Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Захоплююча прогулянка старовинними вулицями міста Станіславoва – площа Ринок, найкрасивіша в Украјні міська Ратуша, неймовірна історія кохання Івана ...полностью>>
'Документ'
Вступивший в строй действующих в 1949г. Воронежский завод «Рудгормаш» с 1957 года наряду с буровой техникой приступил к выпуску горнообогатительного о...полностью>>
'Документ'
2.5. Активізувати роботу щодо пропаганди через засоби масової ін формації заходів і знань спрямованих на підготовку учасників навчально-виховного пр...полностью>>
'Документ'
Массовый городской пассажирский транспорт (ГПТ) является важным звеном транспортной инфраструктуры, во многом определяющим уровень и динамику развити...полностью>>

Международное право (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. Международное воздушное право (МВП)

Международное воздушное право – это совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных перевозок.

Первая группа норм регулирует международные передвижения: режим воздушного пространства и международные полеты. Вторая– международные сообщения, коммерческую деятельность на воздушном транспорте. МВП основывается на общих принципах международного права, но имеет специальные принципы непосредственно регулирующие деятельность гражданской авиации. К ним относятся:

1) полный и исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством;

2) свобода полетов воздушных судов всех государств в международном воздушном пространстве;

3) обеспечение безопасности международной гражданской авиации.

Международные отношения, возникающие по вопросам использования воздушного пространства и реализации воздушных перевозок регулируются на многосторонней и двусторонней основе.

К числу важнейших международных договоров относятся: Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г. Договор по открытому небу 1992г., Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами против безопасности гражданской авиации 1971г.

Международный воздушный транспорт активно участвует в коммерческой деятельности, а это связано со “ свободами воздуха” закрепленными в международном воздушном праве:

1) право транзитного беспосадочного полета;

2) право транзитного полета с посадкой в некоммерческих целях

3) право привозить на иностранную территорию пассажиров, груз, почту, взятых в стране флага судна.

4) право увозить с иностранной территории пассажиров, груз, почту следующих в страну флага судна.

5) право привозить и увозить пассажиров груз, почту из любой третьей страны на иностранную территорию или из нее.

6) право осуществлять перевозки пассажиров, грузов, почты в третьи страны через свою территорию.

7) право перевозок между третьими странами, минуя территорию своего государства.

8) каботаж – авиаперевозки между пунктами, расположенными на территории одного государства.

Для обеспечения безопасности и упорядочения развития международной гражданской авиации в 1944г. Была создана Международная организация гражданской авиации (ИКАО),которая в настоящее

время является главным разработчиком и координатором норм, регламентирующих отношения, связанные международным воздушным транспортом.

3. Международное космическое право (МКП)

Международное космическое право - это совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства и устанавливающих его правовой режим.

К источникам МКП относят:

1) международные договоры, выработанные ООН или под ее руководством:

- Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967г.;

- конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975г.;

- Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979г.;

- Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968г.;

- Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972г.

2) международно-правовые акты, частично регулирующее деятельность в космосе:

- Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963г.

- Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977г. и др.

Основные принципы международного космического права:

1) исследование и использование космического пространства на благо и в интересах всех стран;

2) демилитаризация космического пространства;

3) ответственность государств за свою деятельность в космосе;

4) не нанесение ущерба;

5) всемерная помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки.

В 1988 году РФ, США, Канада, Япония и Европейское космическое агентство заключили соглашение о создании международной космической станции, которая сейчас работает в космосе.

Вопросы:

1. Дайте характеристику предмета регулирования международного морского права и его основных институтов.

2. Укажите роль международных организаций в формировании норм международного воздушного права.

3. Назовите основные принципы международного космического права.

ТЕМА 8. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ

1. Понятие и основные источники права внешних сношений (ПВС).

Право внешних сношений – это совокупность принципов и норм, создающих правовую основу для отношений, в которых участвуют государства и другие субъекты МП, регулирующих правовое положение и деятельность органов внешних сношений государств и их персонала, а также вопросы привилегий и иммунитетов межправительственных организаций и их сотрудников. До второй мировой войны право внешних сношений включало в основном только обычные нормы. В настоящее время основными источниками права внешних сношений являются:

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

2. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

3. Конвенция о специальных миссиях 1969 г.

4. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.

5. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. В отношении ООН и ее специализированных учреждений действуют:

Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.

Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. и др.

Право внешних сношений включает:

а) дипломатическое право;

б) консульское право;

в) право специальных миссий;

г) дипломатическое право международных организаций.

В каждой из этих составных частей права внешних сношений есть общий предмет правового регулирования– официальная деятельность государств в международных отношениях с помощью соответствующих органов внешних сношений.

2.Органы внешних сношений государства и их статус

Для осуществления официальных отношений с другими субъектами МП каждое государство имеет специальные органы внешних сношений в виде особых государственных учреждений и определенных лиц, уполномоченных государством представлять его в международных отношениях с другими государствами, выражать его волю и защищать интересы как государства, так и его граждан.

По месту расположения и по характеру деятельности органы внешних сношений подразделяются:

1. Внутригосударственные или центральные.

2. Зарубежные.

Внутригосударственные органы бывают:

а) органы, представляющие государство по всем аспектам его международных связей и выполняющие общеполитические функции в международных отношениях. Они действуют на основе конституции государства.

К ним относятся: глава государства, правительство и его глава, ведомство иностранных дел.

б) органы, представляющие государство в одной из областей его международных связей.

Зарубежные органы внешних сношений делятся:

1) постоянные:

- дипломатические представительства (посольства и миссии);

- консульские представительства;

- торговые представительства;

- постоянные представительства при международных организациях.

2) временные:

- официальные представители, участвующие в мероприятиях политико-дипломатического характера;

- миссии, направленные в другие государства;

- делегации, участвующие в международных переговорах, конгрессах, конференциях.

Для поддержания, развития и укрепления политических, экономических и культурных отношений, защиты интересов своего государства и его граждан, информирования правительства, аккредитующего государства об условиях и событиях в стране, пребывания одними государствами на территории других, согласия последних учреждаются дипломатические представительства.

Обязательным условием обмена дипломатическими представительствами являются:

1. признание одного государства другим;

2. установление дипломатических отношений между ними.

В состав персонала дипломатического представительства входят:

- дипломатический персонал– сотрудники, имеющие дипломатические ранги;

- административно-технический персонал;

- обслуживающий персонал.

Функции дипломатического представительства:

а) представительства своего государства в стране пребывания;

б) защита в государстве пребывания прав и интересов аккредитующего государства и его граждан;

в) ведение переговоров с правительством принимающего государства;

г) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания;

д) осуществление консульских функций.

На основании международных договоров дипломатическое представительство и его персонал пользуются в стране пребывания привилегиями и иммунитетами.

Объектами дипломатических привилегий и иммунитетов являются дипломатические представительства, главы государств и правительств, дипломаты, делегаты международных конференций.

Дипломатические привилегии и иммунитеты:

1. Представительства:

- неприкосновенность помещений;

- фискальный иммунитет;

- неприкосновенность средств связи, почты, архивов, документов представительства;

- свобода сношений представительства с аккредитующим государством;

- право пользования эмблемой и флагом.

2. Персонала:

- неприкосновенность личности и жилища;

- иммунитет юрисдикции;

- фискальный иммунитет;

- таможенные привилегии;

- освобождение от личных повинностей.

Прекращение деятельности дипломатического представительства

происходит в следующих случаях:

1) прекращение или временное приостановление дипломатических отношений;

2) война;

3) когда одно из поддерживающих отношения государств прекращает

свое самостоятельное существование в качества субъекта МП;

4) если в аккредитующем государстве или стране пребывания происходит коренное изменение государственного строя и не последовало подтверждения о готовности поддерживать отношения с новым субъектом МП.

Консульские отношения представляют собой международные административно-правовые отношения, предназначенные для защиты прав и интересов Ф и ЮЛ одного государства на территории другого.

Консульские отношения устанавливаются и консульства учреждают по соглашению государств.

Консульское учреждение – это государственный орган внешних сношений, находящийся на территории другого государства в силу международного договора и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций в пределах консульского округа.

В настоящее время в мировой практике различают следующие классы консульских учреждений:

- генеральные консульства;

- консульства;

- вице-консульства;

- консульские агентства.

Соответственно им имеются и главы консульских учреждений, являющиеся должностными лицами государства. Практике известны также внештатные почетные консулы. Почетные консулы могут быть негражданами назначающего государства и не состоят у него на службе, они получают вознаграждения только за исполнение консульских функций.

Консульские учреждения выполняют три основных функции:

1. Защита интересов своего государства, его физических и юридических лиц.

2. Содействие развитию дружественных отношений.

3. Информация в области консульской деятельности, в том числе и сведений, заинтересованным гражданам и организациям.

Функции консулов:

- сообщают находящимся в консульском округе соотечественникам сведения о законах страны пребывания;

- выдают документы своим гражданам и визы иностранцам, желающим посетить представляемое консулом государство;

- совершают акты бесспорной юрисдикции и консульскую легализацию;

- охраняют интересы несовершеннолетних и иных не обладающих полной дееспособностью граждан своего государства, а также интересы граждан в случае смерти;

- представляют или обеспечивают представительство граждан своего государства в официальных учреждениях страны пребывания;

- выполняют поручения следственных и судебных органов своего государства;

- осуществляют надзор и инспекцию в отношении судов и самолетов своего государства и их экипажей, оказывает им разного рода помощь и содействие;

- расследует любые происшествия на судне или самолете своего государства, имеющие место в пути, разрешает споры между капитаном и экипажем.

Объем консульских привилегий и иммунитетов в целом аналогичен дипломатическим, но имеет также свою специфику:

1. Консульское должностное лицо может быть лишено свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления.

2. В отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело, и он обязан являться в компетентные органы.

3. Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля. Отказ консулов от дачи показаний недопустим.

4. Предъявление иска консульским должностным лицам лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска.

5. Государство может отказаться от иммунитета консульских работников.

Консульские отношения прекращаются только в исключительных случаях.

Вопросы:

1. Назовите предмет регулирования права внешних сношений.

2. Дайте характеристику источников права внешних сношений.

3. Назовите основные виды дипломатических и консульских представительств.

4. Укажите привилегии и иммунитеты, которыми обладают посольства и консульства.

5. Покажите специфику деятельности специальных миссий как временных зарубежных органов внешних сношений государства.

ТЕМА 9. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

1. Юридическая природа международных организаций

Международная организация– это объединение не менее трех государств, создаваемое на основе международного договора для выполнения определенных целей, имеющее систему постоянно действующих органов, обладающее международной правосубъектностью и учрежденное в соответствии с международным правом.

Признаки международной организации:

1) участие суверенных государств;

2) договорная основа – заключается в том, что учредительным актом (уставом) международной организации является многосторонний международный договор, который не только устанавливает права и обязанности участников, нои создает международную организацию;

3) наличие определенных целей, – так как именно цели характеризуют ее правомерность, компетенцию и в целом характер ее внутри организационного механизма;

4) международная право субъективность организации, которая проявляется в международных и обязанностях и способности приобретать таковые через свои действия;

5) система постоянно действующих органов;

6) учреждение в соответствии с международным правом – означает –правомерный характер международной организации и соответствие Устава и деятельности общепризнанным принципам и нормам международного права.

В современных международных отношениях действуют около четырех тысяч международных организаций, являющихся одной из организационно-правовых форм сотрудничества государств и охватывающих практически все его аспекты.

Их можно классифицировать по следующим основаниям:

1) по статусу участников – межправительственные и неправительственные организации;

2) по срокам деятельности,– действующие на постоянной основе и временно существующие;

3) по соответствию МП – правомерные и противоправные;

4) по условиям вступления – открытые и закрытые;

5) по сфере деятельности – политические, экономические и занимающие специальными вопросами;

6) по субъективно-территориальному признаку – это универсальные, региональные и субрегиональные организации;

7) по компетенции – общей и специальной.

Сущность происходящего в международном организации состоит в выявлении интересов государств членов, их согласование, и выработки на основе этого общей воли, определение задач и путей их решения.

Основные фазы деятельности организации непосредственно связаны с ее функциями:

1) регулирующая– принятие решений, определяющих цели, принципы и правила поведения государств-членов;

2) контрольная– осуществление контроля за соответствием поведения государств принимаемым решениям, принципам и нормам международного права;

3) оперативная– достижение поставленных задач собственными средствами организации

2.Организационно-правовой механизм деятельности международных организаций

Функционирование любой международной организации может быть эффективным при условии наличия у нее определенных элементов, получивших название организационно-правового механизма.

Он включает:

1. Организационная структура международной организации. В ее состав входят: высшие, исполнительные, административные органы, комитеты и комиссии по специальным вопросам, которые действуют на постоянной или временной основе.

2. Компетенция международной организации. Деятельность организации носит правомерный характер, если она осуществляется в соответствии с ее компетенцией, которая проявляется в компетенции ее органов.

Различают следующие виды компетенции международной организации:

- предметная – определяющая круг вопросов, которые подлежат ведению организации;

- юрисдикционная– определяющая юридическую силу актов по вопросам, входящим в предметную компетенцию;

- подразумеваемая – предусматривается не только Уставом организации, но и подразумевается из положений этого акта;

- «мманентная» - согласно которой руководствоваться следует в основном целями международной организации, а не положениями

ее Устава.

3. Процедура принятия решений. Она совершенствовалась по мере развития международных организаций и прошла следующие стадии:

- единогласие;

- большинство голосов;

- взвешенное голосование;

- консенсус;

- принятие в «пакете».

4. Бюджет международной организации формируется за счет взносов государств исходя из собственных правил организации.

Государства вносят свои взносы:

- регулярный бюджет – финансирование всей административной деятельности организации;

- добровольные фонды – финансирование отдельных видов деятельности организации, ее оперативных программ.

5. Правовое положение международной организации в стране пребывания определяется Уставом организации, ее соглашением с принимающей страной, многосторонними МД, законодательства государства пребывания.

3. ООН и региональные международные организации в системе современных международных отношений Устав ООН был принят на конференции в Сан-Франциско представителями 50 государств, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 г. Он вступил в силу 24 октября 1945 года после ратификации СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством остальных государств, подписавших Устав.

Цели ООН определены в ст. 1 Устава:

- поддержание международного мира и безопасности;

- развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов;

- осуществление международного сотрудничества в решении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

- согласование действий наций в достижении общих целей.

Для достижения целей ООН государства ее образующие действуют на основе следующих принципов (ст. 2 Устава ООН):

- суверенного равенства;

- добросовестного выполнения принятых на себя обязательств по Уставу ООН;

- мирного разрешения международных споров;

- неприменения силы и угрозы силы;

- всемирной помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых в соответствии с Уставом и отказ от поддержки любого государства, в отношении которого ООН предпринимает действия принудительного характера;

- невмешательства во внутренние дела любого государства, входящие в его внутреннюю компетенцию. ООН выполняет свои функции посредством главных и созданных вспомогательных органов. Главными органами ООН являются:

1. Генеральная Ассамблея – наиболее представительный орган ООН, в работе которого участвуют все члены организаций, обладающие одним голосом. Решения принимаются простым или квалифицированным большинством исходя из важности вопроса.

Компетенция ГА:

а) Обсуждает любые вопросы в пределах Устава ООН и дает рекомендации членам ООН и ее органам за исключением отнесенных к компетенции Совета Безопасности ООН.

б) Рассматривает общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира, а также вопросы, относящиеся к поддержанию мира, и дает соответствующие рекомендации.

в) Рекомендует меры мирного разрешения ситуаций, угрожающих стабильности международных отношений.

г) Содействует международному сотрудничеству в политической области, прогрессивному развитию и кодификации МП.

д) формирует органы ООН и получает доклады об их деятельности.

е) Порекомендации Совета Безопасности принимает новых членов ООН

и осуществляет исключение из состава организации.

ж) Совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного суда.

2. Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24 Устава ООН). Это постоянно действующий главный орган ООН. Он состоит из 15 членов: постоянные (РФ, США, Великобритания, Франция, Китай) и непостоянные, которые избираются на 2 года ГА ООН.

Решения принимаются большинством голосов:

1. по вопросам, связанным с обеспечением международного мира и безопасности обязательно требуется единогласие постоянных членов

СБ + 4 голоса;

2. по процедурным вопросам необходимо 9 голосов при условии,что постоянный член СБ не воспользовался своим правом «вето».

В компетенцию СБООН входит:

- контроль за исполнением государствами принципов ООН;

- подготовка планов регулирования вооружений;

- определение наличия угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии;

- вынесение рекомендаций или принятие мер по принуждению право нарушителя.

3. Экономический и Социальный Совет осуществляет деятельность в области экономического, социального, гуманитарного и культурного сотрудничества между государствами-членами ООН (гл. IX Устава ООН).

Состоит из 54 членов, избираемых ГА ООН на 3 года. Компетенция ЭКОСОС:

- предпринимает исследования и составляет доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сфере, культуре, образовании, здравоохранении и дает рекомендации ООН;

- заключает соглашения со специализированными учреждениями и координирует их деятельность;

- осуществляет связь с неправительственными организациями.

4. Совет по опеке – под руководством ГА ООН должен контролировать исполнение обязанностей, которые имеют управляющие власти (государства) в отношении территорий, находящихся под опекой.

Входят: США, РФ, Великобритания, Франция, Китай.

С 1994 г. Соглашение по опеке ООН прекратило действие в связи с тем, что последняя территория Паллау (Тихий океан) обрела свою государственность, и задачи опеки были выполнены. Принято решение, что Совет по опеке будет собираться по мере необходимости.

5. Международный суд – главный судебный орган ООН. В состав суда входят 15 судей, избираемых ГА совместно с СБ ООН, сроком на 9 лет, с последующей ротацией через 3 года на 1/3.

Суд выполняет две функции:

1) рассматривает споры между государствами;

2) дает консультативные заключения по юридическим вопросам органам ООН и ее специализированным учреждениям.

6. Секретариат.

Международные организации, в которых объединены государства одного географического региона, получили название региональных.

По своему характеру они могут быть политическими, военными, экономическими, научно-техническими и др.

Устав ООН (гл. VIII) выделяет региональные международные организации политической направленности, имеющие своей целью поддержание международного мира и безопасности.

Основными уставными требованиями к таким организациям являются:

1) участие государств только одного политико-географического района;

2) действие соглашений, лежащих в основе создания таких организаций, не должно выходить за рамки данного района;

3) действия не могут противоречить действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН;

4) СБ ООН должен быть информирован о действиях, предпринимаемых или намечаемых для поддержания международного мира и безопасности.

Это означает:

во-первых, что региональные международные организации не имеют права прибегать к принудительным мерам против какого-либо государства по своему усмотрению под каким-либо предлогом без поручения СБ ООН,

во-вторых, это не затрагивает неотъемлемого права государств членов организации на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на одного или нескольких государств, предусмотренных ст. 51 Устава ООН.

К региональным организациям, деятельность которых направлена на поддержание международного мира и безопасности, относятся:

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе; Организация Североатлантического договора; Организация Африканского Единства; Содружество Независимых Государств и другие.

Вопросы :

1. Назовите акты, которыми регулируется деятельность международной организации.

2. Раскройте структуру и полномочия главных органов ООН.

3. Охарактеризуйте цели, полномочия и основные направления деятельности ОБСЕ.

4. Покажите отличие акта международной организации от международного договора.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международное право (5)

    Документ
    Международное право – это система договорных и обычно правовых норм выражающих согласованную волю его субъектов и направленных на регулирование мер государственных отношений в целях развития международнародного сотрудничества и укрепления
  2. Международное право (3)

    Документ
    Международное право является самостоятельной системой права, регулирующей международные отношения. Приоритетное значение международное право получило только после Второй Мировой войны.
  3. Международные правила толкования некоторых торговых терминов инкотермс 2000 года

    Документ
    Термин "Франко борт" означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель.
  4. Международное право: Учеб для вузов по спец. "Юриспруденция" /Г. В. Игнатенко, О. И. Туинов, В. Я. Суворова и др.; Отв ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Туинов. 2-е изд., изменен и доп. М.: Норма, 2002. 577 с

    Литература
    Международное право: Учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" /Г.В. Игнатенко, О.И. Туинов, В.Я. Суворова и др.; Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.
  5. Международное право Население и мп население

    Документ
    Международно-правовой индегенат означает, что индивиды, граждане или подданные цивилизованного государства не являясь субъектами МП пользуются правами МП.

Другие похожие документы..