Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Развитие и совершенствование работы образовательных учреждений по военно-патриотическому воспитанию обучающихся, изучение героической истории России ...полностью>>
'Документ'
15. Вербицька Галина Любомирівна, канд. екон. наук, доцент кафедри менеджменту і міжнародного підприємництва, Національний університет «Львівська полі...полностью>>
'Бизнес-план'
Вложение денежных средств и ресурсов всегда делается ради получения доходов больших, чем при иных альтернативах инвестирования....полностью>>
'Программа'
Завтрак в отеле. Получение дьямонитириона (разрешение на пребывание) в представительстве Святой Горы в г. Урануполи. Покупка билетов на паром. Отправл...полностью>>

Н. Г. Чернышевского Е. А. Лобанова дошкольная педагогика учебно-методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.4.Профессиональные умения и личностные качества педагога

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С.А.Козлова, Т.А.Куликова выделяют:

  • педагогическую направленность, как комплекс психологи­ческих установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

  • эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

  • педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

  • педагогическую зоркость, проявляющуюся фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

  • педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

  • культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог - коллеги»;

  • педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются: человечность, до­брота, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дис­циплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессиональ­ного уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и свя­занных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И.П. Подласый выделяет: научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предме­том преподавания, методикой преподавания предмета, психологи­ческая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный круго­зор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагоги­ческого труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Услов­но эти умения делятся на гностические, конструктив­ные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е.А.Панько).

Гностические - это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педа­гогический опыт других воспитателей;

Конструктивные умения необходимы педагогу для про­ектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощают­ся в планировании работы, в составлении конспектов заня­тий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установле­нии педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег

Специальные умения педагога - это умения петь, танце­вать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называе­мого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения

Вопросы для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте структурные компоненты педагогической деятельности.

  2. Выделите уровни продуктивности педагогической деятельности.

  3. Обоснуйте позицию педагога, оптимально учитывающую индивидуальные особенности ребенка.

  4. Проведите сравнительный анализ педагогических стилей взаимодействия.

  5. Охарактеризуйте основные функции педагогической деятельности.

  6. Составьте профессиограмму педагога дошкольного образования.

Литература

  1. Буряк, В.К. Функции преподавателя в структуре педагогической деятельности / В.К. Буряк //Среднее специальное образование. - 1990. - № 6.—С. 20-21.

  2. Галузяк, В.М. Проблема личностной референтности педагога / В.М. Галузяк., Н.И Сметанский. // Педагогика. – 1998. - № 3.

  3. Дошкольная педагогика: в 2ч. / под ред. В.И. Логиновой [и др.]. – М., 1988. – Ч 2. – 270 с.

  4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А..Зимняя. – Ростов н/Д., 1997. – 480 с.

  5. Козлова, С.А Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А..Куликова. - М., 2000. – 416 с.

  6. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т Лихачев. – М., 1998. – 464 с.

  7. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - М.,1993.

  8. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 кн. / И.П. Подласый– М., 2001. – Кн. 1. – 576с.

ТЕМА 4. ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

И ТЕХНОЛОГИИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Гуманизация дошкольного образования. Современ-

ные технологии обучения и воспитания детей

дошкольного возраста.

4.1.Гуманизация дошкольного образования

Гуманизация (от лат. (humanus) - человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) — принцип основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Реализация принципа гуманизации требует от педагога:

  • гуманного отношения к личности воспитанника;

  • уважения его прав и свобод;

  • предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

  • ненасильственное формирование требуемых качеств;

  • уважения права человека быть самим собой;

  • уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования.

  • уважения прав и свобод воспитанника (Подласый И.П).

Идеи гуманизации воспитания и обуче­ния детей, обсуждение которых в настоя­щее время находит широкое отражение в дошкольной педагогике, пронизывают тру­ды Я. А. Коменского. Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, А.В.Запорожца и др.

Гуманистическая направленность дошкольного воспитания предполагает уважение к ребенку, глубо­кое понимание неповторимости его лич­ности, учет потребностей и возра­стных особенностей.

Однако в практике дошкольных учреждений долгое время преобладала учебно-дисциплинарная модель организации педагогического процесса, а цель дошкольного воспитания была сведена к обеспечению детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе.

Модификация содержания дошкольного образования, связанная с социально-экономическими изменениями в стране привела к тому, что в 1989 году Государственный комитете по народному образованию СССР утвердил новую «Концепцию дошкольного воспитания» (авторы В.В.Довыдов, В.А.Петровский и др.). Ее основные идеи – гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей, самоценность дошкольного детства. Авторы сумели обнажить в практической деятельности дошкольных учреждений существенные отклонения от принципов гуманизма, вскрыли объектив­ные и субъективные причины сложивше­гося положения, более того, наметили перспективные направления работы, спо­собствующие восстановлению идей гума­низма в педагогической практике, значи­тельно повышающие уровень всесторонне­го развития дошкольника.

А.В.Запорожец отмечал, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер, дошкольное воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руко­водство детскими видами деятельно­сти и обеспечи­вать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологи­ческих качеств, специфичных для воз­раста и имеющих непреходящее зна­чение. Реализация идей А. В. За­порожца определяет гене­ральную линию гуманизации дошколь­ного воспитания: при по­строении обучения и воспитания дошкольников необходимо учитывать, развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономер­ности проявляются в индивидуальной форме

Н.Михайленко, Н Короткова предложили осуществлять гуманизацию и повышение эффективности педагогического процесса в детском саду по следующим на­правлениям:

  • изменение формы общения с детьми — от авторитарного воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобра­зие каждого ребенка, на установление дове­рительных, партнерских отношений;

  • обновление формы и содержания обучающих занятий — от фронтальных к работе с небольшими подгруппами детей, сокращение общего числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития содержания, отказ от политико-идеологизированных конкретных сведений при ознаком­лении с окружающим;

  • насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориен­тирующих на общечеловеческие нравствен­ные ценности, расширяющие кругозор ре­бенка;

  • преобразование предметной среды и жизненного пространства в групповой ком­нате в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склон­ностями, выбора деятельности и ее формы — совместной со сверстниками или индиви­дуальной.

Изменение формы общения воспитателя с детьми, предполагает пе­реход от учебно-дисциплинарной модели вос­питания к личностно-ориентированной, суть которой заключается в том, что педагог должен воспринимать ребенка как равного себе, но со своими проблемами, желаниями, интересами. Воспитатель не ограничивает общение с детьми только дисциплинарными указа­ниями, связанными с выполнением учебных задач или режимных моментов, он чаще разговаривает с детьми, интересуется их до­машними делами, настроением, планами се­годняшней жизни в саду (чем ребенок на­меревается заняться, во что и с кем поиграть и т. п.).

Ведущей формой организации обучения должна стать групповая, которая обеспечи­вает высокую активность детей, устанавливает обратную связь, учитывает продвижение каждого. Для того чтобы высвободить время для обучения детей по подгруппам, необходимо сократить общее число занятий. Это становится возможным исключением из сетки:

  • специальных (отдельных) занятий по ознакомлению с окружающим;

  • специальных занятий, посвященных чтению художественной литературы;

  • формализованных физкультурных за­нятий.

В ре­зультате вся сетка может включить три типа занятий:

  • занятия познавательного цикла, включающие развитие сенсорных и мыслительных способностей

  • занятия по развитию изобразительной деятельности, конструирования и другим ви­дам художественно-продуктивной деятельно­сти

  • музыкально-ритмические занятия, в ходе которых дети овладевают музыкальной культурой и культурой движений.

При органи­зации предметной среды и жизненного про­странства в ДОУ целесообразно при­держиваться нескольких требований:

  • предметную среду организовать таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе игрушки и материалы для привлекающего их вида деятельности;

  • пространству групповой комнаты следует придать более непосредствен­ный, домашний вид и об­устроить его таким образом, чтобы дети имели возможность играть как совместно, так и индивидуально;

Гуманизация дошкольного образования предполагает, что ребенок свободно выби­рает деятельность, отвечающую его склон­ностям и интересам. свобод­ное экспериментирование с различными материалами. Ребенок получает возмож­ность самореализации; будучи хозяином ве­щей, действий, отношений, он обретает чувст­во самоуважения, собственного достоинства, познает себя. В свободной самостоятельной деятельности осваивается умение действо­вать в группе сверстников, коопе­рироваться с ними, вступать в состязатель­ные отношения, реализуются элементы спе­цифической детской субкультуры, которые так необходимы для благополучного суще­ствования ребенка в детском сообществе. Функция воспитателя заключается в соз­дании разнообразной предметной среды, обеспечивающей ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это материалы для игры, рисования, лепки, конструирования по замыслу, предметное оснащение для само­стоятельных физических упражнений, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при жела­нии воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в свободной совмест­ной деятельности с воспитателем.

Предметная среда должна также предо­ставлять детям возможность действовать ин­дивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятель­ности. Воспитатель подключается к деятель­ности детей в конфликтных ситуациях, тре­бующих его вмешательства, или при необхо­димости помогает войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не вла­деющему необходимыми способами пове­дения.

Таким образом, действительная гуманизация педаго­гического процесса в детском саду по мнению Н.Михайленко, Н Коротковой воз­можна при соблюдении следующих требований:

Во-первых, переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку как к равному субъекту, а не толь­ко объекту педагогического воздействия.

Во-вторых, деидеологизация педагогиче­ского процесса, ориентация на формирова­ние у детей общечеловеческих ценностей, а не преподнесение сведений об окружаю­щем, имеющее политико-идеологическую окраску.

В-третьих, использование всех форм раз­вития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную совместную деятельность самих детей; использование разных видов детской деятельности (игра, рисование, конструиро­вание и т. п.) и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.

В-четвертых, сведение числа организован­ных занятий до разумного минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности детей; замена фронтальных заня­тий подгрупповыми.

В-пятых, учет индивидуальных особенно­стей детей при осуществлении различных бытовых и гигиенических процессов, недо­пустимость жесткой фронтальной их органи­зации, насилия над ребенком в угоду фор­мальным предписаниям.

4.2.Современные технологии обучения и воспитания

детей дошкольного возраста

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффек­тивных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных тех­нологий.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на лич­ность ребёнка, на развитие его способностей.

На современном этапе развития России происходят изменения в об­разовательных процессах: содержание образования усложняется, акцен­тируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие твор­ческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоцио­нально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориен­тироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достиже­ние позитивного результата за счёт динамичных изменений в личност­ном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педа­гогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочета­ют прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогиче­ской деятельности.

Можно выделить следующие причины появления инноваций в до­школьном образовании: научные исследования; социокультурная среда-
потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересо­ванность родителей в достижение положительной динамики в развитии детей.

В понятие педагогической технологии входят:

  • концептуальная основа;

  • содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);

  • технологическая часть (организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности; методы и формы работы педагога; диагностика).

По мнению Г.К. Селевко любая педагогическая технология должна удов­летворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям тех­нологичности).

Концептуальность, предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование дости­жения образовательных целей.

Системность, предполагает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность, предполагает опти­мальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обу­чения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образователь­ных учреждениях, другими субъектами).

На основе анализа педагогических технологий проведенного Г.Н.Селевко, можно выделить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования: технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, альтернативные технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир­ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве ее средства;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагог функций и классификации педагогических игр

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает выполнение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

  • дидактических ( расширение кругозора, познавательная деятельность; ; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

  • воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с чело­веческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного вы­ражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и об­щение.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формиру­ется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельнос­ти ученья.

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д.Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учеб­ных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблем­ных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разре­шению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональны­ми знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает: приобретение ЗУН; усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - про­блемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содер­жания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситу­аций.

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим ме­тодическим особенностям.

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, уме­ния видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблем­ных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается дея­тельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизи­рующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, кра­соту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологи­ческой проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обуче­ния: при объяснении, закреплении, контроле.

В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л.С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Е. А. Лобанова зав кафедрой дошкольной педагогики и психологии

    Документ
    Е. А. Лобанова — зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии, канд. пед. наук, доцент; Е. В. Сухорукова — зав. кафедрой педагогики и методик начального образования, канд.
  2. Деловая программа 22-25 ноября 2010 года Организаторы: Правительство Вологодской области Департамент образования Вологодской области

    Программа
    Награждение победителей регионального конкурса лучших педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, проводимого в рамках ПНПО
  3. А. Г. Войтов философское основание теории (Осмысление проблемы) Учебное пособие

    Учебное пособие
    Учебное пособие служит осмыслению философии как науки наук (общей теории науки) и предназначено для аспирантов, докторантов всех наук, преподавателей философии и студентов философских факультетов, а также всем, кто стремится овладеть
  4. Формирование толерантности в обществе, развитие межнационального общения и борьба с ксенофобией средствами культуры

    Документ
    Формирование толерантности в обществе, развитие межнационального общения и борьба с ксенофобией средствами культуры: список литературы / Министерство культуры Российской Федерации; ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
  5. Ответственный секретарь: иерей Игорь Киреев, зав

    Документ
    сектором церковно-приходс- кого образования Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, председатель совета директоров православных школ, к.

Другие похожие документы..