Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Изменение структуры подготовки специалистов за последние пять лет и ее ориентация на региональные потребности. Динамика приёма по всем уровням и форма...полностью>>
'Инструкция'
Настоящая инструкция разработана в дополнение к [1], с учетом Федерального закона «О связи», руководящего документа «Основные положения развития Взаи...полностью>>
'Документ'
7. Описание и обоснование принятых конструктивных и объемно-планировочных решений, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности с...полностью>>
'Литература'
5.Программа: программа по литературе для общеобразовательных учреждений для 10-11 кл. В.В.Агеносова. Учебник: «Русская литература XX века» под ред. В...полностью>>

Отчет томского политехнического университета по результатам реализации программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»

СОЗДАНИЕ СЕТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное агентство по образованию

«Утверждаю»

Должность_______________________________

______________________________

(подпись, печать)

« ____ « ____________________20 г.

ОТЧЕТ

Томского политехнического университета

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ

Программы развития государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Томский политехнический университет» на 2009 - 2018 годы

за 2009 г.

Ректор университета

____________________ П.С. Чубик

(подпись, печать)

Руководитель программы развития университета

_____________________ С.Б. Могильницкий

(подпись)

«___» _____________20___ г.

Отчет принят оператором

______________________________

(подпись, печать)

«___» _____________20___ г.

Содержание

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 4

Обозначения и сокращения 7

1.Краткое представление основных целей и задач программы 9

2.Краткая информация о расходовании средств федерального бюджета и софинансирования по программе 15

3.Организация управления программой 18

4.Организация работы по программе (организационные, технологические решения, нормативное закрепление) 20

5.Результаты работ по ПНР ТПУ 22

5-I. Рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов 22

5-II. Традиционная и атомная энергетика, альтернативные технологии производства энергии 27

5-III. Нанотехнологии и пучково-плазменные технологии создания материалов с заданными свойствами 31

5-IV. Интеллектуальные информационно-телекоммуникационные системы мониторинга и управления 35

5-V. Неразрушающий контроль и диагностика в производственной и социальной сферах 40

6.Опыт университета, заслуживающий внимания и широкого распространения в системе высшей школы 46

7.Мероприятия по информационному сопровождению реализации программы 51

8.Показатели результативности и эффективности программы 54

8.1. Выполнение запланированных мероприятий и достижение заданных значений показателей результативности и эффективности реализации программы 54

8.2. Причины отклонений (невыполнение и перевыполнение) 72

8.3. Незапланированные результаты 74

8.4. Запланированные и неожиданные эффекты от реализации программы 75

8.5. Информация о достигнутых результатах, социально-экономических эффектах и рисках, а также условиях сохранения и развития достигнутых результатов. 77

9.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

Приложение 1 85

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Чубик П.С.

ректор университета, д.т.н., профессор

Могильницкий С.Б.

руководитель программы, начальник Информационно-аналитического управления, к.ф.-м.н., доцент

Язиков Е.Г.

руководитель блока 1 «Подготовка высококвалифицированных специалистов для разработки и реализации ресурсоэффективных технологий», проректор по учебной работе, д.г-м.н., профессор

Соловьев М.А.

ответственный за выполнение мероприятия 1.2. Развитие материально-технической, учебно-методической и информационной базы учебного процесса по ПНР ТПУ, начальник Учебно-методического управления, к.т.н., доцент

Чучалин А.И.

ответственный за выполнение мероприятия 1.3. Расширение международного сотрудничества в образовательной сфере, проректор по международному сотрудничеству, д.т.н., профессор

Власов В.А.

руководитель блока 2 «Создание инфраструктуры научной и инновационной деятельности», проректор по научной работе и инновациям, д.ф.-м.н., профессор

Дмитриенко В.П.

ответственный за выполнение мероприятия 2.2. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности, зам. проректора по научной работе и инновациям, к.т.н., доцент

Громов А.А.

ответственный за выполнение мероприятия 2.3. Расширение международного научного сотрудничества, зам. проректора по международному сотрудничеству, д.т.н., профессор

Долматов О.Ю.

руководитель блока 3 «Развитие кадрового потенциала», начальник Управления кадровой политики, к.т.н., доцент

Демянюк Д.Г.

ответственный за выполнение мероприятия 3.2. Привлечение и закрепление высокопрофессиональных научно-педагогических кадров, директор Института дополнительного непрерывного образования, к.т.н.

Лидер А.М.

руководитель блока 4 «Совершенствование системы управления университетом», зам. начальника Информационно-аналитического управления, к.ф.-м.н.

Жучков А.И.

ответственный за выполнение мероприятия 4.1. Оптимизация организационной структуры и развитие механизмов многоканального финансирования университета, зам. проректора по финансово-экономической деятельности, к.т.н.

Яковлев А.Н.

ответственный за выполнение мероприятия 4.2. Совершенствование системы управления качеством образовательной и научной деятельности университета, директор Информационно-исследовательского центра, к.ф.-м.н., доцент

Мазуров А.К.

руководитель ПНР 1 «Рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов», директор Института геологии и нефтегазового дела, д.г-м.н., профессор

Суржиков А.П.

руководитель ПНР 2 «Традиционная и атомная энергетика, альтернативные технологии производства энергии», директор Электротехнического института, д.т.н., профессор

Лопатин В.В.

руководитель ПНР 3 «Нанотехнологии и пучково-плазменные технологии создания материалов с заданными свойствами», директор НИИ высоких напряжений, д.ф-м.н., профессор

Сонькин М.А.

руководитель ПНР 4 «Интеллектуальные информационно-телекоммуникационные системы мониторинга и управления», директор института «Кибернетический центр», к.т.н., доцент

Клименов В.А.

руководитель ПНР 5 «Неразрушающий контроль и диагностика в производственной и социальной сферах», директор НИИ интроскопии, д.т.н., профессор

Барышева Г.А.

проректор по финансово-экономической деятельности, д.э.н., профессор

Квасников К.Г.

начальник управления по информатизации

Бендерский В.В.

начальник управления по коммуникационной политике, к.т.н.

Обозначения и сокращения

CESAER – Ассоциация ведущих европейских университетов в области инженерного образования и исследований (Conference of European Schools for Advanced Engineering Education and Research)

DD-программа – программа «Двойной диплом» (Double Degree)

KIT - Институт технологий Карлсруэ

TUW – Технический университет Вены

АИОР – Ассоциация инженерного образования России

ЕНМФ – Факультет естественных наук и математики

ИГД – Институт горного дела

ИГНД – Институт геологии и нефтегазового дела

ИДНО – Институт дополнительного непрерывного образования

ИИП – Институт инженерного предпринимательства

ИКЦ – Институт «Кибернетический центр»

ИНОЦ – инновационный научно-образовательный центр

ИОП – Инновационная образовательная программа

ИСС – Информационные спутниковые системы

ИСЭ – Институт сильноточной электроники

ИФПМ – Институт физики прочности материалов

КРО – Контрольно-ревизионный отдел

МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии

МИНОЦ – Международный инновационный научно-образовательный центр

МИП – Малое инновационное предприятие

МС – международное сотрудничество

НИИ ИН – Научно-исследовательский институт интроскопии

НИИ ЯФ – Научно-исследовательский институт ядерной физики

НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

НИУ РЭТ – Национальный исследовательский университет ресурсоэффективных технологий

НПО – научно-производственное объединение

НПР – научно-педагогические работники

НТП – научно-производственное предприятие

ОНХ – Кафедра общей и неорганической химии

ООП – основная образовательная программа

ПНИЛ ЭДИП – проблемная научно-исследовательская лаборатория диэлектриков и полупроводников

ПНР – приоритетное направление развития

РФФИ – Российский фонд фундаментальных исследований

САПР – система автоматизированного проектирования

СГМУ – Сибирский государственный медицинский университет

СО РАН – Сибирское отделение Российской Академии наук

СТБИ – Студенческий технологический бизнес-инкубатор

ТПУ – Томский политехнический университет

ТГУ – Томский государственный университет

ТУСУР – Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники УГЗ – управление государственными заказами

УНПЦ – Учебно-научно-производственный центр

УрО РАН - Уральское отделение Российской академии наук

ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт

ФЗ – Федеральный закон

ФТФ – Физико-технический факультет

ФЦП – Федеральная целевая программа

ХТФ – Химико-технологический факультет

ЦЗН – Центр занятости населения

ЦПК – центральная приемная комиссия

ЦППСНД – Центр профессиональной подготовки специалистов нефтегазового дела

ЭЛТИ – Электротехнический институт

ЭМС – электромагнитный сигнал

ЭФФ – Электрофизический факультет

ЮТИ – Юргинский технологический институт

  1. Краткое представление основных целей и задач программы

1.1 Одним из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность экономики любой страны, является ресурсоэффективность. Россия принадлежит к числу наиболее ресурсоемких стран мира. Национальный масштаб этой проблемы обусловлен несовершенством технологических и управленческих процессов, износом материально-технической базы, отсутствием традиций ресурсосбережения, укоренившимися представлениями о «неисчерпаемости» ресурсов.

Ключевым шагом в решении этой проблемы должно стать формирование единого научно-образовательного центра, сфокусированного на проблематике эффективного использования ресурсов. Эта мера призвана обеспечить продуцирование, концентрацию и распространение культуры, знаний и технологий ресурсосбережения.

К образовательным задачам такого центра относятся: поиск, отбор, обучение, аттестация, профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров; проведение просветительской работы и разработка основ национальной стратегии ресурсоэффективности. Наряду с образовательной деятельностью, подобный центр должен заниматься проведением фундаментальных исследований по тематике ресурсоэффективности, разрабатывать технологические и конструкторские решения, внедрять передовые разработки в хозяйственную деятельность в кооперации с коммерческими организациями.

Работа центра должна быть направлена как на создание технологий сбережения и рационального использования ресурсов, так и на разработку и совершенствование технологий производства, повышение их эффективности и безопасности. При этом крайне важно наладить массовую подготовку и переподготовку специалистов с инновационным мышлением, что возможно лишь на базе крупного вуза. Для обеспечения внедрения ресурсоэффективных подходов в различных сферах хозяйственной деятельности и реализации комплексных проектов необходима широкая межотраслевая ориентация создаваемого центра. Кроме этого, большое значение имеют тесные связи с производственными кластерами и ведущими научными организациями как в России, так и за рубежом.

В Томском политехническом университете разработан целый ряд прогрессивных ресурсосберегающих технологий, выстроена система подготовки востребованных специалистов, в том числе иностранных, создана инновационная инфраструктура, включающая структурные подразделения ТПУ – инновационно-технологический центр, центр трансфера технологий, студенческий технологический бизнес-инкубатор и ООО «Технологический инкубатор Томского политехнического университета».

В результате выполнения Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томский политехнический университет» (далее – Программа, ТПУ или университет) ТПУ сможет укрепить имеющиеся передовые позиции по приоритетным направлениям развития в Российской Федерации и обеспечить подготовку высокопрофессиональных кадров, проведение научных исследований и разработку технологий в сфере ресурсоэффективности на мировом уровне.

Интенсификация деятельности по всем ПНР, создание в ТПУ образовательной среды мирового уровня и эффективной инфраструктуры научной и инновационной деятельности будут способствовать устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности российской экономики.

1.2 Целью Программы является становление ТПУ как университета мирового уровня, ориентированного на кадровое обеспечение и разработку технологий для ресурсоэффективной экономики.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

подготовка высококвалифицированных специалистов для разработки и реализации ресурсоэффективных технологий;

создание инфраструктуры научной и инновационной деятельности;

развитие кадрового потенциала;

совершенствование системы управления университетом.

1.3 Структура Программы. Решение поставленных задач предполагается осуществлять в рамках ПНР университета:

ПНР 1. Рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов.

ПНР 2. Традиционная и атомная энергетика, альтернативные технологии производства энергии.

ПНР 3. Нанотехнологии и пучково-плазменные технологии создания материалов с заданными свойствами.

ПНР 4. Интеллектуальные информационно-телекоммуникационные системы мониторинга и управления.

ПНР 5. Неразрушающий контроль и диагностика в производственной и социальной сферах.

По каждому из указанных направлений университет имеет известные научно-педагогические школы, определенный опыт опережающей подготовки элитных специалистов и команд профессионалов и обладает уникальной лабораторной и экспериментальной базой (суперкомпьютерный кластер СКИФ, учебно-исследовательский атомный реактор, электронный синхротрон, циклотрон, бетатроны, современная компьютерная база, лаборатории 3D-визуализации, развитая приборно-аналитическая база, высокоскоростной доступ к мировым информационным и полнотекстовым библиотечным ресурсам и др.).

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса мероприятий, взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам.

Мероприятия Программы структурированы по блокам, соответствующим поставленным задачам.

Первый блок «Подготовка высококвалифицированных специалистов для разработки и реализации ресурсоэффективных технологий» содержит следующие мероприятия.

Мероприятие 1.1. Создание образовательной среды мирового уровня и генерация профессиональной элиты в области ресурсоэффективных технологий путем расширения магистерской подготовки в партнерстве с ведущими университетами и промышленными предприятиями.

В рамках перехода на двухуровневую систему образования планируется разработка новых основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения с учетом требований международных стандартов качества ISO 9001:2008, Европейских стандартов и руководств для обеспечения качества высшего образования (ESG, Standards and Guidelines for Quality Assurance in European Higher Education Area); национальных и международных критериев качества образовательных программ Ассоциации инженерного образования России, согласованных с Washington Accord Graduate Attribute and Professional Competencies, EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programs. Предполагается значительное увеличение контингента магистров и расширение спектра магистерских программ, реализуемых по ПНР ТПУ.

Новые и модернизированные образовательные программы, отдельные дисциплины и модули дисциплин будут сфокусированы на повышении ресурсоэффективности национальной экономики.

Предусматривается расширение участия в учебном процессе приглашенных ведущих ученых и специалистов, а также представителей реального сектора экономики по ПНР ТПУ.

Планируется внедрение в образовательный процесс технологий электронного обучения, программных и программно-технических средств моделирования процессов и управления ими, построения автоматизированных измерительных систем, современных систем автоматизации проектирования, виртуальной инженерии и промышленного дизайна.

Предполагается значительное увеличение доли студентов, участвующих в научно-исследовательской работе и трудоустроенных по окончании обучения по специальности.

Мероприятие 1.2. Развитие материально-технической, учебно-методической и информационной базы учебного процесса по ПНР ТПУ.

В рамках данного мероприятия планируется:

приобретение современного высокотехнологичного учебно-лабораторного оборудования по образовательным программам, реализуемым в рамках ПНР;

разработка и приобретение компьютерного и телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения для моделирования производственных процессов (виртуальных лабораторий и предприятий);

обеспечение студентам и преподавателям широкого доступа к мировым информационным научно-образовательным ресурсам;

оснащение мультимедийной техникой поточных лекционных аудиторий и аудиторий для групповой работы.

Мероприятие 1.3 Расширение международного сотрудничества в образовательной сфере.

Международное сотрудничество является одним из приоритетных направлений развития университета и основой его позиционирования в мировом научно-образовательном пространстве, в том числе в мировых рейтингах университетов.

Реализация поставленной цели предусматривает:

увеличение количества образовательных программ, разработанных и реализуемых с участием и на основе опыта ведущих зарубежных университетов (в том числе DD-программ);

увеличение количества студентов и преподавателей, прошедших обучение, стажировки и повышение квалификации в ведущих зарубежных университетах и научных центрах;

увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в университете.

Второй блок «Создание инфраструктуры научной и инновационной деятельности» содержит следующие мероприятия.

Мероприятие 2.1. Развитие инфраструктуры для фундаментальных и прикладных исследований по ПНР ТПУ.

Развитие инфраструктуры для фундаментальных и прикладных исследований будет проходить как в рамках отдельных ПНР, так и в рамках междисциплинарной кооперации между ПНР университета и опираться на опыт и достижения ведущих научно-педагогических коллективов университета как центров генерации и распространения научных инноваций.

Одними из важнейших направлений развития фундаментальных и прикладных исследований станут расширение сотрудничества университета с академической наукой, промышленностью, ведущими зарубежными вузами и компаниями, привлечение к работе в ТПУ ведущих российских и зарубежных ученых, повышение публикационной активности сотрудников университета, в том числе в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс цитирования).

Мероприятие 2.2. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности.

Материально-техническая инфраструктура научных исследований будет развиваться путем оснащения исследовательских лабораторий и центров коллективного пользования современным аналитическим, технологическим, вспомогательным оборудованием и специализированным программным обеспечением, что позволит обеспечить высокую результативность научно-инновационной деятельности.

Система представления результатов научной деятельности сотрудников станет более эффективной благодаря изданию высоко рейтинговых научно-технических журналов, в том числе электронных, за счет собственных средств университета.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования тольяттинский государственный университет

    Книга
    Технологии организации образовательной деятельности в инновационном вузе [Текст] / С.Ф. Жилкин [и др.]; авт.-ред. А.В. Князева; Тольяттинский гос. ун-т.
  2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (13)

    Научно-исследовательская работа
    Победители VIII межвузовской конференции аспирантов и докторантов «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе» (12 декабря 2006 года) 84
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Рабочая программа
    для студентов направления 130300 – Геология и разведка полезных ископаемых, специальности 130301 Геологическая съёмка, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых;

Другие похожие документы..