Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Дистанційний курс навчання „Модернізація державної податкової служби України”, що запроваджений в чинну систему навчання органів державної податкової...полностью>>
'Рабочая программа'
Основными целями преподавания дисциплины являются изучение теории организации, индивидуального, группового и общеорганизационного поведения, приобрет...полностью>>
'Документ'
Дистанційний курс навчання „Модернізація державної податкової служби України”, що запроваджений в чинну систему навчання органів державної податкової...полностью>>
'Рабочая программа'
Сегодняшняя реформа школы, вызванная информатизацией общества, направлена на гуманизацию образования, она ставит перед школой основную задачу – подго...полностью>>

Программа дисциплины   

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа дисциплины  «Методы анализа и прогнозирования социально-демографических структур»

для студентов специальности 06.18.00 «Математические методы

в экономике»

Программа дисциплины «Методы анализа и прогнозирования социально-демографических структур» федерального компонента цикла ДС составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения по специальности 06.18.00 «Математические методы в экономике».

 

Распределение времени изучения курса «Методы анализа и прогнозирования социально-демографических структур» по темам и видам работ.

 

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

 

 

 

Лекции

Семинары

 

1.

Воспроизводство населения как объект изучения

4

2

-

2

2.

Балансы движения населения и их показатели

10

4

4

2

3.

Дискретные матричные модели воспроизводства населения

12

4

4

4

4.

Методы оценки параметров моделей воспроизводства населения

12

4

4

4

5.

Режим воспроизводства населения и методы оценки его характеристик

10

2

4

4

6.

Регулирование режима воспроизводства населения

14

6

4

4

7.

Методы разработки и оценки точности прогнозов населения

14

4

6

4

8.

Моделирование миграции и трудового движения

12

4

4

4

9.

Модели воспроизводства населения в исследованиях проблем развития территориальных систем

12

4

4

4

                         Итого:                          100               34                34            32

 

 

 

 

3.а). Перечень примерных контрольных вопросов.

 Тема I

Что такое воспроизводство населения в узком и широком смыслах, в чем разница между этими процессами?

Какие виды движения населения учитываются при изучении воспроизводства в узком и широком смыслах?

Что такое структура и состав населения, в чем сходство и различие этих понятий?

Какие виды структур населения рассматриваются при изучении его воспроизводства в узком и широком смыслах?

Что такое группа населения и на основании каких его признаков она может быть сформирована?

Тема II

Как формируется общая схема баланса межгруппового движения населения и частных балансов его движения?

                        Приведите примеры различных вариантов балансов социального движения населения.

                        Опишите преимущества использования различных видов балансов при изучении процессов регионального размещения, межотраслевого движения, повышения уровня образования.

Опишите методику формирования показателей демографических моделей на основе данных балансов его движения.

Опишите основные принципы оценки показателей рождаемости и смертности в балансах движения населения, учитывающих его разделение только по возрасту, по полу и возрасту, по полу возрасту и социальной принадлежности.

Приведите примеры математической интерпретации  показателей движения населения.

      В каких ситуациях целесообразно рассматривать показатели движения населения как детерминированные величины, вероятности соответствующих событий, случайные величины?

Докажите эквивалентность различных систем социальных показателей, которые могут быть получены из данных баланса социального движения.

Тема III

   Приведите развернутую и матричные записи моделей естественного и социального движения населения, воспроизводства в широком смысле.

   Приведите примеры векторов-составов населения в моделях естественного и социального движения, воспроизводства в широком смысле.

   Приведите примеры использования операции свертки при построении агрегированных моделей (свертка по социальному признаку, полу и возрасту).

   Опишите методы оценки показателей моделей воспроизводства населения при наличии данных их балансов за ряд лет.

   Покажите основные отличия моделей замкнутых и открытых территориальных систем.

   Приведите примеры моделей естественного движения населения для одно- и двухполовой структуры населения.

   Приведите примеры моделей динамики образовательного состава, территориального размещения и межотраслевой структуры населения. Какие типы массивов исходной информации целесообразно использовать при построении этих моделей. В чем их различие?

Тема IV

   Опишите особенности использования метода максимального правдоподобия для оценки параметров естественного и социального движения по данным соответствующих балансов движения населения за ряд лет. Раскройте содержание гипотезы относительно характера изменчивости их значений.

   Приведите выражения для определения дисперсий этих оценок.

   Опишите подход к решению данной задачи с использованием макроинформации балансов. Существуют какие-либо ограничения при таком подходе?

   Как влияет основное соотношение между параметрами социального движения на характеристики точности оценок их значений.

   Чему равны ковариации оценок параметров социального движения при использовании метода максимального правдоподобия?

   Приведите примеры эконометрических моделей, используемых при оценке параметров естественного движения, межрегиональной миграции.

   Какие основные факторы, на ваш взгляд, целесообразно использовать в этих моделях?

   Приведите примеры гипотез, лежащих в основе эконометрических моделей рождаемости, смертности, миграционного движения.

   В чем состоят особенности метода аналогий при определении перспективных значений параметров рождаемости. Какие концептуальные предположения учитываются при выборе “аналога”?

   Опишите особенности расчета значений показателей движения населения и точности их оценок с использованием экспертного метода.

Тема V

  Что такое режим воспроизводства населения и какие показатели его характеризуют? Опишите методы оценки этих показателей.

  В чем состоит отличие показателей «нетто-» и «брутто-» воспроизводства населения?

      Опишите методы оценки предельного темпа и предельной структуры населения.

  Сформулируйте условие роста населения в моделях естественного и социального движения.

   Почему предельный темп роста населения в моделях социального движения равен единице?

   Чем отличается реальный темп роста и структура населения от предельного? Опишите явление «демографических волн». Чем вызвано это явление?

   Оцените влияние социального движения на предельный темп роста населения. Дайте содержательную интерпретацию этому результату.

 

 

Тема VI

   Опишите общую постановку задачи регулирования воспроизводства населения и оценки регулирующих воздействий.

      Что такое эталоны регулирования? Приведите их примеры.

   Приведите примеры основных уравнений, используемых в оценках регулирующих воздействий.

   Используйте эти уравнения в оценках характеристик режима воспроизводства.

   Найдите условия постоянства роста, структуры и режима воспроизводства населения в целом в задаче регулирования его естественного движения.

Тема VII

   Опишите постановку задачи оценки точности прогнозов населения.

   В чем разница теоретического и эмпирического подходов к оценке точности демографических прогнозов?

  Опишите методы оценки дисперсии и ковариационный матрицы прогноза населения при детерминированных, стохастических и случайных параметрах моделей. В каких ситуациях целесообразно применение каждого из этих методов?

   В чем недостатки оценок дисперсии и ковариаций прогнозного состава населения при детерминированных и стохастических параметрах?

   Какие дополнительные предположения необходимо использовать при оценке интервальных характеристик демографических прогнозов на основе их дисперсий.

Тема VIII

   Опишите основные типы моделей миграции населения и трудовых ресурсов и учитываемые ими факторы.

   В чем принципиальное отличие моделей миграции открытых и замкнутых территориальных систем?

   В чем состоит сходство и различие гравитационных и эконометрических моделей миграции, учитывающих одни и те же факторы?

   Приведите особенности использования эконометрических методов и моделей в оценках потоков миграции. Укажите основные факторы этих моделей.

   В чем состоят особенности маятниковой миграции трудовых ресурсов?

   Как учитывается маятниковая миграция в демографических моделях развития города?

      Раскройте особенности использования метода максимума энтропии в оценках потоков маятниковой миграции.

Тема IX

   Приведите примеры моделей демографического развития города с учетов маятниковой миграции.

   Чем отличается текучесть рабочей силы от ее межотраслевого перераспределения?

   Какие процессы и показатели развития города зависят от демографических показателей?

   Как оценивается потребность в рабочей силе в градообразующих и градообслуживающих отраслях?

   Что такое экономически активное население и как оценить его величину?

   Приведите основные блоки балансовой модели демографического развития города как открытой системы?

   Опишите основные подходы к оценке половозрастных структур миграционных потоков населения города?

   Опишите основные блоки модели регионального размещения населения на территории страны?

   Укажите возможные способы формирования миграционных потоках в этих моделях. В чем их сходство и различие?

   Раскройте особенности использования метода максимума энтропии при моделировании межрегиональной миграции.

   Что такое оптимум  населения? Приведите примеры трактовок этого понятия.

   Как учитываются демографические и социальные характеристики в критериях общественного развития?

   Опишите общую постановку задачи оптимизации социального движения.

   Приведите примеры постановок задач оптимизации размещения населения и отраслевой структуры трудовых ресурсов.

 

3.а). Перечень примерных заданий для самостоятельной работы.

Задание 1

Вы работаете в аналитическом отделе Центра занятости населения и получили задание проанализировать особенности социального движения населения за 1999 г.

Исходные данные для построения баланса социального движения возьмите из Российского статистического ежегодника – 2000. Вам потребуется таблица 6.6. – Среднегодовая численность занятых в экономике по отраслям (стр. 112).

Допустим, в 1999 г. органы государственной статистики зафиксировали, что в связи с интенсификацией производства численность занятых в промышленности сократилась на 150 тыс. чел., которые равномерно распределились между тремя отраслями: строительством, оптовой и розничной торговлей и общепитом; сферой финансов, кредита и страхования. Прирост занятых в промышленности достигнут за счет работников, пришедших из сельского хозяйства. Оставшаяся часть бывших тружеников сельского хозяйства распределилась следующим образом: 20% направились в лесное хозяйство, по 25% – в строительство и на транспорт и 30% – в оптовую и розничную торговлю и общепит.

Известно также, что сферы финансов, кредита, страхования и управления могут пополняться за счет работников науки и научного обслуживания.

Работники здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения уходят в торговлю и общественное питание.

Увеличение численности занятых в прочих отраслях может происходить за счет бывших работников лесного хозяйства, связи, жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания, работников культуры и искусства, а также управления.

Строители переходят в жилищно-коммунальное хозяйство, работники транспорта – на предприятия связи, работники оптовой и розничной торговли и общепита – в управление, работники здравоохранения – в оптовую и розничную торговлю и общепит, работники образования – в науку и научное обслуживание.

От вас требуется:

1.         Построить баланс социального движения и на его основе определить показатели межотраслевых переходов; вероятности выхода для каждой отрасли, а также перехода в п-ю отрасль, вышедших из r-й отрасли.

2.         Сформировать матрицу параметров социального движения, содержащую вероятности межотраслевых переходов, в агрегированном виде.

Отрасли-агрегаты имеют следующую структуру:

I – промышленность и строительство;

II – сельское и лесное хозяйство;

III – транспорт и связь;

IV – оптовая и розничная торговля, общественное питание;

V – здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание; 

VI  – финансы и кредит, страхование; управление; прочие отрасли.

 

Задание 2

Вы являетесь работником планового отдела Министерства образования России и получили задание построить прогноз распределения численности занятых в экономике по уровню образования до 2004 года.

В качестве исходной информации у вас есть «Российский статистический ежегодник  – 2000», в частности, таблицы 6.10 – Среднегодовая численность занятых в экономике по отраслям (стр. 112) и 6.13 –  Распределение численности занятых в экономике по уровню образования, в процентах к итогу (стр.117).

Для определения матрицы параметров социального движения модели динамики образовательного состава используйте данные 1998-1999 гг.

При построении прогноза распределения численности занятых по уровню образования не принимайте во внимание особенности естественного движения населения.

 

 

Задание 3

На основании исходной информации, состоящей из показателей повозрастной смертности (дожития) по пятилетним возрастным группам мужского и женского населения и показателей повозрастной рождаемости женского населения России (Демографический ежегодник России – 2000), оценить предельный темп и предельную структуру воспроизводства населения РФ путем решения характеристического уравнения модели естественного движения (пакет прикладных программ Demos1). Примечание: доля девочек среди новорожденных равна 0,488.

 

Задание 4

На основании результатов решения задания 1 и исходной информации о половозрастных характеристиках процессов естественного движения населения за 1990-1998 гг. с использованием методов регулирования режима воспроизводства населения (т. е. не прибегая к процедурам решения характеристического уравнения) оценить предельные темпы роста и предельную половозрастную структуры населения в соответствующие года (пакет прикладных программ  Demos1).

Проанализировать тенденции изменения предельных характеристик режима воспроизводства населения России за период 1990-2000 гг.

 

Задание 5

(для уровня реферата и курсовой работы)

На основании исходной информации о показателях естественного движения населения России за 1998 гг. (см. задание 1) и его половозрастном составе за 2000 г. (см.Демографический ежегодник России – 2000) в предположении, что:

1.      Значения показателей естественного движения останутся неизменными;

2.      Среднеквадратические ошибки численности половозрастных групп  равны 1% от их численности;

3.      Среднеквадратическая ошибка показателей естественного движения составляет 2% от уровня соответствующего показателя.

4.      Ковариации между численностями населения в различных половозрастных группах равны нулю.

5.      Ковариации между показателями естественного движения населения в разных половозрастных группах раны нулю.

Провести следующее исследование:

1.         Разработать прогноз численности и половозрастного состава населения России на 2005, 2010, 2015 гг.

2.         Оценить дисперсию прогноза числености населения за соответствующие года.

 

4. Примерная тематика рефератов[1]

Баланс естественного движения населения РФ, области, города (по материалам переписки текущего учета населения) и его основные показатели.

Баланс образовательного состава населения и его основные показатели (по материалам в статистических сборниках).

Преобразование моделей воспроизводства населения в широком смысле в агрегированные модели естественного и социального движения с использованием операции «свертка» (на примере моделей размещения, моделей типа «город-село» и др.).

Оценка текущих и предельных темпов роста и структуры населения РФ по модели естественного движения для случая одного и двух полов.

Особенности развития демографической волны в РФ и ее влияние на основные группы населения в республике.

Методы оценки средней ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин (на примере РФ по данным демографических ежегодников).

Возможные направления активной демографической политики в РФ и приоритетные по реализации ее мероприятий группы населения (мужчины, женщины, дети, трудоспособные, пенсионного возраста и т.п.).

Появление приоритетных групп населения для реализации мероприятий демографической политики в РФ по результатам решения задачи регулирования естественного движения населения с использованием информации «Демографических ежегодников».

Оценка предельных темпов роста и структуры населения ряда стран с использованием процедур расчета регулирующих воздействий для естественного движения населения (с использованием данных «Демографических ежегодников  и пакетов прикладных программ).

«Брутто»- и «нетто»-  коэффициенты воспроизводства, среднеожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин РФ по данным демографических ежегодников.

Прогнозы численности и половозрастного состава населения РФ (области, города) и анализ их результатов (с использованием пакета прикладных программ).

«Оптимистический» и «пессимистический» демографические прогнозы для РФ и дать их обоснование. По полученным данным произвести оценку точности демографического прогноза РФ.

Оценка дисперсии и доверительного интервала демографического прогноза РФ при 2%, 5% ошибки исходных данных (составе населения) при использовании:

– детерминированных моделей;

– стохастических моделей;

– моделей со случайными параметрами (при 5, 10% среднеквадратической ошибки их значений).

Разработать прогнозы миграционных процессов в РФ с использованием данных текущего учета и переписи населения по гравитационным моделям и дать анализ их результатов.

Критерии общественного развития с использованием показателей среднеожидаемой продолжительности жизни, риска смертности. Оценка параметров этих критерий по статистическим данным (статистические ежегодники).

 

 

5. Перечень тем для самостоятельной работы.

Тенденции демографического развития РФ. Анализ динамики образовательной и отраслевой структур населения страны за 1991-2001 гг. (по материалам статистических ежегодников).

Балансы воспроизводства населения в широком смысле для трех систем показателей социального явления. Характеристики этих балансов. Доказательство эквивалентности балансов.

Матричные модели воспроизводства населения для моделей динамики размещения населения на территории страны и отраслевого состава. Обоснование вида матриц социального движения с учетом имеющейся информационной базы.

Особенности операции «свертки» по социальным признакам для моделей динамики размещения населения и отраслевого состава населения (свертки по полу возрасту, отдельным социальным признакам).

Методы оценки «брутто»- и «нетто»-  коэффициентов воспроизводства населения и анализ их различий.

Метод аналогий в оценках параметров естественного движения.

Метод максимального правдоподобия в оценках параметров движения населения на основе макроданных балансов.

Условия расширенного воспроизводства населения для модели его воспроизводства в широком смысле.

Постановки и особенности решения задачи регулирования динамики образовательного состава.

Постановки и решения задач регулирования социального состава населения при общем виде матрицы социального движения.

Анализ сходства и различия методов оценки ошибок параметров в стохастических моделях и моделях со случайными параметрами (дисперсии и ковариационной матрицы).

Методы построения ковариационных матриц прогнозов населения при детерминированных и стохастических моделях, моделях со случайными параметрами. Проанализировать полученные результаты.

Эконометрические модели миграции, построенные на сопоставлении факторов миграции.

Балансовые модели в замкнутых и открытых системах, учитывающие входные и выходные потоки миграции.

Методы оценки половозрастных структур миграционных потоков.

Системы ограничений в задачах оптимизации воспроизводства населения.

 

6.  Литература.

ОСНОВНАЯ:

1.              Бойко А.И., Карманов М.В. Экономическая демография. Учебно-методическое пособие. М., 1997.

2.              Демография: современное состояние и перспективы развития: учебное пособие для студентов вузов /Под редакцией Д. И. Валентея. М.: Высшая школа, 1997.

3.              Староверов О.В. Азы математической демографии. М.: Наука, 1997.

4.              Статистика населения с основами демографии: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1990.

5.              Introduction to the Mathematics of Demography, by Robert L. Brown, 1997.

6.              Matrix Population Models: Construction, Analysis and Interpretation, Hal Caswell, Sinauer Accoc. (Oregon Univ.) 2000.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

7.   Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов. М.: Финансы и статистика, 1985.

8.   Староверов О.В. Модели движения населения. М.: Наука, 1979.

9.   Тихомиров Н.П. Статистические методы анализа воспроизводства населения. М.: Финансы и статистика, 1983.

10. Demography: Measuring and Modeling Population Processes, by Samuel H., Preston at al, Blackwell Pub., (Pennsylvania  Univ.), 2000.

 

Перечень пакетов прикладных программ, используемых при изучении курса

1.         Econometric-Views.

2.         Demos1 – “Оценка темпов и структуры воспроизводства населения” (разрабатывается авторами проекта).

3.         Demos2 – “Оценка параметров кривых Пирсона и Гомперца-Мейкейма, аппроксимирующих распределения повозрастной рождаемости и смертности”  темпов и структуры воспроизводства населения” (разрабатывается авторами проекта).

4.         Demos3 – “Оптимизация размещения населения” (разрабатывается авторами проекта).

[1] При написании рефератов предполагается проведение расчетов с использованием программного комплекса курса «Методы анализа и прогнозирования социально-демографических структур». В перечне представлены агрегированные темы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины (11)

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявленными к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом образовательных
  2. Программа дисциплины (7)

    Программа дисциплины
    Программа (лекций - 36 ч., лабораторных работ – 36 ч.) предназначена для подготовки специалистов по специализации «неорганическая химия». Она включает в себя изучение основ дифракционных методов исследований кристаллов - основного
  3. Программа дисциплины «товароведение и экспертиза кожевенно-обувных товаров»

    Программа дисциплины
    самостоятельная работа студентов, в которую входят освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение указанных выше рефератов и докладов.
  4. Программа дисциплины «таможенная экспертиза качества непродовольственных товаров и сырья»

    Программа дисциплины
    изучение целей, задач, назначения, принципов таможенной экспертизы непродовольственных товаров; современных методов проведения таможенной экспертизы товаров; организации государственного контроля внешнеэкономической деятельности,
  5. Программа дисциплины «рынок непродовольственных товаров»

    Программа дисциплины
    самостоятельная работа студентов, в которую входят освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение рефератов и докладов.

Другие похожие документы..