Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Об утверждении программы «О противодействии коррупции на территории муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района на 2010-...полностью>>
'Документ'
Работа выполнена в Научно-исследовательском центре Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская там...полностью>>
'Доклад'
Доклад заместителя министра труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан М.А.Шайхулова «О состоянии и мерах по улучшению условий и охра...полностью>>
'Документ'
Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены многочисленные работы и исследования ведущих мировых экономи...полностью>>

Становление и развития российской государственности

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. ИМПЕРАТОРСКАЯ РОССИЯ

Императорский период развития российской государственности охватывает два столетия. Создание в XVIII в. Российской империи неразрывно связано с именем царя-преобразователя Петра I (1682-1725), царствование которого стало переломным периодом в российской истории. Его реформы охватили буквально все сферы государственной, политической, военной, социально-экономической и общественной жизни, определив на длительную перспективу развитие страны по пути великодержавия.

В петровскую эпоху в стране была создана мощная экономическая база, основу которой составили около 200 промышленных предприятий (мануфактур). Главное внимание уделялось развитию металлургии, производству вооружения, судостроению, текстильной и кожевенной промышленности. Одновременно были проведены финансово-денежная, административная, судебная и церковная реформы, направленные на максимальную централизацию управления государством, жесткую регламентацию всех сторон жизни общества. Символом «нового времени» стал перенос российской столицы из Москвы в основанный Петром I в 1703 г. у устья Невы Санкт-Петербург.

Усиление абсолютизма в России потребовало коренной перестройки всей системы государственных органов. Вместо Боярской думы в 1711 г. был создан Правительствующий Сенат - высший административный и судебный орган. Первоначально Сенат должен был заменять царя во время его отсутствия, но фактически он стал постоянным учреждением.

В 1718 г. вместо старых приказов и канцелярий было учреждено 14 коллегий, каждая из которых ведала определенной государственной либо финансово-экономической отраслью. Важнейшими являлись коллегии иностранных дел, воинская, адмиралтейская и др. Патриаршество в России было ликвидировано, церковь стала подчиняться государству. Церковными делами стал ведать учрежденный в 1721 г. Святейший правительствующий Синод. С целью укрепления местного управления вся Россия в 1708-1710 гг. была разделена на 8 губерний. Губернаторы назначались царем и были наделены всей полнотой власти. Губернии в свою очередь дробились на провинции (около 50), во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты, управляемые земскими комиссарами.

При Петре I, достигшем огромных успехов в международных делах, и под его личным руководством формировалась регулярная армия, создавался мощный морской флот. Было узаконено, чтобы воинство российское не только «никогда не распускать», даже во времена безмятежного мира, «как то при бывших прежде государях нередко, к немалому упадку могущества и славы Отечества, происходило, но и содержать всегда в исправной готовности».

В своих преобразованиях Петр I опирался в основном на дворянство. Однако во главу угла сталась не знатность, как было раньше, а компетентность и служба. Порядок ее прохождения был закреплен в Табели о рангах (1722 г.). По нему чиновники были разделены на 14 классов в соответствии с занимаемой должностью на военной, морской, гражданской и придворной службе.

В эпоху Петра I коренной ломке подвергались все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел бритье бород, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодежи в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в книге «Юности честное зерцало». При Петре I в России стало выходить первое периодическое издание - газета «Ведомости».

В 1721 г. Сенат и Синод в ознаменование окончания Северной войны (1700-1721) и победы над Швецией обратились к Петру I с просьбой принять титулы «Императора, Великого и Отца Отечества». Так Россия стала империей и обрела статус великой державы.

После смерти Петра I (1725) на протяжении четверти века государство сотрясали многочисленные дворцовые перевороты, частая смена на престоле царей и цариц, происходил отход от реформ Петра Великого.

В 1741 г. в результате очередного дворцового переворота императрицей стала дочь Петра I Елизавета Петровна (1741-1761). Ее царствование ознаменовалось возвратом к петровским порядкам. Расширились права и привилегии российского дворянства. В то же время ухудшилось положение крестьянства. Помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь. В царствование Елизаветы при Академии наук в 1747 г. в Петербурге учреждается университет. Был открыт университет и в Москве (1755), с двумя гимназиями при нем: для дворян и для разночинцев.

В связи с вступлением России в 1757 г. в Семилетнюю войну была учреждена Конференция при высочайшем дворе. Созданная исключительно для решения сложных международных проблем и организации вооруженной борьбы, управлением государства, получив право посылать свои распоряжения Сенату.

После смерти императрицы Елизаветы Петровны на престол взошел сын старшей дочери Петра I Карл-Петр-Ульрих, герцог Голштинский, принявший в православии имя Петр III. Новый император, преклонявшийся перед прусским королем Фридрихом II, вел политику, противоречившую государственным интересам России. 28 июня 1762 г. его жена Екатерина II, урожденная немецкая принцесса Анхальт-Цербстская, при поддержке гвардейских офицеров свергла с престола своего мужа.

Екатерина II осуществила ряд преобразований в системе государственного управления. Одной из первых стала реформа Сената, направленная на ограничения его функций в управлении государством. В 1763 г. Сенат был разделен на 6 департаментов, в результате чего усилилась абсолютная власть императрицы.

Главными принципами реформы государственного аппарата на местах стали децентрализация управления и повышение роли местного дворянства. Количество губерний увеличилось с 23 до 50. Столичные и самые крупные губернии возглавляли генерал-губернаторы с неограниченными полномочиями, подотчетные только императрице. Под началом каждого губернатора действовал Приказ общественного призрения, ведавший школами, медицинскими, благотворительными и другими учреждениями. Губернии делились на уезды с примерно равным количеством жителей (20-30 тыс.). Административные функции в уезде осуществлял избираемый дворянами нижний земский суд во главе с земским исправником, а в городе - городничий. В 1785 г. Екатерина II подписала Жалованные грамоты дворянству и городам, значительно укрепившие и расширившие права и привилегии, как благородного сословия, так и купечества.

Главная задача внешней политики России середины и второй половины XVIII в. заключалась в укреплении внешних рубежей государства, завоевании широкого выхода к Черному морю и в дальнейшем закреплении позиций на Балтийском море. Никогда ранее Россия не вела такого количества войн на протяжении сравнительно небольшого промежутка времени. Во второй половине XVIII в. войны следовали практически непрерывно одна за другой. Русские войска одерживали блестящие победы над врагами. К концу столетия к Российской империи были присоединены Северное Причерноморье, Приазовье и Крым.

Важнейшей внешнеполитической акцией в период правления Екатерины II были три раздела Польши между Россией, Пруссией и Австрией (1772, 1793 и 1795 гг.). В итоге к России отошли Белоруссия, Литва, Правобережная Украина, Волынь, герцогство Курляндское. В результате третьего раздела Польша вплоть до 1918 г. утратила свою государственность, и между двумя славянскими народами надолго установились отношения недоверия и вражды.

Правление Екатерины II оставило заметный след в истории России. Ее политика «просвещенного абсолютизма» предполагала правление «мудреца на троне», покровителя науки и искусства, благодетеля всей нации. Но благодетелем императрица-матушка стала только для дворян, создав им поистине золотой век. Для крестьян же гнет крепостного рабства резко усилился.

После смерти Екатерина II императором стал ее сын Павел I (1796-1801). Период его правления был непродолжителен, но он оставил достаточно глубокий след в жизни России. О характере Павла и его деятельности до сего времени судят по-разному: то ли это был император-самодур, то ли реформатор.

Важным решением Павла I было учреждение новой системы престолонаследия. Он восстановил принцип наследования престола только по мужской линии. Женщины могли получить это право лишь в случае пресечения всех мужских линий династии. При нем произошел значительный поворот в отношении к дворянскому сословию. Оно было поставлено под жесткий контроль администрации. Кроме того, была несколько ограничена власть помещиков над крепостными крестьянами.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Павел I был убит группой придворных заговорщиков и новым императором стал его старший сын Александр. В начале правления Александр I создал совещательный орган - Непременный совет и комиссию для составления законов. Однако основная работа по подготовке задуманных им преобразований сосредоточилась в т. н. Негласном комитете (кружок «молодых друзей»), в который входили друзья императора П.А. Строганов, В.П. Кочубей, А. Чарторыйский и Н.Н. Новосильцев – приверженцы конституционных форм правления. В центре внимания комитета были крестьянский вопрос и реформа государственного устройства.

В 1802 г. издан манифест об учреждении в России 8-ми министерств и Государственного казначейства. Был также образован Комитет министров. Сенат получил статус высшего судебно-административного органа. В то же время по поручению Александра I статс-секретарем М.М. Сперанским был подготовлен проект конституционных преобразований самодержавного строя под названием «Введение к Уложению государственных законов». В основе проекта лежал принцип разделения властей. Законодательная власть сосредоточивалась в Государственной думе, исполнительная - в министерствах, судебная - в Сенате, а Государственный совет при императоре должен был координировать деятельность всех ветвей власти. Но этим замыслам не суждено было осуществиться. Лишь в 1810 г. был создан Государственный совет в качестве законосовещательного органа при императоре.

Однако главный вопрос, который все более остро стоял перед Россией и тормозил ее развитие, - освобождение крестьянства от крепостного права - Александром I решен не был. Считается, что Отечественная война 1812 г. и заграничные походы отвлекли царя от внутренних проблем страны. Настал новый этап его правления, когда либерально-реформаторская активность начала постепенно затухать.

В 1809-1812 гг. в итоге русско-шведской и русско-турецкой войн в состав Российской империи были включены Финляндия (со статусом внутреннего самоуправления), Абхазия и часть Грузии.

Смерть Александра I в 1825 г. послужила предлогом для потрясшей империю попытки военного переворота - восстания декабристов. Группа офицеров-дворян попыталась вооруженным путем изменить государственный строй России. Но она завершилось неудачей. Пятеро руководителей заговора (П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский, К.Ф. Рылеев) были казнены, а около 300 участников отправлены на каторгу и в ссылку.

Восстание декабристов свидетельствовало о назревшей необходимости серьезных реформ в России. Однако 30-летнее царствование Николая I прошло под знаком утвердившегося после разгрома восстания торжества реакции. Крепостной строй, изживший себя и отмененный в большинстве западных стран, все еще продолжал существовать в России. Ее поражение в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг. подтвердило потребность решительных перемен в государственном строе и социальных отношениях страны. Это поняло правительство Александра II, вступившего на престол в 1855 г. после смерти Николая I.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал исторический манифест «О крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», означавший начало освобождения от рабского бесправия миллионов сельских тружеников. В последующее десятилетие правительство, объединившее министров-реформаторов, последовательно осуществляло преобразования в сфере местного самоуправления, образования, суда и обороны страны. Этот период справедливо получил название эпохи «великих реформ».

В 1864 г. были приняты и получили силу закона «Положения о губернских и уездных учреждениях» - определившие структура земских учреждений как распорядительных органов на местах. В ходе городской реформы были заменены прежние сословно-бюрократические органы местного управления на новые - всесословные, создаваемые по принципу имущественного ценза.

Судебная реформа - самая радикальная из всех реформ Александра II. Новые судебные уставы предусматривали бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса с участием присяжных заседателей и адвокатов.

Военные реформы затронули все стороны военного управления и организации армии. Они способствовали созданию массовой армии, укреплению и повышению ее боеспособности. Учреждение военных округов освободило военное министерство от решения военно-административных вопросов местного характера.

Реформы 1860-70-х гг. привели к значительному укреплению экономической и военной мощи России. Ее внешняя политика в это время была направлена на обеспечение свободного торгового мореходства, выхода России в Средиземное море. Но узел противоречий на Балканах и Ближнем Востоке, несмотря на победу в русско-турецкой войне 1877-1878гг., не был полностью решен.

Приход к власти Александра III (1881-1894) явился откатом от курса прогрессивных реформ и усилением реакции во внутренней политике. Произошли серьезные изменения во внешней политике, ухудшившие русско-германские отношения и сблизившие Россию с Францией (русско-французский союз).

Канун XX века характеризовался в России бурным промышленным подъемом, начавшимся после реформ 60-70-х гг. Характерным для ее экономики в это время было создание крупных предприятий, образование новых промышленных районов, развитие сети железных дорог, рост городов. Важную роль в развитии транспорта и индустрии на рубеже XIX и XX вв. сыграл С.Ю. Витте, занимавший ряд министерских постов, а с 1905 г. - первый в России Председателем Совета министров.

Перед правительством вступившего в 1894 г. на престол Николая II стояли две взаимоисключающие проблемы. С одной стороны, сохранить самодержавие, с другой - обеспечить промышленную модернизацию и провести радикальные социальные преобразования. Неудачи в русско-японской войне (1904-1905 гг.), серьезные революционные потрясения (1905-1907 гг.) подтолкнули к ряду шагов по реформированию общественного строя. Николай II был вынужден издать манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший неприкосновенность личности, свободу совести и слова, а затем провести выборы в Государственную Думу и преобразовать Государственный Совет в верхнюю палату первого в истории России парламента.

Правительство намеревалось заставить I Думу заниматься второстепенными делами. Однако с первых дней ее работы (с апреля 1906 г.) на повестку дня был вынесен главный для России вопрос - аграрный. Его решение предполагало ломку помещичьего землевладения. В ответ царское правительство распустило Думу, но под натиском революционного движения было вынуждено созвать II Думу. Однако по обвинению депутатов от социал-демократов в «ниспровержении государственного строя» она также была распущена.

3 июня 1907 г. был введен новый избирательный закон, означавший поворот российской государственности к ограниченной конституционной монархии, поворот, которому из-за приверженности власть имущих к устаревшим принципам не суждено было осуществиться.

Одной из важнейших частей преобразований стала экономическая реформа. Ее главным содержанием было решение крестьянского вопроса, постепенная передача земли в частную собственность крестьян. По мнению автора аграрной реформы, П.А. Столыпина, существование крестьянской общины было тормозом в развитии страны. Принятый III Думой в 1910 г. закон перевел деревню «на буржуазные рельсы».

В то же время в политической области самодержавие сделало шаги по свертыванию демократических достижений 1905-1907 гг. Председатель Совета министров П.А. Столыпин, действуя под лозунгом «Сначала успокоение - потом реформы», в 1906-1911 гг. проводил жесткий внутриполитический курс на радикальные экономические преобразования при сохранении самодержавия. Его жестокость при подавлении революционного движения, многочисленные казни, военно-полевые суды привели к ответной реакции. В 1911 г. он был убит. После его гибели в стране не нашлось организованных политических сил, способных продолжить начатые преобразования.

В канун первой мировой войны правительство Николая II не только не стояло во главе реформаторского процесса, но уже не имело никакой четкой политической программы. Политический курс диктовался интересами дня и общими принципами правительственной политики, главным из которых был принцип незыблемости самодержавия. В экономике страны все более нарастали разрушительные тенденции. Участие России в первой мировой войне (1914-1918 гг.) усилило эти процессы, создало предпосылки для крушения монархии.

4. СОВЕТСКАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

С отречением императора Николая II и его брата Михаила от престола 3 марта 1917 г. прекратило свое существование российское самодержавие. Страна встала перед историческим выбором государственно-политического устройства.

Февральская революция 1917 г., поддержанная подавляющим большинством российского общества, открыла перспективу свободного демократического развития России. В ходе революции, окончательно подтвердившей непопулярность и несостоятельность промонархических политических сил, в России возникла альтернатива развития - либо проведение реформ, либо новая революция. За первый вариант выступали либерально-буржуазные партии в лице Временного комитета Государственной думы, преобразованного 2 марта 1917 г. во Временное правительство. Его возглавляли: вначале князь Г.Е. Львов, а впоследствии - министр юстиции этого правительства трудовик А.Ф. Керенский.

Второй вариант олицетворяли возникшие повсеместно в ходе революционной борьбы Советы рабочих и солдатских, а затем - и крестьянских, депутатов во главе с Петроградским советом, решительно взявших в свои руки власть на местах. Большинство в них вначале имели представители правосоциалистических партий (меньшевики и эсеры), а с сентября 1917 г. - большевики во главе с В.И. Лениным (Ульяновым).

Таким образом, в стране сложилось двоевластие, представлявшее значительную угрозу российской государственности и, создававшее условия для анархии и безвластия. Причем эта опасность усиливалась по мере того, как Временное правительство и Советы, работавшие вначале согласованно, под влиянием нарастающих проблем в обществе все более расходились в целях, формах и методах своей политики.

Первым актом Петроградского совета стал приказ № 1 «О демократизации армии». Он, по существу, официально поощрял участие военнослужащих в революции и тем самым открывал путь к разложению армии. Приказ подрывал вековой принцип армейской жизни - единоначалие. Он уравнивал в правах солдат и офицеров, а последних ставил в зависимость от выборных солдатских комитетов, в распоряжение которых передавалось и оружие.

Временное правительство предпочло тактику постепенных преобразований внутри страны и продолжение курса царского правительства в международной политике, не обращая внимания на проблемы, требующие немедленного решения. Основный из таких проблем был вопрос о продолжении участия России в первой мировой войне. Временное правительство провозгласило верность России союзническому долгу и ее дальнейшее участие в войне на стороне Антанты «до победного конца».

Курс на продолжение войны предопределил и внутреннюю политику Временного правительства. Именно из-за влияния на обороноспособность страны был отклонен проект о введении 8-часового рабочего дня, решение аграрного вопроса и проблемы национально-государственного устройства страны откладывались до созыва Учредительного собрания. Выборы же депутатов Учредительного собрания всячески затягивались. Важнейшим, но чуть ли не единственным достижением Временного правительства стало провозглашение широких демократических свобод: свободы слова, печати, собраний, отмена сословных, религиозных и национальных ограничений, смертной казни, широкая политическая амнистия и т.д.

Но эти политические нововведения мало интересовали широкие народные массы, требовавшие мира, работы, земли, улучшения социальных условий повседневной жизни. Неспособность и нежелание Временного правительства срочно решать животрепещущие проблемы страны предопределили его судьбу.

Между тем большевики в составе Советов требовали незамедлительных реформ и мира без аннексий и контрибуций. В апреле большевики выдвинули лозунг о «перерастании буржуазно-демократической революции в мировую социалистическую революцию» и начали готовить Советы к свержению Временного правительства и взятию власти в свои руки.

Попытка решительно настроенной части армии во главе с Верховным Главнокомандующим Л.Г. Корниловым довести народ путем победы над Германией до Учредительного собрания успеха не имела. 27 августа 1917 г. генерал Корнилов был отстранен от должности, а 1 сентября Временным правительством Россия была провозглашена республикой. Но это не смогло стабилизировать государственную власть.

Осенью 1917 г. Временное правительство утратило контроль над армией и большей частью территории страны. Социальную напряженность усугубляли развал экономики и продолжающаяся война. Большевики, выступая под простыми и популярными среди широких народных масс лозунгами: «Мир - народам!», «Земля - крестьянам!», «Фабрики - рабочим!», проводили активную работу по подготовке вооруженного восстания. И 25 октября (7 ноября) большевики организовали вооруженный захват резиденции Временного правительства - Зимнего дворца. Министры были арестованы. Вся власть перешла в руки Советов рабочих и солдатских депутатов, большинство в которых имели большевики.

На II съезде Советов, начавшем работу вечером 25 октября, было юридически оформлено установление диктатуры пролетариата в форме Советов, провозглашены общие принципы организации и строительства Советского государства. На съезде были приняты первые правовые акты, имевшие основополагающее значение для укрепления новой власти: декреты о мире и о земле, утвержден состав нового Временного правительства России - Совета Народных Комиссаров под председательством В.И. Ленина. Новое правительство, как и многие положения первых декретов, считались временными - вплоть до созыва Учредительного собрания.

Между тем 5 января 1918 г. по требованию наиболее влиятельных политических партий открылось Учредительное собрание, избранное еще в ноябре 1917 г. Партия большевиков имела в нем только около 23 процентов мест. Собрание должно было определить характер и пути дальнейшего развития России. Но в ночь на 7 января декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета оно было распущено за отказ признать Советы в качестве единственных органов власти, а демонстрация, организованная в его поддержку, разогнана отрядами красногвардейцев и матросов.

Высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. В перерывах между съездами высшим органом являлся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Функции исполнительной власти одновременно осуществлял и Совет Народных Комиссаров. Таким образом, партия большевиков фактически узурпировала власть в стране.

Основные контуры советской государственности, определившиеся в первые месяцы существования Республики Советов, были закреплены в первой Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), принятой летом 1918 г. Советы под контролем большевистской партии на местах проводили в жизнь декреты центральной власти, создавали свои органы управления, вооруженные отряды, осуществляли реквизиционную и налоговую деятельность. Параллельно проходила ликвидация органов власти, оставшихся в наследство от царской России и Временного правительства, создавались чрезвычайные органы для борьбы с «контрреволюцией» (ревкомы).

Фактическое руководство Советами в центре и на местах осуществляли партийные организации большевиков. Партийным решениям придавалось значение законодательных актов. Все чаще стали приниматься совместные постановления правительственных и партийных органов.

Октябрьская (1917 г.) революция ознаменовала переход гражданского противостояния в вооруженную фазу - гражданскую войну, продолжавшуюся до конца 1922 г. Она стала трагедией для всех россиян, принесла с собой неисчислимые страдания и беды для обеих воюющих сторон: и для «белых», и для «красных». В годы гражданской войны советское государственное строительство характеризовало резкое ограничение демократических начал, распространение принуждения и революционного насилия на все слои населения. С помощью военной силы подавлялись восстания крестьян на Украине, в Тамбовской губернии, Сибири, на Урале и в других регионах страны. Репрессии осуществлялись и на территориях, подвластных белым режимам. Укреплялась однопартийная система. Реальная государственная власть осуществлялась уже не Советами и их органами, а Российской Коммунистической партией (большевиков) - РКП(б).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Становление и развитие национальной государственности Дагестана в XX начале XXI вв. (по материалам конституций республики)

    Автореферат диссертации
    доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Дагестана ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», Заслуженный деятель науки Российской Федерации Гасанов Магомед Раджабович;
  2. Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана (досоветский период)

    Автореферат
    Защита состоится "16" февраля 2010г. в 11-00 часов на заседании Диссертационного совета Д.002.002.07 при Учреждении Российской академии наук Института государства и права РАН
  3. Становление и развитие российско-мексиканских культурных связей (1890 1968 гг.)

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре истории и культурологии в Самарском филиале Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет»
  4. Становление и развитие единой государственной школы на Среднем Урале (1917-1931 гг.)

    Автореферат
    Защита состоится «25» ноября 2009 г. в __ часов на заседании Диссертационного совета Д 004.011.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Учреждении Российской академии наук Институт истории и археологии Уральского отделения
  5. Развитие российского законодательства (7)

    Закон
    Основными субъектами регистрационных отношений является уполномоченный орган государства в лице Росреестра и заявители1. Между ними нет иерархических отношений, административной подчиненности, функций контроля и управления.

Другие похожие документы..