Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Банковские реквизиты для оплаты изготовления копий документов: ОАО «Редуктор» ИНН 1833001674, КПП 183301001, р/с 40702810268020101847 в ОАО Сбербанк ...полностью>>
'Документ'
на то, что с 2012 года изменились коды бюджетной классификации на обязательное медицинское страхование по юридическим и физическим лицам и направляет...полностью>>
'Документ'
В своей будущей диссертации "Журналистское расследование на страницах современной общероссийской и региональной печати" автору предстоит обо...полностью>>
'Документ'
Проблемы образования века как предмет междисциплинарных научных исследований: сб. социальных проектов VII Межвузовской олимпиады 8-9 апреля 2010 г. –...полностью>>

Государство Израиль в системе международных отношений второй половины XX века

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

С прекращением «холодной войны» стратегическая ценность Израиля для США уменьшилась, и в США начала приобретать влияние концепция, согласно которой американские отношения с Израилем основываются не на геополитических и экономических интересах, а на моральных обязательствах, в то время как отношения США с арабскими странами служат глобальным американским интересам и потому не должны зависеть от характера режима в той или иной арабской стране и соблюдения в ней прав человека. Но, несмотря на это, израильскому правительству удалось добиться от американской стороны важной уступки: США дали согласие не требовать от Израиля присоединения к Договору о нераспространении ядерного оружия. Такое положение позволяло Израилю продолжить свою традиционную политику, не признавая и не отрицая наличие у него ядерного оружия.

Таким образом можно сделать вывод, что отношения между двумя странами развивались довольно стремительно и результативно особенно для Израиля. Являясь одним из инициаторов создания еврейского государства, американское правительство на протяжении всей истории существования Государства Израиль оказывало ему экономическую, политическую и военную помощь.

Довольно непростые отношения сложились у Израиля с ведущими странами Западной Европы, такими как Германия, Великобритания, Франция.

На отношения между Израилем и послевоенной Западной Германией в первую очередь повлияли события Второй мировой войны, в ходе которой было уничтожено более 6 миллионов евреев. Контакты между обеими странами начались в связи с соглашением о репарациях. До подписания Люксембургского Договора 1952 года вопрос о репарациях являлся важной политической темой в отношениях между Израилем и ФРГ. По причине важности и особого отношения к этому вопросу, эта тема обсуждалась в израильском Кнессете. 9 января 1952 года Кнессет утвердил закон о принятии репараций из Германии.

Несмотря на то, что контакты между сторонами уже активно осуществлялись, нормальные дипломатические отношения были установлены только в 1965 году. Политика ФРГ по отношению к Израилю определялась первое время признанием со стороны Германии лежащей на ней ответственности за судьбу еврейского государства. Во время Войны Судного дня правительство ФРГ осудило действия израильской стороны, содействовало принятию проарабской резолюции в Европейском Совете, а также не разрешило пересылать в Израиль военное снаряжение с американских баз в Германии. К началу 1980-х гг. ФРГ стала склоняться к проарабскому крылу Европейского Совета. На конференции Общего рынка в июне 1980 года она занимала общие с Францией позиции по отношению к арабо-израильскому конфликту. В 1990-х – начале 2000-х гг. руководство Евросоюза часто занимало антиизраильскую позицию, однако отношения между Германией и Израилем продолжали оставаться дружескими. Политика Германии среди других государств — членов Евросоюза — можно охарактеризовать как в большей степени произраильскую. Особенно стабильными связи между двумя странами были тогда, когда у власти в Германии находилась коалиция правоцентристских партий ХДС/ХСС.

Германия и Израиль развивают тесное сотрудничество, основанное на общих ценностях и принципах: западные ценности и наличие общей истории. Политические заявления о наличие между странами особых отношений требуют особого внимания. Такого рода отношения позволят Германии играть более значимую роль в международных отношениях на Ближнем Востоке и трансатлантической арене. Что касается урегулирования ближневосточного конфликта, то Германия старается занимать «справедливую, беспристрастную» позицию, датируемую ещё началом 1970-х годов.

Таким образом, германо-израильские отношения доказали, что их развитие выгодно обеим сторонам, что позволяет получать выгоду как Германии, так и Израилю. Тем не менее, в отношениях между двумя странами существовали и противоречия. Германия во время её председательствования в Европейском Союзе в 1999 году поддержала Я.Арафата и запрос ООП по поводу выполнения Израилем резолюций Генеральной Ассамблее ООН № 181 (ноябрь 1947) и № 194 (декабрь 1948). Более того, Германия выдвинула условие интернационализации Иерусалима, превратив его в особую зону основываясь на разделение границ, закрепленное в резолюции № 181. Кроме вышеперечисленного, не способствует гармонизации отношений отсутствие военной угрозы со стороны России, затухание памяти о Холокосте, нарастание напряженности между Израилем и Германией по вопросу об использовании военной силы Израилем для предупреждения террористических атак со стороны Палестинской Автономии, а также тот факт, что объединённая Германия стала уважаемым членом Европейского Союза и международного сообщества. Тем не менее, имеются две сферы, сотрудничество в которых может привести к дальнейшему более тесному взаимодействию. Во-первых, это наличие угрозы со стороны международного исламистского террора, несмотря на то, что их позиции могут расходиться в отношении методов и средств борьбы с терроризмом. Во-вторых, обе страны обеспокоены угрозой иранских ядерных амбиций. Германия была ключевым игроком в европейской дипломатической тройке, где вместе с Францией и Великобританией старалась заставить иранские власти остановить свою ядерную программу. В то же время в период с 1994 по 1997 гг. для Тегерана Германия являлась самым важным торговым партнёром и отвечала германским экономическим интересам. Для Израиля наличие ядерного оружия у Ирана означало бы угрозу не только для самого еврейского государства, это подорвало бы безопасность и других государств региона.

Великобритания одна из немногих стран мирового сообщества, которая традиционно имела свои интересы в ближневосточном регионе, где её присутствие насчитывало не один десяток лет. После окончания Первой мировой войны Великобритания получила мандат на управление Палестиной. Вторая мировая война не только изменила расстановку сил на мировой арене, но и ознаменовала начало нового этапа в жизни и Великобритании и Ближнего Востока. Глава английского правительства К. Эттли назначил специальную министерскую комиссию для обсуждения положения в Палестине. Предполагалось создание законодательного собрания, формирование органов самоуправления и ограничение еврейской иммиграции. Но данные предложения не нашли понимания со стороны ишува, и еврейское население Палестины начинает вооруженную борьбу с английскими властями. Таким образом, попытки Лондона решить палестинскую проблему оказались неудачными. Не оправдались и надежды на то, что ООН вернёт Палестину под британский контроль. Место Британской империи на Ближнем Востоке заняли Соединённые Штаты Америки.

Отношение правительства Великобритании к Израилю прошло различные фазы. В первые годы существования Израиля, образовавшегося в процессе борьбы с Великобританией, отношение это было недружелюбным. В отличие от США и СССР, при голосовании в ООН по поводу будущего Палестины и создания еврейского государства Великобритания воздержалась, после чего английское правительство не признавало Государство Израиль в течение 9 месяцев. Лишь в феврале 1949 года британское правительство под давлением общественного мнения было вынужден признать Израиль де-факто, но отношения между Великобританией и Израилем продолжали оставаться холодными. Положение дел несколько изменилось после того, как стало ясно, что послевоенный мир оказался поделен на два противоборствующих лагеря. Далее ситуация сложилась таким образом, что оба государства оказались по одну сторону баррикады. Тем не менее, в начале января 1950 года Израиль отклонил предложение английского правительства о строительстве английских военных баз на территории Израиля и сектора Газа. В деле нормализации двухсторонних отношений переломной оказалась дата 26 июля 1956 года, когда президент Египта Г.А. Насер объявил о национализации Суэцкого канала. Это привело к резкому изменению ситуации на Ближнем Востоке. Правительства Великобритании и Франции - основные держатели акций компании - начали подготовку к военной кампании против Египта, нацеленной на установление контроля над зоной канала и свержение режима Г. Абд-эль-Насера. Таким образом, они оказались союзниками Израиля.

В период с 1970-х - первой половине 1990-х гг. отношения между Великобританией и Израилем складывались в основном благоприятно. Хотя, во время и после Войны Судного дня 1973 года, опасаясь «нефтяного бойкота» арабских государств, консервативное правительство Великобритании заняло явно антиизраильскую позицию. В дальнейшем английское правительство в основе своей не поддерживало антиизраильские резолюции в ООН. В 1980 году представители Великобритании приняли активное участие в подготовке Венецианской декларации Европейского экономического сообщества, в которой говорилось, что ООП должна стать полноправным участником мирного процесса на Ближнем Востоке, однако затем поддержала предложенный президентом США Р. Рейганом план урегулирования ближневосточного конфликта, в котором палестинская сторона фактически игнорировалась.

Великобритания на протяжении долгого времени имеет свои интересы на Ближнем Востоке, принимает активное участие в урегулировании арабо-израильского конфликта. Кроме того, Великобритания, имея заинтересованность в ближневосточном экономическом районе, при этом экономика Соединённого Королевства практически не зависит от внешних поставок углеводородных энергоносителей, что дает стране значительно больше политических «степеней свободы», чем прочим государствам Западной Европы.

После образования государства Израиль в 1948 году Франция являлась одним из его главных союзников и торговых партнеров. Тесное сотрудничество между двумя странами осуществлялось и в дальнейшем. В середине 1950-х - начале 1960-х годов Франция была для Израиля основным поставщиком оружия и военного оборудования. Сближению двух государств способствовало и начало движения за независимость в Алжире и его поддержка египетским лидером Г. Насером, а также открытая конфронтация с Египтом по вопросу о национализации Суэцкого канала. Плодотворное сотрудничество между государствами имело место и в ядерной области. Так в 1956 году Париж оказал еврейскому государству помощь в строительстве ядерного реактора в Димоне.

Серьёзные перемены в отношениях между двумя государствами начались после перехода «деголлевской» Франции к новому внешнеполитическому курсу, направленному на создание политического и экономического альянса с арабским миром. Тогда впервые была обрисованы контуры политики, получившей название «евро-арабский диалог». Как известно, Францию связывают тесные отношения с арабскими странами. Для Франции было необходимо сохранить контроль и своё влияние на данных территориях, а также развивать взаимоотношения со странами, от природных ресурсов которых она зависела. Таким образом, причины резкого охлаждения отношений между двумя странами были связаны не столько с самим Государством Израиль, сколько со стремлением Парижа проводить самостоятельную, независимую от США внешнюю политику, в том числе, и на Ближнем Востоке.

Приход к власти во Франции Ф.Миттерана возродил надежду на восстановление былого израильско-французского сотрудничества. Однако им не суждено было осуществиться, хотя подобные попытки были сделаны. Так, в 1984 году Ш. Перес выступил с предложением о сотрудничестве между двумя странами в ядерной сфере. Президент Франции дал своё согласие. Предполагалось строительство двух электростанций в Израиле, переговоры между французскими израильскими экспертами проходили в обстановке абсолютной секретности. Однако достичь согласия так и не удалось. Проблема заключалась в том, что Париж собирался реконструировать иракскую электростанцию, разрушенную в 1981 году. Израильская позиция заключалась в том, что наличие любой новой электростанции в руках С. Хусейна крайне опасно, в связи, с чем не представлялось возможным начать финансирование франко-израильского проекта.

В 1990-х гг. активность Парижа на Ближнем Востоке в целом, и в отношении арабо-израильского мирного процесса в частности, значительно возросла. Начиная с прихода к власти Ж. Ширака в конце 1995 года, Франция, с одной стороны, стала «локомотивом» подхода, который отстаивает целесообразность более активной и самостоятельной роли ЕС в урегулировании ближневосточного конфликта, а с другой - наиболее критически настроенным относительно Израиля европейским государством. Позиция Франции относительно арабо-израильского мирного урегулирования основывается на следующих принципиальных моментах: признание права палестинского народа на самоопределение и права на возвращение палестинских беженцев; признание незаконности еврейских поселений на территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа; непризнание аннексии Израилем Восточного Иерусалима и Голанских высот. Безусловно, такая позиция Франции зачастую идёт вразрез с израильской и не содействует развитию дружеских отношений с этой страной. Тем не менее, Франция последовательно и настойчиво отстаивает эти положения в рамках ЕС, активно влияя на выработку общей европейской политики в отношении арабо-израильского мирного урегулирования.

Таким образом одним из основных камней преткновения в отношениях между Францией и Израилем была и остаётся позиция Парижа в отношении арабо-израильского мирного урегулирования.

Глава третья «Политика Израиля в отношении СССР (России) и её результаты (1948-2000 гг.)» посвящена анализу «советского (российского) фактора» во внешней политике Государства Израиль с момента его образования и до конца ХХ столетия и содержит три параграфа.

Израильско-советские отношения носили приоритетный характер в ближневосточной политике СССР в период с 1948 по 1953 гг. Приводятся оценки факторов, повлиявших на изменение этих отношений в последующий период.

После окончания второй мировой войны в мире сложилась биполярная система координат. Старые колониальные державы - Франция и Великобритания постепенно уступают свое место США и СССР.

Регион Ближнего Востока очень важен как стратегически, так и геополитически, поэтому он являлся одним из приоритетных во внешней политике Советского Союза. В 1947 году закончилось действие мандата данного Лигой Наций Великобритании на управление Палестиной. Новая международная организация, основанная после Второй мировой войны державами-победительницами - ООН - удовлетворила требование еврейского народа о создании собственного государства в Палестине.

Далее раскрывается роль СССР в образовании Государства Израиль. Надо отметить, что именно СССР сыграл определяющую роль (наряду с США) в вопросе образования еврейского государства на Ближнем Востоке. Несомненно, что этим Советский Союз преследовал свои геополитические цели проникновения в стратегически важный регион мира.

Часть главы посвящена изучению динамики советско-израильских отношений в период холодной войны 1948-1991 гг. Данный период характеризуется установлением, расширением, а также изменением характера дипломатических связей между СССР и Израилем. Нарастающая конфронтация была связана, во-первых, с антисемитской кампанией, происходившей в СССР (т.н. «дело врачей» и препятствие еврейской эмиграции из СССР) и, во-вторых, с поддержкой СССР арабских стран (Египта и Сирии) привела к разрыву дипломатических отношений в 1953 и 1967 гг. Поводом для этого послужил взрыв бомбы на территории советского посольства в 1953 году и поражение Египта и Сирии в Шестидневной войне. Кроме того, автор предлагает оригинальную периодизацию израильско-советских (российских) межгосударственных связей.

Следует также заметить, что существование блоковой биполярной системы международных отношений оказало непосредственное влияние на углубление кризиса советско-израильских связей в указанный период.

В главе анализируется воздействие фактора «арабо-израильский конфликт» на отношения между СССР и Государством Израиль. Возникновение этого фактора связано с вспыхнувшим в 1948 году арабо-еврейским конфликтом, основанном на этнических, религиозных и территориальных противоречиях. Советский Союз изначально выступал на стороне Государства Израиль. После того, как некоторые арабские страны (Египет, Сирия) заявили о своем следовании в русле некапиталистического развития, руководство СССР меняет свою точку зрения на этот конфликт. С конца 1950-х годов позиция СССР в отношении арабо-израильского конфликта, характеризуется усилением проарабских настроений.

Таким образом, возникновение и сущность арабо-израильского конфликта оказали существенное влияние на изменение двусторонних отношений между Израилем и Советским Союзом.

Затем основное внимание уделяется изучению развития российско-израильского политического диалога. Политические реформы в России не только дали новый импульс парламентской системе, но и позволили ей развиться на международном уровне. Российско-израильское межпарламентское сотрудничество представляет собой качественно новый этап в двустороннем диалоге. Оно характеризуется плодотворным и равноправным сотрудничеством в области борьбы с преступностью и коррупцией, а также созданием нескольких межпарламентских комиссий.

Правительство России и Израиля на практике решили вопросы, относящиеся к наиболее актуальным аспектам международных отношений.

Немало важным представляется изучение вопроса, связанного с экономическим взаимодействием двух государств. Необходимо отметить, что экономика всегда оказывала определяющее влияние на развитие политического диалога. Согласие в экономических аспектах обеспечивает взаимопонимание на всех уровнях межгосударственных отношений. Период 1991 – 2000 годов характеризуется укреплением экономических взаимоотношений между СССР и Израилем. Другими словами, экономическое сотрудничество России и Израиля в указанный период развивается в сторону широких совместных проектов и вполне оправдывает оптимистические прогнозы.

Далее характеризуется деятельность России и Израиля в процессе ближневосточного мирного урегулирования. После распада СССР Россия стала коспонсором ближневосточного процесса, оставаясь на позициях, выработанных на Мадридской международной конференции 1991 года.

Эти позиции в основном заключались в следующем:

- целью переговоров является заключение мирных договоров между враждующими сторонами;

- резолюция № 242 Совет Безопасности ООН касается всех зон конфликта;

- право палестинцев на самоопределение заложено в Уставе ООН;

- урегулирование арабо-израильского конфликта должно быть поэтапным;

- проблема Иерусалима, как особо деликатная и сложная должна быть обсуждена в конце переговорного процесса, а не в его начале;

- прекращение создания Израилем новых поселений на удерживаемых территориях будет рассматриваться как жест доброй воли по отношению к арабским странам и приведет к взаимному жесту доброй воли с их стороны.

Эти принципы были положительно восприняты израильским правительством, как конструктивные, ведущие к урегулированию ближневосточного конфликта.

Желание Израиля видеть в России долговременного стратегического партнера привносит в российско-израильские отношения элемент стабильности и перспективного планирования. В 1997 году Б. Нетаньяху заявил, что Израиль по аналогии с меморандумом 1981 года о стратегическом партнерстве между Израилем и США, желает видеть Россию в числе стратегических партнеров.

В целом же, отмечается, что дипломатические отношения между Израилем и Россией дают больше поводов для оптимистических прогнозов, нежели в бытность их существования между Израилем и СССР.

Глава четвёртая «Основные направления израильского внешнеполитического курса в отношении новых независимых государств» состоит из двух параграфов.

После распада Советского Союза Израиль оказался в уникальной ситуации, получив возможность установить дипломатические отношения сразу с 15 новыми независимыми государствами. После признания и установления дипломатических отношений с постсоветскими государствами их связи с Израилем значительно окрепли. В первую очередь связано это было со стремлением этих государств к интеграции в международное сообщество, а также с дипломатической и экономической активностью самого Израиля и международных еврейских организаций (Всемирный Еврейский Конгресс, Джойнт и Еврейское Агентство) и значительные внешние финансовые вложения в инфраструктуру местных еврейских общин. Ровные отношения между Израилем и постсоветскими государствами имеют тенденцию к упрочению, в том числе в связи с совместными экономическими и военно-техническими проектами, как в области прямых поставок военной техники и вооружений, так и реконструкции имеющейся у них военной техники советского производства.

Важную роль в углублении и гармонизации межгосударственных связей этих стран с Израилем играет и фактор осознания Холокоста, иногда демонстративного, особенно на фоне усилий некоторых из бывших советских республик интегрироваться в Европейское сообщество.

Следует отметить, что на отношения с Белоруссией влияет не столько возможность использовать связи с Израилем для интеграции в мировое сообщество (так как белорусский «вектор интеграции» направлен не на Запад, а на Россию), сколько прямая заинтересованность в Израиле как таковом. Достаточно выгодные экономические и геополитические дивиденды Израиль может получить при реализации своих интересов в европейской части бывшего СССР, акцентируя внимание на Украине, тем более что, по словам бывшего президента Государства Израиль М. Кацава - «Украина - это родина национального возрождения еврейского народа». Некоторый диссонанс в развитие двухсторонних отношений вносит обострение антисемитских настроений в украинском обществе.

Весомую роль в отношениях большинства постсоветских республик с Израилем играет их значение для последнего как источника массовой иммиграции. Из числа республик Закавказья это не относится к экономически слабой Армении с её крошечной еврейской общиной. При этом уровень отношений Израиля с Арменией снижает его заинтересованность в Турции и Азербайджане.

Наиболее серьезными партнёрами Израиля в азиатской части бывшего СССР, как в экономической и военно-технической областях, так и в вопросе организации еврейской общины выступают Казахстан и Узбекистан. Уровень же отношений Израиля с Киргизией существенно ниже, а израильская активность в Таджикистане и Туркменистане связана в первую очередь с их геополитическим положением и наличием общей границы с Ираном и Афганистаном.

Экономические связи Израиля с постсоветскими государствами в значительной мере основаны на активности на их пространстве израильтян - выходцев из этих стран. Основой израильской экономической политики является освоение источников минерального сырья.

Глава пятая «Государство Израиль и развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки в условиях изменяющегося мира» включает три параграфа.

В целях облегчения анализа отношений Государства Израиль со странами Азии можно условно разделить их на взаимоотношения со странами Ближнего Востока, Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Рассматривая положение Израиля на Ближнем Востоке, можно сказать, что еврейское государство не являющиеся безусловным лидером, но, тем не менее, в той или иной степени, претендует на эту роль, даже, несмотря на то, что не отвечает всем критериям, предъявляемым к абсолютным лидерам.

На Ближнем Востоке наибольшее значение для Израиля имеют отношения с его арабскими соседями. Официально внешняя политика Государства Израиль направлена на поиск мирного разрешения конфликта на Ближнем Востоке, преодоление дипломатической изоляции и установление добрососедских отношений со всеми арабскими странами.

После окончания срока действия британского мандата и вывода британских войск из Палестины 14 мая 1948 года Государство Израиль провозгласило свою независимость. Сразу после провозглашения независимости Израиля Лига арабских стран объявила ему войну на всех фронтах. В боевые действия были втянуты такие арабские страны как Египет, Трансиордания, Ливан и Ирак при поддержке других арабских государств. Весной 1949 года при посредничестве ООН были подписаны соглашения между Израилем и Египтом, Сирией, Трансиорданией и Ливаном об установлении перемирия и демилитаризованных зонах между территориями арабских стран и территорией Израиля. Ирак отказался от подписания соглашения о перемирии. Предполагалось, что за этими соглашениями должны были последовать переговоры о мире, однако лидеры арабских стран отказались признавать Израиль или вести с ним переговоры.

Арабские государства продолжали поддерживать политический и экономический бойкот Израиля. В конечном итоге это привело ещё к четырём арабо-израильским войнам (1956, 1967, 1973, 1982 гг.).

30 октября 1991 года в Мадриде открылась мирная конференция по Ближнему Востоку. В ее продолжение весной 1993 года проходили тайные переговоры между Израилем и ООП в Осло, а также в Вашингтоне, которые увенчались достижением согласия. В сентябре того же года ООП признала право Израиля на существование, а Израиль признал ООП в качестве представителя палестинского народа Осенью 1994 года был заключен мирный договор между Израилем и Иорданией, и в начале следующего года они обменялись послами. Представительства в Израиле открыли восемь арабских стран, в том числе Марокко, Тунис, ОАЭ, Оман, Катар, Бахрейн и другие.

Несмотря на значительную активизацию мирного процесса на Ближнем Востоке в первой половине 1990-х годов, весьма сложной оставалась обстановка на ливано-израильской границе. Исламские радикалы из Ливана совершали свои вылазки в Израиль, в апреле 1996 года израильскими военными была предпринята ответная операция в южном Ливане под названием «Гроздья гнева».

После серии терактов, осуществленной летом 1997 года боевиками исламистских групп, в том числе «Хамас», Израиль решил заморозить дальнейшую реализацию соглашений в Осло. Провалом закончились и мирные переговоры между Израилем и Сирией в конце 1990-х годов. Мирный процесс оказался в тупике.

В своей региональной политике Израиль особое место уделяет развитию взаимоотношений с Турцией. Отсутствие соперничества в борьбе за региональное лидерство между двумя странами объясняется наличием общих угроз, исходящих со стороны соседних Ирана, Ирака и Сирии, что делает Турцию и Израиль естественными союзниками в деле обеспечения собственной национальной безопасности.

В годы холодной войны отношения между двумя странами были достаточно сложными. Лишь в январе 1992 года Турция повысила ранг своего представительства в Израиле до уровня посольства.

Новый этап сотрудничества между двумя странами начался во второй половине 1990-х годов. В 1996 году был подписан Договор о стратегическом сотрудничестве. Отсутствие серьезных противоречий между двумя указанными странами, равно как и высокий уровень партнерских отношений способствуют эффективному противостоянию с их основными региональными противниками (Иран, Сирия, до войны 2003 года – Ирак), а также взаимно дополнять друг друга в различных сферах.

Характер взаимоотношений между Израилем и Китаем в послевоенный период претерпел значительную эволюцию. После начала конфронтации между Израилем и СССР Китай занимает одностороннюю проарабскую позицию, отказавшись от установления с Израилем дипломатических отношений. Двусторонние отношения продолжали сохранять негативный характер на протяжении десятилетий, вплоть до начала реформ в Китае со второй половины 1970-х годов.

Внутренние изменения в Китае сделали возможным установление отношений с ним, что, в свою очередь, открыло путь к контактам между Израилем и другими странами Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Необходимо сказать, что многие азиатские страны, заинтересованные в импорте арабской нефти, не стремились развивать активного сотрудничества с еврейским государством. Ситуация стала меняться лишь к концу периода холодной войны, и особенно в первой половине 1990-х годов, когда наметился значимый прогресс в арабо-израильском конфликте и в процессе ближневосточного урегулирования.

Что касается Индии, то последняя на рубеже 1980-х – 1990-х годов несколько смягчила свою антиизраильскую позицию и согласилась поднять статус израильского представителя с заместителя консула до консула. 29 января 1992 года индийское правительство заявило об установлении полных дипломатических отношений с Израилем.

В декабре 1994 года И. Рабин также посетил Японию и Южную Корею, которые из опасения потерять арабские рынки избегали до этого широкого экономического сотрудничества с Израилем. В ходе этих визитов были достигнуты договоренности и подписаны соглашения о расширении взаимной торговли.

Весьма интересный характер имеют отношения между Израилем и странами Африканского континента. Правительство еврейского государства проводило достаточно активную политику по установлению дипломатических отношений с африканскими странами с периода обретения последними государственной независимости в 1950-е – 1960-е годы. На всех Ассамблеях ООН Израиль голосовал за резолюции, призывавшие ускорить процесс деколонизации.

К началу 1970-х годов Израиль имел официальные отношения с почти тридцатью странами Африки. Откровенно враждебный характер носили отношения еврейского государства с арабскими странами африканского Магриба – Алжиром, Египтом, Ливией, Марокко и другими. В целом же арабские государства Северной Африки и Ближнего Востока всячески старались осложнить развивающееся сотрудничество Государства Израиль с неарабскими странами Африки.

В последнее десятилетие ХХ века отношения Израиля со многими странами Африки заметно окрепли. Заинтересованность Израиля в развитии отношений с африканскими странами определяется возможностью участия в различных экономических проектах, в том числе по разработке месторождений полезных ископаемых и в поставках вооружений.

Латинская Америка во внешнеполитической стратегии Израиля занимает особое место. Это в первую очередь связано с местом Израиля на латиноамериканских рынках вооружений, а также с его значением как источника новых технологий для экономики бурно развивающихся стран региона. Давление «нефтяного эмбарго» на страны Латинской Америки, имеющие собственные энергетические ресурсы, было минимальным, многочисленные арабские общины – политически пассивны, а крупные еврейские – чрезвычайно влиятельны. Военные режимы и хунты, периодически приходившие к власти в странах Латинской Америки в течение второй половины ХХ века (например, в Аргентине, Бразилии, Чили), как правило, вступали в конфликт с либеральной еврейской интеллигенцией, что периодически приводило к осложнению отношений с Израилем. Однако их зависимость от США и стремление получить израильское вооружение обычно не приводили к серьёзным кризисным ситуациям в отношениях. Единственным исключением на континенте была Республика Куба, однако с распадом социалистической системы отношения с Израилем (и местной еврейской общиной) достаточно быстро были нормализованы.

Заключение содержит основные выводы проведённого исследования. В диссертации автором были рассмотрены основные проблемы изучения места и роли Государства Израиль в меняющейся системе международных отношений с 1948 по 2000 год. Анализ основных источников и работ советских/российских и зарубежных авторов – специалистов по израилеведческой тематике позволяют изучить ключевые направления внешнеполитического курса руководства Израиля, определить роль страны в регионе Ближнего Востока и в мире в целом.

Существование различных парадигм и школ анализа современных международных отношений, в частности неореализма, неолиберализма, системного подхода и прочих определяют развитие самых различных направлений исследований по рассматриваемой проблематике. При этом, в большинстве случаев, рассмотрение одних и тех же процессов, явлений, событий внешнеполитической деятельности Государства Израиль с позиций приверженцев, скажем, неолиберализма и неореализма не противоречат, но скорее дополняет друг друга. Можно сказать, что анализ исследовательских работ по проблематике внешнеполитического процесса в Израиле представителей разных подходов науки о международных отношениях служит своеобразным стимулом для выявления каких-либо новых аспектов проблем международного положения еврейского государства, неизученных ранее. Такая ситуация наиболее актуальна для России, поскольку сама тематика международного положения и внешней политики Израиля в нашей стране разработана ещё недостаточно полно.

Создание Государства Израиль стало результатом политической игры великих держав, целью которой было достижение ими доминирования в стратегически важном регионе Ближнего Востока. Наиболее значительная роль в этой игре принадлежала Советскому Союзу и Соединенным Штатам Америки – двум крупнейшим державам-победительницам, противоречия между которыми стали определять политический климат на международной арене практически сразу после Второй мировой войны.

В противостоянии этих сверхдержав еврейскому государству отводилась роль проводника их интересов на Ближнем Востоке, однако позднее это государство стало самостоятельным актором региональных международных отношений, отстаивающим в первую очередь свои собственные интересы. Это стремление предопределило непростой характер взаимоотношений Государства Израиль не только с СССР, противоречия с которым стали нарастать еще с 1950-х гг., но и с США, выступавшими в роли его покровителя, а также со странами Западной Европы. Руководство еврейского государства понимало, что, являясь стратегическим партнером США, Израиль может смело заявлять о своих интересах и потребностях, а поддержка еврейской диаспоры позволяет иногда игнорировать условиях, поставленные Белым домом.

Распад Советского Союза и его уход с ближневосточной арены актуализировал необходимость развития российско-израильских связей, показателем чего может служить позиция Б. Нетаньяху, заявившего в 1997 году, что Израиль заинтересован видеть Россию в качестве своего стратегического партнера. Укрепление двусторонних российско-израильских связей в области экономики, борьбы с терроризмом и других сферах, произошедшее в период конца 1990-х – начала 2000-х гг. дает основания для оптимистических прогнозов, касающихся дальнейшего развития отношений между этими государствами.

Принципиально новым направлением развития израильской внешней политики в конце двадцатого столетия стало взаимодействие с государствами-неофитами, образовавшимися в результате распада СССР. Стремление новых независимых государств к интеграции в мировое сообщество, а также их заинтересованность в развитии внешнеэкономических связей делают их «удобными» партнерами Государства Израиль, несмотря на то, что периодически они становятся ареной антисемитских выступлений. Само же еврейское государство рассматривает новые независимые государства в качестве источника новых иммигрантов, а также, в ряде случаев, в качестве плацдарма для противодействия Ирану, воспринимаемому в Израиле как серьёзная угроза безопасности страны.

Актуальным для Израиля является и развитие отношений со странами Ближнего и Среднего Востока, являющимися его непосредственными соседями, от которых во многом зависит безопасность и динамика развития еврейского государства. Израильскую дипломатию в отношении этих стран можно назвать достаточно эффективной, несмотря на то, что политика таких стран, как Исламская Республика Иран, Сирия и Ливан в значительной степени противоречит израильским интересам. Серьёзное внимание руководство Государства Израиль уделяет налаживанию отношений со странами АТР, а также со странами Африки, претендуя на роль своеобразного лидера, стремящегося привязать к себе страны третьего мира с помощью инструментов экономического и политического характера, а также с помощью поставок оружия.

Всё, сказанное выше, позволяет предположить, что в дальнейшем Государство Израиль, проводя многовекторную политику, имеет неплохие шансы повысить свой статус в системе международных отношений, укрепив свои позиции на Ближнем Востоке и получив возможность занять более независимую позицию в отношениях со странами Запада.

Рекомендации по применению: концептуальные основы и фактический материал диссертации может быть использован в работе Министерства иностранных дел и других внешнеполитических ведомств России, а также в учебном процессе при подготовке специалистов-международников, регионоведов и политологов высшей квалификации.

Выводы, сделанные диссертантом, могут быть использованы при исследовании проблем новейшей истории, конфликтологии, сравнительного регионоведения, страноведения и истории международных отношений.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Монографии

  1. Рыжов, И.В. Внешняя политика Государства Израиль: основные направления и приоритеты (1948-2000 гг.) /И.В. Рыжов. – Н. Новгород: ИСИ ННГУ; Изд-во ВЕКТОР ТиС, 2008. – 15 п.л.

  2. Рыжов, И.В. СССР и Государство Израиль. Трудная история взаимоотношений /И.В. Рыжов. – Н.Новгород: ИСИ ННГУ; Изд-во ВЕКТО ТиС, 2008. – 10 п.л.

  3. Рыжов, И.В. Роль этнических меньшинств, этноконфессий, диаспор и разделённых народов в политических процессах государств Ближнего и Среднего Востока /И.В. Рыжов, Ю.А. Балашов, А.А. Камраков. – Н. Новгород – Арзамас: Изд-во АГПИ, 2007. – 10 п.л. (авт. вклад 3 п.л.)

  4. Рыжов, И.В. Ближневосточная политика великих держав и арабо-израильский конфликт. В 2-х т. Колл. авт. Под общ. ред. академика О.А. Колобова /И.В. Рыжов. - Нижний Новгород - Арзамас: ИСИ ННГУ; Изд-во АГПИ им. А.П. Гайдара, 2008. - 54,6 п.л. (авт. вклад 3 п.л.)

Статьи в периодических изданиях, включенных в «Перечень периодических научных изданий, рекомендуемых для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание докторских диссертаций» ВАК РФ:

  1. Рыжов, И.В. Проблемы взаимоотношений России с государствами ближневосточного региона в меняющемся мире /И.В. Рыжов // Вестник Нижегородского университета имени Н.И.Лобачевского. Серия. Международные отношения. Политология. Регионоведение. - Выпуск 1 (3). - Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005. – 0,6 п.л.

  2. Рыжов, И.В. Государство Израиль и транснациональные корпорации: специфика взаимодействия /И.В. Рыжов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия Международные отношения. Политология. Регионоведение. Выпуск 1 (4). - Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2006. – 0,4.п.л.

  3. Рыжов, И.В. Некоторые аспекты обеспечения региональной безопасности на Ближнем Востоке /И.В. Рыжов, В.В. Прелов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия. Международные отношения. Политологи. Регионоведение. Выпуск 2 (5). - Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2006. – 0,4 п.л.

  4. Рыжов, И.В. Проблемы регионального лидерства в современной системе международных отношений: некоторые теоретические аспекты /И.В. Рыжов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия. Международные отношения. Политология. Регионоведение. Выпуск 2 (5). – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2006. – 0,6 п.л.

  5. Рыжов, И.В. Роль ведущих европейских держав в процессе урегулирования ближневосточного конфликта /И.В. Рыжов, Д.М. Золина, А.А. Интяков // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 5. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2008. – 0,7 п.л. (авт. вклад 0,3 п.л.).

  6. Рыжов, И.В. Специфика взаимоотношений Государства Израиль с немусульманскими странами Азии /И.В. Рыжов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 5. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2008. – 0,6 п.л.

  7. Рыжов, И.В. Характер внешнеполитической деятельности Государства Израиль в отношениии стран Центрально-Азиатского региона (1992-2000 года) /И.В. Рыжов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 6. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2008. – 0,6 п.л.

  8. Рыжов, И.В. Африканское направление внешенй политики Государства Израиль /И.В. Рыжов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 6. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2008. – 0,6 п.л.

Статьи

  1. Рыжов, И.В. Государство Израиль и диаспора /И.В. Рыжов // Судьбы разделённых народов. Материалы международной научной конференции. - Н.Новгород: ФИСНИМО ННГУ, 1996. – 0,4 п.л.

  2. Рыжов, И.В. США и Государство Израиль: выход на уровень стратегического партнёрства в 1980-х годов /И.В. Рыжов // Актуальные проблемы американистики. Материалы международной научной конференции. - Н.Новгород: ФИСНИМО ННГУ, 1997. – 0,4. п.л.

  3. Рыжов, И.В. Армия и общество: опыт взаимоотношений в Государстве Израиль /И.В. Рыжов // Армия и общество в условиях перемен. Материалы международной научной конференции. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. – 0,4 п.л.

  4. Рыжов, И.В. Взгляды Москвы и Вашингтона на ближневосточный мирный процесс /И.В. Рыжов // Актуальные проблемы американистики. Материалы международного научного семинара. - Н.Новгород: ИФ ННГУ, 1997. – 0,5 п.л.

  5. Рыжов, И.В. Современное состояние ближневосточного конфликта и ислам /И.В. Рыжов // Ислам на пороге ХХI века. Материалы научной конференции. – Н. Новгород: ННГУ, НСМ, НГТУ, 1997. – 0,3 п.л.

  6. Рыжов, И.В. Роль религиозных партий в политической жизни Государства Израиль /И.В. Рыжов // Иудаизм: традиционные ценности и проблемы диалога. Материалы научно-практической конференции. – Н. Новгород: ННГУ, РИЦ НС, 1998. – 0,8 п.л.

  7. Рыжов, И.В. Факторы международной преступности в российско-израильских отношениях /И.В. Рыжов // Актуальные проблемы американистики. Материалы международной научной конференции. - Н.Новгород: ИСИ ННГУ, 1999. – 0.4. п.л.

  8. Рыжов, И.В. Особая позиция Государства Израиль по отношению к Балканскому кризису /И.В. Рыжов // Россия и НАТО после Балканского кризиса. – Н. Новгород: ННГУ, 2000. – 0,1 п.л.

  9. Рыжов, И.В. Влияние фактора «арабо-израильский конфликт» на советско-израильские отношения /И.В. Рыжов // Нижегородский журнал международных исследований. – Н. Новгород: ННГУ, 2001 (Зима 2000 – Весна 2001). – 0,4 п.л.

  10. Рыжов, И.В. Россия и Государство Израиль в системе международных отношений на рубеже веков /И.В. Рыжов // Международные отношения в XXI веке: новые действующие лица, институты и процессы: Материалы международной научной конференции РАМИ, МГИМО (У) МИД РФ, ИСИ ННГУ/ Под. ред. академика О.А.Колобова. – М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2001. – 0,3. п.л.

  11. Рыжов, И.В. Опыт взаимодействия исполнительной ветви власти России и Государства Израиль / И.В. Рыжов // Власть и общество: история и современность. Материалы II всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2001. – 0,3 п.л.

  12. Рыжов, И.В. Россия, США и Ближний Восток на пороге тысячелетия /И.В. Рыжов // Актуальные проблемы американистики. Материалы VI международного семинара. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2001. – 0,4 п.л.

  13. Рыжов, И.В. Отношения России с государствами Ближнего Востока в начале ХХI века: тенденции и перспективы /И.В. Рыжов // Место и роль России в трансформирующей системе международных отношений: материалы семинара. – М.; Н.Новгород, 2002. – 0,65 п.л.

  14. Рыжов И.В. Правительство Б. Нетаньяху и проблемы российско-израильского стратегического сотрудничества /И.В. Рыжов // Нижегородский журнал международных исследований. – Н. Новгород: ННГУ, 2004 (осень 2003 – весна 2004). – 0,6 п.л.

  15. Рыжов, И.В. Израиль в современных международных отношениях /И.В. Рыжов, Д.Ю. Шаталов-Давыдов // Актуальные проблемы современной науки: сборник статей 5-й международной конференции. Социальные и гуманитарные науки. Часть 39. История / Науч. ред. А.Н. Суворов, Н.В. Ганина, Е.В. Дымов, А.С. Трунин. – Самара: Изд-во СамГТУ, 2004. – 0,3 п.л. (авт. вклад 0,2 п.л.)

  16. Рыжов, И.В. Мирный процесс на Ближнем Востоке в контексте современных российско-американских отношений /И.В. Рыжов // Актуальные проблемы американистики. Материалы одиннадцатого международного научного семинара. Под общей редакцией академика О.А. Колобова. – Нижний Новгород: ФМО ННГУ, 2005. – 0,4 п.л.

  17. Рыжов, И.В. Мусульманское население Израиля: проблемы взаимоотношения с государством /И.В. Рыжов, В.В. Прелов, А.А. Камраков // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты: ежеквартальный альманах. Вып. 5-6. / Отв. за вып. Д.В. Мухетдинов. – Н. Новгород: Изд-во НИМ «Махинур», 2006. – 0,7 п.л. (авт. вклад 0,3 п.л.)

  18. Рыжов, И.В. Основные тенденции в израильско-российских отношениях (1992-206 гг.) /И.В. Рыжов // Нижегородский журнал международных исследований. – Нижний Новгород: ННГУ, 2006 (осень 2006). – 0,6 п.л.

  19. Рыжов, И.В. Особенности российско-израильского парламентского сотрудничества (1992-2006 гг.) /И.В. Рыжов // 100 лет российского парламентаризма: история и современность. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. – 0,6 п.л.

  20. Рыжов, И.В. Реакция российских мусульман на операцию Израиля в Южном Ливане летом 2006 года /И.В. Рыжов, В.В. Прелов // Форумы российских мусульман на пороге нового тысячелетия. Ежегодный научно-аналитический бюллетень № 2 / Под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. – Нижний Новгород: ИД «Медина», 2007. – 0,5 п.л. (авт. вклад 0,3 п.л.)

  21. Рыжов, И.В. Роль Мадридской конференции в урегулировании ближневосточного конфликта /И.В. Рыжов // В поисках нового: Европа и Россия в современной отечественной историографии (к 75-летию профессора Е.В. Кузнецова). Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Арзамас: Изд-во АГПИ, 2007. – 0,5 п.л.

  22. Рыжов, И.В. Противоречия между арабскими государствами: историческое измерение и современное состояние /И.В. Рыжов, В.В. Прелов // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты: ежеквартальный альманах. Вып. 7. – Н. Новгород: Изд-во ИД «Медина», 2007. – 0,7 п.л. (авт. вклад 0,4 п.л.)

  23. Рыжов, И.В. Особенности внешней политики Государства Израиль на Балканах (на примере Косовского кризиса) /И.В. Рыжов, М.Н. Мальков // Регионоведение: теория и практика. Материалы научного семинара. – Н. Новгород: Изд-во исламского медресе «Медина», 2007. – 0,5 п.л. (авт. вклад 0,3 п.л.)

  24. Рыжов, И.В. Сравнительный анализ потенциала Израиля и Турции в борьбе за региональное лидерство на Ближнем Востоке /И.В. Рыжов // Актуальные проблемы изучения современной Турции. Материалы международной научной конференции. – Н.Новгород: ИСИ ННГУ, 2007. – 0,7 п.л.

  25. Рыжов, И.В. Проблемы экономического сотрудничества между Государством Израиль и странами ЕС /И.В. Рыжов, В.В. Прелов // ЕС и Россия: проблемы взаимопонимания. Российско-французская научно-практическая конференция. – Арзамас: Изд-во АГПИ, 2007. – 0,3 п.л. (авт. вклад 0,2 п.л.)

  26. Рыжов, И.В. Проблема создания еврейского государства и ближневосточная политика Советского Союза в первые годы «холодной войны» /И.В. Рыжов // Фаизхановские чтения. Материалы четвёртой ежегодной научно-практической конференции. – Н. Новгород: ИД «Медина», 2007. – 0,9 п.л.

  27. Рыжов, И.В. Некоторые особенности антитеррористической деятельности Государства Израиль /И.В. Рыжов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 2. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007. – 0,7 п.л.

  28. Рыжов, И.В. Государство Израиль в системе международно-политических координат в период «холодной войны»: обзор отечественный историографии /И.В. Рыжов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 3. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007. – 0,6 п.л.

  29. Рыжов, И.В. Проблемы обеспечения региональной безопасности стран Ближнего Востока /С.В. Устинкин, И.В. Рыжов, В.В. Прелов // Вестник Академии Военных наук. Ежеквартальный военно-научный журнал. 2007. № 2 (19). – 0,6 п.л. (авт. вклад 0,4 п.л.).

  30. Рыжов, И.В. Особенности азиатского вектора израильской внешенй политики /И.В. Рыжов, В.В. Прелов//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 5. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007. - 0,7 п.л. (авт. вклад 0,5 п.л.).

  31. Рыжов, И.В.Некоторые особенности Мадридской конференции по урегулированию арабо-израильского конфликта /И.В. Рыжов, А.А. Интяков//Нижегородский журнал международных исследований. Нижний Новгород: ННГУ, 2007 (весна 2007). - 0,5 п.л. (авт. вклад 0,3 п.л.).

  32. Рыжов, И.В. Советско-израильские связи в период разрыва дипломатических отношений /И.В. Рыжов, А.А. Интяков//Нижегородский журнал международных исследований. Нижний Новгород: ННГУ, 2008 (весна-лето 2008). - 0,4 п.л. (авт. вклад 0,3 п.л.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. П. А. Цыганков Политическая социология международных отношений Учебное пособие (1)

    Учебное пособие
    В учебном пособии освещаются основные концептуальные парадигмы в истории международно-политической мысли, а также современные теории международных отношений.
  2. П. А. Цыганков Политическая социология международных отношений Учебное пособие (2)

    Учебное пособие
    В учебном пособии освещаются основные концептуальные парадигмы в истории международно-политической мысли, а также современные теории международных отношений.
  3. Опыт исторического анализа феномена асимметричного конфликта в международных отношениях (вторая половина ХХ начало XXI в.)

    Диссертация
    Защита диссертации состоится 21 декабря 2009 г. в « 15 » часов на заседании диссертационного совета Д 212.267.03 в ГОУ ВПО «Томский государственный университет» по адресу: 634050, г.
  4. Международные отношения

    Библиографический указатель
    Рекомендательный указатель «Международные отношения» издается один раз в год Справочно-библиографическим отделом научной библиотеки МГИМО (У). Он содержит библиографическое описание законодательных материалов, статей из журналов и
  5. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (24)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.

Другие похожие документы..