Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В настоящее время, в большинстве авиакомпаний России, особо остро стоит проблема обновления парка воздушных судов. Нехватка инвестиционных ресурсов о...полностью>>
'Документ'
Разница между двумя препаратами заключаются лишь в условиях хранения и количестве активных единиц во флаконе. Сравнительное изучение переносимости, э...полностью>>
'Памятка'
В течение 2–3 месяцев с момента зачисления аспирант (соискатель) обязан утвердить краткий индивидуальны план на заседании Ученого совета и представит...полностью>>
'Документ'
руб.) 480 1.3 3 наименование услуги: сбор за обеспечение авиационной безопасности (тыс. руб.) 345  1.4  4 наименование услуги: обслуживание пассажиро...полностью>>

Комплексная общеобразовательная программа образования детей дошкольного возраста тюменской области

Главная > Образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОЕКТ
Департамент образования и науки Тюменской области
АОУ ТО ДПО «Тюменский областной государственный институт
развития регионального образования»
 

КОМПЛЕКСНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮМЕНЬ
2010
Разработчики комплексной общеобразовательной программы

образования детей дошкольного возраста Тюменской области:

Гребёнкина Наталья Валентиновна, кандидат педагогических наук, заведующая сектором дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области

Федоскина Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования АОУ «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»

Белькович Виктория Юрьевна; кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования АОУ «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»;

Голубева Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования «Института психологии, педагогики, социального управления» ТюмГУ

Дмитриева Нинель Александровна, методист отдела по обеспечению государственного стандарта образования МОУ «Городской информационно-методический центр» г. Тюмени

Истомина Светлана Михайловна, кандидат педагогических наук, преподаватель музыкальных дисциплин ГОУ СПО «Тюменский педагогический колледж №1»

Иванчук Татьяна Николаевна, Отличник народного просвещения, тренер по футболу МАДОУ детский сад №113 г. Тюмень

Карасева Елена Геннадьевна, старший преподаватель кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АОУ «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»;

Кильдышева Ирина Африковна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования АОУ «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»;

Костина Любовь Васильевна, преподаватель методики развития детского изобразительного творчества ГОУ СПО «Тюменский педагогический колледж №1»

Ларькина Наталья Юрьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии «Института психологии, педагогики, социального управления» ТюмГУ

Теплова Зоя Ильинична, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных дисциплин АОУ «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования», Заслуженный учитель РФ

Шилина Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования «Ишимский государственный педагогический институт имени П.П. Ершова»

Яковлева Ирина Викторовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АОУ «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»;

Беломоина Ирина Николаевна, заместитель директора МАДОУ детский сад №146 - ЦРР г. Тюмени

Федосова Галина Федоровна, воспитатель МАДОУ детский сад №153 г. Тюмени

Ярунова Ирина Николаевна, воспитатель МАДОУ детский сад №153 г. Тюмени

 

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………….…………...3

Раздел I. Методические особенности направлений и образовательных областей…….………7

Раздел II. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми

образовательных областей…………………………………………………………………….……..…27

Раздел III. Предполагаемые результаты освоения региональной комплексной

программы………………………………………………………...………………………………………109

Раздел IV. Инклюзивное образование…………………………...…………………………………..139

Пояснительная записка

В настоящее время перед системой дошкольного образования Тюменской области стоит актуальная задача: поиск обоснованной системы достижения качества дошкольного образования, его объективной оценки.

Достижению качества дошкольного образования препятствует ряд проблем, вызванных реализацией комплексных общеобразовательных программ:

  • отсутствие государственных стандартов дошкольного образования, что приводит к тому, что минимальные и оптимальные нормы развития ребенка-дошкольника нередко носят субъективный и произвольный характер;

  • отсутствие в содержании существующих программ региональной специфики, не используется эффективный педагогический опыт специалистов региона;

  • отсутствие единых подходов к образованию детей дошкольного возраста и единых критериев оценки качества дошкольного образования;

  • неэффективность существующих механизмов обеспечения преемственности дошкольного и начального образования;

  • объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах распределен достаточно неравноценно:

- познавательно-речевое развитие (от 40% до 47% занятий);

- художественно-эстетическое развитие (от 20% до 40% занятий);

- физическое развитие (от19 % до 20% занятий);

- социально-личностное развитие (от 0 до 13% занятий).

Региональная комплексная программа образования детей дошкольного возраста Тюменской области представляет собой вариант стандартизации дошкольного образования. Комплексная программа разработана на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655. Согласно федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования региональная комплексная программа включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Региональная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии.

В основу региональной программы легли теоретические и практические взгляды ученых-авторов Тюменского региона на сущность воспитания, обучения и развития ребенка в период дошкольного детства с целью достижения следующих задач:

  • стандартизация услуг в региональной системе дошкольного образования (с ориентацией на стандарты второго поколения);

  • определение содержания дошкольного образования с учетом региональной специфики, с акцентом на гармонизацию развития детей дошкольного возраста;

  • определение критериев результативности дошкольного образования и разработка механизмов оценки;

  • разработка эффективных механизмов обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования.

Программа строится на достижениях отечественной и мировой психологической и педагогической науки. В ее основу положены концепции отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (о социальной ситуации развития, ведущей деятельности возраста, неравномерности психического развития, психологических новообразованиях, реактивно-спонтанном обучении, зоне ближайшего развития, амплификации развития, доминирования непосредственной мотивации, непроизвольности психических процессов и др.). Концептуальные основы программы составляют идеи:

  • гуманистической философии;

  • педагогики сотрудничества;

  • теории развивающего и опережающего обучения;

  • реализации социально-личностного подхода к образованию: формирование социально значимых качеств личности с одновременным развитием природных задатков;

  • комплексно-деятельностного подхода к проектированию образовательной среды;

  • событийного характера образования детей дошкольного возраста (эмоциональная включенность в процесс).

Органичное вхождение ребенка дошкольного возраста в современный мир, активное взаимодействие с различными сферами культуры, формирование субъектного опыта осуществляется с учетом следующих принципов:

- психологизация дошкольного образования, принятие условности возрастных норм;

- диалоговый характер образования;

- приближенность содержания образования к личному опыту ребенка и реальной жизни;

- эмоциональное подкрепление получаемой детьми информации;

- культуронасыщенность среды и общения;

- формирование образовательных потребностей родителей (цивилизованного потребителя образовательных услуг).

Региональная комплексная программа носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи образования, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта, гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а также создания конкретных условий воспитания и развития детей. Такой подход позволит перейти от бесконечного разнообразия инноваций к грамотному построению вариативного образовательного пространства.

Эффективность реализации региональной программы в разных формах дошкольного образования (группы полного дня, группы кратковременного пребывания, коррекционные группы) достигается общими требованиями по трем составляющим.

1. Педагогические требования к реализации программы:

  • доброжелательное партнерство, сотрудничество с ребенком и его семьей: диалоговый характер проектирования индивидуальных образовательных траекторий;

  • вовлечение ребенка в разнообразную продуктивную деятельность;

  • рациональное использование педагогического воздействия: решение образовательных задач путём «вплетения» развивающих приемов в реальные и специально моделируемые жизненные ситуации;

  • эмоционально-образное подкрепление получаемой информации: событийный характер образования;

  • своевременное подключение узких специалистов – логопедов, психологов, врачей к решению проблем ребенка: проектирование коррекционных и реабилитационных программ;

  • предоставление занятий на выбор; организация разновозрастного общения.

2. Психологические требования к реализации программы:

  • развитие базовых психических процессов, эмоциональной и моторно-двигательной сферы ребенка;

  • ситуативно-гибкое, своевременное реагирование на возникающие проблемы, профилактика нарушений, ранняя коррекция;

  • разъяснение родителям особенностей психического развития ребенка;

  • проведение диагностики, не нарушающей комфортного состояния ребенка, с целью выработки конкретных рекомендаций и их выполнения.

3. Здоровьесберегающие требования к реализации программы:

  • информированность педагогов о состоянии здоровья ребенка, владение способами распознавания болезненных состояний и оказания первой медицинской помощи;

  • учет индивидуальных особенностей физического и психического развития детей при выборе педагогических подходов;

  • гибкая режимная организация жизнедеятельности, обеспечение двигательной активности.

Содержание региональной программы реализует специфику национально-культурных, географических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Региональные особенности, связанные с климатическими и экологическими особенностями учитываются при организации режима жизни, системы  физического воспитания дошкольников. Авторы программы стремились к тому, чтобы с детства ребенок приобщался к истокам народной культуры родного края. Это отражается при отборе дополнительного содержания образования в области познавательно-речевого развития (природа родного края, его история и пр.) и художественно-эстетического развития (национальная народная и профессиональная авторская  культура и пр.); выборе и чтении художественных произведений авторов Тюменской области. С учетом многонациональности Тюменской области внимание уделяется этнокультурному компоненту через диалог различных культур (русской, татарской, чувашской, немецкой и др.), обучение детей в условиях двуязычия.

Область применения региональной комплексной программы.

Региональная комплексная программа образования детей дошкольного возраста Тюменской области предназначена для работы с детьми 3-7 лет:

- в образовательных учреждениях и организациях, оказывающих услуги дошкольного образования;

- в дошкольных образовательных группах, функционирующих на базе дошкольных образовательных учреждений, школ, учреждений системы дополнительного образования,

- в семье.

При реализации программы необходимо учитывать:

- вид образовательного учреждения и организации;

- режим работы.

В ситуации работы в образовательных учреждениях групп полного дня необходимо дополнять программу теми разделами, парциальными программами, которые соответствуют виду (профилю) данного дошкольного учреждения, его уставным задачам, возможностям кадрового потенциала.

В группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

В группах компенсирующей и комбинированной направленности образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей на основе регионального стандарта образовательной услуги детей с ограниченными возможностями здоровья.

При реализации региональной программы содержание работы с детьми дополняется разнообразной свободной самостоятельной деятельностью детей (игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательной, творческой и др.). Создаются условия для совместной деятельности детей.

Региональная программа предусматривает реализацию комплексно-тематического планирования материала, построенного на основе интеграции содержания образовательных областей при выделении сквозной темы месяца. Каждая предлагаемая тема предполагает вариативный подход к выбору форм, методов, видов деятельности, их количество может быть уменьшено или увеличено, с учетом заинтересованности детей. Для реализации содержания программы рекомендуется внедрять в педагогическую практику следующие рациональные формы и методы работы: занятия; экскурсии; исследовательская и практическая работа; занятия-созерцания; занятия-путешествия по природно-климатическим зонам нашего края; театрализованные игры; игры-драматизации; игры-импровизации; творческие мастерские; фольклорные занятия, фестивали народного творчества; календарно-обрядовые праздники; создание тематических плакатов, мобилей (воздушных игрушек) по временам года; музыкально-литературные гостиные для детей и родителей; тематические развлечения, спортивные праздники и соревнования, другие.

I. Методические особенности реализации направлений и образовательных областей

1.1. Направление «Физическое развитие»

    1. Образовательная область «Физическая культура»

Физическая культура в программе представлена как комплексное содержание средств и методов на развитие физических качеств у ребенка, с учетом его физического развития и индивидуальных запросов. В условиях личностно-ориентированной системы образования дошкольника удовлетворение в движении и приобретении двигательного опыта происходит в разнообразных условиях, основанных на текущих и перспективных интересах ребенка в типично детских видах деятельности, поведения и опыта, а также на основе его постоянных поисков, экспериментов, фантазий, выбора.

В программе выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания. Рациональная двигательная активность представлена как мощнейший фактор, повышающий адаптивные возможности детского организма, расширяющий функциональные резервы. Программа составлена на использовании здоровьеукрепляющих, здоровьесберегающих технологий. Предусматривает охрану жизни ребенка, профилактику негативных эмоций, поддержание бодрого, жизнерадостного настроения, создание условий, когда детская заинтересованность, предметная и социальная умелость становится личным достоянием ребенка, выраженным в желании заниматься физической культурой не только на занятии, но и в свободной деятельности как в группе, так и дома. Программа призвана воспитывать у ребенка потребность быть здоровым, направлена на развитие моторных функций и сенсорных способностей в комплексе с физическим развитием; на выявление двигательных особенностей и способностей в определенном виде основных движений.

Важными задачами программы являются: воспитание физических качеств (выносливость, сила, ловкость, гибкость, быстрота). Развитие координации сегментарно-надсегментарных структур ЦНС, управление произвольными движениями всего организма, равновесия, ручной умелости, умения ориентироваться в окружающем пространстве и пространстве собственных действий, быстроты двигательной реакции. Формирование личностного отношения к выполнению упражнения, его качеству, определение своего уровня успеха и закрепление его постоянной практикой.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется на специальных физкультурных занятиях, утренних оздоровительно-физкультурных встречах, в игровой деятельности, повседневной жизни детей, на занятиях в кружках и секциях, спортивно-игровых праздниках, развлечениях, днях здоровья. Программный материал предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка через последовательное обучение движениям в естественных природных условиях и на специально организованных занятиях. В программу со второй младшей группы включено обучение спортивной игре футбол (культивируется в регионе с 2002 года.), туризму, шахматам, акробатике; в старшей и подготовительной группе добавлено обучение занятиям степ-аэробики, фитнесом, упражнениям на тренажерах. Включение в программу большего количества спортивных игр и спортивных упражнений позволит дошкольникам проявить свою талантливость в двигательных действиях, более раннее определение способностей в видах спорта. Основные движения, игры, развлечения, физические и спортивные упражнения подобраны с учетом климатических условий и особенностей региона. При наличии соответствующих условий организуется обучение плаванию.

Организованная двигательная активность детей в детском саду условно разделена на три временных отрезка:

  • Активное утро - «Здравствуйте! Я пришел» – формирование ручной умелости, физкультурно-оздоровительные встречи (утренняя гимнастика), оздоровительные бег или ходьба, обширное умывание, самомассаж лица, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, профилактика плоскостопия.

  • Активный день - специально ориентированная система мер, средств и методических приемов, применяемых с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей развития детей, состояния настроения и здоровья ребенка. Два специально организованных еженедельных занятия в спортивном зале. Ежедневные прогулки и еженедельная длительная прогулка физкультурно-оздоровительной направленности. Физкультминутки и паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая умелость, игры на расслабление. Массаж грудной клетки и стоп, гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание горла, обливание ног), оздоровительная ходьба или бег, ежемесячные развлечения, спортивные праздники, соревнования, Дни здоровья.

  • Активный вечер – гимнастика в кроватках, «Дорожка здоровья» (профилактика плоскостопия), дополнительные занятия в спортивно-оздоровительных кружках и секциях, предметно-манипулятивная деятельность рук, обширное умывание, занятия по типу «Сам себе доктор», «Здоровячок». Спортивно-игровые мероприятия в содружестве с родителями, школьниками.

Во всех возрастных группах большое внимание уделяется формированию правильной осанки, дыхания, осознанию ценности здорового образа жизни, умению выполнять правила безопасности жизни.

Рекомендуется проводить занятия по физической культуре в полном и гармоничном взаимодействии с музыкой, народным фольклором, природой, интеграцией с математическими представлениями, валеологией, изобразительным искусством, социальными практиками (значимость двигательного действия в повседневной жизни), культурой, театром. Сюжетно-ролевые, народные, подвижные игры – неотъемлемая часть каждого занятия, каждого дня жизни ребенка.

Для определения степени прироста физического развития ребенка использовать методику В.И. Усакова, которая позволит осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, даст возможность сравнивать ребенка с самим собой и позволит ребенку приобрести универсальные умения, универсальные компетентности.

Цель: формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре с учетом климатических условий, спортивных традиций региона.
Приоритетные задачи:
  • содействовать разумному физическому развитию, предупреждать и реабилитировать различные отклонения в двигательном развитии и здоровье детей, повышать общую жизнестойкость организма ребенка;

  • обогащать двигательный опыт детей, создавая ситуации радости и удовольствия в движении;
  • целенаправленно развивать у детей физические  и волевые качества;
  • способствовать развитию произвольности и саморегуляции;
  • развивать двигательное творчество детей, их активность и   самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним;
  • развивать интерес к спортивной жизни; выявлять раннюю талантливость к спортивным дисциплинам;
  • реализовывать базовое содержание физической культуры.
    1. Образовательная область «Здоровье»

Основная идея программы – здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в ДОУ должна этому способствовать.

Важное место в проблематике психологии здоровья занимает понятие внутренней картины здоровья как своеобразного эталона здоровья, как особого отношения личности к своему здоровью, в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.

Сложная структура внутренней картины здоровья ребенка требует системного, возрастного, личностного подхода.

Отношение ребенка к своему здоровью – это часть его Я-концепции как системы, состоящей из трёх основных блоков: когнитивная составляющая – установка, включающая представление индивида о самом себе, эмоционально-оценочная – это самооценка, и потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и оптимальной внутренней картины здоровья.


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общеобразовательная программа моу назаровская средняя общеобразовательная школ Группа кратковременного пребывания 2010г

    Образовательная программа
    Общеобразовательная программа образования детей дошкольного возраста ГКП МОУ Назаровская СОШ представляет собой вариант стандартизации дошкольного образования.
  2. Программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного

    Программа
    Комплексная программа образования детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка детский сад № 23» города Ишима представляет собой вариант стандартизации дошкольного образования.
  3. Областная целевая программа развития воспитания и дополнительного образования детей на 2006-2010 гг Департамент общего образования

    Программа
    СБОРНИК документов по воспитанию федерального уровня является результатом проведенной работы по накоплению, систематизации базовых документов по воспитанию за период 1 -2005 гг.
  4. Ситуации Кировская область один из крупнейших по территории регион в Приволжском федеральном округе, расположенный на северо-востоке европейской части страны

    Документ
    Кировская область - один из крупнейших по территории регион в Приволжском федеральном округе, расположенный на северо-востоке европейской части страны.
  5. Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года

    Документ
    Кировская область - один из крупнейших по территории регион в Приволжском федеральном округе, расположенный на северо-востоке европейской части страны.

Другие похожие документы..