Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Найбільш загальною категорією, що характеризує суб`єктивну сторону політики, є політична свідомість. Основними формами існування політичної свідомості...полностью>>
'Литература'
Лауреатом премии А. И. Солженицына 2007 года с формулировкой «за филологическое совершенство и артистизм в исследовании путей русской литературы; за ...полностью>>
'Документ'
Что такое паразиты? Организмы, питающиеся за счёт других организмов. Если в кишечнике глисты питаются тем, чем набил в избытке себе человек и не может...полностью>>
'Документ'
См.: Анализ деятельности общедоступных библиотек Нижегородской области в 2010 году / Мин-во культуры Нижегор. обл.; Нижегор. гос. обл. универс. науч....полностью>>

Теория и методология управления запасами в цепях поставок

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Относительные оценки частоты описания (применения)

различных моделей и методов управления запасами, %

Наименование модели,

метода

Иностранные источники

Российские источники

Работы по логистике (общие)

Работы по логистике (специальные)

Текущий запас, модель EOQ (формула Харриса-Уилсона)

93

91

100

Страховой запас (формула Феттера)

56

36

40

Корректированные варианты основной модели EOQ

28

36

30

Модификации EOQ (немгновенная разгрузка, учет дефицита)

21

45

70

Учет ограничений и скидок

21

18

80

Многономенклатурные задачи

21

9

30

Многопродуктовые задачи

14

-

10

Статическая задача (одноцикловая поставка)

21

9

30

Модели (стратегии) управления запасами

- «точка заказа»

- с фиксированной периодичностью

49

56

81

81

70

70

Многоуровневые (эшелонированные системы)

28

9

20

В первую группу вошли работы зарубежных авторов, в основном посвященные логистике и управлению цепями поставок. Во вторую группу – аналогичные работы российских специалистов. Третья группа была сформирована из работ по менеджменту (в частности, логистическому), в которых описаны модели и методы управления запасами. Наконец, в четвертую группу вошли специальные работы по теории управления запасами (ТУЗ).

Анализ работ первой группы показал:

- во-первых, большинство переведенных на русский язык работ являются четвертыми - седьмыми изданиями, т.е. в основном соответствуют уровню знаний по логистике 15-20-ти летней давности;

- во-вторых, в ряде работ практически отсутствует аналитический аппарат, что в принципе, на наш взгляд, противоречит смыслу слова «логистика», означающее, согласно трактовке проф. В.И. Сергеева, «счетное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления»;

- в-третьих, большинство аналитических зависимостей в иностранных работах по логистике – это модели и методы управления запасами.

Количественные оценки частоты использования моделей и методов управления запасами, которые были объединены в 10 разделов, приведены в табл. 2, из анализа которой можно сделать следующие выводы.

1. Наблюдается довольно тесная корреляция относительных оценок использования моделей (методов) управления запасами между работами первой и второй группы (основы логистики и управления цепями поставок);

2. Ранжирование моделей (методов) показывает, что лидирующее положение занимает модель EOQ, затем следуют модели (стратегии) управления запасами и методы расчета страхового запаса;

3. Практически отсутствуют многопродуктовые задачи с ограничениями и модели расчета управления запасами в многоуровневых (или эшелонированных) логистических системах;

4. При учете случайного характера величин, входящих в модели (методы) табл. 2, считается, что они подчиняются нормальному закону распределения;

5. В работах первой группы практически не рассматриваются методы расчета показателей текущего и страхового запасов, основанные на результатах статистической обработки данных о периодичности поставок (расходе) и их величинах.

Представляет интерес сопоставление моделей (методов), приведенных в табл. 2 с моделями теории управления запасами (четвертая группа). В результате анализа были выявлены следующие особенности.

Во-первых, количество моделей ТУЗ многократно возрастает за счет учета случайного (вероятностного) и нестационарного характера протекающих процессов поступления и расходования запасов;

Во-вторых, среди наименования разделов табл. 2 отсутствуют модели ТУЗ, основанные на дисциплинах исследования операций;

В-третьих, расчетные формулы моделей, приведенных в табл. 2, даны, как правило, без выводов, чем они принципиально отличаются от работ четвертой группы;

В-четвертых, модели табл. 2 могут быть отнесены к простым, т.е. линейным, детерминированным моделям. Модели, описанные в ТУЗ, помимо простых включают более сложные и специальные модели, как привило нелинейные, стохастические (вероятностные), учитывающие естественную убыль (срок годности) продукции, инфляцию, одновременное воздействие нескольких типов ограничений (на грузовместимость транспортных средств, наличие капитала для закупок и т.п.) и скидок (оптовых, дифференциальных), различные виды дефицита и т.д.

Несомненно, учет перечисленных особенностей усложняет традиционные модели управления запасами, применяемые в логистике и управлении цепями поставок, но это, на наш взгляд, наиболее вероятный путь повышения их точности и эффективности.

Анализ формул, основанных на модели EOQ и ее модификациях, показал, что они требуют дальнейшего изучения и корректировки.

Разработан подход к формированию теории управления запасами, который предусматривает выявление и структуризацию элементов в виде нескольких разделов, важнейшими из которых являются: методы расчета показателей запасов; модели (стратегии) управления запасами в цепях поставок; методы управления (регулирования) запасов в многоуровневых логистических системах.

Одним из условий ускоренного развития управления запасами является формирование новой структуры прикладной теории управления запасами в цепях поставок. Решение данной задачи может быть достигнуто на основе принципов системного подхода: целостности, научной обоснованности и оптимальности, иерархичности, целевой направленности.

Суть предложенного в работе методического подхода состоит в следующем:

все многообразие моделей и методов управления запасами рассматривается как единое целое с учетом их взаимосвязи и взаимовлияния;

каждая модель (метод) формируется на базе научных подходов, предусматривающих постоянное изучение новых закономерностей и их практическую апробацию;

модели и методы управления запасами группируются в виде самостоятельных разделов;

каждый из разделов предполагает наличие собственных классификаций признаков и моделей (методов, алгоритмов, способов и т.п.) и позволяет решать задачи соответствующего уровня;

между моделями различных разделов соблюдается принцип иерархии, например, при формировании модели регулирования запасов в цепи поставок (высший уровень) учитываются параметры моделей (стратегий) управления запасами в звеньях логистической цепи (средний уровень), которые в свою очередь, базируются на методах расчета показателей запасов в элементах цепи (низший уровень).

На основании изложенного подхода структура прикладной теории управления запасами в цепях поставок (УЗЦП) может быть представлена в виде шести разделов.

I. Термины и определения теории запасов, классификация запасов;

II. Методы расчета показателей текущего, страхового и других видов запасов;

III. Модели (стратегии) управления запасами в цепях поставок;

IV. Методы управления (регулирования) запасов в многоуровневых (эшелонированных) логистических системах;

V. Проектирование систем управления запасов в цепях поставок;

VI. Специальные вопросы теории управления запасами.

Рассмотрим подробнее содержание некоторых разделов.

Второй раздел. Модели и методы расчета текущего, страхового и других видов запасов получили развитие в работах многих отечественных и зарубежных авторов. Обобщение многочисленных источников позволило нам выполнить их классификацию в виде трех групп (табл. 3).

Таблица 3

Классификация методов и моделей расчета показателей запасов

Методы, модели

(источники информации)

Типы решаемых задач

Статистические (данные складского, бухгалтерского учета, специальные наблюдения)

Определение параметров и законы распределения

Расчет показателей текущего и страхового запасов, оценка дефицита

Аналитические (экономические показатели, экспертные оценки, теоретические предпосылки и др.)

Экономико-вероятностные

(статические)

Одноцикловые задачи («газетчика», «булочника» и т.п.);

расчет количества запасных частей с учетом надежности;

оценка страхового запаса и дефицита

Экономико-математические

Расчет текущего запаса – оптимальная партия заказа (EOQ);

расчет страхового запаса.

Вероятностно-статистические

Расчет страхового запаса (формула Феттера); определение взаимосвязи между текущим и страховым запасом

Исследование операций (все виды информации)

Имитационное моделирование

Для оценки и расчета различных видов запасов

Прогнозирование

Для оценки показателей текущего, страхового и сезонного запасов

Теория массового обслуживания

Для расчета запасных частей (автомобили, спец. техника)

Принятие решений

Комбинированные методы оценки показателей запасов

Третий раздел. Принципиальное отличие моделей третьего раздела от второго состоит в том, что при формировании стратегии управления рассматриваются два процесса. Первый процесс в общем случае отражает случайный расход текущего и страхового запасов, методы расчета показателей которых рассмотрены во втором разделе. Второй процесс включает операции управления, выполняемые менеджерами (прогноз расхода и планирование размера запасов, контроль, принятие решений, оформление заказов, организация поставок и др.). С точки зрения теории управления процессы первого вида – управляемые, операции процессов второго вида – управляющие, так как зависят от действия лица, принимающего решение.

Выполненные исследования показали, что моделям управления запасами посвящено большое количество работ, в которых проведены как классификации признаков, так и стратегий управления. В тоже время, анализ показал, что существующие классификации должны быть дополнены, по крайней мере, тремя признаками:

- по виду управляющих или регулирующих воздействий (пассивные, активные, комбинированные);

- по учету взаимосвязи между текущим, страховым запасом и дефицитом;

- по виду спроса (зависимый, независимый).

Обобщение различных подходов позволило нам усовершенствовать классификацию моделей (стратегий) управления запасами, табл. 4.

Таблица 4

Классификация моделей (стратегий) управления запасами

Признак

классификации

Характеристика модели (стратегии)

По виду процессов

Управляемые (поступление и расход запасов);

управляющие (параметры стратегий, контроль уровней)

По виду спроса

Зависимые (заданы сроки и величины поставок, например, производственная логистика);

независимые (например распределительная логистика)

По виду управляющих воздействий

Пассивные;

полуактивные (прогнозирование);

активные (концепции JIT, QR и другие)

По номенклатуре

Однономенклатурные;

многономенклатурные

По виду контрольных уровней (параметров)

Критический уровень (точка заказа ROP);

двухуровневая система;

фиксированная периодичность заказа;

комбинированные способы

По величине заказа (поставки)

Постоянные;

Переменные

Четвертый раздел. Тематика и структура четвертого раздела, включающего методы управления (регулирования) запасов в многоуровневых логистических системах, на наш взгляд, находится в стадии становления, несмотря на наличие отдельных разработок. Выполненный анализ ряда работ показал, что существует несколько вариантов для решения задач данного раздела, которые могут быть систематизированы в виде двух групп методов, первая из которых базируется на фактических данных или плановых показателях; вторая – на модели EOQ и ее модификациях, табл. 5.

Таблица 5

Методы управления (регулирования) запасов в многоуровневых системах

Классификационные признаки

Характеристика метода

Методы, основанные на фактических данных или прогнозах

Реактивные, основанные на логической концепции «вытягивания) (pull);

сетевое планирование;

динамическое программирование

Методы, основанные на плановых показателях

Планирование потребности в запасах (на основе логистической концепции DRP);

пропорционального регулирования и другие методы управления организационными системами (механизм обратных приоритетов, конкурсный механизм и т.п.)

Методы, основанные на модели EOQ

Многоуровневые системы снабжения

(децентрализованная, линейная, эшелонированная);

метод, основанный на декомпозиции распределительной сети в виде простых логистических цепей (ПЛЦ)

Шестой раздел. В данном разделе следует отразить вопросы управления запасами, связанные со специфическими видами продукции (скоропортящиеся товары, опасные грузы и т.п.), финансовыми потоками (неравномерность платежей, инфляция и т.п.), информатизацией процессов управления запасами и др.

Таким образом, разработанная структура прикладной теории управления запасами в цепях поставок отражает современный уровень знаний в данной области и обобщает многообразие ситуаций и значительное количество вариантов реальных задач.

Предложен усовершенствованный вариант модели общих логистических затрат (TLC), основанный на системном подходе и принципах логистического менеджмента и учитывающий взаимосвязь и взаимовлияние между отдельными составляющими затрат, ограничения и нелинейность параметров, модификации вариантов классической модели оптимальной партии заказа.

Наиболее распространенной моделью прикладной теории логистики является модель оптимального или экономичного размера заказа EOQ. Расчет EOQ производится на основе аддитивной модели путем минимизации следующей функции затрат

, (1)

где Сп, Сз, Сх – затраты, соответственно на приобретение продукции, оформление и выполнение заказа, хранение;

Сд – издержки, связанные с дефицитом продукции.

Проведенные исследования показали, что аддитивная модель требует усовершенствования и доработки в следующих направлениях.

Во-первых, включение в модель (1) еще одного вида затрат, названных нами «скрытыми» или «латентными». Это те виды затрат, который реально существует, но не учитывается в расчетной модели, например, затраты на хранение продукции в контейнерах, кузовах автомобилей или вагонах при разгрузке транспортных средств, прибывающих на склад, или затраты на содержание склада, когда наблюдается ситуация дефицита продукции и т.п.

Во-вторых, в модели (1) не отражена взаимосвязь и взаимовлияние между элементами затрат. О необходимости установления такой взаимосвязи говорится во многих работах, в частности, R.H Ballou. («треугольник логистического планирования»), Дж. Р Стока. и Д.М.Ламберта (шестиугольник, отражающий «влияния различных видов логистичсекой деятельности на общие логистические издержки»).

К основным компонентам, которые отражают связь и взаимовлияние между элементами модели, следует отнести:

- связь между текущим и страховым запасами при выборе стратегии управления запасами;

- связь между страховым запасом и дефицитом;

- особенности учета модифицированных вариантов модели EOQ;

- влияние конфигурации (расположения) различного вида складов в многоуровневых системах, расположение зон хранения и переработки внутри складов и т.д.

В-третьих, в аддитивной модели не представлены различные ограничения и нелинейности, которые имеют место при управлении запасами в цепях поставок. В первую очередь необходимо учесть оптовые или дифференциальные скидки при осуществлении закупок, а также ограничения, связанные с весовыми, габаритными, стоимостными и другими параметрами.

В-четвертых, помимо суммирования в общую зависимость должны быть включены:

модель, основанная на преобразовании случайных величин, для учета взаимосвязи между текущим и страховым запасом при различных стратегиях управления запасами;

вероятностная или аналитическая модель, отражающая связь между страховым запасом и дефицитом (состоянием дефицита); например, при выборе вероятности отсутствия дефицита соответственно изменяется величина страхового запаса, а с учетом стратегии управления запасами и величина текущего запаса, что, несомненно, отражается на общих затратах;

неоднозначность учета модификаций модели EOQ при хранении;

корректирующие зависимости, вытекающие из общего алгоритма выбора и построения транспортно-складской логистической сети, представленного в диссертации.

На основании вышеизложенного модель (1) может быть представлена в виде

, (2)

при N ограничениях вида

, (3)

где Сп – цена единицы продукции (без скидок);

- функция, отражающая изменение цены Сп в зависимости от размера партии заказа.

С0(Сi, Q, Tн, M) – общие затраты на организацию и выполнение заказа (транспортировку), отражающие переработку на складе (Сi), грузоподъемность (грузовместимость) Q транспортного средства и его режимы работы Тн, а также, в некоторых случаях, конфигурацию транспортной сети, включающую М пунктов погрузки-разгрузки;

ξ1– коэффициент, отражающий учет модификации EOQ, например, среднюю величину заказа S0;

– зависимость, отражающая затраты на хранение (при аренде склада);

ξ2 – коэффициент, отражающий максимальную величину заказа для модификаций EOQ;

Сс – затраты на хранение единицы продукции страхового запаса (возможно );

η(tβD,,S) – функция, отражающая вероятностные характеристики наличия страхового запаса на складе;

СД – издержки, связанные с дефицитом единицы продукции;

F(xp, σD, , S) – функция, отражающая вероятностные характеристики наличия дефицита;

Soj – оптимальная величина заказа (поставки);

λj – показатель, характеризующий j-е свойство продукции (масса, объем, цена и т.п.);

Fj – ограничение, связанное с j-м свойством продукции.

Таким образом, разработанная модель для расчета оптимальных партий заказа (поставок), во-первых, базируется на концепции общих (тотальных) затрат, во-вторых, учитывает максимальное количество связей между различными видами логистической деятельности (известных и исследованных в настоящее время), в-третьих, включает основные ограничения и модификации модели EOQ, в-четвертых, наиболее полно, на наш взгляд, отражает реальные процессы управления запасами в цепях поставок (в рамках модели EOQ).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Теория, методология и практика управления многопродуктовыми материальными потоками в цепях поставок

    Автореферат
    Защита состоится « » 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.219.01 при ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» по адресу: 191002, Санкт-Петербург, ул.
  2. Теория и методология управления логистическими системами в условиях неопределенности

    Автореферат
    Защита состоится « » 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.219.01 при ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» по адресу: 191002, Санкт-Петербург, ул.
  3. Моделирование цепей поставок в логистических системах с учетом конкурентной среды

    Автореферат
    Защита состоится «20» апреля 2011 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.207.01 при Ростовском государственном строительном университете (РГСУ) по адресу: 344022, г.
  4. Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности «Логистика и управление цепями поставок» по специализации: «Управление логистической инфраструктурой»

    Программа
    Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  5. Программа дисциплины Управление запасами Для направления 080500. 62 Менеджмент, профиль специальных дисциплин «Логистика и управление цепями поставок» Утверждена

    Программа дисциплины
    2.Требования к студентам: владение знаниями «Основ логистики», «Общего менеджмента», «Стратегического менеджмента», «Логистики снабжения», «Маркетинга».

Другие похожие документы..