Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Антон Павлович Чехов – один из известнейших на весь мир писателей. Он родился в 1860 году в городе Таганроге в семье мелкого торговца. Отец Чехова ра...полностью>>
'Документ'
История христианской религии насчитывает те­перь уже две тысячи лет, однако ее идеологи­ческие и ритуальные истоки можно обнаружить примерно за столе...полностью>>
'Документ'
Рекомендации по подготовке плана разработки и внесения изменений в нормативные правовые акты в целях осуществления перехода на межведомственное взаим...полностью>>
'Программа'
“Рус телендә урта (тулы) гомуми белем бирү мәктәбендә татар телен һәм әдәбиятын укыту программасы” 1-11 нче сыйныфлар.Татарстан Республикасы Мәгариф һ...полностью>>

Тематика курсовых работ по курсу «Конституционное право рф»  Тема №1

Главная > Тематика курсовых работ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема №18

Гражданство РФ

  1. Понятие и основные принципы российского гражданства.

  2. Правовое регулирование гражданства. Приобретение и прекращение гражданства РФ: порядок и основания.

  3. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей.

  4. Производство по делам гражданства в государственных органах РФ.

  5. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Двойное гражданство.

  6. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право на политическое убежище.

Методические рекомендации

В начале работы студент должен раскрыть понятие российского гражданства, его морально-политическое содержание и юридическую природу как субъективного права, правоотношения и правового института.

Рассмотрение первого вопроса предполагает и анализ конституционных основ, принципов российского гражданства.

Освещая второй вопрос плана, необходимо проанализировать законодательство о российском гражданстве, обратить внимание на ФЗ от 11 ноября 2003 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве РФ»».

В работе необходимо изложить порядок приобретения и прекращения признания гражданства, а также сведения о производстве по делам о гражданстве в государственных органах РФ, исполнении решений по делам о гражданстве РФ.

Необходимо обратить внимание на то, что российское законодательство предусматривает возможность принятия второго гражданства для граждан РФ на основании международных договоров РФ, следует охарактеризовать статус лица с двойным гражданством.

Далее в работе необходимо раскрыть правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.

В отношении иностранных граждан в нашей стране установлен национальный режим, это означает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Необходимо обратить внимание на правовые режимы пребывания иностранных граждан в РФ, установленные данным законом: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание (вид на жительство).

Список рекомендуемой литературы

  1. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

  2. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О гражданстве РФ»».

  3. Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» №115-ФЗ.

  4. Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. «О вынужденных переселенцах» (с изменениями от 7 августа 2000 г.)

  5. Федеральный закон от 28 июня 1997 г. «О беженцах» (с изменениями от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г.)

  6. Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. №746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища».

  7. Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы // Законодательство, 1997, №6.

  8. Астахов И. Через тернии к гражданству // Домашний адвокат, 2002, №15.

  9. Бабурин С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство // Государство и право, 1996, №11.

  10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М: 2002.

  11. Белов А.В. Двойное гражданство и проблемы лояльности. // Известия высших учебных заведений. Правоведение, 2002, №2.

  12. Блинов А.Б. Гражданство России: проблемы и перспективы. // Конституционное и муниципальное право, 2002, №4.

  13. Варлен М. Новые аспекты института российского гражданства // Законность, 2002, №12.

  14. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: 1997.

  15. Волох В. Приоритетное право на занятие вакансий - за российскими
    гражданами. // Человек и труд, 2002, № 7.

  16. Гудвин-Гилль. Статус беженца в международном праве, Будапешт: 1997.

  17. Герасименко Ю. В. Лица, не являющиеся гражданами России как субъекты конституционно-правовых отношений. // Государство и право, 2002, № 6.

  18. Каламкарян Р. А. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь
    (Материалы международной конференции, посвящённой Всеобщей декларации
    прав человека и гражданина). // Государство и право, 2000, № 3.

  19. Камышев Д. Как стать русским // КоммерсантъВласть, 2002, № 17 – 18.

  20. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право. М: Юристъ, 1999.

  21. Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и о беженцах. / Под ред. Андриченко Л. В., Белоусова Е. В., М: Юридическая
    литература, 1998.

  22. Красинец Е. С., Кубишин Е., Тюрканова Е. Нелегальная миграция в Россию., М: Рос. акад. наук, 2000.

  23. Лазарев Л. В., Марышева Н. И., Пантелеева И. В. Иностранные граждане., М: 1992.

  24. Международное право. / Под ред. Колосава Ю. М., Кривчикова Э. С. М: 2000.

  25. Никитин Е. Статус беженцев и вынужденных переселенцев // Российская юстиция, 1996.

  26. Основы конституционного право Российской Федерации: структур.-логич. схемы. / под ред. Лозбякова Е. П., М: Закон и право: ЮНИТИ, 1999.

  27. Пронская Е. Иммиграция: беда или спасение. // Человек и труд, 2002, № 7.

  28. Хлестова О. И., Марышева Н. И. Правовое положение российских граждан за границей, М: «Юристъ», 1994.

  29. Чернега Ю. Вероятные приключения иностранцев в России // КоммерсантъВласть, 2002, № 42.

  30. Щербаков М. Приобретение российского гражданства // Человек и закон,
    2002, №8.

  31. Яковлев А. А. Использование термина «гражданство» в международном и внутригосударственном праве: сравнительный анализ. // Международное публичное и частное право, 2002, № 3.

Тема 19

Конституционная модель государственной власти в РФ

  1. Понятие и признаки государственного органа.

  2. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в РФ.

  3. Система государственных органов РФ. Государственный аппарат.

  4. Система «сдержек и противовесов»: понятие, элементы, конституционное оформление, практика.

  5. Система государственной службы РФ.

Методические рекомендации

В первом вопросе плана следует рассмотреть некоторые теоретические понятия, т.к. «орган государства», «признаки органа государства», «виды государственных органов», «механизм государства» и др.

В следующем вопросе студент должен раскрыть принципы организации и деятельности органов государственной власти в РФ, т.к. принцип разделения властей, принцип единства государственной власти, баланс ветвей власти, принцип субсидиарности органов власти и др. Особо следует остановиться на механизме «сдержек и противовесов», его конституционном закреплении и проблемах реализации в РФ. Студент должен обратить внимание на то, что принцип разделения властей в нашей стране начал практически применяться только в 90-е г.г. 20 века, здесь следует сопоставить теорию и практику государственного строительства советского периода и современного, а также обозначить теоретические и практические проблемы реализации данного принципа. Следует обратить внимание на то, что существует разделение власти не только по «горизонтали», но и по «вертикали»,т.е. между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ, а также разграничение власти между органами государственной власти и местным самоуправлением.

В третьем вопросе необходимо определить конституционно-правовой статус высших органов власти в РФ, охарактеризовать их полномочия, определить роль и место каждого из них в системе органов государственной власти.

Студент должен отразить в работе основные направления готовящейся административной реформы в нашей стране и остановиться на вопросе системы государственной службы РФ, которая устанавливается новым федеральным законом «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г.

Список рекомендуемой литературы

  1. Конституция РФ 1993 г.

  2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

  3. Закон РСФСР от 25 декабря 1991 г. «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. №2.

  4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ» // СЗ РФ 1997 г. №51.

  5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» // Российская газета. 1998 . 4 января.

  6. Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента РФ» // Российская газета. 2003. 16 января.

  7. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» // Российская газета. 2000. 8 августа.

  8. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Российская газета. 2002 г. 25 декабря.

  9. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О конституционном Суде РФ» // СЗ РФ. 1995. №18.

  10. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ» // Российская газета. 1997. 6 января.

  11. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в РФ» // СЗ РФ. 1995. №18.

  12. Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» // Российская газета. 2001. 20 декабря.

  13. Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в ФКЗ «О судебной системе РФ» // Российская газета. 2001 . 20 декабря.

  14. Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов в РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №30.

  15. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О статусе судей в РФ» // Российская газета. 2001. 20 декабря.

  16. Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. М., 1999.

  17. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997.

  18. Дмитриев Ю.А., Черкашин Е.Ю. Законодательные органы России от Новгородского веча до Федерального Собрания // Ред. Е.Ф. Варварина. М., 1995.

  19. Котенков А.В. Президент-Парламент. Становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1998. №9, 10.

  20. Крылов Б.С. Разделение власти, система сдержек и противовесов // Журнал российского права. 1998. №6.

  21. Марченко М.Н. Теория разделения властей и различные ее модификации на Западе // Журнал российского права. 1997. №4.

  22. Надеев Р.К. Структура федеральных органов исполнительной власти. Нужна система // Журнал российского права. 1999. №2.

  23. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ // Государство и право. 1996. №1.

  24. О концепции развития системы исполнительной власти в РФ // Государство и право. 1996. №8.

  25. Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Журнал российского права. 1998. №9.

  26. Писарев А.Н. Система высших органов государственной власти РФ, наделенных полномочиями в области обороны // Государство и право. 2000. №5.

  27. Салищева Н.Г., Хамагиева Н.Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000. №1.

  28. Сахарова Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

  29. Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. №5.

Тема №20

Правительство РФ

  1. Правительство РФ в системе органов государственной власти.

  2. Порядок формирования и состав Правительства РФ.

  3. Полномочия Правительства РФ, организация его деятельности.

  4. Акты Правительства РФ.

  5. Ответственность Правительства РФ. Отставка Правительства РФ.

  6. Правовой статус служащих исполнительной власти.

Методические рекомендации

В начале курсовой работы необходимо раскрыть роль исполнительной власти в государстве, ее взаимодействие с другими ветвями власти.

Необходимо подчеркнуть изменение в названии, процедуре формирования и составе Правительства РФ, связанные с принятием Конституции 1993 г., возможно провести сравнение с формированием и полномочиями органов исполнительной власти советского периода.

Деятельность Правительства РФ определяется как Конституцией РФ, так и ФКЗ «О Правительстве РФ».

Необходимо подробно описать порядок назначения Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, раскрыть содержание полномочий Правительства РФ. Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ. Постановление носит нормативный характер, а распоряжение является актами применения права. Важное значение имеет вопрос об отставке Правительства. Прежде всего надо иметь в виду, что Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Порядок отставки предусмотрен ст. 117 Конституции РФ. Однако, основания для отставки в Конституции не обозначены. Необходимо знать, что учитывая объективную необходимость непрерывной деятельности Правительства, оно в соотношении с Конституцией продолжает свою деятельность до формирования нового Правительства. Особо надо подчеркнуть, что Правительство за свою деятельность несет двойную ответственность: перед Президентом РФ, который может принять решение об его отставке, и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие или отказать в доверии. Необходимо более подробно остановиться на взаимоотношениях Президента РФ с Правительством, подчеркнув роль Президента в формировании Правительства, в осуществлении контроля за его деятельностью. Следует особо подчеркнуть, что ФКЗ «О Правительстве РФ» (ст. 32) расширяет конституционные полномочия Президента в сфере исполнительной власти, т.к. Президент непосредственно руководит силовыми министерствами, а Правительство возглавляет систему исполнительной власти и координирует деятельность министерств, которыми руководит Президент.

Таким образом, ФКЗ «О Правительстве РФ» легализовал систему (двойное подчинение) руководства федеральной исполнительной властью.

В заключении необходимо раскрыть основные направления проводимой административной реформы в РФ, ссылаясь на федеральную программу реформирования государственной службы РФ (2003-2005 годы), утвержденную Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. (Российская газета, 2002, 23 ноября), ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы РФ».

Следует проанализировать изменения в структуре и составе Правительства РФ, произошедшие после отставки Правительства в марте 2004 г.

Список рекомендуемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12декабря 1993 года: принята всенародным голосованием // Российская газета. 1993. 17 декабря.

  2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

  3. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663; 1997. №20. Ст. 2242; 1998. № 33. Ст. 3967.

  4. Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1999 года № 1012 «О Председателе Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4048.

  5. Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 года // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3176; 1999. № 14. Ст. 1730; № 44. Ст. 5319; 2000. № 10. Ст. 1132; № 41, Ст. 4091.

  6. Регламент Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 года // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 27. Ст. 3176; 1999. № 14. Ст. 1730; № 44. Ст. 5319; 2000. № 10. Ст. 1132; № 41. Ст. 4091.

  7. Аляутдинов Ф.М. Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. – М., 2001.

  8. Агапов А.Б. Статус территориальных органов федеральной исполнительной власти в субъектах федерации // Труды Московской гос. юрид. акад. 1997. № 1.

  9. Балытников В.В. Совершенствование организационно-правовых форм федеральных органов исполнительной власти в современных условиях // Труды Московской гос. юрид. акад. 1997. № 1.

  10. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3.

  11. Вишняков В.Г. Проблемы повышения эффективности исполнительной власти // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1996. № 2.

  12. Зенкин С. Закон о Правительстве. Каким видит его Государственная Дума // Российская Федерация. 1996. № 24.

  13. Зенкин С. Закон о Правительстве. Вариант третий. Последний ли? // Российская Федерация. 1997. № 10.

  14. Исполнительная власть в Российской Федерации: Науч.-практ. пособие / Отв. редактор А.Ф. Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров. – М.: БЕК, 1996.

  15. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: исходные позиции // ВМУ. Серия 11. Право. 1992. № 3.

  16. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции // ВМУ. Серия 11. Право. 1992. № 4.

  17. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: центральные органы федеральной исполнительной власти // ВМУ. Серия 11. Право. 1993. № 3.

  18. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 года // Государство и право. 1996. № 1.

  19. О концепции развития системы исполнительной власти в Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 8.

  20. Полянский И.А. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти // Правоведение. 1999. № 4.

  21. Правительство, министерство и ведомства в зарубежных странах. – М.; Юрид. лит., 1994.

  22. Президент – Правительство исполнительная власть: российская модель / Под ред. И. Шаблинского. – М.: Зерцало, 1997.

  23. Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1998. № 2.

  24. Суворов В.Н. Президент и Правительство Российской Федерации: конституционные проблемы взаимоотношений // Труды Московской гос. Юрид. акад. 1999. № 4.

  25. Тихомиров Ю.А., Петухов В.П., Игнатюк Н.А. Законопроектная Деятельность федеральных органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1997. № 5.

  26. Хренов Ю. Правительство РФ: новые лица, новая структура, работа по-новому // Российская Федерация. 1996. № 19.

  27. Чепунов О.И. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты. – М.: Нормотворчество, 1999.

  28. Чепунов О.И. Исполнительная власть в Российской Федерации: историко-правовой и институциональный анализ. – М.: нормотворчество, 2001.

  29. Чепунов О.И. Организация исполнительной власти в федеральных округах // Осуществление политической и правовой реформ в Российской Федерации. – М.: Нормотворчество, 2001. Вып. 7.

  30. Чепунов О.И. Исполнительная власть в Российской Федерации и ее субъектах: конституционно-правовое регулирование: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. – М. 2001.

Тема №21

Конституционные основы судебной власти в РФ

  1. Место и роль судебной власти в конституционной системе власти РФ.

  2. Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в РФ.

  3. Судебная система в РФ.

  4. Конституционно-правовой статус судей в РФ.

  5. Основные направления судебной реформы в РФ.

Методические рекомендации

В начале работы необходимо подчеркнуть исключительное право суда осуществлять правосудие, ни один орган государственной власти, в том числе и прокуратура не может осуществлять данную функцию. Конституционное регулирование основ организации прокуратуры в главе 7 Конституции РФ «Судебная власть» нельзя толковать как причастность прокуратуры к осуществлению правосудия.

Необходимо обратить внимание на кардинальные изменения в назначении и полномочиях суда, произошедших за последнее время. Главные из этих изменений состоят в том, что деятельность суда, осуществляющего судебную власть, поставлена на один уровень с деятельностью других органов государственной власти - законодательных и исполнительных. Более того, судебная власть приобрела реальные полномочия по контролю за актами других ветвей власти, что непосредственно вытекает из права Конституционного Суда РФ проверять соотношение Конституции федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, а также из права граждан обжаловать в суд решение и действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Необходимо определить специфическое место судебной власти в системе органов государственной власти и их взаимодействие.

Раскрывая понятие конституционных принципов правосудия, нужно подчеркнуть, что данные принципы лежат в основе организации и деятельности судов, определяют устройство судебных органов, правовой статус судей, организацию самого процесса – правосудия. Далее следует подробно проанализировать следующие принципы правосудия: законность, осуществление правосудия только судом, компетентность и беспристрастность суда, независимость судей, состязательность и равноправие стран, презумпция невиновности и др. Далее следует охарактеризовать конституционно-правовой статус судей: порядок замещения должности судьи, обеспечение срока полномочий судьи, судейский иммунитет, защиту судей и др. В заключении работы необходимо указать основные направления судебной реформы: введение суда присяжных заседателей; дифференциация форм судопроизводства; введение института мировых судей; расширение юридической возможности граждан для обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц; развитие ювенальной юстиции; совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинение их только закону.

Тема №22

Конституционный Суд РФ.

  1. Понятие конституционного контроля.

  2. Конституционное правосудие в РФ.

  3. Полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ.

  4. Конституционно-правовой статус судей Конституционного Суда РФ.

  5. Толкование Конституции РФ.

  6. Общие правила рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ.

  7. Решения Конституционного Суда РФ и их юридическая сила.

  8. Практика Конституционного Суда РФ.

  9. Конституционное правосудие в субъектах РФ.

Методические рекомендации

В начале работы следует дать понятие конституционного контроля как специфической функции государства по обеспечению верховенства конституции и ее прямого действия.

Необходимо отметить, что конституционный контроль может осуществляться органами государственной власти, органами конституционного надзора (квазисудебные органы) и судебными органами. Существуют две разновидности судебного конституционного контроля: 1) судебный контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции («американская» модель); 2) конституционный контроль, осуществляемый специальными судами («европейская» модель).

Необходимо дать классификацию видов конституционного контроля: по времени осуществления – предварительный и последующий; по правовым последствиям – консультативный и учреждающий; по обязательности проведения – обязательный и факультативный; по способу проведения – абстрактный и факультативный; по способу проведения – абстрактный и конкретный; по основаниям проверки – материальный и формальный.

Далее следует остановиться на истории развития конституционного контроля в нашей стране.

Важное место в работе должно быть отведено анализу полномочий Конституционного Суда РФ. Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств.

Конституционному Суду РФ предоставлено право официального толкования Конституции. Необходимо отметить, что по своей инициативе дать толкование Конституционный Суд РФ не может. Эту деятельность он осуществляет лишь по запросу ряда государственных органов и должностных лиц.

Толкование, данное Конституционным Судом является официальным и обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и частных лиц.

Далее следует раскрыть вопрос о порядке назначения судей Конституционного Суда, о требованиях, предъявляемых к ним законом.

Решение о назначении судей принимается Советом Федерации индивидуально по каждой предложенной Президентом кандидатуре путем тайного голосования.

Судья Конституционного Суда назначается на должность сроком в 12 лет. Предельный возраст для пребывания судьи в должности – 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается. Следует знать условия и порядок досрочного прекращения полномочий судьи.

В работе необходимо рассмотреть особенности производства в Конституционном Суде по отдельным категориям дел. Более подробно можно остановиться на порядке рассмотрения дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Студенту следует остановиться на анализе разных видов решений Конституционного Суда, их юридической силе.

В заключении следует рассмотреть некоторые принятые Постановления Конституционного Суда РФ.

Список рекомендуемой литературы к темам № 21, 22:

  1. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 07.06.2004) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. № 13. 25.07.1994. Ст. 1447.

  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 04.07.2003) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. № 106. 01.1997. Ст. 1.

  3. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 15.12.2001) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. № 170. 29.07.1992; Ведомости СНД и ВС РФ. № 30. 30.07.1992. Ст. 1792.

  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. № 25 22.06.1998. Ст. 3004; Вестник Конституционного Суда РФ. № 5. 1998.

  5. Гаджиев Г.А. Конституционный принцип самостоятельности судебной власти в РФ (на основе решений Конституционного Суда РФ за 2000-2002 г.г.) // Журнал Российского права. 2003. № 1.

  6. Гаджиев Г.А. Подведомственность и допустимость обращений в Конституционный Суд РФ // Журнал Российского права. 1997. № 6.

  7. Кашлав С.А. О нормотворчестве Конституционного Суда РФ // Журнал Российского права. 2004. № 9.

  8. Колбая Г.Н. Закон о Конституционном Суде: ухудшить нельзя, улучшить // Журнал Российского права. 1998. № 3.

  9. Лазарев Л.В. Конституционный Суд России и развитие Конституционного права // Журнал Российского права. 1997. № 11.

  10. Митюков М.В. Акты Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов объектов РФ: общая характеристика и статистический анализ // Журнал Российского права. 2001. № 6.

  11. Насырова Т.Я. Конституционный контроль. Казань, 1992.

  12. Саликов М.С. Правовые позиции Конституционного Суда РФ: понятие и система // Правоведение. 2003. № 5.

  13. Топорнин Б.Н. Конституционный Контроль: идея и проблемы реализации // Теория права: новые идеи. М., 1991.

  14. Чиркин В.Е. Органы конституционного контроля. Россия и международный опыт // Журнал Российского права. 1998. № 4, 5.

  15. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995.

Тема №23

Конституционные принципы организации и деятельности Прокуратуры РФ.

  1. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Прокуратуры в РФ.

  2. Статус Прокуратуры РФ. Полномочия Прокуратуры РФ.

  3. Прокурорский надзор.

  4. Порядок назначения и статус прокурорских работников.

  5. Прокуратура в российской конституционной системе власти.

Методические рекомендации

В начале работы нужно кратко остановиться на основных этапах развития прокуратуры. Создание российской прокуратуры связано с государственными реформами в России, проведенными Петром I. В 1722 г. Была введена должность генерал-прокурора. Постоянно прокуратуры стали занимать важное место в государственной службе. До Октябрьской революции полномочия прокуроров сводились в основном лишь к деятельности в суде. Общий надзор прокуроры практически не осуществляли.

В декабре 1917 г. Прокуратура была упразднена. В 1922 г. Было утверждено Положение о прокурорском надзоре, но созданная в связи с этим Положением прокуратура не была самостоятельным органом, она находилась в составе Наркомата РСФСР или при Верховном Суде СССР. Далее следует представить характеристику законодательных актов, регламентирующих правовой статус прокуратуры: Положение о Прокуратуре СССР 1933 г., Положение о прокурорском надзоре 1955 г., Закон о прокуратуре СССР 1979 г., закон «О прокуратуре РФ» 1992 г. (с изменениями и дополнениями).

Необходимо отметить, что Конституция РФ 1993 г., в отличие от ранее действовавшей Конституции РСФСР, не определяет круг задач и компетенцию Прокуратуры РФ. В отличие от Конституции, предусматривающей назначение Генерального Прокурора РФ Верховным Советом и утверждение его Съездом народных депутатов, нынешняя Конституция устанавливает, что кандидатуру Генерального Прокурора предлагает Президент, а назначение на эту должность производит Совет Федерации. Конституция внесла изменения и в прежний порядок назначения прокуроров первого звена. Ранее прокуроры республик в составе РФ назначались Генеральным Прокурором по согласованию с высшими органами власти этих республик. Сейчас прокуроры всех субъектов в РФ назначаются Генеральным Прокурором по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному Прокурору и освобождаются им от занимаемой должности.

Поскольку Конституция не регламентирует задачи, функции и полномочия прокуратуры, нужно обратиться к содержанию Закона РФ «О прокуратуре РФ». Прокуратура по-прежнему определяется как орган надзора за исполнением законов.

Тема №24

История развития местного самоуправления в России (до 1993 г.)

Методические рекомендации

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская и городская реформы Александра II. Поэтому нужно остановиться на земской (1879 г.) и городской (1870 г.) реформах. В соответствии с этими реформами существовало две системы управления на местах: государственное управление и земского, городское самоуправление.

При Александре III были пересмотрены и Положения о Земских учреждениях (1890 г.) и Городское положение (1897 г.). Надо показать, как эти изменения реформировали организацию и систему местного самоуправления.

В мае 1917 г., после февральской революции было принято новое «Временное положение о земских учреждениях». Компетенция земских органов самоуправления значительно расширилась в сравнении с Положением 1890 г.: органами власти на местах были уездные земские собрания, снимался возрастной ценз, от выборов устранялись военнослужащие, к компетенции земств были отнесены вопросы охраны труда, создание бирж труда и общественных мастерских и т.д. Был создан Всероссийский Земский Союз. В мае 1917 г. Был принят закон «О волостном земстве», упразднивший все другие волостные органы (комитеты). Была расширена компетенция мировых судов. В апреле 1917 г. Вместо полиции учреждается силиция, в мае возрождается система административной юстиции, создаются губернские, уездные, волостные земельные комитеты.

Необходимо показать, почему после Октябрьской революции идея местного самоуправления была отвергнута, муниципализм рассматривался как буржуазный принцип, неприемлемый для советского государства. В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Формально законодательство о местных Советах допускало самостоятельность местных органов, фактически же власть концентрировалась в высших органах власти и прежде всего партийных. Студент должен знать, как развивалось законодательство о местных Советах и как оно фактически реализовывалось.

Необходимо кратко остановиться на законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990 г.), законе РФ «О местном самоуправлении» (1991 г.), указе Президента РФ от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления в РФ».

Далее следует охарактеризовать становление и развитие местного самоуправления после принятия Конституции РФ 1993 г.

Тема №25

Конституционно-правовые основы местного самоуправления РФ

  1. Понятие местного самоуправления, его назначение, основные функции.

  2. Система местного самоуправления.

  3. Вопросы обеспечения законности и конституционно-правовой ответственности в местном самоуправлении.

Методические рекомендации

При освещении первого вопроса следует взять за основу ст. 12 гл. 8 Конституции РФ и показать, что местное самоуправление должно обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Более детально эти вопросы регулирует ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г., с последующими изменениями и дополнениями. Он вступает в силу с 2009г. На это время сохраняет действие Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г. с последующими изменениями и дополнениями.

Отдельные вопросы местного значения регулируют так же законы: «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997г.; «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998г., с изменениями и дополнениями от 13 апреля 1999г., 19 апреля, 25 июля 2002г.

Следует обратить внимание на то, что согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако это не значит, что они являются сугубо общественными органами. Они обладают чертами, которые позволяют называть их публично-правовой корпорацией. Иначе говоря, не являясь государственными органами, они выполняют ряд важнейших для общества (публичных) функций и в этом плане имеют особое положение по сравнению с обычными общественными формированиями. Это разновидность органов публичной власти.

Важно иметь в виду, что местное самоуправление тесно связано с государственными делами, а нередко и является их продолжением на соответствующей территории. Не случайно ст. 132 Конституции РФ предусматривает возможность передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Из публично необходимого характера деятельности местного самоуправления и тем более осуществления его органами полномочий, преданных государством, следует принцип обязательности решений местного самоуправления для населения соответствующей территории, а также действующих на ней органов, объединений и должностных лиц. Сила актов местного самоуправления и его органов, необходимость их выполнения обеспечиваются не только авторитетом местного самоуправления, но и государством. Не следует забывать о том, что государство обязано оказывать всестороннюю поддержку местному самоуправлению, в том числе передавать ему часть материально-финансовых средств для выполнения функций.

При рассмотрении вопроса о системе местного самоуправления следует исходить из того, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в России Федерации» от 6 октября 2003г. содержит ряд новых и принципиальных решений относительно уровней и структуры местного самоуправления.

Во-первых, он вводит в качестве обязательной двухуровневую систему местного самоуправления. Первым (низшим) уровнем муниципального образования являются сельские и городские поселения, вторым (высшим) уровнем - муниципальные районы и городские округа. Главное различие между уровнями состоит в том, что осуществление отдельных государственных полномочий может быть возложено только на высший уровень местного самоуправления.

Во-вторых, хотя по конституции РФ в местном самоуправлении не проводится такое же строгое разделение властей, как это делается применительно к органам государственной власти, указанный Федеральный закон (в отличие от своего предшественника) все-таки вводит понятие исполнительно-распорядительного органа по отношению к местной администрации. Таким образом, определенное разделение представительных и исполнительных начал в организации местного самоуправления все-таки вводится.

В-третьих, законодательство несколько расширяет набор форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Сюда включены: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования; сходы, собрания граждан, конференция граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания, опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления.

В-четвертых, расширен круг органов и должностных лиц местного самоуправления. В него включены: представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования, местная администрация; контрольный орган муниципального образования; избирательная комиссия муниципального образования; иные органы и должностные лица местного самоуправления.

В-пятых, содержит ряд новелл относительно формирования органов местного самоуправления. Так, он позволяет либо избирать депутатов представительного органа муниципального района, либо формировать этот орган из представителей нижестоящих муниципальных единиц. Глава любого муниципального образования может быть избран либо населением, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Однако быть главой местной администрации он может только в случае, если избран населением. Если он избран главой муниципального образования представительным органом, то одновременно является и председателем представительного органа. Однако глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации.

При освещении вопроса следует учитывать, с одной стороны, то, что государство заботится о защите интересов местного самоуправления, а органы местного самоуправления вправе защищать свои права и интересы различными путями, в том числе и в суде.

Вместе с тем надо исходить из того, что органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением, государством, физическими лицами в соответствии с федеральными законами.

В особенности надо обратить внимание на то, что формой ответственности муниципального образования перед государством является возможность роспуска органа законом субъекта, если этим органом принят незаконный нормативный акт, и он не отменяется после констатации данного факта судебным решением.

При аналогичных ситуациях относительно главы муниципального образования или главы местной администрации они могут быть отрешены от должности высшим должностным лицом субъекта РФ.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003г. предусматривает также возможность временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органом местного самоуправления при чрезвычайных ситуациях, а также образование решением арбитражного суда временной финансовой администрации на срок до одного года в целях восстановления платежеспособности муниципального образования.

Литература к темам 24, 25

Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федер. закон от 28 авг. 1995г. № 154-ФЗ: в ред. от 8 дек. 2003г.//СЗ РФ.1995.№35. Ст.3506.

Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федер. закон от 6 окт. 2003г. № 131-ФЗ: в ред. от 19 июня 2004г.//СЗ РФ.2003.№40. Ст.3822.

Об основах муниципальной службы в РФ: федер. Закон от 8 янв. 1998г. №8-ФЗ: в ред. от 25 июля 2002г.//СЗ РФ.1998.№2. Ст.224.

Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избрать и быть избранным в органы местного самоуправления: федер. закон от 26 нояб.1996г. №138-ФЗ: в ред. от 22 июня 1998г. (вместе с «Временным Положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах РФ, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»)//СЗ РФ.1996.№49. Ст.5497.

Авакьян, С.А Местное самоуправление: учеб. и науч.-практ. пособие / С.А. Авакьян, В.И. Васильев//Гос-во и право. 1999. №12.

Актуальные вопросы местного самоуправления в РФ//Гос-во и право. 1997. №5.

Борисов, А.С. Правотворческая инициатива и ее субъекты в муниципальных образованиях РФ//Гос. власть и местное самоуправление. 1999. №2.

Гальченко, Л.В. Из истории становления местного самоуправления в РФ// Гос-во и право. 1996. №6.

Ершов, В. Конституция и местное самоуправление//Рос. юстиция. 1997. №4.

Васильев, В.И. Как выбрать главу муниципального образования //Журн. рос. права. 1997. №8.

Васильев, В.И. Местное самоуправление: сегодня и завтра//Журн. рос. права. 1997. №8.

Васильев, В.И. От Советов к муниципалитетам//Журн. рос. права. 1998. №4,5.

Васильев, В.И. Уставы муниципальных образований//Журн. рос. права. 1999. №2.

Васильев, В.И. Местное самоуправление: центр и регионы//Журн. рос. права. 2003. №3.

Васильев, В.И. Местное самоуправление: закон четвертый//Журн. рос. права. 2004. №1.

Величко, А.М. Об основных началах российского местного самоуправления и методах их научного исследования. СПб., 1999.

Пылин, В.В. Основы и принципы местного самоуправления// Журн. рос. права. 1999. №7,8.

Уваров, А.А. Правовые возможности деятельности органов местного самоуправления//Гос. власть и мест. самоуправление. 1999.№2.

 Полную версию УМК смотрите в информационно-образовательной среде на сайте www.sseu.ru



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тематика курсовых работ по уголовному процессу общие (ко всем темам) нормативно-правовые акты и литературные источники, рекомендуемые для курсовых работ

    Тематика курсовых работ
    13. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Федеральный Закон от 20.04.95. № 45-ФЗ СПС «Консультант-плюс».
  2. Учебно-методический комплекс по курсу "Конституционное право рф" Барнаул

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 350800
  3. Тематика курсовых работ по гражданскому праву понятие, принципы и функции гражданского права

    Тематика курсовых работ
    Гражданский кодекс Российской Федерации. с постатейным приложением материалов практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ / Сост.
  4. Тема курсовой работы (10)

    Тематика курсовых работ
    Основные идеи Н.М.Коркунова (В.М.Гессена, А.Д.Грановского, Б.А.Кистяковского, М.М.Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина и др. - по выбору студента) о российском государственном праве.
  5. Тематика курсовых работ по административному праву россии тема №1

    Тематика курсовых работ
    1.*Административное право и процесс: полный курс. Второе издание, дополненное и переработанное / Ю.А. Тихомиров. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005. – 697 с.

Другие похожие документы..