Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
Пособие рассмотрено и рекомендовано к использованию в учебном процессе на заседании методической комиссии по специальности «Государственное и муницип...полностью>>
'Лекции'
Докладчик ищет пути решения проблемы. Это означает, что необходимо извлечь основные идеи из всего объема информации и решить, как выразить эти идеи в ...полностью>>
'Документ'
Охватим взором всю ширь ночного неба, облетим мыслью все бесчисленные миры и тайники бесконечного Пространства....полностью>>
'Документ'
Основные модели учета затрат в управленческом учете. Классификация методов управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (ра...полностью>>

Программа для переподготовки по специальности 1-74 01 72 «Управление организациями и подразделениями агропромышленного комплекса»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ"


Утверждаю:

Проректор по повышению квалификации и переподготовке кадров

­­­­­_________________ Э.А. ПЕТРОВИЧ

"18" октября 2005 г.

Теоретические основы

менеджмента

Учебная базовая программа для переподготовки

по специальности 1-74 01 72 «Управление организациями

и подразделениями агропромышленного комплекса»

Горки 2005

Автор Л. П. Лазарев, доцент кафедры агробизнеса

Рецензенты: Третьяков В.П., зав. кафедрой маркетинга, доцент;

Редько В.Н. зав. кафедрой управления, доцент.

Рекомендована к утверждению в качестве базовой учебно-методическим Советом ФПК, протокол № 64 от 17 октября 2005 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экономист – менеджер готовится для предпринимательской и коммерческой деятельности в условиях многоукладной экономики, формируемой в нашей республике.

Одно из важнейших направлений реформ, проводимых в республике кординальное реформирование системы управления экономикой. По сравнению со старой, до сих пор широко применяемой системой управления в новых условиях появляются функции, которые ранее игнорировались.

При рыночной системе предприятия самостоятельно принимает решения, являющиеся ранее прерогативой вышестоящих органов управления. Оно определяет цели и задачи, разрабатывает стратегию своего развития, осуществляет поиск необходимых средств, формирует штат сотрудников, решает множество вопросов, в том числе и такие как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение структурных подразделений, вхождение в состав ассоциаций и других объединений, реорганизации производственной деятельности и реструктуризации управления.

Для работы в новых условиях хозяйствования предъявляются высокие требования к профессионализации управленческого персонала. Менеджер должен иметь фундаментальную, профессиональную, научную и практическую подготовку, уметь непрерывно обновлять и обобщать свои знания, проявлять инициативу, предприимчивость.

Итоговой целью управления предприятием является обеспечение прибыльности или доходности посредством оптимальной организации производственного процесса, включая развитие технической базы, эффективную расстановку и использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и личной заинтересованности каждого работника. В связи с этим появляется объективная необходимость изучения теоретических основ менеджмента, методов и процедур управления предприятием, усвоения закономерностей стратегии бизнеса.

Роль и место дисциплины в подготовке специалистов в области экономики заключается в том, что изучение «Теоретических основ менеджмента» дает базовые первоначальные общепрофессиональные знания, необходимые слушателям в последующем изучении таких организационно-управленческих дисциплин, как «Управление агробизнесом», « Управление персоналом», «Стратегический менеджмент» и др.

В соответствии с целью слушатели должны знать теорию, систему основных категорий и практику менеджмента, уметь применять эти знания в практической деятельности организации, иметь представление об построении организационных структур управления, необходимые навыки в использовании методов управления и принятии управленческих решений.

Курс «Теоретические основы менеджмента» тесно связан с так называемыми человековедческими дисциплинами, прежде всего социологией, психологией, педагогикой, с науками об экономике.

Распределение объема учебных часов по дисциплине: лекции – 24 часа, практические занятия – 4 часа, деловые игры, тренинги – 8 часов. Завершается изучение дисциплины «Теоретические основы менеджмента» сдачей экзамена.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

темы

Наименование темы и разделов

Количество учебных часов

Всего

часов

в том числе

лекции

практич.

деловые игры

самост

работ

1

Основные понятия, цели, и задачи менеджмента

2

2

2

Эволюция управленческой мысли

4

4

3

Процессный подход. Основные функции менеджмента

4

4

4

Организационные структуры менеджмента

4

2

2

5

Системный и ситуационный подходы в менеджменте

4

4

6

Мотивация в системе менеджмента

2

2

7

Требования к современным менеджерам

4

2

2

8

Власть, влияние, лидерство. Формы власти и влияния.

2

2

9

Процесс принятия управленческих решений

6

4

2

10

Групповое взаимодействие

6

4

2

11

Информация и коммуникация в современном менеджменте.

2

2

ВСЕГО

40

24

4

8

4

Содержание дисциплины

Тема 1. Основные понятия, цели и задачи менеджмента.

Сущность менеджмента его характерные черты. Менеджмент и управление, предпринимательство и бизнес, соотношение понятий менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Особенности современного менеджмента. Взаимосвязь научно-технического прогресса и менеджмента. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Менеджмент как наука и практика. Искусство управления. Менеджмент как профессия.

Содержание науки менеджмент. Предмет и методы науки. Система основных категорий менеджмента: цели и задачи, принципы и методы применяемые наукой.

Тема 2. Эволюция управленческой мысли.

Развитие управленческой мысли. Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Древние организации. Управление и организация до 1900 года. Систематизированный взгляд на управление. Концепции и тенденции менеджмента. Основные силы которые первоначально подстегнули интерес к управлению. Подходы к развитию управления как научной дисциплины. Подход с позиций выделения различных школ в управлении. Школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

Теории технократического менеджмента и индустриального общества. Системный, ситуационный, функциональный, количественный подходы.

Современные направления и концепции менеджмента.

Вклад в развитие управленческой мысли отечественных ученых.

Тема 3. Процессный подход. Основные функции менеджмента.

Управление как универсальный процесс состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Функции управления. Их классификация. Место категории. «функции управления» среди основных категорий теории менеджмента.

Интеграционная роль функций в менеджменте. А. Файоль – основоположник концепции функционального разделения труда в менеджменте.

Два подхода к классификации функций управления. Выделение общих, универсальных функций управления, выражающих содержание процесса управления в любой организации и не зависящий от специфики объекта управления.

Классификация функций менеджмента, базирующаяся на критерии особенностей объекта управления.

Функция планирования, ее содержание. Процесс планирования, ее стадии. Процедура последовательных действий по решению поставленной задачи. Влияние условий внутренней и внешней среды на планирование.

Система ограничений в планировании. Оперативное вмешательство в процесс планирования. Перспективное и текущее планирование.

Функция организации, стадии ее выполнения, их содержательная характеристика. Функция координации и регулирования, ее сущность, задачи и содержание.

Функция контроля, его роль и значение, связь с учетом и анализом. Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Условия обеспечения эффективности контроля. Разнообразие способов и форм текущего контроля, зависимость их от объективных и субъективных факторов. Заключительный контроль как основание для поощрения исполнителей.

Стимулирование (мотивация). Обеспечение заинтересованности всех участников процесса управления в эффективности их действий – основное содержание этой функции.

Конкретные (частные) функции управления. Соотношение общих и частных функций управления.

Изменение содержания функций менеджмента при переходе к социально-ориентированной рыночной экономике, появление новых функций.

Тема 4. Организационные структуры менеджмента.

Сущность и общая характеристика организационных структур.

Понятие структуры организации.

Организационная структура и структура производства, их взаимосвязь. Общие методологические подходы к организационным построениям. Положения, определяющие значимость организационной структуры.

Основные факторы, обуславливающие организационное устройство фирмы. Задачи организационные структур.

Механистический (бюрократический) тип организации, его целевая направленность, основные характеристики, недостатки и преимущества.

Органический тип организации, преимущества и недостатки, сравнительный анализ эффективного применения механистических и органических организаций.

Качественный характер перестройки организационных структур в условиях конкуренции. Структура адаптивного типа: матричные, программно-целевые, проектные.

Функциональная (традиционная, классическая) структура, ее преимущества и недостатки.

Дивизиональная структура, ее виды, необходимость их формирования. Достоинства и слабые стороны этих структур.

Линейная структура, ее разновидности. Плоские и высокие (пирамидальные, многоуровневые) структуры, их характерные особенности, достоинства и минусы. Теория связующих звеньев («булавочная цепь») Р. Лайкерта.

Линейно-штабная структура, ее характеристика.

Проектные (программно-целевые) и матричные организационные структуры, их характерные особенности, преимущества и недостатки. Условия использования проектных и матричных структур.

Новые формы адаптивных структур менеджмента, необходимость их появления в условиях рынка.

Групповая организационная структура, ее достоинства. Опыт западных корпораций. Японские кружки качества, американские бизнес-центры.

Организационные структуры по принципу рынка.

Венчурные и инновационные организационные структуры – структуры мобильного реагирования на быстро меняющиеся условия конъюнктуры рынка, их характерные черты. Создание внутри фирмы инновационных (венчурных) подразделений.

Выбор структур. Факторы влияющие на выбор организационной структуры. Группы внутренних, внешних и специальных факторов, их характеристика.

Необходимость и частота изменений управленческих структур. Основные направления реорганизации управленческих структур. Совершенствование структур за счет их упрощения. Замена структур механистического типа на адаптивные. Интегрирование различных форм структур внутри механистических структур ( создание венчурных, инновационных отделов, бизнес-центров, экспертных групп и др.).

Создание колнгломеративной структуры. Прогноз появления новейших организационных структур. Формирование модельных и атомистических организаций.

Тема 5. Системный и ситуационный подходы в менеджменте.

Системные концепции. Применение теории систем в управлении. Социотехнические системы. Открытые и закрытые системы.

Пять основных частей организации: структура, задачи, технологии, люди, цели. Модель организации как открытой системы. Входящие компоненты организации как открытой системы (информация, материалы, капитал, трудовые ресурсы). Преобразование входов в продукцию или услуги. Выходы организации вносимые в окружающую среду. (прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж, реализация социальной ответственности и т.д.). Понятие подсистемы как важное понятие в управлении. Элементы организаций и процессы управления. Организации сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем. Воздействие внешней среды на организацию. Показатели эффективного управления организаций.

Ситуационный подход и его вклад в теорию управления. Приемы способствующие достижению целей организации в конкретной ситуации. Значимость «ситуационного мышления». Переменны, влияющие на организацию и на эффективность управления в различных ситуациях. Четырехшаговый процесс методологии ситуационного подхода.

Тема 6. Мотивация деятельности менеджмента.

Сущность мотивации. Потребности и мотивы человеческой деятельности.

Мотивирование и стимулирование, их взаимосвязь. Характеристики деятельности человека, на которые мотивация оказывает воздействие.

Мотивационный процесс, его стадии.

Зарубежные теории мотивации. Теория иерархии потребностей А. Маслоу. Физиологические потребности. Потребности безопасности, принадлежности и причастности, признания и самоутверждения, самовыражения. Взаимосвязь потребностей, форм их проявления и средств удовлетворения. Использование теории Маслоу в управлении.

Теория Альдерфера. Потребности существования, связи и потребности роста. Соотношение теории Альдерфера с группой потребностей теории Маслоу.

Концепция приобретенных потребностей Д. Мак Клелланда. Потребности достижения, потребности соучастия и потребности властвования.

«Мотивационно-гигиеническая» теория Ф. Герцберга. Мотивирующие факторы и факторы здоровья ( «гигиенические»). Применимость теории Герцберга в практике управления.

Обобщенный анализ теорий мотивации. Сопоставление групп потребностей в них.

Процессуальные концепции мотивации. Теория ожидания В.Врума, применимость ее в управленческой деятельности. Теория справедливости Дж. Адамса и ее использование в работе менеджера. Модель мотивации А. Портера – Э. Лоулера. Применение ее в практике управления.

Теория мотивации Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова.

Неэкономические способы мотивации. Теория постановки целей Э. Лока. Концепция партисипативного управления. Моральные методы стимулирования.

Методы стимулирования организационной активности. Проектирование и перепроектирование работ, обогащение содержания труда. Позитивное и негативное стимулирование. Правила корректирующего поведения (по К. Киллену).

Собственная мотивация, ее поддержание.

Этапы профессиональной карьеры, осознание человеком собственного жизненного и профессионального пути и связанных с ним проблем.

Исследования и рекомендации финских ученых по индивидуальной мотивации.

Тема 7. Требования предъявляемые к современным менеджерам.

Руководитель организации, его роль в системе управления. Требования к менеджеру. Основные качества менеджера. Общие функции в работе менеджеров. Модель эффективного менеджера, сильные личностные характеристики согласно опроса Института Гэллапа.

Социальная роль руководителя. Менеджерские роли Г. Минцберга. Межличностные роли. Информационные роли. Роли, связанные с принятием решений.

Изменение менеджерского поведения Г. Юкла, их характеристика.

Функциональный анализ деятельности руководителя. Административная функция. Осуществление контроля состороны руководителя как составная часть административной деятельности. Контроль за деятельностью подчиненных. Стратегическая функция. Экспертно-консультативная функция. Делегирование полномочий. Реализация этой функции. Наличие готовности руководителя к этой работе. Представительская функция. Внутриорганизационные ее аспекты. Внешние связи. Активность руководителя за пределами его организации. Умение руководителя налаживать взаимовыгодное сотрудничество с партнерами.

Воспитательная функция, ее реализация. Соблюдение руководителем принципов единой морали, общепринятых правил поведения. Единство слова и дела. Адаптация к коллективу., культуре внутриорганизационных отношений. Корпоративная культура. Создание и поддержание в коллективе позитивных традиций.

Психотерапевтическая функция. Готовность руководителя брать ответственность на себя.

Коммуникативно-регулирующая функция, инновационная, дисциплинарная функции.

Стиль управления. Виды стилей работы руководителя. Автократический, демократический и либеральный стили управления, их характеристика.

Тема 8. Власть, влияние, лидерство.

Формы власти и влияние.

Руководство и лидерство, различие между ними. Власть, влияние и лидерство, их соотношение. Тиаы лидеров. Необходимость власти в управлении. Балансированные власти руководителей и подчиненных. Умение пользоваться властью.

Основные типы власти. Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх, запугивание. Слабые стороны этого метода. Власть, основанная на вознаграждении. Влияние через положительное подкрепление. Недостатки этого метода. Законная, или традиционная власть. Традиция как инструмент влияния. Недостатки метода, опирающегося на традиции.

Власть, основанная на силе личных качеств, способностей лидера, власть примера. Влияние с помощью харизмы. Экспертная власть. Влияние через разумную веру в знания и компетентность руководителя (специалиста). Ограниченностьт метода разумной веры.

Влияние через убеждение. Умение руководителя убеждать. Сильные и слабые стороны этого метода.

Влияние через привлечение членов коллектива к управлению производством.

Сравнительный анализ использования руководителем различных методов влияния на исполнителей, подчиненных работников.

Тема 9. Процесс принятия управленческого решения.

Управленческие решения, их роль в процессе управления. Сущность и содержание управленческого решения. Требования к управленческому решению Функции управленческих решений. Виды управленческих решений, признаки их классификации.

Процесс подготовки, этапы принятия и реализации управленческих решений. Методы принятия эвристических программируемых решений. Коллективные методы обсуждения и принятия решений. «Мозговой штурм» (совместное генерирование новых идей). Количественные методы принятия решений.

Технология успеха в принятии и реализации решения руководителем. «Интуиция» руководителя. Свобода выбора и хозяйственный риск. Способность и готовность руководителя идти на риск. Классификация риска. Оценка степени риска. Конкурентность. Выживание и неудачи.

Управленческие решения в условиях определенности и в условиях риска. Риск – объективно неизбежный элемент принятия любого управленческого решения.

Индивидуальные стили принятия решений. Разновидности личных профилей решений. Условия эффективности решений, требования к модели деятельности исполнителя при выполнении решения.

Организация исполнения управленческого решения. Восприятие решений исполнителями. Составление плана реализации решения, подбор исполнителей и доведение задания, организация оперативной работы по выполнению решений и их корректировка. Роль руководителя в организации исполнения управленческого решения.

Контроль и оценка исполнения управленческого решения – завершающий этап технологического процесса управления. Задачи и формы контроля исполнения управленческих решений. Подведение итогов выполнения решений.

Опережающее управление. Разработка и принятие решений в условиях опережающего управления.

Тема 10. Групповое взаимодействие.

Организация как социальная категория и как средство достижения цели. Группы в формальной организации и их значимость. Формальные и неформальные группы. Два типа формальной организации. Неформальная группа, их развитие и характеристики. Почему люди вступают в группы и неформальные организации. Трудности и выгоды связанные с неформальными организациями.

Факторы влияющие на эффективность работы группы (размер, состав, групповые нормы, сплоченность, групповое единомыслие, конфликтность, статус членов группы, роль членов группы).

Рекомендации по проведению эффективных собраний. Управление с помощью комитетов (специальный комитет, постоянный комитет).

Когда следует прибегать к помощи комитетов.

Тема 11. Информация и коммуникация в современном менеджменте.

Сущность информации и ее роль в управлении предприятием. Требования к содержанию информации.

Классификация информации. Естественно научная, технико-технологическая, экономическая и социальная информация. Внешняя и внутренняя информация. Организация потоков информации.

Методы определения количества информации. Управленческая внутрифирменная информационная система (УВИС), ее структура. Основные принципы, цели, задачи и функции внутрифирменной системы информации.

Информация и коммуникация, их взаимосвязь. Коммуникационный процесс в управлении, его содержание. Носители и формы информации в коммуникационном процессе. Коммуникационные сети, их типы и характеристика. Коммуникационные стили. Невербальная коммуникация, ее типы.

Способы регистрации, обработки, накопления и передачи, систематизированное хранение и выдача информации. Автоматизированная обработка управленческой информации, этапы ее разработки.

Технология информационной деятельности, ее виды. Развитие материально-технической базы информационной деятельности, ее этапы и характеристика. Электронная связь. Система Интернет.

Информационное обеспечение управленческих работников сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и пути его совершенствования.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ДЕЛОВЫХ ИГР.

Темы практических занятий.

  1. Анализ организационных структур менеджмента. Построение схем различных организационных структур.

  2. Изучение личности и стиля руководства менеджера (методика определения стиля руководства с помощью тестов)

Темы деловых игр.

  1. Анализ конкретных управленческих ситуаций и принятие решений.

  2. Организация управленческого труда и пути ее совершенствования в сельскохозяйственном предприятии.

  3. Организация работы планово-экономической службы на предприятии АПК.

  4. Управленческое решение и контроль за их выполнением на предприятии АПК.

  5. Проведение производственных собраний.

  6. Создание комитетов по заполнению определенных пробелов в организационных структурах.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник/ М.: Институт международного права и экономики, «Триада», ЛТД, 1997.

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс- МГУ, 1995

  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник – 3-е изд.-М.:Гардарика, 1998.

  4. Глухов В.В. Основы менеджмента. – С.-Петербург: Спец. Литература, 1995.

  5. Гончаров В.И. Менеджмент: Учебное пособие-Мн.: Миссанта, 2003 г.

  6. Игнатьева А.В. Основы менеджмента. – М.: Экон. Образование, 1995.

  7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Уч. Пособие –3-е изд. Мн.: Новое знание, 2000.

  8. Королев Ю.Б., Коротнев В.Д. и др. Менеджмент в АПК. Уч. Пособие. М.: Колос, 2000.

  9. Лебедев О. Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента: Уч. Пособие- С.-Петербург.-Изд. Дом М и М, 1997.

  10. Маковецкий В.В. Развитие отечественной и зарубежной управленческой мысли. М.6 Изд. МСХА, 1998.

  11. Основы менеджмента: Уч. Пособие для вузов/ Под ред. А.А. Радугина.-М.: Центр, 1998.

  12. Основы менеджмента и маркетинга: Уч. Пособие для вузов/ Под ред. Р.С. Седегова ._ Мн.: Выш.школа. 1995.

Дополнительная литература

  1. Базылев Н.И., Лещиловский П.В. Предпринимательство и менеджмент. – Мн.- 1992.

  2. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. 2-е изд.- М.: ТОНПЦ «Крылья», 1998.

  3. Менеджмент. Учебник для вузов/ Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

  4. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, НА. Соломатина – М.: Инфра-М., 1996.

  5. Мескон И., Альберт М.Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Дело, 1992.

  6. Сорокин П.П. Основы менеджмента и маркетинга в агробизнесе. – М.: Прогресс-Академия, 1994.

  7. Сьтрахова О.А. Деловое администрирование. Санкт-Петербург, Москва. Харьков, Минск, Питер.2001.

  8. Ховорд К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства. М.: Инфра-М., 1996.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ"


Утверждаю:

Проректор по повышению квалификации и переподготовке кадров

­­­­­_________________ Э.А. ПЕТРОВИЧ

"18" октября 2005 г.

Менеджмент в агробизнесе

Учебная базовая программа для переподготовки

по специальности 1-74 01 72 «Управление организациями

и подразделениями агропромышленного комплекса»

Горки 2005



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная базовая программа для переподготовки по специальности 1-74 01 72 «Управление организациями и подразделениями агропромышленного комплекса» Горки 2005

    Программа
    Менеджмент в агробизнесе – это дело, организованное в аграрной сфере экономики народного хозяйства. В сути своей агробизнес содержит два аспекта: теоретический, представляющий собой научную концепцию – философию хозяйствования на
  2. Программа калининградской области по оказанию содействия добровольному переселению в

    Программа
    Приложение № 17. Расчет финансовых средств на реализацию мероприятий по реализации программы содействия добровольному переселению в Калининградскую область соотечественников,
  3. Программа республики Татарстан по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников

    Программа
    Определение объемов затрат, связанных с приемом переселенцев (участников Государственной программы), в том числе затрат, связанных с их первичным обустройством
  4. Управление загс и архивов липецкой области огу «государственный архив липецкой области» государственный архив липецкой области путеводитель липецк 2008 редколлегия

    Документ
    Путеводитель раскрывает состав и содержание фондов ГАЛО за период с XVII в. по 2008 год включительно. Адресован широкому кругу пользователей архивной информации.
  5. Об утверждении программы Архангельской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010-2012 годы

    Программа
    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников,

Другие похожие документы..