Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Минусинский педагогический колледж им. А.С.Пушкин...полностью>>
'Документ'
Для решения психофизиологической проблемы были сформулированы следующие подходы: 1) психофизиологический параллелизм; 2) психофизиологическая идентичн...полностью>>
'Документ'
ІІІ етап Всеукраїнського конкурсу-захисту науково-дослідницьких робіт учнів-членів МАН України (відділення хімії та біології, екології та аграрних на...полностью>>
'Доклад'
Существующей в России налоговой системой недовольны и предприниматели, и налоговики. В связи с кризисом налоговые проблемы стали особенно актуальными....полностью>>

Н. Г. Чернышевского Е. А. Лобанова дошкольная педагогика учебно-методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

6.2.Планирование целостного педагогического процесса

Основной функцией организации педагогического процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является плани­рование.

Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период

В работе дошкольного учреждения используется годовое и текущее планирование.

Годовое планирование

План работы дошкольного учреждения на учебный год раз­рабатывается на основе нормативных документов Министерств образования федерального и регионального уровня, «Программы воспитания и обучения в детском саду», а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период.

Годовой план охваты­вает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает ее непрерывность и последовательность.

В сос­тавлении годового плана принимают участие профсоюзная органи­зация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете

Структура годового плана работы

Вводная часть, в которой дается краткий всесторонний анализ работы дошкольного учреждения за предшествующий период по следую­щим направлениям: эффективность работы по охране жизни и укреплению здо­ровья детей;

уровень и эффективность учебно-воспитательного процесса и его результатов в целом и по возрастным группам, уровень под­готовленности детей к школе; уровень деловой квалификации пе­дагогов; уровень и эффективность работы с родителями и т.д.

I. Основные задачи работы дошкольного учреждения, в этом разделе определяются ведущие задач воспитания и обучения, обусловленные уровнем педагогического мастерства воспита­телей, типом дошкольного учреждения, состоянием воспитательно-образовательной работы в нем. Намеченные задачи должны быть подтверждены конкретными мероприятиями в разделах годового плана.

II. Организационно-педагогическая работа. Руководство и контроль за воспитательно-образовательной работой. Этот раздел включает работу педсовета, теоретических семи­наров, семинаров-практикумов, консультаций, коллективных про­смотров педагогического процесса, работу кабинета по изучению, обобщению и распространению передового опыта лучших ра­ботников дошкольных учреждений. Здесь же намечаются основные направления контроля, его содержание и виды, ука­зываются сроки и формы подведения итогов.

III. Работа с кадрами, в этом разделе планируется подбор и расстановка кадров и повышение уровня деловой квалификации педагогов.

  • IV. Работа с родителями, в этом разделе планируется совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагопо­лучными семьями, консультации для родителей по актуальным вопросам семей­ного воспитания др.

  • V. Административно-хозяйственная работа, в этом разделе планируются мероприятия направленные на создание наилучших условий для ор­ганизации жизни, воспитания и обучения дошкольников

Годовой план хранится в методическом кабинете.

Текущее планирование

Перспективное планирование осуществляется воспитателями и предполагает планирование педагогического процесса в конкретной группе на длительный отрезок времени (квартал, полгода, год). В перспективном плане отражены все разделы "Программы".

Календарное планирование предполагает знание уровня психофизиологического развития де­тей, программы воспитания и обучения в детском саду, и позволяет воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, предусмотреть постепенное усложнение содержания обучения и воспи­тания, подобрать оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации жизни и деятельности де­тей.

Основой планирования воспитательно-образовательного процесса в группах является «Програм­ма воспитания и обучения в детском саду», в которой задачи и содержание работы воспитателя представлены в двух разделах: «Организация жизни и воспитание детей» и «Обучение на заняти­ях».

По первому разделу планированию подлежат содержание, методы и приемы воспитания культуры поведения детей и форми­рования у них культурно-гигиенических навыков; содержание, методы и приемы руководства играми детей; методы и приемы руководства трудом.

По второму разделу планированию подлежат содержание, ме­тоды и приемы образовательной работы и формы ее организации.

Планирование педагогического процесса в группе ДОУ содержит в себе планирование утреннего отрезка времени, прогулок (утренней и вечерней), планирование занятий и планирование второй половины дня.

Планирование содержания утреннего отрезка времени включает игровую деятельность, беседы, рассматривание предметов и иллюстраций, наблюдение в природе и явлений общественной жизни, трудовую деятельность и разнообразную избирательную деятельность детей по их же­ланию и вкусу. Целесообразно планировать в это время индивидуальную работу с детьми по различ­ным видам деятельности. Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспече­нии активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное рас­пределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов дея­тельности должна изменяться с учетом конкретных условий: вре­мени года, погоды, возраста детей и характера их предшествую­щей деятельности. Содержание вечерних прогулок должно планироваться с уче­том всей предшествующей деятельности детей.

Планирование обучения на занятиях включает содержание знаний, навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей на занятиях по различным разделам учебной деятельности. В календарном плане записываются тема, программное содержание занятия, методические приемы, пособия и наглядный материал, индивидуальная работа с детьми.

Основное место в планирование второй половины дня занимает разнообраз­ная игровая и трудовая деятельность детей. Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения: кукольный, настольный, теневой теат­ры; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги; слушание грампластинок и многое другое. Для расширения кру­гозора детей можно планировать художественное чтение с продол­жением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

6.3. Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ

Старший воспитатель осуществляет контроль за учебно-вос­питательной работой путем непосредственного наблюдения и ана­лиза работы воспитателя. Основная цель контроля состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и в оказании каждому воспи­тателю конкретной помощи.

Выделяют темати­ческий, фронтальный, предупредительный и сравнительный виды контроля.

Тематический контроль — самый распространенный вид контроля в дошкольных учреждениях. Он предполагает изучение системы работы воспитателя в пределах определенной темы, предусмотренной программой.

Фронтальный контроль ставит своей целью получить общее представление о работе воспитателя, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает ознакомление с документацией воспитателя, детски­ми работами, оснащением педагогического процесса. Итоги фронтальных проверок выносятся на обсуждение педа­гогического совета или производственного совещания.

Главная цель предупредительного контроля - предотвратить возможные ошибки в работе начинающего педагога и способствовать улучшению его деятельности. Он проводится в форме наблюдения за педагогическим процессом или в форме беседы с воспитателем.

Спецификой сравнительного контроля является анализ и оценка педагогического процесса одного воспитателя в сопоставлении с опытом работы другого. Этот вид контроля целесообразно применять, проверяя выполнение отдельных разделов программы, анализируя качество знаний, умений и навыков детей у разных воспитателей. Сравнительный контроль может проводиться в форме наблю­дения за работой воспитателей, анализа планов, детских работ и другой документации.

Любой вид контроля будет эффективным, если методист очень серьезно и тщательно готовится к нему. А. Васильева предлагает алгоритм функции контроля: цель контро­ля — объект контроля — разработка программы (плана) кон­троля — сбор информации — первичный анализ изученного — выработка рекомендаций и путей исправления недостатков — проверка исполнения рекомендаций.

Посещать группы следует без всяких предупреж­дений или предупредить воспитателя утром в день проверки. О намеченном посещении группы старший воспитатель преду­преждает педагога заранее в том случае, если это посещение дела­ется с целью исправления в работе замеченных ранее недостат­ков.

Если во время наблюдения работы воспитателя у методиста воз­никает необходимость сделать ему замечание, то де­лается это незаметно для детей и в очень корректной форме.

Важным этапом контроля является беседа старшего воспита­теля с воспитателем. Первое слово для самоанализа предлагается воспитателю. Затем методист делает всесторонний анализ увиденного в соответствии с поставленной целью проверки, не забывая отметить все ценное в работе воспитателя, анализирует причины неудач, указывает возможные пути к их устранению. Если при анализе возникает спорный вопрос и воспитатель не соглашается с мнением методиста, то решение вопроса выносится на коллективное обсуждение.

Необходимо помнить, что одноразовые, мимолетные посеще­ния группы не дают права делать выводы о работе воспитателя. Если методист поставил цель — проанализировать какой-то вид деятельности или режимный процесс, то необходимо полностью проследить этот вид деятельности от начала до конца.

Вопросы для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте структуру целостного педагогического процесса.

  2. Укажите отличительные черты структурных компонентов педагогического процесса.

  3. Обоснуйте этапность организации педагогического процесса.

  4. Виды планирования педагогического процесса в ДОУ.

  5. Что предполагает планирование воспитательной работы в группе детского сада?

  6. Проведите сравнительный анализ разновидностей контроля.

Литература

  1. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. – М.,1992.

  2. Концепция дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание. -1989. -№ 5,

  3. Стеркина, Р. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений / Р. Стеркина, О. Князева // Дошкол. воспитание. - 1992. - №2.

  4. Васильева, А. Старший воспитатель детского сада / А. Васильева [и др.]. – М.,1990.

  5. Орлик, Н. Тематический контроль в детском саду / Н. Орлик //Дошкол. воспитание. – 2000. - №3. – С.59

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема: Профессиональная деятельность воспитателя

План:

1.Социальная роль и функции воспитателя.

При рассмотрении данного вопроса создаются 2 группы: «родители» и «общество» Каждая группа обосновывает требования, предъявляемые к личности педагога дошкольного образования. По итогам обсуждения составляется шкала профессиональных умений и качеств воспитателя:

  • чуткость, отзывчивость, способность проявить сопереживание по отношению к детям;

  • умение понять конкретного ребенка;

  • умение проявить педагогический и психологический такт;

  • умение легко и быстро устанавливать контакт с детьми в процессе общения;

  • и др…

2. Творческая работа: "Педагогические заповеди воспитателя".

Данное задание выполняется на основе предыдущего. "Педагогические заповеди воспитателя" оформляются в виде красочного плаката.

3.Характеристика специальности и специализации.

Творческая письменная работа, в которой студентам предлагается дать характеристику специализации, которую они приобретут в процессе профессионального образования, объяснить, насколько она необходима для современного ДОУ.

Дополнительная литература

  • Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А.Смирнова. - М.,1999.

  • Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - №4. -С. 29-36.

  • Таранкова, Н. Воспитатель: его нравственные качества / Н. Таранкова // Дошкол. воспитание. - 1990. - №4.

  • Фуряева, Т. Воспитатель детского сада: проблема профессиональной идентичности / Т. Фуряева // Дошкол. воспитание. - 1994. - №1.

  • Комарова, Т. Воспитатель детского сада, каким он должен быть? / Т. Комарова // Дошкол. воспитание.-1990.- №3.

  • Квятковский, Е. Главные педагогические заповеди / Е.Квятковский // Дошкол. воспитание. - 1994. - № 9,10.

Тема: Моделирование образовательного процесса в соответствии

с современными концепциями дошкольного образования

План:

1.Нормативные документы построения учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Анализ и обсуждение нормативных документов построения учебно-воспитательного процесса в ДОУ: Типового положения ДОУ, Устава ДОУ, Родительского договора. Анализ осуществляется по следующей схеме:

  • название;

  • основные положения;

  • содержание разделов и параграфов;

  • права участников педагогического процесса;

  • обязанности участников педагогического процесса.

2."Современные проблемы дошкольного воспитания".

В результате анализа статей из журнала «Дошкольное воспитание» составляется опорная схема, отражающая основные направления гуманизации педагогической работы в ДОУ:

  • изменения форм общения с детьми (переход от авторитарных форм взаимодействия к личностно-ориентированному общению);

  • отказ от излишней идеологизации учебно-воспитательной работы в ДОУ;
    изменение форм и организации обучающих занятий, сокращение их числа;

  • насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы;

  • изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей

3.Сравнительный анализ образовательных программ.

При выполнении данного задания студенты готовят презентацию одной из образовательных программ. Сообщение должно включать следующие компоненты:

  • теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

  • принципы построение программы.

  • структура программы, характеристика её основных компонентов.

  • методическое обеспечение программы, его характеристика.

  • отличительные особенности изучаемой программы.

  • субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы.

Анализу подвергаются комплексные и парциальные программы, используемые в практике работы ДОУ.

4.Сочинение на тему " Проблема подготовки кадров и пути их решения".

Дополнительная литература

  • Концепция дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание.-1989.-№ 5.

  • Типовое положение о ДОУ / Дошкольное образование в России. – М.,1997. - С. 148-155.

  • Примерный устав ДОУ / Дошкольное образование в России. – М.,1997. - С. 156-168.

  • Примерный договор между ДОУ и родителями / Дошкольное образование в России. – М.,1997. - С 168-172.

  • Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н Короткова // Дошкол. воспитание.-1992.-№ 5-6.

  • Михайленко, Н. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада / Н. Михайленко // Дошкол. воспитание.-1995.-№ 9.

  • Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В.Андреева, Р. Стеркина // Дошкол. воспитание.-1991.-№ 11.

  • Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И.Ерофевой. – М., 1999.

Тема: Роль семьи в социализации ребенка

План:

1. Типы семей и комфортность ребенка в них.

Субъективная оценка комфортности ребенка в разных типах семей. Определение основных компонентов комфортности:

  • уважение к личности ребенка;

  • учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

  • полноценное общение со взрослыми;

  • организация предметно-пространственной среды жизни ребенка;

2. Функции современной семьи.

На основе литературы и собственного опыта необходимо обозначить проблемы современной семьи, показать взаимосвязь выполняемых ею функций.

3. Диспут "Проблемы детских домов, брошенных детей, детей из неблагополучных семей и пути их решения».

При подготовке диспута студентам необходимо изучить литературу по проблеме, подготовить краткие сообщения по разным вопросам социально-демографического положения в РФ. Диспут поводится в форме «круглого стола», где каждый участник высказывается по теме, предлагает пути решения той или иной проблемы.

4. Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к новым условиям. Подготовить тезисы доклада для родителей детей поступающих в ДОУ:

  • организация жизни ребенка в семье в период его привыкания к условиям ДОУ;

  • единство требований к ребенку со стороны воспитателей и родителей и др.

Заслушивание и обсуждение докладов, помогающих родителям облегчить процесс адаптации ребенка к ДОУ. Доклады оформляются как материал для « Уголка родителей».

Дополнительная литература

  • Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.,1989.

  • Мышкис, Л.И. О некоторых вопросах адаптации / Л.ИМышкис // Дошкол. воспитание.-1980. - № 6.

  • Желеску, Р. Психологические условия адаптации / Р. Желеску //Дошкол. воспитание.-1984.- № 2.

  • О мерах воздействия / Нравственое воспитание в детском саду. - М.,1959.

  • Дошкольник в семье / Сост. В.И.Чудакова [и др.]. - Минск,1984.

  • Азаров, Ю.А.Семейная педагогика любви и свободы / Ю.А.Азаров. - М.,1993.

  • Харчев, А.Г., Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. - М.,1978.

  • Харламов, И.Ф. Нерешенные проблемы семейного воспитания / И.Ф.Харламов, Б.С.Кобзарь // Педагогика. - 1990. - №1.

Тема: Педагогическое исследование факторов

личностного развития ребенка

План:

  1. Творческая работа: «Значение дошкольного детства в формировании моей личности».

В содержании творческой работы необходимо доказать значение социальных воздействий (общения, обучения, окружающей среды) на становление личности.

  1. Влияние разных видов деятельности на психическое развитие ребенка.

Раскрывая вопрос о влиянии различных видов деятельности на психическое развитие детей, следует показать, как в различные возрастные периоды ведущие виды деятельности способствуют формированию тех или иных личностных качеств.

3.Необходимость учета индивидуальных, возрастных и половых особенностей при воспитании детей.

Студентам предлагается ряд педагогических задач и ситуаций, в результате решения которых, они обосновывают необходимость учета индивидуальных, возрастных и половых особенностей при воспитании детей.

4. Подготовить реферат, раскрывающий сущность одного из методов исследования

Заслушивание рефератов, раскрывающих сущность одного из методов исследования, после чего студентам предлагается составить на каждый из них рецензию, в которой анализируется полнота и глубина раскрытия темы, последовательность и логика изложения, какие достоинства, ошибки и недочеты присущи докладам.

5. Разработать алгоритм проведения одного из методов педагогического исследования.

Примерный алгоритм проведения одного из методов педагогического исследования:

  • название метода;

  • объект;

  • цель;

  • длительность;

  • предполагаемый результат;

  • пути решения намеченных задач;

  • анализ полученных результатов;

  • выводы по полученным результатам.

Дополнительная литература

  • Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М.,1980.

  • Запорожец, А.В. Актуальные проблемы возрастной психологии / А.В. Запорожец. - М.,1978.

  • Мухина, В.П. Детская психология / В.П. Мухина - М.,1985.

  • Урунтаева, Г.А.. Дошкольная психология: учебник / Г.А.. Урунтаева– М., 1999.

  • Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.,1988.

  • Концепция дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание. – 1989. - №5.

  • Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1980.

  • Венгер, Л.А. А.В.Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания / Л.А.. Венгер // Дошкол .воспитание. - 1990. - №8.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Задание № 1. Значение режима дня и его особенности в разных возрастных группах.

При изучении данного вопроса необходимо обосновать значение режима дня для физического и психического развития дошкольников, проанализировать его особенности в разных возрастных группах (на основе программы воспитания и обучения в детском саду) по следующей схеме:

  • наличие основных компонентов;

  • продолжительность режимных процессов.

На основе проделанной работы сделать вывод об учете возрастных и индивидуальных особенностях детей при организации режима дня

Задание № 2. Полноценный сон, его значение, условия и методика организации.

На основе знаний, усвоенных при изучении курсов анатомии и физиологии, основ педиатрии и гигиены обосновать необходимость и условия полноценного сна. При обсуждении методики организации сна, обратить внимание на ее особенности в разных возрастных группах:

  • длительность протекания процесса подготовки ко сну;

  • организация процесса засыпания;

  • организация «побудки».

Задание № 3. Особенности организации и проведения прогулки в ДОУ.

При выполнении данного задания обратить внимание на особенности организации и проведения прогулки в разных возрастных группах:

  • процесс подготовки к прогулке, участие в нем помощника воспитателя;

  • длительность прогулки;

  • наличие основных компонентов (наблюдение, трудовая, игровая, самостоятельная деятельность детей), их наполненность;

  • наличие игрового материала;

  • обустройство участка.

Задание № 4. Организация режима дня в условиях домашнего воспитания.

Разработайте педагогические рекомендации для родителей по организации режима дня:

  • значение режима дня для психофизического развития ребенка;

  • особенности развития детей данного возраста;

  • организации сна, питания, бодрствования детей данного возраста.

Оформить материал для «Уголка родителей».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Е. А. Лобанова зав кафедрой дошкольной педагогики и психологии

    Документ
    Е. А. Лобанова — зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии, канд. пед. наук, доцент; Е. В. Сухорукова — зав. кафедрой педагогики и методик начального образования, канд.
  2. Деловая программа 22-25 ноября 2010 года Организаторы: Правительство Вологодской области Департамент образования Вологодской области

    Программа
    Награждение победителей регионального конкурса лучших педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, проводимого в рамках ПНПО
  3. А. Г. Войтов философское основание теории (Осмысление проблемы) Учебное пособие

    Учебное пособие
    Учебное пособие служит осмыслению философии как науки наук (общей теории науки) и предназначено для аспирантов, докторантов всех наук, преподавателей философии и студентов философских факультетов, а также всем, кто стремится овладеть
  4. Формирование толерантности в обществе, развитие межнационального общения и борьба с ксенофобией средствами культуры

    Документ
    Формирование толерантности в обществе, развитие межнационального общения и борьба с ксенофобией средствами культуры: список литературы / Министерство культуры Российской Федерации; ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
  5. Ответственный секретарь: иерей Игорь Киреев, зав

    Документ
    сектором церковно-приходс- кого образования Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, председатель совета директоров православных школ, к.

Другие похожие документы..