Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Защита состоится 22 апреля 2008 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д.208.025.01 в ГОУ ВПО «Дагестанская государственная медицинская а...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Мета. Визначення дійсного рівня вихованості учнів та з’ясування наскільки ефективно реалізовані педагогічні завдання, які з них вимагають подальшого ...полностью>>
'Документ'
2. Дайте определение евклидова пространства, сформулируйте условие ортогональности элементов евклидова пространства. Докажите, что если вектор B разл...полностью>>
'Документ'
Экскурсия знакомит с генуэзской крепостью (г. Судак) и тропой Голицына (пгт. Новый Свет). Интересна уже сама дорога в Судак. За полтора часа вы увидит...полностью>>

Лекция Язык, речь, общение

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 2.

Функциональные стили современного русского языка.

В зависимости от целей общения мы выбираем из всего многообразия языковых средств наиболее выразительные. Набор таких средств определяет стиль.

Стиль языка – это его разновидность, которая выполняет определенную функцию в речи и обслуживает какую-либо сторону общественной жизни:

1) обыденное общение;

2) официально-деловые отношения;

3) агитационно-массовую деятельность;

4) науку;

5) словесно-художественное творчество.

Стиль языка характеризуется следующими признаками:

1) целью общения;

2) набором языковых средств и формами (жанрами).

Стиль – это и совокупность языковых особенностей (лексических, грамматических, фонетических), придающих речи определенную направленность.

В книжной речи используются:

1) научный стиль;

2) публицистический стиль;

3) деловой стиль;

4) художественный стиль.

Научный стиль речи используется для сообщений, объяснения научных результатов. Научный стиль характеризуется точностью, строгой нормированностью литературного языка. В нем широко используются абстрактная и терминологическая лексика. Особенностью его является использование специальной фразеологии, сложных синтаксических конструкций.

В пределах научного стиля выделяются такие речевые жанры, как статья, монография, учебник, рецензия, обзор, аннотация, реферат, научный комментарий текста, лекция, доклад на специальную тему и др.

В лексикологии слова изучаются с точки зрения их значения, стилистической окраски, употребления в речи и происхождения. Слова являются предметом изучения не только лексикологии, но и других разделов науки о языке – морфологии, словообразования, синтаксиса. Но изучаются они в разных разделах лингвистики по-разному, с иными целями и задачами.

Официально-деловой стиль применяется в сфере официально-деловых отношений. Его цель – сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания Характеризуется ясностью, строгостью, краткостью изложения, логичностью, применением определенного перечня устоявшихся речевых оборотов.

Официально-деловой стиль реализуется в текстах таких речевых жанров, как закон, постановление, указ, резолюция, дипломатическая нота, коммюнике, различные виды юридической документации: исковое заявление, протокол допроса, обвинительное заключение, акт экспертизы, кассационная жалоба и др.; широкое распространение имеют такие жанры официально-делового стиля, как заявление, справка, объяснительная записка, отчет, объявление и т.п.

Надлежащую чистоту и порядок во всех учебных и учебно-производственных помещениях обеспечивает технический персонал и студенты на началах самообслуживания в соответствии с установленным в высшем учебном заведении распорядком. В помещениях вуза запрещается: хождение в пальто, головных уборах, громкие разговоры, шум, хождение по коридорам во время проведения учебных занятий, курение в не отведенных для этих целей местах.

Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере жизни: в статьях, публичных выступлениях, агитационных материалах, рекламе. Его цель – сообщить информацию, оказать воздействие на разум и чувства читателя или слушателя. Отличительная особенность этого стиля – обращение к эмоциям, актуальность содержания, авторской страстностью. Публицистический стиль характеризуется яркостью языковых средств, образностью.

В ходе этого конфликта не решались самые насущные городские проблемы. И в первую очередь, разумеется, вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Да и как могло быть по-другому? Раз в казне нет денег, значит, нет своевременного ремонта и реконструкции тепловых и водопроводных сетей, дорог, жилого фонда. Да что там дорог, не было денег даже на элементарный вывоз мусора и на очистку города от снега.

Литературно-художественный стиль используется в литературных произведениях (проза, поэзия). Его цель – нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли слушателя и читателя.

Особенность этого стиля – демонстрация авторского видения, эмоциональность. В нем широко используются эпитеты, метафоры, сравнения.

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

(С.Есенин)

Разговорный стиль употребляется преимущественно в устной речи в сфере повседневного общения. Для него характерны непринужденность, простота, вольность, эмоциональность, использование просторечных выражений (иногда не литературных). Разговорный стиль используется в обыденной речи, в беседе, в непринужденной обстановке. В разговорном стиле большую роль играют сигналы невербального общения: мимика, жесты.

Теперь о радио. Если бы ты была здесь, то назвала бы меня идиотом и надрала уши. Подумай, будучи слепым, ни черта не видя, взялся собирать приемник из такой дряни и кусков, где и видящий запарился бы. Ну, какая работа на ощупь! Ну его к черту!

Национальная специфика системы стилей русского языка

Современная система стилей в русском языке сложилась постепенно, в процессе формирования русского литературного языка.

В древнерусской книжности выделялись религиозная литература, летописи и деловые документы. Язык деловых документов и бытовых записей были близки друг другу.

М.В. Ломоносов применил античную теорию трёх стилей к русскому литературному языку. Он выделил следующие три стиля: высокий, средний и низкий. Стилистическая теория Ломоносова утверждала, что русский литературный язык сложился в результате длительного совместного развития народно-разговорной стихии и книжного, "славенского", как говорили в XVIII в., языка. Эта стилистическая теория положила в основу нормы литературного языка те слова, грамматические формы и обороты речи, которые были стилистически нейтральными и общими для народно-разговорного и книжно-славянского языков, ограничила употребление малоизвестных славянизмов и разрешала употребление разговорных народных слов в литературной речи.

Благодаря М.В. Ломоносову, в русском языке начинает оформляться научный стиль, ранее не существовавший в русском языке.

Талант А.С. Пушкина дал толчок к формированию нового, современного этапа в истории литературного языка, а его творчество заложило основы языка художественной литературы, оно послужило образцом для писателей XIX в.

Официально-деловой стиль русского языка восходит к языку московских приказов (высших правительственных учреждений) XVI-XVII вв. Огромное влияние на официальный стиль речи оказали петровские реформы, в связи с которыми в официальную речь вошли многие заимствованные из европейских языков слова. Существенные изменения в лексике и стилистике официально-деловой речи произошли после событий октября 1917 г.

Предшественником публицистического стиля в древнерусскую эпоху был язык летописей, поучений и проповедей.

В русском литературном языке публицистический стиль начинает оформляться в XVIII в., получает дальнейшее развитие в XIX в., испытывает сильное давление идеологии в XX в. В наши дни перед публицистическим стилем открылись широкие возможности и одновременно возникли новые опасности, связанные с недостатками в культуре речи говорящих и пишущих.

Основу лексики современной разговорной речи составляют нейтральные, издавна существующие в русском языке слова; слова, возникшие в XVIII-XIX вв. (замечательный, интересный, наглядный); слова советского времени (комбинат, трудоустроиться, получка, квартплата); слова, недавно возникшие в разговорной речи (растаможка, стабильно, крутой).

Специфической чертой разговорной речи является ее значительная близость к просторечию и жаргонам, сложность объективного отграничения литературной разговорной речи от просторечия и общего жаргона. Это позволяет говорящим в неофициальном общении широко использовать выразительные возможности национального языка. Однако в официальных ситуациях такая близость разговорной речи к нелитературным разновидностям языка требует от говорящего обращать особое внимание на отбор лексических единиц, с тем чтобы избежать непредвиденного стилистического эффекта и негативной реакции на него. В случае сомнения по поводу принадлежности слова к литературному языку в официальном общении такого слова следует избегать.

Система стилей русского литературного языка находится в состоянии динамического равновесия: ориентация на классическую норму сопровождается изменениями в стилистической оценке отдельных слов, формированием новых жанров в рамках существующих стилей, детализацией стилистических норм.

Лекция 3.

письменнАЯ научнАЯ речЬ.

Научное обобщение носит особый характер, оно отличается точностью, подчеркнутой логичностью, однозначным выражением мысли, которая строго аргументируется, а ход логических рассуждений акцентируется с помощью специальных средств связи.

Научный стиль как система включает языковые единицы трех типов: (1) языковые единицы, обладающие соответствующей функционально-стилистической окраской; (2) языковые единицы стилистически нейтральные (межстилевые); (3) языковые единицы стилистически нейтральные, но функционирующие преимущественно именно в данном стиле.

Основная цель научного стиля – сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания; основная форма речи — письменная; типичный вид речи — монолог. При расширении научных контактов, развитии средств массовой коммуникации (съезды, симпозиумы, конференции) увеличивается роль и устной формы научной речи. Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, — это наука.

Научный стиль делится на подстили, каждый подстиль имеет свои жанры:

1. Собственно научный - монография, статья, доклад, диссертация.

2. Научно-информативный - реферат, аннотация, патентное описание.

3. Научно-справочный - словарь-справочник, каталог.

4. Учебно-научный - учебник, словарь, методическое пособие, лекция и др.

5. Научно-популярный – очерк, книга, лекция, статья и др.

Научный стиль представляет собой разновидность литературного языка, его функционально-стилевую подсистему, которая состоит из единиц различных языковых уровней: лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса. Как и каждый функциональный стиль, научный стиль имеет свои особенности в использовании элементов этих уровней, в выборе языковых средств.

Лексические особенности. Такое свойство научного стиля, как точность, предопределяет использование в нем специальной научной и терминологической лексики.

Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. В научной речи употребляются термины трех видов: общенаучные, межнаучные и узкоспециальные.

Общенаучные термины предназначены выражать категории и понятия, продуктивно применимые ко всем областям научного знания. Таковы, например: система, программа, конструкция, функция, фактор, свойство, качество, ускорять, универсальный.

Межнаучные термины представляют собой наименования базовых понятий, общих для определенного комплекса наук (общетехнические, общебиологические, общемедицинские и т.п.). Например: адаптация (биол., пед.), робототехника (тех., мед.), валентность (хим., лингв.), охлаждение (хим., физ.).

Узкоспециальные термины именуют специфические для каждой отрасли знания реалии, понятия, категории. Они используются в основном в научных произведениях, рассчитанных на людей, занятых в этой области науки. Например: фонология, иммуногенетика, микропроцессор, резонатор, эргономика.

Возрастающий удельный вес международной терминологии — это, с одной стороны, свидетельство стремления к международной стандартизации языка науки, а с другой стороны — показатель «отстраненности» средств научного стиля, их обособленности от общенародного, общеупотребительного лексического состава языка.

Термины могут быть выражены как одним словом, так и словосочетанием, обычно фразеологического типа: вакуумные измерения, магнитная буря, средненёбный согласный, десятичная дробь, систолическое давление.

В отличие от других типов словосочетаний терминологические словосочетания утрачивают образно-метафорическую экспрессию и не имеют синонимов.

Стремление к точности проявляется еще в одной особенности лексической системы научного стиля: многозначные стилистически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а, как правило, в одном, реже — двух. Например, у слова «речь» словари отмечают пять значений: (1) способность говорить, говорение; (2) разновидность стиля языка; (3) звучащий язык; (4) разговор, беседа; (5) публичное выступление. В научном стиле реализуется второе и — реже — пятое значения.

В лексической системе научного стиля проявляется и такая черта, как стремление к обобщению, к абстракции: абстрактная лексика явно преобладает над конкретной. Приведем пример: Проблема сохранения единого образовательного пространства особо актуальна для такого полиэтнического и многоязычного государства, как Россия, где система образования должна играть важную консолидирующую и интегрирующую роль.

Большая часть лексики в данном предложении имеет отвлеченный характер (проблема, сохранение, пространство, система образования).

Лексический состав научного стиля обладает относительностью. Это означает, что текст увеличивается в объеме, в основном за счет не синонимов, а многократного повторения одних и тех же слов.

В основе любого научного произведения лежит общеупотребительная лексика. Общеупотребительные слова в научном тексте используются в их номинативном значении, что позволяет объективно обозначить сущность понятия или явления.

Лексика с разговорной и разговорно-просторечной окраской в научном стиле отсутствует. Этому стилю в меньшей степени, чем публицистическому и художественному, свойственна оценочность.

Определенная устойчивость и ограниченность лексических средств выражения научного понятия — один из важных стилеобразующих моментов речи.

Морфологические особенности научного стиля. Научное повествование отличает именной характер изложения: существительные и прилагательные преобладают над глаголами.

На первое место по частотности употребления выходит Род.падеж, значение которого отличается наибольшим среди косвенных падежей разнообразием (нормы (чего?) литературного языка (р.п.), формы (чего?) речи (р.п.), принятие (чего?) решения (р.п.), закон (кого?) Ньютона (р.п.). В пассивных конструкциях распространены формы Тв.падежа: «Классификация типов лексических значений предложена (кем?) В.В. Виноградовым (тв.п.)»; «Периодическая система элементов открыта (кем?) Д.И. Менделеевым (тв.п.)». В научном стиле распространены существительные, образованные от глаголов и от прилагательных: деление, измерение, определение, точность, четкость и т.п., а также субстантивированные прилагательные: касательная, кривая, шипящие, заднеязычный.

Для научного стиля характерна бессубъектность повествова¬ния, что вызывает отсутствие глагольных форм 1 -го и 2-го лица ед. числа и распространение таких неличных форм глагола, как инфинитив, краткое страдательное причастие, деепричастие.

В немногочисленных случаях употребляется форма 1-го лица мн.числа — в значении некой неопределенной совокупности лиц, куда включается и говорящий (Мы полагаем... Отметим, что... Приведем в качестве примера...).

Абсолютное большинство глаголов в научном стиле употребляется в форме 3-го лица мн.числа настоящего времени изъявительного наклонения несовершенного вида. Это настоящее постоянное, вневременное, которое является наиболее абстрактным (существует, наблюдается, происходит, обнаруживается, отличается и т.п.).

Формы прошедшего и будущего времени, формы сослагательного и повелительного наклонений используются крайне редко.

В научном стиле распространены производные предлоги и союзы: в течение, в результате, в связи, в соответствии, за счет. Не употребляются модальные частицы и междометия, вносящие эмоциональные оценки.

Итак, и в области морфологии научного стиля проявляются его общие экстралингвистические признаки: точность, абстрактность, обобщенность.

Синтаксические особенности научного стиля. Научному стилю свойственны доказательность, аргументированность изложения, что находит отражение в композиционном строении текстов и в их синтаксическом строе. В синтаксических структурах научного стиля максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации. Это выражается в использовании пассивных (страдательных) конструкций.

Реальный производитель действия в пассивных конструкциях обозначается не грамматической формой подлежащего в Им. падеже, а формой второстепенного члена в Тв.падеже или вообще пропускается.

Широко распространены в научном стиле безличные предложения с модальными словами и инфинитивом, с безличными глаголами и личными в значении безличных. Например: Нам надлежит рассмотреть, каковы же были последствия этих законов; Надо заметить, что случаев смешения, пропусков и замен в текстах старославянской письменности сравнительно немного.

Среди двусоставных предложений преобладают такие, в которых сказуемое является составным именным, что определяется задачей научных текстов: выявить признаки, качества, свойства изучаемых объектов. При этом в настоящем времени связка может быть как нулевой, так и материально выраженной глаголами есть и суть (в этом — еще одно отличие научного стиля от других). Например: «Слово есть не что иное, как культура в её специфическом выражении» (Г.О. Винокур). «Жизнь есть лучший экзамен» (К.Э. Циолковский).

Простые предложения часто бывают осложнены обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами, вводными конструкциями, обозначающими последовательность сообщений, степень достоверности и источник информации (во-первых, наконец, как утверждают..., в соответствии с выводами...).

В простом предложении последовательно реализуется прямой порядок слов, что усиливает собственно информативную сторону сообщения: Лабораторные опыты проводятся в течение семестра. Вопросительные предложения используются лишь в функции сосредоточения внимания читателя или слушателя на каком-либо вопросе. Например: Что же такое норма? Номинативные предложения редки. Используются как заголовки или пункты плана. Логичность и доказательность научной речи обусловливают активное использование сложных союзных предложений, в том числе и сложносочиненных с придаточными изъяснительными, определительными, причины, цели, условия, следствия, уступки и сложносочиненных со смысловыми отношениями согласования противопоставления: необходимо подчеркнуть, что..., не только утверждается, но и…

В научной речи распространено такое явление, как сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство). Чаще всего оно оформляется как абзац, включающий от 3—4 до 7—8 предложений. Для предложений характерна тематическая спаянность. Между самостоятельными предложениями абзаца широко используются языковые средства связи (синтаксический параллелизм, союзы, местоимения, повторы, вводные слова и др.). При этом действует принцип логического членения, соответствующий коммуникативной организации сообщения: первая фраза указывает на тему сообщения, далее тема аргументируется, завершается абзац чаще всего заключением-выводом. Пример: Психология управления — это отрасль практической психологии. Предметом практической психологии является проблема взаимоотношений. Следовательно, современная психология управления рассматривает проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента, и в этом — специфика ее предмета.

В научном тексте нередко встречаются цитаты со строгими ссылками на источник, используются сокращения-аббревиатуры, принятые в данной науке.

Тексты научного стиля могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики, схемы. В большей степени это распространяется на тексты дисциплин естественно-научного цикла, хотя графическую информацию может включать любой научный текст — это одно из свойств научного стиля.

Композиционные принципы. Композиция — это строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения. В научном стиле, как и в каждом функциональном стиле, существуют свои определенные правила текстовой композиции. Текст воспринимается обычно от частного к общему, а создается от общего к частному.

Композиционно любое научное произведение, независимо от области науки и жанра, содержит две взаимосвязанные части — описательную (обзорную), в которую включается и введение, и основную, в которую входит и заключение.

В описательной (обзорной) части отражается ход научного исследования. Во введении обосновывается актуальность научного исследования, формулируется предмет исследования, цели и методы, излагается (если необходимо) история вопроса и прогнозируется ожидаемый результат. В основной части научного произведения освещаются методика и техника исследования, достигнутый результат. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания проблемы, выносятся в приложение. Для научных произведений обязателен справочно-библиографический материал, который помещается в конце работы. Выбор композиции научного произведения, ее детализация зависят от ряда факторов: от области науки, жанра, от вида решаемой научной задачи, избранного метода исследования и т.д.

Основные черты научно-учебной литературы: предметно-логическая последовательность, постепенно развертывающаяся манера изложения, определенная сжатость, мотивированная тем, что, с одной стороны, излагается только часть накопленной информации о предмете данной науки, а с другой — именно эта часть является базовой, в ней предмет изложения рассматривается равномерно и разносторонне.

Конспект — это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения или прослушивания лекции. Конспекты бывают пяти типов: (/) плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); (2) текстуальные (состоящие из цитат); (3) свободные (сочетающие цитаты и самостоятельный текст); (4) тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам); (5) конспект-схема (схематическое фиксирование информации — синтагматическое или парадигматическое). Составление конспектов способствует не только запоминанию материала. Такая работа развивает способность выделять самое существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Тезисы — это краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения. Если тезисы пишутся человеком для себя — к ним не предъявляются строгие требования жанра и стиля. Если тезисы создаются для публикации, они должны отвечать определенным нормативным требованиям, прежде всего требованию содержательного соответствия заранее объявленной проблемной теме. Тезисы должны строго выдерживать содержательно-композиционную структуру: (1) преамбула; (2) основное тезисное положение; (3) заключительный тезис. Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается рубрикацией. Тезисы носят характер модально-утверждающего суждения или умозаключения, а не характер конкретно-фактологической констатации. Поэтому здесь нужно особенно внимательного следить за соблюдением речевой нормы, не смешивать формы разных жанров (план, сообщение, резюме, аннотация и т.п.).

Аннотация — это краткое, обобщенное описание текста книги, статьи, рукописи. Перед текстом аннотации приводятся выходные данные (автор, название, время и место издания) в номинативной форме. Аннотация обычно состоит из двух частей: в первой формулируется основная тема книги, статьи; во второй — перечисляются основные положения. Субъект действия в аннотации не называется; он известен из контекста. Активно используются глагольные и причастные конструкции.

Рецензия — это критический отзыв о конкретном произведении, статье, предполагающий: (1) комментирование основных положений работы (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, выраженной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы); (2) обобщенную аргументированную оценку; (3) выводы о значимости работы.

Отзыв дает самую общую характеристику без подробного анализа (в отличие от рецензии), но содержит практические рекомендации.

Реферат — это композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и т.п.). Это самостоятельная учебно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Структурно реферат должен включать три части: (1) общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); (2) описание основного содержания; (5) выводы референта.

Требования к написанию реферата

(1) Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста.

(2) Реферативное изложение должно быть сжатым.

(3) Реферат — это не конспект, он должен содержать оценочные элементы (типа: нельзя не согласиться..., автор удачно иллюстрирует...).

Курсовая и дипломная работы. Тематика их должна быть актуальной, содержание — отвечающим современным требованиям науки. Подготовка таких работ требует изучения и анализа необходимой специальной литературы, а также имеющегося в этой области практического опыта. Курсовые и особенно выпускные квалификационные работы требуют, как правило, проведения экспериментального исследования и его анализа. Желательны практические рекомендации по внедрению результатов эксперимента в будущей работе выпускника.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекция 8 Речь учителя как условие акмеологического роста

    Лекция
    Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного про­исхождения. Его синонимами являются греческое слово рито­рика (гр. rhetorike) и русское красноречие.
  2. Тексты лекций Лекция 1 Речь как искусство слова План

    Лекция
    Понятие «речевая деятельность общества» напрямую связано с понятием риторики. Риторика как искусство речи и сам термин «риторика» родились в греческой античности В античности были поставлены основные вопросы, определяющие предмет риторики.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для слушателей академии по специальности: 08. 05. 04 «Государственное и муниципальное управление»

    Учебно-методический комплекс
    Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающейся в охране и правильном использовании. Русский язык как знаковая система передачи информации.
  4. Язык и межкультурная коммуникация

    Документ
    В июле 1996 года Министерство высшего и профессионального образо­вания Российской Федерации издало приказ №1309 «О дополнении и частичном изменении Классификатора направлений и специальнос­тей высшего профессионального образования»,
  5. Облем риторики и теории коммуникаций в перспективе развития современных средств обмена информацией, и динамики языка делового общения, их места в жизни общества

    Книга
    Предлагаемая читателю книга имеет своей задачей осмысление и систематизацию актуальных проблем риторики и теории коммуникаций в перспективе развития современных средств обмена информацией, и динамики языка делового общения, их места в жизни общества.

Другие похожие документы..