Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В связи с экспериментами на сферических токамаках обсуждаются возможности применения СВЧ волн для диагностики, дополнительного нагрева и увлечения ток...полностью>>
'Рабочая учебная программа'
Составитель: Липатникова И.Г., доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики обучения математике Уральского государственного педагогич...полностью>>
'Документ'
Российский рекламный рынок едва насчитывает 10 лет и его тенденции из-за бурной и растущей российской экономики далеко не во всем совпадают с тенденц...полностью>>
'Пояснительная записка'
И вот он наступил ХХ век. Уже самое его начало было отмечено величайшими достижениями человеческого ума. 7 мая 1895 г. на заседании Русского физико- ...полностью>>

Гу-вшэ www xion ru

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГУ-ВШЭ

Безопасность Жизнедеятельности

Дек.2003г.

Лекция №1

Объектом изучения Обеспечения Безопасности Жизнедеятельнсти является комлекс отрицательных явлений и процессов. Основополагающая формула ОБЖ – предупреждение о потенциальной опасности.Потенциальная опасность является универсальным свойством во взаимодействии человека со средой обитания. В современном мире к фактрорам естественного происхождения прибавились факторы антропогенного происхождения, связанные с производственой и хозяйственной деятельностью человека. Происходящие негативные изменения в среде обитания человека предопредлеляют необходимость знаний по обеспечению безовасности жизнедеятельности.
Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного взаимодейтсвия человека со средой его обитания и защиты населения в чрезвычайных ситуациях. По мере ускорения темпов технического прогресса воздействие хозяйственной деятельности человека на природу становится все более разрушительной. В настоящее время оно уже соизмеримо с действием природных факторов, что приводит к качественному изменению соотношения сил между человеком и окружающей средой.

В природу попадает все больше и больше чуждых ей веществ (часто токсичных). Часть из них не включается в естественный круговорот и накапливается в биосфере и создает опасность для всего живого.

Какие же формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе.

  1. Экономическая форма.

Потребление ресурсов природы. Использование ее для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей.

  1. Экологическая форма.

Охрана окружающей и природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма.

Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется в следующий направлениях:

- загрязнение окружающей среды

- истощение природныхресурсов

- разрушение природной среды

Под загрязнением среды обитания понимают физико-химическое изменение воздуха, воды, почвы, которое угрожает состоянию здоровья и жизни человека, а также его естественной среды обитания

Загрязнения бывают:

  1. Космические (естественные). Земля получает из космоса

  1. Антропогенные. Совершаются в результате хозяйственной деятельности человека.

    • Пылевое

    • Газовое

    • химическое

    • ароматическое

    • тепловое

Источник загрязнения – хозяйственная деятельность человека: промышленность, сельское хозяйство, транспорт.

Парниковый эффект.

Суть: накопление углекислоты в верхних слоях атмосферы препятствует нормальному процессу теплообмена между землей и космосом.

Выражается:

  • повышение температуры

  • изменение погоды, климата.

В настоящее врем якаждые 10 лет температура повышается на 0.5 градусов, что повышает уровень мирового океана на 6 метров. Ужесейчас 6 млн. га земель ежегодно превращаются в пустыни. С загрязнением атмосферы также связано ухудшение состояния азонового слоя. Основная функция состоит в охране человекаи окружающей среды от губительного воздейтсвия ультрофиолетового излучения из космоса. Под воздейтсвием озоноразрушающих веществ идет постепенное разрушение этого слоя.

Сокращение озонового слоя на 1% ведет к 6%-му росту заболеваемости онтологическими болезнями.

Другим не менее важным объектом являются:

  • реки

  • озера

  • мировой океан

Ежегодно в мировой океан сливаются тонны отходов.

Кислород пополняется на 40% растительностью и на 60% мировым океаном.

Кусто: «Мировой океан является основными легкими планеты Земля.»

Одна из острых современных проблем – нехватка чистой пресной воды.

Истощение и загрязнение природной среды ведут к разрушению экологических связей; образованию районов и регионов с полностью или частично деградированной окружающей средой. На загрязнение окружающей среды существенно влияет увеличение населения окружающей среды.

Анализ причин загрязнения, истощения и разрушения природной среды, исходящие от хозяйственной деятельности человека, показывает, что они могут быть как объективными так и субъективными.

  1. К объективным относится.

  • Предельная способность земной природы к самоочищению и саморегуляции.

  • Физическая ограниченость земной территории рамками одной планеты.

  • Отходность человеческого производства.

  • Необходимость познания и использования человеком законов развития природы.

  1. Субъективные причины (относится к РФ).

  • Недостаток в организации защитно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды.

  • Недостаток экологического воспитания и образования населения страны.

Лекция №2

Терроризм

Прогноз основных опасностей.

Жизнедеятельность человека на территории Росии в ближайшие 5-7 лет.

Прогноз опасностей террористического и военного характера.

Кризис в России вызвал многочисленные техногенные катастрофы.

  • Транспортные аварии (20-25%)

  • Пожары и взрывы технологического характера. (20-40%)

  • Аварии и выбросы токсичных веществ

  • Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения (7-15 %)

  • Аварии на трубопроводах (4-8%)

Природные катаклизмы.

  • Наводнения 35%

  • Ураганы, бури, штормы 19%

  • Сильные и особо длительные дожди 14 %

  • Землетрясения 8%

  • И др.

Общий ущерб – 7% от ВВП

Создана государственная система, предупреждающая и ликвидирующая чрезвычайные ситуации.

Прогноз опасностей террористического характера.

  • Рост незарегестрированного оружия

  • Рост незаконных военный образований

  • Рост террористических актов

В XX веке понятия терроризм и катастрофа сроднились + оружие массового поражения.

Причины:

  • Либерализация торговли

  • Слабость экспортного контроля

  • Доступность ифнормации о научных разработках в области химического и биологического оружия.

В XXI веке растет технологическая опаснсть, то есть проведение террористических актов на преприятиях, аварии, которые могут создавать угрозу жизни и здоровью населения и вызвать значительные экологические проблемы.

Неисключена возможность сельскохозяйственного терроризма.

Угроза добавления в продукты грибных образований и т.д.

Эдектромагнитный терроризм, как составляющая информационного терроризма, стала реальной угрозой, так как может влиять технические системы управления как государственного, так и военного.

Наиболее уязвимые точки инфраструктуры:

  • Энергетика

  • Телекамуникационные

  • Финансово-электронные системы

  • Правительственные электронные системы

  • Автоматические системы управления войсками и т.д

В целом в 21 веке следует ожидать, что терроризм:

  • Станет одной из самых серьезных, чреватых большими опасностями, проблем

  • Будет носить еще более организованный и изощренный характер

  • Увеличит масштабы за счет использования найчно-технического процесса

Оценка опасностей военного масштаба

Опасность на границе государства.

Доминирующими станут следующие формы действий.

  1. В воздухе – с преобладанием малозаметных объектов.

  2. На суше – удары на большую глубину

  3. На воде – с использованием подводных урарных систем

  4. боевые действия в космосе и из космоса

Возможные ЧП техногенного и природного характера.

Значительная опасность – хранение нефтепродуктов и химических опасных веществ

К концу десятилетия по мере осуществления выработанных экономических программ, новых экономических условий, возможно снижение техногенной опасности до 30%

На основании исследований можно ожидать федеральные катастрофы с периодом в 10-15 лет и ущербом от 1-10 млрд. руб.

Возможные ЧП природного характера.

Атмосфера земли нагревается. Для России растет температура и прогнозируется повышение количества осадков, что приведет к растоплению и к загрязнению подводных и наземных вод.

Наибольшая опасность – наводнения.

Подверженно 740 городов.

Огромный социальный ущерб.

Лекция № 3

Понятияе и общие сведения о ЧС мирного времени. Сущность ЧС и классификация.

Под ЧС понимают обстановку, сложившуюся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среды, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Авария – это чрезвычайное событие техногенного характера, произошедшее по конструктивным производственным технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий и заключавшихся в повреждении, выходе из строя технических устройств или сооружений.

Катастрофа – это крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Опасность в ЧС – это состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника ЧС на население, объекты экономики о окружающую природную среду в зоне ЧС.

Норма – протекание процессов или явлений, к которым экономика и население приспособились путем длительного опыта или специальных технических разработок.

Источник ЧС – это опасное природное явление или антропогенное (производственное происшествие)

Опасность природных явлений – это стихийное событие природного происхождения, которое своей интенсивностью и продолжительностью может вызвать опасные последствия.

Стихийное бедствие – катострофическое природное явление или процесс, который может вызвать человечесеие жертвы.

Экономические бедствие – это чрезвычайное событие в особо крупных масштабах, вызванное изменением под возд. Человеком, состоянием суши, атмосферы, гибросферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей и духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд.

Обеспечение БЖД – это применение правовых норм, восполнение эколого-защитных отраслей и ведомств, требований и правил, а также проведение комплексных организованных экономичных, экологозащитных, санитарногигиенических, и специальных мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения, объектов экономики и инфраструктуры, окружающей природной среды в ЧС

Предупреждение ЧС – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на max возмножное сокращение риска возникновения ЧС, на сохранение здоровья людей, ущерба и материальных потерь.

ЧС бывают:

  • конфликтные и неконфликтные

  • скоротечне и плавнопротекающие

  • на локальные и местные

  • ведомственные и вневедомтсвенные

Лекция №4

Нормативно-правовые акты РФ в области защиты населения и территории в ЧС.

(федеральные законы, постановления правительства РФ, законы г. Москвы)

Закон о безопасности (5 марта ’92 г.)

Общее положение:

Понятие безопасности и ее объекты

Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства отвнутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существования и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Основные объекты безопасности

  • Личность, ее права и свободы

  • Общество, его материальная и духовная ценность

  • Государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность

Угроза безопасности – это совокупнсть условий и факторов, создающих опасность жизенно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних ивнешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Закон об обороне (24 сентября ’92 г.)

Определяет основу и организацию обороны РФ

  • Права и обязанности органов государственной власти и управления., органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан в области обороны

  • Структуру и организацию вооруженных сил

  • Ответсвенность за нарушения законодательства РФ

Оборона – система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженных нападений, а также защиты населения, территории, суверенитета РФ.

Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

Оборона организуется и осуществляется конституцией РФ, действующим законодательством РФ, военной доктриной.

Закон о гражданской обороне (26 декабря ’97 г.)

Определяет задачи и области гражданской обороны и правовые основы их существования

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасности, возникающей при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Службы гражданской обороны – это службы предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку, средств и обеспечение действий гражданской организации гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других работ.

Закон о защите населения (11 ноября ’94 г.)

Определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан, находящихся на территории РФ, всего земельного пространства, воздушного, водного в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окр. природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы.

Закон об охране окружающей среды (2- декабря ’01 г.)

В соответсвтии с конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизнедеятельнсти народов, проживающих на территории РФ.

Этот закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач.

Биологическое разнообразие природных ресурсов в целях удовлетворения нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Закон о радиационной безопасности (5 декабря ’95 г.)

Определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Основные понятия.

Радиационная безопасность населения – состояние защищенности настоящего и будущего поколения людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

Ионизирующее излучение – это излючение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных препращений, торможения заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средойионы разлычных знаков.

Естественный радиационный фон – это доза излучения, созданная космическим излучением и излучения радионуклеидов, естественно распределенных продуктах и организмах людей.

Закон об использовании атомной энергии (20 октября ’95 г.)

Определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использованииатомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окрущающей среды, защиту собсвенностипри использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной техники и содействовать укреплению международного режима безопасного использования.

Закон о пожарной безопасности (18 ноября ’94 г.)

Определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности РФ, регулирует отношения между органами государственной власти, обеспечение природной безопасности – одна из важнейших функций государства.

Закон о промышленной безопасности опасных приозводственных объектов (10 июня ’97 г.)

Закон об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей (14 июля ’95 г.)

Закон о борьбе с терроризмом (3 июля ’98 г.)

Постановления правительства РФ

  • О классификации ЧС природного и техногенного характера (13 сентября ’96 г.)

  • О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС

  • О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (3 августа ’96 г.)

  • О порядке сбора и обмена в РФ информации в области защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера (24 марта ’97 г.)

Лекция №5

Положение закона РФ о защите населения и территори от ЧС природного и техногенного характера.

Цель:

  • Предупрждение возникнвения и развития ЧС

  • Снижение размера ущерба и потерь от ЧС

  • Ликвидация ЧС

Создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

РСЧС – Российская Система по Чрезвычайным Ситуациям

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организации, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территории от ЧС.

Основные задачи:

  • Разработка и реализаци правовых и экономических норм

  • Осуществление целевых и найчно-технических программ

  • Обеспечение готовности к действиям органов управления сил и средств

  • Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты

  • Подготовка населения к действиям в ЧС

  • Прогнозирование и социально-экономическая оценка последствий от ЧС

  • Создание резервов финансовых и материальных ресурсов.

  • Осуществлениегосударственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты

  • Ликвидация ЧС

  • Осуществление мероприятий по социальной защите населения

  • Реализация прав и обязанностей населения в области защиты

  • Международное сотрудничество в области защиты населения и территории

Основные принципы защиты населения итерритории от ЧС.

  1. Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС

  2. Планирование и осуществление мероприятий по защите проводятся с учетом экономических, природных особеностей территории

  3. Объем и содержание мероприятий по защите определяется исходя из принципа необходимой достаточности

  4. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления органов исполнительной власти объетов РФ, на территории которых сложилась ЧС

Полномочия органов государственной власти

Президент:

  • Определяет направления государственной политики и принимает решение в области защиты населения и территории от ЧС

  • Вносит на рассмотрение Совета безобасности и принимает с учетом его предложений решение по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС

  • Вводит при ЧС на территории РФ чрезвычайное положение

Полномочия Федерального собрания

  • Обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты

  • Утверждает бюджетное ассигнование на финансирование

  • Проводит парламентские слушания по вопросам защиты

Обязанности граждан.

  1. Соблюдать законы и нормативно-правовые акты в области защиты

  2. Соблюдать меры безопасности в быту и в повседневной трудовой деятельности

  3. Изучать основные способы защиты населения ЧС, прием и оказание первой медицинской помощи пострадавшему, правила пользования колективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в этой области.

Положение постановления правительства РФ о РСЧС

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

  1. федеральный

  2. региональный

  3. территориальный

  4. местный

  5. объектовый

Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ и в пределах их территории.

Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения, территории от ЧС.

Каждый уровень имеет координирующие органы

  • Федеральный – межведомственная комиссия предупреждению и ликвидацию ЧС и ведомственные комиссии по ЧС федеральных органов исполнительной власти.

  • Региональный – региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС, ликвидации последствий стихийных бедствий.

  • Территориальный – комисси по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ.

  • Местный – комиссия по ЧС органов местного самоуправления.

  • Объектовый – объектовые комисси по ЧС.

Основные задачи объектовых комиссий.

  • Руководство разработкой и осуществлением мероприятий о предупреждении ЧС

  • Повышение надежности потенциально опасных объектов

  • Обеспечение устойчивости функций структурных подразделений при возникновении ЧС

  • Организация работ по созданию систем контроля и оповещения

  • Обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям

  • Организация подготовки руководства сил и средств к действию ЧС

Органами управления по делам ГО и ЧС я вляются:

  • На федеральном – министерство до делам ГО ЧС и ликвидации стихийных бедствий

  • На региональном – региональные центры

  • На территориальном и местном – органы управления, созданные при органах исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления

  • На объектовом – отделы по делам ГО и ЧС

Информационное обеспечение.

  • Центр управления в кризисных ситуациях министерства РФ по делам ГО ЧС

  • Центры федеральных органов исполнительной власти

  • Региональные информационно управленческие центры

  • Абонентские пункты городских и районных органов управления

  • Информационные центры организаций

Лекция № 6

Защита населения и территории при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах.

Защита при землетрясении.

    • Инженерно-технические мероприятия

  • Проектирование и строительство объектов определенной сейсмостойкости в зависимости от прогнозируемой интенсивности поверхности волн а данном регионе.

  • Повышение сейсмостойкости построенных зданий с соответствии сейсмоопасности региона и госта по строительству зданий в этом регионе.

  • Разсосредоточение объектов при строительстве городов, населенных пунктов.

  • Обеспечение повышенной пожаростойкости объектов.

  • Строительство дорог с твердым покрытием.

  • Исключение строительства потенциально опасных объектов в регшионах с повышенной сейсмичности.

    • Организационные мероприятия

  • Планирование защиты населения

  • Создание, поддерживание постоянной готовности сил и средств для ликвидации ЧС

  • Контроль сейсмической обстановки в регионе. Прогнозирование землетрясения. Прозноз может быть:

- долгосрочным (на несколько лет)

- среднесрочным (на несколько месяцев)

- краткосрочным (меньше чем на неделю)

- непосредственным (за несколько часов)

  • Организация фиктивной системы оповещения населения

  • Создание дублирующих средств оповещения

  • Подготовка населения к действиям в условии угрозы

Защита населения при наводнениях.

    • Инеженерно-технические мероприятия

  • Проектирование строительства объектов особенно потенциально опасных в дали от местности с максимально высоким и уровнями возможного затопления

  • Рациональное размещение элементов инфраструктуры

  • Регулирование паводского укрепления рек дамбами

    • Организационные мероприятия

  • Планирование защиты населения в условиях наводнения

  • Обеспечение населения простейшими спасательными средствами

  • Осуществление контроля за состоянием рек и водоемов

  • Организация компактной системы оповещения населения

  • Подготовка населения к действиям в условиях наводнения

Мероприятия при взрывах и пожарах на объектах.

Оценка фактической обстановки:

  • Принятие решения по защите персонала

  • Оповещение персонала

  • Ликвидация пожара

Лекция №7

Организация работы комиссии по ЧС на объектах.

  • Признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС.

  • Приоритет профилактической работе.

  • Комплексный подход при формировании системы. Учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий.

  • Территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории. Главный руководящий орган – комиссия по ЧС. Рабочие органы КЧС – штабы по делам ГО и ЧС.

  • Функциональные подсистемы РСЧС создают министерства ведомства и организаций РФ. Задача: наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах.

Территория РФ разделена на 9 регионов, где созданы региональные центры РСЧС.

      1. Москва

      2. Санкт-Петербург

      3. Ростов-на-Дону

      4. Самара

      5. Екатеринбург

      6. Новосибирск

      7. Красноярск

      8. Чета

      9. Хабаровск

Система РСЧС фукционирует в трех режимах.

        • Режим повседневной деятельности

        • Режим повышенной готовности

        • Чрезвычайный режим

Деятельность КЧС по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте осуществляется в трех режимах функционирования системы.

Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС проводит председатель комиссии.

Главное планирование:

  • выполнение всего комплекса мероприятий по защите персонала, зданий, оборудования, территорий от ЧС природного и тезногенного характера.

  • Обеспечение защиты персонала при различных видах ЧС.

  • Выделение необходимых сил и средств для проведения мероприятий по ликвидации ЧС.

На основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на территории объекта, определяет способы защиты

    1. наличие потенциально опасных участков посредственно на объектах

    2. возможность сценария развития аварийной ситуации в процессе их эксплуатации

    3. потенциально опасные зоны, которые могут оказать влияние на объект.

    4. Возможные стихийные бедствия в районе объекта.

    5. Силы и средства объекта, возможные варианты усиления для проведения мероприятий по защите персонала.

    6. Ореинтировочнй объем, порядки и сроки выполнения мероприятий по предупреждению или снижению ущерба, проведение аварийно-спасательных работ.

    7. Другие исходные данные для планирования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российской Федерации Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет экономики программа дисциплины (3)

    Программа дисциплины
    Требования к студентам: теоретической базой курса являются основы экономической теории, курсы «Экономика фирмы», «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Инвестиционный анализ», «Бизнес-планирование».
  2. Актуальные процессы и перспективы

    Тезисы
    И 88 Испанский язык в информационном обществе: актуальные процессы и перспективы / El español en la sociedad de la información: actualidad y perspectivas / Тезисы и доклады международной научной конференции 13-14 апреля 2006 года,
  3. Программа дисциплины «Социально-экономическое развитие посткоммунистических стран» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра, для специальности 040201. 65 «Социология» подготовки специалиста Автор: Л. Я. Косалс

    Программа дисциплины
    Курс рассчитан на студентов-социологов, прослушавших курсы современных социологических теорий, экономической социологии и сравнительный анализ хозяйственных систем.
  4. Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

    Документ
    Журналистика и медиаобразование-2010: Сб. тр. IV Между-Ж92 нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22–24 сент. 2010 г.) / под ред. проф. А.П. Короченского, проф.
  5. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.

Другие похожие документы..