Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
С 1 января 2007 года вступили в силу Федеральный закон М 256-ФЗ от 29.12.2006 “0 дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”...полностью>>
'Методические рекомендации'
В методических рекомендациях рассматривается сущнocть, возможности и требования к проведению биорезонансной терапии. Разработанные варианты биорезона...полностью>>
'Документ'
Огнестрельное ранение – частный вид боевой хирургической травмы, возникающий при воздействии на организм ранящих снарядов стрелкового оружия и боепри...полностью>>
'Документ'
Представляю вам работы своих учениц – учащихся 1 класса Губернаторского Светленского лицея – Васильевой Софьи и Слесаревой Марии. Для девочек это - д...полностью>>

С. П. Карпова Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник (1)

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

 

 

  

 

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.

1 и 2 том.

Под редакцией С.П.Карпова

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «История»

4-е издание

Издательство Московского университета

«Высшая школа»

2003

 

УДК 93/99(075.8) ББК 63.3(0)4я73 И90

 

Редколлегия:

М.А. Бойцов, Л.M. Брагина, С.П. Карпов, А.А. Сванидзе, В.И. Уколова, Н.А. Хачатурян

Рецензенты:

кафедра истории древнего мира и средних веков Московского педагогического университета

(зав. кафедрой д-р ист. наук, проф. О.Ф. Кудрявцев); доктор исторических наук В.П.Буданова

 

И90

 

История средних веков: В 2 т. Т. 1: Учебник / Под ред. С.П.Карпова. — 4-е издание. — М: Изд-во Моск. ун-та; Изд-во «Высшая школа», 2003. — 640 с.

ISBN 5-211-04818-0 (Т. 1) ISBN 5-211-04820-2 (Изд-во Моск. ун-та) ISBN 5-06-004656-7 (Т. 1) ISBN 5-06-004670-2 (Изд-во «Высшая школа»)

 

Первый том учебника охватывает раннее и развитое Средневековье (V—XV вв.). Написанный заново наиболее известными учеными и преподавателями средневековой истории из МГУ и других университетов, а также институтов Российской Академии наук, он отражает современные достижения медиевистики и дает полное представление о европейской средневековой цивилизации.

Для студентов исторических факультетов.

 

ISBN 5-211-04818-0 (Т. 1)

ISBN 5-211-04820-2 (Изд-во Моск. ун-та)

ISBN 5-06-004656-7 (Т. 1)

ISBN 5-06-004670-2 (Изд-во «Высшая школа»)

УДК 93/99(075.8) ББК 63.3(0)4я73

© Изд-во Моск. ун-та, 2003.

 

 

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 1 том.

Предисловие

Двухтомный учебник «История средних веков» для студентов университетов и вузов гуманитарного профиля охватывает, согласно принятой периодизации, историю V— середины XVII столетий. В первом томе излагается история раннего (V— середина XI в.) и развитого (вторая половина XI—XV вв.), во втором томе — позднего средневековья, или начала раннего нового времени (XVI — первая половина XVII вв.). Поскольку развитие ряда стран Европы происходило асинхронно, в ряде случаев применительно к ним общие хронологические рамки корректируются. Например, история Византии до XII в. отнесена к раннему средневековью, а период развитого средневековья в Италии, напротив, начинается не с середины XI столетия, а с рубежа X—XI вв.

Авторы стремились отразить в учебнике новые достижения исторической мысли и той полидисциплинарной науки о средневековье, которая называется медиевистикой. Как цивилизационный, так и формационный подходы не отвергаются, а синтезируются, с учетом их сильных и слабых сторон. Естественно, все многообразие бурной и насыщенной событиями эпохи невозможно воссоздать ни в одном учебнике. Поэтому главной задачей было отразить важнейшие процессы и закономерности развития средневекового общества, отдельных регионов и стран Западной Европы и Византии, включив материал, необходимый для подготовки профессионального историка. История России, южных и западных славян, стран Азии и Африки в средние века по учебным планам исторических факультетов университетов изучается в виде отдельных курсов и не включена в настоящий учебник. Так как целью авторов было представить разные стороны средневековой цивилизации в органическом единстве, основные направления развития культуры средних веков и эпохи Возрождения, напротив, показаны на страницах этой книги, хотя в ряде университетов они также являются предметом особых курсов.

3

Учебник является новым изданием, но опирается на традиции, заложенные выдающимися медиевистами академиками П. Г. Виноградовым, Д.М. Петрушевским, Е.А. Косминским, С.Д. Сказкиным, и на опыт предшествующих университетских учебников, подготовленных в МГУ в 1966, 1977 и 1990 гг.

В написании и подготовке учебника принимали участие профессора и преподаватели кафедры истории средних веков исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, научные сотрудники Института всеобщей истории и Института славяноведения и балканистики Российской Академии наук. СВ. Близнюк составлена хронологическая таблица к тому; H. M. Богдановой написаны разделы «Обращение Константина», «Оформление христианской догматики. Вселенские соборы», «Учение о спасении», «Церковь и таинства» в главе 7; М.А. Бойцовым — § 4 в главе 6, § 1 в главе 12; Л.М. Брагиной — § 3 в главе 6, глава 13 (за исключением раздела «Итальянские морские республики»), глава 23; В.М. Володарским — §2 в главе 12; А.Я. Гуревичем — глава 15; Т.П. Гусаровой — глава 16; Е.В. Гутновой — главы 4 и 11, § 1 в главе 6; СП. Карповым — предисловие, главы 9, 18, раздел «Источники по истории XI—XV вв.» в главе 2, раздел «Итальянские морские республики» в главе 13; Г. Г. Литавриным — главы 5 и 22; A.A. Сванидзе — главы 8 и 19; Л.Е. Семеновой — глава 17; В.И. Уколовой — глава 21; Н.Ф. Усковым — глава 7 (за исключением разделов «Обращение Константина», «Оформление христианской догматики. Вселенские соборы», «Учение о спасении», «Церковь и таинства»), глава 20; И. С. Филипповым — глава 2 (за исключением раздела «Источники по истории XI—XV вв.»), глава 3, § 2 в главе 6; H.A. Хачатурян — главы 1 и 10; С.Д. Червоновым — глава 14.

После кончины Е.В. Гутновой, С. Д. Червонова их разделы были отредактированы редакционной коллегией.

Приложенная к учебнику библиография содержит рекомендательный список основных публикаций источников и научной литературы по истории средних веков. В составлении карт к учебнику принимала участие Т.П. Гусарова, Генеалогические таблицы правящих династий составлены М.А. Бойцовым, О.В.Дмитриевой и СП. Карповым.

В научно-технической подготовке издания принимали участие М.А. Бойцов и Н.Ф. Усков.

Введение

Глава 1. Сущность понятий «средние века» и «феодализм»

История народов и государств современной Европы началась в эпоху, условно определяемую в исторической литературе как «средневековье». Со времен античности понятие Европы (от семитского корня Эреб), отождествляемое с географическим определением «Запад», противопоставлялось Азии (корень Асу), или Востоку. Термин Европа, действительно, заключает в себе некую территориальную целостность народов и государств, история которых обнаруживает общность экономического, социально-политического и духовного развития. Вместе с тем, своеобразие ее западной части, отчетливо определившееся именно на этапе средневековой истории, позволяет выделить Западную Европу в качестве локальной цивилизации, существующей в рамках более крупного цивилизационного единства, каким является Европа в целом.

Географический смысл понятия Западной Европы не совпадает с историческим и предполагает прибрежную полосу на западной оконечности евразийского континента, с мягким морским климатом.

Историческое понятие Западной Европы

Историческое понятие Западной Европы на этапе средневековья включает в себя историю таких стран, как Англия, Франция, Германия, Швейцария, Бельгия и Голландия, государств Пиренейского и Апеннинского полуостровов, скандинавских стран — Дании, Норвегии, Швеции, а также Византии, преемницы Восточно-Римской империи. Пограничное положение последней страны и ее огромное влияние на судьбы всей европейской цивилизации предопределило принадлежность ее истории как Западу, так и Востоку.

В первые века нашей эры большая часть Западной Европы была заселена кельтскими народами, частично романизованными и включенными в состав Римской империи; затем, в эпоху Великого переселения народов эта территория стала местом расселения германских племен, тогда как Восточная Европа стала местом расселения и исторической активности главным образом славянских народов.

7

§ 1. Содержание терминов «средние века» и «феодализм» в исторической науке

Содержание терминов «средние века» и «феодализм» менялось вместе с развитием европейского исторического знания.

Термин «средние века» — перевод с латинского выражения medium aevum (средний век) 1 — был впервые введен итальянскими гуманистами. Римский историк XV в. Флавио Бьондо, написавший «Историю от падения Рима», пытаясь осмыслить современную ему действительность, назвал «средним веком» период, который отделял его эпоху от времени, служившего гуманистам источником вдохновения — античности. Гуманисты оценивали в первую очередь состояние языка, письменности, литературы и искусства. С позиций высоких достижений культуры Возрождения средние века им виделись как период одичания и варваризации античного мира, как время испорченной «кухонной» латыни. Эта оценка надолго укоренилась в исторической науке.

В XVII в. профессор Галльского университета в Германии Й. Келлер ввел термин «средние века» в общую периодизацию всемирной истории, разделив ее на античность, средневековье и новое время. Хронологические рамки периода были обозначены им временем от разделения Римской империи на Западную и Восточную части (завершилось в 395 г. при Феодосии I) до падения Константинополя под ударами турок в 1453 г.

В XVII и особенно XVIII в. (веке Просвещения), которые ознаменовались убедительными успехами светского рационального мышления и естественных наук, критерием периодизации всемирной истории стало служить не столько состояние культуры, сколько отношение к религии и церкви. В понятии «средние века» появились новые, по преимуществу уничижительные, акценты, из-за которых история этого периода стала оцениваться как время стеснения умственной свободы, господства догматизма, религиозного сознания и суеверий. Начало нового времени, соответственно, связывалось с изобретением книгопечатания, открытием европейцами Америки, Реформационным движением — явлениями, которые существенно расширили и изменили умственный кругозор средневекового человека.

Романтическое направление в историографии, возникшее в начале XIX в. в значительной мере как реакция на идеологию Просвещения и систему ценностей нового буржуазного мира, обострило

1 Отсюда и название науки, изучающей историю средних веков, — медиевистика.

8

интерес к средневековью и на какое-то время привело к его идеализации. Преодолеть эти крайности по отношению к средневековью позволили изменения в самом процессе познания, в способах постижения европейским человеком природы и общества в целом.

На рубеже XVIII и XIX вв. два достижения методологического характера, важных для развития исторического познания, существенно углубили понятие «средние века». Одним из них явилась идея непрерывности общественного развития, сменившая теорию круговорота, или циклического развития, идущую от античности, и христианскую идею конечности мира. Это позволило увидеть эволюцию западноевропейского средневекового общества от состояния упадка к экономическому и культурному подъему, хронологическим рубежом которого явился XI век. Это было первое заметное отступление от оценки средневековья как эпохи «темных веков».

Вторым достижением следует признать попытки анализа не только событийной и политической по преимуществу, но и социальной истории. Эти попытки привели к отождествлению термина «средние века» и понятия «феодализм». Последнее распространилось во французской публицистике накануне Французской революции 1789 г. как производное от юридического термина «феод» в документах XI—XII вв., обозначавшего земельное имущество, переданное в пользование за службу вассалу его сеньором. Его аналогом в германских землях являлся термин «лен». История средних веков стала пониматься как время господства феодальной, или ленной системы общественных связей в среде феодалов — земельных собственников.

Существенное углубление содержания анализируемых терминов дала наука середины — конца XIX столетия, достижения которой были прежде всего связаны с оформлением новой философии истории — позитивизма. Направление, принявшее новую методологию, явилось первой наиболее убедительной попыткой превращения истории собственно в науку. Ее отличали стремление заменить историю как занимательный рассказ о жизни героев историей масс; попытки комплексного видения исторического процесса, включая и социально-экономическую жизнь общества; исключительное внимание к источнику и разработке критического метода его исследования, который должен был обеспечить адекватное толкование отраженной в нем действительности. Развитие позитивизма началось с 30-х годов XIX в. в трудах О. Конта во Франции, Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера в Англии, однако результаты новой методологии в исторических исследованиях сказались позже, ко второй половине века. Суммируя итоги историографии XIX в., следует подчеркнуть, что чаще всего историческая

9

17

во-первых, при условии, если признается своеобразие его конкретно-исторических вариантов и не только возможность, но неизбежность их расхождения с абстрактной моделью, созданной исследователями. Неслучайно в исторической науке используется понятие «классичности» того или иного явления, процесса, варианта развития. Под ним подразумевается только факт наиболее полного совпадения модели и ее реального воплощения;

во-вторых, представление о стадиальности развития должно дополняться признанием многоукладности господствующей общественной системы на каждой из стадий. Степень выраженности «сопутствующих» укладов, их соотношение с «ведущим» на данном этапе, глубина и темпы преодоления исторически изжитых форм зависят от конкретно-исторических условий, часто выходящих за временные пределы стадии; следовательно,

в-третьих, стадиальный принцип членения исторического процесса должен быть органически увязан с особенностями цивилизационного развития, связанного с факторами долговременного воздействия (природные условия, особенности этногенеза и социальной психологии, религия, тип общины — восточной, греческой и римской, германской, славянской и др.).

§ 3. Феодальный мир

Организация пространства.

Организация пространства. Безусловное преобладание в феодальном обществе аграрных занятий, особенно на ранних этапах его развития, предопределило по преимуществу сельскохозяйственную организацию его пространства, главными компонентами которого были поля, луга и пастбища, огороды и сады. Основным видом поселений являлись деревни, с невысокой застройкой, не нарушающей линию горизонта. Их дома служили не только жильем, но и комплексом, рассчитанным на производственные нужды (содержание скота, место хранения кормов и зерна). Разнообразие в эту организацию вносили географические условия: природный ландшафт, горы и равнины, леса и реки, а также климат, почвы, которые влияли на тип расселения (концентрированные или рассеянные деревни), виды полей, специализацию хозяйственных занятий — земледелие, скотоводство, виноградарство и т.д.

Вертикаль как дело рук человеческих и архитектурная деталь ландшафта, нарушившая его монотонность, появилась со строительством феодальных замков в IX—XI вв., когда материалом для них стал камень, а не дерево; со строительством романских и затем готических церквей с колокольнями, но особенно с процессом массового роста городов в XI—XII вв. и активным градострои-

18

тельством. Города и вовсе изменили внешний вид и размеры поселений. Каменные стены обеспечивали защиту от внешнего врага; приток населения побуждал застраивать дома вверх, плотно тесня их друг к другу. Более продуманная внутренняя планировка, вызванная потребностями экономической и политической жизни города, а также требованиями гигиены, постепенно ставшие факторами, регулирующими организацию городского пространства, сменит первоначально хаотическую застройку внутри городских стен. Развитие техники не только откроет новые возможности земли как основного средства производства, но более радикально, чем аграрные занятия преобразит ее природный облик. Хозяйственно-технический и архитектурный ландшафт, таким образом, материализировал социальную и экономическую эволюцию феодального общества.

Социальные институты.
Вотчина и община.

Вотчина и община. Оформление феодальной собственности на землю привело к существенным изменениям в хозяйственной и социальной жизни общества. Если в условиях родоплеменного строя и генезиса феодализма главным хозяйственным и социальным организмом являлась община, то с конца VIII в. (в ряде регионов в XI в.) в Западной Европе складывается вотчина (сеньория во Франции, манор в Англии). Она концентрировала в себе все средства, необходимые для реализации крупной земельной собственности (хозяйственная функция), взимания ренты и внеэкономического принуждения (социальная функция). Вотчина, т.е. комплекс крупной земельной собственности, делился на господскую часть — домен — и землю, отданную в держание крестьянам. Домен включал усадьбу сеньора (жилые и служебные постройки), лес, луга и сеньориальную запашку, размер которой зависел от форм ренты, а также от хозяйственной активности феодала. В соответствии с системой землепользования и плодородностью земли, сеньориальные пахотные земли могли лежать чересполосно с крестьянскими наделами (мансами во Франции, гуфами в Германии). Как хозяйственный организм вотчина способствовала интенсификации труда и развитию производительных сил, организуя простую кооперацию на барщинных работах, расчистку и внутреннюю колонизацию земель, внедрение новых хозяйственных методов и культур. При этом она в известной мере обеспечивала экономическую устойчивость крестьянского хозяйства, гарантируя ему защиту от поборов государства и личную безопасность под покровительством сеньора в условиях феодальной раздробленности.

Хозяйственная роль вотчинника менялась по мере развития феодализма и эволюции форм ренты. С переходом к продуктовой и денежной ренте феодалы могли свернуть собственную запашку,

19

раздав весь резерв пахотных земель в крестьянские держания. В этих условиях возрастает экономическая значимость крестьянского хозяйства, способного, благодаря усовершенствованию условий труда, способов обработки земли и повышению производительности труда произвести как необходимый, так и прибавочный продукт в виде продуктовой или денежной ренты. Усиление экономической роли крестьянства сопровождалось его освобождением от тяжелых форм личной зависимости. В условиях эксплуатации баланс взаимоотношений феодала и крестьянина, который обеспечивал жизнеспособность последнего как производящей силы общества, нередко нарушался. Насилие со стороны феодала могло вызвать разрушение крестьянского хозяйства и протест вплоть до восстаний. Таким образом, хозяйственная и созидательная роль вотчины тесно связана с ее социальной функцией как организации по присвоению ренты, регулирующей административную и правовую жизнь крестьянства.

С утверждением вотчины как главного социального и хозяйственного организма феодального общества, крестьянская община не была уничтожена. Вотчина надстроилась над общиной, подавив собственным административным и судебным аппаратом ее политико-юридические функции, но продолжала сосуществовать с ней как с первичной хозяйственной организацией, регулирующей главным образом крестьянские отношения по земле — использование общинных угодий, порядок севооборота. Этой стороной своей деятельности община в известной мере влияла и на хозяйственную жизнь вотчинника. Утрата прежней социальной роли вызывает «исчезновение» общины из источников на ранних этапах эволюции феодализма. Однако позже, с усилением экономической роли крестьянского хозяйства и личным освобождением крестьян, община сумела частично возродить свои социальные и политико-юридические функции. В ряде стран (Франция, Италия, Испания) община смогла получить статус коллективного юридического лица, образовав сельскую коммуну с правом выборного управления. Сельская коммуна осуществляла контроль за пользованием общинными угодьями, сбором ренты и судебной деятельностью вотчинника, организуя, таким образом, противостояние крестьян феодалу и вводя во взаимоотношения с ним договорное правовое начало, регулируемое письменной хартией. Полученные права позволяли общине выйти за рамки вотчины и обратиться с коллективной жалобой в государственные суды. Следует иметь в виду, что статуса коммуны смогли добиться далеко не все общины, даже во Франции, многим из них пришлось довольствоваться только частью политико-юридических прав.

20

Средневековый город.

Средневековый город. В триаде важнейших компонентов социальной жизни феодального общества особое место занимал город. Будучи плотью от плоти этого общества, именно город стал решающим фактором его эволюции. Импульсы, идущие от этого социального организма, объединившего в себе формы экономической, политической и духовной жизни, обозначили перспективы развития общества в целом. Как центр ремесла и торговли город демонстрировал свою феодальную природу в мелком характере производства и торговли, сословно корпоративном характере собственности (ремесленные цеха и купеческие гильдии), в причастности феодальной ренте в ее сеньориальной или централизованной (государственные налоги) форме, наконец, во включенности города в систему феодальных связей (город как коллективный вассал или коллективный сеньор). Вместе с тем именно городу общество было обязано теми решающими сдвигами в развитии техники, которые обеспечили ему инициативу в переходе к мануфактурному производству.

Привилегии и вольности, обретенные западноевропейским городом, создали горожанам статус особого сословия; как таковое оно было представлено в органах сословного представительства на общегосударственном и местном уровнях. Политическое признание горожан способствовало выработке в обществе новой системы ценностей, в которой права человека не определялись исключительно его наследственной принадлежностью к привилегированным сословиям. Города, добившиеся самоуправления, реализовывали принципы коллективной выборной власти в противовес авторитарному и иерархическому миру духовных и светских феодалов.

Наконец, в городе были созданы особые формы культуры и духовной жизни, которые способствовали секуляризации сознания, развитию опытного и рационального знания. Возникшие в городах университеты стали центрами не только образованности, но свободомыслия. Оформление в Западной Европе на рубеже средних веков и раннего нового времени новой идеологии гуманизма и культуры Возрождения было неразрывно связано с городской жизнью и культурой.

Государство, право и церковь.

Государство, право и церковь. Политическая организация феодального общества прошла в своем развитии через несколько этапов. В условиях переходного периода и генезиса феодальных отношений существовали политические образования в виде, как правило, недолговечных варварских королевств и раннефеодальных государств. В них были сильны пережитки так называемой «первобытной демократии»; королевская власть располагала весьма

21

25

приводят, в частности, убедительные аргументы в пользу самоценности переходного периода XVI—XVIII вв., который получил название «раннего нового времени».

Историю средневековья для Западной Европы принято делить на три основных периода, отличавшихся разным уровнем социально-экономического, политического и культурного развития.

I. Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья,

I. Конец V — середина XI в. период раннего средневековья, когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в которой смешивались и трансформировались общественные группы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалировали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохранить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых связей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.

В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бесписьменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решающую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот период оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.

II. Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных отношений,

II. Середина XI — конец XV в. период расцвета феодальных отношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усилению центральной власти и активизации сословий, в первую очередь городского.

Культурная жизнь идет под знаком развития городской культуры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идеологии раннего гуманизма.

III. XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени.

III. XVIXVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени. Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталис-

тических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства — абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, поздний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.

Каждый из этапов открывался и сопровождался крупными передвижениями народов по территории Европы и вне ее: в IV в., VI— VII вв. — движение гуннов, германских и славянских племен; экспансия скандинавских народов, арабов и венгров на рубеже первого и второго этапов, крестовые походы западноевропейцев на Восток и в Восточную Европу в XI—XIII вв.; и, наконец, колониальные захваты западноевропейцев на Востоке, в Африке и в Америке в XV и XVI вв. Каждый период открывал перед народами Европы новые горизонты. Обращает на себя внимание все убыстряющийся темп развития и сокращение временной протяженности каждого последующего этапа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. С. П. Карпова рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник (2)

    Учебник
    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «История»
  2. Л. А. Прохоров М. Л. Прохорова Уголовное право Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебник

    Учебник
    Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности "Правоведение"
  3. В. И. Кузищина издание третье, переработанное и дополненное рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник

    Учебник
    кафедра истории древнего мира Саратовского государственного университета (зав. кафедрой проф. В.Н. Парфенов); доктор исторических наук Ю.Г. Виноградов
  4. Учебное пособие Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

    Учебное пособие
    Целью учебного пособия является систематическое изложение теоретических основ построения баз данных. Рассматриваются основные понятия баз данных. Дается характеристика моделей данных, подробно описывается реляционная модель.
  5. Российской Федерации в качестве учебника для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям 4-е издание, стереотипное Москва academia 1999

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям

Другие похожие документы..