Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Завдання, що стоять перед сучасною національною школою, зміна характеру, пріоритетів і підходів до освіти та виховання, процеси глобалізації та інфор...полностью>>
'Статья'
1. Принять проект закона Орловской области "О внесении изменений в Закон Орловской области "О налоге на имущество организаций" в перво...полностью>>
'Документ'
Наука - это и итог познания мира. система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производс...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский государственный университе...полностью>>

И свобод коренных малочисленных народов

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ

ПО ПРАВАМ КОРЕННЫХ

МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ

В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

ДОКЛАД

О СОБЛЮДЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

И СВОБОД КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 2010 году

КРАСНОЯРСК 2010

ББК 67.400.7 (2РОС-4Кра)

УДК 342.716 (571.51)

Доклад Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае «О соблюдении конституционных прав и свобод коренных малочисленных народов на территории Красноярского края в 2010 году». – Красноярск, 2010. 56 с.

ББК 67.400.7 (2РОС-4Кра)

УДК 342.716 (571.51)

Введение

Человечество – это полотно восхитительной красоты и разнообразия. Коренные народы мира являются яркой и неотъемлемой частью этого полотна. У них есть многое, чем можно гордиться и многое, чему можно научить других членов человеческого сообщества. Защита и развитие их прав и культуры является проблемой фундаментальной важности для всех государств и народов.

Генеральный секретарь ООН

Кофи Аннан, 1997–2006 гг.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа – одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание подобного правового института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена – так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире – был создан в 1809 году в Швеции.

До Первой мировой войны институт Уполномоченного представлял собой некую скандинавскую экзотику. А вот после Второй мировой войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года – Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Международным днём прав человека.

Для Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае основополагающим документом является Декларация о правах коренных народов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года.

Как известно, Красноярский край образован в результате объединения трех субъектов РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа». В силу объективных причин, в том числе масштабности, многообразности проблем и огромности территории края, проблемы реализации прав коренных малочисленных народов кажутся мелкими, но речь идет о сохранение уникальной культуры самобытных этносов как неотъемлемой части российской и мировой культуры (цивилизации). Проблема сохранения настолько актуальна, что можно задать вопрос по Гамлету: «Быть или не быть коренным малочисленным народам в XXI веке?».

Должность Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае (далее – Уполномоченный) учреждена в целях государственной защиты прав коренных малочисленных народов (далее – КМН), проживающих на территории края, их соблюдения органами государственной власти края, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Учреждение должности является признанием того, что в вопросах государственного регулирования организации жизнедеятельности КМН необходим учет этнических особенностей, традиций, признание их обычного права в таких областях, как землепользование, охота, рыболовство, оленеводство. Это главное условия выживания и их дальнейшего гармоничного развития.

Когда Эйнштейна спросили, что ему помогало в работе, он ответил: «Я просто прислушивался к голосу природы. Он очень тихий, но у меня хороший слух». Именно шёпот природы сформулировал особенности КМН, и, прежде всего, в вопросах бережного отношения к окружающей природной среде. И поэтому в настоящем докладе главной темой будет право КМН на приоритетное природопользование и на защиту исконной среды обитания.

Уполномоченный видит свою задачу в том, чтобы обратить внимание общества, органов государственной власти и органов местного самоуправления на реальные проблемы соблюдения прав КМН, выявленные в процессе работы за 2010 год.

Настоящий доклад подготовлен в соответствии со статьей 22 Закона Красноярского края «Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае» на основании:

– индивидуальных и коллективных обращений граждан и общественных организаций КМН в адрес Уполномоченного;

– переписки Уполномоченного с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

– участия в совещаниях, конференциях, семинарах и т. д.;

– материалов, полученных в ходе взаимодействия с общественными организациями КМН;

– публикаций в средствах массовой информации;

– официальных статистических данных;

– бесед Уполномоченного с гражданами в ходе личных встреч и приемов.

Личные встречи Уполномоченного в местах традиционного проживания КМН – на стойбищах оленеводов, рыбопромысловых точках, факториях, отдаленных поселках – стали устойчивой практикой. Уполномоченный учитывает самобытный образ жизни КМН, их ментальность и считает правильным самому выезжать и встречаться с представителями КМН, а не ждать их визитов в кабинет. Поэтому мнения и взгляды Уполномоченного, изложенные в настоящем докладе, во многих случаях основаны на личных беседах.

В своем докладе Уполномоченный опирается на материалы заключительных замечаний Комитета ООН по расовой дискриминации от 22 сентября 2008 года, а также заключительного доклада Джеймса Анайи – специального докладчика ООН по вопросам в области прав человека и основным свободам коренных народов по итогам его поездки в РФ, в том числе Красноярский край.

Доклад адресован Губернатору Красноярского края, Законодательному Собранию Красноярского края, Правительству Красноярского края, а также Уполномоченному по правам человека в РФ, Полномочному представителю Президента РФ в Сибирском федеральном округе, Комитету по делам национальностей Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Комитету по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Красноярскому краевому суду, Прокуратуре Красноярского края, муниципальным органам власти. Уполномоченный считает необходимым направить доклад федеральным, региональным (краевым) и местным общественным организациям КМН Севера, а также другим правозащитным общественным организациям, региональным отделениям общероссийских политических партий.

Доклад будет направлен в краевую библиотеку, в библиотеки муниципальных образований Красноярского края, а также размещен на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае: .


Раздел 1.

Общая характеристика коренных малочисленных народов
Севера в Красноярском крае

Исторически в Красноярском крае проживают представители восьми КМН Севера – долганы, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. Местами их традиционного проживания в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» являются:

– Енисейский район (сельское поселение Сымский сельсовет);

– Северо-Енисейский муниципальный район;

– Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район;

– Туруханский муниципальный район;

– Тюхтетский муниципальный район (сельское поселение Чиндатский сельсовет);

– Эвенкийский муниципальный район.

Численность КМН Красноярского края

(по данным переписи 2002 года)

Национальность

Численность (чел.)

Районы компактного проживания

Долганы

5805

Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район

Ненцы

3178

Нганасаны

811

Энцы

213

Эвенки

4632

Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Эвенкийский муниципальный район, Туруханский, Енисейский, Северо-Енисейский районы

Кеты

1189

Эвенкийский муниципальный район, Туруханский район

Селькупы

412

Туруханский район

Чулымцы

159

Тюхтетский район

Общая численность (чел.)

16399

Более точные данные будут получены в ходе обработки результатов Всероссийской переписи 2010 года.

Раздел 2.

Проблемы реализации экономических прав

коренных малочисленных народов

2.1. Право на защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни, традиционное природопользование

Исконная среда обитания для КМН – исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность, который влияет на их самоидентификацию и образ жизни. Наиважнейшей частью ареала является окружающая природная среда во всем её многообразии. Её состояние непосредственно влияет на качество жизни КМН.

В прошедшем году вопросы экологии в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМН, как и в прежние годы, вызывали повышенное беспокойство граждан, относящихся к КМН, и, соответственно, Уполномоченного.

Так, в ходе поездки в п. Тухард Уполномоченный выслушал многочисленные устные обращение жителей поселка, в которых было указано на значительное снижение рыбных запасов в реке Большая Хета. Данное обстоятельство вынуждает оленеводов и рыбаков переходить на водоемы, расположенные далеко от поселка. Река Большая Хета относится к водоёмам высшей категории рыбохозяйственного значения, её нынешнее проблемное состояние должно беспокоить не только граждан, но и сотрудников природоохранных структур. На взгляд Уполномоченного, соответствующим органам необходимо установить причины значительного снижения рыбных запасов и привлечь к ответственности виновных.

Оленеводы носковской и тухардской тундры отмечают случаи варварского отношения к природе сотрудников геологоразведочных, газодобывающих компаний.

К уполномоченному обратилась гражданка Б. с просьбой разобраться, кто и на каком основании установил 4 буровые вышки в районе р. Варганьяха, месте их традиционного кочевания. По её словам, буровые вышки завезены с территории Тюменской области, предварительного согласования с местными жителями не проводилось. Работы по установке буровых ведутся с привлечением тяжелой гусеничной техники. Тундровый покров нарушен, кормовая база домашних оленей подорвана.

По свидетельству руководства оленеводческого кооператива «Яра-Танама» (п. Носок), в районе добычи газа на месторождении «Пелятка» домашние олени отказываются от корма, так как лишайники и ягель стали непригодными для питания. Оленеводы связывают данное обстоятельство с загрязнением пастбищ продуктами горения от технологических факелов.

Ввиду актуальности проблем сохранения окружающей природной среды как исконной среды обитания КМН, Уполномоченный направил письмо министру природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края Е. В. Вавиловой (Приложение 1), в котором просил предоставить список недропользователей и геологоразведочных компаний, осуществляющих деятельность в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМН. Данная информация была необходима для содействия установлению конструктивных взаимоотношений КМН и компаний. Однако Министерство подошло к просьбе Уполномоченного формально, что создало препятствия в деятельности Уполномоченного.

Решение проблем экологии осложняется отсутствием эффективной системы контроля за состоянием окружающей природной среды. Административная реформа, прошедшая после объединения Таймыра, Эвенкии и Красноярского края, разрушила сложившуюся систему мониторинга и быстрого реагирования на правонарушения в области экологии и традиционного природопользования.

Органам власти Красноярского края совместно с представителями КМН, например, членами Общественной палаты КМНС Красноярского края, необходимо выработать системные подходы и принципы в области охраны и контроля состояния окружающей природной среды. Непременно привлечь к природоохранному процессу самих представителей коренных народов как наиболее заинтересованных и объективных людей.

На прошедшем 22–23 сентября 2010 г. в Москве Международном форуме «Арктика – территория диалога» главы государств, среди прочего, обсуждали формы участия КМН в генеральной уборке Арктики, а также говорили об активном участии в мониторинге климатических изменений, об охране окружающей природной среды и пропаганде бережного отношения к природе.

Красноярский край в полной мере может называться арктическим регионом нашей страны, и потому инициативы, прозвучавшие на форуме, стоит изучить и воплотить на практике. Тем самым мы внесем свой вклад в дело сохранения Арктики и окажем действенную помощь коренным народам, населяющим регион.

Традиционный образ жизни формировался у КМН на протяжении многих веков и строго подчинен ритмам природы. Ни образ жизни, ни саму жизнь невозможно сохранить без рационального природопользования. Его принципы заложены в культуре коренных народов. Поэтому, говоря об оленеводстве, охоте, рыболовстве, мы всегда подчеркиваем, что это этносохраняющие виды традиционной хозяйственной деятельности КМН.

Бережное или рациональное природопользование вовсе не означает, что коренные народы не должны ловить рыбу и дичь, добывать дикого северного оленя, волка и т. д. Повторюсь, это непременное условие выживания в суровых климатических условиях, на огромных северных пространствах. Речь идет об экологическом подходе к природе – брать столько, сколько необходимо для жизнеобеспечения на ближайшее время. Оленеводы никогда не заготавливают рыбу на два–три месяца, потому что, во-первых, она теряет свои вкусовые и питательные качества, а во-вторых, в условиях кочевания иметь лишний груз, даже про запас, означает чрезмерно перегружать оленей.

До последнего времени оленеводы, охотники и рыбаки, ведущие традиционный образ жизни, свободно занимались рыболовством и вылавливали рыбу по мере необходимости в соответствии с традициями и обычаями, в том числе, в части традиционности мест (угодий) и в части видов и объемов рыбы.

Уполномоченный вынужден констатировать, что, несмотря на предпринятое совершенствование Постановления Администрации Красноярского края № 210-П от 20.04.2009 г., устанавливающее нормы вылова водных биологических ресурсов (далее – ВБР) в целях удовлетворения личных нужд, улучшения ситуации не произошло.

Данное Постановление по-прежнему ограничивает право коренных малочисленных народов на рыболовство и, соответственно, ведет к нарушению целого ряда прав человека – на достаточное питание, достижимый уровень здоровья, приобщение к культуре и т. д. Реализация Постановления в его нынешнем виде означает нарушение общепризнанных принципов Декларации ООН о правах коренных народов.

Дело в том, что в новой редакции Постановления к перечню видов рыб, разрешенных к вылову, отнесены рыбы, которые либо не употребляются КМН, либо не водятся в водоемах Таймыра и Эвенкии. Общий объем, разрешенный к вылову на 1 человека, равен
1490 кг. Но, к примеру, на Таймыре язь, карась, елец, плотва, окунь известны коренным народам только по картинкам. А их разрешено вылавливать в объёме 1 тонна на человека. Во многих ненецких родах, по религиозным обычаям, женщинам запрещено разделывать налима и щуку, а их в Постановлении суммарно приходится 400 кг подобной рыбы на 1 человека. Кроме того, большинство видов рыб, перечисленных в Постановлении, не годятся для сагудая и строганины, самых распространенных способов приготовления и употребления рыбы. Из 15 видов рыб, разрешенных к вылову для личного потребления, для сагудая и строганины пригодны только два – чир (10 кг) и сиг (20 кг). Итого на личное потребление, по факту, остается 80–90 кг рыбы в год на одного человека, что совершенно недостаточно. По данным академика В. И. Хаснулина, минимальный объем рыбы, необходимый для поддержания организма северного аборигена в нормальном состоянии, должен составлять не меньше 292 килограмм. Но потребность в питании – не единственная потребность, необходимая для удовлетворения личных нужд или личного потребления в целях обеспечения традиционного образа жизни КМН. Рыба шла на питание человеку, служила кормом для ездовых собак, была приманкой для пушных зверей, использовалась в быту для освещения помещений, из неё шились элементы одежды и домашней утвари. Кроме того, внутренности рыб осетровых пород использовались для приготовления столярного клея. Рыбьим жиром натирали кожаные элементы упряжи, одежды и обуви, смазывали маут (тынцзян) для ловли оленей. Порой натирали для прочности шесты чумов, а также хорей для погона оленей и другие деревянные изделия. Рыба использовалась в религиозных целях, а порой находила применение в качестве дров для обогрева помещений, в тех местах, где нет ни деревьев, ни даже кустарников.

Проблемы в области рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни должны найти своё разрешение в 2011 году. Уполномоченный считает это одной из первостепенных задач для органов государственной власти Красноярского края.

Разумный подход в области традиционного природопользования коренных народов можно увидеть на примере охотопользования. Так, норма добычи диких северных оленей для удовлетворения личных нужд составляет 8 голов на человека в год, что вполне достаточно. Единственным недостатком является неопределенность в порядке и условиях добычи 8 голов дикого северного оленя. Кто имеет право добывать, если национальность не указана в паспорте? Если определяющим фактором является традиционный образ жизни КМН, то как его подтвердить?

В мае 2010 года именно по данному поводу к Уполномоченному обратился начальник территориального отдела п. Новая администрации сельского поселения Хатанга А. С. Бетту (Приложение 2).

Нерешенность данного вопроса создает предпосылки для злоупотреблений должностными полномочиями сотрудников различных надзорных (контролирующих) правоохранительных органов.

К Уполномоченному устно обратилась гражданка Р. с вопросом, как ей отчитаться по разовым лицензиям на отстрел дикого северного оленя. Охотинспекция находится в г. Норильске, но она по материальным причинам не может туда выехать. В г. Дудинке нет структуры охотинспекции, и по этой причине она опоздала с отчетом на три недели на момент обращения.

В контексте предыдущих абзацев стоит напомнить, что в Красноярском крае по-прежнему нет ни одного рыбопромыслового участка для обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМН.

К Уполномоченному обратился президент Союза оленеводов Таймыра Ч. Я. Яптунай с просьбой оказать содействие в восстановлении права КМН (оленеводов) на традиционное рыболовство и пересмотре целевого назначения рыбопромысловых участков с промышленного рыболовства на рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМН в местах кочевий.

Анализируя характер нарушений прав КМН в области традиционного природопользования, Уполномоченный пришел к выводу, что они носят системный и комплексный характер.

К «системным», по мнению Уполномоченного, могут быть отнесены нарушения прав, порожденные изъянами в законодательстве или устойчивой негативной практикой его применения.

К «комплексным» – нарушения сразу нескольких видов прав одним действием государственного органа или должностного лица.

Примеры несовершенства федерального законодательства

Пример 1

Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте), вступивший в силу 01 апреля 2010 года, регламентирует проведение аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, что практически ведет к утрате права КМН заниматься традиционным промыслом (охотой) или к современным формам рабства (батрачества) на крупные организации, которые могут предложить наиболее высокую цену за право заключить охотхозяйственное соглашение.

Пример 2

Согласно статье 28 Закона об охоте, начальная цена предмета аукциона определяется как сумма годового размера арендной платы за предоставляемые в аренду земельные участки и лесные участки, рассчитанные исходя из минимальных размеров арендной платы по договорам аренды земельных участков и лесных участков, и годового размера сборов за пользование объектами животного мира.

В целях реализации настоящей статьи ставки платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений устанавливаются Правительством Российской Федерации. Для Красноярского края ставка установлена в размере 4 рубля
за 1 гектар.

В связи с тем, что предоставляемая площадь территории в пользование объектами животного мира КМН Севера составляет порой десятки тысяч га, для многих хозяйств будет обременительной единовременная разовая плата за заключение охотничьего соглашения.

Но, несмотря на несовершенство федерального законодательства, оно все же дает нам отправные точки.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 8 мая
2009 года № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности» к традиционным видам хозяйственной (экономической) деятельности КМН Севера Красноярского края относятся:

– животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство);

– переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов;

– собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак);

– разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства;

– бортничество, пчеловодство;

– рыболовство и реализация водных биологических ресурсов;

– промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Коренные малочисленные народы Севера в гражданском обществе современной России». Выступление на 8 конференции сида «Доверие, прозрачность и толерантность как основа демократического общества», Москва, 4-5 июня 20008

    Документ
    Я выступаю от имени Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, объединяющей и представляющей интересы и права 40 северных народов, проживающих в 26 субъектах России от Мурманской
  2. Положение коренных малочисленных народов Севера Нарушение права на благоприятную окружающую среду

    Доклад
    Данный региональный Доклад о состоянии обеспечения прав Человека на территории Сахалинской области Российской Федерации в 2009 году подготовлен членами и волонтёрами общественного правозащитного Центра Сахалинской области исходя из
  3. Параллельный отчет о ситуации в экономических, социальных и культурных правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к 46ой сессии Комитета по экономическим, социальным и культурным правам (2-20 мая 2011)

    Публичный отчет
    Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Москва, неправительственная организация, наделенная консультативным статусом при ЭКОСОС и Международная рабочая группа по делам коренных народов,
  4. План урока: Коренные малочисленные народы Сибири и Дальнего Востока: рассе­ление. Хозяйство и быт

    Урок
    Цель урока: дать представления о народах, населяющих Сибирь и Дальний Восток. Познакомить с укладом жизни и взаимоотношениями с народами Сахалина и Курильских островов.
  5. Законодательное собрание (1)

    Закон
    1.2. Развитие законодательства автономного округа в сфере организации и деятельности органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления,

Другие похожие документы..