Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
устав о наказаниях, мировые судьи, их характеристика и влияние на совершенствование законодательства....полностью>>
'Исследование'
Учебный курс "Исследование систем управления" необходим для разви­тия навыков исследовательской деятельности будущих специалистов в обла­ст...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО для направления подготовки дипломированных специалистов по специальности 080109 «Бухгалтерский учет...полностью>>
'Документ'
Використовуючи метод вузлових потенціалів або метод контурних токів, визначити операторну передавальну функцію. На підставі одержаного результату отри...полностью>>

Кукольный театр как средство этнокультурного воспитания младших школьников

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кукольный театр как средство этнокультурного воспитания младших школьников

Н.П. Шушарина

МОУ ДОД Центр детского творчества с. Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа

Ребенок воспринимает внешний мир через предметы, которые его окружают. Интерьер, посуда, одежда, всякая домашняя утварь воздействуют на психику, интеллект, эмоциональную сферу маленького человека. От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.

Дети коренных народов Ямала, родители которых кочуют в тундре, в течение полугода проживают в школах-интернатах и оторваны от семьи и привычных условий традиционного образа жизни, и поэтому образовательные учреждения должны способствовать сохранению традиционной культуры малочисленных народов Крайнего Севера через разнообразные формы работы с детьми.В Центре детского творчества работают кружки разных направлений, но ведущая роль принадлежит творческим объединениям национально-регионального компонента и среди них «Кукольный театр «Мось» (в переводе с хантыйского «Сказка»).

Почему именно кукольный театр? Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, влияет на развитие у ребёнка художественного вкуса, ненавязчиво вырабатывает нравственные качества, присущие коренным народам Крайнего Севера.

Работа с куклой помогает детям тундры опосредованно выразить себя, так как дети стеснительны, а за ширму можно спрятаться! Это очень важно в нашем случае: ребенок чувствует себя в безопасности и это придает ему смелости. Воистину велика роль ширмы в развитии коммуникативных навыков! Вы никогда не задумывались над тем, почему в православной церкви во время исповеди используется епитрахиль, которой священник накрывает того, кто исповедуется? Помимо всего прочего – так легче говорить. Разыгрывание сказки с помощью куклы поможет ребенку научиться выступать перед большой группой школьников и взрослых, заучивание и пересказ текста будут хорошей тренировкой памяти, звучание хантыйской сказки – окунуться в мир родного языка.

Кукла, с которой работает ребёнок за ширмой и для ребёнка, который смотрит спектакль, живет для них не условно, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.

Как же выглядит национальная кукла?

Основу куклы в Приуральском районе составляет часть утиной шкурки с клювом (рис.).

На туловище куклы надевается одно или несколько платьев из материи, затем меховая шуба без рукавов и платок на голову, либо платье из сукна, оформленное орнаментом. Обязательным атрибутом куклы являются «ложные» косы. Мужская кукла изготавливается из клюва гуся. В традиционной культуре коренных малочисленных народов Ямала (ханты, ненцы) дети играют игрушками, которые являются в основном миниатюрными копиями вещевого набора взрослых. Детские куклы имеют одну особенность - у них нет глаз, носа, рта.

Фигурки с чертами лица – это уже изображение духа, который требовал заботы и почестей, а если не получал их, то мог принести владельцу вред [2, с.17]. И, конечно же, использовать для постановки спектакля куклы с изображением лица совершенно недопустимо.

Программа дополнительного образования детей «Самодеятельный кукольный театр» (автор Н. Шушарина) построена таким образом, что дети сами изготавливают куклы, подбирают репертуар, распределяют роли. Самостоятельная работа школьников по изготовлению декораций и национальных кукол заключает в себе возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

В национальные традиции хантов, как впрочем, в систему жизнедеятельности всех народов всегда входили сказки, являясь естественной подпиткой фантазий и творчества народа, качественным литературным переносом образов прошлого и будущего в настоящее.

Национальная сказка, как основной материал для кукольных постановок, обладает мощным потенциалом в воспитании нравственной культуры младших школьников. Сказка в опосредованной форме показывает образцы поведения, которые приняты в традиционном обществе народа ханты. Ненецкая или хантыйская мать не будет «читать» нотации ребёнку, а расскажет сказку или притчу о сказочных героях, которые совершают плохие или хорошие поступки, а в конце сказки всегда есть мораль.

Какие же жанры могут быть использованы в кукольном театре?

Кулемзин В.М. классифицирует перечень прозаических жанров приуральских хантов следующим образом: «Йис-потар (старинный разговор), то есть миф об очень древних временах, катра-ёх-потар (старых людей разговор) т.е. предание. Мось-потар (сказочный разговор) и мось (сказка), нях-потыр (смешной разговор), то есть быличка – о действитедьных случаях с добавлением вымысла»[2, с.122].

Из перечисленных жанров для постановки в кукольном театре используются - мось (сказка) и мось-потар (сказочный разговор).

В репертуар кукольного театра «Мось» (руководитель Манакова В.П.) включаются как сказки приуральских ханты, которые рассказываются в семьях, так и литературные сказки, обработанные Р. Ругиным.

Когда дети летом уезжают в родные стойбища и посёлки, то они стараются узнать как можно больше сказок от своих мам и бабушек, потому что, когда они вернутся на учебу, то на общем заседании кружка должны рассказать сказку, которую узнали от родных. В процессе обсуждения общим решением ребят выбирается самая интересная для постановки сказка.

Дети в процессе подготовки рисуют эскизы декораций, костюмов для героев сказки, затем идет общее обсуждение и происходит распределение ролей художников декораций, костюмеров, актёров, «техников сцены», «переводчика» и др. Выполнение работы может проводиться как в рамках общего проекта, так и индивидуального.

Процесс подготовки и постановки достаточно длинен, так как дети сами изготавливают всё необходимое, в этом и состоит педагогическая цель - переживание сделанного сообща дела. А когда спектакль готов, то представляя его другим детям, актёры учатся выступать перед одноклассниками, старшими ребятами, представляют свою сказку для детей детского сада.

Национальная сказка, которая зрительно представлена куклами, помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Таким образом, театральное творчество детей – замечательное средство художественного развития детей, обращение к народной сказке, звучащей на родном языке, решает педагогические задачи по воспитанию детей и сохранению языка коренных малочисленных народов Крайнего Севера.

Литература:

  1. Аверьянова, К. Н. Методика обучения школьников выполнению творческих проектов / К. Н. Аверьянова. — СПб. : ООО «Миралл», 2006. — 56с.

  2. Кулемзин, В. М. Знакомьтесь: Ханты / В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина. — Новосибирск : Наука, 1992. — 136 с.

  3. Кулемзин, В. М. Значение изучения традиционных культур / В. М. Кулемзин // История и современность народов Ямала: материалы науч. конф. — Салехард, 1995.

  4. Решетникова, Р. Г. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов: Методическое пособие для воспитателей детских садов / Р. Г. Решетникова. — Москва : Икар, 1997. — 38 с.

  5. Ругин, Р. П. Легенды и мифы народа ханты / Р. П. Ругин. — Салехард : ГУП ЯНАО «Издательство «Красный Север», 2008. — 432 с., ил.

  6. Сязи, А. М. Декоративно-прикладное искусство хантов Нижней Оби / А. М. Сязи. — Тюмень, 1995. — 169с.

  7. Сязи, А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья / А. М. Сязи. — Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2000. — 248 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вохминцева Светлана Михайловна) «Основа личности это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна) «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на урок

    Урок
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
  2. «Со-бытие как средство организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию»

    Документ
    Событийный подход в организации учебного процесса имеет и важный социальный аспект. Современный мир отличается особой, спрессованной динамикой событий.
  3. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие
  4. Пояснительная записка Статус моу сош №2 как образовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации предшкольного и начального общего образования. Актуальность программы

    Пояснительная записка
    Статус МОУ СОШ №2 как образовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации предшкольного и начального общего образования.
  5. "Дошкольное воспитание" №1/2002

    Документ
    Воспитание и обучениеС. Якобсон, С. Чернавина, Ж. Копачева, Е. Пахомова. Формирование взаимодействий между детьми 3 - 4 летТ. Лилина. Встречи с буквамиН.

Другие похожие документы..