что в центре внимания находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;

2) охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой компонентой процесса развития, она не может рассматриваться в отрыве от последнего;

3) необходимо в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении как нынешнего, так и будущих поколений.

Характерной тенденцией развития современной цивилизации является упрочение мировых связей и взаимозависимостей. Есть ли связь между усилением взаимозависимости и обострением глобальных проблем? Самая непосредственная. Для того, чтобы глобальные проблемы проявили себя как таковые, необходимо вступление всего человечества в новое состояние - систему всеобщей взаимозависимости.

В свою очередь, в основе дальнейшего усиления и углубления всемирной взаимозависимости и взаимосвязи лежат процессы интернационализации. Поэтому не случайным стало проявление в ряду законов общественного развития закона глобализации и интернационализации.

Футурология – наука о будущем человечества.

Концепция устойчивого развития: развиваться, но не повреждая природу. Принята в 1992 г. на конференции ООН в Рио-де-Жанейро.

Римский клуб – международный исследовательский центр, изучающий глобальные проблемы современности (учёные, политики, бизнесмены) (основатель клуба – А. Печчеи).

Глобальной проблемой №1 раньше считали проблему войны и мира, а сейчас считают угрозу международного терроризма.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Материалы к интернет-тестированию по социологии История

    Документ
    Любая научная дисциплина имеет свою историю. Знание такой ис­тории необходимо всем, кто приступает к изучению той или иной нау­ки. История показывает движение мысли, описывает научные дискус­сии, в которых зарождались идеи, становящиеся
  2. Материалы для подготовки к сессии студентам Iкурса заочного обучения (1)

    Материалы для подготовки
    1. Выполнять контрольные работы следует в отдельной тетради, которая должна быть подписана (фамилия и инициалы, номер группы и вариант контрольной работы).
  3. Интернет-ресурсы по программам средней школы

    Программа
    Официальная информация по вопросам образования Управление образованиемНачальная школаРусский язык и литератураМатематикаИнформатика Физика АстрономияХимияБиологияГеографияИстория и краеведениеИностранный языкИзобразительное искусствоМузыкаТрудовое
  4. Показатели выполнения требований гос II (обработка методами классической теории тестирования) Оглавление (1)

    Документ
    1.Тематическое наполнение разделов дисциплин и перечень учебных элементов в соответствии с требованиями ГОС-II к обязательному минимуму содержания ООП 260501.
  5. Показатели выполнения требований гос II (обработка методами классической теории тестирования) Оглавление (3)

    Документ
    1.Тематическое наполнение разделов дисциплин и перечень учебных элементов в соответствии с требованиями ГОС-II к обязательному минимуму содержания ООП 100103.

Другие похожие документы..