Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Анкета'
ВНИМАНИЕ! В случае, если данные не подтвердятся после признания компании номинантом или лауреатом, Конкурсная комиссия имеет право отозвать свое решен...полностью>>
'Анализ'
В настоящее время в России 61% семей нуждаются в улучшении жилищных условий, но решение этой проблемы продвигается крайне медленными темпами. Конечно,...полностью>>
'Документ'
Политика как общественное явление и объект исследования политиче­ской науки. Предмет политологии, ее основные категории. Методы полу­чения политическ...полностью>>
'Документ'
Процесс объединения русских земель вокруг Москвы привел в конце XV века к образованию единого Русско­го государства. Преодоление феодальной раздробле...полностью>>

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Славянский детский сад» проект по теме

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Славянский детский сад»

ПРОЕКТ

по теме

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Выполнил:

Боридько Т.Н., воспитатель МДОУ «Славянский детский сад»

Слобченко М.А., воспитатель МДОУ «Славянский детский сад»

Сысолятина Н.А. заведующий МДОУ «Славянский детский сад»

Славянка 2010

Актуальность темы

Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр» разработан с учётом особенностей современной системы образования, в соответствии с образовательной программой «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, в соответствии с родительским заказом и заказом начального образования.

Что является сегодня приоритетным в отношении дошкольника: обучение или воспитание? Этот вопрос остаётся по-прежнему актуальным и дискуссионным. Ни у кого не вызывает сомнения, что детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъективности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания.

В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально – в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных малышей, обладающим начальным багажом знаний. Да и в самих школах изменились методики обучения. Большинство заданий, контрольные, экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не излагать изученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях. Не «напичкать» ребёнка знаниями, а научить думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, то есть указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализоваться в жизни и профессии. Но, как показывает практика, усилия самых опытных и квалифицированных педагогов не принесут достаточной пользы без активного участия родителей в процессе воспитания и обучения.

Для нашего проекта важно представить дошкольное детство как особенное, уникальное социокультурное явление, показать чрезвычайно сложное и многогранное развитие личности в дошкольном детстве, ценность которого в том, что заложенный в этот сравнительно короткий период жизни фундамент имеет непреходящее значение для всего последующего развития ребёнка.

Проблемы (противоречия)

Вытекает из противоречия, сложившегося между разработанной психолого-педагогической литературой, методикой и низким уровнем развития детей в реальной существующей практикой.

Идея проекта

Разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объект

Интеллектуальное развитие ребёнка старшего дошкольного возраста.

Предмет

Развитие интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

Задачи проекта

  1. Разработать модель пространственно-развивающей игровой среды, направленной на развитие интеллектуальных способностей детей.

  2. Создание системы развивающих игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей.

  3. Расширить представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста.

  4. Систематизировать диагностический материал для выявления уровня интеллектуальных способностей детей.

Теоретические положения проекта

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое каждый может у себя выработать. Интеллектуальное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Интеллектуальные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Развитие интеллектуальных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Психологи и педагоги (А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.Н. Поддъяков, Л.В. Венгер, И.Я. Лесгафт) разработали принципы содержание и методы интеллектуального воспитания детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие интеллектуальных способностей.

В статье Л.А. Венгера раскрывается значение игровой деятельности для интеллектуального развития ребёнка, роль игры для овладения новыми формами мышления, необходимыми при обучении в школе.

Положение Л.С.Выготского об универсальности закономерностей развития для «нормальных» и «интеллектуально развитых детей» даёт основания полагать, что общие закономерности развития способностей и их возрастные особенности у детей дошкольного возраста могут быть приложимы и к определению детской одарённости.

Дети познают мир через игру. Они проигрывают сложные жизненные ситуации, выстраивая свой маленький опыт жизни. Чем больше ребёнок играет в детстве, тем быстрее интеллектуально и духовно взрослеет, тем способнее и увереннее он будет. Обычно взрослые навязывают детям игры по своему разумению, вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребёнка, присмотритесь к детям и бережно направляйте его стремления. Один из способов развития интеллектуального развития ребёнка это развивающие игры. Необходимо ежедневное включение развивающих игр в разные виды деятельности, поскольку в этом возрасте ребёнок может приобретать новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает много новой для себя информации и это очень важно для его интеллектуального развития.

Модель пространственно-развивающей игровой среды

Развивающие центры

Компоненты центра в ДОУ

Компоненты центра в семье

«Здоровячок»

Здесь целесообразно разместить материал по приобщению детей к гигиенической и двигательной культуре детей

Спортивный комплекс, спортивный инвентарь

(мячи, обручи, скакалки, дуги, цель для метания, флажки, ленты, султанчики, лыжи и т.д.);

Материалы по приобщению к гигиенической культуре (картинки с изображением КГН, пинтограммы, картотека потешек, пестушек, стихов, пословиц, поговорок о ЗОЖ, о гигиене, о культуре еды и т.д

Спортивный комплекс, спортивный инвентарь,

санки, лыжи, коньки, велосипед, бадминтон и т.д.

«Игровой центр»

Сюжетные и дидактические игрушки, настольные и дидактические игры;

Материал для различных игр-экспериментов;

Атрибуты для творческих и театральных игр;

Строитель;

Планы-схемы;

Шапочки-маски;

Развивающие игры (по направлениям)

Сюжетные и дидактические игрушки, настольные и дидактические игры с картинками, детские музыкальные инструменты, интеллектуальные и развивающие игры (головоломки, лабиринты, «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат» и т.д.

«Социальный уголок»

Здесь целесообразно разместить материал, способствующий формированию у детей представлений о мире взрослых людей , о сверстниках, о себе самом

Ребёнок и взрослые люди:

Картинки с изображением взрослых людей и детей с ярко выраженным эмоциональным состоянием, разных возрастов, на различие по половому признаку, различных профессий; Семейные фотоальбомы; Игровая мебель;

Посуда, одежда и т.д.; Картотека стихов, поговорок, пословиц о семье, труде, любви, трудовых и героических поступках взрослых людей и т.д.

Ребёнок и сверстники:

Картинки, фотографии, скульптурные композиции с изображением детей разного возраста, разного эмоционального состояния, выполняющие различные действия, с различными взаимоотношениями между детьми, в том числе между сёстрами и братьями;

Плакаты с изображением правил культуры общения и взаимодействия между детьми, с изображением поведения детей при взаимодействии с посторонними взрослыми (особенно в случае опасности);

Правил дорожного движения и т.д.

Ребёнок в процессе самопознания:

Фотоальбом с фотографиями ребёнка и членов его семьи портретного типа и в полный рост;

Фотоальбомы «Кто работает в детском саду?», «Наши родители трудятся», «встречи с интересными людьми»;

картинки, картины, плакаты, иллюстрации, видио фильмы о ЗОЖ.;

Наглядно-иллюстрационный материал по ознакомлению с родным селом, страной, жизнью разных народов;

наглядно-иллюстрационный материал о школе, школьных принадлежностях и т.д.

Наборы игровой мебели, сюжетных и дидактических игрушек.

Семейные фотоальбомы (социальные роли членов семьи, культурные традиции семьи, любимые занятия членов семьи, ЗОЖ семьи, школьные фотографии родителей, старших братьев и сестёр.

Центр «Мир природы»

Здесь необходимо разместить материал, способствующий формированию у дошкольников представлений о формировании жизни на земле (1 блок), о приспособлении живых организмов к среде обитания (2 блок), о росте, развитии и размножении живых существ (3 блок), о природных сообществах (экосистемы) (4 блок).

1 блок:

Объекты неживой природы; растения и животные для уголка природы;

Материал по уходу за растениями и животными; Наглядно-иллюстрационный и видио материалы с изображением деревьев, кустов, травянистых растений ближайшего окружения, диких животных, птиц, рыб, насекомых, земноводных ближайшего окружения;

человека, его строения, функций, назначение некоторых жизненно важных органов;

картинки с изображением плохого и хорошего состояния живых существ;

дидактические игры и наглядно-иллюстрационный материал по формированию представлений о живом (признаки и свойства, потребности), назначении основных органов и частей живых существ.

2 блок:

Наглядно-иллюстрационный материал, видео фильмы, слайды способствующий формированию представлений о сезонном состоянии живых существ, их приспособлении к жизни в разные сезоны года, в разной среде обитания;

модели, макеты, календарь природы.

3 блок:

Наглядно-иллюстрационный материал, видео материалы «Животные и их детёныши» (предметные и сюжетные картинки), по формированию представлений росте живых существ, появление у них детёнышей;

Картинки и фотографии с изображением ухода человека за животными;

Ящики для посадки лука , крупных семян;

Пооперационные карты и схемы-модели последовательности трудовых действий человека во время посадки, в процессе роста и сбора урожая.

4 блок:

Модели и макеты по формированию знаний взаимодействия живых существ в экосистемах – модель или макет «Дерево, «аквариум», «Бабушкин двор», «Дом», «Луг», «Грядка» и т.д.;

Наглядно-иллюстрационный и видео материал по формированию представлений о местообитании растений, животных, человека, об основных условиях определённой экосистемы;

Дидактические игры «Кто в аквариуме (пруду, реке)?», «Звери заблудились», «Помоги найти дом» и т.п.;

Кормушки для зимующий птиц.

Рассматривание, чтение и обсуждение прочитанных книг в семейном кругу по природной тематике;

Ухаживание за домашними животными, посильная помощь детей по уходу за животными в сарае, при посадке огорода и сборе урожая;

Прополка грядок, подметание дорожек;

Совместное ухаживание детей и родителей за комнатными растениями;

Дидактические игры;

Кормушки для зимующих птиц.

Центр «Маленькие трудяжки»

Здесь размешается материал по ознакомлению с разнообразием предметного мира, с трудом взрослых, а также необходимо обеспечить возможность детям осуществлять простейшие трудовые умения.

Предметы ближайшего окружения (названия, назначения этих предметов, особенности строения и назначения их частей);

Разные виды материалов;

Предметы необходимые людям разных профессий для осуществления трудовых действий, наглядно-иллюстрационные материалы, способствующие формированию представлений о взаимосвязи людей разных профессий одного производства (модельер, закройщик, швея) и т.п.;

Алгоритм процесса умывания, одевания, сервировке стола к завтраку, обеду, полднику;

Альбомы о труде взрослых;

Материалы для самостоятельного изготовления поделок из бросового материала.

Приобщение детей в семье к совместному и посильному самостоятельному труду.

Экскурсия детей на рабочее место родителей;

Фотоальбомы с фотографиями на рабочем месте бабушек, дедушек, мамы, папы других родственников;

Совместное изготовление поделок из бросового материала для украшения интерьера детской комнаты, для подарков.

Модель развивающих игр

Направленность развивающих игр

Актуальность развивающих игр

Перечень развивающих игр и упражнений

Игры на развитие ловкости, координации движений, ритма

Эти игры развивают - сообразительность, быстроту реакции, координацию, пластичность, гибкость, внимание, память. Учат быстро координировать движения в соответствии с меняющейся ситуацией.

Следы

Птички-невелички

Допрыгни

Зеркало

Бирюльки,

Классики,

Подбрось мяч,

Закинь в кольцо,

Снежная баба,

Бумажный снег и т.д.

Игры в детской компании (подвижные)

Эти игры закрепляют и совершенствуют основные движения детей, приучают играть по правилам, добиваться высоких личных результатов, заботиться об общекомандном результате, воспитывает выдержку, дисциплинированность, активность и т.д.

Горелки,

Чьё звено скорее соберётся?

Ручеёк,

Море волнуется раз,

Совушка,

Попрыгунчики-воробушки,

Два мороза,

Прятки,

Поймай и угадай,

Гуси-лебеди,

Охотники и утки,

Хитрая лиса и т.д.

Игры математического содержания. Игры на развитие логического мышления.

Эти игры активизируют умственную деятельность, развивает мыслительные и логические способности, расширяют и углубляют математические представления, закрепляют полученные во всех видах деятельности полученные знания и умения.

Математические блоки «Дьениша»,

Цветные палочки «Кюизенера»,

«Сложи узор»

(по Никитину),

«Весёлый квадрат»

(В.В. Воскобовича),

Конструктор «Геоконт»,

Игра «Точки»,

По росту становись,

Загадай число,

Запиши цифрами,

Посчитай яблоки,

Кто где живёт,

Пищевые цепочки,

Крестики-нолики и т.д.

Игры на развитие воображения и творческого мышления.

Основная задача этих игр – представление ожидаемого результата до его реального осуществления. При помощи творчества и воображения ребёнок формирует свою личность. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и др. Творчество делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

Танцы, пение, лепка, рисование, сочинение сказок и музыки, выступление на сцене, участие в конкурсах.

Сюжетно-ролевые игры.

Космическое путешествие,

Необитаемый остров,

Волшебные превращения,

Кубики и конструкторы,

Самодельные подарки,

Поделки из природных и бросовых материалов,

Игры ТРИЗ и др.

Игры на развитие памяти, внимания.

Эти игры развивают все типы и виды памяти и внимания.

Заучивание стихов или сказок и рассказы об увиденном во время прогулки.

Мы ходили в зоопарк,

Вспомни, как было,

Запомни и нарисуй,

Съедобное – несъедобное,

Кто наблюдательнее?

Летает – не летает,

Прогулка в картинках,

Нарисуй узор,

Найди пару, отличие,

Будь внимателен,

Хлоп и топ и др.

Игры на развитие мелкой моторики

Эти игры способствуют развитию мелкой моторики, воображения, навыкам классифицирования, формируют творческое начало.

Рисование, лепка, Нанизывание бусин, пуговиц,

Вырезывание ножницами.

Мозаика,

Картины из крупы,

Выжми мочалку,

Цветная проволока,

Игра теней,

Счётные палочки.

Мир вокруг

Эти игры знакомят ребёнка с тем, что его окружает.

Развивают определённые навыки.

Призваны показать какой разнообразный и захватывающе интересный мир вокруг.

Все по местам,

Дорожное движение,

Докажи,

Препятствие, радуга на стене,

Водяные превращения,

Прогулка в лесу,

Следопыты,

Хочу всё знать и т.д.

Проектная гипотеза:

если учебно-воспитательный процесс и предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении организован с учётом выявления и развития интеллектуальных способностей детей в условиях индивидуальной траектории развития, предоставляет возможности для творческой деятельности и самореализации личности, способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи - то будут достигнуты высокие результаты в интеллектуальном развитии детей, их успешная адаптация и обучение в школе.

Характеристика методов и средств реализации проекта

Методы:

педагоги

родители

дети

Изучение и анализ методической литературы

Консультирование

Наблюдения

Моделирование

Анкетирование

Показ

Рефлексия

Беседы со специалистами

Напоминание

Беседы

Посещения

Объяснение

Консультации

Беседы

Семинары

Развлечения, праздники

Педсоветы

Средства

материальные: ТСО, схемы, таблицы, методическая литература, анкеты, буклеты, картотека игр, диагностика, развивающие игры.

Духовные: идеи психологов, научные исследования, ключевые теоретические положения смежных наук, труды педагогов и т.д.

Обоснование этапов и сроков осуществления проектов

Диагностический этап. (сентябрь) -

выявление интеллектуального уровня развития детей старшего дошкольного возраста; анализ состояния образовательной системы ДОУ.

Организационный этап. (май – сентябрь) -

подбор и углубленное изучение литературы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста; накопление игрового материала, составление картотеки развивающих игр.

Практический этап. ( сентябрь-май) -

реализация предыдущих этапов.

Заключительный этап. (май) –

диагностика, подведение итогов, определение перспектив, развлечение, педсовет, поощрение.

Условия участия в проекте

  1. Мотивация у всех субъектов проекта.

  2. Обучение педагогов и родителей.

  3. Создание развивающих центров.

  4. Систематичность.

План реализации проекта с опорой на привлекаемые ресурсы

Мероприятия

Ресурсы

Результат

Диагностика

педагоги

Выявлен уровень интеллектуального развития

Мастер-класс

педагог

Повысили уровень знаний всех участников проекта о методах проведения развивающих игр

Создание развивающих центров

Родители, педагоги, спонсоры, поселковая администрация

Пополнили предметно-развивающую среду, получили систему развивающих игр

Анкетирование родителей

педагоги

Выявлен уровень заинтересованности родителей в совместной деятельности

«Копилка» педагогического мастерства

педагоги

Накоплен материал

Критерии оценка проекта

  1. Дети с мотивированы к самостоятельному использованию развивающих игр.

  2. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

  3. Освоение педагогами технологией, направленной на интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1.Бабаева Т.И. Методические советы к программе «Детство». – СПб.: «Детство-Пресс», 2004.

2.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада.- Т.Ц. «Учитель»

Воронеж-Ростов-на-Дону, 2001.

3.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: «Просвещение».1990.

4.Носова Е.Н. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007.

5.Рудь Ю.С. Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников.

// Дошкольная педагогика. 2008. № 1.

6.Фидлер М. Математика уже в детском саду. М.: «Просвещение». 1981.

7. Юрченко Е.И. Вся жизнь – игра. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2008



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публичный доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида II категории

    Доклад
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида II категории № 24 «Космос» (далее по тексту МДОУ № 24 «Космос»), имеет право на осуществление образовательной деятельности согласно Лицензии № 239867
  2. Ителям и педагогическим коллективам образовательных учреждений, родителям, общественности, всем заинтересованным лицам в развитии образования в городском округе

    Реферат
    Публичный доклад Отдела образования администрации городского округа город Нефтекамск адресован руководителям и педагогическим коллективам образовательных учреждений, родителям, общественности, всем заинтересованным лицам в развитии
  3. Публичный доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида II категории №24 «Космос»

    Доклад
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида II категории № 24 «Космос», расположенный по адресу Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный огкруг-Югра, г.
  4. Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад №9 «Буратино» г. Пушкино Московской области

    Образовательная программа
    Общеобразовательная программа ДОУ№ 9 «Буратино» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному,
  5. Образовательная программа показывает как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников создается собственная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников в мдоу. (1)

    Образовательная программа
    Образовательная программа является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, каждым образовательным учреждением самостоятельно согласно п.

Другие похожие документы..