Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В плані роботи РМК відображено зміст і форми роботи з питань реалізації інноваційних технологій. Дане питання аналізувалося на нарадах керівників шкі...полностью>>
'Реферат'
Одним из самых драматических событий в истории средневековой Руси считается война между представителями московского княжеского дома, продолжающаяся с...полностью>>
'Урок'
Оборудование: доска, учебники, карточки с индивидуальными заданиями, тестом; карта-план класса, награды умникам: «У», «у» - за ответы и дополнения к ...полностью>>
'Документ'
Положения учетной политики разработаны в соответствии с требованиями системы бухгалтерского, финансового и налогового законодательства Российской Фед...полностью>>

Лекция Язык, речь, общение

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 1.

Язык, речь, общение.

Человек занимает особое место в окружающем мире благодаря сложной системе передачи информации в виде речи, позволяющей на знаковом уровне передавать знания, непрерывно пополнять их от поколения к поколению. Таким образом, язык стал тем инструментом, который создал Человека.

Язык представляет собой систему элементов. Как любая система, язык обладает следующими признаками:

1. Состоит из множества элементов.

2. Элементы находятся в связи друг с другом.

3. Элементы образуют единство, одно целое.

Элементы (единицы)

1. звук

2. морфема (приставка, корень, суффикс, окончание)

3. слово

4. фразеологическая единица (устойчивое словосочетание)

5. свободное словосочетание

6. предложение (простое, сложное)

7. текст

Единицы языка образуют уровни языка:

звуки, фонемы – фонетический уровень;

морфемы – морфемный уровень;

слова – лексический уровень;

формы и классы слов – морфологический уровень;

предложение – семантический уровень.

Функции языка:

Коммуникативная

Познавательная

Аккумулятивная (накопление информации)

Эмоциональная

Функция воздействия (волюнтативная)

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т. д. Каналом связи с другими людьми является общение.

Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция - тяжелейшее испытание для людей, почему-либо лишенных возможности нормально общаться (случаи «робинзонад», состояние космонавтов или исследователей - зимовщиков, ужас одиночного заключения, тяготы добровольного затворничества, жестокость наказания бойкотом и т. п.). Дело в том, что общение связано с самой сущностью человека и является одной из главных его потребностей: человек - общественное существо.

Общение пронизывает всю нашу материальную и духовную деятельность, поддерживает, обеспечивает ее и вследствие своей важности формирует даже самостоятельный вид деятельности - деятельность общения. Нетрудно обнаружить, что любая производственная деятельность включает в себя те или иные виды непосредственного или опосредованного общения. Работающие коллективно (служащие административного центра, работники одного предприятия, отрасли, экономической зоны, «смежники», поставляющие друг другу свою продукцию, каменщики на стройке), как и члены семьи, группы друзей, даже случайных попутчиков и т.п., постоянно координируют свои усилия, обмениваясь устными или письменными сообщениями, поддерживают между собой связь в виде определенных отношений. Даже тогда, когда кто-то трудится некоторое время в одиночку, он, конечно, не выключен полностью из общения: его намерения, цели, орудия труда и приемы работы, созданные другими, его формы мышления, знания, их речевое воплощение, вся материальная и духовная культура связывают его с другими людьми, с современниками, с прошлыми и будущими поколениями, составляя часть опосредованного общения, не менее важного, чем непосредственное.

В общении и через него совершается усвоение человеком организации и норм коллектива, принятых средств связи, языка, культуры, происходит вхождение в коллектив, социализация, а также реализуется воздействие на коллектив. Иначе говоря, средствами общения человеческое сообщество во всех своих формах от семьи до международного содружества воспроизводит и организует себя. В общении оформляются и черты личности, поэтому без его познания человеку трудно познать самого себя, общество в целом.

Виды общения выделяются по разным основаниям.

  1. По положению собеседников в пространстве и во времени различают контактное и дистантное общение. При контактном они видят друг друга, могут опираться на ситуацию общения, использовать мимику, жесты, интонацию. При дистантном общении люди разделены в пространстве и времени, собеседник отсутствует в поле зрения (общение в письмах).

  2. С точки зрения средств выражения речевого акта (звук, письменный знак, жест) общение может быть устным или письменным. Устный текст, производство которого связанно с ситуацией общения и подкрепляется «считыванием» жестов, мимики, интонации, позволяет разного рода недомолвки. Письменный текст требует обдумывания, а правила отбора языковых средств отражают сложные формы мышления.

  3. По степени коммуникативности (наличию или отсутствию собеседника) определяется непосредственное (диалог, полилог, монолог) или опосредованное (перевод, различная аппаратура) общение. Понятие непосредственного общения связано с контактным (обычно это разговор, беседа, доклад и др.). К видам опосредованного общения относят телефонный разговор, письмо, теле-, радиопередачу, общение с книгой.

  4. По тому, предполагается ли реакция получателя информации или речь однонаправленна, как речь диктора на радио, различают диалогическое и монологическое общение. С точки зрения переменной / постоянной позиции я-говорящего и ты-слушающего диалог представляет собой текст как сумму реплик собеседников. Он характеризуется относительной краткостью и специфической «простотой» синтаксического строения реплик. Монолог - речь, принадлежащая одному лицу, хотя она может быть адресована нескольким или множеству лиц.

  5. С точки зрения количества участников различают общение межличностное, групповое и массовое. Количественные отношения один – один приводят межличностной форме общения, один–несколько – к групповой (разговор, дискуссия, собрание), один–много - к массовой (печать, радио, телевидение, публичное выступление и т.п.). Письменная форма – общение художника с обобщённо- массовым адресатом, с будущим читателем.

6. По способу общения выделяются вербальное (словесное) и невербальное (неречевое) общение

7. По установочной задаче выделяют общение: фатическое (контактоустанавливающее), информационное (нефатическое), воздействующее (убеждающее). В подавляющем большинстве общение начинается именно с установления контакта. Цель инициатора общения – установить и поддержать контакт различными средствами (взглядом, интонацией). Когда инициатор общения не рассчитывает на ответную реакцию, он ограничивается сообщением информации – это информационный вид общения. Когда ставиться задача убедить или переубедить собеседника, общение принимает убеждающий характер (дискуссия, полемика, публицистические высказывания). Внушающий вид общения – проповедь, речь гипнотизёра. Внушение основывается на полном доверии слушателей к говорящему, его авторитету, на некритическом восприятии информации. Оно обращено в основном к эмоциональной сфере слушателей, к их чувствам и переживаниям.

8. По своим внешним условиям и соблюдению социальных ролей общение делится на официальное и неофициальное.

Человеческое общение на две трети состоит из речевого. Речевое общение (речевая коммуникация) - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Содержанием речевого общения является речевая деятельность людей. В тот момент, когда какой-нибудь человек использует язык для общения с другими людьми, можно сказать, что он занят речевой деятельностью.

Речевая деятельность имеет несколько разных видов: говорение---слушание; письмо---чтение. Как и любая другая, речевая деятельность имеет следующую структуру: 1) ориентировка в ситуации; 2) планирование действия; 3) его осуществление (реализация); 4) контроль результатов.

Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна никакая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, финансовой, коммерческой, научной, управленческой и др.

Особенность речевой деятельности заключается в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый и взаимообусловленный компонент. Так, например, образование немыслимо без речевой деятельности.

Предприниматель, менеджер, референт, врач, строитель, продавец, выполняя свою основную работу, вынужден что-то обсуждать, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

Единицы общения. В коммуникации выделяются крупные, относительно самостоятельные действия, имеющие традиционную или специально устанавливаемую структуру: научная конференция, дипломатические переговоры, митинг, учебное занятие, презентация, свадьба, парламентские дебаты и др. Их называют речевыми событиями. Это основная единица речевой коммуникации. Каждое речевое событие - некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Оно характеризуется собственным составом компонентов ситуации общения и единой коммуникативной направленностью.

Из сказанного ясно, что речевое событие складывается из двух основных составляющих:

во-первых, то, что говорится, сообщается (словесная речь), и то, чем она сопровождается (мимика, жесты и прочее), - поток речевого поведения;

во-вторых, это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение между его участниками (да и сами участники, от которых в речевом событии зависит очень многое).

Рассмотрим подробнее важнейшие составляющие речевого события.

Первая составляющая речевого события - это поток речевого поведения - «то, что можно записать на видеомагнитофон» (исследователи речевого поведения так и делают); он складывается из:

1) собственно слова - «того, что можно записать на бумаге» в виде диалога; это вербальное (словесное) поведение;

2) звучания речи (ее акустики): громкости, высоты тона голоса, размаха ее изменений (монотонная речь или, напротив, с заметными перепадами от высокого тона к низкому); быстроты (темпа) речи, длительности пауз; это акустическое поведение (1-е и 2-е можно записать на обычный магнитофон);

3) значимых движений лица и тела; это взгляд, мимика, жесты, поза; это жестово-мимическое поведение;

4) того, как партнеры, разговаривая друг с другой, используют пространство (насколько близко они стремятся находиться друг от друга); это пространственное поведение (3-е и 4-е можно фиксировать только с помощью видеомагнитофона).

Звучащее слово - живую речь, произносимую в процессе развертывания речевого события - в современной лингвистике называют дискурсом (от лат. discerro, discursum - рассказывать, излагать).

Итак, первая важнейшая составляющая речевого события - это дискурс, сопровождающийся жестово-мимическим (и пространственным) поведением.

Вторая составляющая речевого события - условия и обстановка , в которой происходит речевое общение, и все те, кто в нем участвует, т.е. речевая ситуация.

Совокупность взаимодействующих элементов, сторон, средств общения называют ситуацией общения:

1. Характеристика коммуникантов (отправитель — получатель информации). По количеству участников: один - один, один - несколько, один - много (личный, групповой, массовый). Возможные роли в общении:

а) симметричные — асимметричные роли: равные или не­равные по социальному положению и возрасту (или по одному из критериев):

симметричные: асимметричные:

студент — студент студент — преподаватель

сослуживцы подчиненный — начальник

б) социальные роли: постоянные (пол, родственные связи, профессия, уровень культуры, возраст) — переменные (соци­альная роль в момент общения: пациент — врач, пассажир — кондуктор и т.п.).

в) кроме того, участники общения различаются по

доминирующему каналу связи: аудиалы (слуховой), визуалы (зрительный); логики (речевой); кинестетики (эмоциональ­но-чувственный).

степени активности: общительный (экстраверт), необщи­тельный (интраверт);

объему говорения (ведущий дискуссии, ее участник, на­блюдатель).

Типы получателей информации (адресатов) также связаны с количеством тех, кому она адресована, и с их социальным статусом. Если это тип «один—один», тогда тип общения при­нимает форму непосредственного живого разговора. Но если этот один находится в официальных отношениях с адресантом, то возникает официальный разговор. Если собеседник представлен группой, то общение приобретает групповой характер (семей­ный разговор, научная дискуссия, классное собрание и др.). Ес­ли получателей множество, то используются средства массовой информации (радио, телевидение).

2. Канал связи. При разговоре таким каналом являются органы речи и слуха, в таком случае говорят о слуховом канале. Форма и со­держание письма воспринимаются по зрительному (визуаль­ному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигательно-осязательному) каналу. Если же мы по костюму определяем, что перед нами человек другой национальности, то сообщение к нам пришло по визуальному контакту, но не визуально-вербаль­ному, поскольку словесно (вербально) нам никто ничего не сообщал.

3. Действия коммуникантов, из которых состоит речевое об­щение (говорить — слушать, жестикулировать, позволять «счи­тывать» со своих лиц определенное выражение и т.п.). Позиция Я-говорящего — Ты-слушающего обусловливает вы­деление таких видов взаимодействия людей в процессе обще­ния, как диалог, полилог, монолог.

4. Сообщение, убеждение и внушение — основные формы коммуникации, используемые партнерами для решения общей коммуникативной задачи. Разграничение, ко­нечно, условно: они взаимосвязаны и в той или иной мере при­сутствуют в процессе передачи мысли. При этом сообщение явля­ется как бы наиболее общей, эмоционально нейтральной формой воздействия. Внушение представляет собой целенаправленное эмоциональное воздей­ствие говорящего на слушающего. Внушение основывается на полном доверии слушателей к го­ворящему и его авторитету, на некритическом восприятии ин­формации. Оно обращено в основном к эмоциональной сфере слушателей, к их чувствам и переживаниям.

Убеждение формирует определенную систему правил, внут­ренних установок, предполагая активную мыслительную (кри­тическую) деятельность слушателей.

Учёт собственно ситуации общения и характеристик собеседников, их взаимоотношений приводит к выбору стиля речи, её формы и вида, а также формул речевого этикета.

5. Внешние обстоятельства (условия) общения.

В таблице запечатлено пространственное и временное положение коммуникантов в процессе общения. Наиболее распространённый вид -устное общение. Если речь идёт о временной дистанции (письмо), то адресант – отправитель должен ориентироваться на возможную реакцию адресата, предвидеть её. Пространственная дистанция между собеседниками (разговор по телефону) требует строгого отбора речевых средств, более выразительного интонирования: собеседник воспринимает всю информацию - и логическую и эмоциональную – только через один канал – слуховой.

6. Внутренние обстоятельства общения.

Очевидно, что общение людей стимулируются некоторыми социальными (внешними) причинами. Так, встретившись, люди приветствуют друг друга, при этом стимулом может служить стремление поддержать социальный контакт и тем самым обеспечить себе, в частности, благоприятное эмоциональное состояние и самочувствие (внутренние).

В речевом общении могут быть выделены те или другие цели, несмотря на то, что они не обязательно обдумываются и ставятся перед собой говорящими. Цель взаимосвязана с параметрами речевой деятельности личности и с характером ситуации общения.

Осознанный мотив общения называется коммуникативным намерением. Коммуникативное намерение – замысел предстоящего высказывания, стратегия речевого общения.

Оратор не добьётся успеха в подготовке речевого воздействия, пока не определит цель речи и конкретизирует её в задаче.

Цель речи – это тот результат, к которому стремится оратор, создавая и произнося речь. Цель связана с коммуникативными характеристиками общения и может быть представлена такими основными вариантами, как убедить, объяснить, побудить, сообщить. Цель конкретизируется в виде задачи речи. Общая цель «убедить» может конкретизироваться в виде задачи «убедить присяжных в виновности подсудимого»; общая цель «проинформировать» может конкретизироваться в задаче «проинформировать студентов о введении новой системы контроля посещаемости занятий» и т.д.

Реализация целей осуществляется в коммуникативной стратегии при помощи речевых тактик. Стратегия речевого общения охватывает всю сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение некоторых долговременных результатов. Стратегия речевого общения включает в себя ориентировку в ситуации общения, планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личности коммуникантов, а также реализацию плана. Целью разработки стратегии общения является завоевание авторитета, воздействие на убеждения, поведение с целью заставить совершить некоторый поступок, пойти на сотрудничество, воздержаться от каких – либо действий.

Тактика же речевого общения это совокупность приёмов речевого поведения на определённом этапе в рамках данного промежутка времени, нацеленная на достижение желаемого эффекта. Тактика, таким образом, описывает конкретные речевые действия собеседников, имеющие целью на определённом этапе: а) привлечение внимания; б) установление и поддержание контакта; в) убеждение или переубеждение; г) приведение собеседника в определённое эмоциональное состояние и пр.

Принципы речевого общения. Основу речевой коммуникации составляет принцип кооперации Х. Грайса, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству.

Исходными условиями является наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия.

Отметим основные правила речевой коммуникации, обусловленные этим принципом:

1) высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предложил наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации;

2) высказывание должно по возможности быть правдивым; старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говорите того, для чего у вас нет достаточных оснований;

3) высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора: старайтесь не отклоняться от темы;

4) высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных выражений, избегайте неоднозначности; избегайте ненужного многословия.

Дж. Н. Лич описал еще один ведущий принцип коммуникации - принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим. Кратко охарактеризуем их.

1. Максима такта. Эта максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию между участниками. Следует соблюдать правило: «Делать коммуникативную цель собеседника предметом обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им эксплицитно (открыто) обозначена». Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.).

2. Максима великодушия. Эта максима необременения собеседника, она предохраняет его от доминирования в ходе коммуникативного акта. например, предположение должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было отложить, не следует связывать партнера обещанием. Хороший коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения.

3. Максима одобрения. Эта максима позитивности в оценке других («Не судите, да не судимы будете», «Не осуждай других»). Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодействие, определяется на только позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем, совпадают ли позиции. Если оценка мира (позитивная или негативная) не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии.

4. Максима скромности. Эта максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

5. Максима согласия. Эта максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, а именно - сохранения предмета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.

6. Максима симпатии. Эта максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предмета разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Определенную проблему представляет так называемый безучастный контакт, когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает основание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуации с намечающимся конфликтом.

Принцип кооперации Грайса и принцип вежливости Лича составляют основу так называемого коммуникативного кодекса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекция 8 Речь учителя как условие акмеологического роста

    Лекция
    Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного про­исхождения. Его синонимами являются греческое слово рито­рика (гр. rhetorike) и русское красноречие.
  2. Тексты лекций Лекция 1 Речь как искусство слова План

    Лекция
    Понятие «речевая деятельность общества» напрямую связано с понятием риторики. Риторика как искусство речи и сам термин «риторика» родились в греческой античности В античности были поставлены основные вопросы, определяющие предмет риторики.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для слушателей академии по специальности: 08. 05. 04 «Государственное и муниципальное управление»

    Учебно-методический комплекс
    Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающейся в охране и правильном использовании. Русский язык как знаковая система передачи информации.
  4. Язык и межкультурная коммуникация

    Документ
    В июле 1996 года Министерство высшего и профессионального образо­вания Российской Федерации издало приказ №1309 «О дополнении и частичном изменении Классификатора направлений и специальнос­тей высшего профессионального образования»,
  5. Облем риторики и теории коммуникаций в перспективе развития современных средств обмена информацией, и динамики языка делового общения, их места в жизни общества

    Книга
    Предлагаемая читателю книга имеет своей задачей осмысление и систематизацию актуальных проблем риторики и теории коммуникаций в перспективе развития современных средств обмена информацией, и динамики языка делового общения, их места в жизни общества.

Другие похожие документы..