Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Специфика педагогических измерений, проводимых в рамках Интернет-экзамена, вытекает из поставленной цели – оценки степени соответствия подготовки сту...полностью>>
'Закон'
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую ...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академи...полностью>>
'Лекция'
Назначение и виды внешней памяти. Классическая функция внешней памяти состоит в том, чтобы сохранять информацию для повторного использования. Отсюда ...полностью>>

Международное право (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТЕМА 13. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ

1. Проблемы сотрудничества в борьбе с преступностью в современных международных отношениях.

В настоящее время государства, осуществляя совместные Действия, направленные на борьбу с международной преступностью, сталкиваются с рядом проблем:

1. Проблема юрисдикции. Уголовная юрисдикция государства определяется его национальным законодательством и нормами международного права. В основу ее определения положен территориальный принцип. В некоторых государствах она определяется на основе принципа гражданства, но это касается некоторых категорий дел (США). Редко, но встречается и принцип пассивного гражданства. В последнее время в МД закладывается принцип универсальной юрисдикции. Различный подход национальных законодательств к определению юрисдикции ведет к коллизии юрисдикций двух и более государств, которая, как правило, разрешается на договорной основе.

2. Юрисдикция государства жестко привязана к его территории, тогда как преступления такой четкой связи не имеют. В зависимости от воздействия на мировое сообщество все преступления можно подразделить:

- международные преступления государств – это такие международно-противоправные деяния, возникшие в результате нарушения государством своих обязательств, которые имеют основополагающее значение для жизненно важных интересов мирового сообщества;

- преступления международного характера, посягающие на национальный правопорядок и затрагивающие интересы мирового сообщества;

- общеуголовные преступления, не затрагивающие международный правопорядок, не оказывающие влияния на международные отношения, но отправление правосудия по ним не возможно при помощи других стран.

3. Уголовно-процессуальные действия властей государства ограничены его территорией, тогда как для нормального отправления правосудия в некоторых случаях требуется проведение процессуальных действий в другой стране. Эта проблема решается на двух- и многосторонней основе.

4. Проблема экстрадиции – т.е. передачи лица государством, на территории которого оно находится, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение. Она осложняется тем, что затрагивает суверенитет заинтересованных государств, и требует соблюдения громоздкой и длительной процедуры.

5. Передача осужденных лиц регулируется Конвенцией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбытия наказания в государстве, гражданами которого они являются (Берлин, 1978 г.), и Конвенцией о передаче осужденных (Страсбург, 1983 г.).

6. Проблема поведения должностных лиц, обращения с заключенными, защиты жертв преступлений и др.

2. Основные направления взаимодействия государств в противодействии международной преступности

К ним относятся:

1) Пиратство. Правовая основа борьбы с ним заложена в Конвенции об открытом море, 1958 г., и Конвенции ООН по морскому праву, 1982 г. (ст. 100-107).

Суды государства, корабль которого осуществил захват пиратского судна, могут определять наказание пиратам.

2) Рабство и работорговля. В отношении противоборства с ними действуют Конвенция относительно рабства, 1926 г., Протокол 1953 о внесении изменений в Конвенцию1926 г. и Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. В них дано определение рабства, работорговли, названы институты, сходные с рабством. Государства обязуются сотрудничать друг с другом в этом вопросе и ввести в национальное законодательство нормы, запрещающие подобные деяния.

3) Торговля людьми. В этой области действует Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами, 1950 г., которая создала международно-правовую базу для наказания организаторов, содержателей и финансистов домов терпимости. Государства обязаны отметить все акты, предусматривающие регистрацию лиц, занимающихся проституцией или требующих выдачу специального документа, и установить контроль за разного рода конторами по найму на работу, дабы избежать их использования в целях проституции. Предусмотрено создание специального международного механизма для координации и обобщения результатов деятельности государств

в этой области.

4) Терроризм. Борьба с ним ведется на основе:

- Межамериканская конвенция о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, 1971 г.;

- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе, дипломатических агентов, 1973 г.;

- Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, 1976 г. выделила две категории правонарушений:

а) преступные деяния в силу участия государств в Конвенции;

б) деяния признание преступными которых отдано на усмотрение государств.

В системе ООН создан специальный комитет по международному терроризму, занимающийся подготовкой международный договор о борьбе с терроризмом, предоставляющий рекомендации ГА ООН по данной проблеме.

На региональном уровне проблема терроризма находится в зоне внимания ОБСЕ, ОАГ, СНГ и др.

Нормы международного права обязывают государства выдавать террористов тем государствам, на территории которого совершены террористические акты или судить их по своим законам.

5) Захват заложников. В 1979 г. принята Конвенция по борьбе с захватом заложников, которая создала правовую основу для сотрудничества государств по пресечению действий, направленных на захват заложников.

6) Безопасность гражданской авиации и морского судоходства. Борьба с преступлениями в этой области ведется на основе:

- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.);

- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 г.);

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 г.) и Протокол, касающийся незаконных актов в международных аэропортах, 1988 г.

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 1988 г.) и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г.

Эти Конвенции предусматривают:

а) универсальную юрисдикцию– если предполагаемый преступник находится на территории одного из государств-участников,

б) юрисдикцию государства регистрации воздушного судна или государства флага морского судна,

в) территориальную юрисдикцию,

г) юрисдикцию государства гражданства,

д) юрисдикцию государства, на территории которого совершило посадку воздушное судно и предполагаемый преступник находится на его борту. Выдача регулируется на основе принципа – выдавай или наказывай. В двусторонних договорах о воздушном сообщении также со держатся нормы по вопросам борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

7) Незаконный оборот наркотиков. В настоящее время действуют:

- Единая конвенция о наркотических средствах, 1961 г. Ст. 36 Конвенции называет 18 уголовно наказуемых деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Государствами-участниками был утвержден Международный комитет по контролю над наркотиками;

- Конвенция о психотропных веществах, 1971 г.;

- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, 1988 г., которая установила меры контроля и санкции за все формы их незаконного оборота, а также конфискацию доходов и имущества виновных.

В системе ООН функционируют:

- Комиссия ООН по наркотическим средствам;

- Международный совет по контролю за наркотическими средствами;

- Программа ООН по контролю за наркотическими средствами;

- Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотиками. Борьба с незаконным оборотом наркотиков ведется также на двустороннем и региональном уровне.

8) Фальшивомонетничество. Действующая в этой области Конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков была принята в Женеве в 1929 г. Ее участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различия между подделкой собственных и иностранных денег и ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников. В настоящее время ряд статей конвенции устарел и требует дополнений. Эти пробелы восполняются двусторонними договорами и национальным законодательством.

9) Вербовка наемников. Борьба с наемничеством получила свое правовое закрепление в Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, 1989 г., где содержится формула определения юрисдикции: территориальный принцип, принцип гражданства, универсальный принцип. Международная борьба с преступностью координируется Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности, Экономическим и Социальным Советом, Секретариатом ООН, специализированными учреждениями ООН. Непосредственно противостоят преступным проявлениям:

- Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они собираются один раз в пять лет, и координируют усилия мирового сообщества в борьбе с преступностью и унификацией международного уголовного права.

- Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию в составе 40 человек, избираемых ЭКОСОС на 3 года;

- Интерпол (Международная организация уголовной полиции), задачей которой является предупреждение уголовных преступлений международного характера и борьба с преступностью путем широкого сотрудничества уголовной полиции разных стран. Она была создана в 1923 г., действующий УставИнтерпола вступил в силу в 1956 г.

Основными направлениями деятельности Интерпола являются:

- уголовная регистрация;

- международный розыск преступников и лиц, пропавших без вести;

- поиск похищенных ценностей;

- оказание технической помощи странам-участникам;

- статистика и научно-исследовательская деятельность.

На региональном уровне борьба с преступностью осуществляется ОАГ, ЛАГ, Советом Европы, Европейским Союзом и др. С 1993 г. в СНГ действует на постоянной основе Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ.

Вопросы:

1. Назовите существующие основания экстрадиции.

2. Перечислите международные организации, действующие в сфере

международного уголовного права.

3. Раскройте роль ООН в борьбе с международной преступностью.

ТЕМА 14. ПРАВОМЕЖДУНАРОДНОЙБЕЗОПАСНОСТИ

1. Современные международные отношения и право международной безопасности (ПМБ)

Реальности современного мира свидетельствуют о том, что:

- международная безопасность имеет многогранный и всеобъемлющий характер;

- безопасность одного государства связана с безопасностью мирового сообщества в целом.

Роль МП в создании системы международной безопасности сводится к решению следующих задач:

а) обеспечение функционирования того механизма обеспечения мира,

который уже есть у мирового сообщества, и укрепление существующего международного правопорядка;

б) создание новых международно-правовых норм, отвечающих современным реалиям обеспечения безопасности.

Выполнение этих задач связано как с процессом правоприменения, так и нормотворчества.

Право международной безопасности – это совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направленных на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, продовольственной, экологической, информационной безопасности государств и стабильности международных отношений.

Юридическую основу права международной безопасности составляют такие принципы как:

1) Основные принципы МП:

- неприменение силы или угрозы силой;

- мирное разрешение международных споров;

- невмешательство во внутренние дела;

- разоружение;

- сотрудничество государств.

2) Специальные принципы права международной безопасности:

- равная безопасность;

- ненанесение ущерба;

- равенство и одинаковая безопасность;

- неделимость международной безопасности.

2. Международно-правовые средства обеспечения безопасности

Международно-правовое обеспечение мира и безопасности представляет собой совокупность урегулированных международно-правовых мер, направленных на мирное разрешение международных споров,

создание систем коллективной безопасности, предотвращение возникновения войны, пресечение актов агрессии, сокращение ВС и вооружений, сужение материальной базы и пространственной сферы ведения войны, укрепление мер доверия и установление эффективного международного контроля за деятельностью государств в военной области. Система международной безопасности состоит из целого рода компонентов, обеспечивающих безопасное и стабильное развитие международных отношений. Она предусматривает:

1. Коллективные меры, предполагающие широкое международное сотрудничество.

2. Превентивную дипломатию, задача которой состоит в предотвращении возникающих угроз миру и мирном урегулировании международных споров.

Международное право располагает набором средств обеспечения международной безопасности:

а) коллективная безопасность (универсальная и региональная);

б) мирные средства разрешения споров;

в) меры по ослаблению международной напряженности, прекращению гонок вооружений и разоружению;

г) меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы мира;

д) неприсоединение и нейтралитет;

е) меры по укреплению доверия между государствами и др.

Среди названных средств обеспечения международной безопасности особое место отводится:

I. Коллективная безопасность – означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии. Система коллективной безопасности юридически оформляется договором, где наряду с конкретными обязательствами его участники закрепляют три положения:

- не прибегать к силе и угрозе силой;

- разрешать споры исключительно мирными способами;

- активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру, оздоровления международной обстановки.

Различают два вида системы коллективной безопасности:

1) Универсальную. Глобальной организацией коллективной безопасности является ООН. Она преследует ряд целей, но главная состоит в поддержании международного мира и безопасности, принятии для этого эффективных коллективных мер (ст. 1 Устава ООН).

Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает:

- меры по запрещению угрозы силой или ее применение в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);

- меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);

- меры разоружения (ст. 11, 26, 47);

- меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);

- меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);

- временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

- принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);

- принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42);

2) Коллективная безопасность на региональной основе. Допуская существование региональных соглашений и органов безопасности, Устав ООН (гл. VIII) предъявляет к ним определенные требования:

- участие только государств одного политико-географического района;

- действие соглашений не должно выходить за пределы данного района;

- акции, предпринимаемые в рамках региональной системы безопасности, не могут противоречить действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН;

- СБООН должен быть информирован о предпринимаемых или намечаемых действиях по поддержанию международного мира и безопасности.

Главным в системе коллективных мероприятий региональных организаций безопасности (по смыслу ст. 52 Устава ООН) являются:

а) мирные средства предотвращения войны;

б) принудительные меры с применением вооруженной силы могут предприниматься только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников системы коллективной безопасности (т.е. на основе ст. 51 Устава ООН – коллективная самооборона);

в) принудительные меры в рамках региональной организации безопасности могут применяться под руководством СБ ООН.

В настоящее время региональными системами коллективной безопасности являются: Организация Американских государств (ОАГ),

Организация Африканского единства (ОАЕ), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Система коллективной безопасности в рамках СНГ.

II. Мирные средства разрешения международных споров. Мирное разрешение международных споров является одним из основных принципов МП, который нашел свое закрепление в Уставе ООН (ст. 1), Декларации о принципах МП 1970 г., Декларации принципов ЗА СБСЕ 1975 г. и др.

Средства мирного разрешения международных споров определены в ст. 33 Устава ООН:

- непосредственные переговоры;

- добрые услуги и посредничество;

- смешанные комиссии – следственные и согласительные;

- международная арбитражная и судебная процедура;

- разрешение споров в международных организациях.

Первые три средства предполагают определенное участие спорящих сторон в процедуре урегулирования их разногласий.

Международная арбитражная и судебная процедура исключает заинтересованные стороны из процесса урегулирования спора и требует обязательного выполнения решения, принятого международным судом или арбитражем.

Разрешение спора в международных организациях предусматривает политическое урегулирование спора.

III. Разоружение – это комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию.

Общая международно-правовая основа разоружения заложена в Уставе ООН:

- ГА ООН рассматривает принципы разоружения и регулирования вооружений и выносит рекомендации в этой области СБООН и членами организации (ст. 11);

- СБООН несет ответственность за формулирование планов создания системы регулирования разоружения (ст. 26);

- Военно-штабной комитет дает рекомендации и оказывает помощь СБ ООН по вопросам, относящимся к регулированию вооружений и возможному разоружению (ст. 47).

Основными источниками норм в области права международной безопасности являются международные договоры:

,1) универсальные (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.);

2) региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.);

3) двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). МП прямо не обязывает государства разоружаться, но по духу и букве основных международно-правовых актов они должны стремиться к перспективе всеобщего и полного разоружения под международным контролем. В международных отношениях активно используются частичные меры по разоружению:

- запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, их производства, накопления, развертывания и применения;

- ограничения некоторых видов вооружений в количественном и качественном отношении;

- сужение возможности качественного совершенствования оружия;

- сокращение сферы или районов размещения различных видов вооружений.

Разоружение предусматривает существование института международного контроля, который наблюдает за выполнением государствами договорных обязательств в области разоружения, анализирует полученные данные и доводит их до соответствующих международных органов. Он осуществляется:

а) национальный уровень (спутники, сейсмические станции и др. технические средства);

б) международный уровень (наблюдатели, инспекции и т.п.)

В настоящее время достаточно остро стоит проблема ограничения ядерного оружия. Оно относится к оружию массового уничтожения и находится под особым вниманием МП.

Хотя прямого запрета в отношении ядерного оружия еще не существует, приняты международно-правовые акты, вводящие ограничения в ядерную проблематику:

Запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.). Запрещение испытаний ядерного оружия и его размещения в Антарктике (Договор об Антарктике1959 г.); в Латинской Америке (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); в южной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985 г.); на морском дне и в его недрах (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.); на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 г.). Существующие нормы направлены на то, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия и не допустить приобретения его какими-либо государствами, кроме тех, которые официально признаны обладающими ядерным оружием (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция). Но здесь есть проблемы.

Актуальным является вопрос регулирования ядерных стратегических вооружений. К ним относятся:

- межконтинентальные баллистические ракеты;

- тяжелые бомбардировщики;

- атомный подводный флот.

Регулированием ядерных стратегических вооружений в основном занимаются РФ и США (Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения наступательных стратегических вооружений 1972 г.; Договор об ограничении наступательныхстратегическихвооружений1979 г., не вступивший в силу; Договор о сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений 1991 г. и Договор о дальнейшем сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений 1993 г., который воспринимается весьма неоднозначно). К оружию массового уничтожения относятся также химическое и бактериологическое оружие. Бактериологическое оружие находится под всеобъемлющим запретом:

- запрещено не только его применение в военных целях, но и разработка, производство и накопление;

- запасы бактериологического оружия подлежат уничтожению или переработке в мирных целях (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.). Конвенция 1972 г. обязала каждого участника не разрабатывать, не производить, не накапливать:

- микробиологические и другие биологические агенты или токсины, независимо от их происхождения и производства, таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных и других мирных целей;

- оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах. Государства обязались уничтожить или переключить на мирные цели не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, которыми оно обладает или которое находится под его юрисдикцией или контролем. Конвенция вступила в силу в марте 1975 г., официально считается, что с начала 1976 г. все бактериологическое оружие и средства его доставки уничтожены или переключены на мирные цели.

Химическое оружие как средство ведения войны является противозаконным на основании Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или иных подобных газов и бактериологических средств 1925 г. После вступления в силу подписанной в 1993 г. Конвенции о запрещении разработок производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении этот вид оружия массового уничтожения также оказался под полным запретом. Для содействия скорейшему введению такого запрета РФ и США приняли решение о прекращении производства химического оружия, сокращении имеющихся у них его запасов и принятии других мер, способствующих переходу к многостороннему сотрудничеству в этой области (Соглашение об уничтожении и не производстве химического оружия и о мерах по содействию многосторонней конвенции о запрещении химического оружия 1990 г.). Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. обязала каждого участника:

- не разрабатывать, не производить и не накапливать химического оружия;

- не позднее 2-х лет после вступления Конвенции в силу (1997 г.) начать работу по уничтожению этого оружия и завершить не позднее 10 лет после вступления Конвенции в силу;

- процесс уничтожения химического оружия должен отвечать самым последним достижениям науки и производиться на специально оборудованных объектах.

Вопросы:

1. Назовите предмет регулирования права международной безопасности и правовые институты, существующие в данной отрасли.

2. Дайте характеристику источников права международной безопасности.

3. Перечислите международные организации, действующие в сфере обеспечения международной безопасности.

4. Назовите полномочия СБ ООН, которые могут быть реализованы в случае угрозы международному миру и безопасности.

5. Перечислите подходы международного права и мирового сообщества к проблеме запрещения оружия массового уничтожения.

ТЕМА15. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

1. Понятие, принципы и источники право вооруженных конфликтов

Право вооруженных конфликтов (ПВК) – это совокупность договорных и обычных норм, регламентирующих отношения между воюющими и затронутыми войной субъектами МП по поводу начала и последствий войны, применения средств и методов ведения войны, нейтралитета, защиты жертв войны, прекращения войны и ответственности государств и индивидов за нарушение этих норм.

Право вооруженных конфликтов распространяет свое действие как на международные вооруженные е конфликты, так и на вооруженные конфликты внутригосударственного характера. Субъектами права вооруженных конфликтов являются основные субъекты МП: государства, нации, борющиеся за национальное и социальное освобождение, международные организации.

Юридический фундамент данной отрасли права составляют основополагающие принципы МП и принципы специальные. К специальным принципам права вооруженных конфликтов относятся:

1. Гуманизация вооруженных конфликтов.

2. Ограничение воюющих в выборе средств и методов ведения войны.

3. Защита прав комбатантов и некомбатантов.

4. Защита прав гражданского населения и особого правового режима гражданских объектов.

5. Нейтралитет.

6. Ответственность за нарушение законов и обычаев войны.

К наиболее важным источникам ПВК относятся:

а) Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг.

б) Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II 1977г.

в) Международные договоры, запрещающие или ограничивающие отдельные средства и методы ведения войны (например, Конвенция о

запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.; Конвенция о запрещении противопехотных мин 1977 г. и др.)

г) документы, содержащие нормы ответственности отдельных лиц за совершение международных преступлений (например, Уставы МВТ 1945 г., Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям 1968 г., Статут Международного уголовного суда 1998 г. и др.)

2. Война и некоторые аспекты ее международно-правового регулирования

III Гаагская конференция об открытии военных действий 1907 г. устанавливает, что началу боевых действий должно предшествовать предварительное предупреждение. Это может быть мотивированное объявление или ультиматум.

Объявление войны влечет за собой определенные юридические последствия:

- прекращение мирных отношений между воюющими государствами;

- представление интересов воюющих поручается третьему, обычно нейтральному государству, с которым они поддерживают дипломатические отношения;

- договоры мирного времени прекращают свое действие и заменяются Гаагскими и Женевскими конвенциями;

- на граждан неприятельской стороны, находящихся на территории государства, налагаются ограничения (выбор места жительства, перемещение, проживание в специально отведенных местах);

- имущество вражеского государства конфискуется.

Военные действия разворачиваются в национальных и международных пространственных пределах, именуемых театром войны. Из него на основании МД исключаются: территории нейтральных государств, международные проливы и каналы, отдельные континенты (Антарктика), космос, санитарные зоны и т.д.

Правовое положение нейтральных государств регламентируется V и XIII Гаагскими конвенциями 1907 г. Под нейтралитетом понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. В соответствии с ними территория нейтральных государств не может быть использована воюющими в военных целях, на нельзя создавать учреждения по формированию и вербовке военных отрядов, воюющие не должны допускать ввода своих войск на территорию нейтралов, любое посягательство на территорию нейтрального государства может быть отражено с помощью военной силы, причем такие действия не считаются враждебными. Нейтральные страны не имеют права предоставлять воюющим боевую технику, вооружение, боеприпасы и предметы, служащие военным целям.

В вооруженном конфликте международного характера противоборствующие государства представлены своими вооруженными силами (п. 1 ст. 43 I Дополнительного протокола 1977 г.).

Их можно разделить на две категории:

1. Комбатанты (сражающиеся) – непосредственно участвуют в боевых действиях, применяют военную силу

2. Некомбатанты (не сражающиеся) – личный состав, обслуживающий и обеспечивающий боевую деятельность вооруженных сил, но в боях не участвующий (медики, интенданты, юристы, журналисты, духовенство и т.д.).

На практике зачастую возникает необходимость в разграничении таких понятий, как военный шпион и военный разведчик, доброволец и наемник. IV Гаагская конвенция 1907 г. установила норму, согласно которой «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда противнику».

С точки зрения МП все средства и методы войны делятся на правомерные и незаконные. К противоправным относятся оружие массового уничтожения, оружие, способное причинять излишние страдания и повреждения, и средства, наносящие обширный, долговременный, серьезный ущерб природной среде. Некоторые из них прямо запрещены международными договорами (например, яд и отравленное оружие – IV Гаагская конвенция 1907 г.; удушливые и ядовитые газы – Женевский протокол 1925 г.; химическое оружие

– Конвенция о запрещении производства, хранения и накопления запасов химического оружия и его уничтожении 1993 г. и др.).

Значительная группа недозволенных средств ведения войны не являются объектом прямого запрета в конкретных международных соглашениях. Это – ядерное, нейтронное, геофизическое, радиологическое, инфразвуковое, генетическое, этническое оружие, а также психотропные средства. МП ограничивает или запрещает некоторые методы ведения войны: убийство сдающихся в плен или лиц, принадлежащих к населению неприятеля, незаконное использование символики противоположной стороны или международных организаций, симуляция, пытки, взятие заложников и т.д. К жертвам войны МП относит раненных и больных, военнопленных и гражданское население. Каждая из этих категорий находится под защитой одной из четырех Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. Окончание войны в юридическом смысле означает прекращение состояния войны, т.е. восстановление между воюющими государствами мирных отношений с вытекающими отсюда международно-правовыми последствиями. Прекращению состояния войны обычно предшествует прекращение военных действий. Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются:

- перемирие (местное или общее, срочное или бессрочное);

- капитуляция (местная, общая, почетная, безоговорочная).

Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между государствами является заключение ими мирного договора, в котором урегулируются политические, экономические, территориальные проблемы, вопросы обмена военнопленными и ответственности военных преступников, восстановление договоров мирного времени и официальных отношений, вопросы репараций и реституции и т.д. Окончание первой и второй мировых войн получило свое международно-правовое оформление через мирные договоры 1919-1920 гг. и 1947 г. В практике МП и МО состояние войны может быть прекращено на основании односторонней декларации, как инициативного шага одной из воюющих сторон (в январе 1955 г. именно так прекратил состояние войны с Германией СССР). Это может быть и двусторонняя декларация, являющаяся соглашением сторон (Декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 г.).

Виды ответственности за нарушение законов и обычаев войны:

1. Политическая, выступающая в двух формах:

- санкции– принудительные меры военного или иного характера, применяемые против агрессора в случае угрозы миру и безопасности. Решение о санкциях принимает СБ ООН на основании ст. 39, 41 и 42 Устава ООН;

- ресторации – восстановление государством правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим неблагоприятных последствий политического и материального характера.

2. Материальная, которая реализуется через:

- репарации– возмещение причиненного войной материального ущерба денежными средствами, ценностями, услугами;

- реституции – возвращение, восстановление или замена в натуре неправомерно изъятых, поврежденных или уничтоженных ценностей. Политическая и материальная ответственность распространяется на государства.

3. Уголовная ответственность индивидов наступает на основании решений, принимаемых:

- судами национальных государств за преступления международного характера, не связанные с деятельностью государства (жестокое обращение с военнопленными, ранеными, гражданским населением);

- специальными судебными органами, созданными на основании МД, за международные преступления, связанные с деятельностью государства (преступления против мира и человечности, военные преступления).

Вопросы:

1. Назовите предмет регулирования международного права вооруженных конфликтов.

2. Дайте краткую характеристику универсальным международным договором, заключенным в сфере права вооруженных конфликтов.

3. Назовите правовые последствия начала войны.

4. Перечислите существующие способы прекращения военных действий и состояния войны.

5. Укажите средства и методы ведения войны запрещены правом вооруженных конфликтов.

ТЕМА16. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

1. Виды и формы ответственности за нарушение международных обязательств субъектами международного права

Под международно-правовой ответственностью (МПО) понимаются юридические последствия, наступающие для субъекта МП в результате совершенного им международного правонарушения. Международно-правовая ответственность– это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту МП в результате совершенного правонарушения.

Международные правонарушения подразделяются:

1. Международные деликты (проступки) – нарушение государством прав другого государства (соблюдение МД, неприкосновенность дипломатического представительства и его персонала и др.)

2. Международные преступления (особо тяжкие деликты) – это правонарушения, посягающие на коренные основы международных отношений. К ним относятся:

- преступления против мира и безопасности;

- преступления против участников вооруженных конфликтов и жертв войны;

- преступления против наций и народов, борющихся за самоопределение, а также против жизни отдельных народностей, рас, национальных и этнических групп;

- преступления против природной среды.

В МП сложился общий принцип, согласно которому международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовая ответственность. В связи с тем, что нормы института ответственности не кодифицированы, он основывается на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений. Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в МД и подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций:

- Устав ООН (ст. 39, 41 и 42) определяет процедуру реализации ответственности за преступления против мира и безопасности;

- с 1972 г. действует Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами;

- на основании Конвенции 1948 и 1973 гг. решаются вопросы ответственности за преступления апартеида и геноцида. Субъектами МПО являются только субъекты МП. Физические и юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, т.к. в этих случаях ответственность является гражданско-правовой.

Международно-правовая ответственность выступает:

1. Политическая (нематериальная) ответственность, которая выражается в нескольких формах:

- сатисфакции – заверения в недопущении повторения правонарушения, принесение извинений, выражение сожаления, наказание виновных и т.п.;

- репрессалии – ответственные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом;

- коллективные санкции, которые предпринимаются по решению СБ ООН в отношении субъектов МП своими действиями, угрожающими миру и безопасности. Применение санкций может быть как с использованием военной силы, так и без нее.

2. Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Она реализуется посредством:

- репарации – денежная или иная компенсация убытков потерпевшему;

- реституции – восстановление материального положения существовавшего до правонарушения.

На основании договоров может возникать объективная (абсолютная) ответственность как разновидность материальной. Она возникает вне зависимости от вины причинителя ущерба, т.е. за ущерб, причиненный в результате правомерных действий.

Однако, потерпевшая сторона должна доказать причинную связь между действием (бездействием) и ущербом.

ВМД указывается определенная максимальная сумма компенсации, подлежащая выплате пострадавшему.

2. Основания для возникновения международно-правовой ответственности

Политическая ответственность возникает из факта нарушения нормы МП, охраняющей интересы другого субъекта, даже если это не привело к материальному ущербу или иным негативным последствиям.

Материальная ответственность возникает при наличии следующих факторов:

- нарушение нормы МП;

- возникновение имущественного ущерба в результате правонарушения;

- наличие непосредственной причинной связи между правонарушением и этим ущербом.

Политическая и материальная ответственность могут возникать одновременно в результате одного и того же правонарушения:

- политическая – за сам факт нарушения норм МП;

- материальная – за возникший в результате этого ущерб.

Деяние государства может быть квалифицированно международно-противоправное лишь на основе международного права. Нарушение международного обязательства имеет место только в том случае, когда поведение субъекта не соответствует тому, что от него требуется по соответствующему обязательству, независимо от того, какой характер – договорный или обычно-правовой – оно носит.

В случае установления факта правонарушения потерпевшая сторона предъявляет претензию. Ее предъявителем может быть только непосредственно потерпевший субъект МП. При совершении международного преступления претензии к правонарушителю могут быть предъявлены любым государством или группой.

Но при этом важна доказанность вины правонарушителя, а если необходимо, то и сумма материального ущерба. Недостаточно обоснованные претензии порождают международные споры, а необоснованные претензии могут быть расценены как недружественный акт и вызвать реторсии.

В МП существуют обстоятельства, освобождающие субъект от ответственности:

- вина самой потерпевшей стороны;

- обстоятельства непреодолимой силы;

- состояние крайней необходимости.

Но эти обстоятельства следует отличать от фактов и действий, которые исключают квалификацию деяния как деликтного, хотя и была нарушена норма МП (самооборона, репрессалии). С 1956 г. кодификацией норм института международно-правовой ответственности занимается Комиссия международного права ООН, в центре внимания которой находятся проблемы ответственности государств за правонарушения, наносящие вред общим устоям международного правопорядка.

Вопросы:

1. Дайте характеристику источников, содержащих нормы международно-правовой ответственности.

2. Укажите случаи, когда может наступить международная ответственность за правомерную деятельность.

3. Перечислите основания международной ответственности.

4. Назовите виды международно-правовой ответственности.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы живем в эпоху, когда промышленная эра сменяется информационной. Все новые открытия увеличивают могущество человека и одновременно несут угрозу человеческой цивилизации. Международное право является одним из средств, призванных обеспечить сотрудничество государств, способное предотвратить злоупотребление этим могуществом, гарантировать его использование в интересах человека. Центральное положение в международном праве занимают два комплекса принципов и норм. Первый образуют те из них, которые определяют основные права и обязанности государств. Второй – принципы и нормы о правах человека. Нормы обоих комплексов наделены императивной силой. Совместно они образуют основу международного публичного порядка.

Международное право является одним из величайших достижений человеческой цивилизации. Оно не только воспитывает людей в духе уважения к себе подобным, но и служит инструментом регулирования в самой сложной социальной сфере.

Международное право существует в трех видах:

1. Формальное право – право, как оно изложено в нормах.

2. Фактическое право – право, как оно воплощено в реальных международных отношениях.

3. Идеальное право – идеальная модель права.

В системе межгосударственных отношений произошли значительные изменения, в частности, преимущественно двусторонний характер отношений заменяется универсальной взаимозависимостью государств и народов. На базе этого меняется и международное право. Оно также утрачивает преимущественно двусторонний характер, растет значение универсальных правоотношений, когда на первый план выходит функция защиты мирового сообщества в целом. Вместе с тем международное право переживает сегодня непростой период, вызванный перестройкой всей системы международных отношений, и от того, какими они станут, зависит насколько эффективно международное право сможет помочь установлению в мире более справедливого, разумного порядка. Но для этого оно, как и любой закон, должно в максимальной степени отражать волю народов, всего

международного сообщества в целом, а не обслуживать интересы отдельных государств, как иногда происходит в настоящее время.

V. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ КУРСА

Агреман – согласие принимающего государства на назначение

конкретного лица в качестве главы дипломатического представительства аккредитующего государства.

Агрессия – противоправное применение вооруженной силы.

Беженцы – лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств.

Вализа – почтовый мешок (сумка, пакет, конверт) дипломатического (консульского) курьера, пользующийся неприкосновенностью.

Дезавуирование – в международном праве опровержение действий своего дипломатического представителя или иного официально уполномоченного лица правительством или др. компетентным органом государства.

Деликт международный – совершаемое субъектом международного права действие (бездействие), представляющее нарушение международно-правовых норм и принципов или договорных обязательств, которое влечет за собой международную ответственность этого субъекта.

Делимитация границ – договорное установление линии государственной границы, осуществляемое по картам, как правило, крупномасштабным, с подробным изображением на них рельефа, гидрографии, населенных объектов.

Демаркация границ – определение и обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договорами о делимитации границы и приложенными к ним картами и описаниями.

Денонсация международного договора – способ прекращения действия двустороннего договора или выхода из многостороннего международного договора в порядке и в сроки, обусловленные в таком договоре.

Депозитарий – в международном праве хранитель подлинного текста многостороннего международного договора и всех относящихся к нему документов (заявлений, оговорок, ратификационных грамот, документов о денонсации и т.д.)

Дипломатический корпус – совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве.

Дипломатические ранги – служебные звания работников дипломатической службы.

Доктрина международного права – в широком смысле: система взглядов и концепций о сущности и назначении международного права в конкретных исторических условиях, в узком: научные труды юристов международников. Д. м. п. является вспомогательным источником международного права.

Дуайен – протокольный глава (старшина, старейшина) дипломатического корпуса (в англоязычных странах обычно именуется деканом).

Жертвы войны – гражданское население, военнопленные, раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение и погибшие в период вооруженных конфликтов.

Законы и обычаи войны – совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами по вопросам, связанным с ведением войны.

Иммунитет государства – принцип международного права, вытекающий их начал государственного суверенитета. И.г. состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства («равный не имеет власти над равными»)

Имплементация (международного права) – фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне.

Индульт – в соответствии с законами и обычаями войны срок, предоставляемый в случае войны судам, для того чтобы покинули порты неприятельского государства.

Интервенция – насильственное вмешательство одного государства или нескольких государств во внутренние дела др. государства, направленное против его территориальной целостности или политической независимости или каким-либо иным образом, несовместимым с целями и принципами Устава ООН.

Интернирование - принудительное выдворение иностранных граждан в особые места поселения воюющей нейтральной стороной в связи с вооруженным конфликтом.

Клаузула – особое положение в международном договоре или соглашении. Применяется для обозначения разнообразных особых положений и условий: о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле, о всеобщем участии в договоре, о коренном изменении обстоятельств, об обязательной юрисдикции международного судебного органа и др.

Книжка ата – комплект таможенных пропускных документов на временный воз, временный вывоз и транзитную перевозку определенных грузов.

Консульская экзекватура – разрешение государства пребывания, обычно выдаваемое через ведомство внешних сношений, на допуск консульского учреждения к выполнению его функций в пределах консульского округа, какую бы форму такое разрешение ни имело. Консульский патент – документ, подтверждающий, что данное лицо назначается на должность главы консульского учреждения.

Континентальный шельф – прилегающий к территориальным водам район морского дна, включая его недра, определенной ширины, в котором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права.

Легализация – подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей. Л., как правило, подлежат документы, составленные за границей или предназначенные для действия в зарубежном государстве.

Международное право – особая правовая система, состоящая из договорных и обычных норм и принципов, регулирующих отношения между его субъектами.

Международное частное право – совокупность норм, регулирующих частно-правовые отношения, которые имеют международный характер.

Международные организации – постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международного соглашения.

Международный договор – соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных отношениях.

Международный обычай – правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами, но не закрепленное в международном договоре.

Мирный договор – вид международного договора, которым юридически закрепляется прекращение состояния войны и восстановление мирных отношений между воюющими государствами.

Натурализация – прием в гражданство иностранца по его заявлению.

Нейтралитет в военное время – правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим.

Норма международного права – юридически обязательное правило поведения государства и др. субъектов международного права в их международных отношениях.

Органы внешних сношений – государственные органы, при посредстве которых государства вступают в отношения друг с другом.

Основные принципы международного права – концентрировано выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни на определенном историческом этапе.

Ответственность международно-правовая – обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им др. субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность).

Отзывная грамота – официальное письмо главы государства, пославшего дипломатического представителя, главе государства, принявшего дипломатического представителя, об отзыве этого представителя с занимаемого им поста.

Открытый город – город, который объявляется неукрепленным и незащищенным во время войны и изымается из театра военных действий.

Парафирование международного договора – подтверждение аутентичности текста договора инициалами уполномоченных договаривающихся государств, свидетельствующее, что данный согласованный текст договора является окончательным.

Правопреемство государств – переход прав и обязанностей одного государства к др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международное право (5)

    Документ
    Международное право – это система договорных и обычно правовых норм выражающих согласованную волю его субъектов и направленных на регулирование мер государственных отношений в целях развития международнародного сотрудничества и укрепления
  2. Международное право (3)

    Документ
    Международное право является самостоятельной системой права, регулирующей международные отношения. Приоритетное значение международное право получило только после Второй Мировой войны.
  3. Международные правила толкования некоторых торговых терминов инкотермс 2000 года

    Документ
    Термин "Франко борт" означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель.
  4. Международное право: Учеб для вузов по спец. "Юриспруденция" /Г. В. Игнатенко, О. И. Туинов, В. Я. Суворова и др.; Отв ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Туинов. 2-е изд., изменен и доп. М.: Норма, 2002. 577 с

    Литература
    Международное право: Учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" /Г.В. Игнатенко, О.И. Туинов, В.Я. Суворова и др.; Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.
  5. Международное право Население и мп население

    Документ
    Международно-правовой индегенат означает, что индивиды, граждане или подданные цивилизованного государства не являясь субъектами МП пользуются правами МП.

Другие похожие документы..