Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Критическая теория, которая, как казалось, сошла со сцены актуальных философских дискуссий после смерти основных представителей Франкфуртской школы и...полностью>>
'Документ'
Заяву про вступ до Луганського державного інституту культури і мистецтв, у якій вказують напрям підготовки, спеціальність, форму та джерела фінансува...полностью>>
'Лекция'
Валерий Егозарьян, руководитель Центра изучения международных отношений Института общественного проектирования: Я рад всех вас сегодня здесь приветств...полностью>>
'Реферат'
17 вересня 1939 року Червона армія розпочала так званий визвольний похід згідно з пактом Молотова-Ріббентропа, за яким територію Польщі було розділено...полностью>>

Н. Г. Чернышевского Е. А. Лобанова дошкольная педагогика учебно-методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Литература

  1. Концепция дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание.-1989.-№ 5.

  2. Типовое положение о ДОУ / Дошкольное образование в России. – М.,1997. – С. 148-155.

  3. Венгер, Л.А. А.В.Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания / Л.А. Венгер // Дошкол. воспитание. - 1990. - №8.

  4. Михайленко Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н Короткова // Дошкол воспиатние.-1992.-№ 5-6.

  5. Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В.Андреева, Р. Стеркина // Дошкол. воспиатние.-1991.-№ 11.

  6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И.Ерофевой. – М., 1999.

  7. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б.П. Никитин. – М., 1991. – 160 с.

  8. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста / Авт. сост. Т.И Ерофеева [и др.]. – М., 1996. – 50 с.

  9. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г.В.Фадина [и др.]. – Балашов, 2004. – 64 с.

  10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.,1998.

ТЕМА 5. ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ

Понятие и сущность развивающей среды.

Структура развивающей среды. Принципы

построения развивающей среды в условиях ДОУ.

5.1.Понятие и сущность развивающей среды

В отечественной педагогике и психологии термин "среда" появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия "педагогика среды" (С.Т.Шацкий), "общественная среда ребенка" (П.П.Блонский), "окружающая среда" (А.С.Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия— среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста развивающая среда — определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др).

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:

  • гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

  • непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

  • вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

  • интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

  • открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

  • установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

  • создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

  • предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

  • ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

  • активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

  • ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Активное исследование роли развивающей образовательной среды в целостном педагогическом процессе ведется в последние годы в трудах отечественных ученых (А.И.Арнольдов, Е.В.Бондаревская, С.И.Григорьев, И.А.Колесникова, Ю.С.Мануйлов, А.В.Мудрак, Л.И.Новикова, В.А.Сухомлинский, В.Д.Семенов, Ю.С.Мануйлов, В.В.Сериков, И.В.Слободчиков, В.М.Полонский и др.).

В исследованиях В.В.Давыдова, В.П.Лебедевой, В.А.Орлова, В.И.Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:

  • каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

  • обучение организовано на основе ведущей деятельности;

  • продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается "комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых" ( С.А.Смирнов). Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обуславливают выделение внутри нее предметной и пространственной составляющих.

5.2.Структура развивающей среды

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (Новоселова С.). Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам:

  • принцип свободного выбора, реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;

  • принцип универсальности, позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития;

  • принцип системности, представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостность игровое поле.

Пространственная развивающая среда включает себя, совокупность подпространств:

  • пространство интеллектуального развития и творчества образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;

  • пространство физического развития, в наибольшей степени стимулирующее двигательную активность детей;

  • пространство игрового развития;

  • пространство экологического развития, призванное воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;

  • компьютерное пространство, которое вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.

Развивающая образовательная среда, рассмотренная в контексте педагогики, обязывает выделить как минимум три основных параметра своей значимости для процесса становления личности (Седова Л.Н.).

Во-первых, это параметр целеполагания. Становление нового понимания цели воспитания направленного на всестороннее и полноценное развитие личности.

Такая трактовка цели воспитания прямо ориентирует на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного педагогического пространства, предоставляющее каждому включенному в нее субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности.

Второй параметр осмысления развивающей образовательной среды как педагогического явления, выступающего условием становления личности, связан с современными поисками в области нового содержания образования

Третий параметр в рассмотрении развивающей образовательной среды с позиций педагогической науки определяется поиском результативных способов и методов формирования познавательной активности. В этой связи требует специального педагогического осмысления технологии создания развивающей среды в рамках различных типов образовательных учреждений, равно как и технологии создания специальных педагогических ситуаций, позволяющих стимулировать психическое развитие ребенка.

5.3.Принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ

В.А. Пет­ровский, Л.П. Стрелкова, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей сре­ды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, к которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Пер­воочередное условие личностно-ориентированного взаимо­действия взрослых и детей - установление контакта между ними. Установлению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок - «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назида­ние. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога - партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции - общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это пред­полагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребе­нок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого по­дойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так на­зываемая «растущая мебель».

Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществ­ления контакта с ребенком. У каждого человека чувство ком­фортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и пла­нировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

2. Принцип активности. В устройстве детского сада заложе­на возможность формирования активности у детей и проявле­ния активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия - творцами своей личности и своего здорово­го тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия - легкие геометрические модули, об­тянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Одна из стен может стать «рисовальной стеной творчест­ва». На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломастерами, создавая как индивидуальные, так и кол­лективные картины.

Для самых маленьких детей (2-4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с по­мощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут пре­образовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к бере­гу реки и т.д.). Такие действия ребенка позволяют ему не толь­ко преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.

Важнейшим условием эмоционального самочувствия и на­строения детей является освещение. Оно должно быть разно­образным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми светоцветового дизайна.

Гигиенические комнаты используются не только для реа­лизации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей - взрослой» жизни (мытье посуды, другие быто­вые операции), а также для непосредственной детской дея­тельности (купание кукол, другие игры с водой).

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей сре­ды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с уче­том разнообразных педагогических задач. Это легкие перего­родки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цвето­вой и звуковой среды. Это вариативное использование предме­тов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональ­ное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).

Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузна­ваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсиан­ская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» сло­на, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Этот принцип тесно связан с предыдущим принципом ста­бильности-динамичности и более широко раскрывает имен­но динамичность. Он более подробно раскрыт в предыду­щих параграфах.

Жизненное пространство в детском саду должно быть та­ким, чтобы оно давало возможность построения непересе­кающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответст­вии со своими интересами и желаниями заниматься одновре­менно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультур­ные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т.е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т.д. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы, не только творчески строить, но и разбирать построен­ное, видеть не только прекрасное, но и безобразное. Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное оборудование - ширмы, экраны, витрины; встро­енные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные сто­лы и полки и т.п.

5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной ком­фортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им воз­можность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обста­новка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обес­печивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой ме­белью и другими элементами, способствующими отдыху. Же­лательно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», куда имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональ­ное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелегкой профессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие.

Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т.д.).

Проект среды учитывает создание условий для формиро­вания и развития полноценного образа «Я». Этому способст­вует наличие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных эле­ментов в эстетической организации среды. Постижение деть­ми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты зву­ков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трак­товки образа лаконичными графическими средствами. По­этому важно разместить в интерьере не громоздкие «клас­сические» произведения живописи (Айвазовского, Шишки­на, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т.д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представле­ние об основах графического языка и о различных культу­рах - восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т.п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.

7. Принцип открытости-закрытости. Этот принцип пред­ставлен в нескольких аспектах.

Открытость Природе - такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» - маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями - деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных - кошек, собак, за которыми де­ти ухаживают.

Открытость Культуре - присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

Открытость Обществу - обстановка детского сада соответ­ствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.

Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индиви­дуальной комфортности и эмоционального благополучия).

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Таким образом, развивающая среда это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение понятию «развивающая среда»

  2. Охарактеризуйте структурные компоненты развивающей среды.

  3. Выделите характеристики образовательного пространства.

  4. Выделите основные параметры развивающей среды.

  5. Назовите принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ.

  6. Составьте схему развивающей среды ДОУ

Литература

  1. Новоселова,С. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкол. воспитание. –1998.-№4.-С.79.

  2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкол. воспитание. - 1995. - №4.

  3. Петровский, В.А Построение развивающей среды в ДОУ/ В.А Петровский [и др.] / Дошкольное образование в России. – М.,1997.

  4. Толстикова, О. Создаем развивающую среду своими руками / О. Толстикова // Дошкол. воспитание. - 1997. - №5.

  5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А.Смирнова. - М.,1999.

  6. Седова Л.Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды // Проблемы образования: теория и практика. - 1999. - № 1.

ТЕМА 6. ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ,

ЕГО КОМПОНЕНТЫ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Структура педагогического процесса в ДОУ, его компо-

ненты, их взаимосвязь. Планирование целостного педаго-

гического процесса в ДОУ. Организация воспитательно-

образовательной работы и контроль за ней.

    1. Структура педагогического процесса в ДОУ,

его компоненты, их взаимосвязь

Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс.

Педагогический процесс - целенаправленное, организованное, содержательное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей. Слово "процесс" свидетельствует о растянутости во времени, а слово "педагогический" говорит о направленности на преобразование личности ребенка.

Педагогический процесс - система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.

В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:

  • обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;

  • воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

  • оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;

  • воспитание всегда содержит в себе элементы обучения; а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающих характер.

Отличительные особенности процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели.

Если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу

Понятие педагогический процесс употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле - это совокупность всех условий, средств, методов форм, направленных на реализацию цели дошкольного образования.. В узком смысле, имеется ввиду совокупность всех условий, средств, методов направленных на решение конкретной задачи

Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:

  • учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;

  • решение воспитательных и образовательных задач в единстве;

  • учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

  • осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;

  • создание развивающей среды.

По мнению И.П. Подласого организация педагогического процесса предполагает 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На первом подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель, конкретных задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированном не основе выяснения вопроса в практике и прогнозирования результата.

План реализуется на втором, основном этапе педагогического процесса. На этом этапе осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и туту же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.

Третий, заключительный этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительный результатов и образования недостатков.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Е. А. Лобанова зав кафедрой дошкольной педагогики и психологии

    Документ
    Е. А. Лобанова — зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии, канд. пед. наук, доцент; Е. В. Сухорукова — зав. кафедрой педагогики и методик начального образования, канд.
  2. Деловая программа 22-25 ноября 2010 года Организаторы: Правительство Вологодской области Департамент образования Вологодской области

    Программа
    Награждение победителей регионального конкурса лучших педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, проводимого в рамках ПНПО
  3. А. Г. Войтов философское основание теории (Осмысление проблемы) Учебное пособие

    Учебное пособие
    Учебное пособие служит осмыслению философии как науки наук (общей теории науки) и предназначено для аспирантов, докторантов всех наук, преподавателей философии и студентов философских факультетов, а также всем, кто стремится овладеть
  4. Формирование толерантности в обществе, развитие межнационального общения и борьба с ксенофобией средствами культуры

    Документ
    Формирование толерантности в обществе, развитие межнационального общения и борьба с ксенофобией средствами культуры: список литературы / Министерство культуры Российской Федерации; ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
  5. Ответственный секретарь: иерей Игорь Киреев, зав

    Документ
    сектором церковно-приходс- кого образования Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, председатель совета директоров православных школ, к.

Другие похожие документы..