Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
СОЦІАЛЬНА ПСИХОЛОГІЯ. Робоча програма навчальної дисципліни для студентів за напрямом підготовки психологія, спеціальністю психологія. - Львів: , 201...полностью>>
'Конкурс'
Я живу в селе Горхон Заиграевского района Республики Бурятия. Я вправе гордиться этим, потому что Горхон - не только посёлок, в котором жили и живут ...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится « » 2009 года в часов на заседании диссертационного совета Д 14.41.03 при Казахской академии спорта и туризма по адресу: 050022, Алм...полностью>>

Учебно-методический комплекс Для специальности: 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» Москва 2009

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

Кафедра Информационных технологий и телекоммуникаций

Одобрено учебно-методическим советом

факультета социальных

и информационных технологий

СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Учебно-методический комплекс

Для специальности: 080801 «Прикладная информатика (в экономике)»

Москва 2009

Составитель: канд. техн. наук, доцент Д.Ю. Нечаев

Учебно-методический комплекс «Сетевая экономика» составлен в соответствии с требованиями программы дисциплины с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)».

Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин (дисциплин области применения) и является обязательной для изучения.

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2009

С одержание

Введение 5

1. Цель и задачи дисциплины 6

2. Требования к уровню освоения дисциплины 6

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса 7

3. Объем дисциплины 8

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 8

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 8

4. Содержание курса 9

9.4. Интернет-ресурсы 32

5. Темы практических занятий 17

6. Темы рефератов 24

7. Задания для самостоятельной работы студентов 25

8. Вопросы для подготовки к экзамену 25

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 30

9.1. Литература 30

9.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 30

9.3. Методическое обеспечение дисциплины 31

9.4 Интернет – ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Введение

К концу второго тысячелетия христианской эры несколько событий исторического значения преобразили социальный ландшафт человеческой жизни. Технологическая революция с информационными технологиями в центре заново и ускоренными темпами формирует материальную основу общества. Национальные экономики во всем мире стали глобально взаимозависимыми, создавая в системе с изменчивой геометрией новую форму отношений между экономикой, государством и обществом…

В последние два десятилетия в мире появилась экономика нового типа, которая получила название – «сетевая экономика». Это позволяет определить ее отличительные черты и взаимосвязь между ними. Итак, информациональная - так как производительность и конкурентоспособность факторов и агентов в этой экономике (будь то фирма, регион или нация) зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Глобальная - потому что основные виды экономической деятельности, такие, как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация, технологии, рынки) организуются в глобальном масштабе, непосредственно либо с использованием разветвленной сети, связывающей экономических агентов. И наконец, информациональная и глобальная - потому что в новых исторических условиях достижение определенного уровня производительности и существование конкуренции возможно лишь внутри глобальной взаимосвязанной сети. Глобальная сеть появилась в последней четверти XX в. как результат революции в области информационных технологий, предоставившей необходимую материальную базу для создания такой новой экономики. Здесь есть историческая взаимосвязь между лежащими в основе экономики знанием и информацией, их глобальной распространенностью и революцией в сфере информационных технологий, которая породила новую, отличную от ранее существовавшей экономическую систему.1

В дисциплине предполагается изучение совокупности явлений и процессов, которые, с одной стороны, характеризуют способы взаимоотношений между агентами в виртуальном пространстве сети Интернет, а с другой - создают условия и инфраструктуру, необходимые для эффективного построения онлайновых сообществ и максимального использования их достоинств.

1. Цель и задачи дисциплины

Цель заключается в изучении последствий внедрения Интернет-технологий в практические сферы деятельности общества с точки зрения экономической системы и соответственно новых особенностей (или правил) современной экономической среды, которые, по сути, означают, то что сетевая экономика является реальностью, которую нужно учитывать в практической деятельности: "те, кто играют по новым правилам будут процветать, те, кто их игнорирует - нет"2.

Краткое описание курса. Этот курс предназначен для студентов, желающих познакомиться с теорией и практикой планирования развития объектов экономики в условиях новых условий сетевой, трансграничной, межнациональной экономики. Основная направленность курса - дать представление о том, как следует подходить к решению задач эффективной организации деятельности предприятия в сложившихся условиях, как выделять приоритеты развития, как принимать долгосрочные решения, касающиеся деятельности предприятия с использованием интернет технологий.

Основные задачи курса:

- дать студенту теоретические знания о методах анализа деятельности предприятий в условиях сетевой экономики;

- ознакомить его с современными методиками планирования создания и развития предприятий с использованием возможностей глобальных сетей;

- дать студенту общее представление о структуре и результатах проекта по планированию деятельности предприятия в новых условиях.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен:

знать:

  • Формы организации экономической деятельности предприятий в современных условиях;

  • этапы реструктуризации бизнеса с применением сетевых технологий;

  • принципы исследования объекта экономики и оптимизации его деятельности на основе сетевой организации деятельности.

уметь:

  • осуществлять оптимизацию, функциональной и информационной структур предприятия в условиях использования интернет-технологий.

приобрести навыки:

по анализу больших систем, планированию управленческих воздействий на функциональные блоки объекта экономики с целью повышения эффективности его функционирования на основе новых информационных технологий и автоматизмрованных систем и комплексов в том числе и с использованием интернет-технологий.

владеть, иметь опыт:

  • решения проблем согласования действий в условиях сетевой организации деятельности;

  • решения проблем оценки связей в системе.

  • решение проблем повышения надежности, оперативности, эффективности функционирования информационной системы объектов экономики.

  • решения проблем технико-экономического обоснования автоматизации деятельности функционального блока и предприятия в целом.

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентом эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике. (Данная технология наиболее эффективна при проведении занятий по темам №№ 3-4, являющимся основополагающими в постановочной части для деятельности современного предприятия).

Круглый стол один из наиболее эффективных способов обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент времени вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. (по теме № 7)

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Очная форма

Очно-заочная

№№ семестров

9

9

Аудиторные занятия

70

51

Лекции

40

27

Практические занятия -деловая игра

30

24

Самостоятельная работа

80

99

Всего часов на дисциплину

150

150

Виды итогового контроля

экзамен – 9 сем.

экзамен – 9 сем.

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

№ п/п

Наименование темы

Объем, час

В том числе, час

Самостоят. работа

лекции

практ. зан.

1

Основные особенности становления и функционирования сетевой экономики

20

6

4

12

2

Индикаторы онлайнового сообщества

20

6

4

12

3

Характерные черты сетевой экономики

20

6

4

12

4

Финансовая деятельность в Сети

22

6

4

12

5

Торгово-экономическая деятельность в условиях новой экономики

20

4

4

12

6

Маркетинг отношений в сетевой экономике

28

8

6

10

7

Экономика информационных сетей

20

4

4

10

Всего по дисциплине

150

40

30

80

4. Содержание курса

Тема 1. Основные особенности становления и функционирования сетевой экономики

Основные особенности становления и функционирования сетевой экономики. Межсоединения и распределенная экономика. Основные понятия сетевой экономики. Метаперспективы сетевой экономики. Информационная инфраструктура. Сетевое общество, сетевая политика, сетевая экономика. Структурные изменения в индустриальной и информационной экономике. Развитие наукоемких отраслей, ИКТ, интернет-технологий, телекоммуникаций. Экономические и социальные изменения на международном, макро- и микро- уровнях. Глобализация развития информационных коммуникаций, масштабов деятельности экономических объектов. Масштабы распространения электронной коммерции и Интернета в России.

Основные законы и принципы сетевой экономики. Закон связи. Закон полноты. Закон экспоненциального роста. Закон переломных точек. Закон увеличивающихся отдач. Закон обратного ценообразования. Закон щедрости — двигайся к бесплатному. Закон преданности. Закон временного спуска. Закон замещения. Закон маслобойки — ищи стабильное неравновесие. Закон неэффективности — не решайте проблем.

Тема 2. Индикаторы онлайнового сообщества

Индикаторы онлайнового сообщества. Количественные и качественные оценки готовности экономического объекта к вступлению в сетевую экономику. Проект INFODEFF в рамках Всемирного банка. EIU-рейтинг. Индексы NRI, NASDAQ, Nouveau Marche. Микроиндексы сетевого доступа, сетевой политики, сетевого общества, сетевой экономики.i [3-9]. Электронное правительство, электронные службы, платежные системы, лицензирование, торговля.

Тема 3. Характерные черты сетевой экономики

Характерные черты сетевой экономики. Характер товаропроводящих сетей. Новые механизмы торговли, виртуальные торговые площадки, аукционы и сетевые биржи. Глобализация рынка с позиций скорости передачи информации, услуг, капитала, товаров. Структура цен и экономика соглашений о межсоединениях, распределенная стоимость.

Использование современных технологий в бизнесе. Основные характеристики новой экономики. Четыре основных составляющих: технологическая революция, вопросы эксплуатации и управления глобальной сетевой инфраструктурой; неотъемлимая составная часть общество пользователей, являющих собой социальный аспект Интернет; аспект коммерциализации, в наибольшей степени вызванный появлением сервиса World Wide Web и появляющийся в эффективном использовании информационной инфраструктуры в коммерческой деятельности современных предприятий. Коммерческое использование Сети. Экономическая модель информационной проницаемости внешней среды (рис. 1). Перспективы и проблемы онлайнового бизнеса.ii [10-12].

Рис. 1. - Экономическая модель информационной проницаемости внешней среды

Тема 4. Финансовая деятельность в Сети

Особенности хозяйственной деятельности в Интернет-среде. Приобретение ресурсов. Сбыт продукции. Посреднический бизнес. Маркетинг. Разработки и внедрения инновационной продукции. Трудовые отношения

Финансовая деятельность в Сети. Изменения в финансовой сфере (рис.3). Электронные деньги (ЭД), значение ЭД как финансовых инструментов, виды ЭД и систем ЭД. Платежные системы с оплатой по факту доставки товара. Системы оплаты в момент совершения сделки. Платежные системы с предварительной оплатой. Сравнение технологий оплаты, систем оплаты.

Рис. 2. Принцип убывающей предельной полезности информационного продукта.

Тема 5. Торгово-экономическая деятельность в условиях новой экономики

Торгово-экономическая деятельность в условиях новой экономики. Сетевые товары в сетевой экономике. Сетевой эффект. Интернет-банкинг, интернет-трейдинг, телеработа, outsorsing. Соотношения цена/качество в условиях СЭ. Изменения на микроуровне в бизнес-процессах внутри сетевых организаций и виртуальных предприятиях. Изменения во взаимоотношениях контрагентов на рынке в условиях интернет-трейдинга. Изменения в традиционных снабженческо-производственных и сбытовых цепочках. Логистические схемы supply-chain management. E-Shopping, понятие и виды электронных магазинов, аппаратное и программное обеспечение электронного магазина. Примеры наиболее успешной организации Интернет-магазинов в России. Факторы, определяющие успех продукции на рынке и в сетевой среде различны (Табл. 1). Основные черты сетевой формы организации и ее взаимодействие с рыночными механизмами (рис. 3).

Таблица 1

Трансформация факторов конкурентоспособности
для цифровой продукции

Фактор

Рыночная среда

Сетевая среда

Исключительность

Означает способность продавцов заставить потребителей стать покупателями

Собственник товара не в состоянии простыми и дешевыми средствами исключить конкурентов из своего сегмента. Электронные возможности тиражирования и доставки практически уничтожают факторы уникальности и территориальной (географической) исключительности

Состязательность

Обеспечивается наличием производителей, выполняющих одну и ту же операцию с разными затратами

Стоимость тиражирования и доставки цифровой продукции становится близкой к нулю и одинаковой для всех производителей. Вследствие этого в сетевой среде между продавцами пропадают конкурентные различия по затратам на обслуживание дополнительных заказов

Прозрачность

Означает, что потребители ясно и четко понимают, что им нужно и что имеется в
продаже

Во многих секторах экономики транзакция приобретения товаров не заканчивается с совершением акта покупки-продажи, а означает возникновение долгосрочных отношений между продавцом и покупателем. Неявные условия этих долгосрочных отношений играют важную роль при определении потребительской стоимости товара

Рис. 3. - Формы организации экономических связей
а) - вертикальные;
б) - произвольные;
в) - горизонтальные



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080801 Прикладная информатика (в экономике) Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине Статистические методы оценки и прогнозирования экономической деятельности) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
  2. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» Москва, 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Моделирование взаимодействия корпоративных структур» (МВКС) составлен в соответствии с требованиями программы дисциплины с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
  3. Киреева Галина Ивановна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий и телекоммуникаций учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  4. Еремеев Андрей Владимирович, кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий и телекоммуникаций учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  5. Учебно-методический комплекс Для специальностей : 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 080801 «Прикладная информатика (в экономике)»

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Другие похожие документы..