Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Разработка дипломного проекта - завершающий этап подготовки спе­циалиста. Здесь в наибольшей степени должны раскрыться его творческие спо­собности, у...полностью>>
'Программа'
Программа дисциплины «Новейшие течения современной экономической теории» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязатель...полностью>>
'Закон'
Наявність значної кількості нормативно-правових актів, які складають систему законодавства, розбіжність у часі їхнього прийняття та суб’єктах, що при...полностью>>
'Документ'
Рассмотрена место адсорбции и текстурологии среди других наук о природе, история химии и адсорбции с древнейших времен до наших дней, роль флогистона...полностью>>

Проектный метод как средство развития творческого потенциала учащихся

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проектный метод как средство развития творческого потенциала учащихся

Во все времена конечным результатом обучения должна была быть высоко-образованная и эстетически развитая личность. А любая личность должна уметь свободно мыслить и принимать самостоятельные решения. К этому и стремится современная школа. И мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога – научить ребенка мыслить творчески.

Хотелось бы представить вам свою методическую систему в обучении технологии девочек 5-9 классов. Эта работа, скорее попытка осмыслить путь поиска. Что я как педагог трудового обучения могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Одной из таких удачных находок и стали творческие проекты. По этой системе я работаю 8 лет и хочу сказать, что эта методика дает каждому ученику возможность проявить себя, потому что обучение идет предельно конкретно; помогает реализовать свои возможности, потому что ставит ученика в активную позицию; учит прежде других находить ответ на вопрос "как делать?", обеспечивая жизнедеятельность человечества, не нарушая при этом гармонии интересов человека.

Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности. Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача курса "Технология". Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов – от замысла до реализации.

Вся деятельность делится на три этапа:

предпроектная деятельность – выполнение маркетингового исследования, сбор информации, изучение потребительских качеств будущего изделия, составление плана работы, подбор материалов и инструментов;
проектная деятельность - поэтапная разработка модели проекта с учетом результатов маркетингового исследования и технического задания, технологической последовательности, составление технологической карты;
послепроектная деятельность – технико-экономическое обоснование выбора изделия, самоконтроль и самооценка своей деятельности, определение путей реализации и предложения по совершенствованию идеи, защита проекта.

Данная система рассчитана на 5 лет обучения и позволяет осуществить поэтапное включение учащихся в виды деятельности.

Так, на первом году обучения (в 5 классе) учащиеся изучают разделы технологии, осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы. (Изучается терминология; идет обучение чтению чертежей, конструктивных линий; составление и умение работать по инструкционным и технологическим картам и т. д.)

На втором году (в 6 классе) идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологичного изготовления изделий, с составлением карт и схем выполнения работы. Например: В разделе "Работа на швейной машине" девочкам предлагается на основе изученных швов выполнить изделие утилитарного назначения, где оговаривается объем работы и сроки его выполнения. Это может быть прихватка, а может грелка на чайник – важно правильно рассчитать свои силы, время и технологическое требование. Именно на этом году обучения учащиеся учатся оценивать своё "хочу" и "могу ". Уже при выборе изделий каждая девочка будет опираться на свой опыт, полученный в тренировочном периоде.

На третьем году (в 7 классе) к проектной деятельности прибавляется этап послепроектной деятельности. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.

На четвертом году обучения (в 8 классе), когда каждая ученица умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор, мы знакомимся с предпроектной деятельностью. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом.

И только на пятом году (в 9 классе) девочки выполняют проект самостоятельно. Учитель выступает в роли оппонента, которому приходится доказывать рациональность того или иного выбора, решения или действия. На защиту проекта каждая ученица выходит с изделием и описанием проектной деятельности. Лучшие проекты рассматриваются на олимпиадах и экзаменах по выбору, представляются на выставках.

Такие проекты оценить бывает очень трудно, потому что каждый из них хорош по-своему. Для этого имеется мягкая шкала оценки. Она состоит из оценок в проектной рабочей тетради и экспертной оценки, которая складывается при защите проекта из оценок одноклассниц, учителя и самооценки.

За учебный год учащиеся выполняют в 6-7 классах один проект (точнее работают по одному или двум этапам проектной деятельности) с полной выкладкой описания разделов проекта и вариантами исполнения. В 8-9 классах – два. Первый проект выполняется как тренировочный. Обычно это происходит во второй четверти, в разделе "материаловедения" и "машиноведения", он выполняется в рабочих тетрадях и носит познавательный или описательный характер. Второй проект – как итоговая работа в третьей четверти. Он выполняется на отдельных листах, оформляется творчески, и несет не только описательный, но и исследовательский характер.

В 9-тых классах особенно ценны и интересны коллективные творческие проекты, где над одной темой работает группа девочек. Каждая из них находит свое место в общем деле. Коллективная проектная деятельность несет облегчение, экономит время, т.к. над проблемой работают сразу несколько человек. Но и имеет свои трудности – совместимость участников проекта. И здесь важную роль играет учитель. Именно он должен правильно сформировать бригаду, порекомендовать назначить руководителями проекта и отделов определенных учеников, опираясь на их способности, дать возможность каждому почувствовать свою значимость и важность именно на этом месте, объединить всех одной идеей. Для этого создаются проектные отделы: маркетинга, дизайнерский, конструкторский, технологический, производственный и т.д., в зависимости от вида изделия и рода деятельности. Каждый найдет себе достойное место и будет востребован. Очень интересны коллективные проекты для внеклассной работы по проведению праздников. Например: на праздновании "Масленицы" нужны умные и веселые идеи-вдохновители, серьезные и деловые разработчики, скорпулезно и четко выполняющие исполнители. В этом проекте найдется дело всем, не взирая на способности и склонности. Все знания, полученные на уроках, найдут свое применение.

На уроках технологии работает все – от фантазии до логики. Этот предмет опирается на другие школьные дисциплины: физику и математику, химию и биологию, а также на историю и литературу. Подумать здесь всегда есть о чём. Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Если в правописании слова "костюм" двух мнений быть не может, то на наших уроках только от обилия зарисовок этого самого костюма просто голова кругом идет. И задача учителя - помочь этим замыслам осуществиться. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребителей, до реализации продукции, позволит обеспечить им преуспевание в жизни, потому что они умеют найти ответ на вопрос "как делать?".

В заключении хотелось бы показать вам несколько тем и содержание творческих проектов девочек 8 – 9 классов. Все проекты разработаны на уроках технологии по программным разделам (уход за кожей лица и волосами, рукоделие, изготовление швейных изделий). Они носят исследовательский, познавательный, обучающий характер. Любой из них конкурентно способный и заслуживает рассмотрения. Познакомиться с авторами и проектами, вы можете на нашем сайте

Коллективный проект учениц 9 класса:

"Технологическое решение эколого-экономических проблем в современной жизни.

Волосы: проблемы и способы их решения".

Содержание работы:

I. Обоснование выбора темы.

1. Историческая справка.
2. Волосы как современная проблема.
3. Строение волоса.
4. Структура и типы волос.
5. Здоровые волосы.

II. Разработка идеи.

1. Исследование волос. План работы.
2. Проблемы и рекомендации.
3. Лекарственные растения в уходе за волосами.

III. Технология ухода.

1. Состояние волос на I этапе наблюдения.
2. Состояние волос на II этапе наблюдения.
3. Состояние волос на III этапе наблюдения.
4. Сравнительные диаграммы изменения состояния волос.
5. Алгоритм ухода за проблемными волосами

IV. Технико-экономическое обоснование проекта.

1. Экономический расчет.
2. Пути реализации проекта.

V. Используемая литература.

VI. Примечание.

1. Интересные подробности.
2. Гербарий лекарственных растений по уходу за волосами.

Творческий проект ученицы 9 класса:

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫШИТОГО ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО В ТЕХНИКЕ СЧЁТНОГО КРЕСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ РАСКЛАДОК”.

Содержание работы:

I. Обоснование выбора изделия и рукоделия.

1. Интерьер жилого дома.
2. Современный дизайн и национальные традиции.
3. Историческая справка ремесла.

II. Разработка идеи.

1. Маркетинговое исследование.
2. Компьютерная разработка схем (2 варианта).
3. Инструменты и приспособления.
4. Выбор ниток и материалов.
5. Описание изделия.

III. Технология изготовления изделия.

1. Техника выполнения стежка “крест”.
2. Последовательность выполнения работы.
3. Контроль качества.

IV. Технико-экономическое обоснование проекта.

1. Экономический расчет.
2. Пути реализации изделия и программы по составлению схем для вышивки.

V. Используемая литература.

VI. Приложение

  1. Screen Shots рисунка.

  2. Схемы для вышивок.

  3. Дискета с презентацией работы.

Творческий проект ученицы 8 класса:

"РАЗРАБОТКА ПОЯСНОГО ИЗДЕЛИЯ.

БЕРМУДЫ – ШОРТЫ ДЛЯ ОТДЫХА".

Содержание работы:

I. Предпроектная деятельность.

1. Обоснование выбора темы и изделия.
2. Историческая справка.
3. Выбор модели и ткани.
4. Описание модели.
5. Инструменты и приспособления.

II. Проектная деятельность.

1. Снятие мерок. Мерки и прибавки.
2. Инструкционная карта построения чертежа брюк.
3. Чертёж на фигуру М1:4 (основа чертежа).
4. Конструктивные линии и срезы на чертеже брюк.
5. Моделирование.
6. Детали кроя.
7. Раскладка выкройки на ткань.
8. Технология пошива.
9. Последовательность пошива брюк.
10. Самоконтроль качества.

III. Послепроектная деятельность.

1. Технико-экономическое обоснование.
2. Пути реализации изделия.

IV. Пояснительная записка к защите проекта.

V. Используемая литература.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Татьяна Сергеевна Кабанова Итоговая аттестационная работа икт как средство реализации творческого потенциала учащихся на урок

    Урок
    На современном этапе возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, она обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие,
  2. Организация внеклассной работы по иностранному языку как средство развития творческих способностей учащихся Сечко О. В оглавление

    Документ
    Внеклассная работа по иностранному языку в единстве с обязательным курсом создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.
  3. На уроках литературы как средство развития творческой личности учащихся

    Урок
    По результатам предварительного изучения уровня креативности (по методике М.И.Рожкова, Ю.С.Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А.Воловича) оказалось, что низкий уровень творческой активности характерен для большинства учащихся:
  4. Акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся

    Автореферат
    Защита состоится 29 мая 2008 года в12.00 часов на заседании диссертационного Совета Д-502.006.13 по психологическим и педагогическим наукам в ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  5. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся»

    Документ
    «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Другие похожие документы..