Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре экономики и менеджмента в машиностроении ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет...полностью>>
'Документ'
Анализ уровня, динамики и структуры себестоимости продукции (работ, услуг). Анализ уровня затрат на рубль продукции (работ, услуг)....полностью>>
'Программа'
Завтрак. Выписка из отеля. Трансфер в аэропорт. Перелет в г. Джаяпура (Ириан Джая). Встреча в аэропорту англоговорящим гидом, 40 мин. перелет в Вамен...полностью>>
'Документ'
Краевая выставка технических идей и разработок школьников и студентов «Сибирский техносалон» (далее выставка) проводится в рамках долгосрочной целево...полностью>>

Международное право (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТЕМА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

1. Доктрина международного права о соотношении и взаимодействии международного и внутригосударственного права

В вопросе о соотношении двух правовых систем доктрина международного права выработала следующие основные подходы:

1. Дуализм – МП и внутреннее право два различных правопорядка, но международное право может выполнять свои задачи, только постоянно обращаясь к национальному праву (Трипель, Цорн, Анцилотти).

2. Монизм – международное и национальное право части единой правовой системы но:

а) Внутригосударственное право доминирует над МП (К. Шмид)

б) Примат международного права над национальным (Г.Кельсен).

Если влияние норм внутригосударственного права на МП можно назвать первичным, т.к. на международно-правовую позицию каждого государства оказывает влияние его внутренне право, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может не признать принцип преимущественного значения норм МП, что является нормативным отражением верховенства общечеловеческих интересов и ценностей над всеми другими.

Международное право функционирует в рамках международной системы. Все общественные отношения в зависимости от их связи с государством подразделяются:

- внутригосударственные

- межгосударственные

- международные отношения частного характера

Регулирование сопровождается взаимодействием МП и национального права исходя из категории регулируемых отношений.

1. Государство как участник международных отношений следует нормам МП, действуя через специальные органы внешних сношений, правовое положение которых определяется его внутренним правом.

2. Процесс согласования воль государств при заключении международных договоров регламентируется нормами МП, а процесс выработал этих воль определятся с помощью национального права.

3. МП налагает обязательство на государство в целом, но именно внутреннее право называет государственные органы и должностных лиц, которые ответственны за выполнение международных обязательств государства.

4. Отношения, осложненные иностранным элементом, порождают коллизии между нормами права различных государств, разрешение которых ведет не только к взаимодействию национально-правовых систем (через МЧП), но и порождает межгосударственные отношения и международные нормы по поводу упорядочения международных отношений невластного характера.

5. Иногда объект регулирования международного и внутреннего права совпадает (дипломатические и консульские отношения, где действуют и международные договоры и национальные правовые нормы).

2. Взаимовлияние национального и международного права

В настоящее время практически все специалисты признают воздействие внутригосударственного и международного права друг на друга:

1. Внутреннее право воздействует на МП. Первичность здесь связана с тем, что создавая нормы МП государства руководствуются своим национальным правом и не берут на себя обязательств, противоречащих основам политического или социального строя, закрепленных, как правило, в конституционных нормах или же требующих значительной модификации национального законодательства. Национальное право двояко влияет на МП:

1) через содержание норм внутригосударственного права на содержание международно-правовых норм.

2) Посредствам воздействия норм внутреннего права на сам порядок создания норм МП, их действенность. В первом случае речь идет о материальном влиянии. Нормы внутригосударственного права влияющие на содержание норм МП:

- принципы ВП государства, закрепленные в основных законах (Конституциях)

- конкретные нормы национального права, регулирующие различные аспекты осуществления ВП функций государства (порядок заключения международных договоров, привилегии и иммунитеты, иммунитет государства и его собственности).

- прогрессивное законодательство в области прав человека.

- ряд общих принципов права первоначально появился во внутреннем праве.

2. Международное право оказывает влияние на национальное право государства: Необходимость национально- правовой имплементации норм международного права служит основной причиной воздействия МП на национальное право.

В реализации нормы международного права когда требуются действия субъектов внутреннего права:

1) Государство может включить в свое право норму отсылающую к международного права и санкционирующую применение правил международного договора или обычая к отношениям, сторонами которых являются Ф и ЮЛ. Этот способ принято называть отсылкой. Отсылка к МП может быть различной по форме:

- МП – это часть права страны (РФ, США, Испания)

- МП может применятся в сфере действия государственного суверенитета только после санкционирования национальным правом (Франция). В данном случае речь идет об общей или генеральной отсылке.

2) Принятие государством норм внутреннего права, способствующих исполнению предписаний МП. Они могут текстуально повторять некоторые правила международного договора (рецепция), конкретизировать и адаптировать их к особенностям правовой системы государства.

Нередко государства перед тем, как стать участником договора вносят в свое право соответствующие изменения и дополнения.

3. Реализация международно-правовых норм в РФ

В России нормы международного права могут быть реализованы в двух формах:

1. В форме издания внутригосударственного акта, регулирующего те же вопросы, что и международно-правовые нормы.

Это осуществляется путем: а) Определения порядка применения в нашей стране норм конкретного международного договора. б) Издание во исполнении принятого международного договора нормативных актов. в) Включение в действующее законодательство отсылок к международному договору.

2. Непосредственное применение международных норм в РФ. Они могут применятся вместе с нормами российского права или вместо них без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы национального права. Нормы международного права действуют практически как специальные по отношению к нормам российского законодательства и изымают отдельные отношения из сферы применения отечественного права. РФ разрешает, санкционирует непосредственное применение международно-правовых норм во внутригосударственной сфере отношений. Можно говорить об общем и специальном санкционировании. В качестве универсальной санкции, адресованной всем субъектам российского права на применении в их деятельности международных норм, можно рассматривать норму ч.4 ст.15 Конституции РФ. Как специальные санкции действуют отсылочные нормы, нормы, изданные во исполнение договоров или «привязок» к договорам и т.д.

Вопросы:

1. Покажите влияние международного права на внутреннее право государства.

2. Покажите воздействие внутригосударственного права на формирование и реализацию норм международного права.

3. Назовите способы, посредством которых международно-правовые нормы могут быть реализованы в Российской Федерации.

ТЕМА 5. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

1. Понятие права международных договоров и его основные источники

Право международных договоров – это совокупность международно-правовых норм, определяющих порядок заключения, действия и прекращения международного договора (МД) Основными источниками права международных договоров являются:

1. Венская конвенция о праве международных договоров 1969г.

2. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978г.

3. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и самими междунаро\дными организациями 1986г.

В процессе создания норм права международных договоров особое место принадлежит конституциям и другим внутренним нормативным актам государств. Они устанавливают какие органы и в каких случаях имеют право заключать международные договоры, процедуру ратификации, последовательность осуществления МД, перечень договоров подлежащих обязательному парламентскому одобрению и т.д.

Право международных договоров распространяет свое действие на все виды МД, независимо от их формы, наименования, объекта, процедуры заключения и видов участников основных субъектов МП. Международный договор - явно выраженное соглашение субъектов МП, призванное регулировать их отношения друг с другом путем создания взаимных прав и обязанности. Для юридической полноценности международных договоров необходимо:

- согласование воли субъектов МП

- равноправие сторон

Международный договор можно классифицировать:

1. Статус участников– межгосударственные, межправительственные, межведомственные.

2. Число участников – двусторонние и многосторонние.

3. Условие участия – общие и с ограниченным числом участников.

4. Объект - политические, экономические и по специальным вопросам.

Важное значение для международного договора играет договорная форма:

1. Язык – посредством, которого согласованная воля субъектов ясное проявление вовне. Международный договор существует как соглашение, воплощенное в тексте.

2. Структура договора:

a) Преамбула,

б) Основная часть,

в) Заключительная часть.

В настоящее время широкое распространение получили приложения, но для придания им силы самого договора необходимо специальное указание в нем или в приложении к нему, иначе такие акты нельзя рассматривать как часть договора.

3. Наименование. Однако в МП не существует общепризнанной классификации таких наименований.

2. Порядок заключения международного договора

Правом заключать международный договор является важнейшим элементом международной правосубъектности и необходимым атрибутом основных субъектов МП.

Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления. Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые документы, называемые полномочиями.

В полномочиях не нуждаются:

1) Глава государства;

2) Глава правительства;

3)Министр иностранных дел.

Заключение международного договора представляет собой процесс, включающий:

1. Согласование текста договора:

- выработка согласованного текста путем переговоров;

- принятие текста договора, выражающееся в особой процедуре голосования;

- аутентификация– удостоверение того, что текст окончательный и не может быть изменен уполномоченными;

- иногда встречается условное подписание, когда подпись уполномоченного нуждается в последующем одобрении правительством или другим компетентным органом.

2. Способы выражения согласия сторон на обязательность договора:

- подписание;

- ратификация;

- присоединение, принятие, утверждение договора.

В международном праве действует презумпция действительности международного договора, закрепленная в ст. 42 Венских конвенций 1969 и 1986 г.г.

Различают два вида недействительности МД:

- абсолютная недействительность (ничтожность);

- относительная недействительность (оспоримость).

Вступление договора в силу означает, что он начал действовать, т.е. порождать права и обязательства с момента вступления в силу, который определяется сторонами в договоре.

Как правило, это может быть момент подписания или момент обмена или же сдачи на хранение ратификационных грамот.

Срок действия международного договора определяется в самом договоре. Договоры бывают срочные и бессрочные. Если срок действия договора истекает, то он может пролонгироваться (продлятся, до истечения срока) на условиях, предусмотренных договором. Обеспечение выполнение международного договора:

1) международные гарантии; 2) международные организации и конференции;

3) создание специальных международных комиссий; 4) внутригосударственные меры.

Толкование международного договора - это выяснение того в чем согласились стороны в договоре. Оно должно быть добросовестным, в соответствии с обычном смыслом употребляемых в нем терминов и в свете его объекта и целей.

3. Прекращение действия международного договора

Это означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и обязательства. Все способы прекращения международного договора можно подразделить:

1) правомерные и недозволенные;

2) волевые и автоматические.

К волевым способам прекращения международного договора относятся:

- отмена;

- новация;

- денонсация;

- аннулирование.

Автоматические способы прекращения договора:

- истечение срока действия договора;

- наступление отменительного условия;

- прекращение существования субъекта, договора;

- гибель договорного объекта;

- появление новой императивной нормы международного права;

- война.

Разрыв дипломатических и консульских отношений между участниками договора не влияет на правовые отношения, установленные этим договором, кроме случаев когда дипломатические или консульские отношения необходимы для его выполнения.

Вопросы:

1. Назовите правовые институты входящие в право международных договоров.

2. Укажите субъекты, которые могут быть сторонами международного договора.

3. Назовите основания недействительности международного договора и их правовые последствия.

4. Перечислите основания прекращения действия договора.

ТЕМА 6. ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

1.Правовой режим территорий

Международное право и национальные правовые системы выработали общепризнанные категории, обозначающие территорию.

Под территорией понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космос и окружающие Землю Луна и другие небесные тела. По основным видам правового режима вся территория земного шара подразделяется:

1. Территории государств – находится в пределах государственных границ и на нее распространяется полная и исключительная власть государства.

2. Территории со смешанным режимом– это территории, где действует одновременно нормы МП и национального законодательства прибрежного государства. Они не входят в состав государственной территории, на них не распространяется суверенитет государства, но прибрежные страны имеют здесь суверенные права на разведку и разработку ресурсов, охрану окружающей среды.

Условно территории со смешанным режимом можно подразделить:

- Прилежащие, исключительные экономические зоны и континентальный шельф.

- Международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств и международные каналы, входящие в состав территорий государств.

3. Территории с международным режимом – это территория не входящая в состав государственной территории: водные пространства за пределами исключительных экономических зон; Международный район морского дна; воздушное пространство за пределами государственной территории, Антарктика; космическое пространство и небесные тела, находящиеся в нем.

Эта часть земной территории находится в общем пользовании государств и регулируется нормами МП. 4. Территории со специальным международным режимом – это демилитаризованные и нейтрализованные территории, зоны мира в случае их установления. Правовой статус их устанавливается на основе международного договора, заключаемых субъектами МП. (Антарктика)

2. Территория государства и ее составные части

Государственная территория - это часть земного шара, в т.ч. суша и ее недра, воды и воздух, которая находится под суверенитетом данного государства и в пределах которой оно осуществляет свою государственную власть. Это называется территориальным верховенством, входящим в состав суверенитета государства.

Территория государства состоит:

- Сухопутная территория (материковая часть, острова, анклавы)

- Водная территория (внутренние воды и территориальное морешириной 12 миль)

- Воздушная территория над сушей и водами государства

- Объекты условно приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли, официальные резиденции дипломатических представительств в других странах).

Территория одного государства отделяется от территории другого государства государственными границами, которые определяют пределы государственной территории и распространения территориального верховенства.

Процедура установления границ включает:

- делимитация – установление линии государственной границы по крупномасштабной карте;

- демаркация– установление линии государственной границы на местности.

Территория государства и его границы могут быть изменены на основании:

- самоопределения наций;

- плебесцита – голосования населения спорной территории о ее государственной принадлежности.

- цессии – соглашения государств о территориальных уступках на компенсационной основе

-отторжение территории как санкция – т.е. территориальные изменения, направленные на исключение возможности противоправных действий с них.

Вопросы:

1. Назовите виды правового режима территорий с точки зрения МП.

2. Дайте характеристику элементов, составляющих государственную территорию.

3. Покажите, каким образом осуществляется установление государственной границы.

4. Дайте основания изменения территории и границ государства.

ТЕМА 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ, ВОЗДУШНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

1. Международное морское право (ММП)

Международное морское право – представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой статус и режим морских пространств, регулирующих отношения между субъектами МП в связи с их деятельностью в Мировом океане.

Субъектами международного морского права являются:

1. государства;

2. международные организации и органы наделенные государствами определенными правомочиями в сфере действия международного морского права.

Основными источниками международного морского права выступают:

- международный договор;

- международный обычай.

Принципы международного морского права:

а) свободы открытого моря (ст.2 Конвенции об открытом море 1958г.,

ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982г.);

б) сохранения и рационального использования морских живых ресурсов;

в) свободы морских научных исследований (ст.87, 239, 246, 255 Конвенции ООН 1982г.);

г) охраны морской среды (ст.192, 194 Конвенции ООН 1982г.);

д) использование Мирового океана в мирных целях (преамбула, ст.19, 39, 54, 58, 88, 240 и 301 Конвенции ООН 1982г.).

Основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982г,

Она внесла новые элементы в регулирование деятельности государств в Мировом океане:

- определен статус Международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов;

- зафиксирован правовой режим исключительной экономической зоны и архипелажных вод;

- введен институт транзитного прохода судов через международные проливы, перекрытые территориальными водами;

- усилена защита морской среды и исследований в различных по правовому режиму частях Мирового океана;

- разработана система мирного урегулирования международных споров.

По своему правовому статусу и режиму морские пространства подразделяются:

1. внутренние морские воды – являются частью территории государства, имеющего морское побережье, подчинены его суверенитету и определяются его законодательством.

К ним относятся:

- воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями (линия наибольшего отлива от берега), от которых ведется отсчет ширины территориального моря;

- воды морских портов;

- воды заливов, берега которых принадлежат одному государству (до линии, гдеширина естественного входа в залив достигает 24 миль);

- воды “исторических заливов” (Петра Великого на Дальнем Востоке РФ, Гудзонов у берегов Канады);

2. Территориальное море – это примыкающий к берегу или внутренним морским водам морской поясшириной до 12 миль на который распространяется суверенитет государства и которое устанавливает и определяет его правовой режим.

3. Открытое море – морское пространство за пределами границ территориального моря государств не подчиненное суверенитету какого-либо государства. Правовой статус и режим открытого моря определяется международным морским правом, и в, первую очередь, Конвенцией ООН по морскому праву 1982г.

4. Прилежащая зона – район открытого моря (до 24 миль от исходных линий), прилегающей к внешней границе территориального моря, устанавливаемый для осуществления контроля за соблюдением иностранными судами таможенных, фискальных, иммиграционных, санитарных правил во внутренних морских водах и территориальном море (ст.32,33 Конвенции ООН 1982г.).

5. Исключительная экономическая зона – район открытого моря, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 миль от исходных линий (ст.57 Конвенции ООН 1982г.)

6. Континентальный шельф – морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на 200 миль от исходных линий, когда эта граница не простирается на это расстояние (п.1 ст. 76 Конвенции ООН 1982г.)

Правовой статус и режим шельфа регулируется Конвенцией о континентальном шельфе 1958г. И Конвенцией ООН по морскому праву 1982г. Прибрежное государство осуществляется на континентальном шельфе суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов, Которые являются исключительными (ст.77 КонвенцииООН1982г.)

Разграничение шельфа производится по соглашению заинтересованных государств.

7. Международный район морского дна – морское дно за пределами континентального шельфа, являющееся общим наследием человечества.

Правовой статус и режим Района определен Конвенцией ООн по морскому праву 1982г.

- ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права и осуществлять их в отношении Района или же его части, а также его ресурсов;

- ни одно государство, Ф и ЮЛ не могут присваивать часть Района или его ресурсов;

- Район открыт для использования в мирных целях всеми государствами.

Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действуют специально созданные Международный орган по морскому дну и международное предприятие.

8. Международные проливы – узкие водные пространства, соединяющие два моря, море с океаном, части одного моря или океана.

Они открыты для свободного мореплавания и пролетов судами и самолетами всех стран, которые пользуются правом беспрепятственного, непрерывного и быстрого транзитного прохода (ст.37,38,39 Конвенции ООН 1982г.)

9. Архипелажные воды – это воды, находящиеся внутри государства – архипелага.

Эти воды отграничиваются от других частей моря вокруг государства – архипелага прямыми архипелажными линиями (до 100 миль длиной) Проведенные таким образом исходные линии вокруг всего архипелага образуют границу архипелажных вод. Эти воды находятся под суверенитетом государства – архипелага, но при условии нормального осуществления международного судоходства, что означает право мирного прохода судов всех государств через архипелажные воды. Государство– архипелаг может устанавливать морские и воздушные коридоры для непрерывного, быстрого прохода и пролета через архипелажные воды, территориальное море и воздушное пространство на ними (п.1,ст.53 Конвенции ООН 1982г.)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международное право (5)

    Документ
    Международное право – это система договорных и обычно правовых норм выражающих согласованную волю его субъектов и направленных на регулирование мер государственных отношений в целях развития международнародного сотрудничества и укрепления
  2. Международное право (3)

    Документ
    Международное право является самостоятельной системой права, регулирующей международные отношения. Приоритетное значение международное право получило только после Второй Мировой войны.
  3. Международные правила толкования некоторых торговых терминов инкотермс 2000 года

    Документ
    Термин "Франко борт" означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель.
  4. Международное право: Учеб для вузов по спец. "Юриспруденция" /Г. В. Игнатенко, О. И. Туинов, В. Я. Суворова и др.; Отв ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Туинов. 2-е изд., изменен и доп. М.: Норма, 2002. 577 с

    Литература
    Международное право: Учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" /Г.В. Игнатенко, О.И. Туинов, В.Я. Суворова и др.; Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.
  5. Международное право Население и мп население

    Документ
    Международно-правовой индегенат означает, что индивиды, граждане или подданные цивилизованного государства не являясь субъектами МП пользуются правами МП.

Другие похожие документы..