Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Управление деятельностью организации, в общем, заключается в разрешении двух фундаментальных и очень непростых проблем: разделение труда на отдельные...полностью>>
'Документ'
Возникновение когнитивной лингвистики относят к первой половине 70-х годов ХХ века и связывают с именами Дж.Лакоффа и Х.Томпсона. Характеристика сост...полностью>>
'Документ'
Индивидуальный подход. Методы обучения: устное изложение -лекции и беседы,показ с пояснением, демонстрационный метод,практические занятия,самостоятель...полностью>>
'Документ'
О работе профсоюзных организаций г. Минска по выполнению требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительны...полностью>>

Информационно-коммуникационные технологии (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дополнительная литература:

    1. Жданова Г.С., Колобродова Е.С. и др. Словарь терминов по информатике на русском и английском языках. -М.: Наука, 1971.

    2. Журнал "Компьютерные инструменты в образовании": .

    3. Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: Современное состояние, проблемы, перспективы развития: Материалы междунар.Интернет-конференции на образовательном портале / Под ред. А.Н.Кулика. - М.: Логос, 2003. - 423 с.

    4. Образцов. П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. - Орел, 2000. - (Электронный ресурс).

    5. Симонович С.В. Большая книга персонального компьютера. -М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007.

    6. Урсул А. Д. Информация. Методические аспекты. - М.Наука.

    7. Фатеев А.М., Фатеева Н.И. Компьютерный контроль знаний. // XV конференция-выставка «Информационные технологии образования». ИТО 2005. Часть IV. - М.: «БИТ про», 2005. с.248-251.

    8. Фатеев А.М. Концепция и практика использования информационных технологий при подготовке учителей начальных классов в МГПУ. // Использование информационных и компьютерных технологий в процессе подготовки учителя начальных классов. - М.: МГПУ, 2006. с.109-129.

    9. Фатеев А. М. Концепция и практика подготовки учителя начальных классов по курсу «Технические и аудиальные средства обучения» на компетентностной основе. // Компетентностный подход к подготовке учителя начальных классов в условиях обновления профессионального образования. - М.: МГПУ, 2008. с.102-118.

    10. Фатеев А.М., Фатеева Н.И. Сущность и структура подготовки учителя к использованию современных информационных технологий в профессиональной деятельности. // XVII конференция-выставка «Информационные технологии образования». ИТО 2006. Часть II. -М.: «БИТ про», 2006. с.121-122.

Интернет ресурсы:

    1. Центр внешкольной работы и детского творчества "Родник":

    2. Электронная версия "Педагогического энциклопедического словаря" (М.: Большая гос.энцикл., 2002):

Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы Московский городской педагогический университет Математический факультет Кафедра информатизации образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Использование современных информационных и коммуникационных

технологий в учебном процессе

Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной

дисциплины

Специальность 031100 Педагогика и методика дошкольного

образования

Квалификация - организатор-методист дошкольного образования

Математический факультет Кафедра информатизации образования Институт педагогики и психологии Педагогический факультет

Курс 3 Семестр 5

Форма обучения - заочная 72 учебных часа Лекции - 36 часов Семинары - нет

Практические занятия и лабораторные работы - 36 часов

Самостоятельная работа - 72 часа

Экзамен - нет

Зачет - 5 семестр

Всего 72 часа

Москва, 2008

Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры информатизации образования математического факультета, протокол № от « » 2008 года.

Составитель:

к.э.н., профессор Фатеев А.М.

Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Гриншкун В.В.

Рецензенты:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ 5 СЕМЕСТР

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе

Основные понятия и определения предметной области - информатизация образования.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

В 50-70-е годы XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Развитие компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление и т. д. Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

История развития информатизации началась в США с 60-х годов XX века. Затем данное понятие рассматривалось рядом стран, таких как Япония в 70-х годах и с конца 70-х годов странами Западной Европы. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Именно поэтому, данное понятие является более широким, чем "компьютеризация общества", где основное внимание уделяется развитию и внедрению базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение информации.

ИКТ, основанные на Интернете, телекоммуникационных сетях и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед будущим поколением возможности свободного распространения знаний, различных сведений и материалов. Ему придется столкнуться с необходимостью приспосабливаться к новой социальной среде, где информация и научное знание станут основными факторами, определяющими потенциал общества и перспективы его развития. Использование единых мировых информационных систем обеспечивает внедрение ИКТ в образование: формируется единое образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении, и получении доступа к общим нематериальным ресурсам, осмыслении и переработке большого объема информации. Смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. Необходимо также понимать, что информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки развития общества нового типа. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовании, что дает возможность выйти на создание определенной системы образования. По мнению директора Института ЮНЕСКО по ИКТ в образовании В.Г. Кинелева: "Новые ИКТ должны способствовать активизации интеллекта учащихся, формированию творческих и умственных способностей, развитию целостного мировоззрения индивида, позволяющего ему занять прочное положение в информационном обществе ".

Литература:

  1. Дистанционное обучение: Учеб.пособие / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. - С.8-31.

  2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - С. 3-21, 22-44, 44-56.

  3. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.92 № 3266-1. - Сборник законов РФ. - т.1. - С.529-548.

  4. Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: Современное состояние, проблемы, перспективы развития: Материалы междунар.Интернет-конференции на образовательном портале / Под ред. А.Н.Кулика. - М.: Логос, 2003. - С. 33­60, 60-68.

  5. Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. - Орел, 2000. - (Электронный ресурс). - С. 9-41.

  6. Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. (Электронный ресурс).

  7. Потеев, М.И. Информационные технологии в образовании. Введение в специальность: Учеб.пособие. - СПб., 2004. - С.3-23.

  8. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Гл.ред. С.Я.Батышев. - М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 1997. - С.270-276.

  9. ФЗ закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 № 24-ФЗ. - Сборник закон РФ. - т.1. - С.549-555.

  10. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб.пособие для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С.221-226, 242-263.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить презентации-доклады на следующие темы:

  • Компьютер и учебный процесс;

  • Компьютер и досуг;

  • Роль и место ИКТ в физической культуре;

  • Использование ИКТ в деятельности педагога-воспитателя.

Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. ИТ упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Общество с высоким уровнем развития и использования информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации, называют информационным (ИО). Само название "информационное общество" впервые появилось в Японии в середине 60-х годов XX века. Оно стало основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Отличительными особенностями ИО являются: открытость, технологичность (особенность информатизации), интеллектуальность, доступ к мировым информационным ресурсам, высокая степень обеспечения безопасности, гибкость и самоорганизация выше указанных систем. В таком обществе наблюдается ускоренная автоматизация и роботизация всех отраслей производства и управления, происходят радикальные изменения социальных структур. Эти изменения приводят к расширению сферы информационной деятельности и вызывают необходимость подготовки специалистов в области разработки и сопровождения информационных технологий, требуют повышения информационной культуры граждан. Литература:

    1. Дистанционное обучение: Учеб.пособие / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. - С.8-31.

    2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - С.75-85.

    3. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, С.12-82.

    4. Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: Современное состояние, проблемы, перспективы развития: Материалы междунар.Интернет-конференции на образовательном портале / Под ред. А.Н.Кулика. - М.: Логос, 2003. - 423 с.

    5. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. - Орел, 2000. - (Электронный ресурс). - С.9-41.

    6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, М.В.Перов/ - М.: Академия, 2001.

    7. Потеев М.И. Информационные технологии в образовании. Введение в специальность: Учеб.пособие. - СПб., 2004. - С. 11-15.

    8. Соломенчук, В. Понятийный самоучитель работы в Интернете. - СПб.: Питер, 2004. - С.201-224.

    9. Фатеев А.М. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании. - М.: 2008.

    10. "Виртуальные технологии в образовании":

    11. Журнал "Компьютерные инструменты в образовании": .

    12. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб.пособие для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С.242-263.

Задания для самостоятельной работы:

      1. Подготовить презентации-доклады на следующие темы:

  • Интернет и моя жизнь;

  • Интернет и формирование здорового образа жизни;

  • Интернет против наркотиков;

  • Молодежное движение и Интернет.

    1. Осуществить поиск в Интернете сайтов университетов и институтов, в которых преподаются педагогические дисциплины дошкольного образования. Составить список найденных сайтов.

    2. Составить таблицу

№ п/п

Название сайта в Интернете

Название и краткая характеристика сайта

1.

2.

3.


Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно - деятельностных моделей в обучении.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Вот уже почти два десятка лет не утихают споры о том, какое место должен занимать компьютер в профессиональной деятельности педагога. Экзотикой для подавляющего большинства педагогов остаются и компьютерные учебники, и интеллектуальные системы, и телетестинг, и прочие атрибуты тесной дружбы школы и информатики.

ИТ вошли во все сферы нашей жизни. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим для социальной сферы. ИТ - это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента. В учебном процессе важны не ИТ сами по себе, а то, насколько их использование служит достижению собственно образовательных целей. При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений. Образовательные технологии (ОТ) - это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления. Особенностью ОТ является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде "ученик - компьютер - преподаватель" большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в ОТ становится визуализация мысли, информации, знаний. К ОТ относятся: видео-лекции; мультимедиа- лекции и лабораторные практикумы; электронные мультимедийные учебники; компьютерные обучающие и тестирующие системы; имитационные модели и компьютерные тренажеры; консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств; видеоконференции. Литература:

      1. Дистанционное обучение: Учеб.пособие / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. - С.8-31.

      2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - С. 3-21, 22-44, 44-56.

      3. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.92 № 3266-1. - Сборник законов РФ. - т.1. - С.529-548.

      4. Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: Современное состояние, проблемы, перспективы развития: Материалы междунар.Интернет-конференции на образовательном портале / Под ред. А.Н.Кулика. - М.: Логос, 2003. - С. 33­60, 60-68.

      5. Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. - Орел, 2000. - (Электронный ресурс). - С. 9-41.

      6. Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. (Электронный ресурс).

      7. Потеев, М.И. Информационные технологии в образовании. Введение в специальность: Учеб.пособие. - СПб., 2004. - С.3-23.

      8. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Гл.ред. С.Я.Батышев. - М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 1997. - С.270-276.

      9. ФЗ закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 № 24-ФЗ. - Сборник закон РФ. - т.1. - С.549-555.

      10. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб.пособие для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С.221-226, 242-263.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить презентации-доклады на следующие темы:

  • Компьютер и учебный процесс;

  • Компьютер и досуг;

  • Роль и место ИКТ в работе с дошкольниками;

  • Использование ИКТ в деятельности педагога-воспитателя.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационно-коммуникационные технологии (2)

    Документ
    Quintura для Детей - поисковый сервис для российских детей, основная особенность которого - это интуитивность и простота использования. Кликнув или просто наведя курсором на интересующее слово или изображение в облаке слов-подсказок
  2. 1. Роль информационно-коммуникационных технологий в условиях современного общества

    Урок
    Современное состояние развития цивилизации социологи и философы называют «информационным обществом». Для обеспечения конкурентноспособности выпускника в таком обществе считаю целесообразным применение информационно-коммуникационных технологий.
  3. Информационно – коммуникационные технологии, как средство развития эмоциональной сферы ребенка

    Документ
    В нашем сознании укоренилось весьма распространенное значение слова учитель, как человек, передающий некую сумму знаний. Но у этого слова есть другое более древнее значение – духовный наставник.
  4. Информационно-коммуникационные технологии в образовании

    Документ
    1. Предварительные замечанияСоздание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
  5. «Информационно-коммуникационные технологии. Компьютерное моделирование в среде Autocad»

    Лекции
    Повышение компетенции преподавателей в области использования информационных технологий, основанных на операционной системе семейства Windows и использование сети Internet в своей профессиональной деятельности, развитие профессиональных

Другие похожие документы..