Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа для подготовки'
Изучение предмета "История дизайна" позволяет студентам изучать историю развития техники, ремесла и декоративно-прикладного искусства доинд...полностью>>
'Рассказ'
детективных и охранных агентств и вообще для любого, кто хочет действовать на основе точной информации, а не домыслов....полностью>>
'Календарно-тематический план'
Правила совершения нотариальных действий 4. Понятие, признаки и правила со­вершения нотариальных дейст­вий. Нотариальное производство 9 4 5 5. Нотари...полностью>>
'Анализ'
На втором курсе, как правило, отрабатываются навыки работы с теорети­ческой текстовой информацией: реферирования и комментирования оригиналь­ной (не ...полностью>>

Лосский Н. О. История русской философии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лосский Н.О.

ИСТОРИЯ

РУССКОЙ

ФИЛОСОФИИ

 

Москва «Высшая школа» 1991

==1

ББК873 Л 79

Издание подготовлено при участии Философского общества СССР.

Рекомендовано Главным управлением преподавания общественных наук Государственного комитета СССР по народному образованию для использования в учебном процессе

Лосский Н.О.

0301*030000<4309000000) - 286

Л- -КБ - 3 - 3 - 91

ВБК 87.3 1Ф

001(01) - 91

ISBN 5-06-002523-3

B.A. Кувакин, М.А. Маслин, вступительная статья, комментарии, 1991

Содержание

Предисловие (В.А. Кувакин, М.А. Маслин) ................................

Глава I. Русская философия в XVIII и первой половине XIX в. ........................ 19

Глава II. Славянофилы ................................... 26

1. И.В. Киреевский ............................ 26

2. АС. Хомяков ................................. 44

3. К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин ........ 60

Глава III. Западники ........................ 67

1. О.Я. Чаадаев ........................................... 67

2. Н.В. Станкевич ..................................... 73

3. В.Г. Белинский ................................. 75

4. А.И. Герцен ........................................... 79

Глава IV. Русские материалисты в 60-х годах. Нигилизм 84

1. М.А.. Бакунин ................................................... 84

2. Н.Г. Чернышевский ..................................... 86

3. Д.И. Писарев ................................................... 88

4. И.М. Сеченов .................................................... 9С

Глава V. Русские позитивисты ................................. 91

1. ПЛ. Лавров, Г.Н. Вырубов, Е.В. де Роберта ..... 91

2. Н.К. Михайловский ................................... 92

3. К.Д. Кавелин, М.М. Троицкий, Н.И. Кареев, Н.М. Коркунов - 95

Глава VI. Вырождение славянофильства ......... 97

1. Н.Л. Данилевский ............................. 97

2. Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев ................ 100

Глава VII. Предшественники Владимира Соловьева .... 101

1. П.Д. Юркевич, В.Д. Кудрявцев ................................. 101

2. Н.Ф. Федоров ............................................................ 103

text.htm - glava08

Глава VIII. Владимир Соловьев ................................. 111

text.htm - glava09

Глава IX. Гносеология, логика и метафизика в последней четверти XIX в. .......................................................... 176

1. Б.Н. Чичерин ............................................................ 176

2. Н.Г. Дебольский ........................................................ 187

3. ПА. Бакунин ............................................................. 188

4. М.И. Карийский ........................................................ 189

5. Н.Я. Грот .................................................................. 194

text.htm - glava10

Глава X. Князья С.Н. и Е.Н. Трубецкие ............................... 196

text.htm - glava11

Глава XI. Русские персоналисты ........................... 206

1. АА. Козлов ............................................................... 206

2. Л.М. Лопатин ............................................................ 208

3. Н.В. Бугаев, П. Астафьев, ЕА. Бобров .................. 210

text.htm - glava12

Глава XII. Русские неокантианцы ................................. 212

1. А.И. Введенский ........................................................ 212

2. И.И. Лапшин ............................................................. 216

text.htm - glava13

Глава XIII. Изменения в умонастроении русской интеллигенции в начале XX в. ............................................. 222

text.htm - glava14

Глава XIV. Отец Павел Флоренский .................... 228

text.htm - glava15

Глава XV. Отец Сергий Булгаков ............................ 248

text.htm - glava16

Глава XVI. Н.А. Бердяев ........................................... 298

text.htm - glava17

Глава XVII. Интуитивисты ....................................... 320

1. Н.О. Лосский ............................................................. 320

2. СЛ. Франк ................................................................ 339

3. АФ. Лосев ................................................................. 372

4. Д.В. Болдырев и СА. Левицкий ............................... 377

5. ВА. Кожевников ....................................................... 378

text.htm - glava18

Глава XVIII. Л.П. Карсавин ......................................... 381

text.htm - glava19

Глава XIX. Логические исследования ......................... 401

text.htm - glava20

Глава XX. Трансцендентально-логический идеализм в России и его критика. В.Ф. Эри ................................... 405

1. Представители трансцендентально-логического идеализма ..................................................................... 405

2. Иррационализм Шестова .......................................... 414

3. В.Ф. Эрн .................................................................... 415

text.htm - glava21

Глава XXI. Ученые-философы ....................................... 419

text.htm - glava22

Глава XXII. Юристы-философы ..................................... 424

text.htm - glava23

Глава XXIII. Философские идеи поэтов-символистов ... 427

1. Андрей Белый ........................................................... 427

2. В.И. Иванов, Н.М. Минский ..................................... 428

3. Д.С. Мережковский .................................................. 429

4. В.В. Розанов .............................................................. 435

text.htm - glava24

Глава XXIV. Диалектический материализм в СССР ..... 439

1. Диалектический метод Гегеля ................................... 439

2. Диалектический материализм .................................... 442

text.htm - glava25

Глава XXV. Влияние Э. Маха и Р. Авенариуса на марксистов 482

text.htm - glava26

Глава XXVI. Новейший период развития русской философии 485

1. СА. Алексеев (Аскольдов) ........................................ 485

2. В.С. Шилкарский ....................................................... 488

3. ЛЛ. Кобылинский ...................................................... 489

4. Б.П. Вышеславцев ..................................................... 490

5. ИА. Ильин ................................................................ 493

6. Отец Василий Зеньковский ........................................ 495

7. Отец Георгий Флоровский ......................................... 498

8. В.Н. Лосский ............................................................. 503

text.htm - glava27

Глава ХXVII. Характерные черты русской философии ..... 512

Комментарии (ВА. Кувакин, МА Маслин) .......... 531

Библиографическая справка .................................. 553

 

==2

Предисловие

«Русская философия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации»

Николай Лосский

В ряду мыслителей серебряного века русской культуры Н.О. Лосскому (1870 - 1965) принадлежит свое собственное - почетное и выдающееся - место. Один из основоположников интуитивизма в России, оригинальный логик, психолог и методолог науки, глубокий знаток духовных достижений мировой цивилизации, создатель своеобразной философской системы, он вместе с тем является и автором одной из наиболее ярких и интересных работ по истории отечественной философии - сочинения, не потерявшего и сегодня своей познавательной и научной ценности.

Жизненный путь и судьба Лосского типичны для последнего предреволюционного поколения русских философов. Он родился в деревне Креславка Витебской губернии в многодетной семье лесничего. В юности Лосский увлекался революционно-демократическими идеями и даже был исключен из гимназии за социалистические и атеистические убеждения. После гимназии некоторое время учился в Берне (Швейцария). В 1891 г. он поступил на естественнонаучное отделение физико-математического факультета, затем обучался на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. В студенческие годы не без влияния своих учителей АА. Козлова и А.И. Введенского он эволюционирует от материализма к позитивизму. Свое изучение философии Лосский продолжил за границей, в Швейцарии и Германии, где слушал лекции В. Виндельбанда, В. Вундта, Т. Мюллера. Степень магистра философии он получил в 1903 г., а доктора философии - в 1907 г.

Философские работы Лосского стали известны в

==3

первое десятилетие XX в. Они свидетельствовали о глубоком интересе философа к проблемам психологии, логики и гносеологии, которые решались с позиций интуитивизма. Тесное общение Лосского с деятелями нового религиозного сознания (Н. Бердяев, С. Булгаков и др.) не могло не сказаться на характере его мировоззрения - к 1918 г. он окончательно утверждается на религиозных позициях.

В 1916 г. Лосский становится профессором Санкт-Петербургского университета. После Октябрьской революции, в 1922 г, он вместе с большой группой деятелей русской культуры был выслан за пределы страны1. Вначале Лосский поселился в Чехословакии по приглашению Т.Г. Масарика, известного чешского политика и историка России. Был профессором Русского университета в Праге. В 1942 г. переехал из Праги в Братиславу, где был избран профессором Братиславского университета, и оставался там до конца войны. В 1945 г. переехал во Францию, а в 1946 г. - в США, где преподавал в Стэнфордском университете, а затем - в Русской духовной академии в Нью-Йорке2. Похоронен во Франции, на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Духовная эволюция Лосского отмечена неспешным, но неуклонным движением от абстрактного и гносеологазированного интуитивизма к интуитивистски построЕнной

1 Об обстоятельствах высылки, ее истории и предыстории см: Хоружий С.С. Философский пароход // Литературная газета. 1990. 9 мая; Костиков Ј. Изгнание из рая // Огонек. 1990. № 24; Геллер М.С. «Первое предостережение» - удар хлыстом (К истории высылки из Советского Союза деятелей культуры в 1922 г.) // Вопросы философии. 1990. №9.

2 Подробнее см.: Лосский И.О. Воспоминания: Жизнь и философский путь. Мюнхен, 1968; см. также: Философская энциклопедия. М., 1964. Т. 3. С. 255; Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1989. Т. 2. С. 199 - 200. В данном издании год смерти Н.О. Лосского ошибочно датируется как 1960-й. Эта ошибка исправлена в каталоге издательства YMCA-Press. См.: Каталог русских книг зарубежных изданий. 1990 -1991. Генеральное представительство издательства YMCAPress. С 14.

Полная библиография всех трудов Лосского, насчитывающая 276 названий, составлена Б. и Н. Лосскими. Она включает статьи, брошюры и монографии на русском, немецком, английском, французском, чешском и словацком языках. Кроме того, сюда включены переводы и вступительные статьи Лосского к сочинениям Канта, Куно Фишера, Теодора Липпса, Ибервега-Гейнце, Фридриха Паульсена, Иоханнеса Ремке, Опоста Конта (см.: Николай Онуфриевич Лосский. Библиография. Составители Б. и Н. Лосские. Париж, 1978).

==4

онтологии и религиозно окрашенному идеал-реализму. Поздний Лосский - это религиозньш (православный) мыслитель, объектами философского интереса которого стали духовные ценности, озаренные светом трансцендентного.

В отличие от многих философов своего поколения Лосский не уделял особого внимания политическим проблемам и не давал втянуть себя в борьбу идейных течений в такой степени, в какой в нее были втянуты, скажем, Н. Бердяев или П. Струве, С. Франк или В. Эрн. Так, например, он отклонил предложение участвовать в сборнике «Вехи». Не был он и среди авторов другого социально-философского и политического манифеста русского идеализма - сборника «Из глубины». Однако это не означает, что он был чужд политике. По своей общественной ориентации Лосский - умеренный либерал, сохранивший до конца своей жизни глубокое уважение к общечеловеческим ценностям. Он резко и, как мы можем теперь признать, во многом справедливо критиковал конкретно-историческую, т.е. извращенную сталинизмом, практику марксизма в СССР. Это не мешало ему признавать ценности народовластия и возможность достижения в будущем социальной справедливости, если общество будет изменяться посредством демократических реформ, которые «шаг за шагом подготовляют средства для устройства социалистической республики»1. Будучи членом конституционно-демократической партии со дня ее основания, он считал, что «принадлежал к левому крылу ее, которое сочувствовало глубокому изменению социально-экономических отношений, но не примыкало к социалистам, полагая, что постепенные социально-экономические реформы вернее приведут к социальной справедливости, чем интегральный социализм»2.

Живя в эмиграции, Лосский активно занимался педагогической и научной деятельностью. Вторую мировую войну он встретил в Чехословакии. Еще до ее начала он осуждал фашизм за античеловечность и расизм, и для него была естественной оппозиция гитлеризму. Во время освобождения Чехословакии Красной Армией в 1945 г. Лосский был захвачен чувством «вступления в какую-то родственную среду». Патриотизм русского

1 Лосский Н.О. Чего хочет партия «Народной свободы» (Конституционно-демократическая)? Пг., 1917. С. 8.

2 Досский Н.О. Воспоминания: Жизнь и философский путь. С. 45.

==5

мыслителя выразился в чтении им лекции в «Обществе советских патриотов» в Париже и публикации статей в газете «Советский патриот». Консервативные круги эмиграции с раздражением восприняли эти шаги Лосского навстречу Советской власти. Вскоре он переехал в США.

Из многочисленных трудов Лосского следует выделить прежде всего такие его сочинения, как «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» (СПб., 1903); «Обоснование интуитивизма» (СПб., 1906); «Мир как органическое целое» (М, 1917); «Введение в философию» (Ч. 1. СПб., 1911); «Основные вопросы гносеологии» (Пг., 1919); «Логика» (4.1-2. Пг., 1922); «Свобода воли» (Париж, 1927); «Типы мировоззрений» (Париж, 1931); «Условия абсолютного добра: Основы этики» [1-е изд. - Братислава, 1944 (на словацком языке), французский перевод - 1948, русское издание - Париж, 1949]; «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (Париж, 1938); «Бог и мировое зло» (Париж, 1941).

Значительная часть трудов Лосского опубликована или переведена на английский, немецкий и французский языки. Он оказал заметное влияние на близкие ему по духу философские течения в англоязычных странах. Несомненно значение его идей как для русской философской и богословской мысли, так и для западной культуры, которая органично впитала в себя творческое наследие русского мыслителя.

В настоящем предисловии нет необходимости давать подробную характеристику взглядов Лосского. Обойтись общей их оценкой кажется тем более уместным, что в самой книге читатель найдет нечто необычное - своеобразный философский автопортрет Лосского. Им открывается глава XVII, носящая название «Интуитивисты». И хотя с иных, отличных от авторской, позиций образ Лосского-философа мог бы выглядеть несколько иначе, этот автопортрет ценен в основном тем, что его автор дает сжатое изложение своих гносеологических, антропологических (учения о Я как «субстанциальном деятеле»), метафизических (система «иерархического персонализма») и собственно религиозно-философских (проблема Бога, открывающегося в мистической интуиции) воззрений. И пусть нас не будет смущать то обстоятельство, что на завершающих стадиях своего философствования Лосский, по существу, покидает сферу философии и вступает в область теологии, даже мистики - ведь прежде чем совершить этот акт, он дает

==6

развернутое, не лишенное оригинальности и нетривиальных ходов мысли изложение и обоснование традиционных философских тем. Сегодня, к счастью, нет особой нужды доказывать, что любой талантливый философ способен многому нас научить, обогатить не только разум, но и сердце, духовность человека. Даже и в том случае, если мы не разделяем его мировоззрений и верований. Одним из таких мудрых людей незаслуженно «забытого» нами русского философского зарубежья является Н.О. Лосский.

Интерес к истории отечественной мысли пробудился в России еще в первой половине XIX в.1 Устойчивым и все более нарастающим он становится с конца XIX - начала XX в. Все сколько-нибудь крупные представители русской философии XX в. были вместе с тем и ее историками. В целом этот феномен отражал высокую степень зрелости отечественной мысли, внутреннюю потребность философов в рефлексии, в «оглядке» на свои собственные национально-исторические традиции и идейные корни. Не случайно уже до Октябрьской революции или вскоре после нее выходит в свет, так сказать, первая серия публикаций по истории русской философии. Среди них: Радлов ЭЛ. Очерк истории русской философии. 2-е изд. Пг., 1920; Ершов МЛ. Пути развития философии в России. Владивосток, 1922; Яковенко EJB. Очерки русской философии. Берлин, 1922; Шпет ГГ. Очерк развития русской философии. Ч. 1. Пг, 1922.

Спустя два-три десятилетия на Западе публикуется новая серия работ по истории русской философии: Бердяев НА. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в. Париж, 1946; Зеньковский BJS. История русской философии: В 2 т. Париж, 1948 - 1950 (2-е изд. - Париж, 1989).

В СССР к этому времени еще не была написана систематическая история русской философии, хотя

1 См.: Арх. Гавриил (Воскресенский В.Н.). История философии. 2-е изд. Ч. 1 - 6. Казань, 1839 - 1840. В последней, б-й части своего труда арх. Гавриил дал первый в отечественной историографии очерк развития национальной (правда, не всей, а только религиозной) философской мысли.

==7

марксистекая историография и имела в этой области определенные достижения, восходящие к дореволюционным исследованиям Г.В. Плеханова1. Заметным шагом вперед в изучении русской философии были «Очерки по истории общественно-политической и философской мысли народов СССР» (в 2 т. М., 1955 - 1956) и «История русской философии» АА. Галактионова и П.Ф. Никандрова (Л., 1961)2. Однако только в обширном многотомном труде «История философии в СССР» (в 5 т. М., 1968 1988) была дана более или менее целостная картина развития отечественной философии. Впрочем, жесткая концептуальная схема этого многотомника (история русской философии рассматривалась как процесс борьбы материализма и идеализма, ознаменованной перманентными победами первого - истинного и прогрессивного над вторым - ложным и реакционным) не позволила объективно и целостно реконструировать все богатство русской мысли.

В какой-то степени недостаткам работ советских авторов (недостаткам, обусловленным общей деформацией сталинизмом духовной атмосферы в СССР) соответствуют их «обратные отражения» в эмигрантской литературе по истории отечественной философии. В целом трудно не согласиться с Лосским, когда он пишет, что после Октябрьской революции «русская философия развивается в двух прямо противоположных направлениях. В Советской России любой философ, а также, конечно, любой ученый и педагог обязан твердо придерживаться позиций диалектического материализма. С другой стороны, философы, эмигрировавшие или высланные из России, занимаются в основном проблемами религиозной философии»3. Таким образом, русская философия как целостный, протекавший во времени духовно-творческий процесс раскололась не только в восприятии, но и в действительности. Оформились две крайности. На одном ее полюсе оказалось «

1 См., в частности: Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. Т. 1 - 2. Л. - М., 1925; Васецкий Г., Иовчук М. Очерки по истории русского материализма XVIII - XIX вв. М., 1942; Из истории русской материалистической философии. М., 1949; Из истории русской философии. М., 1951; Из истории русской философии XVIII - XIX вв. М., 1952.

2 В 1970 г. вышла новая работа этих ленинградских авторов «Русская философия XI — XIX вв.», а в 1989 г. — ее второе, исправленное и дополненное издание «Русская философия IX - XIX вв.».

3 Лосский И.О. История русской философии. М., 1954. С. 178.

==8

диалектико-материалистическое» (т.е., по сути, сталинистское, догматическое и весьма зашоренное) рассмотрение традиционных философских проблем, в том числе и самой истории русской философии, на другом - геоцентрическое философствование в послеоктябрьской русской диаспоре. С одной стороны, философия превратилась в служанку политики и официальной идеологии, с другой - религии и церкви. Радикальная трансформация, точнее, освобождение отечественного философского сознания может мыслиться как творческое преодоление этих односторонностей, восстановление суверенности и полноты философии - автономной сферы духовного бытия людей, ценность и действенность которой в культуре тем больше, чем более естественно и свободно проникновение духа философии в личность и общество.

Специфика работы Лосского «История русской философии» определяется не только тем, что он интуитивист и религиозно мыслящий философ. Разработанная им система так или иначе конкурирует в ней самой с традиционными нормами историко-философского исследования. Это ведет к тому, что ряд конгениальных ему мыслителей получают большее освещение, чем другие русские философы. Иными словами, книга Лосского - не просто историко-философское сочинение, но и во многом проблемно-теоретическое, поскольку реконструкция различных философских идей и учений переплетается здесь с импровизациями на темы, которые представляются автору особенно важными и либо согласуются, либо противоречат jero собственным воззрениям. Все это означает, что Лосский-философ нередко отодвигает на задний план Лосского-историка. Вместе с тем этот «теоретический» уклон помогает ему выявить логику развития той или иной конкретной проблематики русской философии и тем самым представить ее не только как череду ярких и самобытных имен, как в высшей степени персоналистический процесс, но и как процесс роста, самовозрастания философии в рамках ее национальных традиций.

В настоящее время, когда сложились условия для пересмотра недифференцированно-негативного отношения к эмиграции, публикация монографии Лосского, признанной в США и Западной Европе классическим руководством по изучению русской мысли, представляется исключительно своевременной. Это издание станет, без сомнения, ценным подспорьем для научных работников, преподавателей, деятелей культуры, для всех интересующихся отечественной философской мыслью.

==9

К работе Лосского обращаются и по сей день западные исследователи русской интеллектуальной истории, слависты, философы и другое обществоведы1. Книга Лосского отличается высокой историко-философской культурой, достаточной (хотя далеко не ровной по периодам, течениям и персоналиям) источниковедческой базой. Ее главное научное значение состоит в том, что она включает важные материалы по истории русской идеалистической философии XIX - первой половины XX в., пока еще слабо освещенные в нашей стране на профессиональном уровне. В этом плане особенно выделяются интересные и информативные разделы о славянофилах, Владимире Соловьеве, интуитивистах, а также глава о «Новейшем периоде развития русской философии» (Б.П. Вышеславцев, ИА. Ильин, В.В. Зеньковский, Г.В. Флоренский и др.); основательно и солидно написаны главы о ПА. Флоренском, С.Н. Булгакове, НА. Бердяеве, СЛ. Франке, Л.П. Карсавине. Наиболее ценными для современного читателя, несомненно, будут страницы книги Лосского, посвященные философам русского послеоктябрьского зарубежья.

Как известно, эта сфера бытия отечественной философии в течение длительного времени оставалась для нас «белым пятном»» не признавалась и осуждалась как «белоэмигрантская», что предопределяло сугубо отрицательное, нигилистическое отношение едва ли не ко всем без исключения мыслителям послеоктябрьского русского зарубежья. Знакомясь с книгой Лосского, советский читатель имеет возможность убедиться в том, что свойственная ей в полной мере идеалистическая философская направленность никак не связана с какой-то партийностью или «белогвардейщиной». Лосский, высланный из СССР в 1922 г., не питал по вполне понятным причинам симпатий к советскому строю и в ряде мест своей книги выступает с довольно острой критикой в его адрес. Но эта критика, подчеркнем еще раз, определялась отнюдь не ненавистью или «классовой»

1 См., например: Billington I.H. The Icon and the Axe: An Interpretive History of Russian Culture. N.Y., 1967; Coplestqn P. Philosophy in Russia: From Herzen to Lenin and Berdyaev. Notre Dame, 1986; DahmH. Grundziige Russischen Denkens. Personlichkeiten und Zeugnisse dcs 19 und 20. jahrhunderts. Munchen, 1979; Russian Philosophy. 3 vols. The University of Tennessee Press, 1976; и др.

==10

враждебностыо, а его идейным и моральным неприятием того положения вещей, которое мы и сами признаем сегодня далеко не идеальным.

Книга Лосского в немалой степени способствовала осознанию русской философии на Западе в качестве полноправного, содержательного и оригинального компонента европейской и мировой философской мысли. Не случайно работа открывается словами, которые прямо указывают на «всемирное значение» русской культуры XIX - XX вв. В непростой обстановке послевоенной Европы, в условиях «холодной войны» с ее железным занавесом, разделившем мир на два враждебных лагеря, нужно было иметь немалое мужество и оптимизм, чтобы выразить надежду на то, что ценности русской философской культуры будут осваиваться все более широко и становиться «достоянием всего человечества». В книге Лосского не только констатируется, но и показывается близость и постоянное взаимодействие философской мысли России и Запада, поднимаются темы, ставшие объектом исследования советских философов лишь в самое последнее время: культурно-историческая и мировоззренческая роль христианства в отечественной культуре, национальное своеобразие русской философии, специфические черты отечественной религиозно-философской традиции XIX - XX вв. и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История русской философии методические указания и контрольные задания для студентов и курсантов очной формы обучения всех специальностей Мурманск 2009

    Методические указания
    Цель изучения курса истории русской философии является формирование у студентов представления об особенностях русской философии, основных этапах ее развития, основных философских течениях в России.
  2. Кафедра истории отечественной философии история русской философии программа курса москва 2008 программа курса истории русской философии и

    Программа курса
    Курс «История русской философии» является общепрофессиональным для студентов философского факультета РГГУ. Предмет курса – систематическое изучение основных этапов развития философской мысли в России, ее направлений, школ и философских
  3. Г. П. Ковалева история русской философии учебное пособие

    Учебное пособие
    К56 История русской философии : учебное пособие / Г.П. Ковалева, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2006. - 108 с.
  4. Программа курса история русской философии

    Программа курса
    Общая характеристика курса. Курс читается студентам, уже прослушавшим основные разделы истории западной философии - от античности до классической философии XVII-XIX веков.
  5. Русская философия эпохи просвещения содержание

    Реферат
    Просвещение – культурно-историческое течение, время существования которого, захватив конец XVII века, протянулось до начала XIX в., образовав тем самым «длинный XVIII век».

Другие похожие документы..