Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Венозная система нижних конечностей представлена тремя составляющими: 1. Глубокие вены голени и бедра; 2. Большая и малая подкожные вены; 3. Вены-пер...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальнос...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Отзывы на автореферат в 2-х экземплярах, заверенные печатью учреждения, просим направлять по указанному адресу ученому секретарю совета к.г.- м.н. Л....полностью>>
'Документ'
Об утверждении региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Псковской области на 2010-2015 годы с перспе...полностью>>

Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в

XVIIXVIII вв.

Семнадцатый век, с которого традиционно начинают от­счет Нового времени, в значительной мере сохранил многие социально-экономические устои и особенности духовной жизни Средневековья, и поэтому его, или, по крайней мере его первую половину, следует рассматривать лишь как пере­кидной мостик к собственно началу Нового времени.

Состояние школьного дела в начале Нового времени мало чем отличалось от эпохи Реформации и Контрреформации: в течение XVII—XVIII вв. в основном укреплялись и со­вершенствовались сложившиеся ранее латинские школы, называвшиеся по-разному— гимназии (в протестантских странах немецкого языка), коллегии (во Франции и у иезу­итов), грамматические школы (в Англии). Все эти школы исходили из того, что овладение школьниками не только гуманитарными, но и реальными знаниями происходит че­рез освоение литературного наследия античного, главным образом римского, мира. Поэтому естественно, что цент­ральное место во всех этих школах отводилось изучению латинского языка. В этом отношении латинские школы у католиков и протестантов различались преимущественно трактовкой религиозных догм. С точки же зрения поста­новки учебного процесса католические школы, содержавшиеся орденом иезуитов, стояли даже выше протестант­ских гимназий.

В содержании образования, дававшегося в латинских шко­лах, как бы они ни назывались, происходили постепенно зна­чительные изменения: само изучение латинского языка стало рассматриваться как средство обучения учащихся правиль­ному и осмысленному владению речью, а не пустому подра­жанию языку римских классиков. В связи с этим стали появ­ляться грамматики латинского языка с использованием род­ного языка учащихся. Популярные в то время постановки школьных спектаклей на латинском языке стали наполняться библейским и даже светским содержанием, что должно было способствовать использованию латинского языка в качестве разговорного. Вместе с этим в школах повышенного типа начинают включать в число предметов изучения родной и французский языки, последний как язык международного общения.

В содержание повышенного образования начали вводить­ся сугубо светские предметы: в той или иной форме мате­матика, история, естествознание, астрономия, география и т.п. Однако изучение тех или других учебных предметов полностью зависело от руководителей образовательных уч­реждений, как, например, это имело место в германских государствах.

Может быть самым специфичным явлением в организа­ции образования в XVII— первой половине XVIII в. было распространение так называемых рыцарских, или дворян­ских, академий, получивших особо широкое распростране­ние в немецких княжествах. Их развитие было связано с упадком в ходе Тридцатилетней войны городов и городских сословий, возвышением дворянства, которое, поглощенное придворными делами, не хотело, чтобы дворянские дети обу­чались в латинских школах вместе с детьми горожан. Само­изоляция дворянства от других сословий нашла крайнее вы­ражение в том, что дворянское сословие в Германии в 1672 г, потребовало даже того, чтобы их детей крестили на дому, дабы не было смешения в одной купели детей благородных и низших сословий.

Содержание образования в учебных заведениях для дво­рян определялось традиционным требованием подготов­ки «воспитанного человека»: на первое место здесь высту­пали языки — французский, частично итальянский и ис­панский, а позднее и английский; изучались история в различных ее аспектах— общая история, история права, мораль и естественное право, логика; было положено на­чало изучению математики и механики и их практическо­му применению в архитектуре, строительстве и военном деле. Большое внимание уделялось и обучению «рыцар­ским искусствам» — верховой езде, фехтованию, танцам, игре в мяч и т.п.

В годы Тридцатилетней войны особенно пострадали на­родные школы, что было связано с разрушением многих сель­ских населенных пунктов и мелких городов. Значительное число школ для народа прекратило свое существование из-за отсутствия мало-мальски грамотных людей, которые могли бы быть учителями.

Однако, как бы это парадоксально ни казалось, но именно в тяжелейшие годы накануне и во время войны в немецких протестантских княжествах зародились многие плодотворные идеи, касавшиеся всех сторон деятельности народных школ: всеобщность обучения, обучение на родном языке, при со­хранении в школах религиозного духа выдвижение на перед­ний план реальных знаний, упорядочение самого учебного процесса, создание дидактических пособий для учителей и учебников для учащихся и др.

Педагогические идеи В.Ратхе.

Одним из основоположников педагогики Нового времени в Германии был, не­сомненно, Вольфганг Ратке (1571—1635), известный также под латинизированным именем Ратихий. Он родился в небольшом городке Вильстер недале­ко от Гамбурга, где окончил гимназию. После этого В. Ратке учился в лютеранском университете в Ростоке, изучая теоло­гию и философию. Однако его интересы очень скоро сосре­доточились на изучении иностранных языков и совершенст­вовании методов обучения им. Он стремился сделать обуче­ние иностранным языкам легким и приятным для учащихся. От методов обучения иностранным языкам В. Ратке перешел к общим вопросам организации школьного дела и дидакти­ки.

В 1612 г. во Франкфурте-на-Майне, В. Ратке обратился к съезду «Франкфуртским мемориалом», в котором изложил свои реформаторские замыслы, касавшиеся школьного дела и даже проблем религиозной и политической жизни.

В своем «Мемориале» В. Ратке выделил три группы во­просов: реформа обучения в школе языкам, реформа всего школьного дела, реформа политической и религиозной жиз­ни в Германии в целом.

В. Ратке выдвинул требование уделять в школах, по край­ней мере на первых годах школьных занятий, основное вни­мание обучению учащихся родному языку, сделав его языком преподавания всех других предметов. К обучению учащихся другим языкам он считал возможным приступать лишь после того, как они хорошо овладеют родным языком, сделав его базой для изучения и латинского, и новых языков. Поставив вопрос о приоритете в школах родного языка, В. Ратке пред­ложил методику одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством.

Эти идеи В. Ратке, по существу, выходили далеко за рам­ки простого школьного обучения: они были направлены про­тив монополии церкви в школьном деле и создавали прин­ципиальную основу для придания школам во всех немецких княжествах единого, национального характера.

Далее В. Ратке настоятельно предлагал сделать «немецкую школу» — школу родного языка — основой всей школьной системы, если о таковой в то время можно было вести речь. В этой школе должна была обучаться вся молодежь — мальчи­ки и девочки, овладевая родным языком и изучая с его помо­щью все нужные «науки и искусства».

Наконец, в «Мемориале», говоря современным языком, затронуты вопросы взаимоотношений школы и общества. Здесь В. Ратке набросал в общих чертах как бы программу достижения национального, политического, культурного и религиозного объединения Германии: в едином государст­ве должны быть один общий язык (на основе верхнене­мецких диалектов), единое правительство и единая церковь (на основе лютеранской). Всему этому должна предшест­вовать широкая реформа образования во всех немецких кня­жествах.

Свои общедидактические и методические идеи В. Ратке изложил в объемистой книге «Всеобщее обучение по спо­собу Ратихия» (1619), дополнениях к ней, частью школоведческого характера, а также в ряде учебников новых язы­ков, логики, метафизики, Священного писания и др. Во всех этих работах содержались предложения относительно как содержания образования с акцентом на реальные зна­ния, так и новых методов обучения, новой организации школы в целом.

Несомненной заслугой В. Ратке было создание на немец­ком языке научных терминов, которые ранее использовались только в латинском варианте.

Из практики использования новых методов обучения род­ному и иностранным языкам В. Ратке сумел вывести важней­шие общедидактические принципы, которые практически одновременно с ним, но гораздо обоснованнее, сформулиро­вал великий чешский педагог Я. А. Коменский.

Эти общие принципы обучения В. Ратке сводятся к сле­дующим основным положениям, которыми должен руковод­ствоваться каждый учитель:

1) обучение должно протекать в соответствии с ходом при­роды, не нарушая его;

2) обучение должно быть последовательным, нельзя изу­чать одновременно разные вещи;

3) в обучении следует постоянно использовать повторение;

4) первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся;

5) обучение должно вестись без принуждения;

6) заучивать ученики должны только то, что ими понято;

7) в обучении следует идти от частного к общему, от из­вестного к неизвестному;

8) в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт.

Последнее утверждение, или принцип, В. Ратке, по-види­мому, вытекает из философских идей его современников Ф.Бэкона (1561-1626) и Р. Декарта (1596-1650), которые призывали не доверять силе авторитета, а опираться на до­статочные доказательства и опыт, пропущенные через собст­венный разум.

Педагогические идеи Я.А.Коменского как составная часть его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих».

Начиная с XV в. в различных частях Европы получили достаточно широкое распространение различные плебейско-крестьянские сектантские движения протестантского толка, выступавшие против католической церкви и поддерживаемых ею феодальных порядков. Наиболее мощным среди них было движение гуситов на востоке империи Габсбургов, в Чехии.

В идейном наследии гуситов, как наиболее характерные, следует выделить требования всеобщего равенства, ликвида­цию наследственных привилегий, признания равноправия женщин, образования детей на родном языке. В XVI—XVII вв. многие идеи гусизма сохранялись в общинах Чешских (Бо­гемских, Моравских) братьев.

Следует заметить, что практически для всех антикатоли­ческих, протестантских движений, начиная с эпохи Средне­вековья, было характерно резко отрицательное отношение к схоластическому образованию, насаждавшемуся католической церковью. Это в полной мере относится и к общинам Чеш­ских братьев, в которых очень большое внимание уделялось воспитанию и обучению детей. Все члены этих общин долж­ны были уметь читать и писать на родном языке, с детства всех мальчиков и девочек обучали сельскому хозяйству и раз­личным ремеслам.

Нелишне вспомнить, что в Европе XV—XVII вв. вообще были распространены разного рода братства и коллегии еди­номышленников, стремившихся реализовать тот или иной из популярных в ту эпоху утопических проектов реоргани­зации общества на разумных, по их представлениям, нача­лах. Стоит при этом упомянуть «Утопию» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Описание республики Христиан­ский город» И.В.Андреэ, в которых значительное место от­водилось рассмотрению вопросов рационального воспита­ния молодежи.

Эти идеи не могли не повлиять и на образ мыслей Чеш­ских братьев, в среде которых родился, вырос и сформировался в духовном отношении один из самых выдающихся пе­дагогов-мыслителей Ян Амос Каменский (1592—1670).

Очевидно, что не без влияния своих предшественников Я.А, Коменский посвятил многие годы своей жизни созда­нию «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих», значительную часть которого он отвел рассмотрению проблем воспитания, изложив здесь все основные положения своей педагогической концепции в обобщенном виде.

Однако это великое творение гениального чеха привлекло внимание ученых и политиков всего мира лишь в середине XX в. в связи с международным празднованием 300-летия опубликования «Собрания дидактических трудов» Я.А. Коменского (1657), в котором были собраны воедино все публи­ковавшиеся при его жизни и оставшиеся в рукописях части «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих». При жизни же Я.А. Коменский был широко известен в самых раз­личных странах мира как автор лучших для своего времени школьных учебников и дидактических сочинений, совершив­ших переворот как в теории, так и в практике обучения и воспитания.

Я.А. Коменский родился в Ю. Моравии в местечке Нивница, по-видимому, в довольно зажиточной семье. Рано лишив­шись родителей, он учился урывками сначала в братской, по­том, уже в возрасте 16 лет, в традиционной латинской школе. То, что он так поздно поступил в латинскую школу, позволило ему осмыслить все погрешности организации, содержания и методов работы в ней. Недаром позднее Я.А. Коменский на­зывал школьные годы потерянным временем. Личный отрица­тельный опыт побудил его заняться разработкой вопросов, свя­занных с усовершенствованием организации и методов школь­ной работы, содержанием школьного образования.

Проучившись некоторое время в немецких университетах в Герборне и Гейдельберге, Я.А. Коменский вернулся на ро­дину, где и началась его педагогическая деятельность. В ходе начавшейся Тридцатилетней войны Чехия потеряла свою не­зависимость, а чешские протестанты, подвергавшиеся жесто­ким преследованиям, в конце концов были изгнаны за пре­делы родины. Я.А. Коменский вместе с частью общины Чеш­ских братьев нашел пристанище в польском городе Лешно, где он прожил 28 лет и создал большинство своих педагоги­ческих трудов, получивших известность во всем мире.

В тяжелый период потери Чехией национальной незави­симости Я.А. Коменский хотел помочь своему народу сохранить культурное наследие предков путем улучшения дела образования и воспитания молодежи. На это и был направлен самый известный его теоретический труд по педагогике «Ди­дактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведен на латинский язык, международный язык науки, под названием «Великая дидактика».

Кроме того, за годы пребывания в Лешно Я.А. Коменский написал первую в мире педагогическую книгу для родителей «Материнская школа» — о воспитании детей в семье, а также подготовил целый ряд учебных книг — «Открытая дверь язы­ков», «Физика», «Астрономия». Первая из них была учебни­ком латинского языка, где вместо обычных для того времени таблиц склонений и спряжений, правил и исключений дава­лось описание реальной действительности, обучение латин­скому языку сопровождалось сообщением различного рода знаний. Ни одна учебная книга ни до ни после Я.А. Коменского не получила такого широкого распространения в стра­нах Европы и Азии, как «Открытая дверь языков».

Позднее в Венгрии, куда он был приглашен для организа­ции школьного дела в 1650 г., Я.А. Коменский закончил еще один учебник «Мир чувственных вещей в картинках», кото­рый произвел подлинную революцию в учебном деле.

«Мир чувственных вещей в картинках» можно рассматривать как синтез педагогических воззрений Я.А. Коменского в их практическом преломлении: здесь он реализовал свои идеи о признании внешних органов чувств ребенка в качестве основных источников познания внешнего мира, о развитии у детей в первую очередь чувственного вос­приятия окружающих их вещей, о широком использовании в обучении наглядности. В этой книге на практике было пока­зано, в чем состоит смысл дидактических правил перехода в обучении от конкретного к абстрактному, от простого к слож­ному, от общего к специальному.

В «Чувственном мире в картинках» особенно четко про­слеживается стремление Я.А. Коменского реализовать свою главную идею: дети в процессе школьного обучения должны получать реальное и при том энциклопедическое образова­ние, естественно, соответствующее уровню их понимания и развития.

Все учебные книги Я,А. Коменского, как и все его дидак­тические труды, пронизаны идеей пансофии, всеобщей муд­рости, под которой он понимал знание всех вещей, реально существующих в мире.

Внешне эта идея Я.А. Коменского сходна с идеей эн­циклопедизма, распространенной и Европе его эпохи. На самом же деле идея пансофии Я.А. Коменского была гораз­до глубже, она предполагала большее, чем овладение каки­ми-то общими сведениями из различных областей действи­тельности. Пансофия, в понимании Я.А. Коменского, — это отражение в сознании человека всего реально существую­щего, а не выдуманного мира со всеми его сложностями и противоречиями.

В общем, для понимания пансофических идей Я.А. Ко­менского, которые являются краеугольным камнем его педа­гогической концепции в целом, необходимо иметь в виду его основополагающую мысль о пангармонии, согласно которой все в мире органически связано между собой и отдельные части целого отражают в себе черты общего.

Проблема пансофии у Я.А. Коменского рассматривалась в его трудах весьма многогранно, применительно же к его пе­дагогической системе она играла важнейшую роль при реше­нии вопроса как о содержании образования, так и об органи­зации и методах обучения. В упоминавшемся уже ранее все­мирно известном труде «Великая дидактика» Я.А. Коменский как раз и сформулировал цель воспитания подрастающего по­коления на основе своей концепции пансофизма.

Однако, находясь в условиях той эпохи, будучи человеком глубоко религиозным, он раскрывал цель воспитания: каждый человек должен быть подготовлен к существованию в вечной, загробной жизни, но при этом в своем земном существовании он должен быть разумным создани­ем. Он должен, утверждал Я.А. Коменский в четвертой главе «Великой дидактики», все исследовать и давать всему имена и все исчислять, т.е. знать и иметь возможность назвать и по­нять, что находится в мире... Чтобы ... ничто не было неиз­вестным в какой-либо как малой, так и в большой вещи... В самом деле, таким лишь образом человек будет в состоянии удержать за собой имя разумного существа, если он будет по­нимать разумные основания (устройство) всех вещей...

Быть владыкой всех созданий - это значит, приспособляя к надлежащему назначению все вещи, употреблять их с поль­зой для своих выгод, везде среди созданий вести себя царст­венно, т.е. с достоинством и святостью, ... соблюдать даро­ванное достоинство, ... свободно пользоваться всем для соб­ственных услуг: хорошо знать, где, когда, каким образом и до какого предела нужно уступать ближнему, — словом, быть в состоянии разумно управлять движениями и действиями, внешними и внутренними, своими и чужими.

Наконец, быть образцом Божьим — значит в точности пред­ставлять совершенство своего прообраза.

Отсюда следует, что истинные требования, предъявляемые к человеку, заключаются в том, чтобы он был: 1) знающим все вещи, 2) владыкою всех вещей и самого себя, 3) чтобы он себя и все возводил - к Богу, источнику всех вещей. Если эти требования мы выразим тремя хорошо известными словами, то получим:

I. Научное образование.

II. Добродетель или нравственность.

III. Религиозность, или благочестие»

Формулируя эти три коренные задачи воспитания, Я.А. Коменский конкретизировал свою основополагающую идею об универсальности воспитания, имеющую в его педа­гогической концепции и философское, и сугубо практичес­кое значение.

Из этих положений Я.А. Коменского вытекало и его кон­кретное требование, чтобы во всяком благоустроенном об­ществе создавались и функционировали школы как воспи­тательно-образовательные учреждения для совместного вос­питания подрастающего поколения независимо от пола, происхождения и рода занятий родителей.

В «Великой дидактике» Я.А. Коменский впервые в исто­рии образования предложил и стройную систему школ, аргу­ментируя ее разработанной им же самим возрастной перио­дизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я.А. Коменскому, до 24 лет.

Первой ступенью воспитания и образования детей от рож­дения до 6 лет должна быть материнская школа— воспита­ние в семье под руководством матери. Интуитивно являясь тонким психологом, проникшим в мир детских интересов, переживаний и возможностей, исходя из своей сенсуалисти­ческой гносеологии, Я.А. Коменский видел главную задачу воспитания детей этого возраста в развитии их органов чувств, обогащении представлений об окружающей жизни, в разви­тии речи и первоначальных ручных умений. Детально все эти вопросы были рассмотрены Я.А. Коменским уже в одном из его ранних педагогических сочинений — «Материнская шко­ла», благодаря которому он с полным основанием рассматри­вается как родоначальник методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста в современном смысле этого понятия.

За материнской школой у Я.А. Коменского следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек независимо от сословной принадлежности в возрасте от 6 до 12 лет. В отли­чие от многовековой традиции вести обучение в школах только на латинском языке - языке католической церкви и схолас­тической учености, эта школа должна была, пользуясь род­ным языком, сообщать знания о вещах окружающего детей мира, совершенствовать владение общим для всех народным языком, который, по Я.А. Коменскому, является средством укрепления и сохранения нации как таковой.

В отличие от всех существовавших в эпоху Я.А. Комен­ского школ эта школа должна была сообщать учащимся ши­рокий круг реальных знаний, достаточно систематизирован­ных, по арифметике, географии, истории, экономической жизни и государственному устройству, знакомить с различ­ными ремеслами и, конечно, осуществлять религиозное вос­питание на основе чтения текстов Священного писания, пере­веденных на родной язык. Для каждого из шести лет обуче­ния в школе родного языка Я.А. Коменский предполагал написать особый учебник. Часть их он написал, но все они погибли во время пожара в г. Лешно в 1656 г., да и сама идея создания школы родного языка лишь частично была реализо­вана Я.А. Коменским при организации школ в г. Шарош-Патаке (Венгрия).

Третья ступень школьного образования, по Я.А. Комен­скому, гимназия или латинская школа, должна была откры­ваться в каждом городе, будучи предназначенной для юно­шей 12—18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка. На первый взгляд латинская школа Я.А. Коменского похожа на традиционную латинскую школу, существовавшую на протяжении нескольких веков: в ее учебном плане внешне по-прежнему сохранялось изу­чение традиционных «семи свободных искусств». Однако при внимательном рассмотрении в нем обнаруживается ряд прин­ципиальных новшеств, которые сближают эту школу с об­щеобразовательной школой нового времени. Здесь наряду с латинским языком, языком науки, большое место отводи­лось изучению реальных предметов — математики, физики, естествознания; как самостоятельные отрасли знания фигу­рировали история, этика, предусматривалось изучение но­вых языков. Лишь потом, венчая весь курс общего образо­вания, должны были изучаться риторика и диалектика. Имен­но для этого типа школы, Я.А. Коменский разработал целостную систему учебников — «Преддверие», «Открытая дверь языков», «Зал», «Школа-игра», которые принесли ему широкую известность еще при жизни.

Завершающую ступень школьного образования в системе Я.А. Коменского составляли академии - высшие учебные заведения для молодых людей 18—24 лет, проявивших осо­бые умственные дарования. Внешне академии, которые, по замыслу Я.А. Коменского, должны были открываться в каж­дом государстве или крупной провинции, опять же напоми­нают существовавшие с XII столетия университеты с обыч­ными факультетами. Однако и на этом этапе образования, не раскрывая в деталях его содержание, Я.А. Коменский имел в виду сообщение студентам пансофических знаний, т.е. всех обобщенных достижений наук.

Таким образом, Я.А. Коменский практически впервые в истории предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющую юношеству, начиная с раннего детства, дости­гать высот научного образования.

Вместе с этим он разработал оригинальную дидактичес­кую систему, получившую позднее название классно-уроч­ной и сохраняющуюся во многих своих чертах до настоящего времени. Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено четкое распределение со­держания всех видов школьной работы по годам, месяцам и даже дням обучения.

При предлагавшейся Я.А. Коменским системе организации процесса обучения детей одного возраста и приблизительно одного уровня знаний под общим руководством учителя уча­щиеся должны были одновременно продвигаться вперед к еди­ной для всех образовательной цели. Так возникли классы с постоянным составом учеников, учебный год со строго опре­деленным началом и концом, определенная продолжительность учебного дня — от четырех уроков в школе родного языка до шести уроков в день в латинской школе. Все это поразительно напоминает общую организацию обучения в школах многих стран мира, сохранявшуюся на протяжении трех с лишним сто­летий. Предпринимаемые в XX столетии попытки перестро­ить все школьное дело, организацию и методы образователь­ной работы пока что ощутимых преимуществ не показали.

Я.А. Коменский прекрасно знал и обобщил все положи­тельное, что было достигнуто его предшественниками и со­временниками в области методики обучения. Его труды пе­стрят именами тех мыслителей, которые высказали какую-либо интересную мысль относительно организации и методов обучения или требований к ним.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. Н. Джуринский история зарубежной педагогики   Учебное пособие

    Учебное пособие
    В книге доктора педагогических наук профессора А. Н. Джуринского исследуется процесс развития зарубежной педагогики от первобытной эпохи до новейшего времени.
  2. 5 Вопросы-задания

    Литература
    Школа и педагогика за рубежом прошли многовековой исторический путь. Постепенно из суммы идей и концепций педагогика превращалась в науку. На определенных этапах утрачивались позитивные педагогические идеи, чтобы затем возродиться в ином выражении.
  3. Дпп. Ф. 06. История образования и педагогической мысли. Выписка из учебного плана

    Документ
    История образования и педагогической мысли как область научного знания. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире.
  4. Е. А. Механизмы контакта с информационными планами реальности и мегалитические сооружения

    Документ
    "Трансперсональная область психологии уникальна в отношении синтеза и интеграции различных областей знаний, поскольку она признает, принимает и исследует все аспекты человеческого опыта - чувственного, эмоционального, ментального,
  5. Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования. Ббк 74. 03

    Документ
    В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.

Другие похожие документы..