Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Тема эссе (реферата) выбирается студентом самостоятельно из списка тем, предложенных преподавателем. Рекомендуемый объем эссе – 5 тыс. печатных знаков...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на Кафедре международной торговли и внешней торговли РФ во Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического разви...полностью>>
'Документ'
Відповідно до розпорядження голови районної державної адміністрації від 29 листопада 2011 року № 993 «Про проект районної програми розроблення містоб...полностью>>
'Реферат'
Приборы программируемой логики, яркими представителями которых являются ПЛИС (Программируемые Логические Интегральные Схемы) применяются на протяжени...полностью>>

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

Кафедра информационных технологий

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ,
СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальности

080801 Прикладная информатика (в экономике)

Москва

2008

Автор-составитель: Чекмарев Ю.В., к.т.н., доцент, профессор

Учебно-методический комплекс «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программой по специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике).

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2008

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Цель, задачи и предмет дисциплины…………………………………………………...4

2. Требования к уровню освоения дисциплины…………………………………………..4

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса……………7

3. Объем дисциплины………………………………………………………………………9

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………..9

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы………..………………9

4. Содержание курса………………………………………………………………………14

5. Лабораторный практикум………………………………………………………………22

6. Задания для самостоятельной работы студентов……………………………………..26

7. Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………………………..28

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………...…..30

8.1. Литература…………………………………………………………………………30

8.2. Методическое обеспечение дисциплины………………………………………..30

8.3. Материально-техническое
и информационное обеспечение дисциплины……………………………………….31

1. Цель, задачи и предмет дисциплины

Целью дисциплины «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» является получение студентами знаний по теоретическим и методическим вопросам построения, архитектуры, организации и устройства вычислительных машин, сетей и телекоммуникационных вычислительных сетей, а также их программное обеспечение, функционирование, эффективность и перспективы развития.

Задачами дисциплины «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» являются:

– внедрение методов вычислительных систем, сетей и телекоммуникаций в экономике;

– развитие возможностей и адаптация профессионально-ориентированных вычислительных систем на всех стадиях их жизненного цикла в экономике;

– оптимизация информационных процессов в вычислительных сетях при обработке информации;

– решение задач унификации профессионально-ориентированного программного и информационного обеспечения телекоммуникационных систем;

– использование международных сетевых информационных ресурсов и решение задач, возникающих при их использовании.

Целью дисциплины «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» является изучение студентами всех вопросов, связанных со структурой вычислительных систем, основными вычислительными процессами в вычислительных сетях, основами построения вычислительных телекоммуникаций, всеми техническими средствами и комплексами, входящими в указанные системы и сети, а также с эффективностью их функционирования и перспективами развития.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» специалист должен осуществлять свою профессиональную деятельность в области информационно-сетевой экономики и решать задачи, соответствующие этой квалификации. При этом он должен:

обладать:

    • специальной подготовкой в указанной области;

  • знаниями перспективных информационных систем;

  • профессиональной способностью моделирования и проектирования информационных вычислительных систем;

  • пониманием основных тенденций развития вычислительных систем, связанных с изменением условий в области применения;

иметь представление:

  • о работе с основными объектами и процессами, связанными с вычислительными системами, сетями и телекоммуникациями;

  • о разработке проектных решений и их реализации в заданной инструментальной среде;

  • о выборе методов и средств реализации протоколов в сетях телекоммуникаций;

- о работе с программно-техническими средствами диалога человек-ЭВМ в профессионально-ориентированных вычислительных системах;

знать:

  • понятийный аппарат вычислительных систем, сетей и телекоммуникаций;

  • теоретические и концептуальные основы вычислительных систем и сетей;

  • принципы обеспечения информационной безопасности телекоммуникаций;

  • технологию построения и адаптации вычислительных сетей;

  • требования к надежности и эффективности вычислительных систем, сетей и телекоммуникаций;

  • перспективы развития телекоммуникационных вычислительных сетей и эффективность их функционирования;

- методы научных исследований по теории, технологии и разработки телекоммуникационных вычислительных сетей в экономике;

уметь:

  • формулировать и решать задачи построения телекоммуникационных вычислительных сетей с использованием различных методов и решений;

  • ставить задачу системного построения и комплектования локальных и глобальных вычислительных сетей обслуживания пользователей в экономике;

  • ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и вычислительной системой;

  • проводить выбор интерфейсных средств при построении сложных профессионально-ориентированных телекоммуникационных вычислительных сетей;

    • выбирать и внедрять профессионально-ориентированные телекоммуникационные вычислительные сети и системы в предметной области;

приобрести навыки:

    • в создании информационно-логических моделей вычислительных сетей с разработкой программного информационного обеспечения в предметной области;

    • стыковки информационно-вычислительных систем из разных предметных областей в связи с появлением новых задач применения;

    • перевода вычислительных систем и сетей на новые аппаратные и информационные платформы;

    • оценки эффективности приобретаемого программного обеспечения и информационных баз данных для телекоммуникационных вычислительных систем и сетей;

владеть:

  • методиками анализа и проектирования вычислительных систем, сетей и телекоммуникаций;

  • методами системного анализа вычислительных систем, сетей и телекоммуникаций;

  • компоновкой информационно-вычислительных систем на базе стандартных интерфейсов;

иметь опыт:

  • использования международных стандартов обработки информации и обмена данными в вычислительных сетях;

  • обеспечения информационной безопасности функционирования информационно-вычислительной системы при взаимодействии с информационными рынками по сетям или с использованием иных методов обмена данными.

Межпредметные связи с другими учебными дисциплинами:

    • ЕН.Ф.01. Математика: системный математический анализ, математические методы моделирования систем, дискретная математика.

    • ЕН.Ф.02. Информатика и программирование: алгоритмизация и программирование, основы и методы защиты информации, компьютерный практикум, организация и средства человеко-машинного интерфейса, понятия об информационных технологиях на сетях, основы программирования в телекоммуникациях.

    • ЕН.Ф.05. Теория систем и системный анализ: методы и модели теории систем, элементы теории адаптивных систем, информационный подход к анализу систем, основы системного анализа.

    • ОПД.Ф.02. Информационные системы: сети информационного обмена, определение информационных систем, состав и структура информационных систем.

    • ОПД.Ф.03. Базы данных: принципы построения, классификация, XML-серверы, организация процессов обработки данных в базах данных.

    • ОПД.Ф.05. Операционные системы, среды и оболочки: классификация операционных систем, локальные и глобальные сети, сетевые операционные системы, компоненты сети, глобальные и локальные сетевые технологии, средства защиты информации в сети.

    • ОПД.Ф.06. Информационные технологии: понятие операционных технологий, информационные технологии конечного пользователя, пользовательский интерфейс и его виды, технологический процесс обработки и защиты данных, технологии открытых систем, сетевые информационные технологии.

    • СД.Ф.01. Проектирование информационных систем: основные компоненты технологии проектирования информационных систем, состав, содержание и принципы организации информационного обеспечения информационной системы, типовое проектирование информационной системы, автоматизированное проектирование информационной системы.

    • СД.Ф.02. Интеллектуальные информационные системы: классификация интеллектуальных информационных систем, организация базы знаний, нейронные сети, машинное обучение на примерах баз знаний.

    • СД.Ф.03. Мировые информационные ресурсы: информация и бизнес, мировые информационные сети (структура информации, правила поиска, практикум), технология и практика взаимодействия пользователя с мировыми ресурсами (по отраслям) через специализированные сетевые структуры.

    • СД.Ф.06.01. Сетевая экономика: экономика информационных сетей, экономика разнородных сетей, ценообразование в глобальной сети, сетевая коммерция, экономическая эффективность сетей типа Интернет.

    • СД.Ф.06.06. Предметно-ориентированные экономические информационные системы: понятие бухгалтерских информационных систем, понятие банковских информационных систем, понятие информационных систем рынка ценных бумаг, понятие информационных систем в страховании, понятие информационных систем в налогообложении.

2.1. Инновационные технологии,
используемые в преподавании курса

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентом эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике. Данная технология наиболее эффективна при проведении занятий, связанных с темой № 6, являющейся основополагающей, связанной с постановочной частью, выбором технического, информационного и программного обеспечения вычислительной сети и ее архитектуры.

«Круглый стол» – один из наиболее эффективных способов обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент времени вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе конструктивного диалога. Данная технология наиболее эффективна при проведении занятий, связанных с темами №№ 8-9 при подведении итогов и обсуждении промежуточных и итоговых результатов.

Метод кейс-стадии – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. При данном методе студент вынужден самостоятельно принимать решение и обосновывать его. Данная технология наиболее эффективна при проведении занятий, связанных с темой №№ 8, когда принимаются решения по выбору направлений развития вычислительной сети.

Метод проектов – это комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого либо продукта или явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения (самостоятельная работа студентов, работа в рамках научного кружка). Данная технология положена в основу итоговой контрольной работы и применяется на всех практических занятиях, которые, по сути, представляют сквозной проект реструктуризации деятельности предприятия на основе ВС.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов). Данная технология применяется в начале каждого практического занятия для подготовки студентов к выполнению поставленного задания.

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Данная технология используется при самостоятельной работе студентов с курсом в системе дистанционного обучения РГТЭУ.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

№№ семестров

3

4

Аудиторные занятия:

51

36

лекции

23

16

лабораторные работы

28

20

Самостоятельная работа

49

64

Всего часов на дисциплину

100

100

Текущий контроль

лаб. раб. №№ 1-12

– 3 сем.

лаб. раб. №№ 1-10

– 4 сем.

Виды итогового контроля

Экзамен – 3

Экзамен – 3

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия,
из них

Самостоятельная

работа

Лекции

Лабораторные работы

Текущий

контроль

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Введение

1. Общие сведения о вычислительных системах, сетях и телекоммуникациях.

6

2

4

2. Понятие системы, сети и телекоммуникации.

3. Классификация вычислительных систем.

4. Понятие телекоммуникационных вычислительных сетей.

Раздел 2. Физические основы вычислительных систем

5. Понятие процесса. Прикладной процесс. Управление взаимодействием прикладных процессов.

8

2

6

6. Понятие о системах телеобработки данных.

7. Организация передачи данных

8. Защита от ошибок. Абонентские пункты систем телеобработки.

9. Понятие «модема»

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Раздел 3. Основы построения и функционирования вычислительных машин

10. Общие принципы построения и архитектуры вычислительных машин.

10

2

2

Лаб. раб.

№1

6

11. Персональные ЭВМ.

12. Информационно-логические основы вычислительных машин. Системы счисления.

13. Представление информации в ЭВМ. Арифметические и логические основы ЭВМ.

Раздел 4. Функциональная и структурная организация ЭВМ

14. Общие принципы функциональной структурной организации ЭВМ.

18

4

8

Лаб. раб.

2,3,4,5

6

15. Центральный процессор.

16. Основная память.

17. Периферийные устройства.

18. Внешние устройства. Программное обеспечение.

Раздел 5. Особенности и организация функционирования вычислительных машин различных классов

19. Развитие и перспективы ЭВМ.

12

2

4

Лаб. раб.

№ 4,5,6

6

20. Тактико-технические данные ЭВМ.

21. Многомашинные и многопроцессорные вычислительные системы.

22. Типовые вычислительные структуры и их программное обеспечение.

Раздел 6. Классификация и структура вычислительных сетей (ВС)

23. Техническое и информационное обеспечение ВС.

12

2

4

Лаб. раб.

№ 6

6

24. Программное обеспечение ВС.

25. Архитектура ВС.

26. Кластеризация и организация функционирования ВС.

Раздел 7. Структура и характеристики систем телекоммуникаций

27. Принципы построения телекоммуникационных вычислительных сетей (ТВС) и их характеристики.

15

3

6

Лаб. раб.

№ 7,8,11,12

6

28. Управление взаимодействием прикладных процессов в телекоммуникационных сетях

29. Протоколы передачи данных нижнего уровня

30. Цифровые сети связи.

31. Электронная почта.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Раздел 8. Телекоммуникационные системы

32. Основные сведения о телекоммуникационных сетях.

13

4

4

Лаб. раб.
№ 9,10,

13

5

33. Коммутация в сетях и маршрутизация пакетов в сетях.

34. Различные сети и технологии. Т.С.

35. Локальные вычислительные сети (ЛВС).

36. Корпоративные вычислительные сети (КВС).

37. Сети Интернет.

Раздел 9. Эффективность функционирования телекоммуникационных вычислительных сетей и перспективы их развития

38. Понятие эффективности функционирования телекоммуникационных вычислительных сетей и методология ее оценки.

6

2

4

39. Показатели эффективности функционирования телекоммуникационных вычислительных сетей и пути ее повышения.

40. Перспективы развития вычислительных средств и сетей.

41. Технические средства человеко-машинного интерфейса.

ИТОГО:

100

23

28

Экза-мен

49

Форма обучения очно-заочная

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них

Само-стоятельная работа

Лекции

Лабор. работы

Текущ.

контр.

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Введение

1. Общие сведения о вычислительных системах, сетях и телекоммуникациях.

6

2

4

2. Понятие системы, сети и телекоммуникации.

3. Классификация вычислительных систем.

4. Понятие телекоммуникационных вычислительных сетей.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Раздел 2. Физические основы вычислительных систем

5. Понятие процесса. Прикладной процесс. Управление взаимодействием прикладных процессов.

13,5

1,5

4

Лаб. раб.

№1,2

8

6. Понятие о системах телеобработки данных.

7. Организация передачи данных

8. Защита от ошибок. Абонентские пункты систем телеобработки.

9. Понятие «модема»

Раздел 3. Основы построения и функционирования вычислительных машин

10. Общие принципы построения и архитектуры вычислительных машин.

13,5

1,5

4

Лаб. раб.

№3,4

8

11. Персональные ЭВМ.

12. Информационно-логические основы вычислительных машин. Системы счисления.

13. Представление информации в ЭВМ. Арифметические и логические основы ЭВМ.

Раздел 4. Функциональная и структурная организация ЭВМ

14. Общие принципы функциональной структурной организации ЭВМ.

14

2

4

Лаб. раб.

№5,6

8

15. Центральный процессор.

16. Основная память.

17. Периферийные устройства.

18. Внешние устройства. Программное обеспечение.

Раздел 5. Особенности и организация функционирования вычислительных машин различных классов

19. Развитие и перспективы ЭВМ.

13,5

1,5

4

Лаб. раб.

№7,8

8

20. Тактико-технические данные ЭВМ.

21. Многомашинные и многопроцессорные вычислительные системы.

22. Типовые вычислительные структуры и их программное обеспечение.

Раздел 6. Классификация и структура вычислительных сетей (ВС)

23. Техническое и информационное обеспечение ВС.

13,5

1,5

4

Лаб. раб.

№9,10

8

24. Программное обеспечение ВС.

25. Архитектура ВС.

26. Кластеризация и организация функционирования ВС.

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

Раздел 7. Структура и характеристики систем телекоммуникаций

27. Принципы построения телекоммуникационных вычислительных сетей и их характеристики.

10

2

8

28. Управление взаимодействием прикладных процессов в телекоммуникационных сетях

29. Протоколы передачи данных нижнего уровня

30. Цифровые сети связи.

31. Электронная почта.

Раздел 8. Телекоммуникационные системы

32. Основные сведения о телекоммуникационных сетях.

10

2

8

33.Коммутация в сетях и маршрутизация пакетов в сетях.

34. Различные сети и технологии.

35. Локальные вычислительные сети (ЛВС).

36. Корпоративные вычислительные сети (КВС).

37. Сети Интернет.

Раздел 9. Эффективность функционирования телекоммуникационных вычислительных сетей и перспективы их развития

38. Понятие эффективности функционирования телекоммуникационных вычислительных сетей и методология ее оценки.

6

2

4

39. Показатели эффективности функционирования телекоммуникационных вычислительных сетей и пути ее повышения.

40. Перспективы развития вычислительных средств и сетей.

41. Технические средства человеко-машинного интерфейса.

ИТОГО:

100

16

20

Экза-мен

64



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей: 080801 «Прикладная информатика в экономике», 080107 «Налоги и налогообложение», 080102 «Мировая экономика», 080103 «Национальная экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебными планами специальностей «Прикладная информатика в экономике», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика», «Национальная экономика».
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080801 «Прикладная информатика в экономике»

    Учебно-методический комплекс
    ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ [Текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: ТГИМЭУП, 2007. 20 с.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей: 080801 «Прикладная информатика в экономике», 080103 «Национальная экономика», 080107 «Налоги и налогообложение», 080111 «Маркетинг», 080507 «Менеджмент организации»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственными образовательными стандартами и учебными планами специальностей «Прикладная информатика в экономике», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика», «Национальная
  4. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080801. 65 «Прикладная информатика в социально-культурной сфере» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства для специальности 080801«Прикладная информатика в социально-культурной сфере» (от 14.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080801. 65 «Прикладная информатика в социально-культурной сфере» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства для специальности 080801.

Другие похожие документы..