Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова совместно с Институтом психологии РАН, Администрацией Ярославской области, Российским психоло...полностью>>
'Лекция'
Обозначим maxxi – наибольший отрезок разбиения, а minxi – наименьший. Если maxxi 0, то число отрезков разбиения отрезка [a, b] стремится к бескон...полностью>>
'Изложение'
Специальный курс «Теория полей» — это изложение ряда общих понятий и фактов, касающихся строения произвольных расширений полей. Сама теория полей явл...полностью>>
'Документ'
Настоящее Положение устанавливает местные гарантии и компенсации для лиц, проживающих в муниципальном образовании город Тарко-Сале (далее – муниципал...полностью>>

Рабочая программа дисциплины индикативное планирование региональной экономики специальности 060800 (080502) «Экономика и управление на предприятии (машиностроения)» (очная форма обучения)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Декан экономического факультета

____________________ А.В. Ткаченко

« ____ » ________________ 2006 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Специальности 060800 (080502) «Экономика и управление на предприятии (машиностроения)» (очная форма обучения)

Курс: 5 Семестр: 8

Всего часов по рабочему учебному плану

100, из них:

всего аудиторных занятий

64 часов, из них:

лекции

32 часа,

практические занятия (8 семестр)

16 часов,

лабораторные занятия (8 семестр)

16 часов,

индивидуальные занятия

0 часов,

самостоятельная работа студентов

36 часов.

Распределение форм контроля знаний по семестрам:

Зачет: 8 семестр

КУРСК 2006

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060800 (080502), типовой рабочей программы дисциплины «Индикативное планирование региональной экономики» и на основании рабочего учебного плана специальности 060800 (080502) «Экономика и управление на предприятии (машиностроения)», утвержденного Ученым советом Курского государственного технического университета «7» февраля 2003 г.

Рабочая программа обсуждена и рекомендована к применению в учебном процессе для обучения студентов специальности 060800 (080502) «Экономика и управление на предприятии (машиностроения)» на заседании кафедры «Экономика и управление» от «13» июня 2006 г., протокол № 39.

Зав. кафедры _________________________ д.э.н., проф. Э.Н. Кузьбожев

Разработчики программы_______________ д.э.н., проф. Э.Н. Кузьбожев

_______________ к.э.н., преп. Д.А. Чулаков

Рабочая программа одобрена методической комиссией по специальности 060800 (080502) «Экономика и управление на предприятии (машиностроения)»

Председатель МК ________________________

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ « ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

1.1. Цель преподавания дисциплины - формирование у студентов системы знаний об индикативном планировании и прогнозировании региональной экономики как методологии управления, универсальном способе регулирования функционирования и развития экономики мезоуровня, а также – освоение студентами методики анализа и прогнозирования развития региона.

1.2. Задачи изучения дисциплины:

  • получение студентами теоретических знаний о регулировании экономики и индикативном планировании во всех проявлениях;

  • привить прикладные знания в области анализа и прогнозирования социально-экономического развития региона в условиях перехода к рыночным отношениям;

  • на основе предметно-объективного статистического материала, используя специальный инструмент анализа и прогнозирования мезоэкономики САПСЭР (система анализа и прогнозирования социально-экономического развития региона) в рамках заданных сценариев возможного развития с помощью системы критериев выявить рациональный вариант;

  • по завершению курса обладание навыками креативной реализации теоретических и прикладных знаний в практической деятельности управленца соответствующих подразделений администрации.

1.3. Знания и умения, приобретенные при изучении дисциплины:

  • теоретические концепции государственного управления экономикой;

  • историю и основные тенденции совершенствования государственного управления, уметь анализировать и применять на практике достижения зарубежных стран в области реформирования государственных и административных структур;

  • сущность, объекты и цели государственного регулирования экономики;

  • определение регионального индикативного планирования и прогнозирования, а также основных понятий дисциплины;

  • различные подходы к использованию индикативного планирования и прогнозирования;

  • необходимость индикативного планирования с учетом недостатков рыночного механизма саморегулирования и прямого государственного вмешательства в экономику;

  • методы, алгоритмы и инструменты анализа и прогнозирования социально-экономического развития региона.

В результате изучения дисциплины специалист должен уметь анализировать социально-экономическое состояние региона, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики, организовать и провести практические исследования социально-экономической обстановки, конкретных форм управления; знать методы прогнозирования развития социально-экономических процессов в объектах управления и оценки их состояния по потенциальным возможностям экономического развития; уметь разрабатывать варианты развития экономики региона и обосновывать их выбор по критериям социально-экономической эффективности; владеть методикой САПСЭР; уметь делать выводы и принимать управленческие решения при выборе рационального варианта развития социально-экономической системы – регион.

1.4. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:

“Индикативное планирование регионального развития” как обязательная дисциплина в системе подготовки экономистов связана со следующими дисциплинами учебного плана:

  • "Экономической теорией", "Социологией", "Политологией", "Экономикой отрасли" – в теоретическом аспекте;

  • "Статистикой", "Информатикой", "Социально-экономическим прогнозированием", "Стратегическим менеджментом", "Разработкой управленческих решений" – в методическом аспекте.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Наименование тем лекционных занятий, их содержание, объем в часах (с распределением по семестрам)

Номер темы

Наименование и краткое содержание темы

Объем в часах

1

2

3

1

Предмет, метод, задачи дисциплины «Индикативное планирование региональной экономики»: Определения и основные понятия индикативного планирования. Сущность индикативного планирования в условиях перехода к рыночной экономике.

2

2

История государственного регулирования: Эволюция концепций государственного управления. Современные направления и тенденции развития государственного регулирования экономики, его стратегические и конъюнктурные приоритеты. Эволюция форм индикативного планирования.

2

1

2

3

3

Сущность, объекты и цели государственного регулирования экономики: Теоретические понятия государственного регулирования экономики и государственной экономической политики. Особенности государственного регулирования экономики в современных условиях. Характеристика субъектов, объектов, целей, инструментов или средств, а также этапов развития государственного регулирования.

2

4

Инструменты и механизм регулирования экономики: Основные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прямое и косвенное регулирование. Направления политики долгосрочного регулирования экономики.

2

5

Необходимость индикативного планирования с учетом недостатков рыночного механизма саморегулирования и прямого государственного вмешательства в экономику: Индикативное планирование как совокупность процедур согласования макро-, мезо- и микропланирования. Дефекты рыночных механизмов саморегулирования. Недостатки государственного вмешательства в экономику. Суть принципов современного государственного индикативного планирования. Нормативное регулирование индикативного планирования. Госзакупки и планы-контракты в системе индикативного планирования. Структура и функции органов индикативного планирования.

2

6

Сравнительный анализ процедур индикативного планирования в США и Западной Европе: Модели индикативного планирования. Американская практика индикативного планирования. Методология индикативного планирования, применяемая во Франции и Западной Европе.

2

7

Прогнозно-аналитический инструментарий САПСЭР (система анализа и прогнозирования социально-экономического развития региона) для государственных органов регионального управления: Возможности использования методологии САПСЭР в современном региональном управлении, структура модели, состав показателей.

6

1

2

3

8

Балансовая модель многоотраслевой экономики – основа САПСЭР: Понятие межотраслевого баланса, его составляющие; состав показателей балансового уравнения, их формализованное представление. Последовательность формирования показателя «Сальдо вывоза –ввоза».

6

9

Формирование сценариев и вариантов регионального развития: Общая характеристика сценария и варианта, условия формирования; результаты развития по вариантам.

4

10

Критерии выбора рационального варианта развития РХК: Характеристика показателей, отраслевая структура рационального варианта для обеспечения целей, стоящих перед региональной экономикой; основные виды критериев.

2

11

Информационная технология САПСЭР: Применение метода нейронных сетей и моделей САПСЭР для прогнозирования валового продукта отрасли и прочих параметров развития региональной экономики.

2

ИТОГО:

32

2.2. Практические (семинарские) занятия (с распределением по семестрам)

Устные семинары, задачи, практические задания, защита отчетов по сквозным заданиям, контрольные работы по обозначенным в разделе 2.1 темам (8 семестр).

Номер занятия

Наименование и краткое содержание занятия

Объем в часах

1

Тема 1. Прогнозно-аналитический инструментарий САПСЭР (система анализа и прогнозирования социально-экономического развития региона): Структура САПСЭР, модели анализа и прогнозирования, целевые показатели.

2

2

Тема 2. Система моделей САПСЭР: Общая характеристика моделей, состав, применение.

2

3

Тема 3. Характеристика базовой модели: Центральное (балансовое) уравнение: основные показатели.

6

4

Тема 4. Сценарии и варианты региональной экономики: Комплекс сценариев и вариантов, результаты развития по вариантам, влияние экономических нормативов, технического прогресса, распределения ресурсов между отраслями.

2

1

2

3

5

Тема 5. Критерии выбора рационального варианта развития: РХК Основные критерии: норма замены, интенсивность структурных сдвигов, критерий прогрессивности структуры, векторный, критерии эффективности.

2

6

Тема 6. Рациональный вариант развития региона: Определение рационального варианта развития, особенности распределения ресурсов, достоверность прогнозов.

2

Итого:

16

2.3. Лабораторные занятия (8 семестр)

Номер занятия

Наименование и краткое содержание занятия

Объем в часах

1

САПСЭР (система анализа и прогнозирования социально-экономического развития региона): Обучение студентов навыкам работы с системой САПСЭР на ПЭВМ, изучение структуры САПСЭОР, моделей анализа и прогнозирования.

2

2

Прогнозирование развития региона с помощью САПСЭР: Получение студентами индивидуального задания на лабораторную работу, формирование сценария и вариантов развития РХК на основе базового варианта.

2

3

Анализ результатов реализации вариантов: Расчет данных по вариантам, анализ результатов развития с использованием системы критериев выбора рационального варианта.

6

4

Обоснование выбора рационального варианта развития региона: Сравнение полученных вариантов развития с базовым вариантом, проверка на соответствие целям функционирования региональной экономики.

2

5

Подведение итогов: Подготовка отчета о выполнении лабораторной работы, выводы по проведенному анализу вариантов.

4

ИТОГО:

16

2.4. Индивидуальная работа со студентами

не проводится

2.5. Объем и содержание самостоятельной работы студентов

Содержание занятий

Количество часов

Вид отчетности

1

2

3

4

Прогнозно-аналитический инструментарий САПСЭР

4

Ответы на вопросы

Характеристика основных параметров и взаимосвязей межотраслевого баланса

4

Ответы на вопросы

Многокритериальный подход к выбору рационального варианта развития экономики региона

8

Ответы на вопросы

1

2

3

4

Подготовка статистической информации для индивидуального задания

2

Отчет о лабораторной

Работе

Формирование базового варианта

2

Отчет о лабораторной

работе

Расчет прогнозных показателей, вносимых в САПСЭР

2

Отчет о лабораторной

работе

Корректировка базы данных в соответствии с индивидуальным заданием

2

Отчет о лабораторной

работе

Расчетов вариантов социально-экономического развития региона

4

Отчет о лабораторной

работе

Анализ критериев и выбор рационального варианта развития.

4

Отчет о лабораторной

работе

Формирование отчета о выполнении лабораторной работы и полученных результатах

4

Отчет о лабораторной

работе

ИТОГО

36



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов специальности 060800 (080502) "Экономика и управление на предприятии"

    Методические рекомендации
    Курсовая работа один из основных этапов изучения дисциплины «Экономическое прогнозирование». Результаты курсового исследования доказывают готовность студентов квалифицированно решать теоретические и практические задачи, анализировать

Другие похожие документы..