Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Я также признателен Валентине, Анестису, Якову и другим замечательным грекам из «партизанского» отряда. Они предоставили мне уникальную возможность у...полностью>>
'Закон'
Закон України «Про музей та музейну справу» від 17 серпня 1995 року № 123-124 наголошує на створенні системи виховної роботи з дітьми, з метою викори...полностью>>
'Документ'
Первоначально данный текст задумывался для книжной публикации. Но работа с издательством достаточно медлительна и инертна, а интерес к анализируемому...полностью>>
'Документ'
Сегодня вся наша страна готовится к празднованию 300-летия со дня рождения выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова. Вклад Михаила Васильевича в ...полностью>>

Финансовое право. Учебник

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Г л а в а 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1. Понятие и роль финансов ^ •

Финансовое право — активно развивающаяся отрасль в систе­ме российского права.

Очевидно, что название отрасли — финансовое право обуслов­лено термином «финансы» и связано с денежными отношениями. При этом имеются в виду не любые, а особые денежные отноше­ния. Не случайно эта отрасль права называется именно финансо­вым, а не, к примеру, денежным правом. И на других языках мира (английском, немецком и т.д.) этот термин выделяется особо1.

Данный термин широко используется и в научном, и в обще­гражданском лексиконе, но всегда ли при этом он употребляется соответственно своему содержанию? И являются ли в действи­тельности финансами, как их называют, денежные средства из нашего кошелька, на которые мы приобретаем себе продукты, одежду и т.п.?

Не разобравшись в этом, нельзя составить четкое представле­ние о финансовом праве, его предмете, методах правового регули­рования, особенностях и отличиях от других отраслей права, что имеет важное значение для формирования эффективного законо­дательства и правильного его применения.

Итак, что же такое финансы?

Финансы одна из сторон экономических отношений обще­ства, развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач.

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внеш­нюю политику, обеспечить выполнение своих социально-эконо­мических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие воз-

1 Термин «финансы» произошел от термина financia (на средневековой латы­ни — денежный платеж). См. Финансово-кредитный словарь. Т. 2. М., 1964. С. 511.

т

20

Глава 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации

§ 1. Понятие и роль финансов

21

можности воздействия на все эти,явления посредством финансо­вого механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует со­ответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.

В современных государствах с различным общественно-поли­тическим строем используются и другие экономические инстру­менты — деньги, прибыль, себестоимость др. Каждый из них вы­полняет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры труда и меры потребле­ния, стимулирование производства, оценка результатов деятель­ности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих инструментов в развитии общества. Финансы отли­чаются от.всех них своими специфическими функциями.

Рыночные отношения требуют усиления роли экономических, в том числе и финансовых рычагов в регулировании обществен­ного производства взамен административно-командных методов управления, практиковавшихся в СССР. Развитие рыночных от­ношений обусловлено общественным разделением труда, наличи­ем разных форм собственности и основанных на них организаци­онно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономичес­кой обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэконо­мическими связями. В результате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма1 определя­ет перспективы расширения и углубления товарно-денежных от­ношений в Российской Федерации.

Однако финансы не охватывают всей сферы денежных отно­шений2. Их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его террито­риальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. Необходимость функционирования финансов связа­на с существованием государства и его потребностями в финансо­вых ресурсах.

По своему материальному выражению финансы представля­ют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образова­ний), предприятий, организаций, учреждений, используемые для

потребностей общества и развития производства. Точнее, это фи­нансовые ресурсы страны.

Но такой характеристики недостаточно, так как сущность фи­нансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в со­держании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций. Таким образом, финансы это экономи­ческие денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его тер­риториальных подразделений, а также предприятий, организа­ций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение обще­ственного продукта и контроль за удовлетворением потребнос­тей общества1.

Финансам свойственны распределительная и контрольная функции в которых выражается социально-экономическая роль финансов, т.е. их предназначение в жизни общества и государст­ва. При посредстве финансов происходит распределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и со-циальныу благ в стране.

В результате функционирования финансов создаются, рас­пределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, обеспечение экологической безопасности, удов­летворение социально-культурных и бытовых нужд (образова­ние, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.п.), обеспечение обороны страны и др.

Распределительная функция финансов призвана способство­вать организации сбалансированного и эффективного производст­ва, развитию всех отраслей экономики соответственно потребнос­тям общества в целях наиболее полного 'удовлетворения нужд людей. Таким образом, финансы — важный рычаг регулирова­ния экономики с широкими возможностями воздействия на нее.

Активное использование регулирующей роли финансов, осу­ществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции — необходимое условие функционирова-

1 См. ст. 8 Конституции РФ; ст. 1 и гл. 13 ГК РФ.

2 См.: Финансы / Под. ред. Л.А. Дробозиной. М., 1999. С. 13—14.

' О понятии финансов см. также: Финансово-кредитный словарь. М., 1988. Т. 3. С. 338; Финансы /Под ред. В.М. Родионовой. М., 1993. С. 11.

22

Глава 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации

ния рыночной экономики. Препятствием эффективной реализа­ции этой роли стали кризисные и иные негативные явления в эко­номике страны. В сфере финансов и денежного обращения это — бюджетный дефицит (превышение расходов бюджета над его до­ходами), несобираемость налогов в намеченных суммах, рост за­долженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падение покупательной способности рубля, низкий уро­вень финансовых вложений в развитие производства, в обеспече­ние социальной политики, неплатежи при взаиморасчетах в хо­зяйственном обороте, задержки выплат заработной платы и социальных пособий, неэффективность налогового и кредитного механизма как стимуляторов производственной деятельности и др.1

Впоследствии в утвержденной 10 июля 2001 г. Правительст­вом РФ Программе социально-экономического развития Россий­ской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.)2 отмечено начало формирования позитивных тенденций в россий­ской экономике и финансах: сведение бюджета с профицитом (превышением доходов над расходами), снижение налоговой на­грузки, рост инвестиций и др. Вместе с тем обращено внимание на недостаточную устойчивость таких тенденций, в связи с этим остаются значительными масштабы бедности и недопустимо низ­кими средние стандарты жизни.

Итак, финансы и деньги — различные стороны (элементы) экономики. Несмотря на их близость и определенное сходство внешнего выражения, они имеют различия в функциях и выпол­няемой роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости в т.д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Финан­сы не охватывают всех денежных отношений (например, денеж­ных отношений, возникающих в связи с куплей-продажей, опла­той труда и др., носящих, главным образом эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являются толь­ко те из них, посредством которых образуются денежные фонды (финансовые ресурсы) государства, его территориальных подраз­делений, предприятий, организаций, учреждений. В то же время финансы и деньги взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.

1 См. постановление Государственной Думы от 2 сентября 1998 г. «О социаль­но-экономической и финансовой ситуации в стране» // СЗ РФ. 1998. № 37. Ст. 4571.

2 СЗРФ. 2001. №31. Ст. 3295.

§ 2. Финансовая система (структура финансов Российской Федерации) 23

" § 2. Финансовая система

т '(структура финансов Российской Федерации)

Финансы, будучи целостной экономической категорией, имеют свою внутреннюю структуру — несколько взаимосвязан­ных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев^обусловлена многообразием потребностей общества, которые призваны обслу­живать финансы, охватывая своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Следовательно, финансовая система в экономическом аспек­те это внутреннее строение финансов, совокупность входя­щих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых от­ношений1. Материальное выражение звеньев (институтов) финан­совой системы составляют соответствующие их специфике денеж­ные фонды — бюджетные, внебюджетные и т.д.

В финансовой системе Российской Федерации в последнее де­сятилетие произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыноч­ным отношениям, распад СССР, изменение содержания федера­тивных отношений в Российской Федерации, становление мест­ного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содер­жания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаи­модействия между собой.

На современном этапе в состав финансовой системы Россий­ской Федерации входят:

— бюджетная система, состоящая из государственных (феде­рального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

— внебюджетные целевые государственные и муниципаль­ные (местные) фонды;

— финансы предприятий, организаций, учреждений;

— финансы страхования;

— кредит (государственный, муниципальный и банковский).

1 В литературе, помимо рассмотренного, встречается применение термина «финансовая система» и в другом смысле — как системы финансовых органов. Однако такая подмена понятий (финансов органами) ведет к размыванию понятия предмета изучения.

24

Глава 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации

Подобное мнение о содержании финансовой системы широко распространено среди представителей финансово-правовой науки1.

Вместе с тем в экономической финансовой литературе выска­зано суждение о более узком составе финансовой системы, исклю­чающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями2. Однако ссылка на наличие особенностей у кредита при обособле­нии его от финансов представляется неубедительной, поскольку и каждое другое из названных звеньев финансовой системы обла­дает своей спецификой, одновременно взаимодействуя между собой в качестве составных частей единой системы. Взаимодейст­вует с ними и кредит. Другие представители финансовой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы банковский кре­дит, государственный кредит в нее включают3.

При этом в современной литературе отмечается целесообраз­ность расширительного толкования финансов (которого придер­живаются авторы настоящего учебника), включения в них и бан­ковского кредита4.

Названные звенья финансовой системы существуют как на фе­деральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и мест­ного самоуправления. Все они обладают общими свойствами фи­нансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.

Развитие финансовой системы Российской Федерации на со­временном этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджет­ные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имуществен­ное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая систе­ма приобретает черты, присущие рыночным отношениям в эконо­мике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти.

1 См., например: Финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2000. С. 19—20. Финансовое право России. М., ТЕИС. 1995. С. 6—7. Худяков А.И. Фи­нансовое право Республики Казахстан. Алматы, 1995. С. 14—18.

- См.: Финансово-кредитный словарь. Т. 3. М., 1988. С. 312—314.

3 См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М., 1993. С. 20; Финансы / Под. ред. Л.А. Дробозиной. М., 1999. С. 60.

4 См.: Финансы / Под. ред. С.И. Лушина и В.А. Слепова. М., 2000. С. 8.

§ 2. Финансовая система (структура финансов Российской Федерации)

25

Вместе с тем для финансовой системы России характерны специ­фические черты, которые отражают экономические и политичес­кие условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специ­фические финансовые отношения, посредством которых образу­ются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержа­нию и масштабам общественных потребностей. Эти,$юнды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и це­левого назначения. Централизованные денежные средства в опре­деленных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удов­летворения общих нужд соответствующей территории. К децент­рализованным относятся денежные фонды предприятий, органи­заций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) В сравнении с ними государственный или местный бюджет — денежный фонд общего назначения.

Центральное место в финансовой системе России занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денеж­ные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необ­ходимы для реализации общегосударственных или территориаль­ных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат фи­нансовой базой самостоятельности субъектов Федерации, разви­тия местного самоуправления.

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей организаций и физичес­ких лиц. Однако используется привлечение средств и на возврат­ной основе через внутренний и внешний кредит.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды — новое звено финансовой системы Российской Федера­ции, появившееся в начале 90-х гг. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими представительными или ис­полнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на опреде­ленные цели соответственно своему предназначению. К ним отно-

26

Глава 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации

сятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального стра­хования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение тре­бований законодательства. Формирование названных фондов за­креплено в Бюджетном кодексе РФ, вступившем в действие с 1 января 2000 г. (гл. 17). Появились и другие внебюджетные це­левые фонды, а том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязательных платежей организаций и физических лиц, так и за счет поступлений добровольного ха­рактера. В установленных законодательством случаях в них могут направляться и бюджетные средства. В целом внебюджет­ные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее эффективное и целесообразное исполь­зование.

Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной сис­теме (бюджетным дефицитом), распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэф­фективного использования их в рамках фондов проведено вклю­чение (консолидация) в бюджетную систему части этих фондов. Первоначально они были преобразованы в бюджетные целевые фонды, впоследствии же упразднены (в связи с чем средства фон­дов вошли в общие суммы доходов и расходов бюджета). Такой путь прошли, например, дорожный и экологический фонды, го­сударственный фонд борьбы с преступностью и др.

Финансы, предприятий, организаций, учреждений, как обо­собленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении на­званных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно много­образие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются финансы коммерческих и некоммерческих организаций1. Так, коммер­ческими организациями являются предприятия, имеющие ос­новной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе зани­маться предпринимательской и иной деятельностью для полу-

О коммерческих и некоммерческих организациях см.: ст. 50 ГК РФ; Феде­ральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» с изм. и доп. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 1998. № 48. Ст. 5849; 1999. № 28. Ст. 3473.

§ 2. Финансовая система (структура финансов Российской Федерации) 27

чения дополнительных доходов в целях более полного выполне­ния ими своих функций1.

Финансы предприятий — исходное звено, основа всей финан­совой системы, поскольку они непосредственно связаны с матери­альным производством, в процессе которого создается националь­ным доход, затем распределяемый и перераспределяемый посред­ством финансовой системы. В своем материальном выражении — это обособленные денежные фонды различного назначения, созда­ваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для"**" развития производства и социальных нужд его работников. Фи­нансы предприятий органически связаны со всеми стадиями про­изводства и реализации произведенной продукции, что создает возможности их действенного влияния на данные процессы, обес­печивая эффективность производства. Кризисные условия эконо­мики такие возможности резко ограничивают или использование их затрудняют.

Особое место занимают финансы совместных предприятий, со­здаваемые на основе сотрудничества и объединения средств оте­чественных и иностранных хозяйственных организаций2. Такие предприятия имеют имущество, находящееся в общем распоря­жении партнеров, что распространяется и на денежные фонды. Доля средств, приходящаяся на российского партнера, вливается в общий объем финансовых ресурсов страны.

Помимо финансов предприятий, действующих в сфере матери­ального производства, функционируют также финансы других хозяйствующих субъектов, которые занимаются предпринима­тельской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанков­ские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и осущест­вляющие свою деятельность на коммерческой основе.

Страхование обеспечивает формирование страховых денеж­ных фондов, направляемых на возмещение материального ущер­ба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийны­ми бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физичес­ких лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако зако­нодательство предусматривает случаи страхования за счет

1 См. ст. 161БКРФ.

2 Такие предприятия стали распространяться на основании нормативных актов Союза ССР (СП СССР. 1987. № 8. Ст. 38; № 9. Ст. 40).

28

Глава 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации

§ 2. Финансовая система (структура финансов Российский Федерации) 29

средств государственного бюджета (военнослужащих, государст­венных служащих, работников государственной налоговой служ­бы и т.д.). Различают следующие формы страхования:

а) имущественное и личное;

б) социальное;

в) медицинское.

По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными.

В связи с переходом к рыночной экономике страхование пере­стало быть государственной монополией. Наряду с государствен­ными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзо­ром государства.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное исполь­зование на началах возмездности и срочности. Кредит предостав­ляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения стали более разнообразными по своему со­держанию и кругу участников.

Различают две формы кредита:

а) государственный и муниципальный;

б) банковский.

Под государственным кредитом принято понимать прежде всего отношения, посредством которых образуется государствен­ный долг1. Это отношения по временному использованию денеж­ных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осу­ществления намеченных расходов. Государство в этих отношени­ях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко исполь­зуются вклады граждан в Сберегательный и другие банки в каче­стве источника кредитных ресурсов. Законодательство преду­сматривает возможность использования этих средств для финансирования бюджетного дефицита (ст. 94—96 БК РФ).

Государственный долг может быть внутренним (порядок обра­зования и погашения которого урегулирован законодательством

РФ) и внешним, регулируемым международными-договорами и соглашениями РФ. Государственный долг образуется на феде­ральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. Россия активно использует государственный кредит для покрытия бюджетного дефицита.

Вместе с тем и государство может предоставлять из бюдже­та средства для временного использования (в кредит) различ­ным субъектам в целях финансовой поддержки, развития эко­номических взаимоотношений и т.д. (ст. 6 БК РФ). Такую форму кредита также следует считать государственным креди­том1. Однако государство в этих случаях выступает уже в'каче­стве кредитора.

В рассмотренных формах осуществляется и муниципальный кредит. На этом уровне также образуется муниципальный долг2 путем заимствования средств органами местного самоуправле­ния. В свою очередь органы местного самоуправления могут предоставлять находящиеся в их ведении средства во временное пользование.

Банковский кредит — это отношения по предоставлению бан­ками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платнос­ти), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным обра­зом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случа­ях — бюджетные и иные ресурсы.

В условиях перехода к рыночной экономике сфера, круг объ­ектов банковского кредитования и субъектов кредитных отноше­ний значительно расширились. Изменилась и банковская систе­ма: на месте прежних банков, являвшихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором Цент­рального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (ком­мерческих банков), основанных на разных формах собственности. Однако обострение системного кризиса экономики России в 1998 г. проявилось, в частности, в параличе банковской системы и сокращении числа банков, что вызвало принятие мер по усиле­нию роли государственного регулирования деятельности банков,

См. гл. 14. БК РФ.

' См., например, ст. 122 БК РФ, в которой термин «государственный кредит» применяется именно в этом смысле. 2 См. ст. 100БКРФ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Финансовое право как отрасль права, наука и учебная

    Документ
    Финансовое право представляет собой самостоятельную российского от­расль права, поскольку имеет свой предмет правового регулирования и обу­словленный им метод правового регулирования.
  2. Финансовое право (5)

    Пояснительная записка
    Предлагаемый учебно-методический комплекс «Финансовое право» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и содержит тезисы лекций, методические рекомендации, материалы для практических занятий, задания для самоконтроля.
  3. Финансовое право (1)

    Контрольная работа
    Исторически валютное законодательство включали в состав законодательства о финансах и кредите, рассматривая как составную часть финансового права. Действительно, предметы финансового и валютного права очень близки, а непосредственно
  4. Учебно-методический комплекс по курсу «финансовое право» Самара. 2009

    Учебно-методический комплекс
    В работе даны методические указания к изучению курса, программа курса, тематика и планы семинарских занятий с приложением перечня рекомендуемой литературы, вопросы для подготовки к зачету (экзамену), методические указания по выполнению
  5. Образцы заданий для вкр по финансовому праву

    Документ
    В главе 1 необходимо раскрыть следующие понятия: кредитная организация, банк, небанковская кредитная организация, банковская деятельность, банковские операции, иностранный банк, Центральный банк.

Другие похожие документы..