Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
Программа курса предусматривает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел включает лекции и семинарские занятия. Практический раздел ...полностью>>
'Документ'
Республиканские соревнования по шахматам проводятся в соответствии с республиканским календарным планом проведения официальных спортивных соревновани...полностью>>
'Закон'
Стаття 1. Акцизний збір — це непрямий податок на окремі товари (продукцію), визначені законом як підакцизні, який включається до ціни цих товарів (пр...полностью>>
'Рабочая программа'
Преобразования в различных сферах жизни российского общества потребовали новых подходов к праву, формированию правового государства и гражданского об...полностью>>

Становление и развития российской государственности

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таким образом, уже в годы гражданской войны в России сложился особый тип государственности - советский. Впоследствии он получил наименование «административно-командной системы», в которой лидер господствующей и единственной в стране партии одновременно становился «вождем» всего народа. Из этого исходит и другое, нередко используемое, определение советского строя как «тоталитарного».

К концу гражданской войны от бывшей Российской империи отошли территории Польши, Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы, Западных Украины и Белоруссии, Бессарабии и части Армении. Несмотря на это, провозглашенная в январе 1918 г. РСФСР занимала 92 процента территории бывшей Российской империи и являлась многонациональной республикой. За период с лета 1918 г. по 1920 г. на территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных образований (республик и областей). Параллельно с РСФСР возникли государственные образования советского типа на Украине и в Белоруссии, в Средней Азии - Хорезмская и Бухарская Народные Советские Республики, установлена Советская власть в Закавказье. Новые республики принимали собственные конституции и создавали системы органов государственной власти и управления, аналогичные РСФСР.

К концу 1921 г. на территории бывшей Российской империи сложилась конфедерация республик единого советского типа. Основой конфедерации был вначале военно-политический, а позднее хозяйственно-политический союз. Отсутствие единых центральных органов власти и управления заменялось делегированием их функций органам РСФСР. В 1921-1922 гг. были ликвидированы таможенные границы между республиками, на общих принципах стало строиться налоговое законодательство. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета России.

30 декабря 1922 г. четырьмя республиками - РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой было провозглашено новое государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

В соответствии с Конституцией СССР (1924) в исключительное ведение Союза входили: внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства, утверждение и изменение основных начал Конституции. Границы и территория союзной республики могли быть изменены только с ее согласия. За каждой республикой сохранялось также и формальное право выхода из Союза.

Высшим органом власти СССР объявлялся съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который состоял из Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет Народных Комиссаров СССР.

Важным этапом в развитии советской государственности и национально-территориального устройства страны стало принятие в 1936 г. новой, так называемой «сталинской», Конституции СССР. В том же году была преобразована Закавказская Федерация на 3 союзные республики - Грузию, Армению и Азербайджан. Автономные республики в составе РСФСР - Киргизия и Казахстан - также стали союзными. В конце 1939 г. после военных походов Красной Армии в состав СССР были включены Западная Украина и Западная Белоруссия, а в 1940 г. - Эстония, Латвия, Литва, а также территория Северной Буковины и Бессарабии, на которой была образована Молдавская ССР.

Существенные изменения в системе государственного управления СССР происходили в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., явившейся тяжелейшим испытанием для страны. Уже в июне 1941г. был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО), возглавляемый И.В. Сталиным, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в стране.

Высшее военное руководство осуществляла Ставка Верховного Главнокомандования. Органами Ставки были Генеральный штаб Красной Армии, управления Наркоматов обороны и флота, командование фронтов.

В 1941-1945 гг. произошли изменения и в сфере национально-государ­ственного устройства. Были фактически ликвидированы Автономная республика немцев Поволжья, Карачаевская автономная область, а также Калмыцкая, Чечено-Ингушская и Кабардино-Балкарская АССР, население которых было признано сочувствующим немецким оккупантам. В 1944 г. в состав СССР добровольно вошла на правах автономной области Тувинская народная республика.

В целом опыт Великой Отечественной войны показал, что советская форма государственности, находившаяся под контролем руководства ВКП (б), оказалась весьма эффективной именно в экстремальных условиях. Жесткое централизованное управление сверху донизу позволило концентрировать природные, экономические и людские ресурсы на самых важных участках борьбы с агрессором и благодаря патриотизму, массовому героизму и самоотверженности народа одержать великую победу.

В послевоенные годы изменяются подходы к формированию государственных органов, их структуре и организации деятельности. В марте 1946 г. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров СССР. Аналогично преобразованы и соответствующие органы в союзных и автономных республиках.

После смерти в 1953 г. Сталина, который руководил страной без малого три десятилетия, его преемник - Н.С. Хрущев предпринял попытку демократизировать государственное устройство СССР, не затрагивая его политических и идеологических основ. Однако в целом противоречивые и двойственные реформы Н.С. Хрущева 1956-1964 гг. носили порой разрушительный характер и таили в себе опасность для самой системы партийно-государственного управления страной. В результате он был отстранен от власти своими же соратниками. На смену ему пришло «коллективное руководство» партийно-бюрократической верхушки во главе с Л.И. Брежневым.

С середины 60-х до середины 80-х гг. никаких принципиальных изменений государственное устройство и система управления в СССР не претерпевали. Новая Конституция, принятая в 1977 г., провозгласила создание «общенародного государства», а целью социального развития определила построение бесклассового коммунистического общества. Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов. На практике же эффективность государственной системы постепенно снижалась. Частичные попытки осуществить реформы советской партийно-государственной системы стали предприниматься с середины 80-х гг. под лозунгами: «Гласность», «Ускорение», «Перестройка». Этот процесс возглавил Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев. Была восстановлена (по образцу Конституции 1918 г.) двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов СССР и избираемый из депутатов съезда Верховный Совет. Аналогичная система создается и в большинстве союзных республик. Вводится более сложная система выборов: часть народных депутатов избиралась по избирательным округам, часть - партией, профсоюзами и общественными организациями. В 1990 г. учреждается пост Президента СССР, наделенного широкими полномочиями. На эту должность Съездом народных депутатов СССР был избран М.С. Горбачев.

Некоторое расширение политических прав и свобод граждан открыло возможность создавать альтернативные КПСС политические партии и общественные объединения, которые включались в политическую жизнь страны. КПСС потеряло монополию на власть, и с середины 1990 г. в стране начинался переход к многопартийности. Одновременно усилились националистические и сепаратистские тенденции в ряде союзных и автономных республик. Начался так называемый процесс суверенизации республик. После включения в этот процесс России (принятия в июне 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР) наметилось открытое противостояние между центральными органами власти СССР и вновь избранными органами власти РСФСР.

В июне 1991 г. в результате общенародного голосования Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. К декабрю того же года обозначился политический кризис и ослабление центральной союзной власти. Ярким свидетельством этого стали неудачные попытки лидеров союзных республик во главе с М.С. Горбачевым подписать новый союзный договор и попытка отстранения М.С. Горбачева от власти путем введения его бывшими соратниками в августе 1991 г. чрезвычайного положения в стране. Однако народ и армия в основном отказались поддерживать Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Путчисты потерпели поражение, а сами члены ГКЧП были арестованы. По указу Президента РСФСР Б.Н. Ельцина была приостановлена деятельность КПСС , которая перестала существовать как правящая государственная структура. Эти события лишь подтолкнули выход республик из состава СССР. В сентябре признана независимость трех прибалтийских республик, а в начале декабря (по итогам референдума) объявляет о своей независимости Украина.

В этих условиях Президенты России, Украины и Белоруссии на встрече в Беловежской Пуще (Белоруссия) заявили, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность более не существует, и объявили об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ), открытого для всех государств. К 1996 г. в СНГ вступили еще девять бывших республик СССР.

5. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В 1993 г. начался принципиально новый этап в развитии Российской государственности. Впервые в своей многовековой истории Россия встала на путь строительства демократического государства, обеспечения свободы экономической деятельности, реализации равноправия всех граждан, безусловного осуществления ими своих обязанностей перед Родиной.

Российская Федерация - крупнейшее государство Евроазиатского континента. Занимает площадь более 17 млн. кв. километров. Граничит с 16 государствами трех континентов. Омывается 12 морями 3 океанов. На территории России проживает около 145 млн. человек более 120 национальностей и народностей.

Россия обладает богатейшими природными ресурсами и разведанными запасами полезных ископаемых. На ее территории находятся крупнейшие в мире промышленные предприятия и топливно-энергетические комплексы. Наша Родина располагает мощным сельскохозяйственным потенциалом. Ее отличает высокий образовательный и культурный уровень населения, развитая наука, уникальная, неповторимая культура и духовность, признанные во всем мире.

Важную роль в процессе реализации политических и экономических реформ в России играет ее Конституция, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме. Она регулирует важнейшие общественные отношения. Прежде всего, это касается закрепления конституционных основ Российской Федерации и организации государственной власти в стране.

Под основами конституционного строя Российской Федерации принято понимать нормы ее Конституции, отражающие наиболее важные принципиальные черты современного Российского государства. "Российская Федерация - Россия, - отмечается в статье 1 Конституции, - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Это положение отражает главные цели строительства Российского государства, дает четкое представление о тех ценностях, к достижению которых оно стремится.

Российскую Федерацию, как демократическое государство, характеризует, прежде всего, конституционное положение (ст. 2) о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Более того, статья 18 Конституции прямо указывает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Сами же права и свободы человека и гражданина России изложены во второй главе Конституции. Они принадлежат каждому лицу от рождения, неотчуждаемы и соответствуют международным стандартам в области прав человека, установленным Всеобщей декларацией прав человека (1948) и международным пактом об экономических, социальных и культурных, а также гражданских и политических правах (1966).

В Конституции Российской Федерации получил закрепление самый широкий спектр личных прав и свобод: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на охрану достоинства личности, право на защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища, свободу совести и вероисповедания и другие права.

Важнейшее значение имеют политические права и свободы граждан Российской Федерации, т.е. права, связанные с управлением делами государства. В их числе: право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдуме; право на объединение в политические партии, общественные организации, профсоюзы и другие объединения; право на личные (индивидуальные) и коллективные обращения в государственные и иные органы власти.

Если права и свободы гражданина ущемлены действиями какого-либо должностного лица или другого гражданина, он имеет право на судебную защиту своих законных интересов. Данное положение в полной мере распространяется на военнослужащих: при нарушении их прав они могут обращаться в военный суд гарнизона, армии, округа. Вместе с тем Конституция Российской Федерации устанавливает основания для ограничения в особых случаях некоторых прав и свобод человека и гражданина. Такими основаниями могут быть (ст. 55): необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Так, военнослужащим запрещено подавать коллективные жалобы, участвовать в забастовках, политических митингах и манифестациях и т.п.

Наряду с правами и свободами человека и гражданина в Конституции России четко определены и его обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др. При этом защита Отечества является не только обязанностью, но и долгом гражданина России.

В Конституции закреплено и важнейшее положение, выражающее саму суть демократии как «власти народа». Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно (путем референдума и свободных выборов) либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3).

Высшие органы законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов - Федеральное Собрание Российской Федерации, парламенты республик, краевые, областные, окружные думы, формируемые путем выборов. Прямыми выборами избирается Президент Российской Федерации, а также главы администраций, краев, областей, районов, мэры многих городов.

Власть народа осуществляется через органы государственной власти, построенные на основе принципа разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные органы государства, действующие самостоятельно. Каждый гражданин может реально осуществить свои законные права и интересы путем обращения в эти органы.

Органы законодательной власти (представительные) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и т.п.). Все указанные органы принимают законы и другие общеобязательные правовые акты федерального, республиканского, краевого, областного и других уровней.

Органы исполнительной власти включают: Правительство Российской Федерации; федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и агентства; правительства, министерства республик в составе Российской Федерации; глав администраций краев, областей; мэров городов федерального значения; глав администраций городов, сельских и городских районов.

Органы судебной власти осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Особое место в системе органов государственной власти нашей страны занимает Президент Российской Федерации. Он является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. К его обязанностям относится: принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех других органов государственной власти России. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами России определяет основные направления внутренней и внешней политики нашего государства. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Конституция России и Закон «Об обороне» наделяют Президента Российской Федерации весьма обширными и ответственными полномочиями в области обороны государства. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, утверждает военную доктрину государства, формирует и возглавляет Совет Безопасности России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, вводит в необходимых случаях на территории страны военное положение, утверждает общевоинские Уставы Вооруженных Сил.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации создается местное самоуправление для самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Органами местного самоуправления являются муниципальные собрания, сельские (поселковые) комитеты, старосты или старшины небольших населенных пунктов.

Демократизм Российского государства проявляется и в определении экономических основ нашего общества. Конституция устанавливает равноправие различных форм собственности: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (п. 2 ст. 8). Предоставляя государственным и иным организациям, а также частным лицам право заниматься предпринимательством, Конституция определяет социальные задачи государства - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, становление России как социального государства. В соответствии с Конституцией в Российской Федерации должны охраняться труд и здоровье людей; устанавливаться гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечиваться государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развиваться система социальных служб; устанавливаться государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты граждан.

Данные положения в полной мере распространяются и на военнослужащих. Специальным законом установлены пенсии при увольнении военнослужащих из Вооруженных Сил по достижении предельного возраста состояния на военной службе, по сокращению штатов, по состоянию здоровья и пособия для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца. Кроме того, вопросы социальной защиты военнослужащих, выполняющих свой долг в зонах повышенной опасности, регламентируются специальными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации также закреплено идеологическое и политическое многообразия российского общества. Приверженность какой-либо идеологии зависит от личных убеждений каждого человека, но никакая идеология не может служить препятствием к добросовестному исполнению гражданином России своего служебного долга, возложенных на него законом обязанностей, в том числе и обязанностей военной службы.

Признание политического многообразия, многопартийности означает, что все общественные объединения (политические партии, общественные организации и массовые движения) равны перед законом и в соответствии с ним имеют право участвовать в политической жизни России.

Вместе с тем Конституция России (п. 5 ст. 13) в интересах защиты демократии в России содержит запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Демократический характер российской государственности закреплен и в том, что Конституция (ст. 14) определила наше государство как светское, не зависящее от тех или иных религиозных концепций либо религиозных воззрений его руководителей, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Закреплено также, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Россия в соответствии с Конституцией является федеративным государством. Она состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и округов как равноправных субъектов Российской Федерации. При этом правовой статус республики (государства) в составе России определяется как Конституцией Российской Федерации, так и собственной Конституцией. Правовое положение края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа устанавливается наряду с Конституцией России собственными уставами.

Государственная целостность Российской Федерации гарантируется тем, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Эту свою обязанность она, как суверенное государство, вправе осуществлять и с применением пограничных войск, Вооруженных Сил и других государственных военных организаций.

В Конституции Российской Федерации заложены прочные основы для развития России как правового государства. Важнейшими в этом отношении являются положения статьи 15 о том, что Конституция России имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Высшая юридическая сила Конституции России означает, что законы и другие правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить тексту Конституции. Совершенно новым является указание на прямое действие Конституции Российской Федерации. Оно предполагает непосредственное применение любой нормы Конституции, не дожидаясь издания закона или другого правового акта, конкретизирующего эту норму.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации все законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы применяться не могут. Также не могут применяться любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы для всеобщего сведения. В Российской Федерации все принятые законы, указы Президента России, постановления Правительства страны еженедельно публикуются в специальном издании – «Собрании законодательства Российской Федерации», а при необходимости - в «Российской газете». Правовые акты различных министерств и ведомств, затрагивающие права человека и гражданина, обязательно проходят юридическую экспертизу и публикуются в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств». В силовых структурах Российской Федерации установлен порядок, в соответствии с которым нормативные акты органов государственной власти, касающиеся личного состава, обязательно доводятся до него приказами.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность государства и местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений строго соблюдать Конституцию и законы России. Российская Федерация уважает и способствует распространению на всей территории норм права, закрепляющих общечеловеческие ценности. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные нашим национальным законом, применяются правила международного договора.

Важной гарантией сохранения республиканской формы правления в России является реализация принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые действуют самостоятельно. Это препятствует чрезмерной концентрации и монополизации власти одним органом или должностным лицом. Кроме того, это позволяет трем независимым властям контролировать друг друга, что не обеспечивается при сосредоточении власти в руках одного государственного органа или человека. При попытке усиления одной власти за счет других указанный принцип позволяет не допустить этого и тем самым обеспечить порядок и стабильность в обществе.

Таким образом, современное Российское государство провозглашено Конституцией и строится как демократическое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления. Высшая цель этого государства - реализация прав и свобод человека, всех народов Российской Федерации, защита ее целостности, суверенитета и других общенациональных ценностей и интересов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проследив многовековую историю становления и развития российской государственности, становится видно не только закономерности этого сложного, порой драматического, процесса, но и значимость современных демократических преобразований в российском обществе. Рок был беспощаден к России как ни к одной другой стране. На всех этапах своего развития ей приходилось отстаивать и защищать свои интересы. И часто вопрос стоял о выживании нашего Отечества, нашего народа. Но как бы ни было трудно, народы России находили в себе силы и решимость, чтобы преодолеть суровые испытания.

Подлинная цена истории – в ее уроках, всесторонний и взыскательный учет которых так необходим и нашему государству, и обществу, и армии, и каждому патриоту. История позволяет увидеть и понять как наша страна, испытывая колоссальное давление извне, не только не стало слабее, но, напротив, становилось более могучей, оказывала все более заметное воздействие на мировое развитие.

Список рекомендованной литературы

  1. Военная история Отечества с древних времен до наших дней. В 3 т М., 1995.

  2. Гордин Я.А. Мятеж реформаторов, 14 декабря 1825 года. Л., 1989.

  3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

  4. Золотарев В.А., Саксонов О.В., Тюшкевич С.А. Военная история России. М., 2002.

  5. Иванов В. Русь изначальная. М., 1983.

  6. История Отечества. В 2 кн. М., 1992-1993.

  7. История России с древности до наших дней. Пособие для поступающих в вузы. М, 1995.

  8. История России. Книга для чтения. В 2 томах М, 1995.

  9. История российской государственности. М, 1995.

  10. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М., 1994.

  11. Конституция Российской Федерации. М, 1993.

  12. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М, 1994.

  13. Козлова Е.И, Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. М, 1995.

  14. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М., 1998.

  15. Наше Отечество. Опыт политической истории. В 2 т. М, 1991.

  16. Павленко Н.И. Петр Великий. М, 1993.

  17. Русский народ: историческая судьба в XX в. М, 1995.

  18. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-1994 М, 1994.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Становление и развитие национальной государственности Дагестана в XX начале XXI вв. (по материалам конституций республики)

    Автореферат диссертации
    доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Дагестана ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», Заслуженный деятель науки Российской Федерации Гасанов Магомед Раджабович;
  2. Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана (досоветский период)

    Автореферат
    Защита состоится "16" февраля 2010г. в 11-00 часов на заседании Диссертационного совета Д.002.002.07 при Учреждении Российской академии наук Института государства и права РАН
  3. Становление и развитие российско-мексиканских культурных связей (1890 1968 гг.)

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре истории и культурологии в Самарском филиале Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет»
  4. Становление и развитие единой государственной школы на Среднем Урале (1917-1931 гг.)

    Автореферат
    Защита состоится «25» ноября 2009 г. в __ часов на заседании Диссертационного совета Д 004.011.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Учреждении Российской академии наук Институт истории и археологии Уральского отделения
  5. Развитие российского законодательства (7)

    Закон
    Основными субъектами регистрационных отношений является уполномоченный орган государства в лице Росреестра и заявители1. Между ними нет иерархических отношений, административной подчиненности, функций контроля и управления.

Другие похожие документы..