Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Ведущий: Вот и наступил долгожданный День Победы! 9 МАЯ – светлый и радостный праздник. 60 лет назад в этот день закончилась война с немецким фашизмом...полностью>>
'Документ'
Разработка творческой заявки есть один из самых важных этапов работы. Уже в творческой заявке можно увидеть, и что самое главное, почувствовать будущ...полностью>>
'Документ'
1.1. Муниципальный методический отдел при управлении образования муниципального образования «Турочакский район» создан в целях учебно-методической под...полностью>>
'Исследование'
На сегодняшний момент, компьютерная графика используется практически во всех научных и инженерных дисциплинах для реализации визуального отображения ...полностью>>

Финансовое право. Учебник

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Научная обоснованность системы права, построение ее на ос­нове объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного и эффективного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финан­совым правом своей активной роли.

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов,

1 См., например: Ермакова Т.О. О системе советского финансового права // Правоведение. 1975. № 2. С. 76—77; Цыпкам. СД. Финансово-правовые институ­ты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государст­ва. М., 1983. С. 29—30.

2 Советское финансовое право / Отв. ред. Л.К. Воронова и Н.И. Химичева. М., 1987. С. 177—213.

54 Глава 2. Финансовое право как отрасль права Российской Федерации

или источников. К ним относятся акты представительных и ис­полнительных органов государственной власти разных масшта­бов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отрас­левые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).

Итак, источники финансового права Российской Федера­ции это правовые акты представительных и исполнитель­ных органов государственной власти (федеральных'и субъектов Федерации) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Трехуровневый состав — характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправле­ния, из разграничения компетенции по правовому регулирова­нию финансовых отношений между федеральными, региональ­ными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований1. В Конституции РФ закрепляются основы правовой организа­ции финансовой деятельности государства в целом и по отдель­ным ее направлениям. Аналогично содержание упомянутых актов субъектов РФ и муниципальных образований (примени­тельно к уровню правового статуса соответствующей террито­рии).

Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, типа кодекса, не имеется. Однако приняты и действуют кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Бюджетный кодекс РФ2 и Налоговый кодекс РФ3. Такие

§ 4. Система и источники финансового права

55

1 Согласно Конституции РФ (ст. 66) статус республики определяется Консти­туцией РФ и конституцией республики, а статус других субъектов РФ — Консти­туцией РФ и их уставами, принимаемыми законодательными (представительны­ми) органами соответствующих субъектов РФ. Устав муниципального образова­ния принимается представительным органом муниципального образования или населением непосредственно в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. с изменениями и дополнениями «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378; 2000. № 32. Ст. 3330.

2 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; 2000. № 32. Ст. 3339; 2001. № 33. Ст. 3429; 2002. № 22. Ст. 2026; Российская газета. 2002. 30 июля.

3 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824, 3825; 2000. № 32. Ст. 3340, 3341; 2001. № 1. Ст. 18; № 23. Ст. 2289; № 33. Ст. 3413, 3421, 3429; № 49. Ст. 4564; № 53. Ст. 5015; 2002. 1. Ст. 4; 2002. № 22. Ст. 2026; Российская газета. 2002. 30 июля.

правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, кото­рые содержат нормы и других отраслей права —• конституцион­ного, административного, гражданского и т.д. К ним относят­ся, например, законы о Правительстве Российской Федерации, ' о местном самоуправлении, о банках, об организации страхова­ния и др. .-»••<

Источники финансового права РФ неодинаковы по своим пра­вовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов ис­полнительной власти разных уровней. В настоящее время рас­ширяется сфера регулирования финансовых отношений законо­дательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов РФ, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о налоговых органах, о валютном ре­гулировании и т.д. Прежде эти сферы в значительной части регу­лировались подзаконными актами, актами органов государствен­ного управления.

Новое содержание федеративных отношений в России и раз­витие местного самоуправления вызвали активизацию нормо-творческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, положения о внебюджетных фондах, органами местного само­управления утверждены положения о местных налогах и др. Упомянутые акты, наряду с федеральным законодательством, представляют важную составную часть источников финансово­го права.

Нормы финансового права содержатся в актах главы госу­дарства и органов исполнительной власти: указах Президента и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошли­ны). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть ис­точниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Министерства РФ по налогам и сборам и др. (приказы, инструкции и иные). Некоторые норма­тивные акты издаются этими органами совместно с другими эко­номическими или иными службами (Госкомстатом, Государст-

Контрольные вопросы

57

56 Глава 2. Финансовое право как отрасль права Российской Федерации

венным таможенным комитетом и т.д.) в зависимости от содер­жания регулируемых отношений. Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга регулируемых ими в сфере финансов вопросов соответственно сузился предмет регулирова­ния этих органов, во многом их акты направлены на внутренние отношения.

Соответственно развитию методов финансово-правового регу­лирования используются новые формы совместных решений фи­нансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними1. Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах таких органов исполнительной власти, как министерства, ве­домства и др., регулирующих вопросы финансов в пределах со­ответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, до­ходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ2. Она про­является в том, что в результате рассмотрения конкретных дел Конституционный Суд РФ формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм3. Он дает толкование их смысла, а в случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Дела, касающиеся финансовых, особенно налоговых отношений, занимают в деятельности Конституционного Суда РФ заметное место. Его решения уже нашли отражение в новом законодатель­стве, в частности, в Налоговом кодексе РФ.

1 Например, Соглашение между Министерством финансов РФ и Централь­ным банком РФ «О порядке использования на валютных биржах Российской Фе­дерации части средств Восстановительного займа, предоставленного Российской Федерации Международным банком реконструкции и развития» № 3513 от 27 но­ября 1992 г. // РГ. 1993. 24 марта.

См. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. с изменения­ми и дополнениями «О Конституционном Суде Российской Федерации» //СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4825.

3 См.: Налоговое право / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2000. С. 240—243.

В связи с тем, что идет активный процесс формирования фи­нансового права соответственно новым условиям жизни общест­ва, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финан­сового законодательства1 приобрели высокую степень актуальнос­ти. К тому же не все еще области финансовой деятельности полу­чили необходимое правовое регулирование.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимается под предметом финансового права?*"'

2. Какие группы отношений составляют предмет финансового права Российской Федерации?

3. Дайте определение понятию «финансовое право».

4. В каких направлениях происходит развитие финансового права в условиях современных экономических реформ и политических преобра­зований?

5. Что понимается под принципами финансового права? Каково их значение?

6. Назовите основные принципы финансового права и раскройте их содержание.

7. Назовите нормы Конституции РФ, определяющие основное содер­жание принципов финансового права.

8. Каковы методы правового регулирования общественных отноше­ний, свойственные финансовому праву?

9. В чем выражается императивность метода правового регулирова­ния финансовых отношений?

10. Какими особенностями финансовое право отличается от других отраслей права?

11. С какими отраслями права наиболее близко соприкасается фи­нансовое право?

12. На каких конституционных нормах базируется финансовое право?

„ 13. Что понимают под системой финансового права?

14. Какие подразделения выделяются в системе финансового права?

15. Каково содержание Общей части финансового права РФ?

16. Каково содержание Особенной части финансового права РФ?

17. Что понимают под источниками финансового права?

18. По каким признакам можно классифицировать источники фи­нансового права? Приведите примеры источников каждой классифика­ционной группы.

1 Однако не следует отождествлять понятия «финансовое право» и «финансо­вое законодательство». Термин «законодательство» в собственном смысле слова не предполагает включения в него нормативных актов незаконодательного уровня. В связи с чем за его пределами остается значительный массив источников финан­сового права.

58 Глава 2. Финансовое право как отрасль права Российской Федерации

19. Приведите примеры законодательных актов — источников фи­нансового права, изданных в форме кодексов.

20. Являются ли источниками финансового права нормативные акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ? Если да, то приведите примеры.

21. Являются ли нормативные акты, принятые органами местного самоуправления, источниками финансового права?

Г л а в а 3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

§ 1. Понятие и виды финансово-правовых норм

-v*«»-,f f

Финансово-правовые нормы — это исходные первичные эле­менты, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выра­женное в их юридических правах и обязанностях.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отно­шения, возникающие в процессе планового образования, распре­деления и использования государством и органами местного само­управления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера установленных в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных пра­вил;

г) порядка защиты прав участников финансовых отношений. Содержание финансово-правовых норм составляют правила

поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образо­ваний. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических- обязанностей, осуществление которых обеспе­чивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (до­ходов) государства и органов местного самоуправления соответст­венно их задачам в каждый конкретный период времени, вытека­ющим из политики по социально-экономическому развитию страны. Это общее содержание финансово-правовых норм имеет разнообразное конкретное выражение, что обусловлено разнооб-

60

Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

§ 1. Понятие и виды финансово-правовых норм

61

|

разием финансовых отношений, многозвенностью финансовой системы. Они содержат правила взимания налогов и других обя­зательных платежей с граждан и предприятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств, создания и распределения кре­дитных ресурсов и страховых фондов и т.д.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основ­ном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом ин-тересов государства и муниципальных образований, а также ин­тересов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан. Напри­мер, в финансово-правовых нормах содержатся адресованные предприятиям и гражданам требования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предусмотренных сроков, представлять отчеты и иные докумен­ты для проведения контроля со стороны компетентных органов, совершать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в рас­поряжении государства и органов местного самоуправления де­нежных средств и их использование в соответствии с утвержден­ными планами. Вместе с тем в целях соблюдения прав и интересов плательщиков установлены обязанности государствен­ных органов возвращать им излишне взысканные платежи. В фи­нансово-правовых нормах закреплен обязательный для всех их уровней порядок формирования бюджетов, использования вне­бюджетных и бюджетных целевых фондов и т.д. с определением прав и обязанностей участников этой деятельности.

Имеются особенности и в юридических свойствах прав и обя­занностей, установленных финансово-правовой нормой. Эти осо­бенности обусловлены участием в финансовых отношениях таких субъектов, как государственные органы, органы местного самоуп­равления, организаций и учреждений, компетенция которых оп­ределяется в положениях и уставах. При этом их финансово-пра­вовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в области финансов. Так, ис­пользование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей территории — одновременно их право и обязанность. Однако это не означает, что нормы финансо-

вого права не содержат обособленных прав и обязанностей. Преж­де всего это касается граждан, предприятий, предпринимателей и основывается на конституционном праве собственности, праве свободного использования имущества для не запрещенной зако­ном экономической деятельности.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансово­го права) — это установленное государством и обеспеченное ме­рами государственного принуждения строго определенное прави­ло поведения в общественных финансовых отнбЫёниях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юри­дические обязанности их участников.

Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует их классификация. Ее можно провести по не­скольким основаниям.

В зависимости от способа воздействия на участников финан­совых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (управомочивающие).

Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участ­ников финансовых отношений (государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) совер­шить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Они, например, предписывают налоговым органам известить граждан-налогоплательщиков о суммах и сро­ках предстоящих платежей, а гражданам — уплатить своевре­менно эти платежи. Органы власти субъектов Федерации и мест­ного самоуправления обязаны использовать строго по целевому назначению выделенные им из вышестоящего бюджета денежные средства в форме субвенций1. Большая часть финансово-правовых норм имеет именно такой характер. В этом проявляется основ­ной, императивный метод финансово-правового регулирова­ния — метод властных предписаний.

Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

1 Субвенции (лат. subventio — подмога, помощь) — форма финансовой под­держки со стороны государства его территориальным подразделениям. В отличие от дотаций предоставляются на строго определенные цели.

62 Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

§ 1. Понятие и виды финансово-правовых норм

63

Так, запрещено придавать обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Субъек­там РФ и органам местного самоуправления запрещено устанав­ливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральным зако­нодательством (ст. 5, 12 НК РФ). На территории РФ запрещено введение других денежных знаков, кроме рубля, и выпуск де­нежных суррогатов. Центральному банку РФ запрещено предо­ставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюд­жетного дефицита за исключением случаев, когда это особо предусматривается законом о федеральном бюджете1.

Однако число запрещающих финансово-правовых норм срав­нительно невелико, что объясняется тем, что при регулировании финансовых отношений преобладают нормы обязывающего ха­рактера. Предписывая совершение строго определенных дейст­вий, они обычно исключают необходимость специального уста­новления связанных с этими действиями запретов.

Но в некоторых случаях в целях усиления гарантий прав участников финансовых отношений, подчеркивания особой важ­ности соблюдения финансовой дисциплины в какой-то области предусматриваются запреты. В других случаях запрещающие нормы определяют пределы дозволенных действий. Например, закон запрещает определять условия и порядок предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальный характер (ст. 56 НК РФ).

Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавлива­ют права участников финансовых отношений на совершение оп­ределенных самостоятельных действий в предусмотренных рам­ках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных грани­цах. Таким образом, и этим нормам свойственна императивность, поскольку не допускается выход за эти границы. Например, пред­ставительные органы власти субъектов РФ при введении регио­нальных налогов вправе решать вопросы, круг которых опреде­лен федеральным законодательством о налоговых льготах, о ставках налогов, сроках уплаты и др. (ст. 12 НК РФ). Предпри­ятия вправе распоряжаться своей прибылью, но после выполне­ния обязанностей по платежам в бюджет.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной деятельности

исходя из общегосударственных и региональных задач. Поэтому их применение расширяется в условиях перехода к рыночным от­ношениям при усилении экономических рычагов регулирования. Это связано также с повышением самостоятельности хозяйствую­щих субъектов, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В зависимости от содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют со­став финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды, и т.п., т.е. материальное (денежное) со­держание юридических прав и обязанностей участников финан­совых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муниципаль­ных денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдения пред­усмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов, установленной юридической формы принимаемых решений и т.п.

В отличие от некоторых других отраслей права финансовое право концентрирует в единой совокупности материальные и про­цессуальные нормы. Его разделы и институты, как правило, в единстве представляют материальные и процессуальные нормы. Исключением является бюджетное право, в котором от матери­альных норм довольно четко обособляется совокупность норм, ре­гулирующих бюджетный процесс. В БК РФ особо выделена часть третья под названием «Бюджетный процесс в Российской Феде­рации». Такое обособление было свойственно и действовавшему до него Закону РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджет­ного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»1. Значительное внимание формированию процессуальных норм уделено в НКРФ.

Высокий уровень разработанности и четкое соблюдение про­цессуальных финансово-правовых норм способствуют эффектив­ности использования механизма финансов, служат важной гаран-

1 См.: ст. 22 Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

ВВС РСФСР. 1991. № 46. Ст. 1543.

64 Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

тией реализации материальных прав и обязанностей в области финансов в полном объеме, являются необходимым условием формирования правового государства.

Норма финансового права по своей логической структуре со­стоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и сан­кции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы. Чаще всего гипотеза финансово-правовой нормы имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулированных усло­вий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятель­ности государства и муниципальных образований. Например, обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет рас­четный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль и др.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведе­ния, т.е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государствен­ных и муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержа­ние прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников фи­нансовых отношений и не допускает отклонения от этих требова­ний.

Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юридической (финансово-право­вой) ответственности нарушителей финансово-правовых норм1. Посредством санкций осуществляется государственное принуж­дение к исполнению финансово-правовых норм. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (финансовое правонарушение), то есть несоблюдение установленных ими правил: нецелевое использова­ние средств, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, несоблюдение нормативов финансовых затрат, не­уплата или неполная уплата налогов, нарушение правил учета до­ходов и расходов и объектов налогообложения, представление коммерческим банком недостоверной информации Центральному банку РФ и т.п.

§ 1. Понятие и виды финансово-правовых норм

65

' Подробнее о финансово-правовой ответственности и финансовых правонару­шениях см.: Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. С. 181—200.

Итак, финансово-правовая санкция это мера юридической ответственности за нарушение нормы финансового права.

Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойственен ряд особенностей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Финансовое право как отрасль права, наука и учебная

    Документ
    Финансовое право представляет собой самостоятельную российского от­расль права, поскольку имеет свой предмет правового регулирования и обу­словленный им метод правового регулирования.
  2. Финансовое право (5)

    Пояснительная записка
    Предлагаемый учебно-методический комплекс «Финансовое право» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и содержит тезисы лекций, методические рекомендации, материалы для практических занятий, задания для самоконтроля.
  3. Финансовое право (1)

    Контрольная работа
    Исторически валютное законодательство включали в состав законодательства о финансах и кредите, рассматривая как составную часть финансового права. Действительно, предметы финансового и валютного права очень близки, а непосредственно
  4. Учебно-методический комплекс по курсу «финансовое право» Самара. 2009

    Учебно-методический комплекс
    В работе даны методические указания к изучению курса, программа курса, тематика и планы семинарских занятий с приложением перечня рекомендуемой литературы, вопросы для подготовки к зачету (экзамену), методические указания по выполнению
  5. Образцы заданий для вкр по финансовому праву

    Документ
    В главе 1 необходимо раскрыть следующие понятия: кредитная организация, банк, небанковская кредитная организация, банковская деятельность, банковские операции, иностранный банк, Центральный банк.

Другие похожие документы..