Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Тренинг обращен ко всем желающим научиться быть в жизни эффективными и успешными людьми, а также к специалистам, интересующимися методами профилактики...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится «30» ноября 2011 г., в 10.00 ч., на заседании диссертационного совета ДМ 212.317.01: 655017 по защите докторских и кандидатских дисс...полностью>>
'Документ'
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом у...полностью>>
'Документ'
Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало ...полностью>>

Информационно-коммуникационные технологии (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основы формирования информационных образовательных сред и информационного образовательного пространства.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Процесс формирования в России ИО привлекает внимание исследователей, работающих в различных предметных областях. Этот процесс развивается под влиянием общемировых тенденций глобализации, и Россия начинает определяться со своей ролью в этом движении. 22 июля 2000 г. наша страна подписала Окинавскую хартию глобального ИО , в которой подчеркивается, "что информационно-коммуникационные технологии являются одним из важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Они становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики". В России осуществляются программы, направленные на развитие ИТ: имеется ввиду Федеральная целевая программа "Электронная Россия" на 2002-2010 годы и Национальная стратегия "Россия в информационном веке". По индексу ИО Россия относится к так называемым странам-спринтерам, что характеризует ее как страну неравномерно продвигающуюся к ИО, постоянно выбирающую и изменяющую приоритеты своего развития в связи с экономическими, социальными, политическими и внутренними факторами.

Литература:

1. Дистанционное обучение: Учеб.пособие / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. - С.8-31.

    1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - С.75-85.

    2. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, С.12-82.

    3. Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: Современное состояние, проблемы, перспективы развития: Материалы междунар.Интернет-конференции на образовательном портале / Под ред. А.Н.Кулика. - М.: Логос, 2003. - 423 с.

    4. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. - Орел, 2000. - (Электронный ресурс). - С.9-41.

    5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, М.В.Перов/ - М.: Академия, 2001.

    6. Потеев М.И. Информационные технологии в образовании. Введение в специальность: Учеб.пособие. - СПб., 2004. - С. 11-15.

    7. Соломенчук, В. Понятийный самоучитель работы в Интернете. - СПб.: Питер, 2004. - С.201-224.

    8. Фатеев А.М. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании. - М.: 2008.

    9. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб.пособие для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С.242-263.

    10. "Виртуальные технологии в образовании":

    11. Журнал "Компьютерные инструменты в образовании": .

    12. Центр внешкольной работы и детского творчества "Родник":

    13. Электронная версия "Педагогического энциклопедического словаря" (М.: Большая гос.энцикл., 2002: .

Задания для самостоятельной работы:

      1. Подготовить презентации-доклады на следующие темы:

  • Интернет и моя жизнь;

  • Интернет и формирование здорового образа жизни;

  • Интернет против наркотиков;

  • Молодежное движение и Интернет.

    1. Осуществить поиск в Интернете сайтов университетов и институтов, в которых преподаются педагогические дисциплины, значимые в дошкольной педагогике. Составить список найденных сайтов.

    2. Составить таблицу

№ п/п

Название сайта в Интернете

Название и краткая характеристика сайта

1.

2.

3.


Обеспечение готовности педагогических кадров к профессиональному использованию современных информационных технологий.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Обучение педагогов по программе Intel® «Обучение для будущего» осуществляется в группе из 10-15 человек и начинается с планирования учебного проекта. Прежде чем приступить к планированию учебного проекта, слушатели знакомятся с целями программы Intel® «Обучение для будущего», участвуют в дискуссии по теме «Проектная методика - педагогическая технология нового образования», осуществляют подготовку к разработке учебного проекта.

Планирование проекта осуществляется в соответствии с «Требования к содержанию и организации проведения учебного проекта», приведенными в электронном приложении.

Требования включают следующие характеристики:

  • Связь проекта с учебной программой и учебным планом.

  • Требования к содержанию проекта.

  • Соблюдение авторских прав в проекте.

  • Оригинальность проектных решений.

  • Использование в проекте мультимедийных средств.

  • Использование педагогических технологий.

При этом сформулированные требования дифференцированы по четырем уровням: «Отлично», «Хорошо», «Слабо» и «Плохо». Так, например: «Связь проекта с учебной программой и учебным планом» характеризуется следующим образом:

  • проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса - «отлично»;

  • проект связан с программой и учебным планом по предмету, но для его проведения придется использовать резерв времени - «хорошо»;

  • проект в некоторой степени связан с программой и учебным планом; его внедрение возможно только за счет внеклассной работы - «слабо»;

  • проект не связан с действующей школьной программой и учебным планом - «плохо».

Таким образом, уже на стадии планирования учебного проекта закладывается требование преодоления одного из недостатков проектного метода Дж. Дьюи и У.Х. Килпатрика - непредсказуемые пропуски и пробелы в знаниях и умениях учащихся из-за несистематизированного изучения учебного предмета в виду отсутствия связи с учебной программой и учебным планом. Аналогично работают и другие требования к проекту. Хороршо структурирорваны требования к содержанию проекта, а также требования к использованию мультимедийных средств и педагогических технологий. К тому же, эти требования актуальны, т. е. отражают современный подход к применению этих средств и технологий в сегоднящней педагогической практике. Литература:

    1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - С.75-85, 94-105.

    2. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - С.12-21, 74-82, 188, 240-254.

    3. Потеев, М.И. Информационные технологии в образовании. Введение в специальность: Учеб.пособие. - СПб., 2004. - С.13-15.

    4. Фатеев А.М. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании. - М.: 2008.

    5. Молодежный информационно-просветительский центр: .

    6. "Виртуальные технологии в образовании":

    7. Журнал "Компьютерные инструменты в образовании": .

    8. Сайт о здоровом образе жизни: http:// .

    9. Территория - молодежная интернет-газета. .

10. Сайт - "Остановим наркотики": http:// .

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить и проанализировать таблицу: "Навигатор Российского Интернета" (наиболее понравившиеся Вам сайты)

№ п/п

Название сайта в Интернете

Название и краткая характеристика сайта

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.


2. Отправить электронное письмо преподавателю - e-mail:

в котором должен содержаться отчет о всей

проделанной самостоятельной работе.

Форма отчета:

Фамилия Имя Отчество

Курс, группа

      1. Доклад-презентация на любую выбранную тему (1 страница)

      2. Список сайтов университетов, в которых преподаются педагогические дисциплины (3 названия)

      3. Составленная таблица на одну из выбранных тем. Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить презентации-доклады на следующие темы: - Компьютер и учебный процесс;

  • Компьютер и досуг;

  • Роль и место ИКТ в образовании;

  • Использование ИКТ в деятельности педагога-воспитателя;

  • Использование ИКТ в деятельности специалиста-психолога;

  • Интернет и моя жизнь;

  • Интернет и формирование здорового образа жизни;

  • Интернет против наркотиков;

  • Молодежное движение и Интернет.

    1. Осуществить поиск в Интернете сайтов университетов и институтов, в которых преподаются педагогические дисциплины. Составить список найденных сайтов.

    2. Составить таблицу

№ п/п

Название сайта в Интернете

Название и краткая характеристика сайта

1.

2.

3.


ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Планирование учебного проекта с использованием современных

информационных технологий (подготовка к разработке, заполнение

«визитки», создание электронных папок).

Предварительно, в соответствии с выданным на лекции заданием студенты должны продумать и подготовиться к выполнению работы в соответствии с планом. План работы:

      1. Формулирование темы учебного пароекта.

      2. Определение дидактических целей проекта.

      3. Определение формируемых компетентностей.

      4. Определение методических задач проекта.

      5. Формулирование основополагающего вопроса.

      6. Формулирование проблемных вопросов.

      7. Определение тем и форм самостоятельной работы детей по проекту.

      8. Задание межпредметных связей.

      9. Создание электронных папок проекта.

      10. Заполнение полей «визитки».

Выполнение студентами пунктов плана работы, консультации преподавателя по теме и формам работы с проектом. Проверка результатов работы студентов.

Литература:

1. Intel® «Обучение для будущего»: Учебное пособие - 7-е изд., испр. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006. - Шс.+CD. (Модуль 1)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Электронные ресурсы учебного проекта (использование

электронных каталогов и поисковых машин, использование

электронных энциклопедий, поиск информации в Интернет).

Лабораторная работа выполняется в комплексе с предидущей и последующей лабораторными работами.

План работы:

        1. Определение перечня необходимых материалов по теме проекта (текстов, схем, рисунков, аудиозаписей и видеофрагментов) для их включение в проект.

        2. Создание папки «Рабочие материалы Интернет», с вложенной папкой «WWW-ссылки».

        3. Поиск, скачивание и сохранение найденных материалов в папке «Рабочие материалы...».

        4. Использование расширенного поиска в Интернет.

        5. Подготовка перечня ссылок (WWW-адресов) на скаченный материал.

6. Получение согласия авторов (владельцев) на использование в проекте скаченных материалов (если это требуется).

Студенты, используя результаты предыдущей лабораторной работы (тема проекта, дидактические цели и методические задачи), проводят поиски в Интернет нужных материалов и скачивают их их, соблюдая требования охраны авторских прав владельцев материала. Преподаватель консультирует их по вопросам поиска, скачивания и сохранения материалов. Проверка результатов работы студентов.

Литература:

          1. Intel® «Обучение для будущего»: Учебное пособие - 7-е изд., испр. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006. - Шс.+CD. (модуль 2).

          2. Карелова Е.И., Шумихина Т.А. Основы информационных технологий для учителя. Лабораторный практикум. -М.:ФИО,2002, ^Бс+CD.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 (4 часа).

Создание дидактических материалов проекта (в среде MS Word,

MS Excel, MS PowerPoint, MS Publisher и др.).

Лабораторная работа выполняется в комплексе с предидущей лаборатоной работой №1 и последующими лабораторными работами. План работы:

            1. Определение перечня дидактических материалов, включаемых в проект.

            2. Выбор программной среды для создания дидактических материалов.

            3. Создание дидактических материалов (литературных текстов, объяснений, заданий, тестов, иллюстраций и т.д.) в MS Word.

            4. Создание дидактических материалов (заданий, тестов) в MS Excel.

            5. Создание дидактических материалов (презентаций, иллюстраций, гипертекстовых структур, тестов) в MS PowerPoint.

            6. Создание дидактических материалов (бюллетений, буклетов, Web- сайтов и т.д.) в MS Publisher.

            7. Апробация созданных дидактических материалов.

Студенты, используя результаты предыдущих лабораторных работ (тема проекта, дидактические цели и методические задачи и найденные в

Интернет материалы), и различные программные среды, подготавливают различные дидактические материалы для их включения в учебно- методических пакет(УМП). Преподаватель консультирует их по вопросам создания и сохранения материалов.

Проверка результатов работы студентов преподавателем.

Литература:

              1. Intel® «Обучение для будущего»: Учебное пособие - 7-е изд., испр. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006. - Шс.+CD. (Модули 3,4 и 5)

              2. Карелова Е.И., Шумихина Т.А. Основы информационных технологий для учителя. Лабораторный практикум. -М.:ФИО,2002, ^Бс+CD.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 Создание методических материалов проекта (представление методики организации и проведения проекта, планирование содержания Web-сайта проекта).

Лабораторная работа выполняется в комплексе с предидущей

лаборатоной работой №1 и последующими лабораторными работами.

План работы:

                1. Подготовка методики реализации проекта в среде MS Word.

                2. Подготовка описания работы педагога с детьми в процессе реализации проекта.

                3. Подготовка критериев оценки работ, выполненных детьми.

                4. Офрмление методики организации проекта в форме презентации.

                5. Оформление методики организации и методических материалов

проекта в форме Web-сайта проекта.

Студенты, используя результаты предыдущих лабораторных работ (тема проекта, дидактические цели и методические задачи и найденные в Интернет материалы), подготавливают различные организационно- методические матриалы для их включения в учебно-методических пакет(УМП) и офрмляют их в Фоме презентации и Web-сайта проекта. Преподаватель консультирует их по вопросам создания и сохранения материалов.

Проверка результатов работы студентов преподавателем.

Литература:

1. Intel® «Обучение для будущего»: Учебное пособие - 7-е изд., испр. -М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006. -12S^+CD. (Модуль 6).

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 Разработка плана проведения проекта в образовательном учреждении (организация, проведения учебного проекта, корректировка материалов

проекта).

План работы:

                  1. Планирование содержания учебного проекта.

                  2. Планирование организации выполнения проекта.

                  3. Планирование рабоы педагогов в процессе реализации проекта.

                  4. Планирование работы детей в процессе реализации проекта.

                  5. Планирование информационно-технической поддержки проекта.

                  6. Запонение листа планирования проекта.

Студенты, используя результаты предыдущих лабораторных работ (тема проекта, дидактические цели и методические задачи и найденные в Интернет материалы), подготавливают различные организационно- методические матриалы для их включения в учебно-методических пакет(УМП) и офрмляют их листа планирования проекта. Преподаватель консультирует их по вопросам создания и сохранения материалов. Проверка результатов работы студентов преподавателем.

Литература:

1. Intel® «Обучение для будущего»: Учебное пособие - 7-е изд., испр. -М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006. -128^+CD. (Модуль 7).

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

Поиск в Интернете сайтов, специально предназначенных для использования в образовательных процессах.

План работы:

Определение перечня дидактических задач, решение которых взможно с помощью Интернет-сайтов.

Поиск в Интернет сайтов по теме учебного проекта, предназначенных для решения отдельных дидактических задач.

Работа с сайтом и предварительный анализ его дидактических свойств.

Подготовка краткой аннотации дидактических свойств сайта.

Запонение листа Web-сайтов проекта.

Студенты, используя результаты предыдущих лабораторных работ (тема проекта, дидактические цели и методические задачи и найденные в Интернет материалы), осуществляют поиск образовательных сайтов по теме проекта, работают с сайтом, оценивая его дидактические свойства и принимают решения о пригодности сайта к использованию в проекте. Преподаватель консультирует их по вопросам поиска, дидактического анализа сайта. Проверка результатов работы студентов преподавателем.

Литература:

1. Intel® «Обучение для будущего»: Учебное пособие - 7-е изд., испр. -М.:

Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006. -12S^+CD.

(Модуль S).

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

Анализ и экспертиза найденных сайтов учебного и образовательного назначения.

План работы:

  1. Работа с найденными сайтами учебного назначения.

  2. Оценка соответствия дидактических свойств сайта предложенным критериям оценки.

  3. Анализ соответствия найденного сайта дидактическим целям и методическим задачам.

  4. Оформление аннотации дидактических свойств сайта.

  5. Запонение листа методических рекомендаций по работе с Web- сайтами.

Студенты, используя результаты предыдущей лабораторной работы, а также учитывая тему проекта, дидактические цели и методические задачи, анализируют дидактические свойства найденные в Интернете сайтов и оценивают возможность их использования, принимают решения о пригодности сайта к использованию в проекте. Преподаватель консультирует их по вопросам поиска, дидактического анализа сайта. Проверка результатов работы студентов преподавателем.

Литература:

1. Intel® «Обучение для будущего»: Учебное пособие - 7-е изд., испр. -М.:

Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006. -128^+CD.

(Модуль 9)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № S

Защита учебных проектов.

Работа выполняется коллективно, в составе учебной подгруппы или даже группы. На защиту могут быть приглашены заинтересованные в учебных проектах преподаавтели и студенты. Защита проектов осуществляется индивидуально каждым автором с демонстрацией всех дидактических и организационнометодических решений, предусмотренных в проектах.

План работы:

    1. Составляется список защищаемых проектов и определяется жюри.

    2. Членам жюри раздаются критерии оценки защищаемых проектов.

    3. Составляется список белых и черных оппонентов по каждому проекту.

    4. Заслушивается сообщения автора проекта (с демонстрацией электронных материалов).

    5. Проводится обсуждение проекта участниками защиты.

    6. Заслушиваются белый и черный оппоненты.

    7. По итогам обсуждения и выступления оппонентов жюри оценивае каждый проект в баллах в соотвествии с имеющимися критериями

S. Составлшяется рейтинг проектов в соответствии с оценками жюри.

Студенты-авторы проектов по очереди представляют свои проекты, демонстрируя включенные в них дидактические и организационно- методические материалы. Остальные студенты участвуют в обсуждении проектов. Жюри, в которое входят заинтересованные преподаватели и наиболее сильные студенты, оценивает рейтинг кадого обсуждаемого проекта. По окончании защиты проекта объявляется рейтинг каждого проекта.

Литература:

1. Intel® «Обучение для будущего»: Учебное пособие - 7-е изд., испр. -М.:

Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006. -128^+CD.

(Модуль 10).

48




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационно-коммуникационные технологии (2)

    Документ
    Quintura для Детей - поисковый сервис для российских детей, основная особенность которого - это интуитивность и простота использования. Кликнув или просто наведя курсором на интересующее слово или изображение в облаке слов-подсказок
  2. 1. Роль информационно-коммуникационных технологий в условиях современного общества

    Урок
    Современное состояние развития цивилизации социологи и философы называют «информационным обществом». Для обеспечения конкурентноспособности выпускника в таком обществе считаю целесообразным применение информационно-коммуникационных технологий.
  3. Информационно – коммуникационные технологии, как средство развития эмоциональной сферы ребенка

    Документ
    В нашем сознании укоренилось весьма распространенное значение слова учитель, как человек, передающий некую сумму знаний. Но у этого слова есть другое более древнее значение – духовный наставник.
  4. Информационно-коммуникационные технологии в образовании

    Документ
    1. Предварительные замечанияСоздание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
  5. «Информационно-коммуникационные технологии. Компьютерное моделирование в среде Autocad»

    Лекции
    Повышение компетенции преподавателей в области использования информационных технологий, основанных на операционной системе семейства Windows и использование сети Internet в своей профессиональной деятельности, развитие профессиональных

Другие похожие документы..